Богослужебная певч. практика в общежительстве изначально была ориентирована на монодическое (одноголосное) пение. Однако в соч. «Надписание о отцах выгорецкаго общежителства, которые преставися и сколки поживе лет», в статье, посвященной Москвитину, прямо говорится, что он был «славный и искусный певец старогреческаго и нотнаго треголоснаго пения» (БАН. Дружин. 787. Л. 276). Сохранились также местные списки нек-рых богослужебных песнопений в стиле строчного и партесного пения , свидетельствующие о попытках выговцев расширить репертуар многоголосными муз. интерпретациями. Отдельным певцам на Выге была известна также и нотолинейная система записи, образцы к-рой встречаются в местных певч. рукописях и учебных материалах ( Панченко. Премудрости выговских мастеропевцев). На Выге был составлен особый поморский тип певч. азбуки, в к-рой важными разделами являлись «проучки» (упражнения), фитник и певч. строки из разных книг. Выговские мастера пения стремились сохранить в собственной практике основные напевы и способы исполнения молитвословий. В частности, они записали образцы чтений нараспев книг Свящ. Писания. Уникальный пример письменной фиксации одной из древнейших устных форм церковно-певч. искусства представляет собой «Поморская прогласица» (БАН. Собр. Каликина. 3). Поморский Обиход. XVIII в. (БАН. Дружин. 836. Л.2) Поморский Обиход. XVIII в. (БАН. Дружин. 836. Л.2) На протяжении 1-й пол. XVIII в. выговцы осуществили по всей России целенаправленный поиск, собирание древнерус. крюковых рукописей, их копирование и составление сборников песнопений на основе разновременных списков. В разных книгах можно встретить такие надписи: «Сей канон выписан ис книги певчей Обиходника писаннаго при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грознаго царя Ивана Васильевича», «Задостойник на Стретение Господне, глас 3, знаменной, из книги древней, полученной из Тихвина монастыря болшаго» и др. Один из певч. сборников Трифона Петрова изобилует вариантами муз. текстов, к-рые отразили процесс формирования устойчивого корпуса праздничных тропарей и кондаков и позднее вошли в «типовой» поморский Обиход: на полях рукописи встречаются примечания «сие писать», «не писать», «сие писать прежде сих тропарей» и т. п. (БАН. Дружин. 836). В ранних выговских певч. сборниках можно встретить списки праздничных богослужебных циклов, к-рые позднее были включены в типовые поморские Стихирари. Среди них типовые нотированные стихиры служб Зосиме и Савватию Соловецким, Тихвинской иконе Божией Матери, служба новым российским чудотворцам, составленная в XVI в. иноком Григорием Суздальским и сохранившаяся в этом виде только в практике старообрядцев, и нек-рые др. службы, составляющие своеобразие поморского богослужения.

http://pravenc.ru/text/161059.html

В1853 году храм пришёл в ветхость, поэтому его отремонтировали, поставили на каменный фундамент, крышу покрыли железом, внутри стены отштукатурили, окрасили белой краской и расписали живописью. Отопление в церкви сделали печное. Храм был небольшим: длина его составляла 8 сажен, а ширина - 6 сажен. В холодном приделе высота составляла 4 сажени, а в тёплом – 5 аршин. Особенно тесно в храме было в зимнее время, когда холодное помещение закрывалось на зиму стеклянными дверями. Хотя в храме села Епифанова было достаточно много церковной утвари, но, в общем, там отмечалась бедность, так как содержание его и утварь была доброхотная лепта почитателей его святыне – Чудотворной иконе со стороны людей простого крестьянского сословия. Притч при церкви с. Епифаново до 1810 года состоял из священника и пономаря. Штатного дьякона не было, но вакансия пономаря или дьячка иногда заменялась дьяконом. Так, с 1794 года на вакансии пономаря состоял дьякон Андрей Федотов (сын Федота Михайлова), а священником с 1782 – 1810 годы был Федот Михайлов. Из семейного архива Фаворских известно, в 1782 году в селе Епифанове (ныне Вачского района) жил священник Федот Михайлович Епифанов. Его сын Андрей Федотович Епифанов с 1800 года был священником в вотчинных сёлах графов Шереметьевых – Панино, Ворсма и Павлово. Но вернёмся к рассказу о священнике Ф. М. Епифанове. Народ почитал и уважал его, как человека исключительно умного и образованного. Священником в селе  он служил в течение 28 лет, до 1810 года. Люди шли к священнику за советом, утешением, а то и просто за добрым словом. Стал он широко известен в церковных кругах и в народе. И возможно, с этого времени село стало называться Епифаново. С 1811-1815 годы священствовал в Епифанове  некто Епифан Яковлев. Ни росписей, ни метрик полных за его время не сохранилось. Затем с 1815 по 1831 годы священником был Александр Егорович Виноградов (сын дьякона). В духовных росписях до 1830 года все почти прихожане значатся, как исполнившие долг священной исповеди и причастия. После него некоторое время обязанности священника исполнял священник села Колпенки.

http://sobory.ru/article/?object=22145

е. антихрист (105 л.). Каким же образом может быть печатью антихриста то, что его попирает? в) Печать антихриста будет постоянно находиться на принявших её (Б. Соборы., л. 134): рука же слагается троеперстно не постоянно, а только тогда, когда совершается крестное знамение. г) Наконец, принявшие печать антихриста не в состоянии будут изображать крестное знамение. Из них «никтоже честный и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но связана рука его будет» (Соборн., л. 131 на об.). А слагающие руку троеперстно ограждают себя таким же животворящим четвероконечным крестом, каким ограждают себя слагающие руку двуперстно. 265 5) Старообрядцы называют троеперстие щепотью и другими унизительными именами и считают даже неприличным употреблять его для изображения на себе крестного знамения. – Но щепотью, т. е. тремя перстами, пишется имя Божие и св. иконы, написаны книги Св. Писания, совершаются разные священнодействия, напр. священник тремя перстами берет стопку для помазания елеем при крещении: «егда влиеши елей в купель», говорится в Иноческом Потребнике 1639 г. (в Номокан. л. 48, тоже в Мирском Потребнике 1639 г., в Номокан. л. 48, и в Потребнике Иосифовском 1651 г., в Номокан. л. 706 об.) «и возми масла стопкою треми персты и помажи отроча...», берет «св. хлеб и творит крест над св. дискосом (Служеб. 1646 г. л. 154 в об., см. также лл. 170 об., 390 и 394 и во многих других книгах, указан. в Вып. Озер. 2, 370–374). в) Исторические свидетельства о формах перстосложения для крестного знамения По учению старообрядцев, двуперстие ведет свое начало от Христа Спасителя, а троеперстие – от римских пап Формоза и Афеса. 266 Сам Спаситель, говорят они, при вознесении Своем на небо, благословил апостолов, как свидетельствует св. евангелист Лука, двумя перстами. «Извед же их (апостолов) вон до Вифании, пишет он в своем Евангелии (зач. 114), и воздвиг руце Свои и благослови их». Правда, здесь не сказано, как были сложены персты благословляющих рук Спасителя, но это ясно видно из изображения на иконе Божией Матери, именуемой Тихвинскою, написанной евангелистом Лукою, на которой благословляющая десница Предвечного Младенца изображена с двуперстным сложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В виду существовавшего предания, что под собором, кроме придела, находится еще склеп, в котором погребены ростовские князья и иерархи, были произведены и дальнейшие раскопки в разных частях собора; но при довольно тщательных розысках, на сколько это было позволено, усыпальницы ростовских князей не оказалось, и только обнаружилось, что ростовские владыки, погребенные на северной и южной сторонах собора, лежат в самом грунте под соборным полом, причем некоторые гроба заделаны небольшими сводиками. Впрочем, часть главного алтаря, находящаяся между престолом и царскими вратами, по святости места, осталась неисследованною 9 . Тем не менее, эти исследования показали, что весь соборный пол поднят не только после первоначального своего построения, но и после XVII в. На значительную высоту. Котппп къ Ростов (по въ 1884 году). Уничтожение Леонтьевского придела в нижней части собора и поднятие его на 3–31/2 аршина, вероятно, было сделано при и архиепископе Иоакиме, после пожара, бывшего в Ростове в 1730 году, когда, – как выше уже сказано, – внутренность собора сгорела. Это мнение отчасти подтверждает и надпись на иконе Тихвинской Божией Матери, находившейся в Леонтьевском приделе. Очевидно, сильный пожар вызвал капитальные переделки, и пол придела для удобства богослужения был сравнен с полом, главного алтаря и всего соборного храма. Восстановление придела св. Леонтия было произведено по проекту председателя московского архитектурного Общества Н.И. Никитина особою комиссией под председательством действительного члена императорского московского археологического Общества, ярославского губернатора В.Д. Левшина 10 . Первоначально открытый гроб и святителя предполагалось обложить белым итальянским мрамором, а верхнюю доску с изображением святителя сделать на петлях, дабы было возможно открывать и видеть дар Андрея Боголюбского со священными останками, но проект этот, по не- которым независящим от комиссии причинам, не исполнен в точности. Вместо мраморной облицовки гробницы поставлена прежде бывшая серебряная рака, сооруженная в 1800 году; самый же гроб обложен дубовым футляром и составляет как бы подножие серебряной раки; сбоку этого футляра выдвигается доска для желающих видеть древний каменный гроб святителя. Это изменение проекта значительно повредило художественной части исполнения, предполагавшегося в стиле того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Когда-то пел я в церковном хоре, и была у нас певица по имени… ну, скажем, Вера. Заболела эта певица некой смертельной болезнью и через некоторое время умерла. Была она женщина верующая, но до болезни не особенно церковная. Конечно, в последнее время религиозная жизнь Веры изменилась, но духовная жизнь — тайна, и как проходило её воцерковление, мы, конечно, не знали. Однажды, после смерти Веры прошло уже несколько месяцев, её близкая подруга, тоже певица хора, подошла ко мне и спросила: «А что такое Типикон?» Я ответил, но в свою очередь поинтересовался причиной вопроса. Верина подруга рассказала следующее. Её очень заботила судьба умершей, она много размышляла о ней и молилась, чтобы Господь открыл ей Верину участь. Недавно ей приснился сон. Увидела она Веру и спросила: «Ну, как ты? В раю?» — «Что ты, — ответила Вера, — к Красному Крыльцу даже не подпустили. Молись Тихвинской иконе Божией Матери». А потом Вера наклонилась и прошептала: «Типикон», и ещё раз внятно повторила: «Типикон». После этого сна и пришла подруга спросить, что же за странное слово сказала ей Вера. Типикон — это Устав, церковный Устав. О необходимости жить соответственно Уставу и предупреждала из загробного мира Вера свою подругу. О воздержании Но оставим пока разговор о посте религиозном и вспомним о привычном в жизни воздержании, о посте бытовом. Его роль в нашей судьбе настолько значительна, что мы можем сказать, что именно умение ограничить себя позволяет человеку сохранить в себе образ Божий или, по крайней мере, не выйти из биологической категории «хомо сапиенс» (человек разумный). Заметим, что безумие, психические заболевания у человека часто проявляются или сопровождаются именно невозможностью сдерживать себя. Кстати, умение владеть своими, пусть даже естественными или врождёнными желаниями, отнюдь не возвышает человека над животными, а лишь позволяет «подтянуться» до обычной для бессловесных нормы. Им как бесперспективной и безответной твари вместо разума дан инстинкт, вместо свободы выбора — одно единственное, правда, абсолютно верное решение.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»! Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.      Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа. Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»! После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало. Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?! Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций Протоиерей Владимир Седов: – Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.

http://pravoslavie.ru/123118.html

В том же 1859 г. дочь сенатского печатника Анна Петрова, во время молебна пред чудотворною иконою, получила совершенное исцеление от расслабления и сухости левой ноги. Особенно поразительно было чудесное исцеление в 1860 г. 16-летней девицы Екатерины Левестам, дочери доктора медицины, лютеранского вероисповедания, засвидетельствованное, кроме самой исцеленной, многими врачами, пользовавшими Левестам в ее страшных недугах. Екатерина Левестам от рождения своего была здоровья слабого, страдала кровохарканьем, головною болью и беспамятством. 14 лет, по смерти родителей, она отдана была в частный пансион в Гатчине. На 16-м году у нее появились спазмы, судороги и правая сторона тела была парализована. 8 августа 1859 – она была помещена к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института Шаховской. Спазмы, делались два раза в день и, кроме того, левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не ощущала боли от пропускаемой в ногу иголки. С 29 ноября по 9 декабря она находилась в бесчувственном состоянии и никакие медицинские пособия не могли привести ее в сознание; только около 7 час. вечера ежедневно она просила пить и, принявши глотка два, снова засыпала. При окончании припадков она часто повторяла: «Отец, мать в могиле, возьмите меня!». Потом говорила: «Что я ропщу? Спаситель не такие страдания терпел; а что я в сравнении с Ним? Должна терпеть за мои грехи и за родительские. Прости меня, Господи, прости, что я ропщу на Тебя!» – и с тем просыпалась. Родные ее не могли без слез слышать эти воззвания страдалицы. В половине декабря у нее появились сильная мигрень и признаки пляски св. Витта; в феврале присоединилась каменная болезнь, – камни отделялись со страшною болью. Припадки случались по 4 раза в день и были столь сильны, что больную подбрасывало вверх аршина на полтора и в сторону на несколько аршин. После бросанья она оставалась в бесчувственном состоянии часа по два, а когда приходила в себя, то всякий раз из гортани шло крови чашки полторы чайных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, известной под названием: Сладкое Лобзание (ΓΛΥΚΟΦΙΛΟΥΣΑ), находящейся в обители Филовеевской XXII. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Предвозвестительница, находящейся в обители Кастамонитской XXIII. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы именуемой Одигитрия, находящейся в обители Ксенофской XXIV. Сказание о чудотворной иконе Похвалы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Дионисиатском XXV. Сказание о чудотворной Иконе Богоматери, находящейся в монастыре Григориатском XXVI. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском монастыре. XXVII. Сказание о чудотворной Афонской иконе Божией Матери, именуемой; «Избавительница» XXVIII. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в Молдаванском ските святого Богоявления XXIX. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой В скорбех и печалех Утешение, находящейся в Русском ските св. Апостола Андрея Первозванного XXX. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Тихвинская, находящейся в Русском Ильинском ските XXXI. Сказание о чудотворной иконе святого Иоанна Крестителя, находящейся в монастыре Дионисиатском XXXII. Сказание о чудотворной иконе святых бессребренников Космы и Дамиана, находящейся в принадлежащей к лавре святого Афанасия обыденной церкви, устроенной самим преподобным Афанасием XXXIII. Сказание о чудотворной иконе первомученика Стефана, находящейся в монастыре Костамонитском XXXIV. Сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, находящейся в монастыре Ставроникитском XXXV. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика и целителя Пантелеймона, находящейся в Русском монастыре Сказание о чудотворных иконах святого великомученика Георгия, находящихся в Зографском монастыре XXXVI. а) Об иконе, явившейся трем Охридским братьям XXXVII. б) Об иконе, прибывшей по морю из Аравии XXXVIII. в) Об иконе, бывшей Стефана, воеводы Молдовлахийского XXXIX. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика Георгия, находящейся в обители Ксенофской XL.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

1) Оклады как на иконах, так и на евангелиях издавна были гладкие, резные, чеканные, сканные и преимущественно басменные из меди и серебра с позолотой. Не говоря о евангелиях, самые иконы в древнем Новгороде были собственно не в ризах, как ныне, а преимущественно в окладах, коими покрывались одни поля или оплечья. Но богатство украшений на иконах особенно являлось в подвесах, венцах, гривнах или цатах с запонами и репьями из дорогих каменьев 335 . Из числа икон новгородских в древних металлических окладах дошло до нас немало. Таковы, например, древнейшие корсунские иконы Божией Матери и Апостолов Петра и Павла в басменных окладах, находящиеся в Софийском соборе 336 . Подобный оклад в том же соборе на иконах Владимирской Божией Матери, Пресвятой Троицы, св. Николая и св. Никиты, а в придельной церкви Софийского собора на чудотворной храмовой иконе св. исповедников Гурия, Самона и Авива (1410), и в приписной к нему Никольской часовне на бывшей храмовой иконе пр. Евфимия Великого, также в крестовой Сергиевской церкви на храмовой иконе преп. Сергия в Антониевом монастыре на храмовой иконе Рождества пресвятой Богородицы и на многих других иконах в новгородских церквах. Подобные басменные оклады были здесь не только на иконах, но и на царских вратах и раках. Из царских врат остались в Богородице-Рождественском приделе Софийского собора, обложенные в 1528 году басменным золочёным серебром и горными по местам хрусталями 337 , равно также из рак в подобном окладе осталась одна в ризнице Софийского собора, устроенная для мощей святителя Никиты в 1629 году 338 . Древние сканные венцы и цаты с финифтью остались в софийском соборе на указанной чудотворной иконе св. Исповедников (без финифти), на Владимирской иконе Божией Матери и на Тихвинской иконе Божией Матери, бывшей при заключении Столбовского мира в 1617 году, также в Пятницкой церкви у Ярославова Дворища на храмовой чудотворной иконе, в Никитинской церкви на Тихвинской иконе Божией Матери, в Антониевом монастыре на храмовой иконе Рождества Пресвятой Богородицы, на местной иконе Софии премудрости Божией и на других иконах среди церкви. Чеканные оклады сребропозлащенные от XVII века остались на указанной Тихвинской иконе Божией Матери (в Соф. соборе), на коей оклад гладкий с 8-ю дробницами 339 , в Вяжицком монастыре на иконе св. Евфимия (1654) и на некоторых других 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Епифаново. Молитвенный дом Тихвинской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2006 и 2008. Адрес: Нижегородская область, Вачский район, село Епифаново Координаты: 55.82099, 42.895069 Проезд:Трасса. Вача - Н. Новгород Указатель направо: с. Епифаново Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Епифаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Приняв во внимание самые ранние архивные документы, следует отметить, что при Петре Алексеевиче (Петре 1. 1694-1725гг.), царе русском, в селе Епифаново Нижегородской губернии Горбатовского уезда Елизаровской волости был деревянный храм. Один из престолов ветхой церкви был посвящён святому великомученику Георгии Победоносцу. Поэтому приход и селение назывались Георгиевскими. В Епифанове Егорьев день ежегодно отмечается 9 декабря.  Однажды в середине XVIII века (по народному преданию  в 1750 году) в селе Георгиевское на церковной земле около родника  пастух, выгоняя утром стадо, заметил чудо: на дикой яблоньке среди ветвей стояла икона Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в местный храм и стали люди замечать, как только помолятся они иконе, окатятся из источника водой, сразу отступают болезни. В холерные годы не раз прихожане совершали крестные ходы с чудотворной иконой и носили её по домам. Случаев смертности не было. И разнеслась тогда в народе молва о чудотворной  иконе. Видя, как почитается эта святыня, решено было построить новый деревянный храм, Главной иконой, которой стала икона Тихвинской Божией Матери. Церковь была построена помещиком Антоном Ивановым Аламикиным в 1761 году. Храм состоял из двух пределов: главный холодный был посвящён Тихвинской иконе Божией Матери, а второй – Георгию Победоносцу. Колокольня имела круглую форму (данные Государственного архива Нижегородской области). В летописи упоминается, что до XYIII века при селе Георгиевском в приходе числились  селения:  Сергеево, Берёзино поле и Бересениха.

http://sobory.ru/article/?object=22145

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010