Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Находился в 4 верстах к северо-западу от г. Ахтырка Харьковской губ. на берегу р. Ворсклы. В 1654 г. игум. Георгиевского мон-ря в мест. Лебедин под Киевом Иоанникий и 40 чел. братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в мон-ре был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению - Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 г. по инициативе духовника имп. Петра I и имп. Екатерины I прот. московского Благовещенского собора Тимофея Васильевича Надаржинского в А. м. был возведен каменный Троицкий собор, вокруг мон-ря - каменная стена. Указом Белгородского еп. Епифания (Тихорского) мон-рь был переименован в Троицкий. В 1729 г. прот. Тимофей Надаржинский принял в А. м. схиму с именем Товия и подвизался здесь до своей кончины, был погребен под Троицким собором в древних пещерах, впосл. замурованных. По смерти иеросхим. Товии его сын Иосиф на собственные средства построил в мон-ре каменную ц. в честь Преображения Господня с братской трапезной и каменную колокольню. В А. м. до 1922 г. хранился портрет иеросхим. Товии, на к-ром он изображен в молитвенном предстоянии пред Распятием Спасителя в рясе с красной епитрахилью. В верху портрета - «Всевидящее око», с 2 сторон - гос. гербы, а по бокам и внизу - символические изображения из Псалтири с соответствующими надписями.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия. На протяжении XIX и начала XX вв. в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руководили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х. Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий. http://church-site.kiev.ua/ Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

http://sobory.ru/article/?object=14144

Но в виду крайней скудости образовательных средств нельзя было обойтись без священников необразованных. Святитель Иоасаф старался если не уничтожить, то, по крайней мере, смягчить это печальное и неизбежное явление следующими мерами. Святителям было предписано Консистории выписать из Москвы «книжицу о церковных таинствах», которая, затем, была разослана по церквам Белгородской епархии со строгим наказом, чтобы каждый священник знал эту «книжицу» и катехизис. При обзорах епархии святитель Иоасаф проверял знание священниками помянутых книг. Иногда же он призывал для этого некоторых из них в Белгород в архиерейский дом, 2438 причем «иеумеющих» подвергал в виде наказания, разным послушаниям (например в хлебной) до приобретения ими необходимых знаний, 2439 особенно неради- —204— вых святитель лишал даже сана. 2440 В тех же целях поднятия религиозно-нравственного образования паствы, главным образом духовенства, святитель Иоасаф заботился о самом широком распространении по епархии объявлений о продаже изданий Московской Синодальной типографии. Но, конечно, святитель Иоасаф знал, что уничтожить невежество в духовенстве можно не обучением необразованных священников, а приготовлением образованных ставленников в пастыри. Поэтому святитель с особенным вниманием и любовью относился к Харьковскому коллегиуму, из которого должны были выходить образованные пастыри. В этом отношении имя святителя Иоасафа можно поставить рядом с именами славных епископов Белгородских: Епифания Тихорского, Петра Смелича, Самуила Миславского и Феоктиста Мочульского, которые много потрудились для насаждения и распространения образования в крае. Святитель Иоасаф любил служить в храме коллегиума, любил присутствовать на генеральных диспутах его воспитанников: посещал коллегиум и в обычные дни. 2441 Нужды этой школы находили в нём живой отклик. 2442 —205— Сильным препятствием развитию образования служила в то время крайняя бедность духовенства. Святитель Иоасаф, по возможности, устранял и это зло; бедные и сирые воспитанники духовно-учебных заведений его епархии получали вспомоществование от святителя, если обращались к нему с просьбой. 2443 Не отдавали священнослужители своих детей в школы и потому еще, что как среди самого духовенства, так и прихожан прочен был взгляд на места священно-служительские как на места наследственные; священник был уверен, что его сын и без учения наследник отца в священстве. 2444 Трудно было бороться с таким искони укоренившимся взглядом. Поэтому святитель Иоасаф вынужден был прибегать к решительным мерам: 11 декабря 1748 года им был издан чрез консисторию указ об отсылке всех сыновей священников от 7 до 15 лет в Харьковские училища, причем родители, не исполнявшие этого указа по отношению к сыновьям, подвергались суровой каре, вплоть до наказания плетьми и ссылке в монастырь на работу. 2445

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. 6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское духовное училище было реорганизовано в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Адрес : Россия, Тула, Староникитская улица, 75. Телефон : Хабаровская духовная семинария +7 (4872) 31-29-19 . Хабаровская духовная семинария [ править править код ] Хабаровская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, имеющее целью подготовку духовенства для дальневосточных епархий Московского Патриархата. Расположена в столице Дальневосточного федерального округа — Хабаровске. Создана 10 июня 2005 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви по предложению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Адрес : Российская Федерация, 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26. Телефон : приемная ретора и канцелярия: +7 (4212) 22-32-21 . Харьковская духовная семинария [ править править код ] Харьковская духовная семинария Харьковская духовная семинария — православное духовное учебное заведение Русской, с 1990 — Украинской православной церкви в Харькове, готовящее церковно- и священнослужителей. Небесным покровителем семинарии назван апостол Иоанн Богослов. В 1726 году Белгородский епископ Епифаний (Тихорский), по просьбе князя Михаила Голицына, переводит славяно-греко-латинскую духовную школу, основанную в 1722 году и состоявшую при Николаевском Белгородском монастыре, в город Харьков. В 1734 году школа, в которой предполагалось обучение представителей всех сословий, получила статус Коллегиума. В 1817 году Харьковский коллегиум был преобразован в семинарию третьего разряда для обучения лиц духовного звания. В 1840 году коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию с 6-летним сроком обучениям. В 1917 году семинария была закрыта. 18 сентября 1993 года рапортом 628 Митрополита Харьковского Никодима Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир извещался об открытии двухгодичного Духовного Училища.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

сгорела колокольня собора с церковной утварью и книгами. Впоследствии, при ремонте храм был расширен и стал кресчатым, получив пристройки с севера юга и запада – на это косвенно указывает упоминаемая архиепископом Филаретом (Гумилевским) деревянная часовня, построенная на месте одного из пределов разобранного храма. Часовня стояла в конце XVIII ст. за каменным зданием Магистрата и нечетко видна на панораме Харькова 1787 г. с Западной стороны. «В 1685-1687 г.г., внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного Успенского собора, построен каменный, крестообразный собор с пятью главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем (Донцом) и освящен в 1686 г. с соборянами митрополитом Авраамием». Далее приводимые сведения о первом каменном храме города почерпнуты архиепископом Филаретом (Д.Г. Гумилевским) и протоиереем Т. Буткевичем из его описи 1724 г., в настоящее время утраченной. Опись была составлена по воле Епископа Белгородского и Обоянского Епифания Тихорского наместником И. Сенютовичем и протопопом Гр. Александровым. Как сказано в описи, идею постройки нового храма кроме полковника Харьковского поддерживали и тогдашний протопоп собора Петр Андреевич с соборянами. Средства были найдены при помощи пособия от правительства. Пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Примерно в 40 м от западного фасада храма по его продольной оси стояла массивная каменная колокольня с двумя коморами и погребом. Во время пожара 1733 г. храм сильно пострадал, все его деревянные части и внутреннее убранство погибли. Однако уже на следующий год главы собора были покрыты белым английским железом, восстановлена глава колокольни, позолочены кресты. Из-за образовавшихся в стенах трещин первый каменный храм города был разобран в 1770 г. и заменён новым. Древняя колокольня продолжала существовать до 1819 г. Хотя изображений древнего Успенского храма не сохранилось, имеющиеся в нашем распоряжении косвенные сведения вместе с теми сведениями, которые были получены в последние годы о ранних каменных храмах Слобожанщины, позволяют выполнить его реконструкцию.

http://sobory.ru/article/?object=03885

Хозяйство училищного монастыря было до Феофана крайне запущено. Впоследствии, лет через 25, вспоминая об этом, он писал: «помню я, что тамо (в Братском училищном монастыре) делалося, во время младых лет моих, при Головчиче и Гугуревиче и других ректорах. Все маетности братские были в полном содержании. Были времена весьма приятные: не было войны, не было никаких армейских походов, не слыхали мы тогда, что недород, что голод; а в братском монастыре такая была во всём нищета, что и вспоминать печально; и я бы ныне не верил, если бы тогда сам не видел; житницы и погреба пусты, никакой из дня на день провизии, никакового припасу не бывало; на всяк день пишу, и то скудную и подлую, на рынке покупали, а и на оную покупку употребляли господа ректоры некую часть денег из годового гетманского подаяния. А какая такой бедности могла быть причина? Одно только незнание экономии, и не одно только незнание, но к тому противные и разорительные поступки, начальных – нерадение, леность, дремание, гнусность, да ещё при пособии шумных дненощных забав, а подначальных – иных непросыпляемое пьянство, а других прилежные кражи… А с 1711 года получив я чин ректорский и потом тщательного наместника бл. п. Епифания (Тихорского), бывшего после белоградского архиерея, когда только обезжая, осмотрели мы села и деревни, земные и водные угодья, тотчас явилось, что братский монастырь убогим называть грех , а в нём не быть кому сыту – стыд и смех великий. Что же воспоследовало? Хотя и превеликие армеи стояли, хотя ещё не весьма и верные городничии т. е. посельские монахи были: однако ж всего у нас преизобильное было довольство и не только для своих, но и для подарков многим господам и для принятия не малых и не малолюдных, да ещё и частых, гостей. Скоро нужда явилась не один вновь погреб делать и житницу великую строить, и слух в народе носился, что в братском монастыре клад найден. И правда найден, да тот, который пред очима всегда был, да не знаю, как-то его затекшии очи не видели. Надеюся, что ещё в живых некии обретаются, которые по совести сказать могут, что в сестных наипаче и питейных припасах не просто чернечие, но господские были достатки; да и денежные прибыли начали показываться» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1709 году по указанию российского императора Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф. Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны. В соборной церкви находилась чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», которую переносили с 30 сентября по 22 апреля из Куряжского мужского монастыря Крестными ходами. Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Озерянской» относится в 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По преданию, эта икона была обретена в конце XVI века во время татарских набегов в Украину. Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от села Мерефы в трех верстах явлением святой иконы Пресвятой Богородицы. В Харьковской Духовной консистории находятся документы, в которых говорится: «В сем Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской.

http://sobory.ru/article/?object=14144

В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру. В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом - первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины - напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане. В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.

http://sobory.ru/article/?object=04043

были учреждены Курское церковное археологическое об-во, об-во трезвости, организованы регентские курсы. В 1915 г. открылась Серафимовская школа-церковь, Курское попечительство о беженцах, к-рое оказывало помощь эвакуированным из зап. районов Российской империи. Во время русско-японской и первой мировой войн в епархии собирались пожертвования на содержание госпиталей, на подарки воинам. В архиерейском доме в Курске был устроен госпиталь на 35 коек. В нач. ХХ в. были обретены мощи святых, связанных с курско-белгородскими землями,- прп. Серафима Саровского (1903) и свт. Иоасафа (Горленко) (1911). На торжествах присутствовали члены имп. семьи. В 1916 г. в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) , уроженца Курской губ., выпускника Курской ДС. В 1912 г. в Курской епархии имелось 1148 церквей, 18 часовен, 15 мон-рей (12 мужских, 3 женских), жен. община, духовная семинария, 5 духовных уч-щ (Курское, Обоянское, Рыльское, Белгородское, Старооскольское), епархиальное жен. уч-ще, 802 церковные школы. Духовное образование В 1715-1722 гг. в Белгороде при архиерейском приказе существовала славяно-российская школа. Еп. Епифаний (Тихорский) в авг. 1722 г. открыл в Белгороде при архиерейском доме «училище для церковнических детей», вскоре преобразованное в славяно-лат. школу. В 1725 г. белгородская школа имела 6 классов (до риторики включительно) и именовалась семинарией. В 1726 г. еп. Епифаний перенес славяно-греко-лат. школу в Харьков, где она в том же году получила статус коллегии. 1 апр. 1737 г. Белгородский архиеп. Петр (Смелич) постановил открыть малые славяно-лат. школы в Белгороде, Курске и Ст. Осколе. Указом Синода от 19 нояб. 1742 г. все духовно-учебные заведения Белгородской епархии были подчинены Харьковской коллегии. Однако уже в сер. XVIII в. малые школы прекратили существование: старооскольское уч-ще закрылось в 1741 г., белгородское в 1761 г. было преобразовано в славяно-российскую школу, курская славяно-лат. школа в 1757 г. стала славяно-российской. По указу еп. Иоасафа (Миткевича) без утверждения Синода в 1758 г. начала работу частная ДС под рук. яблоновского протопопа Петра Халилецкого, предназначенная для обучения детей духовенства из Старооскольской округи. Яблоновская семинария существовала сначала в слободе Ольшанск, а затем в слободе Дмитриевск Яблоновского у. Следующий Белгородский архиерей - еп. Порфирий (Крайский) 18 марта 1764 г. распорядился закрыть Яблоновскую семинарию, 150 учеников перевели в Харьковскую коллегию.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Сии классы наук в 1768 году, Февраля 2, при Училищном Коллегиуме действительно открыты и расположены так, чтобы прибавленным классам быть собственно в ведении Губернского Правления. А в 1773 году заведён класс Вокальной и Инструментальной музыки, за что определено в год по 1.000 руб. Ныне студенты Харьковского Коллегиума пользуются Профессорскими лекциями и в новозаведённом Харьковском Университете. В Коллегиуме сем находится знатная библиотека; состоящая из книг покойного Преосвященного Стефана Яворского , Митрополита Рязанского, отданных по Именному повелению в сие училище. Преосвященный Епифаний Тихорский, также преемники его и разного звания особы умножили её до 3000 книг на разных языках. Из рукописей достопримечательнейшая есть собственноручная летопись Св. Димитрия Ростовского . Здесь также хранятся фамильные бронзовые медали, присланные из Вены от его сиятельства Господина Действительного Тайного Советника, чрезвычайного и полномочного Посла Князя Димитрия Михайловича Голицына, в память основателя училища сего покойного родителя его Князя Михаила Михайловича. С основания Коллегиума на содержание учителей и учеников оного собиралось, по учреждению Духовного Регламента, с монастырей 1 / 20 , а с приходских церквей 1 / 30 доля разного хлеба. А с 1736 года содержалось сие училище от вотчин, пожалованных Князем Михаилом Михайловичем Голицыным, как выше упомянуто. Но по отобранию оных, с 1780 года отделяемо было на Харьковский Коллегиум от Белгородской Семинарии 1.000 руб. а с 1797, по 1.750 рублей. Но в 1800 году положено на оные от Белгородской Семинарии особо по 2.000 рублей. Сверх того Коллегиум получает с взнесённого в Московский Опекунский Совет Князьями Димитрием Михайловичем и Александром Михайловичем Голицыными за отданные было родителем их Коллегии сей вотчины капитала 15.000 руб. процентных 750 рублей. Список Ректоров и Префектов Харьковского Коллегиума. РЕКТОРЫ Иеромонахи Префекты Иеромонахи 1. ПЛАТОН Малиновский, из Префектов Московской Академии, с 1726 по 1728 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005