18 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября). 19 В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого). 20 Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание...») поет хор, остальные дочитываются чтецом. 21 В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). 22 Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346. 23 Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе...» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По 1-й статии – ектения малая. Возглас: «Яко благословися Твое Имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». С началом 2-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом. Примечание. «И покадив, начинает 2-ю статию. Другий лик поет припев: Достойно есть величати Тя, Жизнодавца... Таже иерей кадит токмо иконы первыя, и лики» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу») . Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас – малое каждение. Примечание. «И начинаем 3-ю статию, кадящу настоятелю» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). По окончании 3-й статии – тропари воскресные, поемые по Непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор…» (с обычным припевом: «Благословен еси, Господи…»). В это время, по традиции, совершается полное каждение всего храма . Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». По возгласе – седален Триоди, глас 1-й: «Плащаницею чистою…». «Слава» – тот же седален , «И ныне» – ин седален, глас тот же: «Ужасошася лицы ангельстии…» . Псалом 50-й. (Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается.) Канон Великой Субботы из Триоди, глас 6-й: «Волною морскою…», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские песни не стихословятся. Катавасия по каждой песни – ирмосы того же канона. Примечание. «Есть же канон от первыя песни до шестыя, творение Марка монаха, епископа Идрунтскаго: [Ирмосы же творение жены некия Кассии именуемыя,] от 6-я же песни до конца, творение господина Космы» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-23/

20. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Феодора Трихины. Прп. Александра Ошевенского. Мч. младенца Гавриила Белостокского. Прп. Иоасафа Метеорского. Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского . Полунощницу «поем в келлиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг. Примечание. «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх. И собравшимся нам во храм, благословившу иерею с кадилом, глаголем по обычаю, якоже предписася в четверток 5 недели» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»), и тропарь «косно и со сладкопением», глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Примечание. «По тропаре же входит настоятель со диаконом во святый олтарь, и облачася во священныя одежды, кадит святую трапезу крестообразно, и весь святый олтарь, и лики, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...». Посем: «И о сподобитися нам...» , «Премудрость, прости...», «Мир всем» и прочее по обычаю.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8 , на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди). По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе...». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепетая Мати...» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «Ангел предстатель...», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Языка, егоже не ведяше...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст. На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы. Примечание. «На трапезе ядим два варения с елеем и пием вино, благодаряще Всесвятую Владычицу нашу Богородицу о бывшем от Нея чудеси» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 1 «И собравшимся в церковь, благословившу иерею, начинаем утреню, якоже предписася [в четверток пятыя недели святых постов]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 2 «По шестопсалмии Бог Господь, во глас 8-й, и поем тропари косно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-20/

По 1-й статии – ектения малая. Возглас: «Яко благословися Твое Имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». С началом 2-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом. Примечание. «И покадив, начинает 2-ю статию. Другий лик поет припев: Достойно есть величати Тя, Жизнодавца... Таже иерей кадит токмо иконы первыя, и лики» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу») . Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас – малое каждение. Примечание. «И начинаем 3-ю статию, кадящу настоятелю» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). По окончании 3-й статии – тропари воскресные, поемые по Непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор...» (с обычным припевом: «Благословен еси, Господи...»). В это время, по традиции, совершается полное каждение всего храма . Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». По возгласе – седален Триоди, глас 1-й: «Плащаницею чистою...». «Слава» – тот же седален , «И ныне» – ин седален, глас тот же: «Ужасошася лицы ангельстии...» . Псалом 50-й. (Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается.) Канон Великой Субботы из Триоди, глас 6-й: «Волною морскою...», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские песни не стихословятся. Катавасия по каждой песни – ирмосы того же канона. Примечание. «Есть же канон от первыя песни до шестыя, творение Марка монаха, епископа Идрунтскаго: [Ирмосы же творение жены некия Кассии именуемыя,] от 6-я же песни до конца, творение господина Космы» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

Alleluia: Acclamation liturgique//DACL. Vol. 1. Col. 1229-1246; Wagner P. Alleluia: Chant//Ibid. Col. 1226-1229; Keet C. C. A Liturgical Study of the Psalter. L., 1928; Krinetzky L. Israels Gebet im Alten Testament. Aschaffenburg, 1965; Гарднер И. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике//Православный путь. Джорд., 1966. С. 145-170; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 19712. С. 154-169; он же. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971. С. 125-129; Strunk O. The Byzantine office at Hagia Sophia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-150; Lodi. Enchiridion; Taft. Great Entrance; Conomos D. The Late Byzantine and Slavonic Communion Cycle: Liturgy and Music. Wash., 1985 (DOS; 21); Schkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the Tradition of Distributed Psalter in Byzantine rite//Musica Antiqua. XI. Acta musicologica. Bydgoszcz, 1997. P. 77-87; Арранц М. «Око церковное»: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». Рим, 1998; Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI в./Пер., предисл. и коммент. М. С. Желтова//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111-126. Выражениями «на утрени Аллилуия» или «поем Аллилуия» Типикон обозначает постовое богослужение седмичных (с понедельника по пятницу) дней (Типикон. Гл. 9. Т. 1. С. 40-53; гл. 49. Т. 2. С. 824-844) или заупокойное богослужение субботы (Типикон. Гл. 13. Т. 1. С. 59-62; гл. 49. Т. 2. С. 802-806, 863-866), различая постовое (или заупокойное) богослужение и праздничное (или будничное), когда «на утрени поем Бог Господь». На утрене А. поется после шестопсалмия , заменяя собой Бог Господь . В седмичные дни А. на утрене поется Великим постом (если не случится полиелей), а также в малые посты , если случится память святого, не имеющего тропаря . Утренняя А. седмичных дней поется со стихами из песни прор. Исаии (Ис 26. 9, 11, 15 - Часослов. С. 57; см. Библейские песни ) на текущий глас Октоиха .

http://pravenc.ru/text/114768.html

На проскомидии заготовляется три Агнца – для вторника, среды и пятницы. Блаженны гласа – 6, и Триоди (Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону ­– песнь 6-я) – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак Триоди (Креста). Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…». Прокимен – Недели Крестопоклонной, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…». Аллилуиарий – Недели Крестопоклонной : «Помяни сонм Твой…»; стих: «Бог же Царь наш…». Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». Причастен – Недели Крестопоклонной: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». Примечание. «На трапезе же учреждаемся, якоже указася в 1-ю Неделю Православия» (Типикон, гл. 49, «Неделя третия святых постов…»). Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – четвероножец со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом о десную страну царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся” (Типикон, 14 сентября). В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы». Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

8 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см.: Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435). 9 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя... Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 848; Богослужебные указания на 1956 год для священно-церковнослужителей. М., 1955. С. 49; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 54; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 40–41. 10 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 11 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 12 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 94 об.) указывают тропарь священномученика, глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Харалампий...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.). 13 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 14 Тропарь храма Апостолов опускается, так как заменяется дневным тропарем. 15 Если храм свт. Николая, то его тропарь произносится один раз, как дневной.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-22/

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам…» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 Каждение на 17-й кафизме не совершается. 4 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 5 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010