2 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 4 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56). 5 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 6 «Суббота пред Рождеством Христовым. На Литургии прокимен, Аллилуиа и причастен дне. Аще ли случится празднуемаго святаго, поем и другий прокимен, такожде чти два Апостола: прежде субботе пред Рождеством Христовым, и ряд под зачало, и потом святаго, аще имать, такожде и Евангелия два... Причастен: Радуйтеся, праведнии..., таже святаго» (Типикон, 18 декабря, «зри»). 7 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 10 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 11 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 12 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 13 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 14 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 15 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-31/

На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники (свечи) перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон, 25 гл.). Но и нельзя препятствовать усердию богомольцев в поставлении свечей во всякое время. На вечерни в день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж»), в ее начале, возжигаются свечи перед образами Христа, Богородицы и перед образом храма (справа от образа Спасителя) (Типикон, 24 и 25 гл.). В начале пения «Господи воззвах» зажигают свечи (или лампады) перед аналоем и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (для этого существует спускаемая на шнуре лампада), и в алтаре у св. престола (Типикон, 25 гл.). На вечерни в день праздника или памяти святого, когда полагается петь «Блажен муж», все свечи, которые положено зажигать при пении «Господи воззвах», возжигаются в начале вечерни. На вечерни в воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (имеющих бдение) зажигается еще больше, чем в другие дни, свечей, а именно: На малой вечерни, в ее начале (см. стр. 3), кроме свечей перед образами Спасителя, Богородицы, храма, возжигается еще свеча перед аналоем, где обыкновенно полагается икона праздника (Типикон, 24 гл.). На великой вечерне, при указанных праздниках, в ее начале (см. стр. 13), зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и перед аналоем, но еще и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (Типикон, 24 гл.). В начале же пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) зажигаются и прочие свечи (Типикон, 24 гл.). Гасить свечи так же полагается не в одно и то же время. Но те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее (см. стр. 44), после конечного Трисвятого (Типикон, 24 и 25 гл.). На утрени, в ее начале (см. стр. 47), возжигаются свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма. При пении «Бог Господь» (см. стр. 49) свечи зажигаются и перед иконою на аналое и перед иконою Спасителя во 2–м ярусе. Если на утрени поется полиелей (см. стр. 52), то перед пением его (перед пением «Хвалите имя Господне»), возжигаются все свечи в храме (Типикон, 24 и 25 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Аллилуиарий – праздника и Богородицы («Всецарицы»). Апостол и Евангелие – Богородицы («Всецарицы») и дня. Задостойник праздника. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554016.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/488). 2 Ср.: Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 3 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 4 Ср.: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»; Типикон, гл. 15я; Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 5 Ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201. На богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»). 6 Ср: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия). 7 Ср.: Типикон, 16 августа. 8 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 Прокимны и причастны праздника и Богородицы («Всецарицы») совпадают. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 в.от Рима, основанного иноком Нилом † 1004 г., который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II † 1303 г. в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы 1620 . 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону (с. 402) южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV в. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника » 1621 . В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2 . Евергетидский ( Ευεργετιδο«) Типикон: рукоп. Афин. 788, XII в.: полный текст: ДМИ-1:256–656; см. ed. M. Mullet and A. Kirby «The Theotokos Evergetis and eleventh- century monasticism», Belfast, 1944; id. «Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200», Belfast, 1997. Thiermeyer: 490. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т. е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона. После 31 августа идет Триодная часть, соответствующая Канонарию, начиная с недели Мытаря и Фарисея. На каждый день указываются: а) начало всех стихир, тропарей и канонов, б) начало святоотеческих чтений на утрени, в) начало Апостола и Евангелия, г) разные типиконные указания. В конце, после недели Всех Святых, находится целый ряд важных указаний общего характера: а) Воскресное бдение, содержащее: 1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3 . Пантократорский ( Παντοκρατορο«) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4 . Мамонтский ( Μαμοντο») Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5 . Богородицы «тон Елегмон» Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6 . Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XIIXIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

193.  Тогда же, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 194.  Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 2. 195.  Тогда же, утро, припев на 9 песни канона. 196.  Тогда же, утро, на хвалитех, гл. 1. 197.  Октоих, гл. 4. вторник утро, канон Предтече песнь 6. 198.  Там же, гл. 6, песнь 8, (о том же гл.4, песнь 8). 199.  там же, гл. 6, песнь 5. 200.  29 августа, 1 канон, гл. 8, песнь 6, Иоанна монаха. 201.  Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 4, Андрея Критского. 202.  Тогда же, вечерня, на литии, гл. 4, Германа Патриарха. 203.  7 января, утро, канон Феофанов, гл. 2, песнь 7. 204.  29 августа, на Господи, воззвах, гл. 6, Иоанна монаха. 205.  Тогда же, утро, ин канон, гл. 8, песнь 1. 206.  29 августа, утро, на хвалитех, гл. 8. 207.  Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 1. 208.  Тогда же, там же, песнь 9. 209.  Богослужебный материал образа Предтечи Иоанна слагается из следующих служб: а) Зачатие св. Иоанна Крестителя — 23 сентября. б) Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня. в) Собор его — 7 января. г) Усекновение честныя главы — 29 августа. д) Служба всякого вторника в Октоихе, то есть 8 служб и отчасти дополнительно: е) Богоявление — 6 января. ж) 1 и 2 обретение главы — 24 февраля. з) 3 обретение главы — 25 мая. 210.  Неделя сырная, вечер на литии, слава, гл. 6. 211.  Там же, на Господи, воззвах, слава, гл. 6. 212.  Тогда же, утреня, икос, гл. 6. 213.  Святой и Великий пяток утро, блаженны, стих I, гл. 4. 214.  Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, песнь 9. 215.  Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, гл. 4. п. 7. 216.  Октоих, гл. 6. пяток утро, канон, п. 6. 217.  Там же, гл. 2. среда утро, канон, п.6. 218.  Воздвижение, 14 сентября, вечер на литии, гл. 1. Андрея Иерусалимского. 219.  Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, п. 5. 220.  Воздвижение, утро, канон, п. 9. 221.  Предпраздн. Воздвижения, 13 сентября утро, седален по 3 п., гл. 4. 222.  Воздвижение, 14 сентября утро, канон, гл. 8, п. 1. 223.  Октоих, глас 3, среда утро, на стиховне. 224.  Там же, гл. 2, среда утро, канон, п. 5.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

3 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом. 6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2ю Маркову главу под этим числом). 7 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 8 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103й псалом читается, а не поется. 9 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

3 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом. 6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). 7 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 8 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 9 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя: «В память вечную...». 1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 См.: Типикон, 12 мая. 3 Там же. 4 Там же. 5 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 8 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 9 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 10 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 11 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 12 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и святителя: «В память вечную…». 1 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 См.: Типикон, 12 мая. 3 Там же. 4 Там же. 5 По мнению В. Розанова, на 9м часе, который совершается в субботы вечером 2й, 3й и 5й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9м часе в субботу 3й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6й: «Мироносицы жены…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 8 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3е «зри»). 9 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 10 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 11 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5е «зри»). 12 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010