1138. Γλαφυρ на книгу Левит. С. 177–229. [С. 339–370.] Glaphyrorum in Leviticum Liber. PG 69, 540–589. TCO 54. Кн. 3. 1139 . Γλαφυρ на книгу Чисел. С. 230–286. [С. 371–404.] Glaphyrorum in Numeros. PG 69, 589–641. 1140 . Γλαφυρ на книгу Второзакония. С. 287–324. [С. 405–427.] Gla­phyrorum in Deuteronomium Liber. PG 69, 644–677. Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 6 ТСО 54/Кн. 4. ТОЛКОВАНИЕ HA ПРОРОКА ИСАИЮ. TLG 4090/103. COMMENTARIUS IN ISAIAM PROPHETAM. CPG 5203. PG 70, 9–1449. Книга первая. PG 70, 9–304. 1141 . Предисловие. С. 5–9. PG 70, 9–13. 1141а. Беседа 1. [ Ис. 1 .] С. 9–65. PG 70, 13–65. 1142 . Беседа 2. [ Ис. 2:1–3:11 .] С. 65–110. PG 70, 65–109. 1891 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 8 (продолжение) ТСО 57/Кн. 1. 1167 . Отд. 6. [ Ис.64:5–66:24 .] С. 466–520. PG 70, 1400–1449. ОТРЫВКИ ТОЛКОВАНИЯ (FRAGMENTA EXEGETICA). PG 70, 1452–1462. 1168 . На Иеремию. С. 521–527. TLG 4090/104. Fragmenta in Jeremiam (in catenis). CPG 5205 (6). PG 70,1452–1457. 1169 . Ha Bapyxa. C. 527–528. TLG 4090/105. Fragmentum in librum Baruch (in catenis). CPG 5205 (7). PG 70,1457. 1170 . На Иезекииля. С. 528–530. TLG 4090/106. Fragmenta in Ezechielem (in catenis). CPG 5205 (8). PG 70,1457–1460. 1171 . На Даниила. С. 530–531. TLG 4090/107. Fragmenta in Danielem (in catenis). CPG 5205 (9). PG 70,1460–1461. 1897 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 8 ТСО 61/ . 1202 . Толкование на Четвероевангелие 307 . С. 11–354. Ortiz de Urbina 1965. P. 61–63. CPGS 1106 (2a). БВ 1896,1, 1,1–16 (1 гл.); 2,17–32 (1–2 гл.); 3, 33–48 (2–3 гл.), II, 4, 49–64 (3–4 гл.); 5, 65–80 (4–5 гл.); 6, 81–96 (5–6 гл.); III, 7, 97–112 (6–7 гл.); 8, 113–128 (7–8 гл.); 9, 129–144 (9–10 гл.); IV, 10, 145–150 (10 гл.); И, 161–176 (11–12 гл.); 12, 177–192 (12–13 гл.); 1897, I, 2, 193–208 (13–14 гл.), 3, 209–224 (14–15 гл.); II, 5, 225–240 (15–16 гл.); III, 7, 241–256 (16–17 гл.); 9, 257–272 (17–18 гл.); IV, 10, 273–304 (18–20 гл.); И, 305–336 (20–21 гл.); 12, 337–357 (21–22 гл. и молитва). 1904 Творения свт. Никифора, патриарха Константинопольского 311 . Часть 1

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава. 2 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432–433. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник. 7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 10 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 12 Там же. 13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Первый «ответ» представляет собою разбор «Аугсбургского исповедания», присланного тюбингенцами патриарху и другим лицам. Разбор этот ведется не так, чтобы брались те или другие места из этого исповедания и подвергались оценке с православно-научной точки зрения, а так, что воззрениям протестантским противопоставляется учение православное, при чем подлинных слов Аугсбургского исповедания 344 не приводится в «ответе». «Ответ» —269— однако ж не оставляет без внимания ни одного главного пункта протестантского вероучения, переходя от одной главы «исповедания» к другой. При рассмотрении этого «ответа», как и последующих, мы будем держаться такого правила: во-первых, мы будем указывать, какими источниками пользовалась греческая церковь , излагая свое православное учение, а во вторых, затем будем приводить некоторые выдержки из «ответа», когда находим их наиболее характеристическими. Но прежде всего, в общих чертах, нужно познакомить читателя с содержанием первого «ответа». Глава 1-ая: о едином и триипостасном Боге (Acta, pag. 57–58. Перев., 12–14); гл. 2: о членах веры (pag. 58–63. Перев. 16–22); гл. 3 345 : о прародительском грехе (pag. 63–64. Пер. 15–16); гл. 4: о вере оправдывающей (pag. 64–65. Пер. 23–25); гл. 5: о исполнении слова, т.е. Божия. Здесь раскрывается такая мысль: всякий должен совершенно и надлежащим образом исполнять то, за что возвещается в слове Божием обетование царства небесного (pag. 65–71. Пер. 25–34); гл. 6: о добрых делах (pag. 71–77. Пер. 35–44); гл. 7: о церкви (pag. 77–81. Пер. 44–52); гл. 8: о том, что в церкви находятся и непотребные (pag. 81–85. Пер. 52–59): гл. 9: о крещении (pag. 85. —270— Пер. 59–60): гл. 10: о вечери Господней (pag. 86. Пер. 60–61); гл. 11: о исповеди (pag. 86–89. Пер. 62–65): гл. 12: о покаянии (pag. 89–95. Пер. 66–76); гл. 13: об употреблении (de usu) св. таинств. Здесь опровергаются мысли протестантов, что таинства установлены будто бы для того, чтобы быть только некоторыми символами или признаками, отличающими христиан от язычников (pag. 95–104. Пер. 76–92); гл. 14: о рукоположении или чине церковном (pag. 104–108. Пер. 92–99): гл. 15: о церковных обрядах (pag. 109–111. Пер. 99–104); гл. 16: о делах гражданских (pag. 112–113. Пер. 104–107); гл. 17: о последнем суде (pag. 113. Пер. 107); гл. 18: о самопроизволении (pag. 113–117. Пер. 108–115); гл. 19: о причине греха (pag. 117–119. Пер. 115–118); гл. 20: о добрых делах (pag. 119–127. Пер. 118–131); гл. 21: о почитании святых (pag. 127–143. Пер. 131–158–1), – здесь впрочем говорится и о некоторых других материях, наприм., о злоупотреблениях по части таинств в римско-католической церкви, о праздниках, постах, о монашеской жизни (кроме того здесь же в конце главы находится обращение к читателям, т.е. к лютеранам). Вот общее содержание первого «ответа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(«De Baptismo adversus Quintillam»). Трактата о крещении – поучение, обращенное к оглашенным. Он вызван был тем обстоятельством, что в африканской церкви стали распространяться еретические мнения относительно крещения, отрицавшие его необходимость. Argumentum: Гл. 1. Похвала крещению. Причина и цель настоящего сочинения. Гл. 2. Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве крещения: это отчасти объясняется ее свойствами. Гл. 3. Вода с самого начала творения есть элемент, наиболее необходимый и жизненный. Гл. 4. Вода, уже во время творческого акта, была освещена Богом. Гл. 5. Параллели в язычестве, как бы подражание крещению. Прообраз крещения. Гл. 6. Омовение тела водой само по себе не дает ничего, кроме чистоты тела. Действие таинства. Гл. 7. О миропомазании, следующем за крещением. Гл. 8. Рукоположение имеет тоже значение, что и миропомазание – сообщение новокрещенному даров Св. Духа. Гл. 9. Прообразы крещения в Ветхом Завете. Вода в Новом Завете. Гл. 10. Крещение Иоанна и его действие. Гл. 11. Необходимость крещения для спасения. Опровержение противного взгляда. Отчего Христос сам не крестил? Крестительская деятельность Его учеников. Гл. 12. Были ли Апостолы крещены сами или нет? В противном случае – каким образом они могли быть праведными? Гл. 13. В Ветхом Завете до воскресения Христова крещение не было необходимо для спасения души. Гл. 14. Крестил ли Ап. Павел, по поводу текста из послания к Коринфян ( 1Кор.1:1–17 ). Гл. 16. Есть только одно крещение – крещение церкви. Крещение, производимое еретиками, не действительно. Гл. 16. Крещение кровию. Гл. 17. О совершителе крещении. Должны ли женщины крестить? Гл. 18. Крещение не должно быть производимо раньше, чем не будет крещаемый подвергнут испытанию. Взгляд Тертуллиана на крещение детей. Гл. 19. О времени крещения. Гл. 20. Необходимое приготовление к принятию крещения. Заключение. В самом начале трактата мы узнаем повод, послуживший к появлению его, и какого рода читателей Тертуллиан имел в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

27 –28). Далее идет определение, что каждый член клира должен пребывать в своей степени и ничего превышающего ее не делать, в крайнем случае, диакон может еще отлучить состоящих под его властью, но из низших его ни один не имеет такого права (гл. 29). За сим – благословенье крещальной воды и елея; в следующих двух главах – о десятинах и остатках от жертвенных приношений (гл. 32), подробное наставление о крещении; как оглашенные должны просить о крещении; какие из требующих его не допускаются к нему и какие допускаются, как и сколь долго последние испытываются и наставляются (гл 33). О праздничных днях: исчисление некоторых иных праздников, сверх тех, кои поименованы в 5-й книге; о временах молитвы; христиане должны молиться в день шесть раз: при пении петухов (αλεκτοροφονα), при наступлении дня, в третий, шестый и девятый часы, при наступлении ночи. В спокойное время они собираются в церкви; во время гонения каждая семья молится в доме, но только с верными членами, не с оглашенными и еретиками. Неопустительными почитаются утренние и вечерние молитвы, для которых представляются иные образцы, чем в книге 7-й гл. 40. Благодарственная молитва за начатки (гл. 41–45). Молитвы и богослужение за умерших. В 3, 9 и 40-й дни по смерти брата, община собирается, чтобы совершить воспоминание о нем в христанской любви, поются псалмы, читается Священное Писание , и произносятся молитвы. Подобным образом совершается память о нем и в день годины по его смерти. Бедные получают из имущества его милостыню, и родственникам дозволяется совершить скромный похоронный обед, но роскошь и неумеренность строго воспрещаются, особенно клирикам, которые к сему призываются; при сем говорится о попечении о гонимых (гл. 46) и заключение: каждый клирик должен ограничиваться правами своей степени и не должеи восхищать других. Гл. 47 содержать 85 правил Св. Апостолов. Drey. с. 1. S. 20–40. 31 Сир. дид. Гл. 1 ,, Гл. 2 ,, Гл. 3 ,, Гл. 4 ,, Гл. 5–6 ,, Гл. 7–8 ,, Гл. 9 ,, Гл. 10 ,, Гл. 11 ,, Гл. 12 ,, Гл. 13 ,, Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Относительно вкушения благословенных хлебов афонские типиконы дают разноречивые указания. Типикон Филофеев-ского монастыря, во многом сохраняющий порядки Иерусалимского устава, в частности еще не указывающий совершения повечерия перед агрипнией, указывает раздавать братии хлеб и по чаше вина труда ради бденного, как это издревле принято от святых отцов 535 . Другие, как типикон Пантелеимонов-ского монастыря, ограничивают раздачу хлеба и вина зимним временем года. Изложив вышеприведенное указание Иерусалимского устава, этот типикон добавляет: «Ведати подобает, что хлебопреломление не всегда бывает, но только в зимнее время, когда продолжительны ночи, т. е. от Воздвижения Честного Креста до Великой Пасхи» 536 . Типикон Григориатского монастыря говорит: «Келарь, разломав хлебы, раздает братиям, также и по одной чаше вина», – и тут же добавляет:  " Νυν  δ  τοτο ο γνεται« (ныне же этого не бывает) 537 . Наконец, Костамо-нитский типикон вовсе не упоминает о раздаче хлеба 538 . К частным особенностям в чине хлебоблагословения относится пение в Григориатском монастыре на воскресном бдении, когда нет памяти нарочитого святого, дважды тропаря св. Николаю Мирликийскому, имени которого посвящена эта обитель, и однократного «Богородице Дево»: «Если нет святого (празднуемого), то поется отпустительный святого обители, „Правило веры» дважды и „Богородице Дево» раз» 539 . Другая особенность – каждение перед хлебоблагословением не только хлебов и игумена, но и образов Христа и Богородицы, что в иконостасе. На нее указывает типикон Филофеевского монастыря: «Кадит хлебы крестообразно, в окончание же каждения подобно кадит игумена и икону Христа и икону Богородицы» 540 . Установленное Иерусалимским уставом чтение во время хлебовкушения на Афоне строго соблюдается, несмотря на отсутствие хлебовкушения, причем само чтение, как и по Диа-таксису, предваряется возгласом иерея 541 . Согласно одним уставам, предметом чтения является Священное Писание Нового Завета. Типикон Пантелеимоновского монастыря по этому поводу приводит указание Иерусалимского устава: «Ведати подобает, что от недели Пасхи до Пятидесятницы на этом чтении, говорю же о великой вечерне, читаются Деяния апостолов, в прочие же недели всего времени (года) – 7 соборных посланий и 14 святого апостола Павла и Апокалипсис Богослова» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Диакон возглашает Великую ектению («Миром Господу помолимся…») и «Бог Господь» со стихами, после чего хор поет тропари. В прошения Великой ектении добавляются особые прошения, связанные с характером молебна. На практике Великую ектению до «Бог Господь» иногда сокращают. После тропарей положено читать 50 псалом, который также могут подвергать сокращению. После 50 псалма следует канон. Однако тропари канона не читаются. Поются только припевы к тропарям – молитвенные восклицания, обращенные к Иисусу Христу, Богородице и святым. Эти восклицания повторяются по количеству песен канона (всего 8 раз, поскольку обычно 2 песнь канона не поется). После этих восклицаний к третьей и шестой песни прибавляется ектения. После шестой песни читается соответствующее Евангелие. Некоторые молебны не предполагают чтения Евангелия. По окончании канона поется «Достойно есть», читается Трисвятое по Отче наш, поется тропарь. Далее следует Сугубая ектения со священническим возгласом «Услыши ны Боже…». Заканчивается молебен молитвой и отпустом. Типикон. История церковного устава Наименование Типикона Типикон – это церковно-богослужебная книга, определяющая порядок совершения богослужения. Слово τυπικς («типикон») происходит от слова τπος (черта, вид образец, норма) и является прилагательным со значением образцовый, составленный по образцу. В таком смысле это слово употреблялось Плутархом. Филострат (III в.), Сократ Схоластик (V в.) использовали существительное τπος в значении указа, закона. Климент Александрийский (III в.), Ориген (III в.), Василий Великий (IV в.) использовали слово τπος в значении символический, преобразовательный. Григорий Назианзин словом τπος называл изложение (символ) веры. Слово «типикон» может обозначать как книгу, содержащую указания литургического характера, так и богослужебную традицию, практику, существующую в данной Церкви в конкретный период времени. В настоящее время слова «типикон» и «устав» являются синонимами. Однако между этими словами есть некоторая разница. Слову «устав» больше соответствует греческое слово διαταξις (предписание о порядке, упорядочивание). Слово «типикон» же по самому смыслу предполагает определенную свободу. Типикон – это то, что служит образцом.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010