06. Если христианство должно было определить свои границы к иудейству, так как оно было близко родственно ветхозаветной религии; то едва ли меньшая необходимость была для него установить свои отношения к языческому миру, к господствовавшему тогда в нем эллинизму. Эллинизм был могучею силою того времени, и все последователи христианства были в большей или меньшей мере причастны ему. «Если христианство входит в жизнь духа,– говорит Неандер 469 ,– то отсюда должна вытекать потребность сознать связь истин, сообщенных чрез откровение, с наличным духовным достоянием человечества“. Необходимость установить свои отношения к эллинизму для христианства возникла особенно со времени обращения ее миссии преимущественно к языческому миру,– что главным образом началось после падения Иерусалима 470 . Относительно первой трети II в. св. Иустин 471 свидетельствует, что «христиане из язычников многочисленнее и ревностнее христиан из иудеев и самарян“. Среди языко-христиан далеко не все были «худородная мира и уничиженная“. Уже ап. Павел свидетельствует, что были среди христиан и премудрые и сильные: проконсул Сергий Павл ( Деян. 13:7–12 ), Дионисий Ареопагит , Аполлос, солунские женщины из высшего класса ( Деян. 17:4 ) и др. Плиний пишет импер. 472 Траяну, что в Вифинии, «multi omnis ordinis“ перешли в христианскую секту. В Риме Помпония Грецина, «insignis femina“, по всей вероятности была христианкою 473 . Консул Тит Флавий Климент при императ. Домициане и его жена Домицилла, несомненно, были христианами; а они, по Диону Кассию 474 , имели и многих единоверцев в своем кругу. Св. Игнатий в своем послании к римской общине 475 предполагает, что она может воспрепятствовать его мученичеству. Это, разумеется, возможно было только в том случае, если община имела среди своих членов богатых и влиятельных лиц. О богатых и славных своим родом между христианами упоминает и Ерм (кн. II, запов. X, 1; кн. III, Подоб. VIII. 9). Об обращении к христианству многих знатных по происхождению говорит и св. Иустин (Апол. II, 2). Высокого рода был Флорин, друг молодости св. Иринея (Евсев. ц. ист. V, 20, 5). В лице апологетов церковь имела образованнейших людей того времени 476 . Их апологии стояли на уровне литературы своей эпохи 477 .–

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

110 Тит Флавий Климент Александрийский († между 211 и 218) – великий христианский ученый, основатель самостоятельной Александрийской богословской школы. Принял сан пресвитера в Александрии, а после смерти своего учителя Пантена стал во главе Александрийского Огласительного училища (190). Бежал в Каппадокию во время гонений на христиан при римском императоре Септимии Севере, начавшемся в 201 г. Наиболее значительное из дошедших до нас его сочинений– Великая трилогия: «Протрептик» (Увещательное слово к эллинам), «Педагог» (Воспитатель) и «Строматы» (Узорчатые ковры) – попытка систематизации христианского веро- и нравоучения и определения отношения христианства к античной культуре и философии. Клименту принадлежит первая попытка научно-философского обоснования христианского богословия, благодаря которой христианство получило могучее орудие в борьбе с язычеством и различного рода ересями, особенно с гностицизмом. 111 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160-?) – пресвитер, знаменитый богослов, историк Церкви и философ. Будучи образованнейшим человеком своего времени (по образованию он был юрист), Тертуллиан оставил ряд ценных сочинений апологетического и догматического характера: «О крещении», «О покаянии», «О терпении», «О зрелищах», «Об идолопоклонстве» и др. В 202 г. он подпал под влияние монтанизма, в котором пребывал до самой смерти. 112 Ориген (ок. 185–254) – знаменитый философ и богослов. Родился в Александрии в греческой семье. Уже в юности преподавал риторику и грамматику в известной Александрийской школе. Постепенно росла его слава, как ученого и преподавателя. Он предпринимает путешествия в Рим и Аравию; в 216 г. бежит от гонений в Палестину, а вскоре возвращается на родину, в Антиохию, где возводится в сан пресвитера (228). Однако вскоре (231) Александрийские соборы отлучили его от Церкви и лишили сана. Во время гонений при императоре Деции в г.Тире Оригена заключили в тюрьму, где он и умер. Его перу принадлежит около 6000 книг. Наиболее ценными его трудами следует признать толкования на книги Св. Писания и апологию христианства перед язычниками. Характерной чертой мировоззрения Оригена являются его попытки согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений. Вот почему богословие Оригена было осуждено как ересь на V Вселенском Константинопольском Соборе 553 г. и подтверждено анафемой в 1-м правиле VI Вселенского Константинопольского Собора 680–681 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

124  Правда, Иосиф Флавий признаёт то время благоприятным для свержения Римского владычества, так как будто бы в Римской империи тогда были беспорядки. Иудея же была сильна и богата, и другие народы, будто тоже думали в это время, что настаёт конец могуществу и власти Римлян. (De bello judaico. Prologus). Но такой взгляд Иосифа Флавия именно и есть выражение узко-национальной точки зрения и национального самомнения, не имеет политической прозорливости; неверность его доказана событиями. 126  Разумеем то, что полководец римских войск и сын императора Тит, подступивши к Иерусалиму, предлагал иудеям добровольно сдаться. Если бы они приняли это предложение, то, конечно, победители обошлись бы с побеждёнными несравненно мягче, нежели как они поступили с ними. 136  Этот греческий император (361–363 г.) сделал попытку вновь выстроить Иерусалимский храм на прежнем месте и восстановить в нём иудейское богослужение. По его призыву в Иерусалим собрались со всех стран Евреи, заготовили множество строительного материала и приступили к работам. Но землетрясение и вырывавшийся из земли огонь неоднократно уничтожали все труды их и окончательно разрушили остатки прежнего храма. В настоящее время на вершине горы Мориа, где стоял величественный Иерусалимский храм, высится мечеть Харам-еш-Шериф. Самое место храма известно только потому, что вершина Мориа занимает очень малое пространство; но точного знания о том, где стояли стены храма, его притворов и пристроек, учёные и доселе не имеют. 141  Благовестник или толкование на Святое Евангелие. Ч. I, Евангелие от Матфея. Гл. 24, стр. 413–414. Феофилакт хотя и не причислен к лику святых, но творения его пользуются уважением наравне со святоотеческими. Перевод их сделан при Казанской Духовной Академии. Время жизни Феофилакта падает на XI-й и первые годы XII века. 143  Антиох Епифан, или IV-й, царь Сирийский, сын Антиоха III-ro или Великого и преемник своего брата Селевка IV-ro, Филопатора, царствовал, по свидетельству Иеронима, 11 лет. Mygne. Patrol. Curs. Compl., ser. lat., t. XXV, col. 565. Он воцарился в 137 ходу царства Еллинского ( 1Мак. 1:10 ), т. е. царства Селевкидов, которое было продолжением Греческого царства Александра Великого. Селевкидова эра началась с 30 октября 312 г. до Р. X., со времени разделения Александровой монархии на два царства: Египетское и Сирийское, и с воцарения в последнем первого царя его Селевка I, Никатора. 137 год эры Селевкидовой есть 176 до P. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

1897 Правда Иосиф Флавий признает то время благоприятным для свержения Римского владычества, так как будто бы в Римской империи тогда были беспорядки, Иудея же была сильна и богата, и другие народы будто тоже думали в это время, что настает конец могуществу и власти Римлян (De bello judaico. Prologus). Но такой взгляд Иосифа Флавия именно и есть выражение узконациональной точки зрения и национального самомнения, не имеет политической прозорливости: неверность его доказана событиями. 1899 Разумеем то, что полководец римских войск и сын императора Тит, подступивши к Иерусалиму, предлагал Иудеям добровольно сдаться. Если бы они приняли это предложение, то, конечно, победители обошлись бы с побежденными несравненно мягче, нежели как они поступили с ними. 1909 Этот греческий император (361–363 г.) сделал попытку вновь выстроить Иерусалимский храм на прежнем месте и восстановить в нем иудейское богослужение. По его призыву в Иерусалим собрались со всех стран Евреи, заготовили множество строительного материала и приступили к работам. Но землетрясение и вырывавшийся из земли огонь неоднократно уничтожали все труды их и окончательно разрушили остатки прежнего храма. В настоящее время на вершине горы Мориа, где стоял величественный Иерусалимский храм, высится мечеть Харам-эш-Шериф. Самое место храма известно только потому, что вершина Мориа занимает очень малое пространство; но точного знания о том, где стояли стены храма и его притворов и пристроек, ученые и доселе не имеют. 1914 Благовестник или толкование на Святое Евангелие. Ч. I, Евангелие от Матфея. Гл. 24, стр. 413:414. Феофилакт хотя и не причислен к лику святых, но творения его пользуются уважением наравне со святоотеческими. Перевод их сделан при Казанской Духовной Академии. Время жизни Феофилакта падает на и первые годы XII в. 1916 Антиох Епифан, или IV-й, царь Сирийский, сын Антиоха или Великого и преемник своего брата Селевка Филопатора, царствовал, по свидетельству Иеронима, 11 лет. Migne. Patrol. Curs. Compl., ser. lat., t. XXV, col. 565. Он воцарился в 137 году царства Еллинского (1Макк.1,:10), т. е., царства Селевкидов, которое было продолжением Греческого царства Александра Великого. Селевкидова эра началась с 30 октября 312 г. до Р. X., со времени разделения Александровой монархии на два царства: Египетское и Сирийское, и с воцарения в последнем первого царя его Селевка I. Никатора. 137-й год эры Селевкидовой есть 176-й до Р. X.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

266 Афинагор – апологет 1 века Уроженец Афин, получил философское образование и посвятил свои знания служению христианству Основные сочинения «Прошение» Марку Аврелию (177 г. н. э.), «О воскресении мертвых». 267 Тациан – христианский писатель-апологет II века, ученик Юстина. Родом из Ассирии, получил традиционное философское образование, «весьма славился языческой мудростью». К концу жизни увлекся гностицизмом. Время его смерти предположительно датируется 175 годом Основное сочинение – « Речь против эллинов». 268 Феофил Антиохийский – святой, писатель-апологет II века. Язычник по происхождению. Прекрасно образован Обратившись в христианство, стал ревностным его исповедником и защитником. Со 168 г. – епископ Антиохииский. Умер в 80-х гг II века Единственное сохранившееся сочинение – «Послание к Автолику о христианской вере». 269 Ириней Лионский – святой, крупный богослов, отец церкви II века Родился ок. 130 г. в Малой Азии, был учеником Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна. Хорошо знаком с греческой поэзией и философией Епископ Лиона. Во время гонений Септимия Севера в 202 г умер мученической смертью. Важнейшее сочинение – «Обличение и опровержение лжеименного знания», или «Против ересей». 270 Климент Александрийский , Тит Флавий, – пресвитер, знаменитый учитель и писатель конца II – начала III вв. Вероятно, язычник по происхождению, воз можно, из богатой семьи, широко образован. Основные сочинения «Протрептик» «Педагог», «Строматы» и др. 271 Ориген – знаменитый христианский богослов и философ Родился в Александрии ок. 185 г. в греческой или эллинизированной египетской семье, принявшей христианство. Прекрасно образован. Занимался преподавательской деятельностью. В 228 г. рукоположен в пресвитеры, в 231 г. осужден церковью. Умер в 254 г. после тяжелого тюремного заключения во время Дециева гонения Главные труды – «Гекзаплы», «О началах», « Против Цельса». 272 Encyclopedia of Early Christianity Ed by E Ferguson London, 1990 P 376–382 Более подробно см. Prestige G L God in Patristic Thought L, 1952 Grant R. M. The Early Christian Doctrine of God Charlottesville Univ of Virginia Paris, 1966 Grant R. M. Gods and the One God Philadelphia Westminster, 1986

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

294 В рукописи VI в. стоит – σε – “как будто бы”. 295 Сравните с чрезмерной витиеватостью апокрифического повествования. «И когда они рассказывали, что видели, снова увидели Выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих Одного, и крест, следующий за ними. Головы двоих достигали неба, а у Того, Кого вели за руку, голова была выше неба» (Апокриф Евангелия от Петра, 10, 39 – 40). 296 По апокрифу, часовые “увидели, кик небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице” (Апокриф Евангелия от Петра, 9, 36). В таком описании сразу видно, что их автор не был свидетелем того, о чем пишет: Ангелы всего-навсего “излучают сияние” и могут быть описаны простым человеческим языком. Подлинный евангельский текст безгранично точнее. 297 Есть хорошее русское слово – “обмерли”. 298 Дан. 10, 8–9, 17 . 299 Сопутствующие пророку Даниилу простые люди совершенно потерялись: “сильный страх канал на них, и они убежали, чтобы скрыться” ( Дан. 10:7 ). 300 Полибий и Ливий упоминают о проступках, за которые наказывали смертью: оставление караульного поста или неявка в караул, воровство, ложное свидетельство против товарища, трусость или бегство с поля боя, утеря оружия. К смертной казни могли приговариваться целые манипулы и даже легионы. В таком случае казнили каждого десятого, позже, при императорах – каждого двадцатого или сотого, избираемого, как Правило, по жребию. См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Комментарии, с. 484. Манипул – подразделение римской армии, состоявшее из двух центурий по 100 и более человек в каждой. Полибий – величайший представитель эллинистической историографии во II в. до и. э. написал необычайно богатый по содержанию труд – “Всемирную историю” в 40 книгах, по до наших дней дошло лишь пять. Тит Ливий (59 г. до и. э. – 17 г. н. э. ) – римский историк времен становления империи. Оставил монументальный труд в 142 книгах – “Римская история от основания города” (то ость Рима), из которых лишь 85 сохранились до наших дней.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

399 Между прочим, аналогично восполняется конец первого, начинаются на с. 48 абзаца, 49-й нового издания «Столпа». (Потом мы конкретнее объясним этот бесконечный акт Жизни – курсив наш; цит. страницы 2-го изд. 401 Рихтер Р. Скептицизм в философии. Пер. с нем. В. Базарова и Б.. Столпнера. 1910. Т. I. Кн. I, гл. I, III. С. 6265. 402 Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник скептической школы, и апологет, развиваемого Флоренским принципа «эпоха». 403 Прилагательное от существительного, находим в том же месте книги о. Ф. Подобным же образом о. Ф. играет словами: «чудо» (с. 122), «целомудрие» (с. 180 и сл.), «таинство» (с. 457), литургия», называя (с. 460) родом литургии бракосочетание (sic!). 405 Шеллинг Фридрих Вильгельм (17751854) – представитель классического немецкого идеализма, оказавший заметное влияние на русскую Философию, в особенности на метафизику всеединства. Соч.: Философия искусства. М., 1986; Сочинения: Т. 12. М., 19871989, 426 Как случаен, добавим, их подбор у Фаррара («Жизнь и труды св. ап. Павла»), частичное (ср. примеч. 243 к с. 164) использование коего о. Ф. сводилось к дополнению 5 антиномиями, причем из них 4 1/2 не ап. Павла, быть может по цитируемой же нашим автором книги Бовона (Theologie du Nouveau Testament. Т. 1. Lausanne, 1893). 429 Климент Александрийский (Тит Флавий, 150215?) – учитель Церкви, второй (после Пантена) наставник Александрийской христианской «Дидаскалии». Библиографическое указание прот. И. Мейендорфа : «Русского их переводов Климента Александрийского нет» (Введение в святоотеческое богословие. 2-е изд. М., 1992. С. 355) не точно. В Ярославле в переводе Корсунского вышли тексты: «Кто из богатых спасется?»; «Увещание к язычникам» (1888); «Педагог» (Ярославские епархиальные ведомости. 18881889, «Строматы» (1892). 434 Со сказанным во всем этом абзаце ср. примеч. 626 (к с. 353), 636 (к с. 357), 803 (к с. 443). Филарет (в миру – Гумилевский, еп. Черниговский; 18051866) св. преосв., историк Церкви, автор учебника по патрологии (1859). Характеристику его церковной деятельности см.: Флоровский Г. М. Пути... (по указ.). Соч.: Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб., 1884. Вып. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

3:5 . Ессеи и некоторые другие иудеи связывали деяние Духа Святого с очищением, особенно на основании Иез. 36:25–27 , где Бог очищает Свой народ от скверны идолопоклонства. Поскольку крещение былозавершительным актом обращения в иудаизм в Палестине, оно естественным образом послужило для обращения в веру (см. коммент. к Ин. 3:5 ). 3:6 . Об излитии Духа см. в Иоил. 2 (цитируется в Деян. 2:17 ). 3:7,8. «Оправдан» означает «признан праведным» или «оправдан» перед Судом Божьим; согласно Ветхому Завету и иудаистскому учению, человек может быть признан виновным, а оправдывается только невиновный. Но в Ветхом Завете Бог по закону Своей любви также обещал оправдать Свой народ и объявить его праведным за верность Ему; см. коммент. к Рим. 1:17 . Слово «наследники» отражает ветхозаветный образнаследников Земли обетованной. Этот образ нашел свое естественное развитие в раннем иудаизме как предвестие грядущего Царства Божьего. О «вечной жизни» см. в коммент. к 1:2,3; об «уповании» см. также в коммент. ко 2:13. Для Павла, как и для иудаизма, вечная жизнь должна начаться с момента воскресения мертвых в конце века нынешнего и вначале грядущего. Но для Павла эта надежда уже блеснула в момент воскресения Христа. 3:9–11 Избегайте людей, которые способствуют расколу и распрям Спокойный, не призывающий к мятежу образ жизни некоторых членов церкви, христианской обшины (3:1,2; ср.: Быт. 26:18–22 ), выделяет их среди тех, кто своим неповиновением мешает истинному христианскому свидетельству. 3:9 . Бесконечные родословия и споры относительно предписаний закона (в том числе аргументы иудейских богословов по поводу произношения или озвучивания еврейских слов) в существенной мере отвлекали людей от понимания духовной сути Ветхого Завета (см. коммент к 1:10; 1 Тим. 1:6; 2Тим. 2:14 ). 3:10,11. Термин «еретик» (в других вариантах перевода – «раскольник») не всегда воспринимался негативно; он иногда обозначал разные секты философов, и Иосиф Флавий использовал его для описания различных течений в иудаизме. Но Павел использует его в сугубо отрицательном смысле (как и в Гал. 5:20 ; ср.: 1Кор. 11:19 ) по отношению к тем, кто вносит раскол в ряды верующих. Он, предположительно, относитего к лжеучителям или их ученикам в общине (ср.: Тит. 3с 1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3 . Климент Александрийский (лат. Clemens Alexandrinus; ок. 150 – ок. 215) Тит Флавий – христианский богослов и писатель. Главное сочинение – «Строматы» («Ковер из лоскутков»), являющееся ценным источником по истории античной философии, которую он с известными оговорками ставит наравне с Библией . Климент Александрийский , по словам С. С. Аверинцева , «первый христианский мыслитель, стоящий на вершине современной ему образованности; его цель – синтез эллинской культуры и христианской веры». 4 . Отцы-пустынники – христианские монахи, анахореты, отшельники и аскеты времен возникновения феномена монашества в 4–5 вв. 5 . Симеон Новый Богослов (Συμεων Νος Θεολγος; 949–1022) – один из крупнейших византийских богословов и философов-мистиков, игумен, святой Русской Православной Церкви. Его сочинения развивают тему самоуглубления, самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религиозной жизни личности. Именно в личном отношении – в цепи преемства между наставником («духовным отцом») и учеником («духовным сыном»), согласно его учению, сберегается «предание». Мистическая философия Симеона Нового Богослова предвосхищала исихазм 14 в. 6 . Пелагианство – течение в христианстве, возникшее на рубеже 4–5 вв. и названное по имени его основателя Пелагия. Пелагианство отрицает божественное предопределение, считает, что первородный грех не конца извратил положительные качества человека, не верит в греховную природу человека, утверждает свободу воли, преуменьшает значение благодати и личной веры и преувеличивает значение добрых дел. Русские духовные миссии Впервые (на английском языке): Russian Missions: An Historical Sketch//The Church Overseas. – Vol. 6. – 22, April, p. 137–153. Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: The Christian East. – Vol. 14. – 1933, p. 30–41. Впервые публикуется на русском языке. 1 . Духовная миссия (лат. missio – посылка, поручение) – проповедь христианства среди населения, исповедующего другую веру. По словам Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

3 Правда, Иосиф Флавий признает то время благоприятным для свержения Римского владычества, так как будто бы в Римской империи тогда были беспорядки, Иудея же была сильна и богата, и другие народы будто тоже думали в это время, что настанет конец могуществу и власти римлян (De bello judaico. Prologus). Но такой взгляд Иосифа Флавия именно и есть выражение узко-национальной точки зрения и национального самомнения, не имеет политической прозорливости: неверность его доказана событиями. 5 Разумеем то, что полководец римских войск и сын императора Тит, подступивши к Иерусалиму, предлагал иудеям добровольно сдаться. Если бы они приняли это предложение, то, конечно, победители обошлись бы с побежденными несравненно мягче, нежели как они поступили с ними. 13 Этот греческий император (361–363) сделал попытку вновь построить Иерусалимский храм на прежнем месте и восстановить в нем иудейское богослужение. По его призыву в Иерусалим собрались со всех стран евреи, заготовили множество строительного материала и приступили к работам. Но землетрясение и вырвавшийся из земли огонь неоднократно уничтожали все труды их и окончательно разрушили остатки прежнего храма. В настоящее время на вершине горы Мориа, где стоял величественный Иерусалимский храм, высится мечеть Харам-аль-Шериф. Самое место храма известно только потому, что вершина Мориа занимает очень малое пространство; но точного знания о том, где стояли стены храма и его притворов и пристроек, ученые и доселе не имеют. 18 Благовестник или толкование на Святое Евангелие. Ч.1. Евангелие от Матфея. Гл. 24, стр. 413, 414. Феофилакт хотя и не причислен к лику святых, но творения его пользуются уважением наравне со святоотеческими. Перевод их сделан при Казанской Духовной Академии. Время жизни Феофилакта падает на XI-й и первые годы XII в. 20 Антиох Епифан, или IV-й, царь Сирийский, сын Антиоха III-ro или Великого и преемник своего брата Селевка IV-ro, Филопатора, царствовал, по свидетельству Иеронима, 11 лет. Mygne Patrol. Curs. Comp., ser. Lat., t. XXV, col 565. Он воцарился в 137 году царства Еллинского ( 1Мак.1,10 ), т.е. царства Селевкидов, которое было продолжением Греческого царства Александра Великого. Селевкидова эра началась с 30 октября 312 г. до Р.Х., со времени разделения Александровой монархии на два царства: Египетское и Сирийское, и с воцарения в последнем первого царя его Селевка I, Никатора. 137-й год эры Севевкидовой есть 176-й до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010