Но они ревностно желали спасения и для получения его употребляли все усилия, – мужественно боролись с соблазнами и искушениями, распинали плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), тщательно охраняли себя от грехов, а когда впадали в оные, очищали их искренним покаянием и усердно старались украситься добродетелями; поэтому они при помощи благодати Божией, всем подающейся, ( Тит.2:11–13 ; Евр.4:16 ; Рим.5:20–21 ) и достигли нравственного совершенства, а вместе и вечного блаженства. Почему же нам, братья, не сделать сего по их примеру?» (Из кн. «Избр. слова, беседы и поуч.» Платона, митрополита Киевского, изд. 1892 г., стр. 260). VIII. Помни, что Бог исчисляет все труды человеческие, чтобы за них воздать Свою небесную награду. «Некоторый старец, – повествуется в отеческих сказаниях, – безмолвствовал в пустыне. Келья его стояла далеко от воды, за несколько верст. Однажды, идя за водою, старец устал и сказал сам себе: «Что за нужда мне переносить этот труд? Перемещусь и буду жить близ этой воды». Таким перемещением старец облегчил бы себя, но нарушил бы свое безмолвие и изменил бы таким образом своему иноческому обету. Когда он размышлял, как лучше поступить, оглянулся назад и увидел кого-то, идущего за ним и замечающего следы его. Старец спросил его: “Кто ты?” – “Я Ангел Господень, – отвечал тот, – и послан от Бога исчислять твои шаги, чтобы за каждый шаг ты получил мздовоздаяние”. Старец, услышав это, немедленно укрепился духом и уже терпеливо переносил отдаленность кельи своей от воды» 110 . (Из «Отечника» еп. Игнатия, § 95). X. Будь уверен, добродетель не есть дело трудное. Св. Исидор Пелусиот говорит: «Добродетель, как я думаю, казалась и теперь кажется делом трудным не по собственной ее природе, но по причине холодной беспечности тех, кои не хотели следовать ее закону. Кто смотрит на вещи со вниманием, для того добродетель гораздо легче кажется, нежели порок. А кто сему не верит, тот пусть не шумит, но без предрассудка и спора подождет доказательств. Я умолчу о том, что добродетель есть вещь Божественная, благороднейшая и с природою чтителей ее сообразнейшая; не буду говорить, что она составляет для них украшение и славу – в этом согласны все, а коснусь только того, что служит предметом спора.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ещё одно важное и спорное место – Ин.3:5 , где Господь говорит о рождении от воды (это место рассматривалось в гл. 13, абз. 19–28). Православные говорят: рождение от воды – это крещение, и приводят в подтверждение места Писания, которые, по их мнению, объясняют данное спорное место ( Тит.3:5 ; Кол.2:12 ; Рим.6:4 ). Протестанты же говорят: рождение от воды – это рождение от слова Божия, и в объяснение приводят, например, слова Христа самарянке ( Ин.7:38 ), где под «реками воды живой» предлагается понимать слово Божие, или другие места, где слово Божие уподобляется или связывается с водой. Другой пример – иконы. Как оценить их в «свете Писания»? Протестанты говорят: очень просто. Вот же, во Втор.4:15–19 ясно о них сказано. Примечательно здесь привести одно повествование из истории баптистов: «Ефим Цимбал (1830–1880), как он сам свидетельствует, до 1866 года строго держался православия, « " а в 1866 году Т. Хлыстун, Г. Воронов и Ф. Голумбовский читали ему и другим Библию и толковали, как сказано в Библии – Ис. 44 глава, чтобы не делать идолов, то эти слова он ... относит к иконам » " . То есть, протестанты говорят, что иконы нужно «отнести» к идолам и поставить между ними знак равенства, что такое явление как иконы нужно объяснять именно таким библейскими местами. Но православные для объяснения икон приводят иные места Писания, где говорится о святых изображениях ( Исх.25:18–22; 26:31 ; 3Цар.6:23–24,29 ; 2Пар.3:10–13 ). Так какие же места Библии нужно на самом деле отождествлять с иконами? Это полностью зависит от читателя, от направления его духа, от того, чьи внушения он принимает: ни Библия, ни герменевтика не могут сами по себе решить этот вопрос. На одной и той же Библии, в зависимости от выбора цитат, их толкования и применения, можно построить множество различных учений. Тысячи деноминаций ходят с одной Библией, вникают в нее, изучают, но все видят разное. Харизматы не иначе как на Библии основывают свои танцы, рукоплескания и говорения языками. Баптисты той же Библией всё это отвергают.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Толстовцы и пашковцы говорят: можно обойтись без крещения, потому что разбойник на кресте спасся без крещения. Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы перед смертью одним исповеданием спастись. Во вторых, когда разбойник спасся, тогда еще не было новозаветнаго таинства Крещения, потому что оно установлено перед самым вознесением Господним. Пашковцы, баптисты, адвентисты и толстовцы говорят: крещение – есть простой обряд, видимый, внешний условный знак. Можно и без него обойтись. Православный ответ: крещение не простой малозначащий обряд, но великое священнодействие, в котором крещаемым даруется прощение грехов. Ап. Петр говорит: «да крестится каждый из вас... для прощения грехов» ( Деян.2:38 ). Кто обошелся без него? – Никто. Скопцы говорят: крещение означает оскопление, и Христос и Апостолы, будто, оскопили всех. Православный ответ: Православные отвечают, что это неправда, так как ап. Филипп не оскоплял, но крестил евнуха царицы Ефиопской в реке ( Деян.8 ). Сектанты говорят: Крещение водой – это ветхозаветный обряд, не нужный христианам, которые крещены Духом Святым. Православный ответ: Даже Иоанново крещение не было ветхозаветным обрядом, потому что в сем случае все фарисеи необходимо крестились бы, и Господь напрасно указывал бы фарисеям, что оно с небес, а не от человеков ( Мф.21:25–27 ); тем более не от Ветхого Завета и не от человеков Христово крещение. Сектанты говорят: Крещение не просвещает, не обновляет, потому что когда были крещены киевляне, то бежали за идолом Перуном и кричали: «выдыбай боже!» (Дий Мазаев, «Баптист», 1910, стр. 58). Православный ответ: во 1-х, здесь не сказано, что бежавшие киевляне были христиане крещенные, а не язычники; во 2-х, и в апостольские дни обновленные крещением и получившие Духа верующие, тяжко согрешали прежними своими недугами, например, Симон Волхв ( Деян.8:13–24 ). А что крещение обновляет, видно из Деян.2:38 ; Рим.6:4 ; Тит.3:5 . Сектанты говорят: 1Кор.6:11 : «такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Значит, оправдание – без крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   Два только обета произнесены за нас при крещении нашими восприемниками, – два обета, но – чрезвычайной важности. Представьте, что это были первые обеты, данные нами Богу; с этих обетов началось наше христианство, а главное – в этих обетах выражены самые существенные условия нашего вечного спасения: первым обетом мы обязались творить добрые дела; вторым – иметь веру во Христа; но вера и добрые дела и составляют то, без чего нам спастись невозможно.    II. На наши обеты, данные пред крещением, Господь отозвался двумя величайшими благами, дарованными нам в крещении.    Все мы родились в прародительском грехе, и потому все с самого рождения были виновными пред Богом и чадами гнева Его (Еф. II:3). И вот в таинстве крещения Дух Святой, сошедши на нас, возродил нас – потребил в нас все греховное, освятил наше естество, освободил нас от всякой виновности пред Богом, так что мы вышли из купели крещения совершенно чистыми от греха, невинными и святыми. Вы были некогда грешниками, писал св. апостол к коринфским христианам, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. VI:11). Таково было первое благо, дарованное нам в крещении! Где ж оно теперь у нас – это бесценное сокровище? Где чистота души, где непорочность сердца, где святость помыслов, чувствований и желаний, где наша первая невинность, полученная нами в бане пакибытия и обновления Святого Духа? (Тит. III:5).    Но мало того, что Дух Святой очистил нас от греха, освятил и оправдал в таинстве крещения, Он вместе сочетал нас Христу по вере нашей, усвоив нам Его заслуги, и соделал нас чадами Божиими: новое величайшее благо! Вси бо вы сынове Божии есте, говорит нам св. апостол, верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся во Христа облекостеся (Гал. III:26, 27). А это высочайшее преимущество – быть чадами Божиими, облеченными во Христа – сохраняется ли нами в целости? Так ли мы живем, как прилично рожденным от Бога и сочетавшимся Христу? Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. VIII:14); иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. V:24); всяк, рожденный от Бога, греха не творить, яко семя его в нем пребывает (1 Иоан. III:9). Можем ли приложить к себе все эти признаки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   «Мы не приписываем нашего спасения человеку, — говорит этот богомудрый отец Церкви, — и не считаем, что непреложное Божеское естество страдательно и смертно. Но мы так или иначе должны веровать Божественным словам, возвещающим, что Слово, бывшее в начале, было Богом, а впоследствии «Слово стало плотью», было на земле видимым и обитало с людьми; такие Божественные слова мы принимаем с верой. Ибо когда слышим, что Он есть Свет, и Сила, и Праведность, и Жизнь, и Истина, и что всё через Него начало быть, то всё сие и подобное сему считаем истинным и достоверным, относя сие к плоти, соединенной со Словом. Как недопустимо полагать, что свойства плоти существуют в Слове, бывшем в начале, точно также, с другой стороны, мы не можем утверждать, что свойственное Божеству существует в естестве плоти. Поскольку в евангельском учении идеи высокие и подобающие Богу перемешаны с идеями незначительными и людскими, то каждую из этих идей мы относим либо к одному, либо к другому из этих естеств, человеческое приписывая человеческому естеству, а возвышенное — Божеству; и утверждаем, что Сын как Бог совершенно не доступен страданию (бесстрастен. — Примеч. ред.) и не подлежит тлению и смерти. Всё говорящееся в Евангелии о Его страдании Он совершил Своим человеческим естеством, принявшим такое страдание. Ибо воистину Божество совершает спасение мира посредством воспринятого на Себя тела и причем так, что страдание принадлежит плоти, а само действие, совершение — Богу... Апостол Павел повсюду проповедует соединение человеческого с Божиим, но все-таки и в том, и в другом различает им свойственное, так что если, с одной стороны, человеческая немощь в общении с непреложным изменилась к лучшему, то, с другой стороны, Божеское могущество не умалилось через соединение С естеством низшим... Когда Апостол проповедует естество, превосходящее и превышающее всякий ум, то употребляет наименования возвышенные, называя Его: «сущий над всем Бог» (Рим.9:5), «великий Бог» (Тит.2:13), «Божия Сила, Божия Премудрость» (1Кор.1:24) и тому подобные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так явился грех в объективном смысле этого слова, грех против природы. Но так как эти изменения произведены силою вмешательства в естественное течение жизни автономного разума, то, как порождения последнего, они в то же самое время являются грехом и в субъективном смысле этого слова. Подобная деятельность человеческого разума совершенно ненормальна: она является отрицанием собственной природы ( νητος), безумием ( 1Тим.6:9 ; Тит.3:3 ). Радость удовлетворения сменяется болезненною ненасытимостью ( πλεονεξα) 84 . Разум истаявает, изнемогает в страстных помыслах, бесплодно тратит свою энергию в процессе противоестественной жизни ( Еф.4:19 ; 1Тим. 6:5 ; 2Тим. 3:8 ). Однако. Бог не лишает человека Своей сострадательной любви: просвещает его совесть законом Синайской горы, воплощается и ниспосылает Животворящего Духа, чтобы в жизни каждого христианина открылось новое духовное царство. С другой стороны и в сердце человека не вытравлена совершенно любовь к Богу: в нем оставлено место тоске по родном, любимом, печали по Боге; в нем таится свобода ( μετανοω, μετνοια) изменить свое направление, возвратиться к теоцентрации и отказаться от повторения разрушительных изменений своей природы, которые представлены в делах плоти ( 2Кор.7:10 , 2Кор.12:21 ) 85 . Самоотречение возвращение природы в свое естественное состояние. Самоотречение в личной свободе человека 86 . На этот путь вступили все, кто пребывает в этом мире ς μ χοντες ( 1Кор.7:2931 ) 87 . В горниле самоотречения вырабатывается новый человек, бесстрастный ко всему, что относится к этому исчезающему миру: все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ) 88 . Однако грех в объективном смысле этого слова, как унаследованные и привычные разрушительные изменения организма, предстоит пред личностью человека, как вне личная принудительная сила и ставит его в необходимость взывать: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим.7:24 ) 89 . Эгоцентричность приходит к полному крушению. На место неё вступает полная богопреданность: не я, но благодать ( 1Кор.15:10 ), не я живу, но живет во мне Христос (22, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Тщательно испытывающий легко найдет, что к одному строго направлено у него слово и не колеблется он в своих мыслях. Потому что, повсюду возвещая срастворение Божеского естества с человеческим, тем не менее в каждом усматривает свое, так что и человеческая немощь через общение с нетленным изменилась к лучшему, и Божеская сила через соединение с низшим естеством не унизилась. Итак, когда говорит Апостол, что «Сына не пощаде» (Рим. 8:32), то истинного Сына различает от рожденных, и возвышенных (Ис. 1:2), и усыновленных — тех, говорю, которые по Его повелению изведены в бытие прибавлением, «Своего» означая родственность по естеству. И дабы кто–либо не приписал нетленному естеству страдания крестного, другими яснейшими выражениями исправляет такое заблуждение, именуя Его «Ходатай Бога и человеков» (1 Тим. 2:5), и человеком, и Богом, чтобы из двух наименований, прилагаемых к одному, разумелось соответственное о каждом: о Божеском — бесстрастие, а о человеческом — восприятие страдания, так как самая мысль различает соединенное по человеколюбию и разделяемое по понятию. Когда проповедует превосходящее и превышающее всякий ум, употребляет высшие наименования, называя Его над всеми Богом (Еф. 4:6), великим Богом (Тит. 2:13), Божиею силою и премудростию (1 Кор. 1:24) и сему подобными. А когда описывает словом все необходимо ради нашей немощи воспринятое испытание страданий, то для соединяющего в себе оба (естества) берет наименование от нашего естества, называя Его человеком, но не сообщая сего наименования остальному естеству, дабы сохранилось о том и другом благочестивое разумение; когда человеческое прославляется по причине восприятия, а Божеское не умаляется по причине снисхождения, но предавая человеческую часть страданиям, Божескою силою совершает воскресение того, что пострадало. Таким образом, испытание смерти относится к Тому, Кто приобщился способного к страданию естества по причине единения с собою человека, причем и высокие, и Божеские наименование переходят на человека; так что видимый на кресте именуется Господом славы по причине соединения естества Его с низшим и перехождения вместе тем и благодати наименования от Божеского (естества) на человеческое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Завет Божий и Новый Завет «Се, творю все новое». ( Откр.21:5 ) Проповедь и спасительная деятельность сына Божия среди людей на земле является радостной и благой вестью. Она есть начало новой эры и Нового Завета, то есть не только начало внешнему отсчету времени, но и началом качественно нового процесса жизни мира, восстановление прежде всею тех истинных отношений человека с Богом, которые он имел до своего грехопадения. Воплотившийся Сын Божий не только указал, но и показал своей жизнью, как надо выполнять условия Завета Божиего. Он возобновил Завет, который был установлен в раю до грехопадения, восстановил образ Адама, явил правильный путь развития мира, возродил человека к новой жизни ( 1Петр.1:3 ; Ефес.2:4-5 ; Кол.2:11-13 ; Тит.3:5 ), усыновил каждого верующего человека Богу ( Ин.1:12 ; Рим.8:14-16 ; Гал.3:26; 4:5-6 ). Господь Иисус Христос не только открыл, но, что самое важное, ввел человека в новую жизнь, в новую реальность бытия. Эта новизна особенно ярко засвидетельствована словами Самого Господа нашею Иисуса Христа на Тайной вечере. Здесь впервые Господь употребил само понятие «Новый Завет»: «Прием чашу, хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси. Сия бо есть кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:27-28 ) «И приим чашу, хвалу воздав, даде им: и пища от нея вси. И рече им: сия есть кровь Моя Новаго Завета, за многи изливаема» ( Мк.14:23-24 ) «Такожде же и чашу по вечери глаголя: сия чаша Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается» ( Лк.22:20 ) «Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:25 ) Если внимательно всмотреться, как воспринималась проповедь и вся деятельность Иисуса Христа Его современниками, легко убедиться, что новизна христианства чувствовалась во всем, даже в мелочах. Когда Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь, Его учение и о Себе Самом, как о Мессии, и о царстве Его, и об условиях вступления в это царство вызвало решительную оппозицию со стороны тех, кто специально занимался изучением закона и пророков и всех религиозно-националистических преданий.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Таким образом, всего получается 20 правителей. Если следовать распространенной версии, то к 12-ти римским императорам (от Юлия Цезаря до узурпаторов Гражданской войны 68–69 гг.) нужно прибавить ещё 8 правителей. Это будут императоры Веспасиан, – Тит, Домициан, Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий; та есть хронологию 3-го Ездры нужно довести до второй половины II в. Не является ли число двенадцать общим количеством «царей», включающим в себя и восемь царей («малых перьев»), указанных в стихах 11:11 и 12:19–20, и четыре, указанных в стихах 11:24 и 12:21? Тогда, получается, что 3-й Ездра считает императоров Цезаря, Августа, Тиберия, Калигулу, Клавдия, Нерона, Гальбу и Отона (без узурпаторов 68–69 гг.) как 8 царей, обнимающих начальный и средний периоды царства (причем слова «и два из них погибнут» в 12:20 относятся к Гальбе и Отону), а Вителлин, Веспасиана, Тита и Домициана как 4 царей, принадлежащих последнему периоду царства. Такой счет властителей соответствует римской историографической традиции: свод биографий римских императоров от Цезаря до Домициана, составленный Светонием, называется «Жизнь двенадцати Цезарей». В этом случае, правда, остается неясным, почему 3-й Ездра включил правившего короткое время в 69 г. Вителлия в одну партию со свергшими его Флавиями? Впрочем, в оракульной литературе счет римских императоров был самым разнообразным. Так, в Сив 8:50 от Юлия Цезаря до Адриана включительно насчитывается 15 «царей», в Сив 5:13 говорится о 20 «царях» от Юлия Цезаря до Луция Вера. 313 Следуя мысли автора, точнее было бы сказать: «трех царей», т. е. императоров-Флавиев: Веспасиана, Тита и Домициана. 314 Светоний так описывает смерть Веспасиана: «В девятое своё консульство он, находясь в Кампании, почувствовал легкие приступы лихорадки. Тотчас он вернулся в Рим, а потом отправился в Кутилии и в Реатинские поместья, где обычно проводил лето. Здесь недомогание усилилось, а холодной водой вдобавок он застудил себе живот. Когда же его прослабило чуть ли не до смерти, он заявил, что император должен умереть стоя; и, пытаясь подняться и выпрямиться, он скончался на руках поддерживавших его» (Веспасиан, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Тако во времена Иудифи Иоаким Иерей великий, и вси предстоящии пред Господем, Иереи, и служащии Господеви, вретищами препоясаны о чреслех своих, приношаху всесожжение непрестанное, и обеты, и произвольная даяния людей 710 . Сюда клонится и оное Павлово учение: умертвите уды вашя, яже на земли, блуд, нечистоту; страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение 711 . И Августин говорит: " препояшите чресла ваша, то есть все пожелания и умертвите» 712 . И сие сказано об оных словах: да будут чресла ваша препоясана. Ст. 36. И вы подобни человеком чающым Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему. Сие есть третье повеление Христово или, лучше сказать, третья того же повеления часть; ибо первая часть – иметь чресла препоясанныя; вторая – светильники горящие в руках держать, третья – Господина ожидать, сюда и те высшие два повеления Божия относятся. Смысл же сего стиха следующий: и вы, верные, так будьте приуготовлены, и в толикой готовности, в каковой обыкновенно бывают рабы, ожидающие господина своего, то есть бодрствуя с препоясанными чреслами и держа в руках горящие светильники. Но что означает ждать господина своего? И кто ожидает его? Ожидают господина или, яснее сказать, Христа Господа своего, кои себя, в сей жизни пришельцами почитая, непрестанно желают видеть сего Искупителя своего, непрестанно о Нем помышляют, непрестанно Его ищут, непрестанно стараются иметь Его во устах, а паче в сердце; и по любви к Нему, и в надежде на Него, терпеливо все бедствия и несчастия сносят; боятся Его оскорбить, и которого аки бы уже грядущего, пред глазами имеют; легко презирают все, что неприятно пришествию Его, но в том находят свой покой, удовольствие и радость, что Ему приятно быть может; за ничто почитают временное, в чаянии получения целой и блаженной вечности. Сюда клонится оное учение Апостола Павла: наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его 714 . Посему целая жизнь Христианина не что другое должна быть, как ожидание Христа, чтобы, когда приидет сей Спаситель, свободил его от сей бедственной, плачевной и суетной жизни, подверженной всем бедствиям, несчастиям и самой смерти, и привел бы его к царствию Своему вечному, радостному и все блага вмещающему, и к славе Своей непременной. Отсюда-то все почти Пророки и Апостолы везде учат и повелевают верным так благочестиво и свято жить и так сильно мир презирать, дабы непрестанно они готовы были к сретению Господа своего Христа. (Смотри о сем месте Св. Писания: Быт. 49:10 , Иов. 14:14 , Пс. 39:1 , Пс. 26:14 , Ис. 8:17 и Ис. 25:9 , Плч. 3:24 , Мих. 7:7 , Лк. 23:51 , Рим. 8:19, 23 , Гал. 5:5 , Флп. 3:20 , Тит. 2:13 , 2Пет. 3:11, 13 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010