Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

86 Судья Лазов Сергей Алексеевич, непременный член Ломжинского присутствия по крестьянским делам. 91 В сентябре 1899 года на Минскую кафедру назначили епископа Михаила (Темнорусова): епископом Витебским был Тихон (Никаноров). 93 Костромитинов СИ.; о нём см.: Александр (Немо.ювский). Памяти о. Сергия Коетромнтинова//АПВ, 1915. т. XIX, 8, с. 127: Павел Страж Ситкинского собора. (Памяти о. С.И. Костромитинова)//АПВ, 1915. т. XIX. 11, с. 175–178. 95 Из рапорта Комиссии по приисканию и покупке земли для православного храма в Нью-Йорке Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону. Епископу Алеутскому и Аляскинскому, Милостивейшему Архипастырю и Отцу от 1/13 сентября 1899 г. за 798: «...Комиссия нашла необходимым вступить в немедленные переговоры с собственником земли, при посредстве обычных в таких случаях агентов. Стоимость участка была определена в 36 тысяч долларов, о чем О. Председатель Комиссии имел честь телеграфировать Вашему Преосвященству с просьбой разрешить ему эту покупку, на что последовало соизволение Ваше, при условии соблюдения положенных законом формальностей» (РГИА, ф. 799, оп. 25. год 1897. д. 226, л. 44 об. – 45). 96 См.: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона: Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки/Сост. A.B. Попов. СПб., 2008. С. 59–60. 97 Здесь имеется в виду отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 9 сентября 1899 г. за 53 (РГИА. ф. 799. оп. 25, год 1897, д. 226, л. 41–43об.). 98 Отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 28 февраля 1899 г. за 11 (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1897. д. 226, л. 31–31об.). 99 Зотиков И.И., второй священник русской Свято-Николаевской церкви в Нью-Йорке (о нем см.: Пастырский юбилей//АПВ, 1905, т. IX, 10, с. 193–195). 103 Иван Марухняк, студент Петербургской академии; в 1900 году за кандидатское сочинение «Религиозно-философское мировоззрение В.Д. Кудрявцева» был поощрен денежной премией в размере 30 рублей (Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Велижский. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. (Лазарев Иван Иванович; 1869, Лучинский погост Тихвинского у. Новгородской губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), еп. Велижский. Из семьи священника. В 1892 г., окончив Новгородскую ДС, определен надзирателем в Звенигородское ДУ. 4 нояб. 1892 г. пострижен в монашество с именем Иона, а 3 дек. того же года рукоположен во диакона. 23 дек. 1893 г. зачислен в число братии Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 6 янв. 1895 г. рукоположен во иерея. 30 дек. 1899 г. по ходатайству Полоцкого еп. сщмч. Тихона (Никанорова) И. был переведен в число братии Полоцкого архиерейского дома, 5 янв. 1900 г. назначен казначеем и ризничим, 27 нояб. того же года - настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного мон-ря. 2 сент. 1902 г. переведен на должность настоятеля Сковородского во имя архангела Михаила мужского монастыря . В 1900 г. возведен в сан архимандрита. 22 марта 1911 г. назначен на должность наместником Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . В янв. 1918 г. отправлен в распоряжение Воронежского и Задонского архиеп. Тихона (Никанорова). 29 янв. 1926 г. хиротонисан во епископа Велижского, стал викарием Полоцкой епархии. В лит-ре также упоминается как епископ Невельский. Не смог приступить к исполнению своих архиерейских обязанностей, видимо, из-за засилия обновленцев. 14 мая того же года уволен на покой. Жил в с. Батюшкове Дмитровского р-на Московской обл., служил в Никольском храме. Пользовался любовью и уважением прихожан. В 30-х гг. ХХ в. помогал священнослужителям - заключенным Дмитровского ИТЛ. 15 авг. 1937 г. арестован по обвинению в том, что под видом церковных проповедей вел «контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/578268.html

Под рельефом высечены слова императора Петра I, сказанные во время траурной церемонии: " Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности отданием последнего долга " . У главы, где совершались молебствия святителю, стоял архиерейский жезл - точная копия его жезла, хранящегося в ризнице собора. Над ракой на высоких серебряных колоннах возвышалась серебряная сень, изготовленная в Москве в 1860 году. Наряду с мощами почиталась ветхая мантия святителя из грубой крашеной ткани, которую часто носили по домам, где проживали тяжелобольные . В ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года были вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского; по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святителя Митрофана, чтобы " продемонстрировать трудящимся обман церковников " . Присутствовать при вскрытии заставили архиепископа Тихона (Никанорова) , игумена Владимира и иеромонаха Феону . Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учинённого над честными останками святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение “трудового народа” “покончить с поповскими баснями о святых мощах”. Красноармейцы оттеснили верующих от раки святителя и вынули из неё кипарисовый гробик с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдёргивать пелены и покровы со святителя, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые мощи. Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал братию: “Великая милость Божия проявлена святителю - по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа”.

http://drevo-info.ru/articles/4315.html

Устроиться в Выборге Николаю Никаноровичу и Анастасии Васильевне помог один из монахов Валаамского монастыря о. Варсонофий (Толстухин), проходивший в это время клиросное послушание при храме архиерейского дома. «...Ранее мы не знали друг друга и едва ли слыхали, – вспоминал Глубоковский в 1928 г., – и отец Варсонофий мог заинтересоваться мною разве лишь во время нашего териокского заточения по данным от моих немногих в Финляндии учеников (К. И. Репо, отца Н. Васильева, отца Н. И. Варфоломеева)» 2888 . Согласно определению Священного Синода и Высшего Церковного Совета, Глубоковскому было разрешено (по благословению Святейшего Патриарха Тихона) принять экзамены у иеромонаха Варсонофия для получения прав окончившего курс духовной семинарии. Официальное сообщение об этом (от 25/12 ноября 1921 г.) Глубоковский получил в Выборге 18/5 февраля 1922 г. и 5 марта/20 февраля выехал в Коневецкий монастырь, куда был выслан финскими властями о. Варсонофий за несогласие на введение в церковно-богослужебную практику нового стиля. На Коневце Глубоковские пробыли около трех недель, Николай Никанорович произвел испытания по всем богословским предметам, преподававшимся в русских духовных семинариях, признав о. Варсонофия достойным звания окончившего курс духовной семинарии с правами студента. Заключение Глубоковского формально утверждено Высшим Русским Церковным Управлением за границей определением от 15/2 августа 1922 г. с выдачею о. Варсонофию соответствующего аттестата 2889 . С пребыванием Глубоковского в Выборге, где он познакомился и с некоторыми другими валаамскими монашествующими, связано также участие (в качестве ученого эксперта и посредника) в попытках разрешения валаамского календарного спора 2890 . Свои взгляды по календарному вопросу Глубоковский изложил тогда в статье « " Нови» стил (Григориански Календар) у npabocлabhoj цркви», опубликованной осенью 1922 г. в сербском журнале «Црква и Живот» (1922. 11−12) 2891 . Событиям, имевшим место в Валаамском монастыре, Глубоковский впоследствии посвятил брошюру «Война и мир в Финляндской Православной Церкви» (София, 1929) 2892 . Она была написана по просьбе наместника Валаамского монастыря игумена о. Харитона, выславшего Глубоковскому свою книгу «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях (По документам и записям инока)». Посылая ее, игумен Харитон писал Глубоковскому 19 декабря 1928 г.: «И Вам известно, что мы не имеем настолько обширного богословского образования для того, чтобы непогрешительно разобраться в столь сложных вопросах, изложенных в моей книге. Посему и просил бы Вас, Николай Никанорович, как знакомого нашей обители и с обширным богословским образованием и помогавшего нашей обители выходить из затруднительного положения, помочь и теперь, – разъяснить нам существенное из упомянутых документов и сказать: имеются ли серьезные основания для создавшегося у нас разделения?» 2893 . Ответ Глубоковского (посланный до 1 января 1929 г.) гласил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1919 г., во время гражданской войны, В., как и Воронежский архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров) , не покинул свою паству и не ушел с отступавшим корпусом ген. А. Г. Шкуро. После мученической кончины 9 янв. 1920 г. архиеп. Тихона (Никанорова) на Воронежскую кафедру был назначен архиеп. Тихон (Василевский) , вскоре уклонившийся в обновленчество . Центром противостояния расколу, к-рое возглавил В., стал Акатов мон-рь; местные обновленцы всех сторонников канонической Церкви называли «тихоновцами» и «владимировцами». Однако в течение нек-рого времени В. из соображений церковной дисциплины не заявлял о неповиновении Тихону (Василевскому). В авг. 1923 г. в Никольском храме Воронежа состоялось собрание духовенства и верующих, постановившее просить Патриарха св. Тихона о смещении Тихона (Василевского) и о поставлении на Воронежскую кафедру В. 8 авг. 1923 г. В. был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа, к тому времени в Воронеже ему подчинялись 5 храмов. Архиерей поддерживал постоянную связь с Патриархом Тихоном, сообщая ему обо всех событиях, происходивших в епархии. Стремясь ограничить противодействие В. обновленчеству, власти содержали его под домашним арестом в Акатовом мон-ре. 9 апр. 1924 г. домашний арест был снят с условием «временно не говорить проповедей», В. этого условия не выполнял. Активная проповедническая деятельность Воронежского архиепископа и викарного Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) , отъезд из Воронежа главы местных раскольников (Тихон (Василевский) был возведен обновленцами в сан «митрополита» и назначен в Киев) привели к возвращению мн. верующих в лоно Патриаршей Церкви и значительному сокращению числа обновленческих приходов. Ввиду ареста еп. Митрофана в марте 1924 г. Местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский) 16 июля 1925 г. послал в Воронеж в помощь В. викарного еп. сщмч. Петра (Зверева) . 20 авг. 1925 г. митр. Петр возвел В. в сан митрополита. Воронежский митрополит, к-рый, по воспоминаниям современников, хотя и не был «блестящим архиереем», пользовался любовью и почитанием паствы.

http://pravenc.ru/text/159084.html

Пермь. Церковь Владимира равноапостольного в Нижней Курье. Князь-Владимирская церковь при бывшей Архиерейской даче Карта и ближайшие объекты Пермь, Кировоградская ул., 194 Кировский район, м-р Нижняя Курья КНЯЖЕ-ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ГОРОД ПЕРМЬ (ЗАКАМСК) Княже-Владимирская церковь деревянная (в Нижнекурьинских дачах, ныне Закамск). Заложена 13.06.1904 г. как дачная церковь пермского архиерейского дома. Освящена 18.06.1906 г. епископом Никанором. Сооружена в «ропетовском» стиле на пожертвования. Приход образован в мае 1918 г. Закрыта в 1922 г. Использовалась под отделение детского санатория «Светлана». Возвращена верующим в 1996 г., наречена Свято-Владимирской. Сгорела 28.11.1998 г. В 1999 г. восстановлена.  Нижнекурьинские дачи – наиболее характерные образцы архитектуры неорусского стиля (так называемой ропетовской архитектуры – по псевдониму архитектора И.Н. Петрова); например, дома по улице Кировоградской 152, 162, 194. Про архиерейскую дачу с надворными постройками по Кировоградской, 194, известно следующее: 15 августа 1894 года епископ пермский и соликамский Петр (Лосев) посетил дачный посёлок «Курья» с целью избрания места для постройки церкви. Вот, что он увидел по описанию газеты «Пермские губернские ведомости: «Избранное место находится на самом берегу реки Камы, саженях в 15 от обрыва берега. На высоком холме, находящемся в интервале между заселёнными и вновь застраиваемыми кварталами. Подошву холма омывает ключ (родник) с чистой, как хрусталь, водой, протекающей по оврагу, который служит и спуском (съездом) к реке Каме. С холма открывается прекрасная панорама на реку, город Пермь и луговой берег». Княже-Владимирская деревянная церковь была заложена 13 июня 1904 года на территории откупленной для этого у рыбака Быкова усадьбы. Освящена она была епископом Никанором (Надеждиным) 18 июня 1906 года. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме, выпущенный в 1911 году, содержит такую строчку о данной достопримечательности: «при архиерейской даче находится церковь». В последнее время многие бывшие церкви и храмы стали передаваться верующим. Тоже было сделано и со зданием архиерейской дачи. С 1996 года здесь действующий храм святого равноапостольного великого князя Владимира и святителя Тихона Задонского. В 1998 году с храмом случилась беда – пожар, который не пощадил Божьего дома. Восстановлена.

http://sobory.ru/article/?object=10522

Несомненно, что молитвами сонма русских святых, среди которых сияет святитель Митрофан, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви именно тогда, когда нашему народу было необходимо духовное утешение. Знаменательно, что епархия святителя Митрофана стала подлинной опорой новоизбранного святителя-исповедника Патриарха Тихона, ближайшим сподвижником которого был уроженец воронежской земли, выпускник Воронежской Духовной семинарии священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. После кончины Святейшего Патриарха Тихона он возглавил Русскую Православную Церковь как Местоблюститель Патриаршего Престола и принял мученическую кончину, явив верность Христу даже до смерти. Приемники святителя Митрофана архипастыри-священномученики Тихон (Никаноров), Петр (Зверев), Захария (Лобов), митрополит-исповедник Владимир (Шимкович) и их сподвижники – новомученики Воронежской земли – явили своими подвигами крепость веры и преданность канонической чистоте Русской Православной Церкви. Воронежская епархия уже с 1918 года, когда вместе со святым архиепископом Тихоном (Никаноровым) были расстреляны 160 священнослужителей, стала, наряду с Бутовским полигоном и Соловецкими островами, местом мученической кончины многих тысяч людей. По свидетельству священномученика Петра (Зверева), в эти скорбные годы верующие Воронежской епархии реально ощущали, что " всех хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских " . Церковно-каноническое значение Воронежской епархии в те годы было общеизвестно. Именно поэтому ей пришлось испытать сильнейшее давление со стороны как богоборцев, так и представителей обновленческого, григорианского и ревнительских расколов, буквально терзавших епархию святителя Митрофана... Паства Воронежской епархии благодарно хранит в памяти и такой исторический факт: в 1937 году после ареста и кончины архиепископа Петра (Соколова), когда церковная жизнь в епархии, казалось бы, была разрушена до основания, временное управление Воронежской кафедрой принял на себя Патриарший Местоблюститель, будущий Святейший Патриарх, митрополит Сергий (Страгородский), который и возглавлял ее до 1944 года, когда изменившиеся церковно-государственные отношения позволили ему назначить в Воронеж нового правящего архиерея – архиепископа Иону (Орлова).

http://religare.ru/2_47019.html

1989 г., 9 октября – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен клику святых. 1992 г., 22 февраля – в старом соборе Донского монастыря, в присутствии Святейшего Патриарха Алексия 2 обретены мощи св. Патриарха Тихона. ТИХОН (Никаноров Василий Варсонофьевич), архиепископ Воронежский. 1855 г., 30 января – родился в Новгородской губ., в семье псаломщика. 1877 г. – окончил Новгородскую духовную семинарию. 1881 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1884 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. Принял монашество, иеромонах. 1890 г. – архимандрит. Ректор Новгородской духовной семинарии. 1891 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря. 1892 г., 2 февраля – хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 1899 г. – епископ Полоцкий и Витебский. 1902 г. – епископ Пензенский и Саранский. 1907 г. – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 1912 г. – епископ Калужский и Боровский. 1913 г., 13 мая – архиепископ Воронежский и Задонский. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1919 г., 9 января – повешен на царских вратах в церкви монастыря св. Митрофана. Вместе с ним были замучены ещё 160 иереев. ТИХОН (Русинов Иван Владимирович), епископ Полтавский. Родной брат архиепископа Митрофана [Русинова]. 1886 г., 17 апреля – родился. Преподаватель Озургетского духовного училища. 1916 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1917 г. – преподаватель Павловского духовного училища Воронежской епархии. 1918 г. – преподаватель Донского Мариинского института. 1920 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, иеромонах. 1922 г., 12(25) ноября – «хиротонисан во епископа» обновленцами. 1922–1924 гг. – «епископ Усть-Медведицкий». 1924 г. – по покаянии принят Патриархом Тихоном в общение Православной Русской Церковью. 1924 г. – совершена хиротония во епископа Усть-Медведицкого, викария Донской епархии. 1924–1926 гг. – епископ Усть-Медведицкий. Дважды отпадал в григорианский раскол и, по покаянии, принят в общение с Православной Русской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С 12 июня 1896 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский . Прибыл на кафедру 28 июня. С 2 июня 1897 года был уволен на покой в Корсунский Богородичный монастырь города Каховки , а затем - в Херсонский Владимирский монастырь . С 31 января 1900 года - епископ Острогожский , викарий Воронежской епархии . Резиденцией его стал Алексеевский Акатов монастырь . Деятельно участвовал в делах епархии - инспектировал приходы и училища, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе церковного историко-археологического комитета и миссионерского общества, председательствовал в епархиальном училищном совете и много приложил труда в деле образования в церковноприходских школах. По его настоянию в Алексеевском Акатовом монастыре была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинками. В первом ярусе надвратной колокольни была устроена крестовая церковь, освященная 27 июня 1903 года во имя преподобного Сергия Радонежского . В мае 1913 года владыка предстательствовал при погребении архиепископа Анастасия (Добрадина) . 2 марта 1920 года при участии епископа Новохопёрского Модеста (Никитина) отпевал архиеп. Тихона (Никанорова) . Воронежский архипастырь в годы гонений После того как Воронежский архиепископ Тихон (Василевский) ушел в обновленчество в 1922 году, приверженцы канонической Церкви сплотились вокруг владыки Владимира и Алексеево-Акатова монастыря. Однако церковная дисциплина мешала епископу Владимиру прямо заявить о своем неповиновении епархиальному архиерею и проводимой им ложной политике. Лишь в августе 1923 года собрание группы духовенства и верующих в Никольском храме постановило просить патриарха Тихона принять епархию в каноническое общение и утвердить во главе её епископа Владимира. Патриарх принял это предложение и 8 августа 1923 года епископ Владимир был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа " за долговременную службу архиереем " . В то время православному архиерею в Воронеже подчинялись пять храмов: в Акатовом и Покровском монастырях, церкви Воскресенская , Петропавловская и Троицкая на Терновой поляне .

http://drevo-info.ru/articles/11699.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010