Разделы портала «Азбука веры» Впервые публикуется фрагмент библейско-богословского труда преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) «Мысли о стыде». Во вступительной статье дается характеристика экклезиологической позиции автора в период церковных разделений конца 1920–1930х гг. и обозначается круг волновавших его в это время богословских вопросов, на основании труда о. Неофита формулируется ряд положений православного библейского учения о нравственной категории «стыд». Вступительная статья О.И. Хайлова «Мысли о стыде» — библейско-богословский труд преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова), который с 1918 по 1922 г. был секретарем Святейшего Патриарха Тихона, а все последующие годы провел в заключении и изгнании. «Мысли о стыде» были написаны о. Неофитом в сибирской ссылке в 1928–1930 гг., как следует из титульного листа машинописи 1 . Ниже публикуются две первые главы из первой части «Мыслей о стыде». Канва жизни о. Неофита в общем известна. Николай Александрович Осипов, как звали его в миру, родился 9 мая 1875 г. в г. Августове Сувалкской губ. в семье отставного военного фельдшера. В Холмской семинарии его наставником был будущий Святейший Патриарх Тихон. На последнем курсе Санкт-Петербургской академии Николай принял монашеский постриг и сан иеродиакона. По окончании академии в 1901 г. был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Холмскую семинарию. В 1902–1903 гг. служил в Пекинской духовной миссии, по возвращении в Россию был смотрителем Тихвинского духовного училища, а с 1905 г. — ректором Самарской семинарии. После покушения на него воспитанником был переведен в Волынскую семинарию. С 1911 г. входил в Учебный комитет при Святейшем Синоде, а с 1912 г. — в Санкт-Петербургский Духовный цензурный комитет. В 1917 г., оставив должности по несогласию с деятельностью обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, о. Неофит жил в Александро-Невской лавре в Петрограде. Вскоре он был приглашен в Москву Святейшим Патриархом Тихоном на должность секретаря. Поместный Собор 1917–1918 гг. назначил о. Неофита председателем комиссии для издания Православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцЕв.В 1922 г. о. Неофит был арестован на Троицком подворье в Москве. Одновременно там же было арестовано 44 человека, 19 из которых отпустили практически сразу, остальных — после проведения следствия. И только о. Неофит получил наказание в виде ссылки на три года в Зырянский край. С 1928 г. он находился в ссылке в Сибири, был лишен права проживания в ряде городов и областей, и в 1933 г. переехал в г. Углич. В 1934 г. он жил в Московской обл., где в 1935 г. был арестован и приговорен к пяти годам ИТЛ. 10 октября 1937 г. был арестован в Антибесском отделении Сиблага и 3 ноября расстрелян 2 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Зосима (Трубачев)   С вященномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году – Московскую духовную академию.  Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера, большого почитателя иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому он нередко обращался за советами.  Душевные качества Зосимы, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Тихон рукоположил его во священника.  Первым местом служения отца Зосимы стал Богородице-Рождественский храм в большом селе Подосиновец в Вологодской епархии, где за несколько месяцев до его приезда претерпел мученическую кончину настоятель храма протоиерей Николай Подьяков. Уроженец Вологодской губернии, отец Зосима хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого они ткали полотно и шили одежду. В Подосиновце он целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Из милосердия он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочь утонувшего помора. На Рождество в доме священника устраивалась ёлка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. На праздник Богоявления водосвятие совершалось на реке Юг. 

http://fond.ru/kalendar/227/zosima/

Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю хиротонии епископа Сендайского Серафима (версия для печати)/Православие.Ru Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю хиротонии епископа Сендайского Серафима Православие.Ru , 21 сентября 2001 г. 15 января 2000 года в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве была совершена хиротония архимандрита Серафима(Цудзиэ) во епископа Сендайского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Киотоский Даниил. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, произнес слово. Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе брат наш! По воле Божией Собор Японской Автономной Православной Церкви и Священный Синод Русской Православной Церкви избрали тебя во епископа Сендайского. Ныне действием Святого Духа через возложение рук епископов ты возведен на высшую ступень церковного служения. Твое посвящение во епископа совершается в знаменательное время, когда весь мир празднует 2000-летие Рождества Христова. В зрелом возрасте призвал тебя Господь на служение Святой Церкви. По окончании Токийской Духовной семинарии и рукоположении в священный сан ты ревностно трудился, выполняя различные послушания в Токийской митрополии. А когда возникла необходимость, по благословению покойного Митрополита Феодосия ты был назначен инспектором Токийской Духовной семинарии. Теперь тебе предстоит управлять Сендайской епархией Японской Православной Церкви. Ты призываешься быть стражем Православия в ответственный период истории Японской Церкви. Прежде чем ты приступишь к своему новому служению, по традиции мне надлежит напутствовать тебя словом назидания и ободрения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Русская Православная Церковь ХХ век 6 июля 1922 год — Обновленцы потребовали передать ОГПУ им храм Христа Спасителя в Москве. ВЦУ приняло постановление, в котором просило Наркомат юстиции произвести следствие по делу о контрреволюционной деятельности организаций мирян при храме Христа Спасителя. Просьбу уважили, и после ряда арестов в храме водворились «живоцерковники»; настоятелем поруганного храма стал Владимир Красницкий. 1923 год — Епископ Иларион (Троицкий) принял участие в богослужении в Сретенском монастыре вместе со Святейшим Патриархом Тихоном. Епископ произнес речь, направленную против обновленцев, чем немало взволновал последних. Так, Владимир Красницкий в своем письме в ГПУ от 9 июля писал: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую, контрреволюционную деятельность Тихоновского ессесента (так в тексте. — Ред.) Илариона. 6/VII, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь... в толпе, в ограде и на улице произвели физические толкования, и дело кончилось арестами. За пережитых 10 дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы перейти к избиению — и это настроение — определенно погромное и ярко антисоветское — создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковников-обновленцев». Согласно сведениям из докладов тех же сотрудников ГПУ, богослужение 6 июля совершалось святителем Тихоном по пасхальному чину. Во время проповеди Патриарх назвал прежних «хозяев» монастыря, антониновцев, самозванцами. Патриарх спросил народ, за какую они Церковь. «За старую! Долой самозванцев-антониновцев!» — был ответ. После богослужения «чуть ли не на руках толпа вынесла его на Лубянку, где он сел на ожидавший его извозчик и поехал по направлению к Лубянской площади». Именно 6 июля 1923 г. патриарх объявил о возведении епископа Илариона в сан архиепископа. Также в этот день Святейший Патриарх Тихон объявил, что архиепископ Иларион назначается наместником Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/5504.html

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о небольшой деревянной церкви Входа Господня в Иерусалим «на посаде, за торгом» относится к 1550 году. В Писцовых книгах Мины Лыкова (1626 г.) говорится о храме: «Церковь Вход в Иерусалим деревянная, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское». Храм неоднократно страдал от пожаров, опустошавших Рязань, и во время одного из них сгорел дотла (1670-е годы). Новый каменный храм с трапезной был выстроен к 1680 году и освящен, митрополитом Рязанским Иосифом IV (1674- 1681 гг.) Из священнослужителей храма упоминается в 1613 году «поп Андрей», находившийся в числе т.н. «выборных» при избрании на царство Российское Михаила Федоровича Романова. Трое священнослужителей храма впоследствии стали епископами Русской Православной Церкви – известный своими миссионерскими трудами архиепископ Иркутский Тихон (Донебин) (+1903 г.), его родной брат Смарагд (Троицкий), епископ Ковенский, а также архиепископ Феофан, служивший в храме в сане игумена, а затем, уже, будучи архиереем, находившийся в ссылке вместе со сщмч. Иувеналием (Масловским) (+1937 г.), архиепископом Рязанским и Шацким. Прот. Иоанн Косьмич Добротворский, настоятель храма в начале ΧΧ века, был духовником блаж. Любови Рязанской, которая была прихожанкой Входоиерусалимского храма. Находится этот прекрасный храм на бывшей Иерусалимской улице (ныне – Затинной). До Октябрьской Революции при церкви была часовня (в советское время разрушена), над входом которой находилась резная икона Входа Господня в Иерусалим. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1936 году являлся игумен Полихроний. В 1936 году храм был закрыт богоборческими властями, помещение передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». В советское время храм неоднократно горел.

http://sobory.ru/article/?object=07110

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода " Измеритель " . Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода " Измеритель " . В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью " возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда " . В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=19739

Состоялись собеседования между Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru Москва, 18 мая 2004 г. В светлые Пасхальные дни в Россию по приглашению Русской Православной Церкви прибыла официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. 14 мая 2004 года, в день прибытия делегации в Москву, Высокопреосвященнейший митрополит Лавр имел встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Беседа прошла в теплой атмосфере взаимопонимания. На следующий день члены делегации молились за богослужением, совершенным Святейшим Патриархом на Бутовском полигоне - месте убиения неисчислимых мучеников безбожного режима, многие из которых причислены к лику святых. Члены делегации совершили также паломничество в Донской и Свято-Данилов монастыри, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, к святыням Московского Кремля. 17-18 мая 2004 года в Москве состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви с делегацией Московского Патриархата. 18 мая собеседования проходили под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Со стороны Московского Патриархата в собеседованиях принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Корсунский Иннокентий, председатель Синодальной комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью; председатель Историко-правовой комиссии Московского Патриархата протоиерей Владислав Цыпин; наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов); благочинный церквей Преображенского округа Москвы протоиерей Леонид Ролдугин; секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов ; преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии протоиерей Георгий Митрофанов и доцент Московской Духовной академии протоиерей Максим Козлов.

http://pravoslavie.ru/9808.html

«Трактора въезжали прямо в алтарь, громя стены». На ее глазах разрушили храм, но баба Феня сберегла веру И дождалась дня, когда в деревню «вернулся Бог» 6 июля, 2020 И дождалась дня, когда в деревню «вернулся Бог» «Эти бабушки ничего не боялись. У них иконы в красном углу стояли при любой власти — бережно хранимые, с любовью украшенные. Всю жизнь свою они с Христом сверяли», — говорит отец Макарий о бабе Фене и ее подругах. Она не дожила двух месяцев до 100 лет и ушла на Радоницу. Может, потому, что особенно почитала умерших — записывала своим детским почерком их имена в тетрадь и ежедневно за них молилась, называла «мои покойнички». У отца Макария, настоятеля одного маленького деревенского прихода, умерла самая старая прихожанка, бабушка Феня. Всего несколько  месяцев не дожила она до своего 100-летия. Случилось это еще прошлой весной. Но узнала я о бабе Фене только сейчас, когда общие знакомые вспоминали в годовщину ее кончины: — И отошла-то баба Феня тогда в необычный день — в саму Радоницу, и сороковины ее выпали на «Родителей»… Так там называют Троицкую родительскую субботу. — Неспроста это. Так Господь ее отметил. Она же «патриарх». Так рассуждают простые бабушки. Сам отец Макарий не берется  судить, есть в этом особый знак или нет: — Не люблю я на Божии знаки гадать, то Ему Самому виднее. Но верю, что любит ее Господь. Может, и правда, не случайно все… До войны растоптал икону, а после — просил прощения у Бога Баба Феня, действительно, считалась в тех местах «патриархом». Так ее, порой, и сам батюшка называет. Видела она, как закрывали храм, где ее крестили, где отпевали ее любимую младшую сестру и дедушку Ваню. Где знала она каждый уголок и каждую икону. А теперь стал он зернохранилищем. И трактора въезжали прямо в алтарь, громя  стены. И долго потом ходили они с бабушкой Марусей на службу пешком, за 20 километров. После ее смерти Феня ходила одна. А потом и ту церковь закрыли. Видела, как дядька ее, Тихон, сбрасывал на землю колокол, который когда-то помогал вешать ее дедушка. А баба Маша бросалась на колени и выла белугой:

http://pravmir.ru/traktora-vezzhali-prya...

Уничтожение колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Фото М.Пришвина 1929-1930 гг. ЖМП 7 июль 2022 /  22 июля 2022 г. 11:00 Циничная афера на уровне государства О ПОЛЕМИКЕ ХРИСТИАН С СОВЕТСКИМИ АГИТАТОРАМИ В ОТНОШЕНИИ ИЗЪЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В 1922 ГОДУ  Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ , кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов.  PDF-bepcuя . Недоверие лозунгам агитации Ангажированные историки утверждали, будто бы Патриарх Тихон использовал фальшивую ссылку на «якобы нарушаемые при изъятии ценностей каноны» 1 , его Послание от 28 февраля 1922 года в защиту святынь «не нашло отклика среди верующих» 2 , а сам он был предан суду «по требованию народа» 3 . Те же христиане, которые высказали недоверие лозунгам правительства об использовании ценностей для помощи голодающим, просто были «обмануты церковными агитаторами» 4 . Как это ни странно звучит, но и через сто лет мифы, порожденные советской агитацией в 1922 году, продолжают свое существование не только в массовом сознании, но и среди отдельных представителей научного сообщества нашей страны. Свежий пример — показанный в мае 2021 года на телеканале «РОССИЯ 24» документальный фильм «Теория голода», посвященный истории голода в Поволжье в 1921–1922 годах. В нем, в частности, наряду с ценными для науки данными из самарских архивов были озвучены неверные умозаключения как в части помощи советской власти голодающим, так и в вопросе использования ею изъятых церковных ценностей, которые будто бы были потрачены на борьбу с голодом. Есть и другие историки, из года в год бездоказательно повторяющие, что с помощью церковных ценностей были спасены «тысячи и тысячи человеческих жизней» 5 .

http://e-vestnik.ru/analytics/tsinichnay...

Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010