Дорофея вправду приняла эти слова безбожника и обещалась исполнить его просьбу, – не вразумится ли он чудом. Прийдя на место казни, она помолилась ГосподуБогу о плодах райских. И что же? В ту же минуту ангел Божий явился к ней в виде отрока с тремя прекрасными яблоками и тремя пунцовыми цветками, которые были положены в чистом платке. Она попросила ангела доставить это Феофилу и за тем сама предала дух свой Богу. Так как в то время была зима и в той стране всегда зимний холод чувствовался в значительной степени, то Феофил был поражен свежими плодами, которые имели и свежие сучья, и листки, издавали от себя прекрасный запах, – словом были невиданными даже в обычное (летнее) время. Таким образом он тотчас же из мучителя сделался мучеником (память 6 февраля). 97 По толкованию учителей церковных под словами: «задняя Божия» нужно понимать вочеловечение Сына Божия. Видеть эту тайну воочию было обещано Моисею, и – Моисей увидел ее на фаворе, когда был призван предстать Иисусу Христу в том самом состоянии Господа, как увидят Его и все праведники в раю. 108 Пам. 24 мая. Св. Иаков низибийский у берега одной реки встретил девиц, которые с неприкрытыми головами и обнаженными коленами мыли белье и бесстыдно смотрели на него. Но он не почувствовал ни малейшего соблазна, и тотчас же наказал бесстыдных тем, что в одну минуту они поседели, речка же пред ними засохла (церк. ист. Феодорита книг. 2, гл. 30) 110 Так об одном святом говорится, что лишьтолько он начинал молиться, подняв свои руки к Богу, – душа его возносилась к созерцанию небесного. Поэтому в совместной с другими молитве (чтоб при других не показывать себя в долгом забвении) он и старался скорее прекратить молитву (Достопам. сказ. 274, 1). 124 Мф.20:1–16 . Притча о делателях в винограде, на которую мы указываем, в то же время какбы противоречит учение о разных наградах праведникам; потому что гласит, что трудившиеся в винограде всего один час были награждены наравне с теми, которые трудились с самого утра. Но надобно знать обстоятельства, при которых, и цель, с которой Спаситель произнес эту притчу. Для тех, которые с ранних лет своей жизни стали быть благочестивыми, цель в этом та, чтоб они не превозносились пред другими и не презирали тех, которые обращаются на путь истины впоследствии времени. А этим дает понять, что и в короткое время они могут все приобрести и потому не должны унывать (толк. св. Златоуста). Читать далее Источник: Вечное блаженство праведников/[Соч.] прот. Евгения Попова. - Пермь : Тип. Каменского, 1885. - 66, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

4) После полиелейных псалмов. 30 января, в день памяти Трех святителей (в неделю), «чтение святых» (Тип., л. 166) 344 ; 2 февраля, в праздник Сретения (в неделю), «чтение праздника» (Тип., л. 173) 345 . 5) После песни канона. 1 сентября, в день памяти Симеона Столпника, «чтение жития святаго Симеона» (Тип., л. 43); 24 февраля в день Обретения главы Предтечи (в неделю), «чтение Предтечи» (Тип., л. 188); в четверток 5 седмицы Великого поста «чтем оставшее жития преподобныя Марии» (Тип., л. 328 на об.); в Великий четверток «чтем слово Иоанна Златоустог о о предании Христове, и о пасце, и о сказании святых таин» (Тип., л. 339). 6) По 6 песни канона. В неделю Мытаря и Фарисея «чтем пролог или синаксарий» (Тип., л. 296 на об.). Но так как во многих последованиях не говорится о том, что именно надобно читать, то в Типиконе помещены общие руководственные указания на сей предмет. Они находятся: а) во 2-й его главе, где сказано: «Ведомо буди, яко от недели св. Пасхи даже до недели Всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния св. апостол; в прочия же недели всего лета чтутся седмь Соборная послания апостольская и четырнадцать посланий св. ап. Павла и Откровение св. ап. Иоанна Богослова» (Тип., л. 5 на об.); б) в 48 гл. под 1 числом сентября, где, указав на чтение после первой рядовой кафизмы, Типикон замечает: «отднесь начинается чести Метафраст Логофета Симеона и Маргарит Златоустов и толкования посланий святого апостола Павла» (Тип., л. 41 на об.); 3) в 10 главе, имеющей заглавие: «О еже как чтутся евангелиа и того толкования» (л. 19). Эта глава на утренях назначает следующие и в следующем порядке чтения: а) от Пасхи до Пятидесятницы – толкования св. Златоуста на Евангелие Иоанна; б) от Пятидесятницы до сентября – толкования св. Златоуста на Евангелие Матфя; в) от недели по Воздвижении до недели Сырной – толкования Феофилакта на Евангелие, Метафраст Логофетов и толкования св. Златоуста на послания св. ап. Павла, также Маргарит Златоустов; г.) в субботы и недели св. Четыредесятницы, начиная с первой – Шестоднев Златоуста; д) в прочие же дни Четыредесятницы на всякую утреню прочитываются четыре чтения: два во св. Ефреме 346 и в Лавсаице два 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Так как пение антифона «Блажен муж» есть торжественное, то оно не полагается в дни непраздничные, когда нет праздника с полиелеем, или когда праздники с полиелеем случатся в дни сокрушения о грехах, в дни поста. В дни строгого поста, к какому принадлежат некоторые дни сырной седмицы, равно и седмичные дни Великого поста, не стихословится «Блажен муж», хотя бы и случились праздники святых с полиелеем или бдением; так: а) на вторник или четверток сырные, если в эти дни случатся праздники с полиелеем или бдением, на вечерне читается кафизма рядовая 336 ; б) на вторник, среду, четверток, пяток Великой Четыредесятницы всегда стихословится рядовая кафизма, хотя бы вечерня соединялась с Литургиею Преждеосвященных даров, но 1-й антифон 1-й кафизмы не поется (Тип., послед. 30 янв., 24 февр. 337 . Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к великому посту, или в пост. Так: 1) В мясопустную неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января), ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырный, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9-го марта), но не храмовой праздник. Есть дни в году, когда на вечерне вовсе не полагается стихословия Псалтири, именно: 1) На Господние двунадесятые праздники, случающиеся во вторник, среду, четверток, пяток, субботу 338 , исключая того случая, когда в эти праздники (например, в Вознесение) случится великий святой с бдением (см. Тип., 8-го мая в Вознесение и храм. гл. 51-я и 55-я); тогда поется 1-й антифон 1-й кафизмы. 2) На вечерне не полагается кафизмы в те дни, на которые было бдение, ради бывшего труда бденного 339 . Без сомнения, потому же и в неделю вечера во весь год никогда же глаголется Псалтирь. Аще прилунится празднство, тогда поем: «Блажен муж», 1-й антифон (Тип., гл. 17 и сн. Тип., гл. 5 и Тип., послед. 14-го сентября). Так на вечерне в день Пятидесятницы не положено стихословия, но иногда поется «Блажен муж», именно в том случае, если случится храмовой святой (храм. гл. 55-я) или святой с бдением (Тип., 8-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

3) Богородичны, имеющие отношение к воспоминаниям дней седмицы, именно: «Богородичны осьми гласов, поемые егда есть в Минее слава святому. И ныне по гласу сия». Эти Богородичны поются на дни непраздничные и на дни, в кои празднуется святым шестеричным, и притом в том случае, когда есть стихира в Минеи на «Слава». Богородичен или Крестобогородичен поется по гласу «Славы», т. е. поется из того гласа, на который поется стихира на «Слава». Эти Богородичны печатаются в Минее месячной, в конце каждой книги, и в Ирмологионе. 4) Богородичны, называемые догматиками Δογματικς) и на великой вечерне (напр. Тип., 7 Сент. 21 сент.), и на малой (Тип. Послед. 6 нед. по Пасхе.’ Триодь Цветн. 3 нед. по Пасхе) от греческого слова δγμα – учение; так как с похвалою Пресвятой Богородице они содержат догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощении Господа и соединении в лице Его двух естеств – Божеского и человеческого. Богородичны догматики малой вечерни не поются на другие седмичные дни 358 . Богородичны же догматики великой вечерни, поются и на седмичные дни, именно: а) на субботы (исключая те субботы, в кои случится двунадесятый праздник, предпразднство, попразднство и отдание праздников Рождества Христова, Богоявления (Тип., послед. 20-го и 31-го декабря) 359 ; б) на праздники святому с великим славословием, полиелеем, бдением, в какой бы день седмицы ни случились эти праздники. На субботы поется Богородичен Догматик того гласа, который был пет во всю седмицу, по выражению богослужебных книг, «Богородичен первый 360 гласа настоящаго» (Тип., гл. 12, 15 (7 сент.) и другие), «гласа предшедшаго» (Тип., 24-го февраля, аще в субботу 1-й седмицы великого поста), гласа мимошедшаго» (Тип., послед. 20 дек.). На прочие же седмичные дни, кроме субботы, поется Богородичен догматик из того гласа Октоиха, на который была пета стихира на «Слава». Он в Типиконе, большей частью, обозначается первыми словами, например: «Кто Тебе не ублажит» (Тип., 23-го сент.), «Прейде сень» (Тип., 26 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

353 Службы святых, кроме великих святых, случившихся в Недели, поются на повечерии (Тип., послед.Нед. ап. Фомы). 354 То есть, включая в число четырех стихир и ту стихиру, которую в Триоди Цветной положено петь на «Слава». 355 Это славословие называется малым славословием (Δοξολογα μιχρ), славословие же в конце утрени: «Слава в вышних Богу» называется великим славословием (Δοξολογα μεγλη). 356 Стихира, которая поется после «Слава», называется иногда словом «славник». Напр., сказано: оставляются стихиры и славники и канон кресту (Тип., послед. 25 марта, ещё в среду крестопоклонную). 357 Богородичен иногда именуется словом тропарь (Тип., послед. 25 июля). Есть такое указание: сей тропарь глаголется вместо Богородична (Тип., послед. 9 дек.). В этом тропаре, в воспоминание св. Анны, егда зачат Пресвятую Деву, упоминается и Пресвятая Богородица. 358 Богородичны малой вечерни воскресные после стихир на «Господи воззвах» печатаются в Октоихе прежде Богородичнов Октоиха великой вечерни, и обозначаются так: Богородичен гласа малой вечерни. 359 В предпразднство, попразднство и отдание других двунадесятых праздников, случившихся в субботу, поется Богородичен догматик настоящего гласа (Тип., послед. 13-го и 21-го сентября, 5-го и 13 августа и Тип., гл. 15). 361 Вот перевод сей песни: «Иисусе Христе, тихий свет (φς λαρν) святой славы бессмертного Отца, небесного, святого, блаженного, мы, дожив (прийдя – до солнечного заката (ε=π τν λιου δσιν), увидев вечерний (ε=σπερινν) свет, поем Отца, и Сына, и Святого Духа. Ты Сын Божий, дающий жизнь, достоен быть воспеваем во все времена гласами преподобных; потому весь мир Тебя славит». 362 Вход в прежних богослужебных книгах обозначался словом «похождение» (Тип., изд. в Москве 1641 г., в месяцеслове). 363 В великую Четыредесятницу Вход бывает на праздники сих святых, например, 9-го марта, 24-го февраля, хотя бы накануне сих дней и не совершалась литургия преждеосвященных Даров (Тип., послед. 24-го февраля), и была вечерня вседневная, а не великая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В эти Недели седальны читаются из Минеи или Триодей. Иногда седальны, положенные в богослужебных книгах после кафизм, поются или читаются не после кафизм, а в другой части утрени, именно: или после полиелея, или после 3-й песни канона утрени, после коих полагается, так называемое «чтение», при котором позволялось сидеть. Так, если случится святой со всенощным бдением в праздники: Преполовение (Тип., 8-го мая, 23-го апреля), отдание Пасхи (Тип., 8-го мая), день храма святому – в понедельник Святого Духа (храм., гл. 56), то после кафизм поются или читаются седальны этих праздников, а седальны святому, положенные в Минее после кафизм, поются или читаются после полиелея и малой ектении. Также, если в субботу сырную, когда празднуется Святым отцам, случится святой с полиелеем (Тип., 24-го февраля), то после кафизм читаются или поются седальны Триоди, Святых отцов, а седальны святому поются или читаются после полиелея. В день отдания праздника Сретения, случившийся во вторник и четверток сырные, седальны Постной Триоди, положенные после кафизм, оставляются и читаются или поются по 3-й песни канона утрени (Тип., 9-го февраля). Если на утрени не бывает чтения Евангелия, то после кафизмы и седальна, или после малой ектении в седальна, следует чтение 50-го покаянного псалма: «Помилуй мя, Боже» (Часосл., Тип., гл. 2, 9 и др.), а в великую Четыредесятницу после 50-го псалма молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя» (Тип., послед. пон. 1-й седм. Вел. поста). Если на утрени читается Евангелие, то, за кафизмами, после ектении и возгласа: «Яко благ» и после седальна Минеи следует песнопение, которое носит греческое название «полиелей» (πολυλεος), по-русски «многомилостивое» (от πολς многий и – e=’λεος – милость. Песнопение состоит из псалмов 134: «Хвалите имя Господне», и 135: «Исповедайтеся Господеви». От частого повторения в 135 псалме слов: «Яко в век милость Его» – пение получило название: полиелей 444 . В нотном Обиходе изложено пение полиелея следующим образом: «Хвалите имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но эти тропари поются на великопостных часах непременно в те седмичные дни 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц великой Четыредесятницы, в которые не случатся большие праздники, как то: а) Благовещение (Тип., 25-го марта); б) день храма (Тип., храм. гл. .34 и 35); в) память великого святого (Тип., послед. 24-го февраля, в понедельник 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, 9-го марта). В эти же праздники на великопостных часах поется кондак праздника или святого. На всех часах в среду и пяток 4-й (крестопоклонной седмицы поется кондак Кресту, а в день чтения Великого канона на 5-й седмице, на всех часах, – кондак: «Душе моя, душе моя» (Тип., послед. четвертка 5-й седмицы). В страстную седмицу на часах поется кондак дне (Триоди). Иногда на великопостных часах поются два кондака попеременно. Так, если случится Благовещение в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, то поются кондаки дне (Триоди) и праздника, на часах пременяюще (Тип., 25-го марта, аще в Великий понедельник). Также, если праздник храма случится в среду 4-й седмицы Великого поста, то на часах поются кондаки Кресту и храма, попеременно (Тип., храм. гл. 49). После кондака или Богородична на всех трипсалмных часах читается краткая молитва: «Господи, помилуй, 40 раз – и затем молитва, читаемая на каждом повечерии и на полунощнице (кроме пасхальной седмицы): «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже». Затем снова произносится молитва: «Господи, помилуй», трижды, после нее – славословие Триединому Богу: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». После славословия Триединому Богу возносится славословие Матери Божией в песни: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». И чтец просит благословения у священника для окончания часов: «Именем Господним благослови, отче». Священник отвечает молитвою из стихов псалма: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лицо Твое на ны, и помилуй ны» ( Пс.66:1 ) или: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». При архиерейском служении: «Молитвами Святого Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» (Чиновн., лит. Злат. пред велик. выходом).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На 6-м часе поется тропарь: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» 543 . На 9-м часе поется тропарь: «Иже, в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас» 544 . Касательно пения этих тропарей должно заметить: 1) Тропари великопостных часов поются иначе, нежели тропари праздника или святому. В Великую Четыредесятницу и страстную седмицу (в понедельник, вторник, среду) тропари великопостных часов поются со стихами, и при пении их творятся коленопреклонения. Это совершается таким образом: иерей (или учиненный чтец), выйдя на средину храма, пропоет тропарь на положенный глас 545 , затем тропарь поется велегласно ликами трижды: правым ликом – дважды, а левым – едножды (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). Именно, после иерея, поет правый лик. Засим иерей говорит 1-й стих, и левый лик поет тропарь. Наконец, иерей говорит второй стих, и правый лик поет тропарь. Когда иерей поет тропарь или говорит стих, тогда коленопреклонения творят лики и народ; когда же поют тропарь лики, тогда иерей совершает коленопреклонения (Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста и последование понед. страстной седмицы). 2) На часах в среду и пяток сырные, хотя положены тропари великопостпые, но они не поются, а читаются. В Типиконе сказано: «тропарь: “Заутра услыши” скоро без пения» (Тип., послед. сырной среды. Сн. Тип., послед. 14 ноября, 3-е зри). 3) Указанные тропари не поются на великопостных часах в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в день храмовый (Тип., храм. гл. 34 и 35), в день празднования великому святому (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник или день постен 2-й, З-й, 4-й седмиц Великой Четыредесятницы). Тогда на место их поются тропари праздника или святому. На царских же часах после псалмов поется «Слава и ныне». «Аллилуиа» трижды и на «Слава» – особый тропарь. На царских часах в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления на «Слава» поется тропарь предпразднства сих праздников, и на всех часах один и тот же тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А. Всесвятая Троице никогда не произносится ни на полной, ни на преждеосвященной литургии, но либо на изобразительных, либо на вечерни. а. На изобразительных она произносится: а.а) в те дни, в которые после изобразительных непосредственно (см. 11 мр., л. 191 и 12 мр. гл., 192, содержащие устав на 24 февраля и на канун 24; а также 12 мр. гл., л. 210–13 мр. гл., л. 211 на об. и 14 мр. гл., л. 212, содержащие устав о празднике Благовещ. в Вел. понед., вторник и среду) или через известный промежуток времени (см., напр., 15 мр. гл., л. 213–16 мр. гл:, л. 213 и17мр. гл., л. 214, содержащие устав о празднике Благовещ. в Вел. четв., пят. и суббот.) совершается литургия или полная, или преждеосвященных даров, б.б.). В те дни, в которые после изобразительных через известный промежуток времени, но не прямо после них 794 , отправляется одна вечерня без литургии. Так в Великий пяток, в который во 2 часу дня начинаются часы, а в 10 часу дня отдельно от них поется одна вечерня без литургии, на изобразительных положена молитва: Всесвятая Троице (Тип., л. 343). На основании изложеннаго устава в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня на изобразительных всегда читается молитва: Всесвятая Троице. Так бывает и в том случае, когда в сии навечерия в первом дневном богослужебном собрании отправляются царские часы с изобразительными, а во втором – вечерня с литургией Василия В., – и в том, когда в первом богослужебном собрании отправляются царские часы с изобразительными, а во втором одна вечерня без литургии. Последнее бывает тогда, когда 24 декабря и 5 января случаются в субботу или воскресенье, при каковом условии царские часы с изобразительными переносятся на пяток, в который в этом случае литургия не совершается, а вечером в обыкновенное время отправляется одна вечерня (Тип., л. 132 на об., 133 на об, 147). См. также общий устав постового богослужения, излож. под 14 ноябр., л. 99. б) На вечерне молитва: Всесвятая Троице, произносится в те дни, в которые она (т. е. вечерня), следуя за изобразительными непосредственно, сливается с ними в один состав и отправляется одна без литургии. Так это бывает по понедельникам, вторникам и четвергам св. Четыредесятницы, кроме четверга Великого канона (сл. послед. в понед. 1 седм. Велик. поста, Тип., л. 312 на об.), и в те постные дни, в которые должна бы быть литургия, но она почему-либо не совершается, а вместо неё по 9 часе отправляются изобразительны в соединении с вечерней (см. 11 мр. гл. под 24 февр., л. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010