1864 См. Типикон, гл. 7, 9 и 1-я седмица поста. В некоторых из этих указаний вместо «кампан» стоит «било» или «древо»: это не исправлена прежняя терминология; в старых уставах и в настоящем месте стоит малое било (так и в нынешнем старообр. уставе). 1875 Так, литургия ап. Иакова имеет такое начало (то, что есть в древнейшем Россанском списке ее XI в., печатаем курсивом, в позднейших – обыкновенным шрифтом). Диакон: Господу помолимся. Народ: Господи помилуй. Иерей: Во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков аминь. Диакон: Станем добре. Миром Господу помолимся. Иерей молитву: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу… и еще 2 молитвы. Диакон: Господи благослови. Иерей – молитву… и т. д. (Петровский А. Апостольские литургии восточной Церкви. СПб., 1897. Прил., с. 1–3). Литургия еванг. Марка, издревле употреблявшаяся в Александрийской Церкви, начинается, по Россанскому кодексу: Диакон: На молитву станьте. Иерей: Мир всем. Народ: И духови твоему. Диакон: Помолитесь. Народ: Господи помилуй. Иерей – 1-ю молитву (Swainson. The greek liturgies. Cambridge, 1884, p. 2–3). В более же древней ее редакции (у Ренодота, Liturgiarum orientalium collectio. Par., 1716, II, 184) начинается тремя молитвами священника, на каждую из которых народ отвечает аминь; затем диакон: Дайте мир. Священник: Благодать… со всеми вами, и т. д. Литургия Месопотамской Церкви, приписываемся ап. Фаддею, – несторианская, но в древнейшей ее основе (напечатанной у нас курсивом) возникшая до ереси Нестория и, во всяком случае, не позже VII в. – начинается: Во имя Отца и Сына и Святого Духа . Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение ныне и присно… Клир: Аминь и Отче наш. Священник, наклоняя главу, делает возглас: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне… Клир: Аминь. Диакон: Помолитеся. Мир с вами. Священник молитву (Петровский А. Апост. лит., 61). 1884 Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 1885 Дмитриевский А. Что такое κανν τν ψαλμφδας…//Рук. для сельск. паст. 1889 г., 38, с. 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

О междопесниях по 3 и 6 песни канона упоминает уже известное описание синайской утрени VI-VII в., причем относительно их здесь дается понять, что они состояли из каких-то художественных песен, начинавшихся священником (Вступ. гл., 295:296). Ипотипосис и Диатипосис упоминают только о 2-х чтениях на каноне 2569 , Студийско-Алекс. устав, кроме чтений по 3 и 6 песни, говорит о седальне по 3 песни и кондаке по 6 2570 . Ектении по 3 и 6 песни Малые ектении по 3 и 6 песни канона могут отметить то исключительное место, которое они занимают на утрене, только своими возгласами. Последние, конечно, у них новы по сравнению с прежними. Но при этом возгласы здесь не продолжают, как то можно было бы ожидать, развитие мысли прежних, а, ввиду того, что канон рассматривается как совершенно самостоятельная часть утрени, или как служба в службе, начинают новый ряд мыслей. Именно – возглас ектении по 3 песни прославляет Бога просто только как Бога: «Яко Ты еси Бог наш…», а возглас по 6 песни дает исчерпывающее понятие Нем как Царе и Спасителе: «Ты бо еси Царь мира ( ειρνης) и Спас…». Возгласы оканчивают собою 5-ю и 6-ю утренние молитвы, 1-й и 6-ю вечернюю молитву. Из этих двух ектений первую Типикон указывает произносить диакону, а вторую священнику. Это потому, что до 3 песни диакон участвует еще в служении, начав это участие с полиелея или с Непорочных; с 3-ей же песни до 9-й, как части канона менее торжественной и наполненной чтениями, служит один священник. Произнесение диаконом ектении по 3 песни с устранением его от ектении по 6 песни, следовательно, аналогично с предоставлением ему из 3 ектений на вечерней кафизме лишь последней. Ектении по 3 и 6 песни канона произносятся пред св. дверями, первая потому, что произносится диаконом, вторая – потому, что по ектении 3 песни (к седальну и чтению) священник и диакон «изоблачаются священных одежд, изшедше же (из алтаря) стоят на обычных местех». Потому же только о 1-й ектении замечено в Типиконе, что возглас ее «внутрь олтаря». Варианты возгласов и старые уставы о ектениях

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в наст. время в греч. Церкви, в РПЦ и в др. правосл. Поместных Церквах, так и в редакции, используемой РПЦ с кон. XVII в.,- Е. С. м. включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых случаев (благовещенской и полиелейных служб, службы четверга 5-й седмицы поста и др.), а также вечерни воскресных дней поста (когда завершается литургический цикл соответствующего воскресенья и начинается служба понедельника). Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греч. традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в. (см. Виолакиса Типикон ), предписывает читать Е. С. м. всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу. Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время Е. С. м., но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов. Вопрос о замене 16 земных поклонов во время Е. С. м. 3 земными, 12 поясными и земным (как Е. С. м. доныне и совершается в рус., груз. и др. традициях повсеместно, а у греков - в наиболее строгих мон-рях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу,- эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия к-рой нек-рыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви. При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской рус. редакции Типикона, посвящая Е. С. м. и нек-рым др. вопросам гл. «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. [Т. 2.] С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время Е. С. м. не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.

http://pravenc.ru/text/182147.html

О. Кекелидзе я поставил три возражения 57 . 1) Р[у]к[о]п[ись] 86 Тифл[исского] муз[ея] автор относит к концу X в., а основания для определения такого почтенного возраста ее недостаточны. Особенно выдается своею неосновательностью указание на мнимую (по моему мнению) «близость» р[у]к[о]п[иси] к мессинскому тексту Литургии Иакова: автор не произвел надлежащего сравнения между ними. – Р[у]к[о]п[ись] 11 Публ[ичной] биб[лиотеки] относится им к IX в., а материал к более древнему времени. Я оспаривал это положение гл[авным] обр[азом] на основании множества канонов, содержащихся в р[у]к[о]п[иси]. Кроме того, я склонен думать, что она не имеет (Л. 25) особенного значения, так как, несомненно, сделана в[есьма] небрежно, что доказывается пропусками таких памятей в Синаксаре, в существовании коих в VIII в. не может быть никакого сомнения. 2) Избранный автором метод научного объяснения богослужебных особенностей Груз[инской] Церкви через сравнение текста изучаемых им р[у]к[о]п[исей] с Вашим описанием не дал вполне удовлетворительных] результатов, п[отому] ч[то] автором неосновательно исключены из поля наблюдения богосл[ужебные] чины армян, коптов, сирийцев (то же я нашел и в Вашей рецензии). В подтверждение этой мысли я привел несколько примеров. 3) История цер[ковного] Устава Груз[инской] Церкви составлена так сбивчиво, что не дает отчетливого представления о действительном положении. Автор постоянно путает Уставы монастырские и патриаршие и о Вели (об.) ком Синаксаре Мтацминдели высказывает суждение, не обоснованное надлежащим образом, что этот синаксарь есть ктиторский типикон: есть данные в пользу того, что это типикон смешанный, сводный, составленный не для афонской Иверской обители 58 . Как видите, о. Кекелидзе я предложил такие возражения, при опровержении коих он мог бы блестяще выступить во всеоружии специалиста в грузинологии. Но он почему-то пощадил меня и очень слабо защищался против моих вылазок. Алексей Афанасьевич, Вы, конечно, не забыли, как убеждали меня совершить паломничество в Палестину, и как обещали исхлопотать мне даровой проезд туда и обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

243. Дмитриевский А. Вечерние молитвы//Руководство для сельских пастырей. 1888, II, 503 и д. 244. Позднейшее, испорченное, вместо εκτενς, т. е. δησις или ευχ. 245. Другое, но редкое древнее название ектений — λιτανεα (Goar. Εχολγιον, 154). 246. Флп. 4, 7. 247. К прошению «о благостоянии (εσταθας) Св. Божиих Церквей» присоединяется моление «и о соединении всех», κα τς των πντων ενσεως, в древн. слав. «о съвъкуплении всех», соединении как показывает муж. род πντων — не Св. Божиих Церквей (хотя в древних текстах ектении было: «о единении всех, πασν, Святых Божиих Церквей» — см. ниже), а всех в общем смысле, — по св. Симеону Солунскому, «о соединении всех в правой вере, любви и богоугодной жизни» (О бож. мол., гл. 332/296). Может быть, здесь намеренная неопределенность, указывающая на все человечество и в том числе, следовательно, на инославные Церкви (см. подробнее об этом: Ζ О каком соединении всех молимся мы в 3-м прошении великой ектении//Рук. для сельск. паст. 1910, Пактов Н. К изъяснению третьего прошения великой ектении//Там же, 248. «Во Христе диаконстве» — прибавка «во Христе» соответствует «честнем» при «пресвитерстве» и вместе ближе определяет «диаконство» («служение») как церковное; «причте» — κληρο; людех — λαο. 249. «Палате» — παλατιο, дворец (соб. Палатинский холм в Риме), двор, правительство. 250. «Страждущих» — καμνντων, т. е. занятых тяжелыми работами; в древних екгениях: «за тех, которые в рудах, в заточениях, в изгнании» (см. ниже). 251. Ин. 17:1, 2, 4; Притч. 16, 4; Евр. 2, 10. 252. Курсивом общее с нынешней ектенией. 253. Климент Римский. Посл. Коринф. 59:2, 4–61:3. В известном Александрийском кодексе V b. нет этого отдела послания Климентова; посему он не был известен до 1875 г., когда Филофей Вриенний открыл его в одной иерусалимской рукописи. 254. Этим проливается свет на первоначальный смысл первых прошений великой ектении: это были прошения о том мире, который необходим для принесения евхаристии и внешним выражением которого было лобызание пред этим принесением. В персидско-несторианской литургии, припис. ап. Фаддею, пред молитвою об освящении Даров диакон: «В умах ваших молитесь о мире с нами»; пред приобщением: «Помолимся о мире нашем между собою», по приобщении — то же (Собрание древних литургий. СПб., 1874–1878, IV, 22, 30, 36). В литургии Нестория в начале «канона» ее диакон: «Помолимся о мире нашем между собою» (там же, 47). В литургиях галликанской и мозарабской вместо этого священник или диакон: «Подайте мир друг другу». Хор: «Мир мой даю вам» трижды с припевом малого славословия и затем свящ.: «Давайте целование любви и мира, чтобы вам быть готовыми к Св. Тайнам Божиим» (там же, IV, 106, 144).

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

1-я песнь в Библии 19 ст., в пост 19, в будни 12, празд. 10. 2-я песнь в Библии 43 ст., в пост 65. 3-я песнь в Библии 11 ст., в пост 16, в будни 12, празд. 10. 4-я песнь в Библии 19 ст., в пост 30, в будни 12, празд. 10. 5-я песнь в Библии 11 ст., в пост 15, в будни 12, празд. 10. 6-я песнь в Библии 8 ст., в пост 11, в будни 10, празд. 10. 7-я песнь в Библии 31 ст., в пост 34, в будни 12, празд. 10. 8-я песнь в Библии 22 ст., в пост 20, в будни 12, празд. 10. 9-я песнь Богородицы в Библии 10 ст., в богослужении 8. Песнь Захарии в Библии 12 ст., в пост 12, в будни 10, празд. 10. Сокращение делается так, что из песни выпускаются стихи, менее поэтические и отсутствие коих не нарушает хода речи и не трогает главной мысли; например, из 1 песни выпущены стихи — для будничного употребления: «Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори», — мысль, заключающаяся и в предыдущем стихе: «Силу его вверже в море»; или ст.: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» — мысль общая; для праздничного употребления выпущены стихи: «Огустеша яко стена воды… рече враг, гнав постигну…» — за подробное описание события. Из 5 песни опущено только 1 1/2 ст., из 6-й — 1. Первый стих никогда не опускается, равно как последний, почему песнь сохраняет и внешний свой вид. Будничное исполнение библейских песней носит название «Господеви поим», а праздничное «Поим Господеви» (см. гл. 18 Тип.). Песни в указанном трояком объеме помещены в Ирмологии; в Псалтири же следованной только в великопостном. К Ирмологию отсылает и разбираемая глава Тип.: «и по амине (на возглас: Милостию и щедротами) начинаем ирмос канона воскресна — К 1-му же тропарю припев: Слава, Господи, св. воскресению Твоему. Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологии)». Способ исполнения в древности И в древней Западной Церкви библейские песни пелись более торжественным напевом, чем псалмы [ 682 ]. Можно думать, что первоначально библейские песни пелись с кратким припевом к каждому стиху, и такой способ пения их не оставлен был и тогда, когда появились каноны: до ирмоса или тропарей выпевалась вся песнь с этим припевом, а тропари пелись или без припевов, или с особыми припевами не из песни, или, наконец, с повторением последних стихов песни в качестве припевов. След такого исполнения ныне — 2-я песнь и песнь Богородицы, равно как способ пения канона в Страстную и Пасхальную седмицы (службы которых сохранили наиболее следов древней практики) [ 683 ].

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

Вопрос: Объясните, пожалуйста, значение шестопсалмия. Почему его чтение следует слушать особенно внимательно, хотя при чтении кафизм разрешается даже сидеть? Мне приходилось встречаться с утверждением, что «шестопсалмие – это страшный суд». Что оно означает, и не относится лик околоцерковным суевериям? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14). В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» (М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная). В силу особой значимости шестопсалмия оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я). 11 июня 2007 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6933.html

308 I. Φουντουλς, Παννυχς (­ Κε μενα Αειτουργικς, 2). Фессалоники 1969; см. гл. IV, с. 177, прим. 26. 309 Н.Д. Успенский , Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (рукопись), Ленинградская Духовная Академия 1949; гл. III: Панихида, с, 416–467. См. С. 178, прим. 39. См. и. «Богословские Труды», 18 и 19. 310 V. Bruni, I funerali di un sacerdote nel rito bizantino secondo gli eucologi manoscritti di lingua greca, Иерусалим 1972. 312 Текст греческий: Барб. 336 в сравнении с Син. 956: Описание II, с. 13–14; ср. Фунтулис, Παννυχ;. 20, который следует Барб. 336, полностью дополняя возгласы и модернизируя пунктуацию. Греческий текст с французским переводом всех молитв см. в Or. Chr. Per. 40 (1974); M. Arranz, Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, p. 316–321. 316 Барб. 336 (Син. 956: Описание, II, с. 15; Фунтулис. с. 29–30). Эта главопреклонная молитва получила здесь исключением номер 107; вообще Барб. 336 объединяет эти молитвы в молитвы отпуста, которые им предшествуют; ср. напр., гл. IV, с. 137, 143, 146, 150. 319 Этот ценный документ, приложение-типикон к Константинопольскому Праксапостолу, мы знаем лишь по выдержкам А. Дмитриевского , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев 1907. с. 330–334; возобновленный как приложение II и переведенный на французский язык X. Матеосом, Le Typicon de la Grande-Eglise, II (­ Or. Chr. Analecta 166) Rome 1963, p. 204–209. Ср. также для описания Дрезден 104: G. Bertoniere, The Historical Development ot the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church (­ Or. Chr. An. 193) Rome 1972, p. 114–115. 320 Описание, II, c. 350–351. Эта рукопись полагает, что молитвы читались после антифонов, наоборот тому, что делалось в Константинополе. 322 F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum, I, Paderborn 1905, VIII, гл. 37, с. 544. см. с. 39. 323 L. Ligier, Textus Liturgiae Judaeorun (­ Prex Kucharistica, Fribourg 1968, p. 36); Сидур Тефиллат кол пэ, изд. Ешхол, Иерусалим, с. 46, 109; The Authorised Daily Prayer Book of the United Hebrew Congregamion.... Londres 1961, p. 37, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

704 Отпуст, как выше разъяснено, с точки зрения Типикона может быть только при известном условии. 705 Ср. 2 подстр. примечание в Дополн. примеч. о веч. накануне понедельников св. Четвер. (см. 20 гл. 2 ч. – примечание 708 Разумеется седмичный из числа напечатанных в дополнит. части Минеи под заглавием: „Богородичны осьми гласов: поем их, егда есть Слава святому в Минеи“ (ср. послед. 9 марта, Тип., л. 197). 709 В день памяти 40 мучеников Типикон указывает малую ектению: но своеобразность содержащегося в последовании 9 марта указания на нее (пред словом: ектения, поставлена точка; после слова: малая, опять точка; след. подлежащее с определит. словом оставлено без сказуемого), отсутствие указания на возглас после неё и прямое предписание последования 24 февр., что „ектении малыя не глаголем“, приводят к мысли, что здесь – типографическая ошибка, заключающаяся в том, что пропущено свово: „не глаголется“ (слич. Минею за март). 711 1-ый мученичен находится в первых субботних стихирах на Господи, воззвах, остальные три во вторых. Все эти четыре мученична и указывает москов. издание служб на каждый день 1-й седм. Вел. поста (см. пяток, л. 66). 712 В особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред. Москв., 1893 г., 71, пред псалмом указаны: Благословен Бог... Аминь. Приидите поклонимся 3. 713 Моск. изд. Сл. на кажд. д. 1 седм. Вел. поста, кроме тропарей, для каждой песни назначает ирмос. 717 Хотя, как выше, ч. 1, отд. 4, гл. 37, мы сказали, Триодь Постная назначает стихословить по отделу Ирмологиона: Господеви всем (л. 131 на обор.). 718 В 31 гл. 2 ч. чит. подстрочное примечание касательно этого повечерия. Кондак на повечерии, без сомнения, должен быть Взбранной воеводе... 719 Если где храм Похвалы пр. Богородицы, то после 2-го чтения икосов и кондаков поются полиелейные псалмы и величание (общее) Богородице; затем малая ектения и седален храма Богородицы. Слава, и ныне, тот же. Чтение, Степенна – 1 антифон 4 гл. Прокимен праздника Богородицы и т. д. Всякое дыхание и т. д. Евангелие праздника. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Слава. Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Аминь, – и канон храма Похвалы пр. Богородицы с ирмосом на 14, ирмос по 2, тропари на 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Мытаря и Фарисея до недели Всех святых положено петь на Славу, н ныне на литиях пред 1 часом. 526 Это бдет вполне согласно с тем, что сказано в мр. гл. 14 янв., Тип., л. 158: „На 1 часе тропарь воскресен, Слава – праздника… По трисвятом кондак Триоди. Такожде и на 3, и на 6, и на 9 часах глаголем тропар. Кондаки же праздника и Триоди, променяюще глаголем“. Впрочем, на 9 часе тропарь и кондак праздника могут быть только в тех храмах, в которых 9 час читается не пред вечернею, как это следовало бы по Типикону, а пред литургией, как это водится по преимуществу в сельских храмах, где нет ежедневного богослужения: потому что на литургии праздник отдается. 527 Но с опущением тропаря праздника на 9 часе пред вечернею, потому что на литургии праздник отдается. 528 В последованиях Типикона, на основании коих составлены нами 2–9 главы, о тропарях и кондаках на литургии по входе говорится безразлично по отношению к тому, где какой храм. 531 Богородичны Триоди, поемые в стихирах на стиховне на Славу, и ныне (вместе), находятся и в дополнит. части Минеи. 532 В недели Вел. Поста накануне понедел. положены только 3 велик. поклона и после них трисвятого нет. 535 В 9 гл. Тип., л. 16. сказано: „Чтец начинает: аще есть аллилуиа, глаголет трисвятое без поклонов. Аще же ни, Приидите поклонимся“ и т. д. 539 Сколько раз произносить Благо есть, об этом не сказано: но надобно знать, что не только в обыкновенное время, но даже при постовом богослужении периода времени пения Октоиха, Типикон, 98 л., назначает Благо есть 1, а 2 – только в постные дни св. Четыр. и притом тогда, когда не случится праздника (напр., Благовещения). 540 Во 2 гл. Типикона, излагающей порядок всенощного бдения накануне недели (воскресенья), сказано, что после „Свете тпхий“ канонарх... сказует прокимен и стихи, клирицы же поют прокимен (л. 3 на обор.); в 9 гл. Типикона, излагающей порядок седмиочной службы, сказано только о пении прокимна и о том, что канонарх сказывает стихи; но о том, что предварительно он сказывает и самый прокимен, умолчено (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010