Иоаннис Каравидопулос Введение 1. Что такое Новый Завет Словосочетание «Новый Завет» освящено употреблением его Самим Господом Иисусом Христом. Согласно евангельскому повествованию и преданию, дошедшему до нас через апостола Павла, Господь во время установления таинства Евхаристии на Тайной вечери сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета 2 , за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 28 ; см. также: Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ; 1Кор. 11, 25 ). Этими словами Спаситель указал на новый период домостроительства нашего спасения, в основание которого положены Его Божественная Кровь и Крест. Этот новый для человечества период, который Сын Божий начинает Своим воплощением и запечатлевает крестной смертью и воскресением, является осуществлением обетований Ветхого Завета, ибо уже в те времена пророки созерцали новый, вечный завет Бога с Его народом. Пророк Иеремия благовествует: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» ( Иер. 31, 31 и след.; 32, 40; см. также: Иез. 16, 60; 36, 26 ). Это обетование осуществилось во Христе, и не только народ Израиля и Иуды, но и всё человечество может теперь пользоваться в Церкви плодами Креста и Воскресения. Упоминание «за многих» в установительных словах Тайной вечери означает «за всех» и этим подчеркивается характер искупительной Жертвы Иисуса Христа. Крест Христов, который явился исполнением тех древних пророчеств, стал одновременно дверью в новую эпоху, эпоху бытия Церкви. Богодухновенные писатели первенствующей Церкви запечатлели в книгах исполнение на деле всех тех событий, о которых так давно уже предвозвещали пророки: смерть и воскресение Христа, вступление мира в новую жизнь и эсхатологические чаяния вселенной. Эти книги и получили название «Новый Завет» для отличия их от книг предшествующего периода, так называемого Ветхого Завета. Употребление термина «Новый Завет» в отношении к собранию книг имеет свидетельства с конца II века по Рождестве Христовом, а с начала III века получает уже широкое распространение. Всех книг Нового Завета, написанных от середины до конца I века, насчитывается 27: 4 Евангелия (Мф., Мк., Лк., Ин.), Деяния святых Апостолов (Деян.), 13 посланий апостола Павла (Рим., 1 и 2Кор., Гал., Еф., Флп., Кол., 1 и 2 Фес., 1 и 2Тим., Тит., Флм.), Послание к евреям (Евр.), 7 Соборных посланий (Иак., 1 и 2Петр., 1, 2, 3Ин., Иуд.) и Апокалипсис Иоанна (Апок.). 2. Что изучает «Введение в Новый Завет»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга под именем Слово истины составлена из поучений, первоначально напечатанных в Душеполезном Чтении и затем вошедших в состав особого сборника уже разошедшегося. О достоинстве поучений автор не имеет права судить, пусть судят читатели. Скажу только, что при составлении поучений я заботился об общедоступности их для всех и о практической пригодности. С сей целью я всячески избегал отвлеченности в раскрытии истины и старался оживлять изложение чертами, имеющими близкое отношение к жизни, к нуждам времени, и указывал на явления, наглядно изображающие раскрываемые мысли. С целью не утомлять внимания слушателей, я старался сосредоточить их внимание на немногом, но существенно важном для размышления, предпочитая качество количеству, краткость многоглаголанию. Наряду с поучениями в предлагаемой книге помещено приветственное послание автора к бывшим его московским прихожанам по случаю празднования двухсотлетнего юбилея их приходского храма. Название сборника, Слово истины, дано потому, что автор поучений старался быть верным пастырскому долгу «право править слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Епископ Виссарион. 1903 г. Января 13. Сила благодати и сила вражия – Поучение в праздник Богоявления Явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародителей, люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: «елицы беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушание этого закона они подвергнутся осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В вопросах и ответах, состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов св. Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, св. Василий находился в пустынном уединении, окруженный людьми, избравшими одну и ту же цель благочестивой жизни и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строгого плана. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон) Вступление Поскольку, по благодати Божией, во имя Господа нашего Иисуса Христа, сошлись мы вместе, предположив себе одну и ту же цель благочестивой жизни, и вы изъявляете желание узнать нужное ко спасению, а мне надлежит нужда возвестить оправдания Божии, потому что день и ночь у меня в памяти апостол, который говорит: «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31), и к тому же настоящее время для нас весьма удобно, а место это доставляет полную тишину и освобождение от внешнего шума. Помолимся же друг о друге, чтобы мне сослужителям моим «раздавать им в своё время меру хлеба» (Лук. 12:42), а вам, как доброй земле, приняв слово, воздать, по написанному, совершенный и во много крат преумноженный плод правды (Мф.13:23). Поэтому умоляю вас любовью Господа нашего Иисуса Христа, давшего «Себя за нас» (Тит. 2:14): позаботимся наконец о душах наших, восскорбим о суете протекшей жизни, начнем подвизаться ради будущего во славу Бога и Христа Его и поклоняемого и Святого Духа. Не будем оставаться в этой лености и в этом расслаблении, чтобы нам, по лености потеряв настоящее и начало дел откладывая до завтрашнего и последующих дней, когда потом притязатель душ наших застигнет нас, не запасшихся добрыми делами, не быть лишенными радости брачного чертога и не плакать напрасно и бесполезно, сетуя о худо проведенном времени жизни, когда ничто уже не поможет раскаивающимся. «Во время благоприятное Я услышал тебя , — говорит апостол, — и в день спасения помог тебе» (2Кор. 6:2). Этот век — век покаяния, а тот — воздаяния; этот — делания, а тот отплаты; этот терпения, а тот — утешения. Ныне Бог — помощник обращающихся от пути злого, а тогда — страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем — одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим. До которого времени будем отлагать послушание Христу, призвавшему нас в Свое Небесное Царство? Ужели не отрезвимся? Не призовем себя от обычной жизни к строгости евангельской? Не представим пред очами того страшного и славного дня Господня, в который приближающихся делами к десной стране Господа примет Небесное Царство, а за неимение Добрых дел отторженных на левую страну сокроют геенна огненная и вечная тьма? Сказано: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские, основатели Старорусского Косинского во имя свт. Николая монастыря (близ совр. г. Ст. Русса). В «Описании о российских святых» упоминается, что «преподобный Константин, строиитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день». Память святого под 29 июля и 6 нояб. (память прп. Варлаама Хутынского) была отмечена в Кайдаловских святках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 346; архиеп. Сергий датировал святцы кон. XVII в., однако, исходя из набора памятей, совр. исследователи относят их к XVIII–XIX вв.). В «Описании о российских святых» по списку Савваитова Константин указан «между святыми града Торжка» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 311). Вероятно, новгородского святого ошибочно записали в этот раздел, возможно, речь идет о 2 разных святых. В «Перечне святых Новгорода» упоминается «преподобный Костянтин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою» (РНБ. Мих. 2532. Л. 193 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). В некоторых списках «Книги глаголемой...» эта информация приобретает более распространенный характер: «Преподобный Константин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою, ученик преподобнаго Варлаама Хутынского» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 24–24 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). Те же сведения включил в свой «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский: «...еще сего же Варлаама ученик Константин, игумен за Русою» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807–1811). Запись о К. и К. содержат под 5 нояб. иконописный подлинник XIX в. (РНБ. Тит. 139. Л. 41–41 об.— ЭК ИРЛИ. ПД) и под 29 июля Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина): преподобные Константин и Косьма, ученики Варлаама Хутынского, основали в половине 13 в. Косин, или Косинский, монастырь» (РНБ. Собр. СПб. ДС. 25/7. Л. 155 об., XIX в.— ЭК ИРЛИ. ПД).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

Скачать epub pdf Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству В своей эсхатологической речи на Елеонской горе, говоря о знамениях последних дней этого мира, Иисус Христос предрекает своим ученикам и последователям: «Вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними…. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» ( Мк. 13:9, 13 ). Весьма скоро после произнесения этих слов «правители и цари» принялись энергично исполнять сказанное о них пророчество. Сонм свидетелей Христовых из века в век пополнялся всё новыми и новыми мучениками. Кажется, своего апогея этот поток убиенных за имя Господа достиг в XX веке. Но апогей ли это? Или? «Надлежит сему быть, – но это еще не конец» ( Мк. 13:7 ). Действительно, в Священном Писании Нового Завета «правители и цари» представлены в очень невыгодном для них свете. Об этом мы будем ещё говорить несколько ниже. Здесь достаточно упомянуть царя Ирода ( Мф.2 ), который в своем параноидальном стремлении удержать за собою власть готов был идти на любые преступления. Или безвольного тетрарха Ирода Антипу ( Мк.6 ), убившего великого пророка Иоанна Крестителя. Или, наконец, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, через которого Римская государственная машина отдала на распятие Сына Божия. В лице этих правителей государство, по словам Карла Барта, «становится разбойничьим притоном, гангстерским государством, организацией безответственной банды». Государство, предстающее в таком виде, есть прямая противоположность Церкви и Царству Божию. Это государство антихристов всех родов. Таким оно представляется нам не только в Евангелиях, но и в книге Откровения, таким оно являлось в эпоху древних гонений, и таким оно было в совсем не столь уж давнее время гонений на Церковь в нашей стране. Однако, – и это тоже утверждает Священное Писание , – антихристианство не составляет самой сущности государства как такового. Иначе были бы бессмысленными призывы Пастырских посланий: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 );«напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Особенно важно в этом смысле увещевание в Рим.13:1–7 , о чем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Церковный суд имеет одно происхождение с церковным управлением – вообще, как его часть и существенная принадлежность. Но, по своей особенной важности, этот суд особенным образом установлен и выражен Самим Иисусом Христом, как власть вязать и решить. Еще прежде воскресения своего Спаситель обетовал своим апостолам такую власть. «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф.18:16,19 ). А по воскресении действительно даровал ее: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся» ( Ин.20:25 ). При этом особенное дарование Святого Духа апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила, в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, во установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека, «на раззорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:2–8 ; 2Кор.13:10 ). Так и действительно апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших ( 1Кор. 5:4–5 ; 2Кор.2:8–11 ), когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их ( 2Сол. 3:8 ; 1Тим.1:20 ), и т.д. Но так как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним своим апостолам, а вообще – своей Церкви ( Мф.18:18 ): то апостолы в свою очередь передали, в той же силе эту власть своим преемникам, пастырям Церкви ( 1Тим. 5:20 ; Тит. 2:15; 5:10 ). Таким образом установился Церковный суд. Церковные правила всех веков, обыкновенно соединяющие в себе узаконения с угрозами и наказаниями для непокорных им, служат положительными свидетельствами этого, во все века самостоятельно действовавшего в Церкви, права судного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1. Где нет надежды на загробную жизнь, там нет христианства (Мысли Филарета митр. Московского) «Упованием спасохомся» ( Рим.8:24 ), – говорит апостол; «мы спасены в надежде», а не в полном совершении спасения. Что значит: спасение в надежде? – Ожидание, как определяет тот же апостол, «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ). Итак, где нет сего ожидания, там нет надежды; где нет надежды, там нет спасения; где нет спасения, там нет христианства. Кто чувствует в себе грех , тому не существенно ли потребна твердая надежда, совершенного прощения и очищения? Без сего не угрожало ли бы ему отчаяние, которое есть ад в душе, прежде нежели низведет во ад душу? Кто страждет, тому не существенно ли нужна отрадная надежда лучшего состояния? Кто испытывает или хотя видит несправедливость, тот, для успокоения сердца и совести, не имеет ли также нужды в надежде правосудия? Кто подвизается до изнурения, не имеет ли нужды в ободряющей надежде воздаяния? Христианин знает, что прощение и очищение грехов приобретено ему Кровью и смертью Христовой; однако чувствует и то, что корень греха еще не исторгнут из него, как признавался и апостол, что он чувствует «живущий в себе грех, и что не живет во плоти его доброе» ( Рим.7:17–18 ). Можно даже сказать, что святой более грешника чувствует в себе грех , потому что сие внутреннее чувство не заглушается в нем ни внешними чувственными удовольствиями, ни усыплением совести: посему, что было бы с христианином, если бы он не надеялся и не ожидал непрестанно явления Христова, которое во всех частях, даже до тела смирения, должно преобразить его в славный образ Христов, причем без сомнения и малейшие останки нечистоты греховной исчезнут, и всякая брань греха, всякое искушение навеки прекратится. Христианин страждет, и страждет едва ли не более прочих человеков, ибо ему, сверх общих для растленного естества человеческого неизбежных страданий, в особенный жребий дан крест, подобный тому, на котором пострадал Христос; сколь же несчастен был бы христианин, если бы не думал, если бы не чувствовал в своем страдании, что страданием Вошедший во славу» ( Лк.24:26 ) ежеминутно приближается, чтобы осиять славою страдальцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Осторожно, рок! Возраст старости Ольга Чернова   В отрицательных откликах на статью протоиерея Владимира Переслегина " Богословие черного кожзаменителя " есть общие для многих авторов аргументы. Речь идет о том, что " молодежь, благодаря о. Сергию приходит в Церковь, община крепнет, строятся храмы, и серьёзное общение со священником длится для многих уже 15 лет " . Иерей Александр (Мартыненко) сообщает также, что " индикатором, свидетельствующим о пользе и эффективности проповеди в неформальной молодежной среде, является и активность молодежи на Интернет-форумах ряда как православных сайтов... и не совсем (например, сайт Арии Алисы - www.alisa.net), где молодые люди задают вопросы, обмениваются мнениями, спорят, доказывают и отстаивают свои взгляды " . Негативной оценке конкретной деятельности игумена Сергия противопоставлен некий видимый положительный результат. По этому результату возникает ряд вопросов. Что означает обращение к Церкви молодёжи, привлекаемой проповедью о. Сергия? Является ли этот приход молодёжи подлинным вступлением в Церковь каждой личности? " Дело Духа Святого обращено к личностям; Он сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого члена Церкви в сознательного соработника Бога, личного свидетеля Истины " ; " Единство Тела Христова – это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всяких ограничений, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно " (В. Н. Лосский. Боговидение. О третьем свойстве Церкви. М.:2003. С. 706). Можно ли ввести возрастной ценз или выделить другой признак природы человека, согласно которому ему в Церкви позволено нечто из области греха (добродетелью рок даже сам игумен не дерзнёт назвать), с чем он никак не в силах расстаться. А если это нечто отнять у него, то и Церковь ему - не Мать, и Бог - не Отец. Молодость - возраст тела, душа взрослеет по иным законам: " Скончався вмале, исполни лета долга " , " старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается " (Прем. 4:8,13) Поэтому обращение к молодым должно быть по духу апостольским: " Юношей также увещевай быть целомудренными " (Тит. 2:6), и нежелательно сводить его к диалогу с возрастными особенностями, запросами и теми грехами, которые проявляются чаще всего в юности.

http://moral.ru/rock_Chernova.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010