Свое повествование он начал так: «Овдовел я сравнительно молодым. Долго тосковал по своей супруге, но чтобы не предаваться отчаянию, пьянству, а с ним и другим греховным порокам, я поставил для себя правилом возможно чаще совершать Божественную Литургию и за оной поминать дорогую покойницу. Это постоянное трезвение давало мне относительный покой, однако ж, при всем том я никак не мог удерживаться от посещения могилы, где была погребена моя жена. Здесь, вдали от жилья и шума людского, я давал полную волю своим слезам и нередко роптал на судьбу, спрашивая: кому и зачем понадобилась так скоро смерть жены?.. В одно из таких посещений места упокоения матушки со мною случилось нечто необыкновенное, и это нечто отвадило меня от частых прогулок на могилу, над которой чуть не ежедневно я проливал потоки горьких слез. Произошло следующее. Когда я был всецело поглощен мыслью о тяжелой утрате своей супруги, вдруг явственно, при лунном свете, я заметил силуэт женщины, спускающейся по склону горы к месту моего нахождения; она была одета в «дипломат» и в платье точь-в-точь, как у моей жены. Я был заинтересован и стал вглядываться пристальнее в движущийся предмет, чтобы узнать, кто бы это такая могла быть в столь поздний час и в таком пустынном месте. Но вот силуэт стал обрисовываться яснее и яснее и о, радость!.. Я узнал в приближающейся женщине свою жену, ее походку, – она так же, как и при жизни, осторожно спускалась ниже, по направлению ко мне, придерживая левой рукой платье. Наконец, она подошла вплотную ко мне. У меня от радости закружилась голова – я забыл, что предо мною покойница, и собрался было, в чаду забвения, говорить с женою и корить ее за долгую отлучку, но… вовремя опомнился и овладел собою: радость моментально сменилась ужасом, я чувствовал, как у меня волосы на голове подымаются дыбом, мне стало понятно, что предо мной стоит духовным своим существом моя матушка, и именно «она», а не воображение расстроенного мозга, не призрак, созданный мною, – нет, это – моя супруга, которую вот тут похоронили. Однако, она продолжала стоять предо мною и так внушительно, укоризненно строго, молча, смотрела на меня ясными очами, точно хотела проникнуть в мою душу. По мне пошел холод, колени мои дрожали, я близок был к обмороку. Собрав, наконец, все присутствие духа, я сделал по направлению к жене крестное знамение и – видение исчезло, как бы испарилось. С тех пор я более молился, менее плакал и тосковал, приняв ее укоризненный взгляд за запрещение нарушать ее мирный могильный покой своими сетованиями, ни к чему не ведущими, кроме лишь расстройства собственного здоровья» («Тобольские епархиальные ведомости», 1906),

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая, что по резолюции, полученной за подписанием кабинетных господ министров декабря 28-го дня прошлого 738-го года, определено, которые священного и прочего духовного чина люди польской и литовской нации ради гонения от униатов за благочестие вышли оттуда в Россию после того времени, как о присягах состоялись указы, и которые впредь выходить будут, со оных всех штрафа брать не надлежит, ибо они тогда в России не жили и за подданных не почитались, однако ж всех их ныне к присяге немедленно привесть, и впредь вышедших приводить, а без того не токмо к местам не определять, но и жить в Украйне не попускать. А понеже Святейший Синод уповает, что после того, когда о учинении оных присяг состоялись Её Императорского Величества указы и мирские польской и литовской наций выходцы, может быть, при духовных персонах и при школах в разных местах обретаются, – того ради приказали о упомяненных после состояния о учинении оных присяг указов в Россию вышедших мирских объявленных наций людях, ежели где таковые при духовных персонах и при школах имеются, что не повелено ль будет и их к присягам привесть, и впредь выходящих приводить так, как вышеозначенною резолюциею и о духовных чинах определено, без всякого штрафа, сообщить в Кабинет Её Императорского Величества. 3392 . – 29 марта. О предписании Антонию, митрополиту Тобольскому, открывать в своей епархии как можно больше школ, заблаговременно заключать контракты с учителями и покупать книги в Московской Синодальной Типографии, для чего послать нарочного; о сообщении Правительствующему Сенату, что священнослужительские дети должны посещать духовные училища, дабы быть готовыми к священству, почему надлежит всех находящихся в светских училищах и канцеляриях по Тобольской епархии оттуда уволить; о предписании преосвященному Тобольскому наблюдать за правильною доставкою монастырями сборов на содержание школ и представлять Св. Синоду ведомости о приходе и расходе епархиальных сумм

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В МДА прошла национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль» Москва, 16 июня 2019 г.      13 июня 2019 года в Московской духовной академии прошла национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль», сообщает Патриархия.ru . Подготовкой и проведением конференции по благословению ректора архиепископа Верейского Амвросия занималась кафедра Церковной истории. Мероприятие было приурочено к 15-летию образования кафедры. Вниманию участников конференции исследователями истории Церкви были представлены 23 доклада. Работа форума проходила в рамках пленарного заседания и двух тематических секций. Конференция началась с пленарного заседания в Елизаветинском зале музея МДА, открывшегося докладом заведующего кафедрой Церковной истории профессора А.К. Светозарского «Архиепископ Варнава (Накропин): неожиданная апология». Докладчик рассказал об основных событиях биографии архиепископа и проанализировал неизвестный исследователям труд заведующего библиотекой МДА (1956-1969 гг.) В.М. Волкова «Необыкновенный архиерей. Биографический очерк». Данный труд представляет собой жизнеописание архиепископа Варнавы на основе сведений периодических изданий («Тобольские епархиальные ведомости», «Колокол», «Церковный вестник») и личных впечатлений. Затем слово было предоставлено директору Центра национального историко-культурного наследия Государственного академического университета гуманитарных наук протоиерею Александру Абрамову. Отец Александр выступил с докладом «Историческая политика: опыт зарубежных стран». В докладе был рассмотрены попытки правительств таких стран как Германия, Франция, Испания, Польша и Украина, пытавшихся влиять на восприятие прошлого, интерпретацию исторических событий и работу ученых-историков. Элементами такого влияния отец Александр назвал законодательные акты, создание институтов национальной памяти, смену названий (городов, улиц), процедуры коммеморации, строительство и разрушение мемориалов, образовательные программы, особые фильтры при доступе к архивам, комиссии по установлению истины, символические жесты и создание продуктов массовой культуры.

http://pravoslavie.ru/121863.html

Таким образом, одно уже нахождение под судом было бы равносильно, а во многих случаях и несравненно тяжелее самого осуждения, потому что обвиняемые в маловажных преступлениях и проступках по службе, подвергающих лишь незначительным взысканиям, вынуждены были бы оставлять свой дом и свои занятия, чтобы отправиться за 700 или более верст, проживать в городе многолюдном, где жизнь особенно дорога. Еще более затруднений представляла бы пересылка подсудимых и вывоз свидетелей в палату из мест, отстоящих от нее на протяжении нескольких губерний. В этих случаях, кроме затруднений, увеличатся чрезмерно и судебные издержки, которые, при несостоятельности большей части подсудимых, принимаются на счет казны”. („Суд. уст.” изд. гос. канц. 2, 409, 410). Так рассуждали при составлении судебных уставов о затруднениях, соединенных с отдаленным судом. Но не так видно рассуждают те, которые проектируют только восемь духовно-окружных судов для всей Русской церкви, если верны показания „Москов. ведомостей”. Впрочем, если бы даже и не были точны показания „Моск. вед.“, если бы окружных судов было предположено не восемь, а положим по одному на каждые три или даже две епархии, т. е. 20 или 30 судов, то и в этом случае указанные затруднения только отчасти были бы уменьшены, но не устранены совершенно. Наши епархии очень обширны по своему пространству: менее 30 тысяч квадратных верст пространства занимают только три епархии – калужская (27 т.), московская (29 т.) и тульская (26 т.); каждая из остальных епархий занимает пространство более 30 т. кв. верст, а не малое число епархий простирается более чем на 100.000 кв. верст (архангельская 661 т., астраханская 192 т., вологодская 348 т., вятская 126 т., донская 135 т., енисейская 2.211 т., иркутская 618 т., новгородская 101 т., олонецкая 118 т., оренбургская 230 т., пермская 292 т., самарская 139 т., тобольская 1,306 т., томская 759 т., уфимская 104 т.). Устное судопроизводство, требующее непременно личного присутствия в судебном заседании подсудимых и свидетелей, само в себе заключает необходимое требование, чтобы суд неудаляем был от подсудимых, а по возможности приближен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«Я совсем не знаю, что это за глухая исповедь. Между тем все крестьяне знают о глухой исповеди», – писал в Тобольские епархиальные ведомости один иерей, искавший разъяснений у старших коллег (Глухая исповедь, ?: 1327). Тут всё же следует иметь в виду одно обстоятельство. Судя по всему, крестьянам было хорошо известно, что за промедление с визитом к больному и попущение смерти без покаяния священник заслуживал строгого наказания. Отказать в просьбе явиться к одру умирающего духовный отец не мог, а потому прихожане позволяли себе «посылать за попом» в любое время суток. В летнюю пору, когда свободное время крестьян было ограничено, за священником часто приезжали по ночам. Как писал один иерей, «у крестьян расчет верный: для него день дорог, а поп и ночью не посмеет отказаться – для приобщения; поэтому «чем день терять, лучше ночью съездить за попом» (Б-въ, 1875: 85). Замечу, что чудесное явление священника с Дароносицей к постели умирающего отшельника – характерный сюжет агиографической литературы (см, например, Мороз, 2009: 233, 249). Выстрел в частицу Святых Даров, выплюнутую и вложенную в трещину дерева, – кощунство, как считалось, даровавшее человеку колдовскую силу, – еще один пример буквального отождествления Даров и Бога (см. Колчин, 1899: 23). Вариантом здесь могут служить прямые призывы выстрелить в образ Иисуса Христа, который якобы должен показаться в момент испытания. Другим примером может служить здесь ссора между супругами (см., например, Из воспоминаний, 1887: 15).   Комментарии ( 5): Хрисанф, поселок Керосс 25 августа 2011г. 15:20 Спасибо за исследование, но вот цитата: " Выстрел в частицу Святых Даров, выплюнутую и вложенную в трещину дерева, – кощунство, как считалось, даровавшее человеку колдовскую силу, – еще один пример буквального отождествления Даров и Бога (см. Колчин, 1899: 23). Вариантом здесь могут служить прямые призывы выстрелить в образ Иисуса Христа, который якобы должен показаться в момент испытания. " - Странно, что ни разу не упомянут в статье случай со Святыми Дарами, описанный Ф.М.Достоевским в дневнике писателя за 1873 год, глава 5.

http://bogoslov.ru/article/1910434

Резолюция. По сему сообщению из вышеобъявленных церковников и священнослужительских детей, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, а сами записаны в купечество и в цехи, и положены в подушный оклад, и по канцеляриям в рассыльщики определены, для представленных от Святейшего Синода резонов по-прежнему к церквам определить и, выключа из подушного оклада, в ведомство синодальное отдать токмо тех, кои по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками и к произвождению в священство надёжны, и притом накрепко подтвердить, чтоб под видом достойных неспособные к тому отнюдь выключены не были; а сколько оных уволено и из подушного оклада выключено будет, о том в Кабинет подать ведомость. Именем Его Императорского Величества, – Иоанн регент и герцог. ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЗВАНИЕ ЕПАРХИЙ Сколько в которой праздных без священно и церковнослужителей Сколько к тем праздным церквам священно и церковнослужителей потребно протопопов дьяконов певчих и подьяков дьячков пономарей сторожей и звонарей Синодальной области в Московских шести сороках да сорока девяти духовных (кроме Рыльского, Нижеломовского, Пензенского, Солигаличского, Козловского, Торопецкого и Торцкой десятины) правлениях Новгородской Казанской Астраханской Тобольской Ростовской Псковской Смоленской Крутицкой Нижегородской и с приписными синодальной области городами Белоградской Суздальской Коломенской Архангелогородской Устюжской Воронежской кроме городов Бахмача, Павловска и Острогожска Рязанской А о священно и церковнослужителях, колико потребно вдобавок, ведомостей не прислано

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда понятно и существующее у нас требование, чтобы при браках в указанных родственных степенях, в случае смешения родственных имён, «дабы совесть была мирна и покойна и у совершителей сего таинства, и у брачующихся между собою, подобает просити благословения архиерейского на сии браки» (см. «Наставление иерею, како чинити обыск по законам церковным и гражданским», изд. Киевопеч. Лавры, 1866 г., 20 стр. на обор.). е) отца и сына на троюродных сёстрах – в семи степенях, и, наоборот, с женской стороны в тех же степенях, так как в сказанных случаях произойдёт смешение родственных имён и отношений чрез брачные сочетания лиц; где же такового смешения не произойдёт, там браки в шести и семи степенях не возбраняются, например, дед и внук могут быть повенчаны на тётке и внуке от сестры её (т.е., дед на тётке, а внук на сестре), в шести степенях; дядя и племянник на тётке и племяннице (т.е., дядя на тётке, а племянник на племяннице), в шести степенях; тем паче не возбраняется венчать священникам браки прихожан от шести, семи и дальнейших степеней в кровном и двухродном родстве, от четырёх в трёхродном (Ц.О.В. 1877 г.; см. Св. ук. и зам.; см. также Сам. Е.В. 1898, 1). – Тобольским епархиальным начальством (в виду того, что причты не венчали браков безусловно в 6 и 7 степени свойства и отказывали в повенчании и таких женихов и невест, которые состояли между собою в 8-й степени родства и свойства и даже в степенях 9-й и 10-й), в дополнение циркуляров по брачным делам, отпечатанных в «Тобольских Епархиальных Ведомостях» за 1886 г. в 4 и за 1888 г. в 5 и 6, было, между прочим, подтверждено духовенству епархии, чтобы оно женихов и невест, состоящих между собой в пятой степени трёхродного родства, в 8 степени родства кровного и в 6 и 7 степенях свойства, т.е., двухродного родства, в случаях указанных в циркуляре, отпечатанном в 5 и 6 «Тобольских Епархиальных Ведомостей» за 1888 год, венчали, не испрашивая на то разрешения епархиального Преосвященного, – под опасением за противное ответственности по закону и уплаты денег просителям за все понесённые ими убытки по подаче ими просьб (Тобол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

д. Ко времени учреждения Синода вотчины церковных учреждений оказались разоренными и были возвращены под высшим ведением Синода в заведование епархиальных властей. Однако устранить светские власти от вмешательства в управление архиерейскими вотчинами было невозможно, т. к. обязанность собирать подушную подать с 1718 г. оставалась их прерогативой. Только к кон. 1727 г. Синод добился высылки из большинства епархий ведомостей для определения окладов и сбора подушной подати. Еще более пагубным для экономики А. д. было изъятие у них промысловых угодий и доходных статей (рыбных ловель, мельниц, мостов, кузниц, перевозов, ярмарок, соляных варниц). В ведомство Монастырского приказа в 1701 г. эти доходные статьи были отписаны у крутицкого и нижегородского А. д., в 1704 г.- у астраханского, казанского и холмогорского, в 1723 г. в ведомство Коллегии экономии перешли доходные статьи тобольского А. д. Во времена Анны Иоанновны с владений архиереев был даже учрежден сбор на содержание конных заводов. В период правления Елизаветы Петровны , когда место Коллегии экономии заняла Канцелярия синодального экономического правления, положение А. д. неск. улучшилось. Открытые в 40-х гг. XVIII в. С.-Петербургская, Московская, Переславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская епархии содержание получали из средств мон-рей, обращенных с этой целью в кафедральные. Синод удержал в своих руках сборы с области своего бывш. управления, поступившись только средствами Тамбовской кафедры, а Коллегия экономии уступила лишь «заопределенные» средства кафедральных мон-рей. Статьями расходов А. д. являлись: расходы церковно-богослужебного характера, выдача жалованья соборянам, придворному и домовому штату, содержание архиерея и его штата, содержание архиерейских подворий в Москве и С.-Петербурге. Расходы в «определенных» А. д. всегда превышали доходы. До учреждения Синода устройство школ зависело от личной инициативы архиереев и происходило за счет А. д. В 1702 г. была открыта школа при ростовском А.

http://pravenc.ru/text/76496.html

В ряде изданий при описании отдельных церквей и приходов приведены (полностью или частично) тексты различных исторических документов, в т. ч. фрагменты писцовых и переписных книг, царских грамот и др. Основными источниками сведений для данного раздела служили обычно либо клировые ведомости (ежегодные отчеты о состоянии церкви, прихода и клира), к-рые регулярно велись при каждом храме их настоятелями, либо специально разработанные епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами программы и инструкции для описания церквей и приходов, рассылавшиеся причтам, а в нек-рых епархиях печатавшиеся также на страницах епархиальных ведомостей и др. периодических изданий. Историко-статистические сведения о мон-рях имеются в 33 описаниях. Владимирское описание 1906 г. посвящено мон-рям. Материалы об обителях Архангельской епархии составляют отдельный выпуск, изданный в 1902 г. В 19 описаниях (архангельском 1795 г., варшавском, владивостокском, донском, минском 1864 г., пензенском, подольском 1893 г., рязанском 1863 г., петербургском 1869-1885 гг., симбирском, 2 таврических, тамбовском 1911 г., тверском, тобольском, харьковском, черниговском 1873-1874 гг., ярославском и саратовском 1882 г.) данные о мон-рях выделены в особые разделы. В описаниях подольском 1895 г., полтавском, рязанском 1884-1891 гг., смоленских, тамбовском 1861 г. и уфимском сведения об обителях приведены внутри списков церквей, причтов и приходов. В описаниях воронежском 1904-1909 гг., могилёвском и с.-петербургском 60-х гг. XIX в. присутствуют статьи, посвященные отдельным мон-рям, а в оренбургском и орловском 1899 г. сведения о нек-рых обителях имеются в текстах общих очерков по истории этих епархий. О мон-рях приводятся различные данные: местонахождение, статус, время существования, исторические сведения, описание храмов и др. построек, достопримечательности и особо чтимые святыни, количество земли, состав угодий, средства содержания, число монашествующих и послушников (послушниц), списки настоятелей и настоятельниц, перечень учебных и благотворительных заведений.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Если есть (многочисленные) исключения, то мы этим обязаны не столько духовной школе, сколько собственной работе над собой и преподавателей и представителей нашего духовенства. Это – самоучки, автодидакты. Школа только не заглушить их благих стремлений. Но эта отрицательная заслуга свидетельствует скорее о недостатках, чем о достоинствах школы. В большинстве же случаев мы видим людей апатичных, которые берутся за свое педагогическое и пастырское дело, без знания и без любви к нему, а потому и ведут его каким-нибудь, с «небрежением» ( Иер.48, 10 ), «нуждою», но не «волею» ( 1Петр. 8, 2 ). Теперь все говорят о «призвании», но ведь призвание есть именно расположение и любовь к избираемой деятельности. Если на педагогическое и пастырское поприще идут люди без призвания, то это значит, что школа не воспитывает в них, вопреки своему назначению, ни любви, ни расположения к такой деятельности, а наступающим затем житейская борьба с нуждою, из-за куска хлеба, заглушает сознание высокой нравственной цены самого дела и благие порывы даже и у тех, у кого, по выходу из школы, возгорелось желание быть деятелями непостыдными. Ужасен смысл признания Тобольских семинаристов в ответ на запрос студентов Московской духовной академии. Тобольские семинаристы пишут: «Принимающих сан священства, по искреннему убеждению, из окончивших нашу семинарию мы ни одного не знаем» 4 . Я не говорю о причинах, но таков печальный результат. В-третьих, никто не станет отрицать того факта, что наша духовная школа в её настоящем состоянии уже осуждена. Она осуждена даже теми, кто хотя и стоит за её исторически сложившийся настоящий тип, но все-таки требует существенных поправок, не решаясь примириться с её теперешней дезорганизацией, превращающейся в хроническую болезнь. Можно не соглашаться с этим суждением, но отрицать его нельзя. Это факт. Первее всего, она осуждена нашей правящей иерархией, как это видно из «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (Спб. 1906 г.); затем, она осуждена нашим епархиальным духовенством на съездах и совещаниях, как можно это усмотреть даже из журналов и протоколов, печатанных в местных «Епархиальных Ведомостях», хотя в них внесено далеко не все, что на этих съездах и совещаниях говорилось; далее, она осуждена в отзывах и проектах преобразования, представленных 57-ю правлениями духовных семинарий и четырьмя академиями; присоедините к этому суждение членов Предсоборного Присутствия, которые все выходили из того предложения, что духовная школа не может далее оставаться в том расстроенном положении, в каком теперь она находится; наконец, она осуждена прессою светской и духовной, не только нашей отечественной, но и иностранной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010