56 Станция Веженка в начале XX в. Рязанско-Уральской железной дороги по направлению Смоленск –Богоявленск. В настоящее время разъезд в Белевском районе Тульской области. 75 В октябре 1916 г. Святейший Синод постановил послать архимандрита Петра для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию, но поездка не состоялась. О. Петр был направлен на фронт проповедником, где пробыл до Февральской революции 1917 г., затем приехал в Москву, в Белев он не вернулся. 76 Слово подчеркнуто. На поле напротив пояснение: впоследствии обновленческий митрополит. Текст вписан над строкой. Евдоким (Мещерский; 1 апреля 1869 г.– 22 октября 1935 г.), с 1 августа 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии, в 1912 г. временно управлял Тульской епархией, с 29 июля 1914 г. архиепископ Алеутский и Северо-Американский, с 1918 г. архиепископ Нижегородский, 16 августа 1922 г. уклонился в обновленчество (Обновленческий раскол. М., 2002. С. 746–750; История иерархии Русской Православной Церкви. С. 501, 502). 78 Макариева Жабынская Введенская пустынь, в 7 верстах от Белева, основана в 1585 г., закрыта 7 сентября 1921 г., возобновлена в 1991 г. 80 80 Георгий Иванович Шавельский (1871–1951 гг.), с 1911 г. протопресвитер Русской армии и флота. На Поместном соборе 1917–1918 гг. выдвигался кандидатом в Патриархи. Принимал участие в Белом движении. 83 Далее на с. 2–3 зачеркнуто: в котором он писал [«писал» вписано над строкой вместо «рассказывал»], как служил литургию для солдат на [«на» вписано над строкой вместо «под»] открытом воздухе. Потом уже начали развал. Помню одно его письмо в ноябре. 84 Желтиков Успенский мужской монастырь располагался в 4 верстах к западу от Твери на левом берегу реки Тьмаки, основан в 1394 г. свт. Арсением, епископом Тверским, закрыт в начале 1920-х гг. 88 Хиротонию архимандрита Петра во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, 15 февраля 1919 г. возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон. 93 Нектарий (Тихонов ; 1853–1928 гг.), прп., с 1873 г. в Оптиной пустыни, 14 марта 1887 г. пострижен в мантию, 19 января 1894 г. рукоположен во диакона, через 4 года во иерея. Имел многочисленных духовных чад, для которых был старцем. После закрытия монастыря арестован, затем жил в селе Холмищи, где и скончался. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей прп. Нектария, которые в настоящее время почивают в раке в западной части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

Преподобный Анатолий (в миру – Александр Сергеевич Потапов) родился в 1855 году и был родом из калужских мещан. В 30 лет поступил в Оптину пустынь и был определен келейником старца Амвросия, после кончины которого стал келейником старца Иосифа. В1895 году послушник Александр принял монашеский постриг с именем Анатолий. В1908 году иеромонах Анатолий был переведен из скита в монастырь и назначен духовником приезжающих в Оптину богомольцев, его называли народным старцем. Духовное руководство старца Анатолия отличалось особой кротостью и мягкостью. О молитве Иисусовой он учил: «Просто, от души взывай ко Господу; за простоту Господь пошлет сердечную молитву». О России старец говорил: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Бог не оставит уповающих на Него. Надо всем каяться и молиться горячо. И явлено будет великое чудо Божие: все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо». Преподобному довелось дожить до грозных революционных событий. 29 июля 1922 года старца хотели арестовать. Он попросил отсрочить арест на один день. На другой день рано утром иеросхимонах Анатолий тихо, в молитве предал дух свой Богу, и приехавшие его арестовывать застали в келье гроб с телом почившего. Преподобный Нектарий (в миру – Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в благочестивой семье Василия и Елены Тихоновых. Отец был рабочим на мельнице. Мальчик рано остался сиротой. В 18 лет он пришел в Оптину получить благословение на брак. Старец Амвросий с ним побеседовал и Николай остался в Оптиной навсегда. В постриге он был наречен Нектарием. Проведя более двадцати лет в подвиге уединения, молитвы и смирения, он стяжал многие благодатные дары, которые, по благословению старцев, вначале скрывал юродством. Преподобному были открыты грядущие события. Он предсказывал, что через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но богата духом. Преподобный Нектарий нес крест старческого служения в годы самых тяжелых испытаний для Русской Церкви и страны. После закрытия в 1923 году Оптиной пустыни старец поселился в селе Холмищи Брянской области, куда к нему потянулся поток людей со всей России. С преподобным Нектарием советовался через доверенных людей святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Иеросхимонах Нектарий скончался 29 апреля 1928 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24. Макариева Жабынская Введенская пустынь, в 7 верстах от г. Белева, основана в 1585 г., закрыта 7 сентября 1921 г., возобновлена в 1991 г. 25. Георгий Иванович Шавельский (1871–1951 гг.), с 1911 г. протопресвитер Русской армии и флота. На Поместном соборе 1917–1918 гг. выдвигался кандидатом в Патриархи. Принимал участие в Белом движении. 26. Домбровица, местечко Ровенского уезда Волынской губернии, при реке Горыни. 27. Желтиков Успенский мужской монастырь располагался в 4 верстах к западу от Твери на левом берегу реки Тьмаки, основан в 1394 г. свт. Арсением, епископом Тверским, закрыт в начале 1920-х гг. 28. Хиротонию архимандрита Петра во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, 15 февраля 1919 г. возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон. 29. В воспоминаниях неточность, город переименован в Ленинград в 1924 г. 30. Убиты 21 января 1920 г. в деревне Сухая Рыльского уезда Курской губернии. 31. Нектарий (Тихонов; 1853–1928 гг.), прп., с 1873 г. в Оптиной пустыни, 14 марта 1887 г. пострижен в мантию, 19 января 1894 г. рукоположен во диакона, через 4 года во иерея. Имел многочисленных духовных чад, для которых был старцем. После закрытия монастыря арестован, затем жил в селе Холмищи, где и скончался. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей прп. Нектария, которые в настоящее время почивают в раке в западной части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пустыни. 32. Село Холмищи (Холмицы) Жиздринского уезда Калужской губернии. 33. Арсений Константинович Зверев. 34. Анна Ильинична Картавцева (род. 3 июля 1925 г.). 35. Мария Ивановна (Федина; + 1931 г.), св., Христа ради юродивая. 36. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского находилась на углу Спиридоньевской улицы и Большого Спиридоньевского переулка, храм не сохранился. 37. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери на Плющихе, храм не сохранился. 38. Церковь во имя мч. Трифона Апамейского, что в московской Напрудной слободе. 39. Церковь Рождества Христова, что в Палашах, разрушена во 2-й половине 1930-х гг.

http://pravoslavie.ru/36921.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Вдруг будущий старец начал сильно фальшивить» — как Нектарий Оптинский отказался от «карьерного роста» 3 мин., 04.02.2022 Последний старец Оптиной пустыни отец Нектарий (1853–1928), духовный наставник обители, прозорливый помощник нуждающимся, целитель и молитвенник, многим казался странным, вел себя необычно, но за каждым его поступком стояла огромная духовная работа. Вот лишь два эпизода из удивительной жизни преподобного Нектария Оптинского. Как Нектарий сфальшивил Нектарий пришёл в монастырь совсем молодым. Звался он тогда ещё Николаем Тихоновым. Поселился не в самом монастыре, а в скиту, в стороне от Оптиной пустыни. Скит — место, где порядки гораздо строже, чем в монастыре. И народу там бывает меньше, чужих не пускают. И жизнь монашеская тяжелее — труд, молитва, аскеза... Застенчивый сирота многого не знал. Зато голос у него был восхитительный! Настоятель Оптиной, услышав как-то пение Николая, восхитился, похвалил регента скита, который заведовал церковным хором, и объявил, что скоро в скит прибудет регент из монастыря — раз в году он отбирал для большого монастырского хора хороших певчих. Надо бы способного послушника показать ему. Последняя фотография старца Нектария Регент поспешил обрадовать юношу: — Радость-то какая! Приедет регент, вот мы ему «Разбойника благоразумного» исполним, он тебя и возьмет! «Разбойника благоразумного» — это очень красивое церковное песнопение. Исполнять его считалось и лестно, и почётно, и «утешительно». Николай сначала обрадовался! А потом смутился: — Не достоин я... Не по чину мне, грешному, идти в монастырский хор... Регент замахал руками: — Глупости! Я слышал, как ты поёшь. Ангелы на небе радуются! А в монастыре не то, что у нас. Там и паломники приезжают, и начальство. Все тебя услышат, все удивятся, похвалят... Там, глядишь, и в столицу переведут — знаменитостью станешь! И вот прибыл в скит монастырский регент. — Ну, показывай своих питомцев...

http://foma.ru/vdrug-budushhij-starec-na...

29—31. 118 Новомученица.Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. 119 Новомученица.Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912.С. 37—38. 120 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 10. 121 Новомученица Анна (Зерцалова). Великий подвижник — отец Валентин. Машинопись. 1928 г. 122 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 247—248. 123 Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь, 9, 1950. Джорданвилль. 124 Светильник Православия. М., 1912. С. 220. 125 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 248 126 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 248—249. 127 Краткое описание... М., 1910. С. 8. 128 Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. 129 Светильник Православия. М., 1912. С. 50—60. 130 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 294. 131 Подвижник веры и благочестия. М., 1914. С. 182—183. 132 Письма прот. Валентина Амфитеатрова к Екатерине Михайловне и архим. Серапиону Машкиным, Сергиев Посад, 1914. 133 По-видимому, тот же духоносный старец Домн (Аггеев, †1908) был духовником Казахстанского преподобномученика Серафима (Богословского). Он упоминается в книге о Казахстанских новомучениках «Крест на Красном обрыве». М., 2002. С. 20. 134 Иерей Андрей Овчинников. Пастырская деятельность прот. Валентина Амфитеатрова. Диссертация. МДА, Сергиев Посад, 2000. 135 Новомученица Анна (Зерцалова). Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. Тетрадь 1. С. 80. 136 Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 232. 137 Новомученица Анна (Зерцалова). Подвижник веры и благочестия. М. 1914. С. 59. 138 Истинный пастырь Христов. М., 1910. С. 203—204. 139 По всей видимости, имеется в виду Преосв. Иосиф (Богословский, 1802—1892), архиеп. Воронежский. «Библиографический указатель русских духовных писателей» (Загорск. 1961) сообщает о нем: «Московской Академии 6 курса, в 1828 г., инспектор Московской семинарии (1849), ректор московской семинарии (1834), епископ Дмитровский (1849), архиеп. Воронежский (1853—1864)». Преосвященный Иосиф был большим ревнителем благочестия и монашества, в частности, его стараниями была сохранена от закрытия и запустения женская Задонская обитель, впоследствии — Задонский Богородице-Тихонов монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Почетный член АН Туркменской ССР. Награжден четырьмя орденами Ленина. Нектарий (Тихонов Николай Васильевич, 1853–12.05.1928), последний соборно избранный оптинский старец. В обитель пришел в возрасте двадцати лет и остался в скиту после беседы с преподобным старцем Амвросием. В 1887 году был пострижен в мантию, в 1894 году – в иеродиакона, в 1898м – рукоположен в иеромонаха. Любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии: в храм да в могилу. Исцелял больных, обладал даром прозорливости и чудотворения. Для каждого человека у него была «своя мера». Благословил на монашество и священство будущего митрополита Гурия. Арестован в 1923 году после закрытия монастыря. По выходе из тюрьмы жил в селе Холмищи Калужской области. Похоронен на местном кладбище. 16 июля 1989 года произошло обретение мощей. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в Амвросиевском приделе Введенского собора Оптиной пустыни. Нестор (Анисимов Николай Александрович, 09.11.1885–04.11.1962), митрополит. Миссионер на Камчатке. В начале XX века проповедовал христианство камчадалам, лечил и обучал грамоте местных жителей. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утвержденную Святейшим Синодом. В результате его инициативы было создано Камчатское православное братство под официальным покровительством цесаревича Алексея Николаевича. На средства братства на Камчатке были построены церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории. Во время Первой мировой войны находился на фронте в качестве священника. В 1917–1918 годах участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», содержавшую описание ущерба, нанесенного Кремлю вооруженными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года. Эмигрировав в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Глубоко уважающая Вас Евфимия. 10 «Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий» (Берлин: Изд. Центрального бюро партии социалистов-революционеров, 1922) – о «красном терроре» в России. 14 Нектарий (Тихонов Николай Васильевич; 1853–1928) – прп. Оптинский старец. Из семьи рабочего. С 1873 г. в Введенской Оптиной пустыни. Принял постриг (1887), иеродиакон (1894), иеромонах (1898). Исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Пострижен в схиму (1920). Арестован в 1923 г., по распоряжению властей переехал в с. Холмищи Брянской обл. В ссылке продолжал окормлять духовных чад. 16 Бирюкович Симеон Михайлович (1875–1932) – протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Киевскую Духовную семинарию (1898). Иерей (1900). С 1901 г. настоятель Рождества-Богородичной церкви д. Яминск Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской обл. (Беларусь). Окружной наблюдатель Бобруйского епархиального училищного совета. В 1905–1917 гг. окружной наблюдатель церковно-приходских школ при Бобруйском Николаевском соборе. Духовно окормлял тюрьмы. В годы Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, служил полковым священником. С 1920 г. настоятель Казанской церкви в Бобруйске. Ежегодно в отпуск бывал в Оптиной пустыни. Некоторое время в 1930 г. служил в Москве, в 1930–1931 гг. в пос. Вырица под Ленинградом. Арестован в 1931 г., скончался в лагере 59]. 17 Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь основан в XV в., в начале ХХ в. относился к Бельскому уезду Седлецкой губ. Ныне на территории Польши. Ставропигиальный монастырь Польской Православной Церкви. 18 Серафим (Соболев Николай Борисович; 1881–1950) – архиепископ Богучарский. Принял постриг (1907), окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1908) со степенью кандидата богословия. Преподаватель Пастырского училища в Житомире. С 1909 г. помощник смотрителя Калужского училища, с 1911 г. инспектор Костромской Духовной семинарии, с 1912 г. ректор Воронежской Духовной семинарии в сане архимандрита. Епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии (1920). С 1921 г. управляющий русскими православными приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. Архиепископ (1934). Магистр богословия (1937). С 1945 г. в юрисдикции Московского патриархата. Почитался как старец, наделенный даром прозорливости 53].

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) , 1845–1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь». Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему. Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855–1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение». Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) , 1853–1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей) «Спрашиваешь, как обращаться с неверующими — отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу — это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры — это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Четвертый период: с начала 60-х до середины 90-х годов XIX века. Этот период отмечен старчеством иеросхимонаха отца Амвросия, самого, наверное, знаменитого Оптинского старца, под духовным окормлением которого находилось немало известных деятелей культуры России того времени. Пятый период: с середины 90-х годов XIX века до 1923 года. Старчество последнего соборно избранного старца отца Нектария. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Некоторое время после официального закрытия монастырь продолжал функционировать под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли и эту сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник «Музей Оптина пустынь». В 1939–1940 годах в Оптиной пустыни содержалось около двух с половиной тысяч польских военнопленных, многие из которых позже были расстреляны. Шестой период: современный, с 1987 года. Обитель была возвращена Русской Православной Церкви, после чего началось возрождение как внешнего вида монастыря, так и его духовного богатства. В 1988 году прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков ; 1812–1891), остальные старцы прославлены в 2000 году в чине преподобных: иеросхимонах Лев (Наголкин ; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов ; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарёв; 1805–1873), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов ; 1824–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков ; 1845–1913), иеросхимонах Анатолий (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). Тогда же были прославлены в чине исповедника иеромонах Никон (Беляев ; 1888–1931) и в чине священномученика – архимандрит Исаакий II (Бобраков; 1865–1938). В последующие годы Русской Православной Церковью прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских еще 18 человек из числа оптинской братии, пострадавших в годы репрессий XX века. 11.2. Смирение, любовь и духовная свобода

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Воспоминания о. Василия Шустина приводятся в том виде, в каком они сохранились в частном архиве И.М. и С.Ю. Концевичей. Хотя в этих воспоминаниях и встречаются некоторые неточности (см. о них в примечаниях), они по-прежнему сохраняют для нас ценность живого слова современника великого Старца, очевидца событий последних лет его жизни. 476  По другим источникам, эпизод этот отнесён к посещению о. Варсонофием (тогда – П.И. Плиханковым) Андреевского собора в Кронштадте. 478  Вероятно, здесь неточность. П.И. Плиханков прибыл в Оптину Пустынь 21 декабря 1891 г., под Рождество Христово, а старец Амвросий отошёл ко Господу 10 октября. 479  Главный храм обители – собор в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Захоронения старцев находятся за алтарём его придела в честь святителя Николая Чудотворца. 481  Преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий (Потапов: 1855–1922). В Оптиной Пустыни с 1885 г. Исполнял послушание келейника преп. Амвросия, затем – преп. Иосифа: уже в то время многие обращались к нему за советом. С начала 1900-х годов начал старчествовать, окормлял преимущественно народ. Имел необыкновенно доброе милующее сердце, его так и называли «утешителем». Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 483  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). В Оптиной Пустыни с 1873 г. Прожил 25 лет в келье при скитском храме, в полузатворе, занимаясь молитвой, чтением духовных книг, научной и художественной литературы. В 1912 г. избран Старцем. После закрытия Оптиной жил в с. Холмищи Брянской области, где и преставился. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1996. 486  Один из главных бунтовщиков против архимандрита Ксенофонта. Оба монаха, и Патрикий, и Георгий, ничего общего с оптинским духом не имеют, люди немирные, хитрые и плотские. – Примечание С.А. Нилуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010