Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои, глас 4-й: «Яже Твоего преславнаго востания...». Седален святителя, глас 8-й: «Наста светоносный день...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас 4-й: «Приидите, торжествуем...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву...» . Степенны – антифоны 4-го гласа. Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и самаряныни на 4. Примечание. Канон Триоди (составной) поется на 4 без повторений. Сначала тропарь воскресный (смотреть по содержанию), потом праздника (смотреть по содержанию). «Слава» – Троичен, «И ныне» – Богородичен (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален самаряныни, глас 4-й: «Да радуется Небо...». По 6-й песни – кондак самаряныни, глас 8-й: «Верою пришедшая на кладязь самаряныня...», и икос, глас тот же: «Чистая таинства услышим...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен святителя: «Приидите вси, дивнаго и славнаго в чудесех...», «И ныне» – светилен самаряныни: «В Самарию пришел еси...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4 (см. в Триоди), и святителя, глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – самаряныни, глас 6-й: «Источник живоначалия...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-02/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 22 марта 2023 года 9. Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (празднование переносится на вторник, 8 марта) . Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). Служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, переносится на вторник, 8 марта (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними (с 5 апреля) . На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Примечание. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3-я, 8-я и 9-я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6-й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9-й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов…», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая…». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. Примечание. В этот день на хвалитех утрени поются стихиры Триоди (Креста) , глас 4-й – 4 («Держава необоримая…» – дважды; «Слезами очистивше…» – дважды; см. в Триоди на «Господи, воззвах» во вторник 4-й седмицы вечера). «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зрящи Тя тварь…» (см. в Триоди на стиховне во вторник 4-й седмицы вечера). «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честному Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 7 марта).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

6. Пятница 5-й седмицы. Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского. Свт. Мефодия, архиеп. Моравского. Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – без канонов . Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта; особенности его см. 9 марта. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусалима...» (дважды), мученичен, глас тот же: «Мученицы Твои, Господи...» (единожды), и Богородицы (Похвалы), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы), глас 2-й: «Еже от века таинство...» (догматик гласа не поется). Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. В храме Похвалы Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Примечание. «На трапезе пием вино, труда ради бденнаго, хотящаго быти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). 1 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-19/

Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением канона прп.Андрея Критского в Храме Христа Спасителя Москва, 5 апреля 2011 г. Вечером 4 апреля 2011 года в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. 5 апреля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45741.html

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного…»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа…». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак преподобного. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак предпразднства. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением и преподобного . Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением и преподобного. Поется «Достойно есть…». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 2 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце». 3 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», стих: «К Тебе, Господи, воззову...»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного...»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа...». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-22/

4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 5 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами. Канон праздника Триоди (Недели о самаряныне), по традиции, поется с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 293). 6 Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Триоди. Стих 1-й: «Наляцы, и успевай, и царствуй,/истины ради, и кротости, и правды»; стих 2-й: «Возлюбил еси правду,/и возненавидел еси беззаконие». 7 Допустимо в число четырех стихир святителя включить славник, глас 8-й: «Приидите, Российстии собори...». 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 9 В стихирах на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели о самаряныни). В Триоди оно помещено на «Славу» и поется вместо «Воскресения день...» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). 10 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная. 11 Пение Богородична, а не песнопения праздника указывается в 4-й Марковой главе Типикона под 23 апреля и во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая. 12 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами. Канон праздника Триоди (Недели о самаряныне), по традиции, поется с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 293). 13 Ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-02/

2 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…». 4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 5 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня и понедельника (под зачало). Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 5 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами. Канон праздника Триоди (Недели о самаряныне), по традиции, поется с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 293). 6 Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Триоди. Стих 1-й: «Наляцы, и успевай, и царствуй,/истины ради, и кротости, и правды»; стих 2-й: «Возлюбил еси правду,/и возненавидел еси беззаконие». 7 Допустимо в число четырех стихир святителя включить славник, глас 8-й: «Приидите, Российстии собори…». 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 9 В стихирах на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели о самаряныни). В Триоди оно помещено на «Славу» и поется вместо «Воскресения день…» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). 10 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная. 11 Пение Богородична, а не песнопения праздника указывается в 4-й Марковой главе Типикона под 23 апреля и во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая. 12 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами. Канон праздника Триоди (Недели о самаряныне), по традиции, поется с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 293). 13 Ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010