Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», то есть что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, – сшел с небес. Открываются Царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям царствие Божие. Из алтаря, как с неба идет, в образ Господа – священник прост (прямо, нс согнувшись), имея фелонь опущенную (Тип., гл. 2), для изображения смирения и величия. Пред ним идет, как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, – и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествуют два светильника (Тип., гл. 2), означающие собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия [как – в день Пасхи, в великую пятницу, на преждеосвященной литургии – в седмичные дни великой Четыредесятницы, в 24-е февраля, 9-е марта и в день храма святого (храм. гл. 34 и 35), в страстную седмицу, также 24 декабря, 5-го января], тогда на Входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь. Придя к Царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника (на правой стороне), мало откосвенно (несколько наискось) и приник (наклонясь), держа орарь свой тремя персты десные руки, глаголет тайно (Тип., гл. 2). – так тихо, что только священник может слышать: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву Входа: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия» 364 . И по молитве поклонився, диакон орарем, держимым тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый Вход». Священник крестообразно благословляет к востоку (Тип., гл. 2), говоря: «Благословен Вход святых Твоих, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иерей на великой вечерне (не на бдении), «отверз Святыя Двери и опустив фелонь, стоящу диакону отвне одесную и орарь держащу обычно, глаголет иерей отпуст по дню» (Тип., гл. 7). На малой вечерне молитвословия, предшествующие отпусту, начинаются только с того, что священник говорит: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и т. д. На вечерне великопостной, после возгласа священника: «Сый благословен», читается молитва: «Небесный Царю, верного Императора нашего (имя рек) укрепи», и затем произносится молитва св. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего», с поклонами, – иногда с тремя великими 395 , иногда сперва с 3-мя великими, потом с 12-ю малыми и затем с одним великим, итак с 16-ю. Три великих поклона бывают на той великопостной вечерне, на которой, после «Ныне отпущаеши» и тропаря, была ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»); так бывает в Неделю (в воскресение) на понедельник; на праздник с полиелеем (24-го февр.), если он случится в четверток сырный; на предпразднство и попразднство Сретения (Тип., 1-го и 2-го февраля), случившееся в среду или пяток сырные; на праздник с полиелеем, случившийся в седмичные дни 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., послед. 24-го февраля и 9-го марта); на предпразднство и праздник Благовещения (Тип., послед. 24-го и 25-го марта). На которой же вечерне, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», произносилось «Господи, помилуй», 40 раз, на той бывает 16-ть поклонов, сперва три великих, потом 12-ть малых и засим один великий. В Недели (воскресения) Четыредесятницы, на вечерне, бывающей после литургии и трапезы, следуют засим молитвословия, предшествующие отпусту, какие бывают и на малой вечерне. Священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и т. д. (Тип., послед. вечера Недели сырн.). На вечернях же великопостных, бывающих до трапезы (Тип., послед. понедельн. 1-й седм. вел. поста), сему предшествуют молитвословия в прославление Святой Троицы и псалмы, которые читаются пред вкушением пищи (например, благословенных хлебов – на бдении, антидора – на литургии), именно: после «Ныне отпущаеши», следуют: «Трисвятое», «Отче наш», тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов», «Молите за ны», «Под Твое благоутробие». «Господи, помилуй», 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим». Возглас иерея: «Сый благословен», молитва: «Небесный Царю», 16-ть поклонов, «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй», 12-ть раз, и молитва: «Всесвятая Троице». После сего, как на литургии – пред раздаянием антидора, а на бдении – по благословении хлебов, произносится трижды: «Буди имя Господне благословено отныне и до века» и читается псалом: «Благословлю Господа на всякое время» – весь до конца, как на литургии. Засим произносится: «Премудрость». Поется славословие Матери Божией: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу». священник взывает «Слава Тебе, Христе Боже», упование наше, слава Тебе и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но в этот праздник, подобно как в праздник Господень, положены: 1) на литургии на Малом Входе – входной стих, как в двунадесятый Господень праздник. После входного стиха поется тропарь и кондак праздника. Но в этот день не положены праздничные антифоны, а указаны Изобразительны с Блаженными. 2) После служб положен особый отпуст (см. Служебн.). Если праздник Сретения случится в Недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше» и 50-го псалма не положено пение: «Покаяния отверзи ми двери», а следует стихира праздника. Но положенное в эти Недели пение: «На реках Вавилонских», не отменяется (Тип., 2 февр., аще в Неделю). В праздник Сретения в Неделю (воскресение), обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песне канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Тип.) Па утрени катавасия. «Сушу глубородителыную землю» поется начиная с дня, по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Тип. гл. 19). От отдания Сретения до 1-го августа поется (кроме Недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия: «Отверзу уста моя» (там же). Праздник Сретения имеет один день предпразднства (1-е феврали) и семь дней попразднства. Отдани Сретения празднуется 9-го февраля. При этом должно знать, во 1-х, о мясопустной субботе, что если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших поется или в субботу мимошедшую (т. е. пред Неделей блудного сына), или в четверток мясопустный (Тип., 2-го февр.). Но если суббота мясопустная будет в предпразднство или попразднство или отдание Сретения, то служба за усопших не переносится на другой день. Во 2-х, о дне предпразднства должно заметить, что если он случится в субботу мясопустную, а праздник – в Неделю мясопустную, то предпразднство празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднство бывает в пяток мясопустный (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2) На день предпразднства Сретения (1 февр.), если случится в сырную субботу. 3) На праздники с полиелеем к, которые случатся в Великом посту (24-го февр. и 9-го марта), если накануне их вечерня не соединяется с литургией (См. Тип., послед. 24-го февраля, аще случится 24-го февраля во един от дней постных). 302 Паремии полагаются, главным образом, на великих вечернях, но не на всех. Не полагаются паремии на великих вечернях на дни воскресные, если в эти дни не случатся святые с полиелеем, или бдением (Тип., гл. 2), или двунадесятые праздники. Но паремии бывают и на вседневной вечерне, например: в среду и пяток сырные. И на малой вечерне однажды положена паремия, именно на малой вечерне на сырную субботу, если в оную случится праздник Сретения Господня (Тип, 2-го февр.), читается «паремия дне». Также и в день храма, случившийся в мясопустную субботу (Храм. гл. 26). 304 В навечерия Рождества Христова, Богоявления и в Великий пяток, когда 9-й час читается совокупно с другими часами, а вечерня совершается отдельно от него; тогда вечерня начинается так: после возгласа произносится: Слава Тебе, Боже наш. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш. Господи помилуй, 12-ть раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся, трижды. 305 В пасхальную седмицу, после возгласа: «Благословен Бог наш», вместо: «Приидите, поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе», трижды, и вместо: «Благослови душе, моя», поется этот же тропарь со стихами: «Да воскреснет Бог». С Недели ап. Фомы до Вознесения, после возгласа, поется только тропарь: «Христос воскресе», трижды. 306 На вседневной вечерне вовсе стихословия не бывает: 1) в вечер Недель (воскресений); 2) в вечер тех дней (от Недели апостола Фомы до сыропустной), на кои было бдение. 26 декабря, 7 января, кроме субботы (Тип.). 307 На малой вечерне на 14-е сент., 1-е авг. и в субботу пред 3-й Неделей Великого поста, по многолетии, диакон: Благослови, Владыко (стоя пред жертвенником, на котором во время 9-го часа полагается честный крест). Иерей: Благословен Бог наш. Лик в алтаре: Аминь. Трисвятое. Отче наш. Возглас: Яко Твое есть царство. Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне. Кондак: Вознесыйся. Во время пения тропаря иерей переносит на главе с жертвенника на престол крест и полагает его на месте Евангелия, а Евангелие поставляет на ем месте престола (Тип., 14 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если же случится в Неделю праздник или святой с бдением, полиелеем, великим славословием, которому есть в Минее стихиры на «Хвалитех», то поются на «Хвалитех» стихиры воскресные четыре и «святого со славным четыре» (Тип., гл. 3 и 4), т. е. после четырех воскресных стихир поются четыре стихиры на «Хвалитех» святому из Минеи, включая в это число четыре стихиры и ту стихиру, которая в Минее положена на «Слава» («И самогласен иже на славу». Тип., 15-го сентября, аще попразднство в Неделю. См. о стихирах на «Хвалитех»). Если в Неделю (воскресение) случится предпразднство, или попразднство, иди отдание праздника, то, после четырех или пяти стихир воскресных (7-го сентября, 1-го февраля), поются четыре или три праздничные стихиры стиховные утренние (Сент. 15-го и 8-го сент., аще.... в Неделю) со славным, т. е. со стихирой на «Слава». Стихиры празднику поются с праздничными припевами (Тип., послед. 7-го сент., 15-го сент., 25-го поябр. и др.). Если же в Неделю, кроме предпразднства, случится еще святой, которому положены стихиры на «Хвалитех», то в таком случае, стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются стихиры воскресные четыре и святого со славным четыре, с припевы его (Тип., 8-го сентября, аще попразднство в Неделю; 15-го сент., аще попразднство в Неделю). При пении Триоди Постной и Цветной, в разные Недели поется на «Хвалитех» разное число стихир воскресных (Октоиха) и стихир Триодей. Сколько тогда поется тех и других стихир, это указано в Триодях, в последованиях тех Недель. После стихир на хвалитех на «Слава» в Недели (воскресения) поется «стихира Евангельская», которая называется «стихирою утреннею, утренним самогласном» 502 . Стихир Евангельских столько же, сколько воскресных утренних Евангелий, именно 11-ть (сколько и ексапостилариев воскресных). Каждая из 11-ти стихир соответствует по содержанию, читанному из числа 11-ти, воскресному Евангелию 503 . Каждая стихира евангельская всегда поется на глас, и над этими стихирами надписывается на какой глас они должны быть петы. Первые 8-мь стихир поются по порядку на 8-мь гласов. 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я – на 6-й, 11-я – на 8-й глас. Эти стихиры печатаются в Октоихе и Типиконе (глава 54). В некоторые Недели (воскресения) указано петь евангельские стихиры, не после стихир на «Хвалитех», а после утрени, пред 1-м часом, при литии. Вместо же Евангельских стихир поются, после стихир на «Хвалитех», стихиры праздника (из Минеи иди Триоди). По отпусте утрени положено петь евангельские стихиры в Недели (воскресения), в которые случатся праздники Богородичны: Рождество Богородицы, Вход во храм, Благовещение, Сретение, Успение, предпразднство (24 дек.) и отдание (31 дек.) Рождества Христова, отдание Богоявления 13 янв.), а также в Недели (воскресения) от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех Святых (Тип., послед. Недели мытаря и фарисея).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

среды 1-й седмицы вечера, зри). В Чиновнике указано Царские врата отверсти, пред произнесением слов: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех» и затем врата затворить; но нет указания об открытии врать при «Да исправится». Пением: «Да исправится молитва моя» заключается служба вечерни; далее следует литургия. После пения «Да исправится», на литургии полагаются: великие поклоны 759 и, обыкновенно, произносится молитва: «Господи и Владыко живота моего» 760 . После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, З-й, 4-й седмиц Великого поста и послед. 9-го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В страстную седмицу на литургии преждеосвяиценных Даров полагается только чтение Евангелия (и не бывает чтения Апостола). Апостол и Евангелие праздника читаются на литургии преждеосвященных Даров, совершаемой в самый день праздника, кои читаются на вечерне пред литургиею преждеосвященных Даров, но совершаемой не накануне праздника (Там же, и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малыя ектении не глаголем» 761 . При архиерейском служении по чтении Бытия Царские врата отверсти... По произнесении «Свет Христов» Царские врата затворити (Чиновн.) Когда же бывает чтение Апостола и Евангелия, тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1-й седм. Велик. поста). Итак, не указывается, чтобы при пении: «Да исправится» были Царские двери открыты. Пред Апостолом произносится и поется прокимен апостола (Служебн.), иначе – прокимен святого (Чиновн.), а пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (Там же). При пении «Аллилуиа» бывает каждение (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

928 При пении на утрени «Непорочны», каждение бывает (См. выше) при закрытых Царских дверях. Иерей и диакон выходят для каждения северными дверьми (Тип., гл. 2 и 22). 930 В Типиконе, в последовании мясопустной субботы, сказано: «Аще ли прилучится храм некоего святого или святой в сий день, и служба субботы поется в гробнице токмо, а в храме поется служба храма». Под гробницей можно разуметь и притвор, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (Тип., гл. 14). Также, если случится Сретение Господне (2-го февраля) в субботу мясопустную – служба субботы переносится на вторник или четверг мясопустной седмицы (Тип., 2 февр.). Но если праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24-го февр.) случится в мясопустную субботу, то служба праздника переносится на пяток мясопустный (Тип., послед. 24 февр.). Празднование в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, 19 февраля, случившееся в субботу мясопустную, переносится по указанию Св. Синода (Церк. Вед. 1905 г., 5), на Неделю (воскресение) мясопустную. 931 В сырную седмицу запрещается вкушать мясо, а дозволяется – сыр и масло, с целью – мало-помалу приучать отступать от приятных яств и без печали приходить к воздержанию поста. Такой древний обычай (см. свидетельство о нем Феофила, Патриарха Александрийского, V века, у Свицера – слово τυροφγο) получил силу закона со времен греческого императора Ираклия (610–640), воевавшего с Хозроем и обещавшего Богу, при благополучном окончании войны, не вкушать мяса в Неделю пред Великим постом. Св. Церковь и по прекращении войны исполняла желание императора (Thesavrus Sviceri τυριν). 932 В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано, что в сырную Неделю «архиерей после вечерни знаменается у святых икон и благословляет крестом властей и всех, ту прилучившихся» (Чин священносл. см. о сырн. нед.). В рукописном уставе 1645 года Московской Троицкой лавры указан для начинающих говеть такой чин благословения от игумена: «Отпустя вечерню клирошане на первом клиросе запоют славник храму, а на левом: Послан бысть, да на сходе: Владычицу большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Народ, обыкновенно, стоит на коленях при пении всех стихов, исключая пения последний раз второй половины: «Да исправится». Что же касается иерея, то он после пения «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия», идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником иерей кадит 3жды, и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения: «Да исправится”» (Булгаков, стр. 923). Допустить девочек-учениц к пению: «Да исправится молитва моя» за амвоном запрещений нет. По исполнении этого молитвословия иерей произносит молитву: «Господи и Владыко живота моего» с тремя поклонами. Затворяются Царские врата. Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи «После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие . Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й, 4й седмиц Великого поста и послед. 9го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В Страстную седмицу на литургии преждеосвященных Даров полагается только чтение Евангелия (не бывает чтения Апостола). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й и 4й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малые ектении не глаголем». Когда положено читать Апостол и Евангелие , тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1й седм. Велик. поста). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится» и великих поклонов — следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, а именно: ектения «Рцем вси». Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях свв. Иоанна Златоустого и Василия Великого. После молитвы и ектении священник возглашает. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» (Служебн., Чиновн.).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тип. и Триодь).    На Лазареву суббботу Ипотипосис, Орбельская Триодь и Типикон иером. Нила разрешают рыбу, первый уравнивая ее в этом отношении с неделей Православия, Крестопоклонной и праздником 40 мучеников, вторая и третий- с праздником Благовещения. Но устав п. Алексея — разрешает только на вариво с елеем, уравнивая ее тоже с праздниками Предтечи, 40 мучеников и Благовещения. Нынешний устав примиряет это разногласие, разрешая в эту субботу на икру: „на трапезе учреждаемся варением с елеем; аще же икру имамы, да дастся комуждо брату по три онгии, и вино пием“ (49 гл. Тип. и Триодь; 32 гл. Тип. не упоминает).    Как это ни странно может показаться нам теперь, но древние уставы в Вербное воскресенье давали меньшую льготу в посте, чем в Лазареву субботу. Это могло быть, конечно, потому только, что этот день почти причислялся уже к Страстной неделе (без него, действительно, эта неделя не является неделей, седмицей). Как известно по нынешнему уставу — это один из двух дней всего поста, в который разрешается рыба (что упомянуто и в 32 гл. Типикона и в 49 гл. два раза: в уставе 1-ой субботы поста и в уставе самой недели Ваий: „на трапезе утешение: ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога»). Между тем Ипотипосис не только не разрешает на рыбу в Вербное воскресенье (разрешая ее для 4 дней поста: 1 и 3 недели, субботы Лазаря и 40 мучеников), но и на масло, а только на маслины при вареном блюде и на вино, уравнивая это воскресенье по трапезе с праздником Предтечи. Устав же п. Алексея не упоминает об этой неделе в главе о постах, след. не выделяет ее из ряда других воскресений поста. Из всех известных нам древних уставов, только Пандократорский упоминает о ней и разрешает на рыбу (не говорим об уставах, разрешающих на рыбу во все субботы и воскресенья поста).    Кроме этих дней особенной льготой в посте отмечались дни, на которые падали какие-либо праздники. На пост могут приходиться следующие праздники: Благовещение (очень часто), память 1 и 2 обретения честныя главы Иоанна Предтечи 23 февраля (реже), и память 40 мучеников Севастийских 9 марта (всегда).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднства же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящаго креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга: Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре., л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в Неделю (воскресение), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника. Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1). В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й Седмицы по Пасхе). После отпуста на вечернях: малой, вседневной и великой (не на бдении) поется «Многолетие» (Тип.. гл. 1, 7 и др.), молитва Господу о многолетней жизни Государя Императора и всего царствующего дома, Св. Правит. Синода, местного преосв. митрополита или епископа и всех православных христиан. Повечерие Повечерие (Α=πδειπνο») бывает великое 402 и малое. В составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из трех частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. П О В е Ч е P И Е Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, Совершается, кроме если в самые эти дни или накануне их во – вторник и седмичных дней четверток, не случится Сретения Господня (2-е февраля) или Великого поста и храмового праздника (храм. глав. 28): в великом посту – на указанных здесь во все те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на дни года. вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой страстной седмицы). В соединении с утреней совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни великого поста и не следующие за праздником (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010