Разделы портала «Азбука веры» Святые – 1) Лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е.  канонизированные . К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др. 2) В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1; 13,12 ). Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом . Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых. Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них. Святые – состоявшиеся христиане. Канонизация – не пропуск в Рай, а пример для нас. Почитание святых заключается: Христианское понимание святости Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все . В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1, 13:12 ). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» ( 1Пет.2:9 ; Еф.2:21 ), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа , «в жертву святую» ( Рим.12:1, 15:16 ; Флп.2:17 ). Святость христиан, происходящая от их призвания ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ), требует от них отказа от греха и языческих обычаев ( 1Тим.4:3 ): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией ( 2Кор.1:12 ; 1Кор.6:9 ; Еф.4:30-5, 1 ; Тит.3:4-7 ; Рим.6:19 ). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:10-14 ).

http://azbyka.ru/svyatye

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Вопрос: Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Мыслью о Первом пришествии Мессии проникнуто ветхозаветное Писание. О Втором пришествии псалмопевец предвозвещает: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:3-6). В конце книги св. пророка Исаии также говорится о Втором пришествии Господа: Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою (Ис.66:18). Двумя веками позже св. пророк Даниил писал об откровении, которое было дано ему: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13-14). Один из последних ветхозаветных пророков Захария (VI век до Р.Х.) говорит о конце времен и явлении Судии: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет И Господь будет Царем над всею землею (Зах.14:6-7,9). Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, как Судии живых и мертвых, будет в последний день мира. Он Сам сказал Своим ученикам: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27). Позже Он открыл подробности Своего пришествия (Мф.25:31-46). Когда Господь вознесся на Небо к Богу Отцу, ангелы возвестили апостолам: И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11). Св. апостол Иуда в Соборном послании приводит пророчество Еноха, седьмого от Адама: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14-15). Другие св. апостолы часто напоминали людям о Втором пришествии: 1Ин.2:28; Тит.2:12-13.

http://pravoslavie.ru/7030.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Истоки этого вопроса уходят в размышления на тему “делает ли Православие из людей смиренных, послушных рабов”. Думаю, многим знакомо. Для себя я сначала оправдывал призывы Апостола Павла повиноваться начальству и власти необходимостью сохранения христианства, чтобы не было хулы на учение. Но потом в голове зародилось сомнение: как ты объясняешь эти призывы? Не делает ли это из верующих христиан рабов, послушных любой власти? Ведь если суть христианства в спасении души для жизни вечной, почему в посланиях очень часто звучит призыв именно подчиняться ( Тит.2:9, 3:1 ; 1Тим.6:1 ). Смиренно переносить все страдания и т.д. Почему нельзя бороться со злым началом, пусть оно даже в начальстве? Почему нельзя бросить работу, если там злой начальник, например, почему Апостол призывать терпеть и подчиняться? Зародилось сомнение, что христианство может использоваться как политический инструмент для порабощения людей.. Помогите разобраться с этим.. 5 Ответов Всякая власть — от Бога. Подчиняясь власти, мы подчиняемся Божественным установлениям. То есть, не то что власть не бывает плохой, но институт власти имеет Божественное происхождение. От Господа дана держава и государство Прем. 6:3 И Бог ставит нам тех царей, что мы своей мудростью заслужили — Дан. 2:21 Власти вольно и невольно стремятся к доброму порядку, к монополии на применение силы. Власти ограничивают воровство, грабежи, убийства без их ведома. То есть власть страшна для злых дел. Делаем злое, и мы боимся расправы от властей, которые этим творят доброе. А за доброе дело нужно стоять по совести, потому платим налоги Мф.22:21 , чтоб проявлось доброе в обществе и любовь к ближнему.  Рим. 13:1–14 Получается, поддерживая власти, мы проявляем любовь, исполняем призыв Христа — да любите друг друга Ин. 13:34 Здравствуйте! В начале я хотел бы заметить, что, по моим наблюдениям, представление о пассивности перед злом, о котором якобы говорит христианское учение, возникает при поверхностным знакомстве с ним. Давайте разберемся о чем говорит апостол Павел:

http://azbyka.ru/vopros/zachem-apostol-p...

иером. Филипп I. О спасении 1. Для чего приходил на землю Христос Иисус? «Он пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). 2. От чего спасти людей приходил Христос? «От грехов их» ( Мф.1:21 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы имеющаго державу смерти, т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:14 ). 3. Откуда в людях грех, смерть и проклятие? «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (Адаме) все согрешили» ( Рим.5:12 ). 4. Что сделал Христос для нашего спасения? «Пострадал, как праведник за неправедников» ( 1Пет.3:18 ). «Претерпел крест вместо предлежавшей Ему радости» ( Евр.12:2 ). «Не ведав греха, соделался по нас грехом, дабы мы были правда Божия о Нем» ( 2Кор.5:21 ). 5. Заслужили ли мы всего этого своими делами или это была великая милость Божия? «Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего и Бога, Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости» ( Тит.3:4–5 ). 6. Когда пришел Христос Спаситель на землю? «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего (Единороднаго), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). 7. Для чего необходимо было плотское рождение Христа, Его страдания и смерть? «Он должен был во всем уподобиться братии, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв послушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). 8. Как люди становятся причастниками совершенного Христом спасения? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). 9. Что происходит с нами при крещении? «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1.3. Святой апостол Павел указывает, что будущий епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». 2. Требования к уровню образования. Епископ должен быть «силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Кандидат в архиереи должен иметь высшее богословское образование. 3. Требования социального характера. 3.1. По слову апостола Павла, «надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7). 3.2. Согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным для кандидатов является безбрачие. При этом, согласно 17 Апостольскому правилу, кандидат не должен быть из второбрачных: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Согласно Уставу Русской Православной Церкви, для ставленника в архиереи обязательно пострижение в монашество (XV.10). 3.3. Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам и пресвитерам заниматься «делами народного управления», а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови». 4. Требования к возрасту и состоянию здоровья. 4.1. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами в архиереи избираются лица не моложе 30 лет (XV.10). 4.2. Не допускаются к посвящению в сан кандидаты, имеющие телесные или душевные недостатки/заболевания, которые затруднят исполнение архипастырских обязанностей. Согласно 77-му Апостольскому правилу, «аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». В то же время 78-е Апостольское правило гласит: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Согласно 79-му Апостольскому правилу: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3695994...

Ин.4:46 . же паки въ кану претвори2 в0ду въ ­ «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Деяния апостолов Деян.2:13, 15 . о даре языков апостолам же pyraющecz глаг0лаху, и3сп0лнени суть. не бо2, вы2 непщуете, cju суть, бо часъ днЕ ­ «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (( γλεκους)) . ...они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА К римлянам Рим.14:21 . Добро2 не нижЕ пи1ти ни немже братъ тв0й npemыkaemcz и3ли2 и3ли2 и3знемогаетъ. ­ «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». К эфесянам Еф.5:18 . не въ немже блудъ: но паче дх7омъ ­ «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». К Тимофею 1-е 1Тим.3:8 . такожде чи6стымъ (или: ч_естнымъ) , не дbozзы6чhымъ, не мн0гу внимающымъ, не ­ «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы». 1Тим.5:23 . КтомУ не njй воды2, но мaлw стомаха ради mboerw2 и3 частыхъ твои1хъ heдyrwbъ. ­ «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». К Титу Тит.2:3 . старицамъ такожде во столВпнымъ, не клевети1вымъ, не мн0гу порабощ_еннымъ, ­ «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру». ОТКРОВЕНИЕ Иоанна Богослова Откр.6:6 . «И когда Он снял третью печать» слншахъ гласъ посредЭ четнрехъ жив0тныхъ пшени1цы за динарь и3 три2 мВры kчмehz за динарь: и3 и3 не вреди2. ­ «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Откр.14:8–10 . и4нъ а4гг7лъ и4де, rлar0лz: падЕ, падЕ вавтлНнъ градъ занЕ t cboerw2 напои2 вс‰ кзнки. а4гг7лъ и4де, rлar0лz гласомъ вели1кимъ: и4же а4ще кто2 и3 и3 на челЭ своемъ и3ли2 на руцЭ своей, и3 т0й и4мать пи1ти t нерастворена (или: нерастворена) въ чаши и3 будетъ мученъ пгнемъ и3 жупеломъ пред8 а4гг7лы ст7нми и3 пред8 а4гнцемъ: ­ «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vino/2_...

[лат. Eleutherius, Eleutherus; греч. Ελευθριος] († 185 или 193), свт. (пам. зап. 26 мая), еп. (папа) Римский (со 171 или 177). Согласно Liber Pontificalis , Е.- грек из г. Никополь (не уточняется из какого, вероятно из Никополя в Эпире); его отца звали Авундий (Абендий). По сообщению Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, Е. был диаконом при папе Аникете , на Римской кафедре стал преемником папы Сотера и занимал кафедру 13 лет ( Euseb. Hist. eccl. IV 22). Принял в Риме сщмч. Иринея Лугдунского (Лионского) с посланием Лугдунских исповедников (Ibid. V 4. 1-2). Согласно Liber Pontificalis, епископское служение Е. длилось 15 лет 3 месяца и 2 дня (в Liber Pontificalis начальный и конечный годы епископата Е. считаются за полные, тогда как Евсевий Кесарийский их не учитывает). Также в Liber Pontificalis уточняется, что Е. занимал кафедру при рим. императорах Марке Аврелии (161-180) и Коммоде (180-192) от консульства Вера и Геренниана до консульства Патерна и Брадвы. Для начальной даты понтификата Е. неправильно указано имя одного из консулов; вероятно, вместо Вер следует читать Север: Тит Статилий Север был консулом в 171 г. вместе с Луцием Альфидием Гереннианом. Для конечной даты понтификата Е. имя 1-го консула также дано неверно. Вероятно, речь идет о Тиберии Клавдии Матерне, к-рый был консулом вместе с Марком Аппием Атилием Брадвой Региллом Аттиком в 185 г., что соответствует правлению имп. Коммода. Эта информация содержится в каталоге папы Либерия (сер. IV в.), где, хотя и отсутствует точное указание о длительности епископского служения Е. на Римской кафедре, верно указаны имена консулов и императоров, с правлением к-рых совпадает понтификат Е. В Liber Pontificalis сообщается, что Е. умер 26 мая и погребен на Ватиканском холме рядом со св. ап. Петром. Однако эти сведения противоречат как общему исчислению длительности епископского служения, так и указанию в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где дата памяти Е. помещена под 6 сент. и названо место - в катакомбах на Соляной дороге. Болландист Д. Папеброх предположил, что при редактировании Liber Pontificalis дата смерти Е. была перепутана с датой перенесения его мощей с Соляной дороги на Ватиканский холм (составитель жизнеописания мог легко ошибиться, поскольку по рим. хронологической системе 6 сент. является 8-м днем до сентябрьских ид, в то время как 26 мая - 8-м днем до июньских календ). О захоронении Е. на Ватиканском холме упоминается в каталоге папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus, после 530), но в Мартирологе блж. Иеронима об этом не говорится. По преданию, впосл. мощи Е. покоились в ц. св. Иоанна (Сан-Джованни делла Пинья). В 1591 г. они были перенесены в ц. св. Сусанны на Квиринале; ныне находятся в капелле св. Лаврентия.

http://pravenc.ru/text/189695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНА [греч. Ζηνς, Ζνων; лат. Zenas, Zeno], ап. от 70 (пам. 27 сент., 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов), еп. Диоспольский (Лиддский), ученик ап. Павла. Имя Зина является сокращенным вариантом греч. имени Ζηνδωρος - дар Зевса. З. упоминается в Послании ап. Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3. 13). В святоотеческой экзегезе этот стих рассматривается в качестве наглядного примера братской любви и заботы в ранней Церкви ( Ioan. Chrysost. De laudibus sancti Pauli apostoli. III 8). Вероятно, З. и Аполлос , будучи учениками ап. Павла, находились при нем на о-ве Крит во время написания Послания к Титу и могли принимать участие в передаче Послания адресату. Согласно свт. Иоанну Златоусту ( Idem. In Tit. 6. 1), г. Никополь, куда Павел просил отправить З. и Аполлоса, находился во Фракии (по мнению болландистов , имелся в виду Никополь в Эпире - ActaSS. P. 390). З. в Свящ. Писании назван законником (νομικς). Возможно, это свидетельствует о том, что З. был евр. законоучителем ( Ioan. Chrysost. In Tit. 6. 1). Однако ряд совр. комментаторов, основываясь на античном употреблении этого термина (см., напр.: Plut. Vitae. Sulla. 36. 3), придерживаются иной т. зр. Они считают, что З. был сведущим в рим. праве гражданином (ср., напр., др. ап. от 70 - Ераст (Рим 16. 23), к-рый обладал юридическими знаниями и помогал ап. Павлу в его служении (см., напр.: Gillman J. Zenas//ABD. Vol. 6. P. 1074)). В апокрифических «Деяниях ап. Павла и Феклы» (кон. II в.) (гл. 3, ст. 2) З. назван сыном Онисифора, христианина из Эфеса (2 Тим 1. 16-18). В апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) З. именуется епископом Диосполя (пров. Палестина Первая), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) в Соборе апостолов под 30 июня - епископом Библа (пров. Финикия Первая) (SynCP. Col. 787). В сказании об ап. Тите из этого Синаксаря (25 авг.) сообщается, что З. записал его житие (SynCP. Col. 921). В греч. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 88 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 519) и печатной Минее (Венеция, 1592) имя З. передается как Зинон (Ζνων), его память отмечена 27 сент. и 27 апр. вместе с памятями апостолов Марка и Аристарха.

http://pravenc.ru/text/199805.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Купание на Крещение Афон Ватопед, Чин освящение воды     Купание на Крещение   Традиция купания на Крещение многими считается фольклорной или русской народной. Тем не менее, это не совсем так. На самом деле, это древняя византийская традиция. Прежде всего купание - это приобщение всего тела к Святыне, ведь освящается вся вода - естество водное... Естество - усия - это слово обозначает вообще природу воды. Почему свт. Иоанн Златоуст замечал: ...Богоявлением называется тот день, в который Господь родился ... Он освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени...     Дело в том, что в древности считалось Богоявление - двойным таинством. Одно таинство в день Крещения, а другое - таинство будущего века. Поэтому купание - это еще и приобщение к будущему Богоявлению, воспоминание о нем и исповедание своей веры. Так свт. Иоанн Златоуст писал: Необходимо сказать, что не одно Богоявление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое будущее, которое произойдет со славой при кончине мира. О том и другом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем: " Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце " ... А  о будущем: " ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа " (Тит. 2, 11- 13). И пророк об этом последнем сказал так: " солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели прийти Дню Господню великому и просвещенному " (Иоил. 2, Но интереснее всего то, что византийский чин освящения воды включает в себя купание... Происходит это так. Служится молебен. Иерей бросает деревянный крест три раза в море. А люди ныряют три раза и достают его, принося обратно к аналою.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=952

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010