Отягощённый неприятностями по должности ректорской, осенью 1853 г. отбыл навсегда в С. Петербург, где вступил в светское звание податей и сборов. В 1852 г. Костромского кафедрального Успенского собора поручено тамошнему священнику Павлу Фёдоровичу Островскому, который трудолюбиво предался делу и, кончив описание, напечатал оное в 1855 году отдельным изданием, украсив его гравированным видом собора из-за Волги с западной стороны. Что касается до отца Николая, то принялся ли он описывать порученный предмет – не известно, кроме того, что по случаю перемещения в 1853 году преосвященного Леонида из Костромы он с ним отбыл в Екатеринославскую епархию. К случаю упомянуть здесь, что добрый и попечительный владыка Леонид Дмитрию Фёдоровичу и мне, из девяти экземпляров печатной программы, присланных из Святейшего Синода поручил по три с тем, чтобы к общему труду пригласить и прочих из духовенства; но ни он, ни я не нашли сочувствия и любви к полезному делу. Между тем преосвященнейшим Леониду, и его почтеннейшему преемнику архипастырю Филофею представлены мною замечания на печатные описания: а) Костромского Успенского собора, соч. протоирея Иакова Арсеньева, троекратно напечатанное, сначала в Отечественных Записках 1819 года Павла Петровича Свиньина потом отдельными книжками 1829 и 1837; б) на описания монастырей Ипатьевского, Унженского и Луховского Тихонова, напечатанные 1832, в 1835 и 1836 гг.; в) Исторические исследования о соборных церквах и сёлах, известных по их исторической давности. В представлении этих моих заметок руководствовался я единственно искренним желанием, чтобы участвовавшие в деле епархиальной комиссии не повторили ошибок, допущенных теми издателями, особенно протоиереем Арсеньевым, по пословице: правда светлее солнца. Именно но чувству этого желания в продолжении этого времени представлена мною для комиссий прочих епархий поверка иерархических каталогов с древними летописями: по Новгородской епархии его высокопреосвященству Никанору, митрополиту С.-Петербургскому и Новгородскому, по Казанской архиепископу Григорию Казанскому и Свияжскому, по Ростовской Евгению, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, по Тверской – Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому, по Суздальской – Иустину, епископу Владимирскому и Муромскому, – и по Екатеринославской некоторые исследования – Екатеринославскому владыке Леониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Троицкой Сергиевой Лавры, Отцы Игумены: 7) Антоний, брат О. Архим., бывший Настоятелем Мало Ярославецкого манастыря, 8) Антоний Бочков, бывший настоятелем Череменецкого монастыря, 9) Антоний бочков, бывший настоятелем Тихоновой пустыни, 10) Пафнутий, ныне настоятельстующий в Николаевском Черно-острожском Мало-Ярославецком монастыре, 11) Исаакий, нынешний Настоятель Оптиной Пустыни и 12) Марк, бывш. Наст. Мещовского монас. 13) О. Строители: Исаия, ныне наст. Покров. Доброго Монас. И 14) Досифей, ныне Наст. Мещовского Георгиевского Монастыря. 57 В записках недавно скончавшегося монаха Порфирия Севрюгина, бывшего в 1862 г. помощником монастырского библиотекаря, сказано: «26 мая 1862 г. на другой день своего приезда из Калуги, неутомимый в исполнении своей настоятельской обязанности, О. Архимандрит Далее продолжение на стр. 161 которой нет 59 Мне их показывал старый причетник, служивший в монастыре полвека. Во время пребывания Досифеи в монастыре, я бывал там с отцом моим и матерью и видел ее погребение. Иван Снегирев. 60 Обе эти собственноручные записки О. Архим. Моисея найдены были, по кончине его, в его бумагах. Писаны они очевидно ранее 1853 года, когда О. Моисей был возведен в сан архимандрита. 64 Одно из писем к О. Игумену Антонию, в то время когда последний очень скорбел о возложенном на него послушании –быть настоятелем Малоярословецкого монастыря. 71 См. статью священника Иоанна Модестова: «Пустынник Марк». Странник 1860. Ноябрь, стр. 229–232. 73 См. историческое и современное обозрение общежительной мужской Брянской Белобережской пустыни. Орел. 1863 г. стр. 10–11. 76 Сведения об О. Варнаве и О. Иларионе собраны от разных лиц и нам сообщены О. Сергием Федотовым, бывшим иноком Брянского Свенского монастыря, ныне О. Наместником Минского монастыря. 77 О Дорофей, этот последний из Рославльских пустынников, коротко знавший обстоятельства жизни прежних отшельников, передавал священнику с Якимовичей, о. Павлу Петровичу Белавенцу, что о. Никита жил в Рославльских лесах не менее 10 лет. Тоже самое подтверждала нам почтенная старица Надежда Феодоровна Броневская, слышавшая об о. Никите от своей свекрови Александры Афанасьевны Броневской, покровительницы пустынных старцев, живших в ее лесах и не редко собиравшихся в ее усадьбе. (А.А. Броневская скончалась в 1853 г., более 80 лет от роду). Основываясь на таких достоверных свидетелях, мы должны признать не точным и недостоверным рассказ помещенный в Домашней Беседе 1862 (вып. 25-й стр. 599) и в Страннике 1865 г. (Август стр. 70) о том, будто о. Никита только за полгода до своей кончины поселился в Рославльских лесах. Рассказ этот, очевидно, основан на каком нибудь недоразумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1861-1880 гг. под председательством архим. Димитрия в З. м. действовало благотворительное Тихоновское об-во, помогавшее 46 беднейшим семействам. С 1862 г. попечением архим. Димитрия в монастырской больнице оказывалась медицинская помощь не только братии, но и беднейшим паломникам. В 1863 г. была открыта бесплатная жен. больница для странниц с отдельными палатами на 20 мест. З. м. помогал погорельцам и нуждающимся окрестным жителям вплоть до покупки домов и скота. «Ни одних бедных, ни похорон, ни свадеб, и никакого почти события не совершается без пособия обители». Мон-рь стал местом, «куда стекаются средства усердствующих, и откуда под личной духовной ответственностью настоятеля и общего совета, средства эти расходятся для великих и обдуманных благодеяний в пользу душ, положивших сюда свои лепты» ( Нольде. 1865. С. 8-10, 13, 16). С 1866 г. ежегодно жертвовали из монастырской казны 1 тыс. р. серебром в кассу Воронежского попечительства над девицами духовного звания. В окт. 1891 г. в связи с неурожаем и голодом из казны З. м. было пожертвовано 813 р. в пользу нуждающихся, беднейшие семейства Задонска и округи «пользовались от обители хлебом и деньгами». Во время последовавшей за голодом в 1892 г. эпидемии холеры больные безвозмездно получали из мон-ря медикаменты и лечились в больнице З. м. 14 авг. 1911 г. при З. м. было учреждено Задонское отд-ние братства свт. Тихона. Возглавлявший его архим. Нафанаил показывал личный пример благотворительности: нищие получали от него помощь по субботам. «Когда же их стало слишком много, архимандрит начал раздавать им милостыню два раза в неделю - по субботам и вторникам. Нищие в субботу получали по 3 копейки. По вторникам он оказывал помощь просто бедным людям. Бездетным - по 20-50 копеек, семейным - по 3-5 рублей» (Воронежские ЕВ. 1914. 9. С. 245-247). Храмы и другие постройки Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 1845–1853 гг. Фотография. Кон. XIX Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 1845–1853 гг.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Разработка методологической базы такого подхода выходит за рамки нашего исследования и является делом будущего.   Список сокращений БВ — Богословский вестник (Журнал Московской духовной академии). Сергиев Посад. БТ — Богословские труды. Сборники. Издание Московской патриархии. М., 1958— . Вестник ПСТГУ — Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Москва. ТГБ I–II — Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. М.: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1–2. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1–2). BHG — Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxelles, 1957 (Subsidia hagiographica 8a). COGD — Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta: Editio critica/Cur. G. Alberigo et al.: in 3 vols. Turnhout: Brepols, 2006. T. I. CPG — Clavis Patrum Graecorum/Cura et studio M. Geerard Tumhout: Brepols. Vol. II. Ab Athanasio ad Chrysostomum 2000–5197). Tumhout: Brepols, 1974. (Corpus Christianorum). CPGS — CPG + Supplementum/Cura et studio M. Geerard et J. Noret, adiuuantibus F. Gloire et J. Desmet. Tumhout: Brepols, 1998. (Corpus Christianorum). CPL — Clavis patrum latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et ivvit A. Gaar Editio tertia avcta et emendata. Steenbrvgis: Brepols, 1995. PG — Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866.T. 1–161. PL — Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. Rhalles-Potles (1852) — Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν Οκουμενικν κα Τοπικν Συνδων κα τν κατ μρος Πατρων: ν ς τ./Εκδ. Γ. Α. λλη, Μ. Ποτλ. θνησιν, 1852. T. β. Rhalles-Potles (1853) — Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν ερν Οκουμενικν κα Τοπικν Συνδων κα τν κατ μρος Πατρων: ν ς τ./Εκδ. Γ. Α. λλη, Μ. Ποτλ. θνησιν, 1853. T. γ. SC — Sources Chrétiennes. Paris, 1942– . TLG — Thesaurus linguae Graecae. [Electronica] Versio E [-5] (2000). 1 CD-ROM.   Gregorius Nazianzenus. De vita sua. 583-606; Gregorius Theologus. De seipso et de episcopis//PG 37. Col. 1172–1173. Bernardi J. Grégorie de Nazianze… P. 152. Grégoire de Nazianze. Discours 43/Intr., texte critique, traduction et notes par J. Bernardi. Paris: Cerf, 1992. P. 120. (SC 384). Ср.: Gregorius Theologus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia (orat. 43)//PG 36. Col. 497; Gregorius Theologus. De seipso et de episcopis//PG 37. Col. 1172. Григорий Богослов/[И. Алфеев, М. Желтов, А.А. Турилов и др.]//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 672. Аллюзия на 14 апостольское правило. См.: Rhalles-Potles (1852). Σ. 18.

http://bogoslov.ru/article/6170984

В дополнение сего очерка внешней истории и основания скита, остается обратить внимание читателя на видимые плоды сего духовного вертограда. По назначению Преосвященного Николая, бывшего Епископа Калужского и Боровского, скит в короткое время наделил Настоятелями три обители Калужской Епархии, для заведения в них порядка общежития, по чиноположению Оптиной пустыни. 1) 1837 года 5 Сентября скитский Иеромонах Геронтий, в мире Георгий, родом из Московских купеческих детей, по прозванию Васильев, прибыл в скит вместе с приснопамятным Старцем Леонидом в 1829 году; в 1833 году пострижен в мантию – с наименованием Геронтием; в 1834 году рукоположен во Иеродиакона, а в 1836 во Иеромонаха; скончался же в сане Игумена в 1857 году в Тихоновой пустыни, устроив вверенную ему обитель. 2) В 1839 году 3 Декабря Начальник скита Иеромонах Антоний поставлен во Игумена Малоярославецкому Николаевскому Черноострожскому монастырю, который с начала ХИХ столетия постоянно получал Настоятелей из братства Оптиной пустыни. В 1853 году он отказался от управления монастырем по болезни и уволен на покой в Оптину пустынь, где проживает и по ныне (в монастыре). 3) В 1842 году Августа 15-го дня скитский Иеромонах Никодим определен Строителем в Мещовский Георгиевский монастырь; с ним выбыл из скита послушник о. Никодим, в мире Николай Петрович Демутье, из дворян; первоначально служил во флоте; по оставлении мира пробыл года два в Площанской пустыни; потом перешел в первоклассную Сергиевскую пустынь, что близ Петербурга, где и пострижен в малый образ монашества, без перемены имени; отсюда уже прибыл в скит Оптиной пустыни в 1836 году; в 1840 посвящен во Иеродиакона, а в 1842 году во Иеромонаха. В конце 1853 года заменил о. Игумена Антония в управлении Малоярославецким Черноострожским монастырем, управляя им и поныне в сане Архимандрита, коим награжден в 1857 году. В конце 1857 года посетил обитель и скит Преосвященный Поликарп, в то время бывший Епископ Херсонский (ныне Орловский), коего предполагалось тогда назначить в начальники новоучреждаемой Иерусалимской Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Что касается до книг, назначаемых для Феодора Ал., – мню я, что до времени это дело надобно оставить. Да, сей человек действительно заслуживает полное от нас право на любовь нашу: его доброе сердце – как источник сладкий, из которого можно ожидать много полезного и спасительного. А что относится до переписки с разными лицами, то не только признаю для тебя полезным, но даже необходимым, – положить хранение устом твоим, а иначе, нельзя тебе будет учиться и вниманию. И так, чадо мое, возлюби молчание, моляся Давидски ко Всевышнему: положи, Господи, хранение устом моим! 18 Декабря, 1853. 216. К Д.Е.С.С. Поздравляю тебя, любимая моя, со всем домом вашим, с новым годом! Желаю от души, дабы, со вступлением в новый год, вступить тебе в новые подвиги по внутренней жизни. Сколько ты перешила одежд в мимошедшем лете? Мню, что очень довольно. А в каком положении у тебя риза спасения, – та брачная одежда, в какой ты некогда должна будешь явиться в чертог небесный, к Жениху своему? О, дай, Господи, чтобы эта одежда была у тебя и готова, и преукрашена, ибо неизвестно, в кий день или час приидет Жених небесный! Так-то, милая моя, невеста Христова! Занимаясь шитьем разных одежд, не забудь о главной одежде, – об одеянии души твоей. Горе тебе и мне, окаянному, ежели у нас одежды душевные еще и не скроены! Попечемся убо, попечемся прочее, милая моя, приуготовлять всяко одеяние для душ наших, да не нази обрящемся в день суда и откровения Божия! Саша моя и наша Маша тебя заочно целуют, с поздравлением тебя с новым годом. При свидании, прошу объявить от меня благословение Божие и поздравление с новым годом: радельнице нашей Екатерине Ильиничне с семейством, нашей бывшей камердинерше Тихоновне и всем дщерям моим духовным, помнящим меня, и, вообще, всем сиротам и вдовам, с уверением, что я всех их помню у престола Божия. За сим, предая их всех и тебя Христу Богу и Заступнице христиан, остаюсь с моею любовью о Христе, 27 Декабря, 1853. 217. К Д.А.П.Т. Поздравляю тебя с новым годом. Желаю тебе с нового года быть еще внимательнее.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

2086. РГБ OP. Ф. 213. К. 58. Антоний (в миру Александр Иванович Путилов; 1795–1865) — Оптинский старец, брат архимандрита Моисея. В 1816 г. удалился к брату в Рославльские леса и прожил там 5 лет. В 1820 г. пострижен в монашество. В 1821 г. вместе с братом перешел в скит Оптиной Пустыни. В 1825 г. определен на должность скитоначальника и состоял в этой должности 14 лет. При нем в Оптиной упрочилось старчество. В 1839–1853 гг. — настоятель в сане игумена Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1865 г. келейно пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Отличительной чертой его было искреннее смирение; увлекался поэзией. Канонизирован в 2000 г. 2087.  Протасов Николай Александрович (1798–1855) — граф, с 1836 по 1855 г. — Обер-прокурор Св. Синода. 2088. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2089. РГБ OP. Ф. 213. К. 103. Отец Иоанникий (в миру Иакинф Тихонович Бочаров, 1780–1853) — монах Оптинского скита, в схиме Леонид. По матери приходился племянником старцу схимонаху Феодору, ученику преподобного Паисия (Величковского). В 1807 г. пострижен в рясофор иеромонахом Леонидом (Наголкиным) в Белобережной пустыни. В 1809 г. пострижен в мантию. В 1824 г. поступил в братство Александро-Невской Лавры, где с ним познакомился Дмитрий Александрович Брянчанинов. В 1834 г. переместился в Оптину Пустынь. 31 марта 1851 г. в Калужской Тихоновой пустыни, где временно находился, пострижен в схиму. 2090. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 2091. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 2092. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2093. Обер-прокурор Святейшего Синода Н. А. Протасов. 2094. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2095. РГБ ОР. Ф. 213. К. 102. Отец Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев, 1826–1904) — состоял на военной службе, после тяжелой болезни 15 марта 1847 г. поступил послушником в скит Оптиной Пустыни, в 1855 г. пострижен в монашество. В 1857–1861 годах был вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) членом Иерусалимской духовной миссии. В 1861 г. настоятель в сане игумена Глинской Богородицкой пустыни; в 1862 г. настоятель в сане архимандрита Коренной Рождество-Богородицкой пустыни; в 1867–1871 — наместник Александро-Невской Лавры, затем пребывал по болезни в Оптиной Пустыни, а в 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Балахнинского; 3 сентября 1893 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. Знал в совершенстве многие языки. В Оптиной Пустыни занимался переводом и изданием святоотеческой литературы. В Вильно построил величественный Знаменский собор. Составил жизнеописание архимандрита Моисея (Путилова).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. XIX в. По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский , пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова// Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/182471.html

(Французский (L " Eucharistie, sacrement du Royaume. – Paris: YMCA-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы). Церковь , мир, миссия: Мысли о православии на Западе/ Пер. с англ. – М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. – 267 с. Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с. The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973–1983. – Crestwood: St. Vladimir " s Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное. – Дневники: 1973–1983. – М.: Русский Путь, 2005. – 717 с.). Собрание статей. 1947–1983. – М.: Русский путь, 2009. – 896 с. Проповеди и беседы. – М.: Паломникъ, 2000. – 207 с. Воскресные беседы. – М.: Паломник, 2002. – 320 с. Литургия и Предание. – Киев: Пролог, 2005. – 208 с. Литургия и жизнь. – М.: Паломник, 2002. – 160 с. Святая святым. Киев: храм прп. Агапита Печерского, 2002. – 56 с. Беседы на радио «Свобода». В 2-х томах. Свято-Тихоновский богословский институт, 2009. 187 На темы русские и общие. Сборник статей и материалов в честь проф. Н. С. Тимашева. Под ред. Η. П. Полторацкого. Издание Общества друзей русской культуры. Нью-Йорк, 1965. 189 «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17:22–23 ). – Примеч. Е. Дорман. 190 Доклад, прочитанный на русском симпозиуме в церкви Иконы Казанской Божьей Матери в городе Си-Клифф, штат Нью-Йорк, в апреле 1977 г. 191 Коковцов, Владимир Николаевич (1853–1943) – российский государственный деятель, граф (с 1914). Министр финансов Российской империи в 1904–1914 (с перерывом 1905–1906), после убийства Π. Н. Столыпина председатель Совета министров (1911–1914). С 1918 г. в эмиграции. – Примеч. Е. Дорман. 192 Карташев, Антон Владимирович (1875–1960) – православный историк, участник Религиозно-философских собраний 1901–1903, обер-прокурор Синода, министр вероисповеданий Временного правительства, в эмиграции с 1919 г., один из основателей и профессор Св.-Сергиевского института в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

412 [ Моисей, архимандрит Тихоновой пустыни (1814–1895). В миру Михаил Федороиич Красильников. Из мещан (по другим сведениям – из купцов Орловской губернии). В Оптину Пустынь поступил в 1839 г. В 1846 г. пострижен в монашество. В 1847 г. рукоположен в дьякона, в 1855 г. – во иеромонаха. В 1858 г. перемещён настоятелем в Тихонову пустынь. В 1862 г. возведён в сан игумена, в 1871 г. – архимандрита. В 1865 – 1893 гг. – благочинный монастырей Калужской епархии. Устроил при Тихоновой пустыни Сретенский скит. Награждён орденами св. Анны 3-й (1875) и 2-й (1879) степеней]. 413 [Феодосий, игумен (1824 – 20 октября 1903 г.). В миру Феодор Попов, из купеческого звания. Поступил в Оптину Пустынь в 1846 г. В 1847 г. вернулся в мир. Поступил в Троицкий Лебедянский монастырь (Тамбовской губернии). В 1853 г. вернулся в Оптину пустынь. В 1854 г. перешел в Площанскую Борогорицкую пустынь (Орловской губернии). В 1861 г. снова поступил в Троицкий Лебедянский монастырь, где 28 июля 1863 г. был пострижен в монашество. Рукоположен в иеродиакона 15 июля 1864 г., в иеромонаха – 28 января 1868 г. Награждён набедренником 21 июля 1872 г. Перемещён в Калужскую епархию в Козельскую Оптину Пустынь 19 ноября 1875 г. 8 апреля 1877 г. определён настоятелем Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. 23 апреля 1879 г. утверждён строителем. 31 марта 1885 г. возведён в сан игумена. 10 февраля 1894 г. уволен от должности настоятеля Лютикова монастыря с помещением в скиту Оптиной Пустыни. Игумен Феодосий – автор автобиографических записок (НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-314–317). С А. Нилус литературно обработал и опубликовал эти заметки в книге ‹‹Сила Божия и немощь человеческая›› (1908), заметив в предисловии: ‹‹С редкой силой, с летописной простотой ведётся удивительное повествование это о людях, о событиях, о душе человеческой и о силе Божией, над всей их немощью совершавшейся, и сам игумен восстаёт перед читателем во всей яркости своего духовного облика››.] 414 [Гервасий, архимандрит Малоярославецкого Черноостровского монастыря (1821–1899). В миру Георгий Андреевич Трифонов. Из государственных крестьян Московской губернии. Поступил в Оптину пустынь в 1856 г. В 1857 г. пострижен в рясофор. В 1863 г. перемещен в Малоярославецкий монастырь. В 1864 г. пострижен в монашество. В 1865 г. рукоположен в диакона, в 1870 г. – во иеромонаха. В 1878 г. назначен на должность казначея. В 1891 г. назначен настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, с 1894 г. – в сане архимандрита.]

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010