Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

Курицка Новгородской обл. (1-я четв. XVII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 30, 163. Кат. 14); на иконе Божией Матери «Знамение», с Деисусом и избранными святыми (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ); на иконе Божией Матери «Знамение», с Новгородскими святыми и изображением новгородского Детинца (кон. XVII - нач. XVIII в. (?) с поновлениями XIX в., происходит из новгородской ц. арх. Михаила на Торговой стороне, НГОМЗ); на иконе «Избранные святые в молении перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 328-329. Кат. 104); на иконе «Избранные святые» в московском окладе 80-х гг. XVIII в. (СПГИАХМЗ); на 9-частном образе «Избранные праздники, образы Богоматери и святые» посл. трети XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.: Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 160, 333. Кат. 122); на образе Божией Матери «Тихвинская», с Новгородскими святыми (1-я пол. XIX в., ГРМ). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» И. представлен на иконе «Новгородские святые и чудотворные иконы» кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); на аналогичном образе 1721 г. расширенного извода из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54); на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» письма свящ. Григория Алексеева - 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); на иконе «Новгородские и избранные святые, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ); на иконе «Новгородские чудотворцы» 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126); на эмалевом образе 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ); на нескольких иконах кон. XIX в. с поновлениями XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел.

http://pravenc.ru/text/468947.html

1875. 16. С. 1010). Во 2-й пол. 50-х гг. XIX в. икона была перенесена во вновь построенный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Икона была одной из самых почитаемых святынь в В. Поочье. По свидетельству архим. Никодима (Мерцалова; ок. 1765), всякое знаменательное событие начиналось в обители с поклонения Тихвинской иконе Божией Матери «и сопровождалось... то особою литургиею, то молебным пением, то другими священнодействиями» (Там же. 17. С. 1098). В О. Б. м. находились также небольшие списки Тихвинской иконы Божией Матери, к-рые позднее могли использоваться в качестве икон-заместительниц в крестных ходах. Описная книга 1701 г. зафиксировала «местами золоченный» резной иконостас Троицкого собора; иконы в соборе «писаны на красках, и… по белому железу», украшены «венцами серебряными, золочеными, гладкими, в привесе крест серебряной вызолочен». Помимо Тихвинской иконы Божией Матери, в описании отмечались Страстная икона Божией Матери, «у правого столпа Образ Пресвятые Богородицы Печерския», а также 2 Казанские иконы Божией Матери в богатых серебряных окладах (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 21. Л. 85). В 1706 г. постриженик О. Б. м. Гавриил (Русской), тогда служивший ризничим при митр. Казанском и Свияжском Тихоне (Воинове) , преподнес в дар обители еще одну Казанскую икону Божией Матери - в серебряном окладе, в к-рый были вложены «риза Господня и часть камня гроба Господня; мощи Евангелистов Матфея и Луки, святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста, московских чудотворцев: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, св. Гурия, Варсонофия, Германа, Алексея, человека Божия, Иоанна Милостивого, Иоанна Коливита, Никиты Новгородского» ( Пясецкий. 1875. 16. С. 1007-1008). В О. Б. м. хранились вложенные царицей Марией Ильиничной крест и сосуд серебряные с надписью: «176 года августа 20 день сей крест Государыня Царица Марья Ильинична построила по отце своем по боярине Илии Даниловиче во Оптине монастыре в вечный поминок»; печатное напрестольное Евангелие 1698 г., вложенное в обитель в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

Состоялся ежегодный крестный ход «Путь Богородицы» по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери 11 июля 2020 г. 13:47 4-9 июля 2020 года в Ленинградской области прошел ежегодный крестный ход «Путь Богородицы» по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери. Он состоялся в пятый раз и был организован Тихвинской епархией при поддержке пермского землячества Санкт-Петербурга. Сопровождали крестный ход настоятель храма праведного Иова Многострадального в Тихвине (Ленинградская область) протоиерей Сергий Филонов и настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» на проспекте Маршала Жукова (Санкт-Петербург) протоиерей Димитрий Кулигин. В связи с ограничениями, вызванными санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, крестный ход прошел в форме автопробега. Верующие молились за Божественной литургией в Николаевском морском соборе Кронштадта, откуда на машинах прибыли в Тихвинскую епархию. Первым пунктом остановки был Киприано-Стороженский Никольский скит, где Божественную литургию совершил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав . После молебна правящий архиерей благословил верующих на продолжение пути. Маршрут прошел по территории трех районов области и объединил храм Рождества Христова в Надкопанье, храм преподобного Александра Свирского, Введено-Оятский монастырь, храм святителя Василия Великого, поклонный крест в деревне Имоченицы, место явления Божией Матери над Смолковой горой, Антониево-Дымский монастырь, Покровскую церковь в деревне Горка, Николо-Беседную часовню, храм святого праведного Иова Многострадального, Тихвинский Введенский девичий монастырь. Шествие завершилось 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в Тихвинском Успенско-Богородичном монастыре. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» ее появление датируется 1383 годом. Икона семь раз появлялась перед очевидцами: на Ладожском озере, в погостах Смелково на реке Ояти, в Имоченицах, затем на «Кожеле на Куковой горе», на горе над рекой Тихвинкой. На другом берегу на месте последнего ее явления была построена деревянная Успенская церковь, ставшая местом хранения святыни. В 1515 году в Тихвине был построен Успенский собор, ставший реликварием для иконы. Царь Иван Грозный основывал здесь в 1560 году Тихвинский монастырь. Во время оккупации Тихвина икона была увезена в Псковскую духовную миссию. Впоследствии образ был перевезен в Свято-Троицкий собор Чикаго. В 2004 году икона была возвращена на историческое место в Тихвинский монастырь. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мичуринск. Козловский Троицкий монастырь. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери у Капитонова родника. Часовня над Капитоновым колодцем Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 2011. Адрес: Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. ЦГЛ (Центральная генетическая лаборатория), 50 м к югу от дома 23а Координаты: 52.865991, 40.478592 Проезд:Проезд: От центра города автобус (МТ) 8 до остановки ЦГЛ Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Капитонов родник, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, расположен в дубраве на склоне правого коренного берега долины реки Лесной Воронеж, в 10 м от её старицы, в 300 м к юго-востоку от Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря, на южной окраине городского округа Мичуринск Тамбовской области. Почитаемый источник известен со времён основания Козловского Троицкого мужского монастыря в XVII веке. По преданию, два монаха, выполняя повседневное послушание, ехали на реку за водой. Приближаясь к своей цели, они увидели висящую в воздухе около дуба икону Божией Матери. Один из них поспешил в монастырь сообщить о чудесном явлении. Прибывшие игумен с братией, отслужив молебен иконе Божией Матери, решили достать её с дерева. Один из монахов полез на дуб, однако Святой образ стал удаляться всё выше и выше, пока не скрылся совсем. Печаль монахов обернулась радостью, когда они тут же увидели бьющийся из-под земли родник. Позже святой источник получил свое название Капитонов в честь жившего в Свято-Троицкой обители иеромонаха Капитона, погибшего у стен монастыря от нападения волков. К тому времени родник уже был знаменит происходящими у него чудотворениями. В 1869 году на средства жителей города Козлова над святым источником была возведена каменная часовня в память об избавлении от опасности и покушения на жизнь Императора Александра II, случившегося 4 апреля 1866 года. В часовне был устроен резной позолоченный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=52568

А это и обличает в них извращенный смысл в деле святой веры Христовой. В доказательство того, что двуперстие ведет свое начало от самого И. Христа, старообрядцы обыкновенно говорят: св. Евангелист Лука в Евангелии написал, что И. Христос благословил апостолов, когда возносился на небо; а что Он благословил сложением двуперстным, это видно из написанной Св. Лукой Тихвинской иконы Божией Матери, где у Предвечного Младенца благословляющая рука сложена двуперстно. Этого же мнения держится и наш автор ответов. Но это доказательство совершенно недостаточно. Во 1-х, неизвестно, кто был писателем этой иконы; по более древнему сказанию, она была написана св. Германом, патриархом цареградским, и из Царьграда пришла в Тихвин по воздуху (Чет. Мин. 26 июня). Да достаточно посмотреть только на самый размер иконы, чтобы видеть, что она написана для храма, а не для дома: для дома икон столь больших размеров не пишут и не писали; а во дни св. Ев. Луки храмов еще не было. Наконец, самое перстосложение у Спасителя на иконе Тихвинской не двуперстное: по правилу сложения двуперстного, большой перст должен быть приложен к концам мизинца и безыменного, а на Тихвинской иконе у Спасителя большой перст приложен ко второму суставу безыменного, что требуется именословным перстосложением для образования литеры X; мизинец, здесь не присоединен к четвертому персту, но несколько отделен от него и возвышен, что также не соответствует двуперстному сложению, а соответствует сложению именословному, где малый перст в таком положении удобно может изображать литеру С. Два верхние перста не соединены, как требуется двуперстным сложением, но несколько разделены, и великосредний несколько согнут, каковое сложение перстов потребно при именословном перстосложении для изображения литер I. C. Итак, на Тихвинской иконе перстосложение именословное, а не двуперстное. А что до корсунского креста, принесенного князем Владимиром в Киев из Корсуня, то на этом кресте в верхнем кругу изображен Спаситель благословляющий, видимо именословно. Очень жалко, что автор ответов смотрел на все глазами льстивого писателя Поморских ответов и не хочет рассмотреть собственными глазами внимательно и беспристрастно обе указываемые им святыни, тем более, что они ведь не за морем...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Мы уже упомянули, что основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый Русский Фельдмаршал 3 из природных Русских, Граф Борис Петрович Шереметев. Он основал сию обитель в кивот знаменоносной иконе Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогою ценою Русской крови, покрыла военною славою Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвою, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что когда, по предложению Фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавою, то назначил оное на 26 Июня, то есть, в день, посвящённый Церковию празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый Фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к сей Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах 4 , упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы, накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух Царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерною храбростию, являлся в самых опасных местах, и испытал над собою очевидный знак небесного заступления; ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим, даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстёгнутого камзола 5 . У Государя также в сей достопамятный день была пробита пулею шляпа. Обрадованные богодарованною победою, и относя как её, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день сей, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке 6 , которая в то время, как новоустроенная, была ещё невелика и небогата постройкою. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и до ныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя (см. ниже вид его и описание в Приложениях к сей книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Слезоточивая Тихвинская икона Божией Матери на Афоне Тихвинская икона Божией Матери на Афоне является списком с чудотворной Тихвинской иконы и находится в Ильинском скиту, в левом киоте Соборного храма (см. илл.). Согласно преданию, 17-го февраля 1877 года она прославилась чудесным истечением слез. О чуде, происшедшем от этой иконы, свидетельствует надпись за печатью скита: «1877 года 17 дня, в четверток на второй неделе святой Четыредесятницы, после отправленных часов в соборной церкви во имя святого пророка Илии, в третьем часу дня мы, нижеподписавшиеся семь человек, увидели на иконе Божией Матери Тихвинской, находящейся в киоте за престолом в алтаре этой соборной церкви, явный мокрый след слез, пролитых из правого глаза Божией Матери через всю икону вниз и кои все остановились на раме иконы, а на левом глазе стояла одна большая капля слезы, которая минут через 10 при нас скатилась на полвершка вниз. Мы в это время эти слезы вытерли ватою начисто и самую икону вынимали из киота для осмотрения ее с обеих сторон; она оказалась совершенно сухою, а после поставили оную на свое место и, все вышедши, заперли церковь с тем, чтобы туда никто не входил…». Три часа спустя, в половине седьмого, братия вошла в церковь – было как раз время вечерни. На иконе они увидели следы слез, уже пролитых из обоих очей Богоматери. Из правого глаза через всю икону вниз остался след от слезы. Он был заметен на правой ланите, груди и на раме. Из левого же глаза следы слез остались на благословляющей деснице Младенца Иисуса, и вся рука оказалась замоченной слезами. Далее же следов слез не было. Самое удивительное, что слезы на ручке Спасителя стояли на протяжении часа, в течение которого вся братия в изумлении смотрела на чудо. Тогда же была замечена большая капля слезы в левом глазу. Пятнадцать минут спустя она скатилась по иконе вниз. В глазах Богоматери все это время стояли слезы. Монахи вытерли их, и больше, по свидетельствам очевидцев, слез не было. В конце надписи значится: «В истинном показании всего этого и свидетельствуем собственноручною подписью и приложением нашей Ильинской обители печати. 21 февраля 1877 года Русского общежительного скита Святого Пророка Илии настоятель иеросхимонах Андрей, иеромонах Паисий, иеромонах Каллист, иеромонах Лаврентий, иеромонах Феоктист, монах Мануил и монах Герасим». С той поры каждый год празднуется 17 февраля – день почитания Богоматери. Русский Царь Александр II, которому стало известно о чудесном истечении слез, взял икону из афонского Ильинского скита на фронт Русско-турецкой войны. Источник: Сайт expertmus.livejournal.com Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Слезоточивая (в Ильинском скиту на Афоне) " .

http://pravicon.com/info-43

Крестьянка Ярославской губернии, Ростовского уезда, села Воронина, Феоктиста Матвеева, с 1841 г. (38 лет от рождения) была одержима беснованием: в храме Божием делались с нею припадки, дома она кричала, рвала на себе волосы и платье, кусала руки свои; такое состояние повторялось раза три в месяц и продолжалось 2–7 суток. В 1857 г. М. приехала в Петербург к мужу своему, который служил приказчиком. Матвеева боялась ходить в церковь , потому что припадки с нею повторялись. Узнав о чудотворениях от иконы Божией Матери, находящейся у М. Востоковой, Матвеева пошла вместе с Е. Гогиной помолиться. Во время молитвы Матвеева лишилась чувств и лицо ее почернело. Придя в себя, М. снова со слезами стала молиться Царице Небесной, приложилась к святой иконе и получила совершенное исцеление. Вдова С.-Петерб. мещанина Екатерина Васильева Гогина, 65 лет, страдала сильною головною болью, от которой не имела покоя ни днем, ни ночью. Усердно, помолившись пред иконою Тихвинской Божией Матери, она помазала голову маслом из теплившейся пред иконою лампады; боль тотчас прекратилась и не возобновлялась. В том же 1858 г., за несколько дней пред праздником Рождества Христова, пришла к М. Востоковой другая, неизвестная ей, женщина и вручила ей 25 рублей на венец Божией Матери. Вскоре – третья принесла 100 рублей. Востокова стала было отказываться от денег, но пришедшая незнакомка сказала: «мне в сонном видении велено отдать эти деньги на ризу к иконе Тихвинской Божией Матери, находящейся у Востоковой». Много неизвестных лиц разных сословий и обоего пола приходили в квартиру Востоковой, жертвовали деньги на масло и свечи к чудотворной иконе, и сами брали масло из ее лампады, а некоторые рассказывали о чудотворениях. Особенно с первой недели Великого Поста 1859 г. усилилось стечение богомольцев. Приезжающих и приходящих с утра до вечера было так много, что иной раз трудно было подойти к воротам дома Ершова. Опасались даже, как бы не упала лестница на чердак в квартиру Востоковой, да и как бы самая квартира по ветхости здания не осела вниз, – но ничего подобного не было...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010