Вопрос: Объясните, пожалуйста, значение шестопсалмия. Почему его чтение следует слушать особенно внимательно, хотя при чтении кафизм разрешается даже сидеть? Мне приходилось встречаться с утверждением, что «шестопсалмие – это страшный суд». Что оно означает, и не относится лик околоцерковным суевериям? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14). В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» (М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная). В силу особой значимости шестопсалмия оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я). 11 июня 2007 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6933.html

   Зародыш такого взгляда был уже и в III в. См. выше, стр. 122.    Лаодик. соб. пр. 49.    См. выше, стр. 266.    См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-платонов Г.) О литургии преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д.    Паломн. § 27.    Там же. Ср. выше, стр. 162: «Субботнее бдение по Кассиану».    Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно.    Там же.    Лаод. соб. пр. 51.    Паломн. § 27.    Там же.    Апост. Пост. VIII, 33.     Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium.    См. выше, стр. 123.    См. выше, стр. 269.    Паломн. § 45, 46.     Николя М. Апостольксий символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д.    «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, рути Твои (- 4); направь меня на истину Твою и научи меня (- 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (-7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (- 8) . Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (- 10)». Диаковский Е. ИЗ истории богослужения. Чин Тритекти. Виев. 1908, стр. 23.    Анкир. соб. пр. 8.     Григорий Нис. Письмо канон. к Летою.     Диаковский, Чин тритекти, 14.     Злат. Бес. 52, о постящихся в Пасху.     Злат. Бес. 22, о гневе.     Иерон. На Иону гл. 3.    Cod. Thedos. IX, 35, 4—5.     Амвр. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12.    Cod. Thedos. IX, 35, 7.    Паломн. прип. Сильвии, § 29.    Паломн. § 30. Злат. на Быт бес. 36.    Апост. Пост. V, 18; выдержка приведена на стр. 132.     Епиф. Кипр. Изл. веры 22. Ср. Прот ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι.    Ныне 10я половина евангелия в нею Ваий.    Паломн. §29.    См. выше стр. 156—157.    Паломн. §30.    Паломн. § 31.    До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII-IX в. (Kellner, Heortologie, 42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

обыкновенно читается. 677 Пропуски есть и в указанных местах: в 12 мрк. гл. 24 февр. опущены: Буди имя Господне 3-жды. Слава, и ныне; а в 35 и в 30 хр. гл.: Слава, и ныне, Благословлю Господа. Но, очевидно, эти пропуски случайные: опущенное в первом месте (Благословлю Господа) указывается во втором, а опущенное во втором (Буди имя Господне) упоминается в первом. Случайным также пропуском можно признать и пропуск молитвословий: Всесвятая Троице: Буди имя Господне 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа, на вечерне накануне 9 и 25 марта. 678 Если следующий день не постный, а суббота, то на вечерне, отправляемой отдельно от изобразительных, поклонов не должно быть. 679 Пред облачением священник сначала пред царскими вратами после Благословен Бог..., потом отходя в алтарь, читает те же самые молитвы, какие – пред полной литургией; не читает только: Господи, ниспосли руку твою... 681 Если вечерня, а за него литургия преждеосвященных даров, отправляются в отдельном от 9 часа и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа надобно читать: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный... и др. общеупотребительные начальные молитвы (ср. послед. Великого четверга). 683 Так по Служебнику, а в 49 гл. Типикона сказано: „на едином коемждо антифоне стихословия глаголет малую ектению иерей или диакон“. 684 В Служебнике, стр. 257, сказано, что для приготовления св. даров „наченшемуся стихословию, отходит священник во святое предложение“, т.-е. к жертвеннику. Но так как в настоящее время св. дары хранятся не на жертвеннпке, а на престоле, то он отходит к жертвеннику уже после того, как агнец будет вынут из дарохранительницы и положен на дискос. 686 Если в последовании какого-либо дня помещены 2 самогласна, напр., в среду 4 седм.; то каждый поется по 1-жды. 687 На вечерни Велик. поста, предшествующей субботнему дню, как и в другое время, Типикон и Постная Триодь назначают воскресный богородичен гласа (см. послед. 1, 2, 3 и 4 седм.); но на 5-й седм. особое песнопение: Еже от века таинство...; на 6-й так же особое песнопение: Душеполезную совершивше четыредесятницу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

435 В этой главе не говорится о литургийных тропарях и кондаках в господские и богородичные дванадесятые праздники, потому что сказано выше в главах о праздничном богослужении. 436 Применение этого положения мы уже видели в гл. 34, в которой изложен устав о тропарях и кондаках малого повечерия. 437 В порядке, указанном в таблицах, впрочем, может быть иногда перемена: если лицо рядового святого будет выше лица храмового святого, то песнопения первого надобно петь прежде песнопений второго. 438 Но если 13 ч. совместно со службою недели Праотцев поется служба святых того дня, то на Славе – кондак св. Евстратия. 439 Если служба недели по Рожд. Христ. правится 26 дек. в понедел., то полагаются тропари праздника и святых, Слава, кондак святых, И ныне, кондак Богородицы: Иже прежде денницы... (л. 137). 440 Здесь есть некоторые пропуски. По поводу их признаем необходимым заметить следующее: а) на опущение тропаря храма Богородицы можно смотреть, как на недомолвку, б) опущение тропаря и кондака храма святого показываете, что службу отцев Типикон до некоторой степени приравнивает к службе святого с бдением, в) тропарь и кондак рядового святого не уместны, потому что служба его в эти дни не правится. 441 102 и 145 пс. называются изобразительными антифонами и, как мы знаем из предыдущего, часто поются на литургии. 442 В Часослове (см. Последов. изобразител. стр. 59) к евангельским изречениям о блаженствах: Блажени нищии духом и т.д. указан припев: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем; кроме того, после них и после Слава, и ныне назначаются схождение двух ликов и совместное пение: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии твоем. Но в том же Часослове обяснено, что припев к евангельским изречениям и после них указанное пение полагаются только во дни св. Четыредесятницы, а из 49 гл. Типикона видно, что означенное пение бывает только в постные дни св. Четыредесятницы и при том такие, в которые не случится никакого праздника. Поэтому, напр., в праздник Благовещения этого пения нет (Тип., л. 204); точно так же нет его в Сырную среду (Тип., л. 303) и в Великий четверток (особ. изд. Служб. на Вел. четверт., л. 33 и 34). Во все эти дни, т.е. в праздник Благовещения, случившийся в постный день св. Четыред., в Сырную среду, в Великий четверт., и под., непосредственно после Радуйтеся и веселитеся... надобно читать (а не петь): Слава, и ныне. Помяни нас, Господи, егда приидеши... Помяни нас, Владыко, егда приидеши... Помяни нас, Святый, егда приидеши... Лик небесный поет тя и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Приидет же вмале, и еже радуйся ти глаголя. Иде во священное Мариа пребывалище в двадесятицу первую. В синаксаре избыточествующее и разнящееся греч. т. в (), избыточествующее слав, – в [ ]. 993. πθεσις – основание, принцип, предлог. 994. φορμ – точка отправления. 995. μικρο – без малаго, почти; почти всю жизнь, до старости, до смерти. 996. Пролог. М. 1877, л. 87–88. 997. Объяснение терминов для подобнов см. в соотв. местах службы. 998. Р.Б. 125. 999. Р.Б. 125. 1000. Что такова была первоначальная идея праздника, свидетельствует наименование его в западной церкви – praesentatio, представление, в древних календарях (напр. в одном XIII в.) – oblatio, принесение. Начальные слова в одной молитве (коллекте) праздника: «Боже, Который изволил, чтобы св. Твоя родительница, храм Св. Духа, чрез 3 года была представлена в храм»... папа Сикст V, в виду этого, изменил так: «Боже, Который изволил, чтобы блаженная Мария Приснодева, обиталище Духа св, в сегодняшний день была представлена в храм»... 1001. Протоевангелие, гл. 7, Евангелие о рождении Марии, гл. 6. 1002. Об этих памятниках см. Толковый Типикон I, 359, 363, 442, 443. 1003. Дмитриевский. Описание литургических рукописей I, 203. 1004. Там же, 25. 1005. Остромирово Евангелие, фототип изд. СПБ 1883, л. 242 об. 1006. Morcelli S., Μηνολγιον, Romae, 1788, 287 1007. Baumstark А . Festbrevier und Kirchenjahr der syrishen Iakobiten, Paderb. 1910, 197. 1008. Alt, Das Kirchenjahr, 63. Kellner, Heortologie, 155. 1009. Martene, De antiquis ecclesiae ritibus III, 606. 1010. Martene, 606; Alt, 63; Kellner, 155–156. 1011. Дмитриевский. Опис. литург. рукоп. I, 320–322; ср. 262–265. 487–489. 1012. Рукопись Моск. Синод. библ. 330/380, л. 97 об.– 98 об. 1013. Рукописи Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 49. 50; Моск. Синод. библ. 381 греч. л. 67; 328/383, л. 77 об.; Киевск. Акад. муз. Аа 194, стр. 92. Τυπικν, Венеция 1643, л. 22 об. 23. 1014. Τυπικν χχλησιχστιχν, Венеция 1884, 46, 47. 1015. Старообр. уст., л. (137, 138) 205–207 об.; ср. 130–13?. 1016. Breviarium IV, 565–567; Missale, 577, 578. Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

1629 Ипотип. § 17; ркп. Моск. Синод. б. 330/380, л. 3 об. и др. л. 68 об. (5 сент.) л. 1174 (29 ин.); но 24 ин. и 29 авг. 9 (л. 170 об. 193 об.). 1630 Никол-Касул. Тип. гл. 12 (8). 16 (9) и др. Иногда и для свв. 8, например, Евергетид. 29 авг. (Дмитриевский, Τυπικà, 496). 1635 Ипотип. §§ 3. 13. 14; о Четыредесятнице здесь сказано: «4 καθσματα», должно быть, описка (в Ватопед ркп. этой главы нет). Лиатип. по Дмитр. 249. Студ. Ал. уст. Синод. б. 330/380 л. 71 об. 9. Ник.-Кас. Тип. гл. 1. 1641 Последнее можно считать с Toscani (Ad Typ. graec. 18) и отголоском борьбы за иконопочитание, что свидетельствовало бы о большой древности обычая (в ю. Италию, родину рассматриваемых Типиконов, спасались именно от иконоборчества), и указанием на то, что эти «величания» уже тогда, как и ныне, пелись пред иконами. 1652 Toscani, Ad Typ. graec. 49. 54. 61. 68. Студ.-Алекс. уст. по. ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 4. 72. 114. Дмитриевский, Τυπικà 264. 263. 383. 357. 1657 Никон Черногорец, Тактикон Сл. I, л. 4 (304). Ср. в Студ. Ал. Уст. о великой субботе: «утреннее пение, рекше Слава в вышних Богу, певчески поют, его же николиже бе обычай творити, точию ныне». Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 37. 1661 Там же 870–871. Эти молитвы должно быть, в Евхологиях X-XI в. Синайск. библ. 958 и Париж. национ. 213. Дмитриевский Εχολ. 35. 1003. См. ниже «Часы». 1664 Родом из К-поля, Ниокн должен был удалиться из Раифского мон., где принял иночество, из-за недовольства братии в Черногорский, по разорении которого сначала турками в 1085 г., а потом крестоносцами в 1098 г. возвратился в Раифский. Известен, как автор «Пандект» («Сборни») соч. канонического содержания и «Тактикона» («Устав») богослужебного и монастырско-дисциплинарного и др. соч. Сочинения его на греч. язык еще не изданы (сохранились в ркп. Синайской библиотеки), исключая отрывков (у Pitra и др.): «Пандекты» и «Тактикон» пользовались большим уважение в древней России, и дали много материала для «Кормчей» книги. Напечатаны на слав. язык в Отроге 1645 г. Почаеве 1795 г. и Москве в единоверч. типографии 1859 г. Мансветов, Церк. Уст., 187 и д. Голубинский, Ист. рус. ц. I, 1, 748.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

кан. 58.    Завещ. II, 14, 16.    Кан. Ипп. 186. Егип. кан. 53.    Там же.    Кан. Ипп. 187.    Неуверенное чтение.    Егип. кан. 54.    Дидаск. II, 28.    В евхаристических молитвах «Учения 12 ап.» содержится прошение как будто противоположное: «да прейдет мир сей». Так за это короткое время переменилось настроение христиан. Нынешнее литийное прошение «о состоянии (καταστασεως, прочности) всего мира» т.о. существовало уже в III в. на богослужении.     Терт. Апол. 1, 39.    См. выше стр. 79.    См. выше 49.    Замечательно, что песнь «Теб поем», являющаяся в нашей литургии с древнейших ее списков (Барберинова VIII в.), составляет по «Завещанию» характерную часть утрени и не имеется в литургии.    «Завещание» I, 26—28.     Rahmani: pro (feminis) presbyteris.    «Завещание» I, 35.    В «Завещании» I, 34 указано «возложение руки на оглашенных» после чтений и поучения, Но в I, 4 замечено, что оглашенных удаляются, когда для верных начинается чтение Нового Завета и евангелие. Второе — д.б. остаток древнейшей практики, когда до крещения не вверялась оглашенным тайна новозав. писаний.    Пост. Ап. VIII, 10.    Там же II, 57.     Rahmani, Testamentum 177.    Пост. Апост. II, 57. VIII, 5.     Rahmani, Teatamentum 171—2.    Didascalia arabica 35. Funk. Didascalia et Constitutiones apostolurum, vol II. Testimonia et scripturae propinquae. Paderb. 1906, S. 129.    Didasc. arav. 38. Funk, Did. v. II, S. 132.     Тертуллиан, О душе гл. 9.    Завещание I, 32.    Завещание I, 43.     Тертуллиан. О венце воина, 3.    См. выше стр. 76.    См. выше стр. 79.    См. выше, стр. 82.     Сократ, Церк. ист. V, 22.    Завещ. I, 28, см. выше стр. 89     Тертул. О молитве, 6     Кипр. О мол. Госп. 18.     Ориг. на Быт. бес 10.     Терт. К жене II, 5.     Кипр. О падших гл. 26ю Избранные сочинения, пер. М. Протопопова Спб. 1803, стр. 251.     Терт. О мол. 15.     Кипр. Пис. 63, к Цец.     Клим. Ал. Стр. VII, 7: σασι ο γνωρζοντες τν μακαραν γων τριαδα μονω ν, букв. выделение 3 часов «признают вéдущие блаженную троицу святых состояний».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если не годится рассеянность и суета вообще для святого храма, то в особенности она недопустима в священнейшие моменты Божественной литургии. Во время 1) чтения святого Евангелия, затем 2) при освящении Даров с возгласа «Приимите, ядите» и до «Изрядно о Пресвятей», наконец 3) при пении «Отче наш» в алтаре каждый старший и младший клирик должен во благоговении как бы замереть на том месте, на котором он стоит, совершив своевременно положенный поклон. Ни кадилом, ни свечой, ни книгой и ничем иным никто не должен заниматься в это время – все благоговейно должны внимать тому, что слышат и что созерцают. Если что нужно сделать, то сделать это раньше или после, например, приготовить кадило. Среди храма на эти именно моменты обязательно приостановить: отпуск свечей старостой, хождение с блюдами, установку свечей, уход за лампадами, переноску просфор, хождение по храму, выход из храма. Такая же приостановка очередных дел обязательна при чтении святого Евангелия за каждой службой. Когда моменты эти прошли, тогда староста и каждый церковник могут продолжать свое дело. За правильным порядком следить должны все клирики и староста, с подобающей, конечно, кротостью. Положенные для иерея, а не для всех присутствующих в храме молитвы иерей должен читать, согласно чину, втай, или тайно, а не полугромко, как иные делают. Последнее особенно неудобно при соборном служении, когда такие чтецы мешают друг другу сосредоточиться. Вполголоса для сослужащих предстоятель читает только совершительные молитвы на литургии. Во время причастия принявшему Святое Тело на руки и идущему на свое место сослужащие лица должны дать дорогу. Никогда не должно идти со Святыми Дарами за спинами других людей. При принятии Святой Крови должно защищать от уканутия Святые Дары, держа воздушек левой рукой непосредственно возле своих уст, а не на груди. В отношении богослужебного пения много недочетов замечается в нашей епархии. Поют на общий глас. Клиросные певцы должны усовершаться, употребляя для этого синодальный «Обиход» и полезную книгу «Спутник псаломщика». Хорошо организованные хоры теперь стали необходимостью и для сельских храмов, где не удовлетворяются одноголосным пением простецов. Нам нужно позаботиться о церковных хорах и поддержать их. Этим можно ослабить жажду в искании прихожанами эстетического удовлетворения из иных кладенцов сокрушенных. Исполнять пение должны хоры только по одобренным от высших церковных учреждений нотам. Самое совершенное хоровое пение не должно устранять собой общенародного пения при богослужении. В чине литургии определенно указано, что большинство пения исполняет лик, а «Верую» и «Отче наш» – людие. К последнему благоразумно присоединить «Достойно есть». На всенощной удобно исполнять общим пением «Воскресение Христово видевше», «Богородице Дево», «Взбранной Воеводе» и другие, на молебных и акафистных пениях «Царю Небесный», «Спаси, Господи», припевы и запевы (см.: Типикон, гл. 49 «О поклонах и молитве»).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Примечание. «Да исправится молитва моя…» – древний великий прокимен великопостных торжественных служб (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов). «И по исполнении паремий, глаголет иерей: Мир ти. И диакон: Премудрость. Чтец: Да исправится молитва моя: Тогда праваго и леваго лика, и предстоящий народ обе страны во всей церкви стоят на коленах молящеся. И по пении чтеца, 1-й лик поет тойжде: Да исправится молитва моя: И чтец, и другая страна лика, и предстоящий народ, стоят на коленах, дондеже пропоют. Таже чтец поет 1-й стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: И по пропетии стиха, поет 2-й лик: Да исправится молитва моя: Тогда чтец, и 1-й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена: Таже чтец поет 2-й стих: Положи, Господи, хранение: И 1-й лик паки поет: Да исправится молитва моя: И чтец, и 2-й лик, и предстоящий народ, паки приклоняют колена. И паки чтец поет 3-й стих: Не уклони сердце мое: и 2-й лик поет: Да исправится молитва моя: И приклоняет колена чтец, и 1-й лик, и народ. И паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ, припадают на колена, и стоят, дондеже чтец поет: И воставше допевают на клиросе: Воздеяние руку моею жертва вечерняя. И по исполнении творим поклоны 3» (Типикон, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера). Чтец , стоя перед царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах…», «Положи, Господи…» и «Не уклони сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да исправится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-09/

Чтение его Типикон назначает во храме, но не притворе (Тип., гл. 49, л. 312 на обор). Порядок следующий: Иерей (обыкновенно в одной епитрахили, пред царскими вратами, при закрытой завесе): Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Пс.: Боже, в помощь мою вонми... Примеч. Этот псалом в сем месте читается только в первые четыре дня 1-й седмицы В. поста, в другое же время он произносится после молитвы: «Владыко Боже Отче»... После псалма на 1-й седмице поется великий канон, который разделяется на четыре части: одна для понедельника, другая для вторника, третья для среды, четвертая для четверга. Ирмосы этого канона: Помощник и покровитель..., положено петь по 2-жди. Припев к тропарям назначен: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. По 6-й песни – Господи, помилуй 3. Слава, и ныне, кондак: Душе моя, душе моя... (см. особ. изд. Сл. на кажд. день 1-й седм., понедел., л. 83). В конце канона оба лика вместе поют ирмос 9 песни: Безсеменнаго зачатия... «Достойно есть» не поется. Пс.: Внегда призвати ми... Господи, да не яростию... Доколе, Господи, забудеши... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Пс.: К тебе, Господи, воздвигох... На тя, Господи, уповах.. Живый в помощи Вышняго... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Лик громко и со сладкопением: С нами Бог , разумейте, языцы, и покоряйтеся, – и припев: Яко с нами Бог . 2-й лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся – и припев: Яко с нами Бог . 1 лик: Услышите до последних земли. Яко с нами Бог. 2 лик: Могущии, покоряйтеся. Яко с нами Бог – и т. дал. После стиха: Отец будущаго века, и припева: Яко с нами Бог, поется: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся. Яко с нами Бог . Затем снова каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010