Зах.9:14 ). Прежде чем ангелы начинают трубить ( Откр.8:6 ), сообщается еще об одном важном событии на небе. Появляется еще один Ангел с золотой кадильницей, которую он затем разжигает на золотом жертвеннике перед престолом. Вместе с фимиамом к престолу возносятся молитвы святых, то есть верующих. Такое молитвенное посредничество Ангела известно уже из Ветхого Завета (Рафаил в Тов.12:15 ; Михаил в Дан.10:21 ; Дан.12:1 ; Откр.5:8 ). О содержании молитв прямо не сообщается. Судя по контексту, это молитвы притесняемых на земле христиан. Они, как и души убиенных мучеников на небе ( Откр.6:9–11 ), просят Бога о том, чтобы Он скорее осуществил свое царство и правосудие. Это подтверждается воздействием молитвы. Бог слышит ее. И тогда Ангел с жертвенника, на котором перед этим приносился в жертву фимиам вместе с молитвами христиан, берет огненный жар, то есть угли, наполняет ими кадильницу и повергает этот «огонь» на землю. Образ углей, бросаемых на землю, восходит к пророчеству Иезекииля. Там некоему ангелу отдается приказ бросить на обремененный грехами Иерусалим горящие угли с жертвенника: «Возьми полные пригоршни горящих угольев между… и брось на город» ( Иез.10:2 ). Низвержение огня и пламени – символ проявления гнева Божьего ( Мф.3:10–12 ; 2Фес.1:8 ) и образ грядущих катастроф как предвестий Последнего суда. Раздаются «голоса и громы», появляются молнии и происходят землетрясения – ветхозаветные образы теофании, богоявления. После этого говорится, что семь ангелов приготовились трубить в свои трубы. Звуки труб вызывают дальнейшие «казни». Они затрагивают только грешников и не приносят вреда верным христианам, чьи молитвы как раз и исполняются с наступлением этих «казней». б) Первые четыре трубы: природные катастрофы ( Откр.8:7–13 ) 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. 8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Наша христианская любовь к своим ближним не ограничивается одною земною жизнью, не прекращается и смертью, так как по апостолу любовь никогда не прекращается, не перестает ( 1Кор.13:8 ), а пред Богом все люди и живые и умершие – живы суть, так как Он не есть Бог мертвых, но Бог живых ( Лк.20:28 ). Эта любовь наша к умершим нашим братьям должна проявляться в молитвах ко Господу, в поминовениях и милостынях за них. Молитва живого за умершего собрата нашего есть самый лучший плод любви, и православная наша церковь , заботясь с материнской любовью о спасении всех живых своих чад, не забывает в своих молитвах и умерших членов церкви. Пример молитвы за усопших мы находим прежде всего в Священном Писании Ветхого Завета. Во дни благочестивого вождя Иудейского, Иуды Маккавея, когда, при обозрении павших на поле сражения, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что они и пали), все Иудеи «благословивше правый суд Господень… к молению обратишася» (2Макк.12:39–42). А сам Иуда Маккавей тогда-же, собрав дары истинному Богу, послал в Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву для того, чтобы Бог простил их грехи. Точно также благочестивый Товит завещал сыну своему раздавать милостыню при гробе праведных ( Тов.4:17 ). А премудрый сын Сирахов учит приносить жертвы по усопшим, подавать милостыню и молиться за них ( Сир.7:36 ). И много есть таких мест в св. Писании Ветхого Завета, которые свидетельствуют о том, что еще в Ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за умерших ( Исх.13:14 ; Чис.19:11–12; 20:30 ; Втор.9:25; 34:8 ; 1Цар.31:11–13 ; Пс.85:5 ; Иер.16:7 ). Верование ветхозаветной церкви в возможность облегчить участь умерших молитвою и делами благотворительности за них не только не отменено в новозаветной церкви Иисусом Христом и апостолами, но подтверждено и усилено их свидетельствами о нём. Все христиане, как члены одного духовного тела, или церкви, глава которой есть Иисус Христос, должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ); содействовать друг другу в достижении высших целей своей жизни – спасения ( 1Пет.1:3–6 ); молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и за всех людей вообще ( 1Тим.6:18–19 ); подавать милостыни за них, как жертвы благоприятные Богу ( Евр.13:16 ). В другом месте Христос говорит, что всякий грех и хула простится человеку, хула же на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

5. Он Сам изрек через пророка: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс 49.15 ) 2 . И еще: «Праведно открывать и возвещать всем о делах Божьих» ( Тов. 12:11 ) 3 6. Хотя я несовершенен во многом, я хочу, чтобы мои братья и соплеменники узнали каков я и могли понять желание моего сердца. 7. Мне ведомо то, что сказано Господом моим в Псалме: «Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс. 5:7 ) и еще «Лживые уста приносят гибель душе» ( Прем. 1:11 ) 4 . Также и Спаситель говорит в Евангелии: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф 12.36 ). 8. Так что мне надлежит весьма бояться, в страхе и трепете, того судного дня, когда никто не возможет убежать или скрыться, но всем и каждому предстоит ответить даже за малейшие свои грехи перед судебным престолом Господа Христа. 9. И потому по временам я думал о том, чтобы писать, но до сего дня колебался, поскольку опасался представлять себя пересудам людей, ведь я не учился, подобно другим, равно постигшим закон и Священное Писание , и не менявшим наречия со дней своего детства, но лишь достигавшим в нем все большего совершенства. Мои же слова и речь переводятся на наречие, для меня чужое. То, как я пишу, ясно показывает, искусен ли я в словах и искушен ли в познаниях, ибо, как сказано: «Мудрость узнается в речах, и в понимании, и в знании, и в учении истины» (Ср. Притч. 1:5 ). 10. Но к чему мне оправдания, даже правдивые, особенно если теперь, в старости моей, я стремлюсь к тому, чего не обрел во дни юности, потому что грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал? Кто поверит мне, даже если я повторю уже сказанное? Молодым юношей, безбородым мальчиком, я был увезен в плен прежде, чем познал, чего должен желать и чего следует избегать. Так что ныне я стыжусь и весьма страшусь обнаружить свое невежество, ибо, лишенный красноречия и бедный словами, я не способен изложить то, чего страстно желает мой дух, то, что в моей душе и в моем разуме. 11. Но если бы мне это было дано, как дано другим, я не был бы безмолвен в благодарении. И если бы показалось, что я превозношусь над другими, с моим невежеством и с моей медлительной речью, то написано: «Косноязычные будут говорить быстро и ясно " ( Ис. 32:4 ). Сколь же больше должны стремиться достичь этого мы, о которых сказано: «Вы письмо Христа, обращенное ко всем концам земли... написанное в сердцах ваших не чернилами, но Духом Бога Живого» ( 2Кор. 3:3 ). И тот же Дух свидетельствует, что даже неотесанные люди сотворены Высочайшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrik_Irlands...

Не о предвечном ли совете сказано в словах Иисуса: Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам ( Ин. 5:20 ). Ибо, что творит Он (Отец), то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ). О совете Божием говорится в описании шестого дня творения и, одновременно, он называется, обычно, предвечным. Так предвечно, или во время творения? Так размышляет об этом св. Филарет Московский : «Совет Божий вечен. Ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ). Но Моисей низводит оный во время, дабы показать его тем в большей близости к человеку» 95 . Так вечность входит во время, и то, что вечно, раскрывается во времени. В чем суть и смысл совета Пресвятой Троицы? Бог пребывает в вечной самотождественности. В Нем ничто не появляется и ничто не исчезает. Вечная мысль Творца о человеке, как Своем образе, раскрывается в тварном мире в творении человека. Св. Филарет Московский конкретизирует это таким образом: «Именем совета, Деян. 2:23 ; Еф. 1:11, следственно, и действием советования изображается в Св. Писании Божие предведение и предопределение». Апостол Павел говорит об этом так: Ибо, кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями ( Рим. 8:29 ). Предвечный совет Св. Троицы таинственно раскрывается в удивительной иконе прп. Андрея Рублева «Живоначальная Троица». 3.3. Имя человека И сказал Бог: сотворим (создадим) человека... ( Быт. 1:26 ) Высшее творение Божие наименовано (Адам). Слово Адам редко употребляется в Писании, как собственное имя первого человека. С несомненностью можно указать пять текстов: Быт. 4:1, 25; 5:1, 3 ; 1Пар. 1:1 ; Тов. 8:6 ; Сир. 49:18 . При этом, более чем 500 раз это слово употреблено в нарицательном значении, как о человеке вообще. В переводах, слово «адам», как правило, переводится просто, как «человек». Можно отметить три значения наименования человека. Слово (адам) произведено, скорее всего, от родственного ему слова (адом), что значит «красный» и указывает на «красную землю», на глину, от которой он был взят и образован.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стало быть, этим местом Откровения не разоряется, а подтверждается учение Православной Церкви о молитвах умерших святых за Церковь земную и за тех, которые испрашивают у них молитв. Откр.8:3–4 . «И пришёл иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Объяснение. Для уяснения этого места необходимо обратиться к параллельному месту Ветхого Завета: Чис.16:46 . Как там, так и здесь разумеются молитвы ходатайственные, отвращающие от людей окончательную гибель. К молитвам святых присоединяется фимиам, который имеет особенное свойство направляться вверх, и то же свойство приписывается и молитве людей: Пс.140:2 . Присоединяясь к благоуханию жертвы Христовой: Еф.5:2 , ходатайственные молитвы святых легко возносятся пред Бога рукой Ангела (здесь основание для почитания Ангелов). 3Цар.8:39 . «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». Объяснение. Здесь говорится лишь о том, что Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: 2Пет.1:3–4 ; Лк.1:28 . Ангелы знают, что совершается на земле, а следовательно знают и наши нужды: Тов.12:12–13 ; Пс.90:10–13 ; Евр.1:14 , поэтому-то как к святым Ангелам, так и к святым угодникам и прибегаем с молитвой о ходатайстве за нас пред Богом: Быт.20:6–7 ; Иов.42:7–8 ; ср. Мф.10:40 . Пс.29:10 . «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?». Объяснение. Кровью называется здесь плоть, потому что плоть не что иное, как сгущённая кровь. Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, как бы так говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь через постигшее меня бедствие? ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Напрасно же греко-российская церковь хвалится и гордится своими мощами и, будто бы, богоявленными, чудотворными иконами; мы гордимся и хвалимся только Господом ( 1Кор. 1:30 ) и Его Единого молим, да сохранит нас от беззакония, и да просветит разум людей». Третью заповедь молокане понимают в смысле совершенного запрещения клятвы; как понимают они четвертую заповедь, это мы уже знаем; пятую заповедь они проходят молчанием, так как отвергают почитанае кого бы то ни было из людей: шестою заповедью, по их толкованию, запрещаются не только обыкновенные убийства, но и войны, и смертные казни. Седьмую заповедь объясняют так: «Брачное сожительство установлено Самим Господом Богом еще во время пребывания человека в земном раю ( Быт. 2:18–22; 1:28; 2:23–24 ). То же самое подтверждает и Иисус Христос ( Мф. 19:3–9 ). В Св. Писании есть подробное описание того, с кем запрещено находиться в половом сожительстве; эти запрещения от Самого Господа Бога ( Лев. 18:6–18; 22–23; 29–30 ; Сир. 9:3–11; 22:20–35 : 1Кор. 6:15–18, 19–20 ). Образ самого бракосочетания заимствуем из Св. Писания, из книги Товита Тов. 7:10–12 : «и сказал Рагуил Товии: ешь, пей и веселись, ибо тебе надлежит взять мою дочь… возьми ее теперь же по праву… И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их». На основании этого, бракосочетание совершается у нас следующим образом. Оно начинается благословением отца и матери следующими словами: «чадо, помни сотворившего тя, во днех юности твоея, и вся дни чти Господа Бога нашего и да не похощеши согрешити и преступити Заповеди Господни: правду твори вся дни живота твоего, внемли себе, чадо, от всякого блудодеяния. Вступив вы в святое и Богом благословенное супружество, почтите оное благословением и сохраните между собою любовь и согласие, егда благословит вас Бог, и узрите чад своих и плод чрева своего, привлечете на себя благословение Божие и мирное житие; сего ради и наше родительское благословение на вас пребудет, да благословит вас Господь Бог принять супружество и сохранить в чистоте: сего усердно желаем, да будет благословение на вас, и призываем имя Бога милосердного: буди на вас благословение Господне всегда, и ныне, и во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Здесь Апостол говорит об укрощении плотских страстей, что лучше всего воз­можно посредством поста, и это усмирение плоти он называет словесным служением. В-четвертых, ПОЛЬЗА святого поста состоит в том, что он представляет собой искупление грехов и умилостивление Его праведного гнева. Так, сыны Израилевы, пос­тясь, умилостивили Бога и обрели преславную победу ( 1Цар. 7 ). Так, царь Ахав, нечестивец, убийца и разбойник, отобрал виноградник Навуфея, а его самого убил, однако, постясь, он получил послабление и отчасти укротил гнев Божий постом и усмирением плоти (3 Цар, 21). Так поступили и Ниневитяне, утолившие гнев Божий всеобщим и строгим постом (Иона, 3). Так было и во времена Есфири ( Есф. 4 ). Так было и во времена Иудифи, когда народ благодаря посту избежал неминуемой смерти ( Иуд. 4 ). К посту призывает всех и пророк Иоиль в главе 2: Но и ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем серд­цем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши ( Иоил. 2, 12–13 ). В-пятых, ПОЛЬЗА святого поста состоит в том, что благодаря ему можно зарабо­тать и упросить Бога, чтобы Он подал какие-либо блага, временные и вечные. Так, Анна жена Елканы, постом упросила у Бога сына Самуила ( 1Цар. 1 ). Поэтому святой Амвросий и говорит: «Чрево, бывшее праздным, наполнилось сыном». Так, Давид постился, чтобы упросить Бога оставить жизнь его больному сыну ( 2Цар. 12 ). Так, Сарра избавилась от бесов благодаря посту ( Тов. 3 ), что подтверждает истинность Слов Христа: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ). Но особенно убедительно показана польза святого поста для того, чтобы, потру­дившись, упросить Бога подать некие временные и вечные блага, в Словах Христа: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тай­ное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 17–18 ) Что же Он воздаст? Не что иное, как награду. Ибо здесь Христос противопоставляет нелицемерный пост лицемерному фарисейскому пос­ту, так как фарисеи, постясь, мрачнели в лице, желая прославиться за пост среди людей. Поэтому Христос говорит о них: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою ( Мф. 6, 16 ), то есть похвалу от людей. А нелицемерный пост ожидает не такой на­грады, то есть не славы человеческой (ибо совершается втайне), а награды Небесной, чтобы исполнились Слова Христа: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Поскольку за святой пост Христос обещает награду, то постящиеся могут своим нелице­мерным постом заработать себе и упросить Бога подать блага, временные и вечные. Все остальное, тоже относящееся к пользе от святого поста, можно отнести к какому-либо из этих пяти аспектов. Глава 6. Твердость установления о посте вообще от свидетельств боговещанных Святых Отцов, восхваляющих Святой Пост

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Новобрачному давался дружко, который исполнял приказания его и занимался угощением гостей ( Ин.3:29 ). При новобрачной находились ее подруги. Собрание гостей было оживляемо музыкою, пением, остроумными беседами ( Ис.5:12 ; Ам.6:5 ; Пс.68:13 ; Сир.32:7 ). Во время пира молодые люди загадывали загадки, а новобрачный давал подарки тем, кто отгадывал их. Иногда новобрачный сам загадывал их ( Суд.14:12 ). Войти на пиршество не в брачной одежде значило показать неуважение к торжеству. Таких гостей выгоняли: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?... Возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» ( Мф.22:12–13 ). (р) Евреи хоронили умерших иногда в стенах города, но такие случаи были только исключениями; они допускали только для лиц важных: «И умер Самуил... и погребли его в Раме, в городе его» ( 1Цар.28:3 ); «И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду, при доме его» ( 4Цар.21:18 ). Обыкновенно же Евреи хоронили умерших за городом: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего» ( Лк.7:12 ). Для погребения умерших Евреи пользовались или естественными пещерами, которых в Палестине много, или хоронили в пещерах, нарочито иссеченных в горе. Вход в пещеру заваливался камнем, или, во втором случае, закрывался каменной плитою: «То была пещера, и камень лежал на ней» ( Ин.11:38 ); «Во гробе моем, который я выкопал в земле Ханаанской, там похорони меня» ( Быт.50:5 ). При погребении умерших, Евреи употребляли в большом количестве ароматические вещества: «Пришел также Никодим…, и принес состав из смирны и алоя, литр (фунтов) около ста» ( Ин.19:39 ); «И почил Аса... и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (Пар.16:13–14). Этим обыкновением объясняется смысл выражений Св. Писания: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» ( Еккл.7:1 ). При оплакивании умершего, которое продолжалось 8, а иногда 30 дней, родственники приглашали особых плакальщиц ( Иер.9:17–18 ). К причитаньям, в которых плакальщицы восхваляли добродетели умершего, присоединялась игра на музыкальных инструментах: «И когда пришел Иисус в дом начальника, и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон: ибо не умерла девица, но спит» ( Мф.9:23 ). Вероятно, родственники умершего не готовили себе пищи во все дни плача, потому что в Св. Писании говорится, что им другие посылали хлеб и «чашу утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ; Иез.24:17 ). Этим, кажется, можно объяснить выражение: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Для выражения печали, родственники умершего раздирали свои одежды, одевались во вретище ( Быт.37:34 ), посыпали голову пеплом ( 2Цар.1:2 ) и остригали волосы ( Иов.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010