В Сремских Карловцах действия Патриарха Григория VII вызывали все большее негодование. В поступках Фанара, которому Зарубежный Синод не только не делал зла, но, наоборот, оказывал всяческую поддержку, русские эмигранты видели подлость и вероломство. Всеобщее возмущение, пожалуй, наиболее емко и ярко было выражено Е.И. Махароблидзе: «За преданность – предательство». Именно так называлась небольшая статья, опубликованная в «Церковных ведомостях». «Ужели большевики, – писал Е. Махароблидзе, – нашли пути и в Фанар, в Вселенскую Патриархию, еще так недавно объявившую Святейшего Патриарха Тихона Исповедником веры при режиме советской власти, а ныне старающуюся, чтобы православная эмиграция признала эту власть тьмы». Автор статьи глубоко скорбел от осознания того, что Вселенский Престол, который столько раз выручала Россия, пошел путем, указанным коммунистами. «Еще в начале 1923 года, – продолжал Махароблидзе, – в советском журнале «Главпросвет» мы читали, что один из руководителей коммунизма заявил, что Православная Церковь в России уже разрушена и теперь их очередная задача разрушить русские заграничные церковные организации и «это мы сделаем руками попов же " " 807 . Против мнимых прав Константинополя в очередной раз выступил С.В. Троицкий , без всякой дипломатии раскритиковавший претензии Фанара на приоритет. В число проблем, созданных Вселенским Престолом православному миру, канонист включил даже «разделение Церквей» 1054 г. Троицкий указывал, что только возвышение Российской империи заставило Вселенский Престол умерить свой пыл. Но стоило русскому государству погибнуть, а Российской Церкви потерять свое значение, как Константинопольская Патриархия вновь показала свою сущность, пытаясь захватить в свои руки весь православный мир 808 . Не отставала и парижская эмиграция. В 1924 г. в столице Франции прошли совещания, где прямо говорилось о наличии документов, подтверждающих связи Фанара с большевиками. Отмечался и факт превышения Вселенской Патриархией своих полномочий. В совещаниях принимали участие видные деятели церковной эмиграции – митрополит Евлогий, архиепископ Анастасий, архимандрит Иоанн (Леончуков), протоиерей Николай Сахаров, протоиерей Георгий Спасский, Г.Н. Трубецкой, Е.П. Ковалевский, Н.И. Шидловский, А.В. Карташев , И.П. Демидов, Никаноров, Т.А. Аметистов. Основную цель стамбульской интриги в Париже поняли правильно – Фанар и стоящие за ним кукловоды не желают слышать ни слова осуждения в адрес коммунистов. Именно так оценил происходящее и митрополит Евлогий 809 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но эта святотатственная затея не только не была приведена в исполнение, но даже усилила вражду между безпоповцами и поповцами. После этого они обращались к грузинскому архиеп. Афанасию с просьбою о поставлении епископа, приглашали к себе в епископы некоторых русских архипастырей и в том числе св. Тихона Воронежского, наконец, ходатайствовали пред гражданскою властью о дозволении принять им архиепископа на тех же условиях, на каких существовали беглые попы, но с тем, чтобы он был совершенно независим от православной иерархии, имел свою консисторию и пользовался правами, предоставленными живущим в России лицам инославных исповеданий. Но все эти попытки кончились неудачно. Межу тем, вследствие снисходительных отношений правительства к расколу, в попах не только не было недостатка, но далее явился избыток. Поэтому мысль о собственном епископе была на время оставлена поповцами. б) Оскудение бегствующего священства во второй четверти XIX в. С наступлением царствования Николая I, положение беглопоповщины совершенно изменилось. Издан был целый ряд ограничительных мероприятий, направленных к прекращению беглопоповства. Так, постановлено было: переезды беглых попов из уезда в уезд запретить; отнюдь не дозволять раскольникам принимать к себе новых беглых священников; ни в каком случае не дозволять оставаться в Москве раскольническим священникам, приезжающим из других мест, а ещё менее допускать исправление ими треб и временное пребывание на Рогожском кладбище; воспретить раскольникам производить над поступающими к ним беглыми священниками «исправу»; беглых диаконов немедленно высылать за караулом к их архиереям для поступления с ними по законам. Кроме того, церковною и гражданскою властью были приняты меры к прекращению самых побегов священников. Такие мероприятия повели к «оскудению бегствующего священства» во всей поповщине, не исключая даже Иргиза и Рогожского кладбища. в) Решение приобрести архиерея; хлопоты по учреждению архиерейской кафедры в Белой Бринице, условие с митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

7 марта 1917 г. Из телеграммы духовенству г. Кириллова 576 : ...По моему разумению, Государь отречением от Престола всех разрешил от присяги, и через Великого Князя Михаила Александровича передал Верховные полномочия Временному Правительству. Поминайте Богохранимую Державу Российскую и благоверное Временное правительство ее. Такова Синодальная формула. Передайте соседям. 12 марта 1917 й Благочинным Тамбовской епархии: Приглашаю духовенство епархии общими силами уяснять себе и пастве важность переживаемых событий, ответственность всех за целость Родины, обязанность отдать себя и запасы на ее спасение. Собирайтесь, обсуждайте, поддерживайте друг друга. Спешите делать, пока день есть. 13 марта 1917-й Первенствующему члену Св. синода митрополиту Владимиру и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Велениями совести вынуждаюсь просить, чтобы присылаемые из Св[ятейшего Синода указы подписывались кем-либо из членов Синода. Первенствующему члену Св. синода и обер-прокурору Св. синода: Нужно ли участие духовенства в приведении [к] присяге [по] новой форме[?] Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. 1011 Отдел неофиц. С. 292295. 343. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) 4 или 5 марта 1917 й Духовенство города Ставрополя, собравшись [под] председательством преосвященного Михаила, епископа Александровского, 577 в соответствие обстоятельствам времени пришло временно для возношения на богослужениях, где следует, формулу, выработанную московским духовенством, а именно: «богохранимую державу Российскую, правительство христолюбивое воинство ея». Прошу распоряжений по сему вопросу. Агафодор, архиепископ Кавказский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 27. Подлинны. 344. Телеграмма Св. синоду епископа Орловского и Севского Макария (Гневушев) 4 или 5 марта 1917 Ввиду манифеста, прошу указаний относительно богослужений. Епископ Макарий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стоп. Л. 34. Подлинна! 345. Телеграмма Св. синоду архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. В 1923 году обитель была закрыта «как контрреволюционная» за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня. И лишь в 1942 году власти оккупационной Одессы вновь передали помещения монастыря сестрам обители. Но не прошло и двадцати лет, как монастырь опять закрыли, а на его территории устроили городскую туберкулезную больницу. Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось лишь в 1991 году: был зарегистрирован устав, а спустя два года частично возвращены сохранившиеся помещения, правда, их состояние было крайне ветхим. Адрес: Украина, г.Одесса, ул. Успенская, 4/6 Телефоны: 722-20-16, 725-62-31 Свято-Андреевское подворье Свято-Андреевского Русского скита на Афоне [ править править код ] Андреевское подворье Построено по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко на Привокзальной площади, и закладка освящена 16 июля 1885 г. архиепископом Херсонским и Одесским Никанором (Бровковичем). Подворье до революции служило перевалочным паломническим пунктом между Россией и Афоном. Паломники здесь находили ночлег, питание и оформляли проездные документы. При подворье находилось два храма – во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского. После революции подворье было преобразовано советской властью во Дворец Культуры трамвайно-троллейбусного управления. В октябре 1996 года большими трудами митрополита Одесского и Измаильского Агафангела здание возвращено Одесской епархии. В настоящее время в подворье располагается на первом этаже храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на втором этаже актовый зал, в котором регулярно проходят епархиальные собрания. Адрес: 65012 г. Одесса ул.Пантелеимоновская, 58 Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский собор [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Сначала Св. Синод оставил о. Мартирия при всех должностях по Пермской Семинарии, назначив инспектора иеромонаха Гурия в помощь ему для чтения ученических сочинений и проповедей, но 7-го октября 1840 г. он по прошению был отчислен из учебного ведомства и назначен (за увольнением архим. Досифея) в Задонский Богородицкий третьеклассный монастырь с присвоением ему лично степени настоятеля второклассного монастыря. Однако и в ограде этой обители о. Мартирий, как некий Иов, оказался неугоден п неудобен, хотя уже в 1841 г. успел обратить внимание на ветхость трапезной церкви (местного собора) Владимирской Богоматери, на течь в братском корпусе, где училище, и на разрушение сараев и конюшен и возбудил дело о мерах исправления 54 . Колтун (или polonica plica) развился до того, что в 1842 г. волосы па голове сплелись в массу – длиною более двух аршин и около 18 фунтов весу, а это было неблагообразно и даже неприятно в Задонском настоятеле для некоторых поклонников св. Тихона, особенно из важных фамилий. Известившись о сем. Св. Синод 23 июля 1842 г. перевел о. Мартирия в Свияжский Успенский Богородицкий монастырь, в северо-восточной части г. Свияжска, в 50 слишком верстах от Казани, при чем здесь с 1846-го по 1868 год он проходил должность благочинного, а с 1848-го по 1851 г. был первоприсутствующим Свияжского Духовного Правления. В тиши и уединении этого монастырского захолустья совершалось все дальнейшее земное течение о. Мартирия. Оторванный от учебно-ученого дела ужасным недугом, он в Казани получил некоторую возможность снова принять в нем участие, когда, согласно избранию и ходатайству Казанской Духовной Академии, определен Св. Синодом, от 16 июня/19июля 1843 г., в число первых её действительных членов из местного духовенства 55 . Сохраняя это звание вплоть до 1869 г., т. е. до введения нового академического устава, о. Мартирий проявил близкое и деятельное отношение, делая вклады в академическую библиотеку книгами 56 , помогая деньгами сооружению иконы св. Димитрия Ростовского , в день памяти коего 21 сентября 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Витебская Основана 05.08.1839. Упразднена в 1935 г. В 1942–1944 гг. возобновлена в пределах Белорусской временной автономии. Упразднена в 1959 г. Возобновлена 29.05(11.06)1992 (выделена из Полоцкой епархии). Именовалась: с 17.04.1840 – Полоцкая и Витебская; с 07.07.1840 – Витебская и Полоцкая; Полоцкая и Витебская, паки (с пребыванием иерарха в Витебске (Иерархия Российской Православной Церкви (см. Список конца 1918 года с собственноручной правкой Святителя Тихона: Приложение С. ). с 29.05(11.06)1992 – Витебская и Оршанская. 07.07.1840 27.03.1866 16.06.1866 07.12.1874 07.12.1874 06.03.1882 Викторин Любимов 06.03.1882 25.02.1889 14.03.1889 03.09.1893 Антонин Державин 03.09.1893 27.07.1899 20.08.1899 04.06.1902 Сщмч. Тихон Никаноров 04.06.1902 25.07.1911 Серафим Мещеряков 25.07.1911 08.03.1913 Никодим Боков 08.03.1913 11.07.1914 Владимир II Путята 03.11.1913 18.12.1913 11.07.1914 10.01.1915 Иннокентий Ястребов 10.01.1915 12.07.1917 09.1917 06(19)03.1918 Иннокентий Ястребов, паки в/у Пантелеимон Рожновский, паки 06(19).03.1918 09(22)04.1918 Серафим II Александров 09.1918 1926 (?) 02(15)03.1923 Алексий II Буй (?) 01(14)10.1926 28.11(10.12)1927 Сщмч. Павлин Крошечкин 12.1927 31.01(13.02)1932 31.01(13.02)1933 14(27)07.1935 Тихон II Русинов 23.02(08.03)1942 07.1944 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 14(27)07.1992 Витебская, обн. Основана 08.1922. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Витебская, Полоцкая, Полоцко-Витебская. Викарные кафедры: Велижская, Дриссенская. 28.08(10.09)1922 03.1923 01(14)01.1923 07(20)10.1926 07(20)10.1926 06(19)11.1928 06(19)12.1929 21.12.1931(03.01.1932) 20.10(02.11)1932 25.02(10.03)1933 03.1933 09.1937 701 Бывший униатский епископ Оршанский; один из ближайших сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения Западнорусских униатов, в 1839 году. Архиепископ с 5.04.1841. Вторая дата – увольнение с определением присутствующим в Св. Синоде. Скончался 26.01.1876. 702 По ACT. Т. 3. С. 367 и ММЛ РПИ, дата его назначения из Можайска в Витебск указывается иная: 17.06.1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александра (Кременецкого) велась подготовка к канонизации свт. Антония (Смирницкого). 22 окт. 1914 г. над местом его погребения была освящена часовня-усыпальница. Синодальная комиссия осмотрела останки свт. Антония. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. обсуждалось предложение о канонизации свт. Антония, однако начавшаяся революция и гражданская война помешали довести до конца это намерение. 1918-1956 гг. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. большевики расстреляли крестный ход у стен М. В. м., погибли несколько человек. В дек. того же года в губсовнархоз был представлен перечень предметов, содержащих драгоценные металлы, подписанный наместником архим. Александром (Кременецким), казначеем Илиодором, ризничим Никоном, экономом Вассианом и благочинным Иоанном. В списке значились 96 икон в дорогих окладах, серебряная рака весом 9 пудов 36 фунтов, серебряные сени над ракой в 23 пуда 6 фунтов. Остальные предметы перечислены без указания веса: 17 напрестольных крестов, 6 ковчегов и дарохранительниц, 102 лампады, 10 кадил, 12 панагий в серебряных окладах. 3 февр. 1919 г. по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей свт. Митрофана, чтобы «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Присутствовать при этом кощунственном акте заставили архиеп. Тихона (Никанорова), игум. Владимира и иером. Феону. После вскрытия мощи были оставлены в мон-ре. Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г. В июле 1919 г. в М. В. м. распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь. Ок. 300 узников разместили в келейном и др. корпусах, но в храмах некоторое время совершались богослужения. В концлагерь перевели и заключенных местной тюрьмы. В нач. окт. того же года, когда в Воронеж вошли отряды Белой Армии, были обнаружены тела 8 монахов со следами жестоких истязаний (в т. ч. их «причащали» расплавленным оловом): иеромонахов Нектария (Иванова), Серафима, Спиридона и др.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Проблемы канонических территорий и юрисдикционного подчинения, не утихающие до наших дней, в то время начинали беспокоить церковную жизнь диаспоры. Коснулся этот вопрос и Финляндии. Как пишет сам отец Варсонофий в своей автобиографии: " За отстаивание в Финляндии юрисдикции патриарха Тихона был сослан на Коневец в 1922 г. и оставался там до 1926 г. " Отец Варсонофий видя, как болезненно отражается на духовной жизни братства борьба, совершенно не свойственная иноческому мирному духу. Борьба, принимавшая подчас все формы и характеристики политической амбициозности, что никак не совместимо с идеалами монашества, отправляется с миссионерским и душепопечительским жаром туда, куда влекло его сердце - на помощь страдающим, испытывающим духовную жажду соотечественникам. Покидая Финляндскую епархию, молодой священник получил такую характеристику: " Исполнял обязанности честно и добросовестно, с должным вниманием и усердием " Сам о себе он пишет: " В 1926 г. был вынужден оставить Коневец и отравиться в Болгарию, в город Софию к проф. Н.Н. Глубоковскому Временно был в монастыре Преподобного Иоанна Рыльского, которому написал акафист " В Болгарии, в то время оказались тысячи бездомных сынов Руси православной. С проф. Н.Н. Глубоковским отец Варсонофий был знаком раньше, еще по дореволюционному периоду. Далее, очевидно они имели возможность встречаться за тот период времени, когда проф. Н. Глубоковский проживал в Финляндии. В августе 1921 г. Николай Никанорович с супругой Анастасией Васильевной покинул Россию и переехал в Финляндию Затем через некоторое время пожив в Германии и Чехословакии профессор с 1922 г. занял кафедру Нового Завета в Софии. Будучи в Болгарии профессор продолжал поддерживать духовную связь с Валаамом, так в письме одному из монахов он писал об эмигрантском существовании: " ...Живем здесь в немощах, скорбях и лишения и сердечно просим святых молитв " Согласно Указу Священного Синода Российской Православной Церкви, от 12/25 ноября 1921 г. иеромонах Варсонофий с 20 февраля/5 марта 1922 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

На молитвенную память о совершенном богослужении владыка Антоний передал в дар храму образ святителя Тихона, Патриарха Всероссийского , и ковчег с набором для совершения Таинств крещения и миропомазания. Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям также вручил Патриаршие награды потрудившимся в деле оказания помощи Успенскому храму в Пекине. Святейший Патриарх Кирилл удостоил посла России в Китае А.И. Денисова медали «Патриаршая благодарность», а старшего советника российского дипломатического представительства в КНР В.В. Фадеева — медали ордена благоверного Даниила Московского. Патриаршие грамоты были вручены Д.В. Дубовику, А.Р. Зайнигабдинову, Ю.И. Бабишеву, Н.А. Никитиной, А.Н. Никаноровой, О.В. Пименовой, Н.В. Ефимовой и М.В. Захаркиной. Митрополита Антония тепло приветствовал настоятель Успенского храма иеромонах Иннокентий, выразивший сердечную признательность за совместные молитвы и за внимание к единственному православному храму в Пекине. В качестве видимого знака любви прихожан священнослужитель преподнес владыке Антонию образ святителя Иннокентия Иркутского — первого архиерея, назначенного на служение в Пекине — с частицей мощей святителя. Во дворе храма была предложена праздничная трапеза для собравшихся. Совершение Божественной литургии стало центром торжеств по случаю 10-летия освящения Успенского храма. В рамках празднования митрополит Антоний посетил концерт хора «Знамение» в Российском культурном центре в Пекине, а также принял участие в работе семинара в Посольстве России в КНР «Духовные связи России и Китая: история, современность и перспективы». По случаю отмечаемой даты глава российского дипломатического ведомства дал прием, в котором, помимо гостей торжеств, приняли участие представители МИД КНР и Отдела единого фронта ЦК КПК. В ходе пребывания в Пекине сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский посетил данную структуру, ответственную за реализацию государственной политики в религиозной сфере, для рабочей беседы по тематике деятельности Российско-китайской рабочей группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере.

http://patriarchia.ru/db/text/5516600.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010