Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны прав. Филарета (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося...». По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» – ин светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен Минеи . «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко нашего воскресения...». На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно. На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – прав. Филарета и дня. Апостол и Евангелие – прав. Филарета и дня. 1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33). 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-14/

Примечание. «Во вторый же час дне исходим вне монастыря, якоже предуказася: и возвращшеся поем часы...» (Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава). На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Благовещения. Кондак Благовещения. Литургия свт. Василия Великого . На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Антифоны изобразительны. Блаженны гласа – 4, Благовещения, песнь 3-я – 4, и Триоди (Креста), песнь 6-я – 4. На входе – «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), тропарь Благовещения. «Слава» – кондак Триоди (Креста), «И ныне» – кондак Благовещения. Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему...». Прокимен и аллилуиарий – Благовещения и Недели Крестопоклонной. Апостол и Евангелие – Благовещения и Недели Крестопоклонной. Задостойник Благовещения – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу», и ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевленному Божию кивоту...». Причастен – Благовещения: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе», и Недели Крестопоклонной: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста...». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – четвероножец со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом о десную страну царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся” (Типикон, 14 сентября). В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

33). Поставление на монастырские должности происходило в храме, сопровождалось молитвой и имело форму обряда принятия ключей, лежащих у икон Спасителя и Божией Матери (при поставлении игумена - принятия Типикона, лежащего на св. престоле; в Е. Т. не упом. хиротесия игумена епископом), что должно было подчеркнуть священный характер и ответственность принимаемых служений (главы 13-14, 29). Е. Т. настаивает на равенстве братий вне зависимости от положения, к-рое они занимали в миру, и размера внесенных при поступлении в мон-рь пожертвований (гл. 37), указывает на необходимость для всех одинаковой одежды (главы 25-26) и одной и той же пищи (главы 9, 26), запрещает монахам иметь собственных слуг (гл. 24). Тем не менее «более образованные» (т. е. в первую очередь происходившие из аристократических семей) монахи имели преимущества перед «менее образованным» большинством в вопросах управления мон-рем (главы 13, 33) и в отношении ежедневной исповеди (гл. 7); кроме того, в случае принятия аристократов в число братии Е. Т. дозволяет сокращать 6-месячный испытательный срок (гл. 37), а для женщин из знатных семей даже отменяет обычный запрет (см. Аватон ) на вход в мон-рь (гл. 39). Жизнь монахов проходила в молитве и труде; братия была обязана посещать все совершавшиеся в храме службы суточного круга (включавшие 9-й час, вечерню , паннихис , повечерие, утреню и 1-й час) и Божественную литургию (когда она совершалась), а по кельям прочитывать полунощное правило и дневные (3, 6 и 9-й) часы (всей общиной дневные часы читались только Великим постом и в навечерия Рождества Христова и Богоявления (в храме) и в малые посты (в притворе); то, что в Е. Т. указано келейное совершение части суточных служб, несмотря на его строго киновиальный характер, обращает на себя особое внимание, свидетельствуя о связи с келлиотской традицией) (главы 4-6); от посещения богослужений могли частично освобождаться лишь те, кто имели особые послушания (гл. 33). Неотъемлемой частью духовной жизни монахов, согласно Е.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

10 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог...». 11 «Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»). 12 На всенощном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне...» и псалом 33-й: «Благословлю Господа...» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23). 13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 14 Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри». 15 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...». 16 Ср.: Типикон, 1 января, Маркова глава. В седальнах Минеи по полиелее на «И ныне» приводится Богородичен (глас 8-й: «Всяческих Владыка и Творец...»), содержание которого в меньшей степени соответствует празднику Обрезания Господня, чем заключительные тропари седальнов Минеи по 1-м и по 2-м стихословии. 17 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». 18 Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

23.  Тогда же на литии, гл. 8. 24.  25 марта утро, канон, гл. 4, песнь 9. 25.  Пролог. Слово св. Иоанна Златоустаго на Благовещение. 26.  24 декабря, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2, самогласен. 27.  1 августа, вечер, на Господи, воззвах, rл. I. 28.  15 августа, вечер, на литии, слава, гл. 5, самогласен, Феофаново. 29.  Тогда же, и ныне, глас той же. 30.  Тогда же, великая вечерня, на стиховне, слава и ныне, гл. 4. 31.  15 августа, утро, канон, гл. 4, Иоанна Дамаскина, песнь 4. 32.  Типикон, глава 24, «О вжигании светильников». 33.  Припев праздника Успения на первый канон. 34.  То же на второй канон. 35.  То же на праздник Благовещения. 36.  То же на праздник Рождества Божией Матери. 37.  То же на праздник Введения, на первый канон. 38.  То же на второй канон. 39.  Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной Веры» 4,13. M.P. g. t. XCIV, col. 1141–1145. 40.  Суббота сырной седмицы,вечер, на литии, слава, гл. 6. 41.  Епископ Феофан. Толкования на послания святого Апостола Павла к Римлянам, m. I. стр. 509. 42.  Ва-евиге-сна — через тебя, а не за тебя (Быт 3, 17). 43.  Прав. 1–21 Гангрского Собора 340 года. 44.  Молитва к Пресвятой Богородице на повечерии. 45.  Великий Пяток, утро, антифон 15 и 16. 46.  О любви 4 сотница, гл. 13 47.  Там же, гл. 14 48.  Добротолюбие, т. 3,стр. 233 ср. блаж. Диадоха, «Подвижническое слово», параграф 3, Добротолюбие, т. 3 стр. 12 и др. 49.  Литургия свят. Иоанна Златоустого. Молитва: С сими и мы блаженными… 50.  М. Скабалланович. Толковый Типикон, m. I, Киев, 1910 г. стр. 77. 51.  Епископ Феофан Вышинский, «Толк. на послание к Солунянам», стр. 525 и сл. 52.  5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4. 53.  Трипеснец, гл. 4, п. 1. 54.  6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2. 55.  7 августа, вечерня, стих. на стих., гл. 6. 56.  6 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 8, светилен. 57.  5 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 9. 58.  6 августа, вечер, на Господи, воззвах, слава и ныне, гл. 6, Анатолиево. 59.  Da resurectione 1. I, c. 47, 6 — 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В день Обрезания Господня совершается память св. Василия Великого ; потому в этот день совершается литургия св. Василия Великого . На утрени – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание». Полиелей, Евангелие, припевы 9-й песни положены св. Василию Великому . Но отпуст всех служб особый – Обрезанию. Если день Обрезания случится в неделю (воскресение), то со службой Обрезания и св. Василия Великого поется и воскресная служба. И отпуст обыкновенно произносится воскресный, а не Обрезания, подобно тому как тогда, вместо припевов Обрезания и св. Василию поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют другим (Типикон). Катавасия на утрени «Глубины открыл есть дно...» поется с 1 января до отдания Богоявления – 14 января (Типикон, гл. 19). 1 января после литургии бывает на Новый год молебен с коленопреклонением. Праздник Богоявления Праздник Богоявления, или Крещения Господня (6 января), установлен в память крещения Господа от Иоанна во Иордане и называется Богоявлением, ибо при крещении Господа было торжественное явление Пресв. Троицы и торжественное явление Божества Спасителя. В древнее время с праздником Богоявления совместно праздновали, как раньше было нами замечено, Рождество Христово (6 января). Время установления праздника Богоявления относится к первым векам христианства. В Постановлениях апостольских 81 мы читаем следующее: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине показавшу предстоящим свидетельствованного» (кн. 4, гл. 13; кн. 8, гл. 33). День Богоявления Господня издревле принадлежал к числу великих и двунадесятых праздников. В Постановлениях апостольских о дне Богоявления заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил вам Божество» (кн. 5, гл. 12), «и да будут в оный все свободны от дел, чтобы беспрепятственно присутствовать при богослужении». В уставе и у отцов Церкви день Крещения Господня, или Богоявления, называется также Просвещением, праздником светов, святыми светами (св. Григорий Богослов ), потому что Бог есть свет и явился просветить сидящих во тьме и сени смертной ( Мф.4:16 ) и спасти по благодати, явившейся просвещением (явлением) Спасителя ( 2Тим.1:9–10 ), и потому что в навечерие Крещения древле принимали таинство святого крещения оглашенные, при чем горели многие светильники, знаменующие свет познания Бога истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

33 В воскресные дни – из Октоиха, рядового гласа. В остальные дни, если случится полиелей, поется всегда «От юности моея...» (четвертого гласа), также и в великие Господские праздники, хотя бы они и падали на неделю (воскресенье): Типикон. Гл. 3 и 4; под 8 сентября, 21 ноября. 44 В воскресные дни – евангельская стихира. Содержание ее есть сжатое изложение прочитанного Евангелия. С ней стоит в связи и воскресный ексапостиларий (светилен). 52 Великим постом: Небесный Царю… и после сего: Господи и Владыко живота моего… Как на великопостных, так и на вседневных утренях отпуста не бывает, а сразу читается первый час. 53 У нас обычно многолетием всенощная кончается, а по Уставу дальше идет лития, состоящая из пения стихиры самогласной, чтения огласительного поучения преп. Феодора («Оглашения Студитова») и тропаря сему святому. А дальше уже читают первый час. Если это день будничный, то вышеуказанная лития совершается после первого часа: Типикон. Гл. 2, 3, 4, 5, 7,9 и другие. 55 Как и на Пасху, от Недели апостола Фомы до Вознесения это заменяется на Христос воскресе...,трижды. 56 На всех пасхальных часах каждый псалом заменяется на Воскресение Христово…; на царских часах на каждом часе читается только один псалом из положенных на повседневных часах, а остальные – разные, приноровленные к содержанию и духу празднуемою события. (Царские часы бывают в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в Великий пяток.) 57 Если на часах есть кафизма (как в Великом посту), то пред нею: Слава, и ныне; после нее: Слава, и ныне, Аллилуиа, 3; Господи, помилуй, 3; тропарь (постный поется со стихами и сопровождается поклонами), Слава, и ныне, Что Тя наречем… и т. д. 58 На великопостных и царских часах после сего: «тропарь пророчества», Вонмем, глас (такой-то), дальше сказывается самый прокимен, Премудрость..., имя рек чтение, Вонмем, паремия; если пост, то после нее Вонмем и прокимен (само слово это не произносится на великопостных часах, а только: Глас такой-то и текст прокимна); если царские часы, то дальше идет чтение Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Преподобные составители Типикона, регламентируя церковно-богослужебную жизнь монастырской братии, на общей трапезе разрешали употреблять виноградное вино. Чтобы понять внутреннее содержание монастырской трапезы, необходимо кратко вспомнить ее историческое происхождение и духовный замысел. В первохристианской Церкви вся жизнь верующих протекала в духе глубокой церковности. Вкушение пищи тоже относилось к церковным обрядам и было частью литургической жизни Церкви, своего рода священнодействием. На принятие пищи смотрели не только как на физиологическую потребность, а питая тело, укрепляя его физическую силу, одновременно увеличивали и духовное богатство души. За монастырской трапезой и в наши дни читаются жития святых и происходит одновременное и параллельное питание духа и тела. У древних трапеза являлась символом пищи духовной, она происходила без торопливости, с благоговением и молитвой. Зверь еду поглощает, а человек вкушает пищу как дар Божий. По словам византийского подвижника VI века (534 г.) философа в богословии, преподобного аввы Исаака Сириянина, «любовь есть упоение души», она есть «пища ангельская» и «любви достаточно, чтобы напоить человека вместо пищи и пития. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус» («Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина... «Слова подвижнические» Слово 83. М. 1854 г. стр. 483). Сам Христос назвал Себя Хлебом жизни ( Ин.6:35–48 ) и обещал верующим участие в Трапезе Его Восточного Царствия ( Лк.22:30 ). Каждая трапеза, совершаемая с молитвой благодарения, есть образ и «малое подобие» Евхаристии, совершаемой на земле и «Вечерни Агнца» ( Откр.19:9 ) на небе. До наших дней сохранилось на праздничном всенощном бдении благословение хлебов, вина, пшеницы и елея. По заключению профессора-литургиста М. Н. Скабаллоновича, этот обычай восходит к первым векам христианства, и он «несомненно является ритуальным остатком Агапы» ( М. Н. Скабалланович . Толковый Типикон. Киев. 1910 г.) В древних чинах после псалма 33 и благословения священника полагалось первое из семи (на праздничной службе-шести) великих чтений: назидательное толкование Деяний или посланий Св. Апостолов, Апокалипсиса Иоанна Богослова. В это время братия сидя вкушала благословенные хлеб и вино и тем подкрепляла и восстанавливала духовные и физические силы к дальнейшему участию в службе. На этой «самой святой трапезе – агапе древности, келарь (заведующий кладовой) взем от хлеб благословенных и раздробив... почерпает по единой чаши вина (благословенного) всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (Типикон. Гл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010