9) Оправдание и спасение дается верующим во Христа даром и по милости Божией, а не за дела ( Рим.3:4, 4:4–5, 11:6 ; Еф.2:8 ). Но указанные слова из посланий св. Апостола Павла, говорит «Камень веры», имеют не тот смысл, который придают им протестанты: спасение называется даром милости Божией не потому, что в нем не требуется участие самого человека, а потому а) что временные добрые дела наши ничего не значат в сравнении с небесною за них наградою ( Рим.8:18 ); б) Иудеи и Еллины своими естественными делами не могли оправдаться пред Богом и в) все, потребное для нашего спасения, сообщается нам Господом по Его милости, а не за наши заслуги (964 –965 ). 10–11) Христос требовал для оправдания и спасения только веры, не упоминая о добрых делах ( Мк.5:36 ; Мф.9:22 ; Лк.17:19, 7:50 ). На это возражение «Камень веры» замечает, что в указанных местах св. Евангелия говорится не об оправдании, а о чудесах исцеления больных, для которых (чудес) достаточно было одной веры страждущих во всемогущую силу Божию. Поэтому-то чудеса совершались даже людьми нечестивыми ( Мф.7:21–22 ) (965 –966 ). 12) По свидетельству Слова Божия, получают оправдание и спасение все верующие во Христа; значит, они спасаются одною верою, без добрых дел ( Ин.3:6 ; Деян.10:43, 13:39 ; Рим.10:11 ; 1Ин.5:1 ; Лк.7:50 ; Ин.1:12, 3:36 ). В ответ на это возражение «Камень веры» говорит следующее, а) Хотя одна вера упоминается в некоторых местах св. Писания, как условие оправдания со стороны человека, но не одна она спасает. Нужно помнить, что Слово Божие приписывает наше спасение и другим добродетелям: любви ( Лк.7:47 ), милостыни ( Тов.12:9 ), надежде ( Рим.8:24 ) и крещению ( Тит.3:5 ), хотя одни они и не спасают человека в отдельности от его веры. Последняя есть начало и основание нашего оправдания и потому чаще других добродетелей упоминается в Слове Божием. Подобно тому как победа над врагами приписывается царю, хотя она и одержана им вместе с войском ( 2Цар.12:29 ), так и дело спасения усвояется вере на основании ее господствующего и руководственного значения в оправдании человека; б) Указываемые в возражении изречения Слова Божия имеют не то значение, что спасает нас одна только вера во Христа, но – что всякий человек, без различия народа и племени, может получить спасение чрез Господа Христа ( Рим.3:29, 10:11–12 ); в) Относительно и других добродетелей, необходимых для спасения, Слово Божие употребляет такой же образ речи, как и о вере человека ( 1Ин.4:7 ; Лк.18:14, 11:10 ; Рим.10:13 ; Евр.5:9 ); но как они не спасают нас каждая в отдельности, так и вера приносит нам оправдание только в связи с другими добрыми делами; г) Выражение «всяк веруяй спасется» имеет то значение, что никто не может спастись без веры (966 –970 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Что Апостол называет жизнью для Бога, по умертвии греху: то же он выражает словами: «поработиться Богу» ( Рим.6:22 ), «работать Ему во обновлении духа» ( Рим.7:6 ), а также и частные действия соответственные призыванию Христиан называет «работою Христу» ( Кол.3:24 ). Посему побуждая ходить достойно звания, в неже звани быша ( Флм.4:1 ), он не только внушает им в частности разные добродетели, напр. «утробы щедрот, благость, смиренномудрие» и пр. ( Кол.3:12 ), или «елика суть истинна, елика честна» и пр. ( Флм.4:8 ), но и прямо говорит о добрых делах, молится и просит, чтобы они «ходили достойне Богу, во всяком угождении и всяком деле блазе» ( Кол.1:10 ), «завещевает, да пекутся добрым делом прилежати» ( Тит.3:8, 14 ; 1Тим.6:18 ). А называя сие попечение о добрых делах «добрым и полезным» и притом наипаче по отношению к жизни будущей ( Флм.1:10–11 ), он не только указывает на имеющее последовать «воздаяние достояния» ( Кол.3:24 ; Еф.6:8 ; Рим.2:6–9 ; 2Кор.5:10 ), но даже поставляет нашу будущую участь в такой связи с настоящею жизнью, какая бывает между жатвою и посевом, и качеством семян. «Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал.6:7 и д.). «Благое делать, богатитися в делех добрых», значит у него «сокровиществовать себе основание добро в будущее», чтобы «принять вечную жизнь» ( 1Тим.6:18–19 ). И в сем-то разуме он учит Христиан самих «соделовать свое спасение» ( Фил.2:12 ). Из сего воззрения на учение Апостолов явствует, что они поставляли дела в том же отношении к вере, как и сам Иисус Христос, т.е. что вера в приемлющих слово благовествования не ограничивается только познанием возвещаемой истины, но имеет существенною принадлежностью деятельное попечение о достойном благовествования жительстве; иначе, что вера слагается из образа мыслей и вместе образа действий. Ибо если Апостолы звание Христиан в том полагают, чтобы творить добрые дела, как мы сие видели; а в сем звании человек и поставляется, и утверждается и пребывает чрез веру, да вера и сама по себе уже образует звание Христианина: то явно, что «веровать, уверовавши обратиться к Господу, послушать веры» ( Деян.6:7 ), значит не только верою познать возвещаемые тайны и истины, относящиеся наипаче к просвещению ума, но вместе и деятельно обратиться к Богу, служить Ему во обновлении духа, блюсти все, что Иисус Христос заповедал. Вот что наипаче внушают речения: «быть во Христе» или о «Христе Иисусе, быть Христовым, облещися Господем нашим Иисус Христом». Они то же означают, что и быть в вере: ибо «верою вселяется Христос в сердца наша» ( Еф.3:17 ; ср. 2Кор.13:5 ), но кроме того они выражают также деятельное стремление к побеждению плотских страстей, к жизни не по плоти, а по духу, попечение о истинной, духовной правде ( Рим.8:1–2 ; 2Кор.5:17 ; Гал.3:29, 5:24 ; Рим.13:14 ). VII. Учение Св. Апостола Павла о делах закона и оправдании верою

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Такое понятие констатировало бы лишь факт божественной отражённости в Сыне, не давая решительно ничего конкретного для индивидуальной Его характеристики, между тем у нас в этом пункте лежит центр тяжести всего построения. Ведь фактически и весь мир во всём своём составе служит отблеском божественного сияния, а нам нужно с точностью определить специальную особенность Сыновнего отражения по степени восприятия в нём Отчего первосвета, который сам тут функционирует и вызывает свои следствия. Отсюда неоспоримо, что разумеется активное излучение, но не столько по самой процессуальности, а в его неразрывности и пунктуальном воспроизведении светового фактора. Это – λου φϑγγος (Исихий), излучённый свет, эссенциально равный со своим производителем, являясь φς κ φωτς. Сын бывает излучением τς δξης, или той известной читателям славы Божией ( Еф.3:16 ; Кол.1:11 ), в которой непосредственно отражается существо Божие и в котором Бог живёт, как в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). В этом виде слава Божия недосягаема для человека и открывается для него приспособительно (см. Исх.33:19 сл. Ис.40:5, 46:13, 60:1 и далее), когда усвояется людьми, пока они сами сохраняют её в себе (ср. Рим.3:23 ). В Ветхом Завете она обнаруживалась в шехине ( Исх.24:16 ; Пс.84:10 и ср. Рим.9:4 ; 2Пет.1:17 ), а в Новом – всегдашним носителем её явился Христос ( Рим.6:4 ; Ин.1:12 ), сообщивший её миру ( 2Кор.4:4 и ср. Рим.9:23 ; 1Тим.1:11 ; Ин.11:40 ) и открывший путь к первоисточнику в эссенциальной славе Божией ( Откр.21:23 ), которая служит лишь целью достижения для наших стремлений ( Тит.2:13 ; Рим.5:2 ). Христос направляет и приводит туда, ибо Он исконно был излучённым светом. Это достаточно обнаруживает Его природу; – однако излучение ничуть ещё не обеспечивает самостоятельного бытия и, во всяком случае, совершенно не предрешает, что с ним будет при подобном обособлении. Этот второй момент теперь и характеризуется вполне уместно через χαρακτρ. Давно ходившее и всегда довольно обычное, – слово это (от χαρσσω) отмечает собственно орудие для начертания на чём-либо, а затем и само начертание, в котором отпечатывается нечто.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

из миланской б-ки Амброзиана, имеющие в качестве textus superior гот. перевод Посланий ап. Павла: Cod. Ambrosianus A (S. 36), 190 л.- фрагменты посланий в следующей последовательности: Рим, 1-2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2 Тим, Тит, Флм (Евр, можно думать, отсутствовало с самого начала); Cod. Ambrosianus B (S. 45), 154 л.- 1-2 Кор целиком, фрагменты Еф, Гал, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2 Тим, Тит (разбивка текста на главы близка разбивке Евфалия ); Cod. Ambrosianus С (J. 61), 2 л. (Мф 25-27); Cod. Ambrosianus D (G. 82), 3 л. (Неем 5-7). Первоначально частью Cod. Ambrosianus А был Cod. Taurinensis - 4 сильно поврежденных листа из б-ки Туринского ун-та (фрагменты Гал, Кол). Тексты посланий в Cod. Ambrosiani А и В отчасти пересекаются друг с другом, что важно в текстологическом отношении. Cod. Carolinus - пергаменный палимпсест с нижним текстом примерно V в. гот. перевода Рим 11-15 с параллельным лат. текстом (Vet. Lat. 79) - хранится в Вольфенбюттельской б-ке (Cod. Guelferbitanus 64 Weiss., 4 л.). Также готско-лат. билингву (Vet. Lat. 36) представлял собой пергаменный отрывок VI (менее вероятно - V) в. из б-ки Гисенского ун-та (Cod. Gissensis: Лк 23. 11-14; 24. 13-17), происходивший из окрестностей Антинои в Египте и погибший в 1945 г. Гот. перевод сделан с греч.; основой служил текст койне IV в., т. е. текст антиохийско-к-польской группы, хотя гот. перевод с этим реконструируемым текстом полностью не совпадает, обнаруживая нек-рое влияние старолат. перевода Vetus Latina, к-рое, однако, неравномерно распределено по тексту (меньше в Мф и Ин) и восходит, видимо, не к переводу Вульфилы, а отражает позднейшее его бытование в латиноязычном окружении. Возможно, Вульфила имел помощников, на что указывают различия в передаче одних и тех же слов между Евангелиями и Посланиями, а также наличие ряда специфических языковых явлений в Евангелии от Луки. В целом гот. перевод близко следует греч. оригиналу как в лексическом, так и в синтаксическом отношении; его автор демонстрирует незаурядное переводческое мастерство, проявившееся в подборе лексики, словотворчестве, передаче синтаксически трудных мест и даже во внимании к звукописи, но в деталях дать оценку переводческой манере Вульфилы затруднительно, не имея материала для сравнения, поскольку сохранившиеся памятники гот.

http://pravenc.ru/text/209473.html

27 Попали на косу. Дословно: «попали между двух морей». Место «между двух морей» это узкий пролив в заливе Святого Павла между Мальтой и островом Салмонетта, где течением наносит песок. Описание такого рода деталей плавания также свидетельствует, что Лука был очевидцем событий. Глава 28 28 Мелит. Мальта. Остров в девяноста трех километрах к югу от Сицилии. 28:3–5 Павел, вероятно, подобрал змею вместе с хворостом. Высказывалось мнение, что змея не была ядовита, но греческое слово, переведенное в ст. 4 как «змея», означает опасных животных и ядовитых змей; нет оснований сомневаться в мнении островитян, признавших в ней именно ядовитую змею. 28 начальника острова, именем Публия. Император Октавиан Август ввел на Мальте римское правление; согласно надписям, должность называлась «начальник Мальтийского муниципия». Это соответствует словам Луки, который называет Публия «начальником острова» (дословно: «первый человек острова»). В качестве главного должностного лица Публий оказал гостеприимство путникам в своей резиденции. 28 страдая горячкою и болью в животе. См. Введение: Автор. 28 позволено жить особо с воином. Павел жил под домашним арестом в нанятом им же самим доме. Поэтому он мог общаться с друзьями и наставлять целые группы римлян, например тамошних иудеев. 28 мы ни писем не получали о тебе из Иудеи. Римские судьи считали противозаконным и недопустимым отсутствие обвинителя или обвинения. 28:30–31 Период с 60 по 62 гг. Павел провел под домашним арестом, проповедуя, уча и наставляя своих ближних, соплеменников-иудеев и тех из язычников, кто готов был услышать его проповедь о Царстве Божием. Когда Лука завершил Книгу Деяний, Павел еще не предстал перед судом Нерона, как то предвозвестил Господь (27,24). Из других источников мы можем заключить, что Павел ожидал благоприятного исхода своего дела и надеялся на освобождение ( Флп. 1,25; 2,24 ; Флм. 1,22 ); это, должно быть, произошло ранее 64 г., когда Нерон в поджеге Рима обвинил христиан. Получив свободу, Павел, по-видимому, вновь занялся проповедью, обошел Грецию (Никополь, Тит. 3,12 ; Фессалонику, 2Тим. 4,10 ), Крит ( Тит. 1,5 ) и Малую Азию (Ефес, 2Тим. 1,18; 4,12 ; Троаду, 2Тим. 4,13 ; Милит, 2Тим. 4,20 ). Возможно, он дошел на западе до Испании ( Рим. 15,23.24.28 ), на что указывают ранние послеапостольские труды ( Климент Римский . Первое послание к коринфянам, 5). Около 67 г. Павел снова был арестован Нероном и казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

умиротворяющей и других 5, 9. на место вспыльчивости мстительной долготерпение, если не совсем нечувствительное к обидам наносимым от друга то, – то не позволяющее себе нарушать покой его 1Кор. 4:21 . 2Кор. 6:6. 10, 11 . на место гнева, духа партий, зависти: – a) χρησττης γαθωσνη – благость, точнее снисходительность, милосердие, – точнее благотворительность, готовыя одна служить каждому, незамечая слабостей ближнего 2Кор. 6:6 . Кол. 3:12 . Тим. 3:4. другая делать доброе, не помня обид Рим. 15:14 . Еф. 5:9 . 2Сол. 1:11 вера верная другому 1Тим. 6:11 . Тит. 2:10 . Рим. 3:3 . Мф. 23:23 . Еккл. 4:11 . б) кротость, не допускающая вздорливости и не скорая на гнев Иак. 1, 21. 3, 13 . на место пьянства и плотских дел воздержание удерживающееся от нечистых дел утучняемой плоти и ст. 21, 2Пет. 1:6 . Деян. 24:25 . Кατα τν τοιοτων против таковых дел, которые т. е. до селе исчислены, несть закона. Так как закон дан для укрощения худых наклонностей и страстей; а действия духа не только сообразны с Моисеевым законом, но даже более содержат в себе, нежели буквально понимаемые правила закона положительного: то закону не для чего брать под свое управление дела духа. «Кто делает, говорит Златоуст, больше, нежели чего требуют, что за нужда в педагоге?» Ст. 24. а иже Христовы суть – те, которые соединены со Христом живою верою, которые крестились в смерть его, – те, не как законники, не довольствуются делами внешней правды, но живут по духу; ибо плоть распята. Σταυρουν – значить пригвождать к кресту, вешать на крест. Мф. 20:19. 26, 2. 27. 22 . переносно означает отрекаться от чего либо, отнимать силу у чего либо – εσταυρωσαν, – по свойству формы своей, которая, как часто случается, означает и прошедшее и настоящее, а иногда и действие постоянно продолжающееся (см. Кол. 3:5 ), выражает тот смысл, что распинание плоти есть и нечто совершившееся, так как наклонность к злу перестала быть господствующим началом жизни; Рим. 6:6 ; и вместе составляет действие продолжающееся, так как соединенные живою верою со Христом стараются умерщвлять в себе всякое нечистое движение, по временам возникающее в них, жертвуя всемь, чего только требует закон духа Рим. 8:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О власти духовной О властях гражданских О разделениях Тит.3:3 . Апостол изображает здесь состояние людей до обращения к христианству и разумеет преимущественно язычников. Что эти слова не дают повода к разделению, можно видеть из слов того же Апостола, когда он повелевает не сообщаться не вообще с блудниками мира сего... но с тем, кто, называясь братом (близкий мне), остается блудником: 1Кор.5:10–11 . Но можно ли уличать в тяжких грехах целое общество православных христиан, напр., русских, которые давно (1000 л.) оставили язычество. Не лучше ли взглянуть в Слово Божие, запрещающее раскол и разделение: 1Кор.1:10; 12:25 ; Ин.17:21 ; Рим.16:17 . О возрождении Тит.3:4–6 . Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. выше). Здесь поясняется, что возрождение совершается в крещении – «спас нас... банею возрождения»: ст.5. Под банею можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трех Лиц Божества, чему и соответствует совершение крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . О сохранении христианского звания 8. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т. е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путем подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от него: Евр.6:4–6 . Из послания к Евреям Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О почитании св. Ангелов О жизни вечной О близости к Богу О вочеловечении Сына Божия О пастырстве О храме О таинстве Причащения Евр.3:7–14 . Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот Глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–64 . Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей Глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:16 , вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16; 11:26–28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

§ 24 Благодать и вера суть два необходимые условия действительного участия каждой личности в Правде Христовой. В благодати Дух Святый влечет верующего к общению с Иисусом Христом; в вере сам человек стремится к единению с Ним. Взаимодействие этих двух факторов – объективного и субъективного приводит человека к действительному, реальному единению с Иисусом Христом и следовательно к фактическому участию в правде Его. Совершается то и другое в таинстве крещения. В силу благодатного действия Духа Святого ( 1Кор. 12:13 ; Тит. 3:5 ), а не по одной только вере 133 , крещающийся вступает во внутреннее общение со Христом 134 , более тесное, чем простое нравственное общение, общение любви. Оно не есть простой акт сознания, но действительное реальное общение со Христом, жизненное «срасление» с Ним 135 . Крещающийся, как дикая маслина к хорошей маслине, прививается ко Христу ( Рим. 11:24 ), делается участником Его жизни и свойств, в Неи живет ( Рим. 6:11; 6:23 ; 2Тим. 1:1; 3:12 ; 1Кор. 1:30 ). Он есть член тела Христова ( 1Кор. 12:13 ); в нем живет и существует Сам Христос ( 2Кор. 13:5 ). В силу этого реального единения со Христом, подобного единению с Адамом, крещающийся участвуют в правде Христа подобно тому, как он участвовал некогда своею природою в преступлении Адама. Соединяясь со Христом, верующий делается участником Его смерти и воскресения. В нем совершаются те же процессы, что и во Христе, только не в физической, а в нравственной стороне его существа. Подобно Христу он умирает ( 2Тим. 2:11 ; Рим. 6:4 и др.) и воскресает (Кол. З, 1–3; ср. Еф. 2, 1–6 ), но умирает не телом, а своим греховным я, умирает по отношению к греху, и воскресает для праведности 136 . Этот акт соумирания и совоскресения со Христом, поскольку отражается он в сознании крещающегося, состоит в отречении верующего от всего греховного и предании себя той правде, какую созерцает он в образе Пострадавшего. Озаренный благодатию, крещающийся видит своими духовными очами Христа ради него страдающего, умирающего и погребаемого, и исполняется чувством горячей любви и живой благодарности к безвинному страдальцу. Глубокое несоответствие между Его высочайшею, идеальною праведностью и мучениями, закончившимися позорною смертью, вызывает в верующем благоговейное умиление пред Распятою Правдою и отвращение ко всему греховному, мирскому, эгоистичному. Он чувствует горячее желание быть вместе со Христом, понести вместе с Ним мучения и смерть, отвергнув мер и греховные страсти. Он распинает греховную плоть свою, умерщвляет любовь к себе и миру, отвергает все, чем жило ого самолюбивое я, и воспламеняется любовью ко всему доброму, святому, божественному. Та внутренняя боль, какая испытывается греховным я при умерщвлении его, и есть отражение в крещающемся страданий Спасителя, а то оживление духа и радость, какие испытывает крещающийся, есть самое участие его в воскресении Христа, поскольку оно отражается в сознании верующего 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Повествование Деяний не доведено до смерти ап. Павла. Оно кончается (28:30–31) на двух годах его проповеди в римских узах. По истечении этих двух лет, в его судьбе наступила какая-то перемена. Она была известна Дееписателю, который и выразил ее словом «жил». Правильный перевод был бы «прожил» или «пробыл». Какая была эта перемена, Дееписатель не говорит. Но мы имеем все основания понимать ее, как освобождение. У древнейшего римского писателя, Св. Климента Римского (девяностые годы I века), сохранилось сведение, что ап. Павел дошел до пределов Запада (1 Послание 5:17). Для римского писателя пределом Запада не мог быть Рим. Он, несомненно, имел в виду Испанию. О путешествии ап. Павла в Испанию говорили и позднейшие отцы. Их слова могут казаться отзвуком того, что сам Павел писал о своих планах в Римл. 15 гл. Но через тридцать лет после смерти Павла и при том в самом Риме, должно было сохраниться местное предание. С другой стороны, если ап. Павел действительно был в Испании, он не мог там быть ранее своих уз. Прежде чем поехать в Италию и в Испанию, Павел должен был посетить Иерусалим. Но мы знаем, что в Иерусалиме, очень скоро по своем прибытии, ап. Павел был заключен в узы. Если мы принимаем свидетельство Климента в предлагаемом его толковании, мы приходим к неизбежному выводу, что узы ап. Павла, о которых повествуется в Деян., закончились его освобождением. Внимательное чтение посланий из уз показывает, что Апостол ждал освобождения. Об этом ожидании он пишет и Филиппийцам (ср. 1:25; 2:24), и Филимону (ст. 22). Кроме того, целый ряд фактических указаний посланий к Тимофею и к Титу, для которых нет места в рамках Деян., получают свое объяснение при условии освобождения Апостола. На основании этих указаний, в связи со свидетельством Климента Римского , мы имеем возможность утверждать, что Павел продолжал свои благовестнические труды. Опираясь на Климента, мы можем говорить о его путешествии в Испанию 33 . Из данных Нового Завета вытекает, что он был на Крите (ср. Тит. 1;5 ), в Никополе ( Тит. 3:12 ), Ефесе и Македонии ( 1Тим. 1:3 ), может быть, и в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Но когда человек-грешник ни от дел закона Моисеева, ни от дел праведных по закону естественному, а единственно по благодати призван в Царство Сына Божия: то он и тщится жить и вести себя так, как надлежит сыну Царствия, сыну света. Он уверен не только, что прилежание к добрым делам не противно славе благодати Божией; но даже что на сии-то дела он и призван и создан о Христе Иисусе, и должен быть ревнителем оных ( Еф.2:16 ; 1Фес.4:3 ; Тит.2:11–14 ). Когда любвеобильный, милосердый отец, сына своего расточившего достояние в развратной жизни, но с раскаянием возвратившегося к нему принял с отверстыми объятиями, облек в прежнюю одежду, восстановил во всех качествах и правах любезного сына: мог ли сей подумать, что теперь ему остается только жить в бездействии, спокойно и беззаботно наслаждаться любовью отца своего? Не паче ли он возвратился к занятиям, какие имел, когда еще не оставлял отеческого дома; не паче ли начал служить и работать отцу своему, стараясь о том, чтобы своим послушанием, усердием и верностью соответствовать его любви, и, сообразно его воле и указаниям, устроять и ограждать свое будущее благосостояние? – И можно ли предположить какое-нибудь противоречие между собственным попечением человека о спасении, и благодатью Спасителя Бога, когда в слове Божием живот вечный называется и дарованием Божиим ( Рим.6:22 ) и также мздою, воздаянием, и воздаянием достояния ( Мф.5:12, 19, 29 ; Рим.2:6–7 ; Кол.3:24 ), а обещается под условием, и даруется за сохранение сего условия ( Мф.6:14, 19:17, 29 ; Рим.8:13 ; 2Тим.2:12, 4:7 ; Иак.1:12 ), когда сам Бог в верных своих обретает достоинство ( Лк.10:7 ; Прем.3:5, 2 ; 1Фес.1:5 ; καταξιωϑναι – Откр.3:4 ), и даже по своему неизреченному снисхождению представляет себя облагодетельствованным от них, как бы их должником ( Мф.25:34 ; ср. Притч.19:17 ). – Естественно для покровительствуемого, стараться заслужить благоволение покровителя; и однако милости сего не делаются чрез то ни возмездием, ни должною наградою, а остаются чистыми, незаслуженными милостями. Можно ли сказать, что подобные чувствования и расположения в отношении к Богу затмевают славу благодати Божией? Не значит ли это вносить в понятие о Боге черты снятые с таких смертных благотворителей, которые, оказавши какую-нибудь милость, с заботливостью смотрят, чтобы приемлющие оную вполне чувствовали, что это милость, и не покусились принять ее за должную, заслуженную награду? – Христианин имеет дело не с каким-либо суровым, жестоким судьею и истязателем, который не принимая в нем ни малейшего участия только рассматривает его дела, взвешивает его заслуги или виновность, но со своим Небесным Отцом, Который на усилия и труды чад взирает отеческими очами, и находит заслугу там, где только исполнение долга, успех там, где только слабое, но искреннее покушение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010