Когда сделались известными в Египте козни ариан, и в Александрию уже явился лжепастырь, ими поставленный, с которым вся арианская партия имела сношения, тогда епископы египетские единодушно собрались в Александрию, чтобы подумать о средствах к защищению своего Архипастыря и к ограждению своего православия. Они положили обратиться с воззванием ко всем православным пастырям, и, раскрыв им беззаконные дела ариан и свои бедствия, просить у них братской помощи. Избрание Афанасия, суд над ним собора тирского, возвращение Архипастыря из заточения, козни ариан, – все это они представили своим собратьям в истинном виде. Не повторяя всего, чем уже воспользовались при изображении предшествующих событий, приведем здесь ответ египетских епископов на новые обвинения ариан. – Никаких насилий, никаких убийств, заключений в темницу, заточений – не было при возвращении Афанасия, писали епископы, верные своему Архипастырю: святилища наши чисты от крови. Указываемые в послании ариан преследования некоторых лиц нисколько не относятся до Афанасия; они зависели от Епарха египетского, и, как видно из самых актов судебных, относятся к тому времени, когда Афанасия еще не было в Александрии, и не принадлежат к делам церковным. – Защищая своего Архипастыря от действий на него приговора тирского, епископы обратили внимание на состав собора и образ его действования. Между членами собора находились приверженцы Ария и люди, по своему поведению, недостойные занимать место на соборе; возражения против них не были принимаемы. Присланный для наблюдения порядка воинский сановник был на стороне ариан. Обвинения против Афанасия были сущая клевета; но собор на это не обратил должного внимания. Арсений – жив доселе, и просит о принятии в общение церковное. Исхир не был совсем священником, как доказывают списки, и сам сознался в клевете: а исследователи нашли, что у него во время Богослужения сокрушены св. сосуды. Только теперь дают ему позволение и способы устроить у себя церковь , в награду за его услугу. Следовательно, еще до марта 340 г., потому что в это время Константин, старший из Императоров, пал на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Деяния и решение собора Тирского этим не кончились. – «Устроив сие и подобное тому», – пишет св. Афанасий 1390 , – «вскоре обнаружили они» – оставшиеся члены Тирского собора – «и причину, по которой так поступали: ибо», перенесши заседание собора «в Иерусалим, взяли с собой ариан и там приняли их в общение, написав о них послание, которого вот начало и одна часть: «святой собор, по благодати Божией созванный в Иерусалиме, церкви Божией в Александрии, и всем и сущим в Египте, Фиваиде, Ливии, Пентаполе и в целой вселенной, епископам и диаконам, желаем о Господе радоваться. Всем нам, сошедшимся вместе из различных епархий на великое торжество, какое совершили при освящении храма на месте спасительных страданий Царю всяческих Богу и Христу Его, уготованного тщанием боголюбивейшего царя Константина, благодать Божия устроила еще большую радость. Сам боголюбивейший царь, собственным своим писанием побудив к тому, чему и быть надлежало, повелел, изгнав из Церкви Божией всякую зависть и возможно далее отразив всякую ненависть, какою разделяемы были члены Божии, с простым и мирным сердцем принять ариан, которых ненавистница добра – зависть несколько времени заставляла быть вне Церкви. Боголюбивейший царь засвидетельствовал письмом и правоту веры сих людей, какую и сам одобрил, допытавшись у них, и выслушивал их своим живым голосом, и сделал явною для нас, присовокупив к сему письменное изложение православия сих людей, каковое и мы все признали здравым и церковным... Уверены мы, что и у вас самих, как-бы по восприятии собственных членов тела вашего, будут великая радость, и веселие: потому что вы признаете в них и примете собственную свою утробу, братий и отцов своих, по возвращении к вам не только пресвитеров, державшихся Ария, но и всего народа того многолюдства, какое, из-за упомянутых мужей, долгое время было в разделении с вами. И действительно, когда узнаете, что совершено здесь и как мужи сии допущены и приняты в общение таким святым собором, прилично будет и самим вам со всем усердием облобызать союз и мир с собственными своими членами, тем более, что изложение веры их хранит в себе всеми исповедуемое апостольское предание и учение» 1391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Собор поспешил откликнуться на это нетерпение Константина спокойно, «по чину,» как полагалось солидной делегации с чтимым императором Евсевием Кесарийским во главе. Это рассчитано было на «снискание благоволения» Константина в атмосфере наступившего 30-летия его царствования. Евсевий Кесарийский действительно был тут задержан специально для произнесения похвальной речи в честь императора. Воспользовавшись замедлением дела ο формальном одобрении и утверждении деяний Тирско-Иерусалимского собора, делегаты опять начали перетряхивать затасканные материалы ο чаше Исхры и прочее. Но, видя невнимание, начали выдумывать новые обвинения против Афанасия, будто он злостный виновник происходящих иногда перебоев в доставке нильского зерна и муки, без чего не могла жить новая босфорская столица. Был бы неумен Константин, если бы поверил этой пошлой выдумке. Но императора-мистика, верившего в свое провиденциальное назначение умиротворителя тогдашней вселенной (orbis terrarum, οικουμνη), действительно раздражила противоположная ему по характеру психика Афанасия: абсолютно бескомпромиссная, математически точная верность никейскому термину «единосущный,» каких бы противных бурь это не вызывало. Константину самому в Никее импонировал этот термин по закулисному замыслу тех же — Афанасия, Осия и Александра. Но он понимал и переживал значение этого термина по-иному, не теоретически, a «прагматически,» в духе американского «прагматизма.» Раз теперь «омоусиос» не соединяет богословов, a разделяет, то, стало быть, оно отслужило свою службу — «в отставку» его! Константин и решил поступить тем же методом, как и после Никеи: упорствующих в отставку, в ссылку, впредь до усмотрения. Афанасий сослан далеко с Востока на Запад, на средний Рейн, в город Augusta Trevirorum (Трир). Делегаты Тирско-Иерусалимского собора убедили Константина, что подрывать авторитет этого собора недопустимо. Афанасий просто «неспокойный человек.» Это была первая большая победа скрытых ариан, a за ними — надо это признать — и большинства епископов всего Востока.

http://sedmitza.ru/lib/text/434984/

Эта речь произнесена была Евсевием – по Гарнаку – «не позднее 315 года», «вероятно в 314 г.», – по Швартцу – около 317 года 30 . Следовательно, уже в это время Павлин был не только полноправным, но и престарелым епископом тирским. Но если старец-епископ нуждается в помощнике, то в таковые ему выбирают не другого старца, а человека сравнительно молодого. Предполагать же вместе со Швартцем, что Евсевий разумеет здесь не Павлина, а Зинона, т.е. заподазривать точность сохранившегося надписания панегирика, можно бы было только располагая на то принудительно вескими основаниями. А их не только не имеется, но и все говорит за то, что, если Евсевий кесарийский говорил речь какому-то епископу тирскому, то это мог быть только Павлин. Ведь именно Павлину, как этого не оспаривает и Швартц, Евсевий посвятил 10-ю книгу своей церковной истории 31 . И по его же просьбе написаны им и ему посвящены 4 сочинения по географии Палестины (и вообще Библии ) 32 . Об отношении же Евсевия к Зинону тирскому нам решительно ничего не известно. – нем он не упоминает вовсе ни в Церковной Истории, ни в других своих сочинениях. Но этого вероятно не случилось бы, если бы Зинон был действительно преемником Тиранниона и предшественником Павлина. Что на палестинском соборе (у Созомена I, 15 11 ) Павлин тирский принимал участие, как полноправный епископ, в этом не может быть никакого сомнения. Созомен ведь не даром и здесь и в II, 19 ставит его имя на первом месте: он был очевидно председателем этого собора. Но пресвитер, заместитель епископа или епископ-викарий, каковы бы ни были его личные качества, в то время не мог быть председателем собора, тем более, что собор состоялся не в Тире, а вероятно в Кесарии, и председательствовать должен бы был на нем Евсевий. Честь, предоставленная здесь Евсевием Павлину, понятна лишь в том случае, если Павлин был именно тот старец, которому Евсевий говорил свой панегирик в 314–317 гг. И если Зинон действительно, как это предполагают Швартц, Тилльмон и Ван-Босх, уже в 320–4 гг. был так стар и немощен, что нуждался в помощнике, который присутствовал за него и на палестинском соборе, то как же объяснить то, что этот якобы дряхлый старец, для которого даже и путешествие в Кесарию или Антиохию было тягостно, является сам на собор в далекую Никею, а не посылает туда своего заместителя 33 . Если допустить, что сам Зинон не был решительным сторонником Ария и сначала полагался на Павлина, потом разуверился в нем и сам поехал в Никею, то как объяснить его отсутствие на православном антиохийском соборе года]? Ведь Павлин свое направление достаточно выказал на соборе палестинском. И если Зинон стал решительно на сторону Александра, то как он мог допустить, что Павлин стал его преемником?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Что касается исторического повествования Руфина о церковных событиях из времен от смерти Константина до смерти Феодосия Великого, то с одной стороны, оно заслуживает полного внимания в науке (так как об этих событиях он повествует первый из церковных историков); но с другой стороны показания его не очень авторитетны, данные его шатки. В этом последнем отношении можно указать на следующее: во-первых наукою доказано, как много ошибок вкралось в его историю; так по Руфину смерть Ария случилась не при Константине, как действительно было, а при Констанции 132 ; собор Тирский, осудивший Афанасия Великого , по Руфину 133 , тоже был при Констанции, тогда как он был при Константине. Равно и исторические данные относительно жизни Афанасия большею частью перемешаны. Напр., Руфин рассказывает, что будто после собора Тирского Афанасий скрылся в пустой колодезь и там прожил целых шесть лет 134 , но это неверно: Афанасий после собора Тирского был сослан в Галлию, а басня о пребывании Афанасия в колодце возникла у Руфина из того, что Афанасий действительно в царствование Валента скрывался в гробнице своего отца, но не в продолжение шести лет, а в продолжение четырех месяцев. Очевидно, Руфин перемешал факты. Во – вторых, рассказы Руфина в рассматриваемой части потому мало заслуживают исторической веры, что, по его собственным словам, они составлены нередко на основании преданий предков (ex majorum traditionibus) 135 , т. -е. на основами слухов, и ему не доставало компетентных документов. Таким образом, история Руфина не высока по своим достоинствам и много ниже греческих церковно – исторических трудов древности. Но вообще Руфин, как историк – свидетель до известной степени не лишен значения, потому что он был хорошо знаком не только с Западом своего времени, но и с Востоком, много изучил греческих сочинений церковных, долго жил в Египте, долго оставался в Палестине, был в Едессе. Руфин, например, был свидетелем гонения, которое при императоре Валенте последовало на исповедников Никейского вероучения в Египте и описал это гонение. – Сочинение Руфина в начала V – го века было переведено на греческий язык Геласием, епископом Кизическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313 — 323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obno...

Нельзя было представить себе чего-нибудь более незаконного. Даже допустив действительность приговора Тирского собора и считая Афанасия лишенным законных прав, нужно было по крайней мере, чтобы его преемник был избран духовенством и мирянами Александрии и затем водворен епископами своей митрополичьей области. Но одной незаконностью больше или меньше, – об этом уж не беспокоились. Египетским префектом вновь был поставлен Филагрий, находившийся под покровительством старого Евсевия, который оценил его усердие во времена Тирского собора; тот объявил указом в середине марта 389 года, что у Александрии есть новый епископ. Христианское население, возмущенное этим, бросилось к церквам; александрийские храмы, вопреки всему, что проделывали против Афанасия, остались в его руках; во время его изгнания верные ему пресвитеры совершали там богослужение. Теперь дело шло о том, чтобы изъять эти церкви из их ведения и передать пришельцу. Церковь Квирина 339 первая подверглась нападению 18 марта; на месте разыгралось прискорбное побоище, сопровождавшееся убийствами и увечьями; наконец, здание загорелось и погибло в огне вместе с прилегающей крестильней. Четыре дня спустя Григорий вступил в город в сопровождении охраны и при приветственных кликах язычников, евреев и ариан. Ему проложили дорогу в епископский дворец, но не без драки. Дело было великим постом и приближалась пасха. Григорий ходил из церкви в церковь с полицией и отбирал их одну за другой. В одной из них в великую пятницу он захватил 34 человека, которых велел бить кнутом и посадить в темницу. Даже в самый день пасхи были произведены аресты. Афанасий еще держался в одной церкви. Ему сообщили, что и на нее произведут нападение, и он добровольно удалился ради избежания беспорядков. Разумеется, официальные донесения приписали ему все ужасы тех дней в Александрии. Можно себе представить его негодование. Незачем и напрягать свое воображение: до нас дошло его негодующее воззвание, которое он тогда разослал всем христианским епископам. Оно начинается с истории левита в Ефраиме, который изрезал в куски свою обесчещенную жену и этими кровавыми останками возбудил негодование племен израилевых. Его собственная александрийская церковь также подверглась насилию на его глазах; ее вырвали у него по кускам. Далее идет скорбный рассказ о вторжении Григория. Наконец, обращаясь к своим собратьям, Афанасий взывает к ним со страстным красноречием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая четкая, богатая деталями и развитая схема «жизнеописания» М. оформляется именно в XII в., когда в результате крестовых походов в Зап. Европу приходят свежие сведения об исламе, а новые негативные образы этой религии используются в целях пропаганды крестоносного движения. Но созданный христ. писателями и поэтами образ М. отвечал и др. задачам, к-рые тогда стояли перед западнохрист. обществом. XII век - время григорианской реформы и распространения ересей. Для борьбы с врагами Церкви и просвещения паствы было важно создать крайне негативный образ классического ересиарха, и для этой роли был выбран М. В XII-XIII вв. повествования о М. появляются почти во всех значимых исторических трудах, посвященных крестовым походам. По-видимому, жизнеописанию М. уделялось достаточно большое внимание в несохранившейся «Истории восточных правителей» (Historia de gestis Orientalium principium) Вильгельма (Гийома) Тирского († ок. 1186), на к-рую он ссылается в 1-й главе «Истории деяний в заморских землях» (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum). Во время 5-го крестового похода (1217-1221), в разгар осады Дамиетты (ныне Думьят, Египет; май 1218 - нояб. 1219), каноник кафедрального собора в Падерборне и проповедник похода Оливер фон Падерборн († 1227; с 1223 князь-епископ Падерборна, с 1225 кардинал-епископ Сабины) уделил М. целый раздел в своей «Дамиеттской истории» (Historia Damiatiana). В числе уже ставших стереотипными представлений о М. в тексте присутствует и описание гробницы пророка; при этом упоминается некий христ. государь, к-рый разрушит Мекку, где якобы находится гроб М., а также предсказываются и др. события, ведущие к гибели агарян. Эти новшества были связаны с распространением среди крестоносцев сведений о победах над арабами монголов, в числе которых были христиане-несториане,- надежды Запада на помощь с Востока воплотились в легенды о христ. правителе Иоанне Пресвитере . В 5-м крестовом походе участвовал и хронист Жак де Витри , еп. Акры. Он посвятил истории крестовых походов и Св. земли соч. «История Востока, или Иерусалима» (Historia Orientalis seu Hierosolymitana), для создания к-рого заимствовал мн. сведения у Вильгельма Тирского. В «Истории Востока...» есть и биография М., где повторяются мн. известные топосы. Хотя автор проявляет определенную осведомленность о жизни и об учении М., он называет еретика - учителя М.- Сосием (Sosius) и описывает статую М., к-рая якобы находилась в мусульм. святилище.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Крестьянами и землями на территории Н. е. владели: католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские) - в селениях Земо-Никози, Квемо-Никози, Земо-Хвити (Список крепостных католикоса и Светицховели с припиской-распоряжением царя Картли Вахтанга VI, 1720 г.//Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 184; Реестр крепостных католикоса и его азнауров, 1789 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 991); Тирский мон-рь (входил в юрисдикцию Урбнисской епархии) - в ущелье Жгеле (в Двалети) и в ущелье р. Б. Лиахви, в т. ч. в Хвити и Никози (Дарственная грамота моларетухуцеси (казначея) Хелы Тавхелидзе тирской церкви Богоматери, 1432 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 179-180; Прошение крепостных Тавдебис (Тирской) Богоматери с припиской-распоряжением царицы Дареджан, 1785 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 652-653); церковь Эртацминда - в Квемо-Никози (Прошение протоиерея церкви св. Евстафия Симеона с припиской-распоряжением царя Картли-Кахети Ираклия II, 1768 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 137-138; То же, с припиской-распоряжением царевича Георгия, 1768 г.//Там же. С. 245; Прошение крепостного церкви св. Евстафия Деметре Элоашвили с припиской-распоряжением царя Георгия XII, 1800 г.//ПГП. 1985. Т. 8. С. 620-621). На территории Н. е. имели владения груз. Крестовый монастырь и храм Гроба Господня (в источниках назван Голгофой) в Иерусалиме: в надписи на вост. фасаде колокольни никозской церкви Гвтаеба среди ее строителей назван джварискаци (букв.- мужчина, т. е. слуга Креста) Махаребели, смотритель имений Крестового мон-ря в Никози и его окрестностях ( Сосиашвили. 2010/2013. С. 248); некий Диасамидзе пожертвовал Крестовому монастырю виноградник и крестьян в Никози, в 1703-1709 гг. этот акт был утвержден царевичем Вахтангом (царь Картли Вахтанг VI в 1716-1724) ( Хуцишвили. 2006. С. 41); кн. Дагладзе в 1-й пол. XV в. пожертвовал храму Гроба Господня «село Рхвити» (Хвити), в 1624 г. царь Картли Симон II утвердил эту дарственную грамоту (Там же. С. 31-32). Границы совр. Никозско-Цхинвальской епархии существенно отличаются от границ средневековой Н. е. Согласно решению XIII Поместного Собора ГПЦ (1995), в Никозско-Цхинвальскую епархию вошли г. Цхинвали, Цхинвальский, Ахалгорский, Джавский и Корнисский (Знаурский) р-ны (ныне в Юж. Осетии, в адм. системе Грузии - край Шида-Картли) ( Анания (Джапаридзе). 2010. С. 310), а также часть муниципалитета Гори (с. Земо-Никози и прилегающие поселения). В средние века эти территории входили в состав Руисской, Урбнисской, Самтавийской и Самтаврской епархий ГПЦ. История

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Приложение I. Оглавление писем блаженного Феодорита с кратким указанием содержания их. 1 . Неизвестному. Молчание адресата касательно посланного ему Феодоритом толкования на Апостол заставляет Кирского епископа предполагать, что тот составил неблагоприятное суждение о его труде, и принуждает его обратиться с просьбою – высказать определенно свое мнение. 2 . Ему же. Хороший отзыв адресата о своих истолковательных сочинениях Феодорит считает выражением его любви, обыкновенно прикрывающей многие недостатки друзей. 3 . Епископу (Тирскому) Иринею. Указав, что решение некоторых вопросов недоступно человеку, ограниченному в своем ведении в настоящей жизни, Феодорит переходит к рассмотрению приведенной адресатом «притчи» о языческом судии, предложившем двум христианам на выбор: или принести жертву богам, или броситься в море, при чем один из них сразу выбирает последнее, а другой не соглашается ни на одно из этих условий. В ответ на просьбу Иринея – указать сравнительное нравственное достоинство обоих подвижников благочестия, Феодорит, – на основании фактов библейской истории, – отдает предпочтение второму. 4 . Приветственное по случаю праздника с благодарением Богу за ниспосланный дождь. 5 . Приветственное по случаю праздника; значение праздников для человечества после падения. 6 . Приветственное по случаю праздника, совершенного Феодоритом при всеобщем рвении народа. 7 . Феонилле утешительное по случаю смерти мужа. 8 . Евграфие утешительное по случаю смерти мужа. 9 . Неизвестному, высказавшему свое крайнее негодование по поводу несправедливого приговора (членов Разбойничьего собора) против Феодорита; Кирский епископ выражает ему свою радость, что он страдает невинно. 10 . Адвокату Илии, с просьбою помочь иподиакону Геронтию в процессе против некоего Аврамия, присвоившего что-то у некоторых лиц. 11 . Епископу Константинопольскому Флавиану, которому Феодорит выражает свою искреннюю радость по случаю осуждения (на соборе 448 г.) нечестия монофизитствующих. 12 . Епископу (Тирскому) Иринею утешительное по случаю смерти Иринеева зятя, бывшего искреннейшим другом Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010