В конце 1922 г. уклонился в обновленческий раскол («епископ» Ростовский и Таганрогский). Скончался без покаяния. Вениамин (Селезнев) – иеромонах. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1897). Вениамин (Казанский Василий Павлович, 1873–1922) – священномученик, митрополит Петроградский и Гдовский (1917–1922). В 1895 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона, в 1896 г. – во иеромонаха. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1897); преподаватель Рижской ДС (1897). Инспектор Холмской ДС (1898), инспектор СПбДС (1899–1902). Ректор Самарской ДС в сане архимандрита (1902–1905). Ректор СПбДС (1905–1910), 24.01.1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария С.-Петербургской епархии. С 06(19).03.1917 г. архиепископ Петроградский и Ладожский, с 25.05(07.06).1917 – архиепископ Петроградский и Гдовский, 31.07(13.08).1917 г. возведен в сан митрополита. В 1917–1918 гг. участник Собора Православной Российской Церкви, в августе 1917 г. избран членом Священного Синода. 29.05.1922 г. арестован по делу «об изъятии церковных ценностей». 05.07.1922 г. приговорен Петроградским губернским ревтрибуналом к расстрелу. Приговор исполнен 13.08.1922 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1992 г. причислен к лику святых. Память 31 июля/13 августа. 733 Никодим (Кононов Александр Михайлович , 1871–1919), священномученик, епископ Белгородский. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха (1896). Смотритель Александро-Невского училища в С.-Петербурге (1896–1901). Архимандрит (1901), ректор Калужской ДС (1901–1904), ректор Олонецкой ДС (1904–1909). В 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. Епископ Белгородский, викарий Курской епархии (1913). В 1919 г, арестован за проповеди против грабежа и насилия, расстрелян и захоронен в общей могиле. 734 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич, 1871–1945), митрополит Японский. В 1895 г. рукоположен во иеромонаха. Окончил СПбДА (1896). Епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии, ректор СПбДА (1905–1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сергий (Горошенко Владимир Григорьевич; 1937–2003), игумен. С 1956 г. келейник митрополита Нестора. В 1957 г. пострижен им в монашество, рукоположен в сан иеродиакона и назначен личным секретарем. В 1958 г. в связи с переводом митрополита Нестора на Кировоградскую кафедру, переехал в Кировоград. В 1961 г. рукоположен во иеромонаха. После кончины митрополита Нестора служил на приходах Кировоградской и Одесской епархий. В 1963 г. поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1966 г. В 1969 г. зачислен в клир Ворошиловоградской епархии. С мая 1975 г. игумен. В последние годы служил в Донецком храме в честь св. блж. Ксении Петербургской. Сергий (Кудрявцев; ск. 1955), епископ. Хиротонисан после 1917 г. во епископа Краснохолмского. Находился в заключении в Дубравлаге. Скончался в лагере накануне освобождения. Сергий (Петров Стефан Алексеевич; 1864–1935), архиепископ. В 1899 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 1913 г. епископ Сухумский, затем Черноморский и Новороссийский. Участвовал в Ставропольском Юго-Восточном церковном соборе. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия), где проживал в монастыре Привидена Глава. Сергий (Тихомиров Сергий Алексеевич; 1871–1945), митрополит. В 1905 г. удостоин степени магистра богословия и назначен ректором СПбДА. В 1905 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1908 г. направлен миссионером в Японию. Член Православного Камчатского Братства. С 1908 г. епископ Киотосский и помощник начальника Российской духовной миссии в Японии. С мая 1912 г. епископ Японский, начальник Духовной миссии в Японии. В 1916 г. участвовал в хиротонии архимандрита Нестора во епископа Камчатского. С 1921 г. архиепископ. С 1931 г. митрополит. С 1940 г. на покое. Летом 1944 г. перешел в советское гражданство и выразил желание вернуться на родину. В апреле 1945 г. был арестован японскими властями. После сорокадневного заключения через три месяца скончался. Сильвестр (Гловатский, Главацкий Стефан; ск. 1760), митрополит. С 1732 г. префект Казанской духовной семинарии, где и пострижен в монашество. С 1742 г. архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 г. хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. С 1755 г. митрополит Суздальский и Юрьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сергий (Тихомиров Георгий Алексеевич, 03.06.1871–11.08.1945), митрополит, глава Японской Православной Церкви (1912–1945). По окончании в 1896 году С.-Петербургской духовной академии становится сначала ее преподавателем, а затем с 1905 года при возведении в сан епископа ее ректором. Преклонение юного отрока Вячеслава Егорова перед епископом Сергием, а затем, уже в зрелом возрасте, поездка к нему в Японию в 1915 году оказались определяющими в жизни будущего митрополита Гурия. В Японии и созрело в его сердце пламенное желание быть миссионером при любых внешних условиях жизни. Смолич Игорь Корнильевич (1898–1970), известный специалист по истории русского монашества. Жил в эмиграции. Владыка Иоанн (Вендланд) познакомился и сблизился с ним в Берлине в конце 1950х годов, а в 1988 году за несколько месяцев до смерти перевел с немецкого на русский его книгу «Жизнь и учение старцев», которая уже выдержала несколько изданий. Соболев Владимир Степанович (1908–1982), геолог, академик АН СССР и АН Украины, Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной и Ленинской премий за работы по минералогии силикатов, теоретической петрологии, по магматизму и метаморфизму горных пород. Друг митрополита Иоанна по Ленинградскому горному институту. Ему принадлежит фраза, сказанная о Владыке: «Ушел в попы, а мог бы академиком стать». Соловьёва Мария Николаевна (1924–04.12.1994), геолог, палеонтолог, кандидат геолого-минералогический наук. На протяжении многих лет работала в Геологическом институте АН СССР. Сфера ее научных интересов: Тянь-Шань, Северный Памир, западный сектор Арктики. Училась на геологическом факультете Среднеазиатского университета в Ташкенте, когда там преподавал Константин Николаевич Вендланд – будущий митрополит Иоанн. Была дружна с Владыкой на протяжении многих лет – навещала, состояла с ним в переписке, посылала свои стихи. Изучала происхождение камня, из которого в XII веке был построен Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Полученные результаты использованы ею в работе, написанной в соавторстве с геологом П. В. Флоренским (внуком священника Павла Флоренского ), «Белый камень белокаменных соборов», которая была напечатана в журнале АН СССР «Природа» и отвечала на вопрос: где и как добывался в древности материал для строительства церквей и соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

11 Распутин Григорий Ефимович (1872–1916), крестьянин Тобольской губернии. Обладал способностью останавливать кровь у больного гемофилией царевича Алексея, вследствие чего вошел в доверие к Царской семье. Получил влияние на государственные и церковные дела, своим поведением дискредитировал императорскую власть. Убит заговорщиками. 12 Милица Николаевна (1866–1951), великая княгиня, дочь черногорского князя Николая I Петровича, супруга великого князя Петра Николаевича. 13 Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829–1908), святой. Митрофорный протоиерей, духовный писатель. С 1855 г. служил в Андреевском соборе г. Кронштадта, с 1894 г. настоятель Андреевского собора. С 1907 г. член Св. Синода. 14 О неоднократных посещениях Н. Б. Соболевым в годы учебы в академии праведного Иоанна Кронштадтского свидетельствует и ученик архиепископа Серафима архимандрит Пантелеимон (Старицкий) (см.: Пантелеимон Старицкий), архим. Воспоминательное слово в первую годовщину после кончины архиепископа Серафима (Соболева) //Жизнь, чудеса и заветы архиепископа Серафима (Соболева). София: Девичий монастырь Покрова Пресвятой Богородицы; Изд-во св. апостола и евангелиста Луки, 2001. С. 21). 15 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич) (1871–1945), митрополит. Окончил Новгородскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С 1896 г. инспектор Санкт- Петербургской духовной семинарии, с 1899 г. ректор СПбДС в сане архимандрита. В 1905 г. удостоен ученой степени магистра богословия и назначен ректором СПбДА. В 1905 г. рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 г. епископ Киотский, с 1912 г. епископ Токийский и Японский. С 1940 г. на покое. 18 О позиции главы архиепископа Серафима (Лукьянова) относительно большевистской власти см.: Серафим [Лукьянов], архиеп. Церковь и советская власть. Белград, 1933; Днепров Р. Беседа с архиепископом Серафимом//Церковные ведомости. 1930. 15–16. С. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

(14) Сергий (Тихомиров, 1863 или 1871-11.8.1945), митрополит Японский — уроженец Новгородской епархии. Учился в Санкт-Петербургской Духовной академии (1892— 1896). Пострижен в монахи (1895), рукоположен во иеромонаха. Инспектор Санкт-Петербургской Духовной семинарии (1896), архимандрит (1899), ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Петербургской Духовной академии (1905). Хиротонисан во епископа Ям-бургского, викария Санкт-Петербургской епархии (6.11.1905). Епископ Киотоский и помощник начальника Русской духовной миссии в Японии (21.3.1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (19.5.1912). Архиепископ (1921), митрополит (1931). С 4.9.1940 на покое. (15) Павел (Ивановский, 1874–1919), епископ Никольск-Уссурийский — родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую духовную семинарию (1895), пострижен в монахи (1896) и посвящен во иеромонаха. Назначен миссионером в Забайкальскую епархию, причислен ко Владивостокскому архиерейскому дому (1900), окончил Восточный институт во Владивостоке (1904). Возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской миссии в Сеуле. Перевел на корейский язык богословские книги. Хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии (24.6.1916). Вместе с Нестором, епископом Камчатским и Петропавловским, в числе 39 архиереев Русской Православной Церкви подписал в Москве 5.4.1918 г. “Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского”. Епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии (1918). Скончался от сыпного тифа по дороге в Новочеркасск, где и погребен. Составил акафист святым Апостолам Петру и Павлу. (16) Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), — уроженец Полтавской губернии, родился 8.9.1705 г. в знатной малороссийской семье. Воспитанник Киевской духовной академии, во время учения в которой принял монашеский постриг, а затем там же преподавал. Определен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря под Лубнами (1737), а позже (1744), будучи посвящен в архимандрита, переведен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонисан во епископа Белгородского (2.6.1748). Вел истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Скончался во время объезда епархии 10.12.1754 г. Совершавшиеся на его могиле чудеса послужили основанием к местному почитанию святителя, а затем и к общероссийскому прославлению его 4.9.1911 г., совершившемуся в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Константина Константиновича. На докладе обер-прокурора Святейшего Синода император Николай II написал 10.12.1910 г.: “Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием”. Вскоре после прославления святителя Государь с Государыней приезжали поклониться его святым мощам.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

48. Николай (Касаткин) , архиеп. Речь, произнесенная на праздновании 50-летия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1911. – 41. – С. 1752–1758. 49. Николай (Касаткин) , архиеп. Япония: Докладная записка директору Азиатского Департамента П. Н. Стремоухову//Русский архив. – СПб., 1907. – 4. 50 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Япония с точки зрения христианской миссии//Русский вестник. – М., 1869. – Т. 83. – 9. 51 . Об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви («Николай-до»): (Сообщение и документы)//ЖМП. – 1970. – 5. – С. 6–8. 52 . Первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии: [Извещение о завершении]//ЖМП. – 1969. – 1. – С. 10–11. 53 . Поздняев Д., свящ. Материалы по истории миссии Русской Православной Церкви: 2. Митрополит Токийский Сергий ([Тихомиров], 1871–1945) и Православная Церковь в Японии в годы Второй мировой войны//Церковь и время. – 1999. – 1(8). – С. 159–163. 54 . Положение для Российской Духовной миссии в Японии// Саблина Э. Б.  150 лет Православия в Японии: История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М., СПб., 2006. – С. 309–315. 55 . Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 1996. – Вып. 2: Памяти свт. Николая, апостола Японии (1836–1912). 56 . Православие на Дальнем Востоке. Вып. 3. – СПб., 2001. 57 . Православие на Дальнем Востоке. Вып. 4. – СПб., 2004. 58 . Православный благовестник. – 1910. – Т. 2. – 16. 59 . Прасол А. Ф. Становление образования в Японии (VIII-XIX вв.). – Владивосток: Дальнаука, 2001. 60 . Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии//Вера и разум. – 1906. – 2. – Ч. 2. – С. 238–258, 393–398. 61 . Селезнев В. Религиозные верования Японии: Японская мифология, синто, буддизм, христианство: Ист. очерк. – Томск: Паровая типолит. П. И. Макулина, 1904. 62 . Сеодзи, Сергей. О православной Миссии и Церкви в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1891. – 13 – С. 403–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из бесед Владыки Сергия Пражского. П. 1957 стр. 88. Книга содержит его краткое жизнеописание. СЕРГИЙ Митрополит Японский. Тихомиров. 1871–1945 Окончил Петербургскую Духовную Академию 1896. Ректор Петербургской Семинарии 1899. Ректор Петербургской Академии 1905. Послан епископом миссионером в Японию 1908. Глава Православной Японской Церкви 1912–45. Русско-японская война и архиепископ Николай. П. 1932. Двоенадесятница святых апостолов. П. 1935. стр. 409. СЕРИКОВ Протоиерей Георгий Сергеевич. 1902 Родился в Москве 26 мая. Окончил Богословский Институт в Париже в 1930 г. Рукоположен в 1940 г. Служил настоятелем многих приходов во Франции. Видный член Русского Студенческого Христианского Движения, лектор, проповедник, композитор. Член братства Св. Троицы. Многочисленные статьи на богословские и литургические темы в «Вестнике. Р.С.Х.Д.», в «Вечном», в «Церковном Вестнике Западного Европейского Экзархата» и других журналах. О Богородичных Праздниках. Готовится к печати.» СЕРЫШЕВ. Священник Иннокентий Николаевич. 1883 Сын священника родился 15 августа в Больше-Кударинской станице Забайкальской области на границе с Монголией. В 1900 г. окончил реальное училище в Троицкосавске и поступил в Технологический Институт в Томске, ушел из него с третьего курса. Рукоположен в священники в 1906, переменил несколько приходов на границах Монголии. Основал общества трезвости, вводил кооперацию, увлекся эсперанто. В 1910 г. в течение трех месяцев объехал Европу. В 1917–1918 г. работал в Культурно-просветительном отделе Алтайских кооперативов. Уехал в Японию при приближении красных. Вернулся в Харбин и преподавал там и в Пекине. С 1926 г. обосновался в Сиднее, где продолжал свою религиозно-педагогическую и издательскую деятельность. Редактор ряда периодических изданий, некоторые из них размножались на ротаторе, другие печатались в его домашней типографии. До второй мировой войны издавал журналы: « Церковь и Наука», «Путь Эмигранта», «Азия», «Австралазия». Им же напечатаны «Русская Культура», «Лечебный Сборник», «Часы досуга, в минуты раздумья» 15 номеров, «Миссионерские Листки» 15 номеров, «Православие», «Критический Сборник».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Остался теперь только один безупречный академист в семинарии, Иван Акимович Сенума. Не знаю, долго ли выдержит он; а, конечно, искушают и манят к измене и его». 161 Известно, что в 1936г. Сенума, по подозрению в шпионаже, был арестован и оказался в тюрьме. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сергий (Тихомиров ), митрополит Японский (1871–1945). Родился под Новгородом в 1871г., учился сначала в Новгородской семинарии, потом, с 1892г., в СПб. Духовной академии. В 1896г. закончил курс Академии в сане иеромонаха и со степенью кандидата богословия. В том же году был оставлен инспектором СПб. Духовной семинарии, в которой, с 1899г., стал ректором. В 1905г., после защиты степени магистра богословия, был назначен ректором СПб. Духовной академии. Далее: 6.11.1905г. о.Сергий был рукоположен в епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, а 21.03.1908г. – переведен в Японию епископом Киотоским, помощником начальника Русской духовной Миссии в Японии. Имея навык в учебе и преподавании, еп.Сергий быстро стал осваивать японский язык и вскоре внешне адаптировался к специфике Русской миссии в Японии. В 1909г. свт. Николай Японский дал ему следующую характеристику: «Преосвященный Сергий, епископ Киотоский, в продолжение более половины минувшего года исполнял самое существенное дело миссии: посещал провинциальные церкви для назидания и руководства христиан и самих проповедников-священников и для проповеди язычникам. В январе, феврале и марте он посетил церкви на островах Киусиу и Сикоку, в сопровождении благочинного церквей священника Симеона Мии, который знакомил его с церквами и служил ему переводчиком. Но в августе преосвященный Сергий отправился по северным церквам на Сахалин и Хоккайдо уже без переводчика, так как успел усвоить японский язык настолько, что мог свободно говорить речи и назидания христиан и нехристиан. Везде христиане с великой радостию встречали его, и везде посещение его оставляло благотворный след в оживлении церкви, в воодушевлении христиан сугубою ревностию по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Преемник святого архиепископа Японского Николая на Токийской кафедре митрополит Японский Сергий (Тихомиров; 1945) так охарактеризовал личность и миссионерскую деятельность своего предшественника: «Все, что есть в Японской Церкви доброго, до последнего христианина в церквах, до последнего кирпича в постройках, до последней буквы в богослужебных переводах, есть дело просвещенного ума, широкого сердца и твердой, как скала, воли почившего святителя, счастливо сочетавшихся с непоколебимою верою его в святость своего дела и с благочестивым его жизненным подвигом». Активно работали также русские духовные миссии в Китае, Корее, на Ближнем Востоке. Хотя с 1715 г. в Пекине и существовала Русская Духовная Миссия, ее деятельность ограничивалась лишь совершением богослужений для небольшой русской колонии. Правда, уже с начала XIX в. члены миссии активно занимались изучением китайского языка и обычаев страны, ее истории и географии. Особое значение в деле становления русской синологии (китаеведения) имели труды Иакинфа (Бичурина; 1853), бывшего в 1807—1820 гг. начальником миссии в сане архимандрита. В 1858 г. китайское правительство наконец разрешило представителям Русской Православной Церкви заниматься миссионерской деятельностью среди китайцев по всей стране. Замечательным миссионером в Китае был иеромонах Исайя (Пешкин; 1871), начавший проповедь за пределами Пекина. Благодаря его трудам в 1866 г. было совершено первое богослужение на китайском языке. Тяжкому испытанию подверглась Православная миссия в 1900 г., во время Ихэтуаньского («боксерского») восстания, когда были разгромлены типография миссии и почти все ее храмы. Из 1000 православных китайцев 300 были убиты, имели место и случаи отступничества от православной веры. Впрочем, последовавший затем период перед первой мировой войной позволил восстановить утраченное и даже несколько приумножить плоды миссионерской работы. С 1902 г. миссию возглавлял епископ Иннокентий (Фигуровский). Были восстановлены или открыты вновь 20 храмов со школами, мужской монастырь и женская община в Пекине, появились миссионерские отделения в Хайларе, Тяньцзине, Юншинфу и Шанхае.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Родился в священнической семье г. Арзамаса, учился в Нижегородской семинарии и Санкт–Петербургской духовной Академии. В 1890 г. принял постриг. В 1899 г. назначен ректором Санкт–Петербургской Духовной семинарии, в 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского. В 1900–е гг. представлял Церковь в Религиозно–философских собраниях, учрежденных по инициативе петербургской творческой интеллигенции, возглавлял комиссию, занимавшуюся исправлением богослужебных книг. В сане митрополита с 1917 г. После смерти Патриарха Тихона считался заместителем Патриаршего Местоблюстителя, фактически же управлял Церковью, чувствуя на это свое внутреннее право. Первые годы его правления были годами больших разногласий между иерархами, расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви, многие отделились от него особенно после декларации, выпущенной им в 1927 г. Декларация митрополита Сергия вплоть до настоящего времени является основным пунктом расхождения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Между тем, это был едва ли не единственный возможный путь выживания Церкви в условиях гонений — без угрозы превращения ее в секту. Со временем расколы и смуты изжили себя и в годы войны авторитет митрополита Сергия был непререкаем. Церковный народ очень любил его и называл «Дедушкой». В 1943 году собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 года, погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора. В 30–е гг. митрополит Сергий служил в Дорогомиловском кафедральном соборе (впоследствии закрытом и разрушенном), где ему порой сослужил в соборном служении о. Владимир Нечаев. Митрополит Питирим глубоко чтил память Патриарха Сергия, очень ценил его магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении», всегда рекомендовал для чтения студентам, а в 1992 г. переиздал массовым тиражом. Сергий (Тихомиров) (1871–1945) — митрополит Японский (на кафедре — с 1908 г.), духовный писатель.  Сергий Радонежский (1314–1392) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010