Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. (Сребницкий; кон. XVII в.- 12.06.1751, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Учился в Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академиях. С 1722 г. служил в Белгородской и Обоянской епархии: был архидиаконом при еп. Епифании (Тихорском;1731). С 1727 г. в сане архимандрита являлся настоятелем Николаевского мон-ря Белгорода, вскоре назначен судьей Белгородского архиерейского дома. Еп. Епифаний не только сделал его своим душеприказчиком, но и в предсмертном письме архиеп. Новгородскому и Великолуцкому Феофану (Прокоповичу) ходатайствовал за Н. как за одного из 2 желательных преемников. Однако на Белгородскую кафедру был хиротонисан архим. Досифей (Богданович-Любимский; 1736). В сент. 1732 г. Н. подал в Синод прошение о переводе в др. епархию. Пока оно рассматривалось, он попал под следствие из-за недостачи крупной суммы денег, оставшихся от еп. Епифания, и был вызван в С.-Петербург с приходо-расходными книгами. Выяснилось, что деньги израсходовал сам покойный епископ. В Белгородскую епархию Н. не вернулся, приняв назначение настоятелем Псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 25 янв. 1734 г. Н. был вызван в столицу на чреду служения и определен судьей С.-Петербургского духовного правления «для обучения и присмотрения к делам» (до 7 июня 1738). До 1742 г. в С.-Петербурге не было собственного архиерея: вместе с освобожденными в ходе Северной войны (1700-1721) землями (Шлиссельбургский, Копорский и Ямбургский уезды, Кронштадт) и завоеванным г. Выборгом новая столица России входила в состав небольшой по территории Синодальной обл. Благодаря покровительству архиеп. Феофана Н. быстро продвигался по службе: 4 июля 1734 г. он стал настоятелем Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , а 11 февр. 1736 г.- Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. 20 июля 1736 г. имп. Анна Иоанновна пожаловала его званием члена Синода. В сент. 1736 г. Н. присутствовал при кончине архиеп. Феофана и участвовал в погребальных службах в С.-Петербурге не только как член Синода, но и как душеприказчик почившего.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

В Киеве жил в Печерском Монастыре и ходил учиться на Подол в Братский Монастырь. С 1722-го года он был иеродиаконом Змиевского Монастыря, приписного к Киево-Печерской Лавре. Здесь в 1726-м году он был посвящен преосвященным Белгородским Епифанием (Тихорским), в епархии коего находился Змиевский Монастырь, во архидиакона. В завещании преосвященный Епифаний, скончавшийся в 1731-м году, указывал, как на жолательного своего преемника, после иеромонаха Никодима, на архидиакона Феодосия. Но, взамен избрания на архиерейскую кафедру, Феодосий получил из Петербурга предписание впредь именоваться не архидиаконом, а иеродиаконом. В 1733-м году он вызван был в Петербург для объясненишя по делу о завещании преосвященного Епифания. В 1736-м году быд назначен игуменом Ахтырского Свято-Троицкого Монастыря и здесь оставил по себе добрую память благоукрашением храмов. В 1742-м году переведен в Сергиевскую Свято-Троицкую Лавру. Здсь он обратил на себя внимание Императрицы и был назначен в Петербург. Хиротония его состоялась в придворной церкви, в присутствии Государыни, 10-го марта 1745-го года 2938 . После пятилетнего святительствования в Петербурге архиепископ Феодосий скончался 22-го апреля 1750-го года, в 9-м часу утра. Погребен в Благовщенской церкви у правого клироса 2939 . Он имел от Государыни драгоценный наперсный крест, с ее вензелем, усыпанный алмазами и яхонтами. Крест пожалован Государыней Монастырю. Проданное его имущество принесло Монастырю около 160-и рублей 2940 . Преосвященный памятен заботами о благоукрашении храмов, о благочинии среди духовенства, об обучении детей духовенства. Преемником, ему был архиепископ Сильвестр. Архиепископ Сильвестр происходил из Малороссийского знатного рода. Отец его был бунчуковым товарищем. В ряду родных его рода были прославившийся верностью Престолу Кочубей и Малороссийский гетман Данииил Павлович Апостол. Архиепископ Сильвестр, в мире Симеон Петрович Кулябка, родился в Лубнах. Год рождения указывается различно, 1701-й и 1704-й. Образование получил в единственном тогда в Малороссии высшем учебном заведении – Киевской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Кременецкий Григорий, в 1739 году принявший монашество с именем, Гавриила; в следующем году он назначен был ректором семинарии и в этом звании оставался до 1748 года. Скончался в 1783 году в сане, митрополита Киевского 261 ). Зертис-Каменский Андрей, сын греческого купца из Нежина, в 1739 году принявший монашество с именем Амвросия; в 1740 году он назначен был префектом семинарии и оставался в этой должности до 1748 года. Скончался мученически в 1771 году в сане московского архиепископа 262 ). В 1748 году Кременецкий и Зертис-Каменский перевели на русский язык «Зерцало историческое государей Российских» Адама, в православии Никодима Селлия 263 ). 7) Иркутская семинария. Начало Иркутской школе положено в 1721 году. В этом году архимандрит Антоний Платковский, воспитанник Московской Академии, еще до открытия Иркутской епархии, задумал завести при Вознесенском Иркутском монастыре школу славянскую и мунгальскую и действительно вскоре учредил ее. Он отбыл в Пекин в 1728 году; но его дело продолжал св. Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который собирал учеников в эту школу и поддерживал ее. В 1785 году ученики этой школы были распущены по домам. В 1739 году в Иркутской архиерейской школе училось 26 человек, и из них 20 букварю и 6 человек пению 264 ). Много сделал для этой школы бывший профессор Киевской Академии архимандрит Платон Малиновский, в качестве ее учителя, в 1740–1 году 265 ). 8) Белогородские школы и Харьковский Коллегиум. В 1722 году преосвященный Белогородский и Обоянский Епифаний Тихорский, воспитанник и бывший учитель Киевской Академии, основал в Белгороде славяно-русскую архиерейскую школу; но в 1726 году эта школа, по желанию и настоянию главнокомандующего на Украине князя Мих. Мих. Голицына и при его содействии, перенесена была в Харьков и преобразована в Коллегиум, с полным курсом наук, по богословие включительно 266 ). 16 марта, 1731 гола Коллегиуму пожалована была Высочайшая грамота 267 ). В этом году всех школьников в епархии было 260 человек 268 ). Один из преемников преосвященного Епифания архиепископ Петр Смелич учредил в своей епархии малые школы в Белгороде, Старом Осколе и Курске 269 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский монастырь Свято - Покровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова. Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города. Содержание История [ править править код ] Вид на Покровский монастырь на открытке начала XX века История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей. Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко. В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань. Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Преосвященный Никодим (Сребницкий) был родом Малороссиянин, начал образование в Киеве, в Коллегии, а закончил в Москве, в Заиконоспасской Академии. Сохранившиеся биографические сведения застают его в звании судии духовных дел Белогородской епархии и архимандрита Белогородского Николаевского Монастыря 2928 . Преосвященный Белогородсюй Епифаний (Тихорский), при котором служил архимандрит Никодим, умирая в 1731-м году, указывал на него, как на желательного своего преемника. Но ему не суждено было стать спископом Белогородским, и он в 1731-м году был только переведен в Псковском Святогорский Монастырь. В 1732-м году, он, будучи в Петербурге на чреде, в 1734-м году, 25-го января, был опредлен судьей Петербургского Духовного Правления, в котором и первенствовал среди двух своих сослуживцев из Петербургского белого духовенства. В 1734-м же году, в тле, он получил в управление, вместо Святогорского, Костромской Ипатьевский Монастырь. 20-го июня 1736-го года он был назначен членом Святейшего Синода, «для управления делами Синодальной Канцелярии», и вместе с тем оставался и в Духовном Правлении почти целых 2 года, до 7-го июня 1738-го года, когда ему здесь назначен был преемник. В это время из Ипатьевского он был переведен, 18-го января 1736-го года, в Новоспасский Монастырь. 6-го декабря 1738-го года он был посвящен во епископа Черниговского. 29-го мая 1740-го года состоялся высочайший указ о переводе епископа Черниговского Никодима, «наименовав его митрополитом, в Тобольск». На пути в Тобольск преосвященный Никодим занемог в Москве каменной болезнью, был уволен на покой и проживал при Архангельском соборе, в прежнем звании епископа 2929 . Указ Святейшего Синода в С.-Петербургскую Контору Святейшего Синода был послан 23-го сентября, а из Конторы в Петербургское Духовное Правление – в самый день получения синодального указа из Москвы – 8-го октября 2930 . Наместник получил указ из Святейшего Синода гораздо ранее, 16-го сентября, и уже 20-го Александро-Невская Канцелярия оповещала о нем своих вотчинных управителей. Старорусские комиссар и управители, получив известие о скором проезде преосвяшенного Никодима в Петербург, просили бывшего в Новгороде стряпчего предупредить их о времени проезда владыки, чтобы прибыть и представиться ему по пути, в Новгород. А затем узнали, что преосвященный 27-го октября уже проехал чрез Новгород. «ни мало не медля». Они просили Канцелярию разрешить им приехать, для принятия благословения у преосвященного Никодима, в Петербург. Канцелярия разрешила 2931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Преосвященный Никодим, первый епископ С.-Петербургский Иерархическая степень С.-Петербургской епархии С.-Петербургская епархия, по новости своего учреждения, не могла стать прямо в числе митрополий или архиепископии, – чего позволительно было бы ожидать по значению царствующего града. Тогда как в Московской епархии, конечно, по уважению ее древности и первостепенного значения при патриархах, первым же иерархам усвоен сан архиепископов (Ист. Москов. епарх. управления, ч. II, стр. 11), С.-Петербургская область, при бытности преосвященного Никодима, все время оставалась епископией, и уже при преемнике Никодима возвышена на степень архиепископии. Тем не менее, епископами на С.-Петербургскую кафедру, начиная с первого, избирались в Святейшем Синоде люди, в каком-либо отношении замечательные, опытные и наиболее других достойные. Первым епископом, как уже сказано выше, назначен был Преосвященный Никодим Сребницкий (некоторые пишут: Скребницкий). Сведения о его происхождении и образовании По недостатку сведений, которых мы никак не могли найти, предоставляем времени определить, когда и где родился преосвященный Никодим, кто были его родители, какое имя было дано ему при св. крещении, и какое воспитание получил он в домашней среде. Нам известно только, что он был родом малороссиянин, поначалу учился в Киевской коллегии, а окончил образование в московской Заоконно-Спасской академии. Таким образом, преосвященный Никодим принадлежал к числу достаточно образованных людей своего сословия и времени. Служба в Белогородкой и Псковской епархии Преосвященный Никодим становится известным уже на поприще деятельности в сане архимандрита белогородского Николаевского монастыря. При Епифании Тихорском, епископе белогородском и обоянском, он состоял, по тогдашнему чину духовной администрации, судьей духовных дел, обыкновенно производившихся при архиерейском доме. Преосвященный Епифаний любил Никодима, как настоятеля и судью, питал к нему особенное доверие, видел в нем человека достойного и способного к высшему послушанию в церкви. Это открывается из следующего факта. Умирая, 2-го июля 1731 года, преосвященный желал и просил, чтобы преемником ему поставили именно архимандрита Никодима. Желание почившего архипастыря дошло до Св. Синода, но епископом не был поставлен ни Никодим, ни второй кандидат, одновременно с ним рекомендованный. 28-го ноября 1731 года, на кафедру белогородской епархии вступил, по изволению Св. Синода, архиепископ Досифей, по фамилии Богданович-Любимский. А Никодим из белогородского Николаевского монастыря переведен был настоятелем в псковский Святогорский монастырь. Служба архимандрита Никодима в Санкт-Петербургской синодальной епархии и перемещении настоятелем в Ипатьевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Православные храмы Слобожанщины ежедневно посещают тысячи людей, для которых ценности православной христианской веры являются основополагающими в жизни. Процесс духовного возрождения связан с возвращением Церкви отнятых в годы советского тоталитаризма церквей, строительством новых храмов. Знаменательным событием стало возвращение в 2009 году Харьковской епархии Свято-Успенского собора – памятника архитектуры 18 века. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Новомучеников Слободского края Святые Слободского края — это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, собор святых Свято-Горской лавры и особое место занимает родившийся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский . Память новомучеников Слободского края совершается 1 июня. Некоторые имена: Новомученики Слободского края Святыни [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь Часовня-купальня на изюмском источнике Благовещенский кафедральный собор Город Изюм: Свято-Борисоглебский женский монастырь (Водяное) : Село Озеряна: Свято-Вознесенский кафедральный собор (Изюм) : Монастыри [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Покровский монастырь Свято - Покровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова. Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города. На территории монастыря находится Харьковская духовная семинария. Главные праздники монастыря: 14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы, 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери, 27 сентября — Воздвижение креста Господня, 21 мая и 9 октября — праздник в честь апостола Иоанна Богослова, 8 ноября — великомученика Дмитрия Солунского.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьковская_об...

Православные храмы Слобожанщины ежедневно посещают тысячи людей, для которых ценности православной христианской веры являются основополагающими в жизни. Процесс духовного возрождения связан с возвращением Церкви отнятых в годы советского тоталитаризма церквей, строительством новых храмов. Знаменательным событием стало возвращение в 2009 году Харьковской епархии Свято-Успенского собора – памятника архитектуры 18 века. Святые [ править править код ] Собор Новомучеников Слободского края Святые Слободского края — это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, собор святых Свято-Горской лавры и особое место занимает родившийся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский . Память новомучеников Слободского края совершается 1 июня. Некоторые имена: Новомученики Слободского края Святыни [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь Благовещенский кафедральный собор Монастыри [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Покровский монастырь Свято - Покровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова. Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города. На территории монастыря находится Харьковская духовная семинария. Главные праздники монастыря: 14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы, 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери, 27 сентября — Воздвижение креста Господня, 21 мая и 9 октября — праздник в честь апостола Иоанна Богослова, 8 ноября — великомученика Дмитрия Солунского. Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

Тогда для всего обширного края единственным источником «высшего образования» был Харьковский коллегиум, основанный в 1727 году по образцу Киевской Академии, епископом Белгородским Епифанием Тихорским и служивший, до учреждения в Харькове университета, просветительным центром Слободской Украйны. 2416 Но и это училище обладало очень скудными средствами содержания и, при их неопределенности, было мало обеспечено в своём существовании. К тому же коллегиум нуждался в подготовительных училищах, потому что в существовавшие при нём подготовительные классы духовенство затруднялось отдавать детей и по дальности расстояния, и по дороговизне жизни в Харькове, как военном центре области. Правда, в 1737 г. еп. Белгородский Петр Смелич открыл в Белгороде, Курске и Старом Осколе малые славяно-латинские школы с тем, чтобы они обслуживали окрестный с ними район и чтобы ученики, окончившие их, посылались в Харьковский коллегиум. 2417 Но и при этом число учеников в последнем было все-таки очень ограничено, особенно по сравнению с тою настоятельной нуждой, какую испытывал обширный край, лишенный образованных служителей церкви; притом, немногие воспитанники коллегиума, по выходе из училища, почти исключительно занимали места при городских церквах. При сельских же храмах по необходимости ставились священниками или начетчики домашнего образования или окончившие низшие училища, которые издавна существовали при многих церквах Слободской Украйны и представляли собою не более как —195— школы грамоты. 2418 К тому же в приходских выборах кандидатов на должности священника и диакона нередки были злоупотребления. Духовенство находилось в очень большой зависимости от приходов и помещиков, хотя некоторые Белгородские епископы, например Епифаний Тихорский, и пытались назначать ставленников на священно-служительские места помимо приходских выборов; но и в редких случаях успеха попытки эти доставляли ставленникам много неприятностей вследствие столкновения с прихожанами, которые упорно держались за исконный обычай самим избирать членов своего причта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005