В заседаниях принимали участие: «Архиепископ Анастасий, прот. о. Н. Сахаров, прот. о. Г. Спасский, архимандрит Иоанн, кн. Г. Н. Трубецкой, Е. П. Ковалевский, Н. И. Шидловский, А. В. Карташев , И. П. Демидов, И. В. Никаноров и Т. А. Аметистов». В «Церковных Ведомостях» за 1924 год 15 и 16, 17 и 18, 21 и 22 и далее) по поводу притязаний Вселенской Патриархии помешена была статья известного канониста проф. С. Троицкого под назнанием: «Дымное надмение мира и Церковь ». В статье этой проф. С. Троицкий доказывает необоснованность требований Вселенской Патриархии. Разбивается им и усвоенная ныне Митрополитом Евлогием теория о безправности «епископов-беженцев». Проф. С. Троицкий доказывает, что по 134 правилу Карфагенского Собора (Пидалион 30, Кормчая 120) епископы «простирают свою власть» не на известную территорию, а «на люди». Епископы, переселившиеся со своею паствою, – писал проф. Троицкий, – «и в пределах другихь Церквей должны сохранить свои иерархические права и образовать особую автокефальную Церковь » (Афинская Синтагма II, 384; III, 154–156, 275). «Это-то правило и является непоколебимым основанием в пользу существования независимого от местной Церковной власти Русского Архиерейского Снода заграницей; и никакая власть, кроме Вселенского Собора и Русского Высшего Церковного Управления, не может, не нарушая канонов, закрывать этот Снод». Существование Снода, по утверждению проф. Троицкого, покоится на постановлении Патриарха Тихона, от ноября 1920 года, за 362, против чего ныне, как известно, пытаются возражать парижские «церковники». Как видно из изложенного, все – и Патриарх Тихон, и Архиерейский Снод, в лице Архиепископа Феофана, и Митрополит Евлогий, и канонист проф. Троицкий, и печать – возставали против противоканонических требований Вселенской Патриархии и попыток ея, под влиянием большевиков, вмешаться в дела Русской Церкви. И теперь Митрополит Евлогий пытается опереться на ту же Вселенскую Патриархию, обращается к ней. Газеты же, верно обличавшия тогда Вселенскую Патриархию, зависимую от милостей большевиков 16 , радуются теперь ея ударам, наносимым каноническим Архиерейским Собору и Сноду. Патриарх Мелетий и митрополит Хризостом – насадители «догматов современности».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНСАРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ИНСАРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), в г. Инсар (Мордовия) основан в 1900 г. как подворье Пайгармского во имя святой великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня женского монастыря Инсарского у. Пензенской губ. Инициатором строительства подворья стала пайгармская игум. Евпраксия, а также благотворитель коллежский асессор А. А. Дельфинский. На территории пожертвованной им усадьбы, рядом с городской Базарной пл., в 1897 г. был заложен и 6 сент. 1900 г. освящен Пензенским еп. Павлом (Вильчинским) каменный храм во имя равноап. кн. Ольги. Посвящение престола Дельфинский связывал с «перворожденной дочерью их императорских величеств» св. вел. кнж. Ольгой Николаевной . Небольшой одноглавый храм неск. необычен для рус. стиля, поскольку на пространственно выраженных, завершенных фронтонами ветвях креста, апсидах и крыльцах установлены еще 14 главок. Среди чтимых святынь в церкви хранились иконы вмц. Параскевы с частицей мощей, Божией Матери «Утоли моя печали» в серебряной ризе, изготовленной на средства горожан. Храм во имя св. равноап. вел. кнг. Ольги. Фотография. 2004 г. Храм во имя св. равноап. вел. кнг. Ольги. Фотография. 2004 г. Одновременно с храмом к 1900 г. была возведена шатровая колокольня. С вост. стороны храма, напротив алтаря, находился каменный 2-этажный сестринский корпус (1900) с хозяйственным двором, с сев. стороны - каменный дом для священнослужителей (приобретен мон-рем в 1901). Также были построены ограда, хозяйственный корпус, разбит сад. В 2 верстах от Инсара игум. Евпраксия приобрела Губаревскую дачу (100 дес. леса и 194 дес. земли), на территории к-рой устроила деревянный конный двор с 4 жилыми помещениями, а затем кладбище с деревянной ц. во имя апостолов Петра и Павла (освящена 22 июня 1903 г. по благословению еп. Пензенского сщмч. Тихона (Никанорова) ).

http://pravenc.ru/text/468819.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы вспоминаем Великого князя Николая Николаевича (Старшего) и писателя А.П.Платонова; завтра – чтим память графа А.Г.Орлова-Чесменского, ученого В.И.Вернадского и композитора Г.В.Свиридова; 7 января отмечаем 250-летие со дня кончины Императрицы Елизаветы Петровны; 8 января поминаем генерал-фельдмаршала П.С.Салтыкова и поэта Н.М.Языкова; 9 января - чтим память священномученика Тихона (Никанорова) и вспоминаем поэта Н.А.Некрасова 05.01.2011 383 Время на чтение 20 минут В этот день, 23 декабря (5 января) 1877 г. русские войска освободили Софию, столицу Болгарии, от турецкого владычества. В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало освобождению Болгарии. Месяц спустя, жестокой зимой 1878 года русские войска под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко совершили трудный переход через покрытые снегом Балканские горы. Позднее этот поход Русской армии историки сравнивали с походами Ганнибала и Суворова, при этом некоторые добавляли, что Ганнибалу было легче, ибо он не имел артиллерии. В ходе кровопролитных боев с турецкими частями Шукри-паши русские войска освободили Софию. 4 января кубанские казаки из сотни есаула Тищенко сбросили с управы турецкое знамя. 5 января вся София была занята, а остававшиеся там турецкие войска поспешно отступили на юг. Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков-Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам». А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны - переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом… Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР (Каменский Никифор Тимофеевич; 25.05.1847, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.11.1910, г. Казань), архиеп. Казанский и Свияжский, миссионер. Род. в семье диак. Тимофея Каменского и его супруги Параскевы Никитичны. Рано остался без отца. Обучался в Астраханском ДУ (1856-1862) и Астраханской ДС (1862-1868). С 1-го класса семинарии изучал татар. язык, в 4-м - переводил на татарский Евангелие, в богословском классе семинарии зарабатывал деньги перепиской татарско-персид. словаря, составленного учителем гимназии Первушиным. По окончании семинарии 3 нояб. 1868 г. архиеп. Афанасием (Дроздовым) Н. Т. Каменский был рукоположен во иерея к Покровскому храму с. Бережновки Царевского у. Астраханской губ. Впосл. он вспоминал о «тяжелом опыте 2-летней жизни в качестве приходского священника» (Слова и речи. 1890. С. 201). Зимой 1868/69 г. открыл школу на дому, из опыта работы в ней вынес твердое убеждение о необходимости начального образования на родном языке. После кончины жены - Елены Никаноровны (апр. 1869), дочери астраханского прот. Никанора Ильича Малиновского (в память о супруге Н. впосл. учредил стипендию в Казанском епархиальном уч-ще, где она училась), он продолжил образование в КазДА (1870-1874), по итогам вступительных экзаменов был 4-м из 28 поступивших. Обучался на богословском отд-нии, изучал греч. и нем. языки, 4 года слушал лекции проф. А. И. Гренкова, занимавшего объединенную кафедру нравственного богословия и педагогики; дополнительно изучал миссионерские предметы, араб. язык, практиковался в татарском у свящ. В. Т. Тимофеева, получил по этим предметам высшие баллы. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Мессия по Псалтири» под рук. иером. Тихона (Клитина ; впосл. епископ Муромский), профессора кафедры Свящ. Писания ВЗ, к-рый готовил его в качестве преемника при условии принятия монашества. Постановлением совета КазДА от 1 июня 1874 г. Каменский был удостоен звания кандидата богословия (диплом от 22 июня).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Мученик Феодор Пальшков Мученик Феодор родился в 1871 году в селе Прудки Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Луки Павловича и его супруги Александры Федоровны Пальшковых. В 1894 году Федор окончил Московскую Духовную семинарию и стал безвозмездно преподавать в московской Скорбященской двухклассной церковноприходской школе, что в Ямской Коломенской слободе. В 1890 году в соответствии с решением Московской Городской Думы на средства благотворителей, и в частности городского головы Николая Александровича Алексеева, начала строиться Скорбященская церковь и некоторые здания при Алексеевской психиатрической больнице. В 1896 году епископ Можайский, викарий Московской епархии Тихон (Никаноров) освятил храм в верхнем этаже центрального административного здания; в том же году Федор Лукич был назначен туда псаломщиком. В 1901 году Федор Лукич был избран членом Комиссии по устройству публичных народных чтений в Москве. С 1903 года он стал преподавать в воскресной школе при чайной Даниловского отделения 1-го Московского Общества трезвости, а с 1904 года стал учителем церковноприходской школы при этом Обществе. Все это время он продолжал служить псаломщиком в Скорбященской церкви, а когда при советской власти церковь была закрыта, служил псаломщиком в храмах Московской епархии . В 1935 году Федор Лукич поселился в Москве, но в 1936 году его вызвали в паспортный стол, отобрали паспорт и велели выехать из Москвы, и он поселился у брата в Можайске. В 1937 году, незадолго перед арестом, он устроился работать сторожем. Федор Лукич был арестован 17 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. – Будучи активным участником тихоновского течения – «истинно-православной церкви», с появлением обновленческой церкви вы на сегодняшний день какое признаете течение правильным – тихоновское или обновленческое? – спросил его следователь. – Будучи активным деятелем и почитателем Патриарха Тихона, я, по своим убеждениям, считаю правильным тихоновское течение, которое поддерживаю по настоящее время, и в нем, как единственно правильном, достаточно убежден.

http://fond.ru/kalendar/197/feodor/

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся, по благословению преосвященного Тихона он был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске. Еще через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в Саратовской епархии с 1876 по 1895 годы Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и «исчислить трудно». Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) , обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. 12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных – так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник. За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года он назначается председателем богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковноприходской школы при фабрике Шибаевых, при которой с 1901 года стал состоять законоучителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

Итак, восстановить монархию еще было возможно – вопрос о будущем управлении России должно было решить Учредительное собрание. И если бы в него были избраны представители православных и монархических партий, царь вновь воссел бы на престоле. Этого не произошло. Народ слишком увлекся идеей земного рая, идеей, куда православная вера и власть помазанника совершенно не вписывались. Даже в действующей армии, где люди могли погибнуть в любой момент, в полковые храмы после февраля 1917 г. ходило не более десяти процентов военнослужащих. А церковные журналы, публикуя манифест великого князя Михаила, предпочитали умалчивать об условности его отречения. Но были исключения. Например, журнал «Воронежские епархиальные ведомости» прямо указал, что отречение великого князя условно. Несомненно, это небольшое, но важное замечание было заслугой редактора – архимандрита Серафима. Монархические симпатии отца Серафима и его начальника архиепископа Тихона (Никанорова) вызывали у новых властей ярость и раздражение. Летом 1917 г. архиепископ Тихон подвергся унизительному обыску и аресту по обвинению в контрреволюции. У архипастыря изъяли портреты русских императоров, которые висели в его приемной и комнатах. Тогда же был отстранен от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей» архимандрит Серафим. Неудивительно, что в Учредительное собрание осенью 1917 г. попали не русские патриоты и не монархисты, а в основном социалисты-революционеры (эсеры), коммунисты-меньшевики и, в меньшем количестве, коммунисты-большевики. Русская монархия осталась в прошлом. А впереди были новые потрясения, самые страшные. Учредительное собрание смогло провести только одно заседание, а затем было разогнано большевиками, к тому времени захватившими власть. «Россия завоевана большевиками», – не скрывая злорадства, заявил их лидер В. Ленин. В стране на семьдесят с лишним лет установилась коммунистическая диктатура. Для Церкви новые властители места не оставляли. Ленин еще задолго до захвата власти говорил, что вера в Бога является «труположством», а борьба с религией – «азбукой» новой идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Ко дню возвращения мощей святителя Митрофана в соборную усыпальницу городские купцы установили для них семипудовую позолоченную раку из серебра. Год спустя великий подвижник был прославлен в лике святых РПЦ по инициативе архиепископа Антония (Смирницкого). Именно он в 1834 году предложил основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдётся поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители. Новоиспечённый Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный, благо его проектировали опытные зодчие. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники - поклониться нетленным мощам святителя Митрофана. Годы, последовавшие после революции 1917 года в России, стали драматичными страницами в истории Благовещенского собора. В новом Благовещенском храме и поныне свято чтится память священномученика российского православия Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Прославившись благими деяниями на родной новгородской земле, он был назначен на Воронежскую кафедру в мае 1913 года. Здесь он скоро тоже стал известен как мудрый пастырь и энергичный храмостроитель. Именно Тихон выступил с инициативой канонизировать в лике святых своего давнего предшественника, архиепископа Антония (Смирицкого). К предстоящему Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов были приготовлены необходимые для канонизации материалы, но помешали разразившиеся в стране революционные события. Согласно весьма устойчивому воронежскому преданию, 27 декабря 1919 года, на третий день светлого праздника Рождества Христова, архиепископ Тихон был повешен красноармейцами на царских вратах иконостаса Благовещенского храма после того, как части белой армии оставили город. По ряду других, более достоверных сведений, он скончался 27 февраля 1920 года во время эпидемии тифа, охватившей Воронеж.

http://sobory.ru/article/?object=49675

В списке значилось девяносто шесть икон в дорогих окладах, серебряная рака весом 9 пудов 36 фунтов, серебряные сени над крышкой раки - 23 пуда 6 фунтов. Остальные предметы перечислены без указания веса: семнадцать напрестольных крестов, шесть ковчегов и дарохранительниц, сто две лампады, десять кадил, двенадцать панагий в серебряных окладах. Ясно, что власти, в первую очередь, обратили взор на это серебро, и в 1922 году среди «закончивших изъятие» ценностей первым назывался монастырь. 3 февраля 1919 года по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святого Митрофана Воронежского с целью «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Присутствовать при этом кощунственном акте заставили архиепископа Тихона, игумена Владимира и иеромонаха Феону. После вскрытия мощи были оставлены в монастыре. В июле 1919 года в Митрофановском монастыре распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь... Действовал концлагерь до 1923 года. В начале 1920-х годов монастырь представлял собой странное сочетание религиозного центра с тюрьмой. Благовещенский и Архангельский соборы еще служили, здесь оставалась часть братии. Осенью 1921 года упоминается игумен Илиодор. Тут по-прежнему находилась резиденция главы епархии. Из публикаций зарубежной прессы известно, что 9 января 1920 года во время богослужения на третий день Рождества архиепископ Тихон IV (Никаноров) был повешен на царских вратах в Благовещенском соборе. Отпевание было совершено его преемником, епископом Владимиром (Шимковичем), в сослужении с епископом Верейским Модестом (Никитиным) 2 марта 1920 года. Причины и обстоятельства варварской расправы с 65-летним иерархом пока мне неведомы. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон прославлен как новомученик. В списке храмов губернии, составленном в конце 1922 года, сообщается о том, что в монастыре закрыты Архангельская, крестовая (в доме епископа) и трапезная церкви.

http://sobory.ru/article/?object=49675

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010