священник Тимофей Кучук, г.Днепропетровск 17 декабря 2010г. 03:15 Хороший документ, своевременный и нужный. Думаю, важно более описать, почему это актуально (устранение от политической деятельности именно священству, и желательно это объяснить на основе канонов Православной Церкви). Считаю, что наличие " исключений " может свести весь документ на нет. " Исключение " - предполагает нарушение правила, и тем самым перечеркивает весь документ как таковой. Если есть необходимость какого то участия священноначалия в политической деятельности, то надо описать эту возможность, в чем она может выражаться. Документ должен быть однозначным и понятным. С уважением. Говорун Кирилл, архимандрит 18 декабря 2010г. 09:50 Полностью согласен с предыдущим комментатором: практически, " исключение " даст полное оправдание правилу, которое, в частности, широко используется в Украине. По имеющимся сведениям, 80% епископов и клириков, ставших депутатами во время последних выборов в местные советы, принадлежат УПЦ и одной партии. Та политизация Церкви в Украине, от которой, как нам казалось, удалось избавиться в последние годы, вновь вернулась с еще большей силой, чем в 2004 году. И " исключение " будет использовано для оправдания этого болезненного явления. На мой взгляд, если оставить исключение, тогда нет смысла принимать этот документ, а заодно списать в архив исторических документов Основы социальной доктрины. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 18 декабря 2010г. 12:14 Re: Сергею. Будьте любезны,  поясните пожалуйста  поподробнее, что  Вы имеете в виду,  говоря: " Что же здесь важнее - " симфония " или " совесть " ? И по какому пути идти - по пути Святителя Геннадия Схолария или Святого Амвросия Медиоланского? Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I Симанского или СВЯТОГО Патриарха Московского и всея Руси Тихона?  "   -   сравнивая  (или противопоставляя  ?)  святителей в  аспекте " совести " .   Имеете ли  Вы  в виду  воззвание  от 18.06.23 и ответы журналистам  Св.Патриарха Тихона от 30.06.23 - ?  Документы  можно  видеть  здесь:

http://bogoslov.ru/article/1304096

В Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке создан Фонд имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 12 ноября 2021 г. 18:22 В преддверии празднования 75-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви в Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке создан Фонд имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный на поощрение исследований в области библеистики. Об этом 11 ноября 2021 года объявил президент семинарии протоиерей Чад Хатфилд перед открытием научно-богословской конференции «Исследуйте Писания», проходящей в стенах семинарии. Как подчеркнул протоиерей Чад Хатфилд, «присуждение имени Предстоятеля Русской Православной Церкви этому Фонду стало единогласным решением Совета попечителей семинарии, которые таким образом выразили поддержку Его Святейшеству как принципиальному и последовательному защитнику каноничности церковного устройства в условиях кризиса мирового Православия». Президент Свято-Владимирской семинарии отметил, что создание Фонда стало возможным благодаря участию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , который является почетным доктором семинарии и на протяжении многих лет входил в состав ее Совета попечителей. Привлеченные средства позволят существенно расширить возможности Свято-Владимирской семинарии в сфере изучения Библии: в частности, из них будут выплачиваться стипендии студентам, работающим в данном направлении. В перспективе в семинарии будет создана должность профессора библеистики. Конференция, открывшаяся в Свято-Владимирской семинарии, собрала ведущих ученых в области библеистики, работающих в университетах США. На открытии присутствовали многочисленные гости, включая Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона , председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, иерархов Поместных Православных Церквей, представителей иных христианских конфессий. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5861368.ht...

Л. Д. 86, 99, 100, 101, 106, 107, 108, 110, 112, 130, 133, 152,154, 156, 158, 159, 166, 165, т. 5. Так, волнения, сопровождавшие изъятия церковных ценностей в Москве, стояли в непосредственной связи с предварительными совещаниями, имевшими место 28 февраля и 7 марта [н. ст.] у архиепископа Никандра [Феноменова], на которых присутствовали специально приглашённые благочинные Московской епархии. Л. Д. 127, т. 5. На этих совещаниях обвиняемый Никандр [Феноменов ] разъяснил благочинным недопустимость изъятия церковных ценностей, предостерегая от нарушения церковной дисциплины, как это имело место со священником Борисовым, пожертвовавшим на голодающих ценности своей церкви, и предлагая собирать приходские собрания и оглашать в церкви на ближайших богослужениях преступные воззвания Тихона, с которыми он тут же познакомил присутствовавших; на этих же собраниях Никандром был предложен примерный образец протеста верующих во ВЦИК против изъятия ценностей. Спустя несколько дней благочинные Москвы и губернии получили из канцелярии Никандра преступное воззвание в количестве, соответствующем числу церквей каждого благочиния, и форму протеста во ВЦИК. Благочинные, в свою очередь, распространяли эти воззвания по церквам с предписанием исполнить распоряжение архиепископа Никандра. Ввиду такого распоряжения священниками приходов были созваны собрания приходских советов, на которых собравшиеся были ознакомлены с воззванием Патриарха, причём были вынесены постановления об обращении во ВЦИК с протестами по поводу изъятия церковных ценностей. Цель была достигнута. Когда было приступлено к изъятию ценностей из церквей, стали около них собираться возбуждённые толпы верующих, встречавших представителей Советской власти враждебными криками и угрозами. В некоторых местах дело доходило до кровавых беспорядков. Так, в церкви Богоявления в Дорогомилове собравшаяся у церкви толпа пыталась ворваться в неё в то время, когда там работала комиссия по изъятию ценностей. На просьбу сопровождавших комиссию красноармейцев разойтись толпа ответила криками: «Бей жидов и коммунистов» – и бросанием камней, а затем и избиением красноармейцев. Пробравшиеся из толпы несколько человек на колокольню ударили в набат, привлёкший ещё большую толпу. Охрана вынуждена была прибегнуть к оружию. Был сделан залп в воздух. Разъярённая толпа вторично бросилась на красноармейцев, и в результате несколько красноармейцев оказались тяжело раненными. Только прибывшей кавалерией толпа была рассеяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как исключение, хотя, быть может, и немалое в количественном отношении, подобного рода деятельностью занимались и мужчины. Обычно это бывали келейники, следовавшие добровольно в ссылку за своими святителями, но бывали и лица, обслуживавшие и неизвестных им лично батюшек и архиереев. Из таковых следует отметить известного тогда церковной Москве бродяжного монаха «отца Гамалиила», которого всегда можно было встретить на папертях московских храмов во время архиерейских богослужений. О. Гамалиил стоял среди нищих и «побирался Христовым именем», но в действительности к нищей братии не принадлежал и ворочал большими средствами, которые ухитрялся собирать среди известных ему благочестивых людей. Набрав значительную сумму, он приобретал в большом количестве продукты питания – преимущественно сахар, сыр, растительное масло, овощные консервы и т. п. – и в один прекрасный день исчезал из Москвы на месяц или два в неизвестном направлении. Потом – опять показывался... Выяснялось, что он был в это время где-либо в Сибири, на Алтае или в той же Средней Азии, где занимался обычными для него делами благотворения. При этом конфиденциально передавал, что встречался (в поездке) с такими-то и такими-то ссыльными батюшками или владыками, которые посылают знающим их своё благословение и просят молитв за себя у неведомых им благотворителей. Невзрачный, плюгавенький и пронырливый о. Гамалиил этим «подвигом добрым подвизался» в продолжение ряда лет, и, кажется, дела его шли самым блестящим образом до тех пор, пока и сам он в конце концов не исчез бесследно с московского церковного горизонта, на котором его уже никто больше никогда не видел. 147 Одно время в Москве упорно распространялся слух о том, что у Святейшего Патриарха Тихона заведено обыкновение систематически вести краткие записи главнейших событий минувшего дня. Сообщалось, что этот дневник пишется на отдельных листочках, которые по мере их заполнения передаются для хранения «до лучших времён» кому-то из близких ему людей. Допуская, разумеется, возможность этого, следует, однако, отметить, что много можно выставить и возражений против подобного слуха, особенно учитывая бытовые условия его существования. Кроме того, нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что за прошедшие почти уже полвека со дня его блаженной кончины никаких подтверждений этой заманчивой для историков версии ниоткуда не поступало.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д., т. 4. 6 января организовалась под руководством известного монархиста священника Востокова «Община Св. Животворящего Креста», причём «Московские Церковные Ведомости» указывали, ссылаясь на этот факт, на «усиленную деятельность», которую проявляют «приходские собрания» под влиянием «катастрофических событий, какие совершаются перед нашими глазами». 28 января с. г. [ст. ст.] приходами и церквами по директивам Собора и бывшего Патриарха Тихона был совершён торжественный крестный ход и молебен «об избавлении Церкви от воздвигнутого на неё Народными Комиссарами гонения». Накануне же, как повествуют об этом «Московские Церковные Ведомости» 3), в церквах служились торжественные всенощные, за которыми проповедники говорили о значении декрета Народных Комиссаров и читали составленные по этому поводу Соборные послания. В некоторых случаях совершалась общая исповедь, а за литургией исповедовавшиеся принимали так называемое причастие. Таким образом, путём разнообразных агитационных и организационных приёмов «тихоновцы» подготовляли почву, на которой их руками и начало воздвигаться здание будущей организации, усвоившей себе название «Совета объединённых приходов г. Москвы», он же «Союзный Совет». Л. Д. 283, т. 3. В циркулярном письме благочинным уездов Московской губернии Совет так характеризует цели, задачи, состав и содержание работ своей организации с момента ее возникновения – 30 января 1918 г. [н. ст.]: «До последнего времени общие собрания и Совет должны были сосредоточивать свои занятия на вопросах наиболее неизбежных, в связи с переживаемыми исключительными обстоятельствами. Так были всесторонне рассмотрены и обсуждены различные меры по охране церквей с их святынями, разного рода церковных имуществ; вопросы, связанные с запрещением школьного преподавания Закона Божия; была организована добровольная охрана Святейшего Патриарха; дано полномочие представителям приходов, по желанию Святейшего Патриарха, войти в переговоры с Народными Комиссарами об отмене распоряжений, посягающих на свободу и самую жизнь народной веры и Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Юкону. «В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – это летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной, грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках». Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров». Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по североамериканскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние в 7 300 миль или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов. «Всех провожавших его – здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении». От миссионерской епархии к поместной Церкви в Америке После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии, которая была непосредственно связана с помощью из России. Фактически после возникновения единой многонациональной Православной Церкви в Америке встал вопрос о независимости ее от Русской Православной Церкви и создании условий для формирования автокефальной Православной Церкви в Америке. Во многом это был результат особого апостольского видения и церковного строительства, которое навсегда связаны с именем святителя Тихона, просветителя Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

85 Православное Богородичное Здолбуновское Братство, о котором говорится в справке 133, было организовано иеромонахом Тихоном [Шараповым] с целью ограждения начал Православия от покушения на них со стороны польско-католических притеснителей, а также для укрепления среди местного населения верности Московскому Патриаршему Престолу. Здолбуново – крупный железнодорожный узел на Волыни, несколько южнее г. Ровно. Оказавшись здесь после окончания войны 1914–1918 гг., иеромонах Тихон [Шарапов] развил широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи раненым солдатам и огромному количеству беженцев из различных местностей России, попавших сюда так же случайно, как и он сам, и испытывавших множество всевозможных лишений и нужд в своём кочевом положении. Так зародилось Здолбуновское Братство при местном храме Почаевского подворья. После ликвидации тяжёлых последствий войны деятельность Братства, как выше было сказано – в связи с притеснением поляками любого проявления русского Православия, – была направлена на самооборону против польско-католического нападения. Далее, после возникновения инспирированной иезуитскими кругами, пресловутой «автокефалии Русской Церкви» в Польше, Братство, стоя на страже интересов Московской Патриархии, всячески сопротивлялось антиканоничным начинаниям «автокефалистов». В связи с тем, что прокатолические возглавители русского Православия в Польше, митрополиты: Георгий [Ярошевский], Дионисий [Валединский] и иже с ними, начали жесточайшее преследование и утеснение Братства, как только усмотрели в нем непримиримого противника своим бесчинствам, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод, осведомлённые о многополезной деятельности Братства и угрозе его существованию со стороны митрополичьих кругов в Варшаве, присвоили ему, по ходатайству председателя оного, иеромонаха Тихона [Шарапова], права патриаршей ставропигии и, таким образом, изъяли его из юрисдикции русской иерархии в Польше, продавшейся католичеству. После ряда лет героического сопротивления патриархистов в Польше своему автокефальствующему священноначалию Здолбуновское Братство, разумеется, было наконец разгромлено полицейскими силами, а несколько виднейших руководителей этого сопротивления заточены в монастыри и тюрьмы или высланы за пределы Речи Посполитой. В частности, иеромонах Тихон [Шарапов] был выслан из Польши в Германию, где проживал до 1925 г. в Берлине, при бывшей посольской, Князь-Владимирской церкви на Находштрассе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Настоящая статья не ставит задачи исследовать взаимоотношения правой оппозиции и митрополита Сергия, а преследует более скромную цель – дать, по возможности, полный и в то же время критический историографический обзор различных мнений светских и церковных исследователей по вопросу о взаимоотношениях правой оппозиции и заместителя патриаршего местоблюстителя (преимущественно в период до конца 1930-х годов). Левая и правая оппозиции, как некое явление в русской церковной истории, возникают еще до заместительства митрополита Сергия (будущего патриарха Московского и всея Руси). Характерно, что при патриархе Тихоне развивается преимущественно левая оппозиция (обновленчество, григорианство), а правая оппозиция возникает лишь после возникновения левой оппозиции, причем как явление не массовое (пример тому т. н. «даниловская» оппозиция). При этом оппозиционность этой правой оппозиции ограничивается только критикой непоследовательности патриарха Тихона в формировании им Св. Синода и некоторых других частных вопросов, но не приводит к церковному размежеванию или расколу, поскольку Святейший Тихон, чувствуя ответственность, возложенную на него, как на первого после Синодальной эпохи патриарха, прислушивается к критике. Иная ситуация происходит при заместительстве митрополита Нижегородского Сергия. Генезис правой и левой оппозиции различен. Левая оппозиция возникает как движение, инициированное или, во всяком случае, активно поддерживаемое государственной властью. Соответственно левая оппозиция лояльна по отношению к светской власти и ее религиозной (=антирелигиозной) политике. Левая оппозиция антагонистична ортодоксии (староцерковничеству, «тихоновщине»), как направлению, имплицитно (а иногда и откровенно) враждебного атеистическому государству. Кроме того, после освобождения патриарха Тихона и его заявления от 16 июня 1923 года обновленчество утратило те позиции, которые сумело в кратчайшие сроки завоевать благодаря поддержке государственной власти. В этом смысле староцерковничество, в лице Святейшего Патриарха, выбило почву из-под ног обновленчества, продемонстрировав, во-первых, что оно «отныне советской власти не враг» 912 , во-вторых, что способно даже при отсутствии зарегистрированных епархиальных управлений, организационно сплотить верующих и духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

2. Жизнеописание Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] ...Письмо Вашего Высокопреосвященства от 9 июня [н. ст.] с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренне благодарю за выраженное Вами мне доверие. Но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволяю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее местоблюстительство первоиерархам Кириллу [Смирнову], митрополиту Казанскому, или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 12 июня 1926 г. г. Москва. С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. В вышеозначенном моем письме (отношении) от 27 мая (9 июня) с. г. Было так же оговорено, что если Высокопреосвященный митрополит Агафангел по каким- либо обстоятельствам будет лишён возможности нести обязанности Патриаршего Местоблюстителя, то таковые снова переходят ко мне, а в моё отсутствие замещающим Патриаршего Местоблюстителя снова восстанавливается Высокопреосвященный Сергий, митрополит Нижегородский. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. 1. Архив составителя 2. Люперсольский Н., протоирей, Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка. 1928 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж. 1933 4. Ионии [Снычев]. митрополит. Церковные расколы Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010