Проч. Типиконы, к нач. XX в. использовавшиеся в качестве соборных, составлены в XVII-XIX вв. Они уделяют много внимания особенностям совершения богослужения в том или ином святогорском мон-ре и содержат такую подробную регламентацию церковных обрядов, что исследователи иногда говорят об особой святогорской редакции Иерусалимского устава (ср.: Там же. С. 508-765). Для Дионисиатского мон-ря в 1624 г. иером. Игнатий составил Типикон, включив в него описания обычаев разных мон-рей Св. Горы (Dyonis. 449 - Там же. С. 517-522), на основе к-рого иером. Иоасаф в 1638 г. написал соборный дионисиатский Типикон (Там же. С. 522-532). 1794 г. датируется составление соборного Типикона мон-ря Ксенофонт (см. выше); 1813 г.- соборного Типикона Филофеевского мон-ря (Там же. С. 539-559). 2 дионисиатских Типикона 1624 и 1638 гг., а также филофеевский Типикон 1813 г. послужили источниками для соборного греч. Типикона Пантелеимонова мон-ря 1841 г. (Там же. С. 559-637). На основе соборного ксенофонтовского Типикона 1794 г. составлены соборный Типикон мон-ря Св. Павла 1850 г. (Там же. С. 637-656) и (с привлечением соборного филофеевского Типикона) соборный Типикон мон-ря Кастамонит 1854 г. (Там же. С. 689-710). В 1851 г. был составлен соборный Типикон Григориатского мон-ря (Там же. С. 656-689). В 1865 г. архимандритами Иларионом и Афанасием, использовавшими в первую очередь дионисиатские Типиконы 1624 и 1638 гг., написан соборный Типикон Иверского мон-ря (Там же. С. 721-745). Т. о., соборные афонские Типиконы сильно зависят друг от друга. Совр. практика Хотя богослужебная практика афонских мон-рей неодинакова и каждый мон-рь имеет свои традиции ( [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ] . Σ. 17), можно говорить об общих особенностях святогорского богослужения, одна часть из к-рых восходит к древней афонской традиции, др.- к общецерковной практике XV-XVI вв. (и тем самым отчасти сближает афонское богослужение с рус. старообрядческим), третья заимствована из возникших сравнительно недавно (ок. XIX в.) греч. приходских обычаев. Большинство мон-рей имеют свои рукописные соборные Типиконы; в Пантелеимоновом мон-ре ныне греч. «рукописный... Типикон не употребляется, а богослужение совершается по Типикону, изданному Московской Патриархией, с сохранением нек-рых общеафонских особенностей» ( Клименко. С. 116). Устройство храма

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Типикон монастыря Богородицы Мироспасительницы частично заимствует процедуру из Евергетидского устава. Дождавшись праздника Богоматери, в этот день и ни в какой другой они кладут пастырский посох и типикон на алтарь. Затем служится литургия (sacrificial mysteries), затем новоизбранный входит в алтарь и далее, как в Евер- гетидском уставе: Трисвятое и тропари, три коленопреклонения и после этого игумен берет посох и типикон все восклицают: «Аксиос», и далее братия обменивается поцелуем с настоятелем 38]. Лев, епископ Нафплиона, предписывает, чтобы его, ктитора монастыря, епископский посох был положен перед дверями алтаря (the holy sanctuary), затем кандидат на игуменство преклоняет колени, а после священник дает ему посох с подобающей молитвой и благословением. Затем монахи трижды произносят: «Аксиос», священник читает ектенью, поминает имя ктитора и имя новоизбранного игумена и так тот становится настоятелем. Такая процедура прописана в Памятной записке [г, 962]. В типиконе процедура несколько другая. Новоизбранный игумен подводится к иконе Богоматери, чтобы получить типикон и игуменский посох, которые лежат напротив иконы. После Трисвятого и просительного (supplicatory) славословия (doxology), он получает посох и типикон, затем он должен быть отведен на место игумена (enthroned), и наиболее видные монахи обнимают его [г, 967] Типикон Святого Маманта заимствует часть процедуры из типикона Богоматери Кехаритомени. Она выглядит следующим образом. Тот, кого выбрали, входит вместе со священником в алтарь с непокрытой головой. Типикон и посох лежат пред алтарем, игумен делает три поклона и берет их. Затем три раза братия произносит: «Аксиос», все подходят к игумену и приветствуют его с целованием, затем отпуст с обычной молитвой [г, 996]. Типикон женского монастыря Липса предусматривает, что после избрания настоятельницы будет идти служба весь день и ночь, а после того как игуменья будет представлена императору, все возвращаются в монастырь и священник читает обычные молитвы за императора и новую игуменью. Затем он берет короб с типиконом, который лежал перед иконой Богоматери, и после того как игуменья поклонится три раза, вручает его ей. Далее следует молитва священника о помощи Божией и защите новой игуменьи. После того как они отведают освященного хлеба, священник отправляется домой, а сестры в трапезную но].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это ряд древних уставов или типиконов разных восточных и русских монастырей, отражавших на себе действовавшую в их время практику, хотя, может быть, иногда и делавших в ней легкие изменения. Ряд таких уставов начинается «Завещанием» (ϒ ποτπωσις), приписываемым св. Феодору Студиту , может быть, неосновательно, но во всяком случае памятником его приблизительно времени (IX в.) и положенным в основу так называемого студийского устава. Затем следует «Завещание» ( Κανν κατπος или Διατπωσις) св. Афанасия Афонского (†1000г.), сходное с первым; типикон патриарха Константинопольского Алексея (1025–1043) в рукописном славянском переводе (в Московской Синодальной библиотеке); типикон, данный в 1118 г. императрицей Ириной женскому константинопольскому монастырю Богородицы Благодатной; типикон константинопольского Пандократорского монастыря, данный ему императором Иоанном Комненом в 1136 г.; типикон, данный Львом, епископом Аргоса и Навплии в 1142 г. одному монастырю; типикон константинопольского Евергетидского монастыря, написанный между 1143–1152 годами; типикон, данный в 1152 г. императором Исааком Комненом одному малоазийскому монастырю; типикон, данный в 1192 г. св. Саввою сербским Хиландарскому афонскому монастырю; типиконы монастырей – константинопольского св. Маманта от 1146 года и малоазийского св. Илии от 1162 г., кипрского Богородичного 1210, данный ему иеромонахом Нилом; «Орбельская Триодь» XII-XIII в. в славянской рукописи Императорской публичной библиотеки; славянский типикон 1553 г. в рукописи Московской Синодальной библиотеки 116 . Сюда же должно быть отнесен Тактикон Никона Черногорца XIV века и Номоканон при Большом требнике, составленный в XV-XVI в. Сравнивая предписание нынешнего устава о постном режиме того или другого дня или целого периода поста с такими же предписаниями перечисленных уставов, мы ясно видим, какую эволюцию прошло каждое из таких указаний. Иногда и указания ныне действующего устава, даваемые в Триоди постной и 32 гл. Типикона относительно поста в один и тот же день, на первый взгляд, не сходятся между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники (свечи) перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон, 25 гл.). Но и нельзя препятствовать усердию богомольцев в поставлении свечей во всякое время. На вечерни в день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж»), в ее начале, возжигаются свечи перед образами Христа, Богородицы и перед образом храма (справа от образа Спасителя) (Типикон, 24 и 25 гл.). В начале пения «Господи воззвах» зажигают свечи (или лампады) перед аналоем и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (для этого существует спускаемая на шнуре лампада), и в алтаре у св. престола (Типикон, 25 гл.). На вечерни в день праздника или памяти святого, когда полагается петь «Блажен муж», все свечи, которые положено зажигать при пении «Господи воззвах», возжигаются в начале вечерни. На вечерни в воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (имеющих бдение) зажигается еще больше, чем в другие дни, свечей, а именно: На малой вечерни, в ее начале (см. стр. 3), кроме свечей перед образами Спасителя, Богородицы, храма, возжигается еще свеча перед аналоем, где обыкновенно полагается икона праздника (Типикон, 24 гл.). На великой вечерне, при указанных праздниках, в ее начале (см. стр. 13), зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и перед аналоем, но еще и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (Типикон, 24 гл.). В начале же пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) зажигаются и прочие свечи (Типикон, 24 гл.). Гасить свечи так же полагается не в одно и то же время. Но те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее (см. стр. 44), после конечного Трисвятого (Типикон, 24 и 25 гл.). На утрени, в ее начале (см. стр. 47), возжигаются свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма. При пении «Бог Господь» (см. стр. 49) свечи зажигаются и перед иконою на аналое и перед иконою Спасителя во 2–м ярусе. Если на утрени поется полиелей (см. стр. 52), то перед пением его (перед пением «Хвалите имя Господне»), возжигаются все свечи в храме (Типикон, 24 и 25 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

XV-XVI вв. датируется соборный Типикон мон-ря Пантократор (Там же. С. 303-315), к кон. XIX - нач. XX в. являвшийся старейшим из афонских соборных Типиконов (т. е. таких, по к-рым непосредственно правится служба в мон-ре). По своему составу и содержанию он мало отличается от др. Типиконов своего времени (ср.: Там же. С. 252-253, 332-335, 382-384, 508-512), как главную особенность пантократорского Типикона Дмитриевский отмечает только полноту общелитургической части (Там же. С. 313), однако в кон. XIX в. пантократорский Типикон неожиданно сыграл значительную роль в истории богослужения греч. Церквей - по нему в 1880-1888 гг. была осуществлена правка греч. приходского Типикона, первоначально составленного протопсалтом Константином, но затем, при Патриархе К-польском Иоакиме III, исправленного протопсалтом Георгием Виолакисом (см. Виолакиса Типикон ). К кон. XIX в. пантократорский Типикон имел репутацию точной и древней записи Иерусалимского устава (очевидно, в связи с тем, что в употреблении это был древнейший из афонских Типиконов, хотя в б-ках и хранились более древние рукописи) и поэтому был избран Патриархом Иоакимом и затребован у типикаря мон. Агафона (Дмитриевский приводит их переписку.- Там же. С. 313-315). Вышедший в 1888 г. «Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας» (Типикон Великой Христовой церкви; не путать с древним Типиконом Великой ц.) стал основным уставом всех греч. Церквей, по нему совершается богослужение в кафедральных, приходских, нередко и в монастырских храмах. Так афонская традиция еще раз повлияла на общецерковную. Др. Типиконы XV-XVI вв., использовавшиеся к нач. XX в. в качестве соборных в мон-рях на А.: в Дохиаре - Doch. 395, XV в. (Там же. С. 508-509), в Ватопеде - соборный Типикон 1508 г. (Там же. С. 509-512), близкий к пантократорскому; Типикон Xen. 57, XV в., на полях к-рого почерком XVII в. выписаны различные указания относительно особенностей афонской практики, также близок к пантократорскому (Там же. С. 252-253). На основе указаний Типикона Xen. 57 в 1794 г. был составлен соборный Типикон мон-ря Ксенофонт (Там же. С. 532-538).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   Это ряд древних уставов или типиконов разных восточных и русских монастырей, отражавших на себе действовавшую в их время практику, хотя, может быть, иногда и делавших в ней легкие изменения. Ряд таких уставов начинается „Завещанием» (ϒποτπωσις), приписываемым св. Феодору Студиту, может быть, неосновательно, но во всяком случае памятником его приблизительно времени (IX в.), и положенным в основу так называемого студийского устава. Затем следует Завещание (Κανν κατπος или Διατπωσις) св. Афанасия Афонского (†1000г.), сходное с первым; типикон патриарха Константинопольского Алексея (1025—1043) в рукописном славянском переводе (в Московской Синодальной библиотеке); типикон, данный в 1118 г. императрицей Ириной женскому константинопольскому монастырю Богородицы Благодатной; типикон константинопольского Пандократорского монастыря, данный ему императором Иоанном Комненом в 1136 г.; типикон, данный Львом, епископом Аргоса и Навплии в 1142 г. одному монастырю; типикон константинопольского Евергетидского монастыря, написанный между 1143—1152 годами; типикон, данный в 1152 г. императором Исааком Комненом одному малоазийскому монастырю; типикон, данный в 1192 г. св. Саввою сербским Хиландарскому афонскому монастырю; типиконы монастырей — константинопольского св. Маманта от 1146 года и малоазийского св. Илии от 1162 г., кипрского Богородичного 1210, данный ему иеромонахом Нилом; „Орбельская Триодь» XII-XIII в. в славянской рукописи Императорской публичной библиотеки; славянский типикон 1553 г. в рукописи Московской Синодальной библиотеки. Сюда же должно быть отнесен Тактикон Никона Черногорца XIV века и Номоканон при Большом требнике, составленный в XV-XVI в.    Сравнивая предписание нынешнего устава о постном режиме того или другого дня или целого периода поста с такими же предписаниями перечисленных уставов, мы ясно видим, какую эволюцию прошло каждое из таких указаний. Иногда и указания ныне действующего устава, даваемые в Триоди постной и 32 гл. Типикона относительно поста в один и тот же день, на первый взгляд не сходятся между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу...» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим...» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Помощь наша во имя Господа...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Надеющиися на Господа...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле...», и ирмос: «Яко одушевленному...». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2-е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу…» (дважды; см. в пятницу 6й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц…», «Языка, егоже не ведяше…», «Се воззвание ныне явися нам…») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6й: «Послан бысть с Небесе…» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6й: «Помощь наша во имя Господа…» (со стихом), и 1я паримия Триоди; 2й прокимен Триоди, глас 4й: «Надеющиися на Господа…» (со стихом), и 2я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8й: «Да веселятся Небеса…», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010