прот. Аполлинарий Ковальницкий Содержание I. Древности Иудейские Потоп Долгая жизнь людей перед потопом Вавилонская башня Авраам Сыновья Авраама от Хеттуры Голод в царствование Клавдия Хирам и Соломон О засухе во времена Ахаава Нападение Салманассара на Сирию Навуходоносор Александр Македонский Иисус Христос Иоанн Креститель Смерть Ирода Иаков, брат Иисуса Христа II.     Иудейский историк Иосиф Флавий родился в 37 г. от Рождества Христова в Иерусалиме, происходил из священнического рода, принадлежал к секте фарисеев, от природы был одарен богатыми способностями и был человеком довольно образованным. В 66-м году от Р. Хр. принимал участие в возмущении против римлян; ему удалось сделаться правителем Галилеи; скоро он пришел к мысли образовать но­вое возмущение. В 67 г. по Рожд. Хр., при покорении крепости, называемой Иосафат, он был взят в плен римлянами, но, как человек образованный, Иосиф пользовался особым благоволением императоров Веспасиана и Тита. После разрушения Иерусалима он с Титом отправился в Рим, где, по всей вероятности, умер в 95 г. от Р. Хр. и где написал свои главные сочинения, именно: 1) «Об Иудейской войне» 7 книг (De bello judaico). Это сочинение сначала было написано на еврейском языке, а потом самим автором было переведено на язык гре­ческий. 2) «Иудейские древности» 20 книг (Autiquitatum judaicum libri 20). Эго история Иудеев с древнейших времен до 66-года по Р. Хр. 3) две книги против Аппиона Александрийского (Contra Appionem). Книги Иосифа Флавия причисляются к источникам библейской археологи. Иосиф, подобно другим писателям языческим и иудейским, нарочно избегал упоминания о христианах, хотя, нет сомнения, знал о них очень хорошо. Это молчание в книгах «Об Иудейской войне» объясняется тем, что Иосиф тогда был историком, обязанным удовлетворять вкусу римлян; он был несчастным льстецом, зашедшим в своем лицемерии так далеко, что Ветхозаветтные пророчества о Мессии относил к Веспасиану. И. Флавий писал свое произведение соответственно мысли и желанию императора: он сам в этом сознается, когда говорит (Жизнь с. 65), что император Тит утвердил его сочинение, как истинное, своею собственною подписью. Ирод Агриппа написал 65 листов в доказательство достоверности слов Иосифа Флавия. Тит не любил, чтобы ему напоминали о ненавистных христианах, и это было для И. Флавия достаточным побуждением к тому, чтобы о них совершенно умалчивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь в эпоху между гонениями Марка Аврелия и Деция. Часть 4 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Опыт построения целостной богословской системы естественнее ожидать от александрийцев, где уже во II веке была открыта богословская школа – знаменитое Огласительное училище. После кончины Пантена в 190 году его возглавил Тит Флавий Климент. Этот выдающийся богослов родился в Афинах в середине II века в языческой семье. После обращения и крещения он много путешествовал в поисках наставника духовной жизни по южной Италии, Сирии и Палестине. Приехав в Александрию, он поступил в ученики к Пантену, а потом и сам преподавал в Огласительном училище. В начале III столетия, когда начались гонения, развязанные Септимием Севером, Климент удалился из Египта в Каппадокию вместе со своим учеником Александром, который впоследствии занял Иерусалимскую кафедру. В эту пору Климент стал пресвитером, как это видно из послания Александра, адресованного Антиохийской Церкви: «Эту грамотку я переслал вам, братья и господа мои, через Климента, блаженного пресвитера, человека хорошего и почтенного» . Тит Флавий Климент Александрийский преставился до 215 года. Климент был прекрасно образованным христианским писателем. Он тщательно изучал Священные книги – в его сочинениях встречаются многочисленные цитаты из них. Он хорошо знал своих предшественников – ранних христианских писателей, превосходно ориентировался в греческой философии и поэзии. Среди его сохранившихся сочинений – «Извлечения из Феодота», проповедь «Кто из богатых спасется», но важнейший труд Климента – трилогия, состоящая из «Протрептика, или Увещания к эллинам» («протрептики» писали Аристотель, Эпикур, Клеанф, чтобы расположить читателя к занятиям философией), «Педагога» и «Дидаскала». Но третья часть, написанная в виде собрания разрозненных мыслей, заметок, воспоминаний, получила затем название «Строматы», что значит «ковры» или «лоскуты». В «Строматах», по словам Евсевия Кесарийского, Климент «не только рассыпает мысли из Писания, но берет и у эллинских писателей, если что покажется ему полезным; вспоминает мнения многих, развертывает вероучение и эллинов, и варваров; выправляет ложь ересиархов, приводит множество сведений, закладывая основу для разностороннего образования.

http://pravoslavie.ru/38936.html

Иосиф Флавий Книга 5 Предисловие Пятая книга, как и шестая, повествует об осаде Иерусалима. Для читателей эта книга представляла особенный интерес, и поэтому она не подвергалась сокращениям. Автор подробнейшим образом описал осаду города и иерусалимской крепости римскими войсками Тита, много внимания уделив увлекательным боевым эпизодам. Иосиф дает подробное топографическое описание города и Иерусалимского храма, показывает особенности храмового культа иудеев. Глава 1 О междоусобицах в Иерусалиме и происходивших из-за этого в городе бедствиях. 1. После того как Тит прошел указанным путем пустыню между Египтом и Сирией, он прибыл в Кесарию, где прежде всего хотел привести в порядок свое войско. В то время как он в Александрии помогал своему отцу укрепить новое, Богом дарованное ему господство, смуты в Иерусалиме еще более разрослись, и образовались три партии, обратившие свое оружие друг против друга, что, пожалуй, в несчастии можно было бы назвать счастьем и делом справедливости. Враждебные действия зелотов против народа, носившие в себе начало падения государства, подробно описаны выше, от самого возникновения до их гибели. Не без справедливости можно назвать это состояние мятежом в мятеже, который, подобно взбесившемуся зверю, из-за отсутствия питания извне начинает раздирать собственное тело. 2. Элеазар, сын Симона, тот самый, который прежде побудил зелотов отделиться от народа в храм 546 , как бы из негодования против жестокостей, совершаемых изо дня в день неистощимым в своей кровожадности Иоанном, в действительности же потому, что ему было невыносимо подчиняться восставшему против него тирану, помышляя сам о единовластии и стремясь к господству, – этот Элеазар основал отдельную партию, привлекши к себе из влиятельных лиц Иуду, сына Хелкии, и Симона, сына Эзрона, к которому присоединился еще Эзекия, сын Хобари, человек небезызвестный, а каждый из них в отдельности увлекал за собой немалое количество зелотов. Они заняли внутреннее пространство храма и над священными воротами, на виду Святая Святых, водрузили свое оружие. Обилие жизненных припасов укрепляло их дух, ибо жертвенные даяния доставляли этим людям, считавшим все дозволенным, избыток во всем; но они были озабочены малочисленностью своих сил, а потому, сложив оружие на означенном месте, оставались в покое. С другой стороны, преимущество Иоанна над ними в превосходстве сил терялось позицией, которую он занимал, ибо враги стояли над его головой, а потому он не мог нападать на них без опасности для себя. Однако ожесточение не давало ему покоя: терпя больше вреда, чем сам причинял Элеазару, он все-таки не переставал нападать; беспрестанно повторялись вылазки, а перестрелка продолжалась беспрерывно. Все места храма были осквернены убийствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. (с 190–255 г.). Философско-христианская школа Климента Александрийского Прежде упоминали мы о Пантене, основатель философско – христианской школы, прославлявшей Церковь Александрийскую с последней половины второго столетия. Знаменитый муж сей, оставивший жизнь преподавателя для подвигов апостольских, предоставил свою кафедру одному из учеников своих, Клименту, известному под названием Климента Александрийского , начавшему преподавать около 190 года. Много спорили об учениях школы Александрийской. Лучший способ дать о них надлежащее и бесспорное понятие это – изучать без предубеждений творения, которые до нас дошли. Климента, управлявшего этой школой после Пантена, 181 иногда называли Афинянином, 182 что заставляет предполагать, что родиной его были Афины. Имя его было римское: Тит Флавий Климент, из чего можно заключить, что он был Латинцем, рожденным в Греции. Сперва был он язычником, но путем науки достиг до христианства. Он путешествовал по Греции, Италии, Сирии и Египту, посетил Восток и дошел до Ассирии; повсюду входил в сношения с людьми знаменитыми этих стран. В Палестине он заметил в особенности ученого мужа, который, подобно трудолюбивой пчеле, высасывал из цветов, украшавших духовный луг, из Пророков и Апостолов, сок, которым питал своих слушателей –так обозначает он учителя своего, Пантена. Ученые, которых встречал Климент во время своих путешествий, приняли правое вероучение непосредственно от апостолов и преимущественно от Петра, Иакова, Иоанна и Павла. «Они дожили до нас, говорит Климент, чтобы вверить нам божественное семя, и знаю, что они возрадуются, видя, что речи их не объясняются, но излагаются так, как их следует передавать». Климент, равно как Ириней, Тертуллиан и прочие отцы времен апостольских, считали, что вероучение есть залог, который следует передавать таковым, каковым он был принят, и философские объяснения в их глазах имели цену только тогда, если они не искажали чистоты вероучений. Главными учениками Климента были: Александр, ставший епископом Иерусалимским и который учился при Пантене, и Ориген , управлявший после него школой Александрийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Вход Господень в Иерусалим Приближались дни крестных страданий Иисуса, а окружавшие Его друзья ждали славы, власти, богатств, надеялись на порабощение Христом всего человечества. Вот сейчас, — думали они, — Он объявит себя земным царем и никто не сможет противиться Ему. Перед Своими страданиями Господь повелевает ученикам привести осленка. На него еще никто не садился. Иисус воссел на спину животного, покрытую одеждами учеников, И шествие двинулось к Иерусалиму ( Лк.19:29-35 ). Христа сопровождали ученики и внимающий Ему народ. Процессия приблизилась к перевалу; дорога достигла самого высокого места, и на горизонте открылся вид на великий город. - Иерусалим, Иерусалим, «…о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! — воскликнул Иисус. — Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, …и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», — обливаясь слезами, говорил Он ( Лк.19:42-44 ). И действительно, в 70м году по Рождеству Христову, когда еще были живы распинатели Спасителя, евреи восстали против римского владычества. Римские полководцы, отец и сын Тит и Веспассиан, окружили столицу. Люди остались без воды и пищи. Историк Иосиф Флавий повествует, что были съедены все собаки, коты, крысы и мыши. Матери поедали детей своих. И когда полностью изнуренная осадой столица была захвачена римлянами, около миллиона евреев, собравшихся из окрестностей, было убито. Оставшихся в живых превратили в рабов и продавали по цене тридцать юношей за один сребреник, тогда как Искупитель рода человеческого был продан за тридцать сребреников. Завоеватели разрушили храм и весь город. В знак проклятия они прошли по Иерусалиму сохой. Город был переименован на Еллеа Капитолина. Оставшимся в живых под страхом смерти запрещалось входить в него. Только на Пасху за большие деньги их пропускали к сохранившейся стене храма, где разрешалось рыдать об утраченной святыне и свободе.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Иосиф Флавий Книга 7 Предисловие Заключительная книга – эпилог объемного труда Иосифа Флавия, рассказ об окончании военных действий в разрушенном Иерусалиме и о триумфе в Риме по случаю победы. Однако и после триумфа вспыхивали восстания евреев в Палестине и Северной Африке, которые были жестоко подавлены. Много внимания автор уделил осаде римлянами последнего оплота восставших сикариев – крепости Масады и трагической гибели ее защитников. Глава 1 Разрушение всего Иерусалима, кроме трех башен. Тит в собрании превозносит всех своих воинов, раздает им награды и многих распускает. 1. Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя – для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три – чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян 649 . Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников. 2. В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и несколько отрядов конницы и пехоты. По окончании всех военных действий он пожелал поблагодарить все войско за его военные подвиги и в отдельности вознаградить достойным образом тех, которые выдвигались из среды других. Посреди бывшего лагеря для него построена была трибуна, которую он занял вместе с главнейшими начальниками, и вслух перед всем войском сказал: «Благодарю, много раз благодарю вас за вашу преданность мне, оставшуюся неизменной до сих пор. Хвалю ваше послушание и личную храбрость, которую вы, невзирая на многочисленные и великие опасности, выказывали в продолжение всей войны, чтобы, насколько это зависело от вас, расширить господство вашего отечества и тем ясно показать миру, что ни численное превосходство, ни могучие крепости, ни величина города, ни слепая безумная отвага и зверская свирепость врага не могут устоять против могущества римлян, хотя бы даже одни или другие из наших врагов во многом покровительствуемы были счастьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Христианский гносис и Климент Александрийский Л. П. Карсавин. Святые отцы и учителя Церкви 1. С большой сдержанностью и верным чутьем к относительному значению чистой теории и к существенно и жизненно важному наметил Ириней ясные и основные линии церковного учения. Исходя из Предания, он попытался отгородить богословие от эллинской философии и лжеименного гносиса. Но Ириней понятен лишь в целом бурного религиозно-философского потока, который равно волновал и нехристианский и считающий себя христианским мир и в котором иудаизм, гностицизм и поздняя эллинская философия пытались слиться с христианством. Среди «христиан» богословие апологетов и Иринея воспринималось одними как слишком эллинствующее и грозившее единобожию, другими — как чрезмерно отграничившее себя от эллинской мудрости. Казалось, что можно было, отвергая ложь язычества и гностицизма и не покидая почвы Предания, раскрыть христианство более философски и гностически. Иными словами — к христианству стремился новый слой, не тот, из которого вышли малоасийские богословы, Ириней, ученик его Ипполит, Тертуллиан. Хотели быть христианами люди, принадлежавшие к течению, которое в язычестве было уже представлено Плутархом, Нумением, Аммонием Мешечником и скоро достигнет своего апогея в гениальном Плотине. Это сосредоточивавшееся в Александрии течение не было, по существу, ни языческим, ни христианским, но оно могло и хотело «креститься». В Александрийской Церкви, скоро вовлекшей в сферу своего влияния и Палестину, к концу II в. еще не существовало точных выкованных формул и окончательно установленного канона Писания. Но она все же жила Преданием и Писанием, ссылаясь на учение своих «старейших» (стр. 39); только жила свободнее, чем традиционалистский Запад. Издавна существовала в ней «катехизическая школа», одним из первых учителей которой предание позднее считало апологета «философа» Афинагора (гл. III). Ок. 180 г. во главе этой школы стоял прежний стоик Пантэн, «сицилийская пчела, собиравшая с цветов апостольского луга чистое сокровище ведения и влагавшая его в души слушателей». Его, «сокрывшегося в Египте, уловил» Тит Флавий Климент, долго искавший истину в эллинской философии и мистериях, объехавший Великую Грецию, Восток и Палестину. Приняв крещение, а потом и сан пресвитера, Климент около 190 г. сделался помощником Пантэна, чтобы вскоре его заменить. В 202—203 г. под грозой гонений он бежал к бывшему ученику своему еп. Александру в Кесарию Каппадокийскую, где и возник новый центр александрийского христианского гносиса. Умер Климент до 216 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/443078/

В.Я. Саврей Раздел IV. Климент Александрийский: преобразование Александрийской школы в центр философско-богословской науки Лекция 8. Труды Климента Александрийского как ученого и философа Климент Александрийский является одним из немногих авторов раннего, доникейского христианства, привлекавших к себе внимание во все последующие эпохи. В отличие от большинства апологетов, он стремился охватить своими трудами практически все проблемы, актуальные для Церкви в его время, а вместо традиционных до него апологий написал «Увещание к эллинам». В историко-богословских сочинениях Климент определяется как первый церковный ученый, произведения которого «не имеют параллели среди древнехристианской литературы», так как «он первый вполне сознательно поставил перед собой задачу раскрыть и обосновать христианское учение с помощью науки» 44 . Тит Флавий Климент родился в Аттике между 150 и 160 гг. по Р. Х., получил превосходное образование в Афинах и еще юношей примкнул к стоической школе. По всей вероятности, он был посвящен в Элевсинские мистерии, о чем свидетельствуют некоторые коннотации в его текстах. В зрелом возрасте, как он сам пишет о себе, Климент «оставил идолопоклонство» и принял крещение (Педагог, II. 8). Церковный историк Евсевий Кесарийский уточняет, что до этого он изучил все направления греческой философии (Приготовление к Евангелию, II. 2). Сам Климент в своем главном произведении " Строматы» (Στρωματες, Miscellania) рассказывает о том, что изучал философию последовательно под руководством пяти учителей, пока не нашел Пантена, «подобного сицилийской пчеле», который находился в Египте. Вслед за Пантеном Климент формирует образ дидаскала в Александрийской школе – учителя, который наставляет собственным примером не менее, чем словом, и кругозор которого не знает «заповедных» тем. Об уровне образования Климента можно судить уже по тому, что список имен всех цитированных им авторов занимал в издании Фабриция 14 страниц. Однако такое описание было бы неполным: необходимо добавить, что для него в высокой степени характерно соотнесение любого своего высказывания с традицией и, еще более того, стремление сделать традицию основой учебного материала. Энциклопедический кругозор Климента проявлялся не только в обильном цитировании античных авторов, но и в собирании речений – часто анонимных – христианских наставников, которые и составляют его главное произведение под названием «Лоскутный ковер» (Στρωματες).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Климент  Александрийский, Тит Флавий (ум. ок. 217) [греч] – великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской            школы. К.А. родился, по одним данным,  в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, обстоятельства которого нам неизвестны, К.А. много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища. В это время К.А. принял сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский. Предполагают, что у К.А. учился также Ориген. Во время гонения Септимия Севера покидает Египет. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны. Труды К.А. – " Увещание к грекам " или " Увещевание к язычникам " ( " Protreptikos " ), " Педагог " и " Строматы " . В первом труде К.А. убеждает  язычников оставить поклонение идолам и обратиться к истинному Богу. Он показывает, насколько более духовен и более просветлен христианский культ по сравнению с идолопоклонством. Нелепость идолопоклонства была ясна уже многим греческим философам и насколько же она очевидна в свете Откровения! Во втором труде К.А. обращается к предполагаемому читателю, уже оставившему язычество. Миссию педагога берет на себя Слово, приводящее человека к знанию, которое не только просвещает разум, но совершенствует душу. К кому же обращено Слово, кому оно дарует спасительное знание? Ко всем людям без исключения. К.А. не принимает гностического учения об избранности отдельных людей. По отношению к спасению все христиане равны с момента  крещения. Перед Богом равны все, и все пред Богом – и самые невежественные, и самые просвещенные – только дети.  Если некоторые христиане знают больше и лучше, чем другие, то это не означает, что они христиане в большей степени, чем другие. Именно христиане являются настоящими гностиками и только они имеют право на это звание. Природу этого гнозиса К.А. показывает в " Строматах " . К.А. доказывает, что философия  не может быть занятием, вредным перед Богом. Напротив, говорит К.А., появление философии пожелал Сам Бог. У эллинов не было ни пророков, ни еврейского закона. Но нельзя отрицать, что всей историей и отдельными событиями управляет Божий Промысел, и Господь вел эллинов посредством разума. Разум – угоден Богу, он – тоже Божественный свет. Бог не обращался к философам непосредственно, так,  как Он обращался к пророкам, не передавал им Откровения. Если Богу угодны философы, то потому, что Он как Добрый Пастырь, избрал лучших из Своих овец, чтобы поставить их во главе стада. В этом смысле философия – путь подготовки и помощи по отношению к христианской мудрости. 

http://bogoslov.ru/person/2930865

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010