В субботние дни А. на утрене поется в т. н. родительские субботы , а также в те субботы, в к-рые случится память святого, не имеющего тропаря. Субботняя А. поется со стихами псалмов (Пс 64. 5; 101. 13; 24. 13.- Типикон. Т. 1. С. 60) на 2-й глас, а в две вселенские субботы - на 8-й глас. На панихиде поется так же, как и во вселенские субботы. На вечерне А. заменяет собой прокимен и поется только в малые посты при совершении утрени с А. во вторник, среду, четверг, пятницу (т. о., А. на вечерне может петься вечером в понедельник, вторник, среду, четверг). В воскресенье вечером на вечерне А. не поется, в пятницу вечером А. поется только накануне двух вселенских суббот. На вечерне А. (кроме пятниц накануне вселенских суббот) поется со стихами псалмов (вечером в понедельник - Пс 37. 2, во вторник и четверг - 98. 5, в среду - 18. 5), на 6-й глас (Часослов. С. 156-157). В пятницы накануне двух вселенских суббот А. поется та же, что и на утрене в эти субботы, с опущением 2-го стиха. Этот же аллилуиарий поется на панихиде (Типикон. Гл. 14. Т. 1. С. 62), при отпевании монаха (Требник большой. Л. 108об.), младенца (Там же. Л. 107об.); чин отпевания священника содержит, кроме четырехкратного повторения этого аллилуиария (Там же. Л. 135, 136, 137об., 170), 4 аллилуиария со стихами псалмов 22, 23, 83, 111 (Там же. Л. 135об., 137, 138, 138об.). Употребление А. за заупокойным богослужением встречается и в испано-мосарабском обряде (Cabrol. Col. 1235). Такое различение служб в Иерусалимском Типиконе сообщает неск. печальный характер пению А., что не отвечает ветхозаветному и древнехрист. его пониманию, а также употреблению А. за литургией, где А. является торжественной, можно сказать, «пасхальной» аккламацией. Зап. традиция придает пению А. исключительно торжественный характер (см. Cabrol. Col. 1233-1235). Но можно указать пример торжественного понимания А. и в визант. гимнографии - службу вмч. Георгию , к-рая всегда бывает в послепасхальное время (23 апреля ст. ст.): стиховные стихиры малой вечерни здесь оканчиваются троекратным повторением А.

http://pravenc.ru/text/114768.html

46 Прокимен: Господь воцарися..., накануне недели поется во весь год (Типик., послед. 14 сентября). 50 Этот выход делается для совершения литии, которая, по Типикону, составляет неотъемлемую принадлежность каждого всенощного бдения, хотя в настоящее время совершают ее только накануне больших праздников. Самый выход на литию, когда она бывает, по установившейся практике совершается чрез отверстые царские двери. 51 Представляется необходимым сделать следующие замечания: а) Во 2 гл. Типикона сказано: «Поем стихиру храма». В этом выражении заключается указание на то, что надобно петь одну только стихиру храма, а не две и не более, потому что когда Типикон назначает для пения одно песнопение, то употребляет единственное число, напр., говорит: «посем стихира воскресна, глас 6: Воскрес Иисус от гроба» (гл. 2), «Слава, стихира евангельская рядовая» (гл. 2); а когда назначает несколько стихир, то употребляет множественное число, напр., он говорит: «На Господи, воззвах стихиры».., «на хвалитех стихиры»..., «на стиховне стихиры»..., «стихира храма и святого стихиры» (гл. 3), или выражается, напр., таким образом: «Поем стихиру воскресну и входим в храм..., поюще и прочия стихиры воскресны» (гл. 2). – Но почему после слов: «поем стихиру храма», немного ниже, в той же главе Типикона говорится: «и по совершении стихир», т. е. делается указание на многие стихиры? Ответ на это надобно искать в Октоихе, в последовании великой вечерни, бывающей накануне воскресного дня, где сказано: «Поем самогласну стихиру святого обители, литию творяще в притворе, на ней же поем стихиры Павла Амморейского, или что настоятель изволит» (стихиры Павла Амморейского в Октоихе напечатаны выше этого замечания в числе стихир на Господи, воззвах). Отсюда следует, что кроме стихиры храма, можно петь стихиры Павла Амморейского или какие-нибудь другие, напр., после первой стихиры храма можно петь и прочие его стихиры. Впрочем, можно и ничего не петь, кроме стихиры храма, а после нее прямо Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

105 . Лик поет: Аминь. Начинается пение воскресных стихир на стиховне из Октоиха, сначала без припева, потом с припевами: Господь воцарися... Дому твоему подобает святыня... Слава, и ныне, богородичен воскресный, находящийся в Октоихе наряду 106 . Предстоятель (по 7 гл. Типикона) или чтец (по вышеуказ. изд. Киево-Печер. лавры, л. 2 на об.): Ныне отпущаеши... Чтец (и по 7 гл. Типик.) – Трисвятое с прочими молитвословиями. Священник внутри алтаря – возглас: Яко твое есть царство. Чтец – отпустительные тропари. В 7 гл. Типикона сказано именно так: «Отпустительные тропари по обычаю», но какие именно, не объяснено. Между тем, во 2 гл. Типикона указан один отпустительный тропарь: «Богородице Дево, радуйся... 3». Для того, чтобы правильно произносить тропари, надобно иметь в виду следующее. Типикон отличает вечерню, совершаемую на всенощном бдении в соединении с утренею и оканчивающуюся благословением хлебов, от вечерни, отправляемой отдельно от утрени и не имеющей благословения хлебов, и в одном случае назначает одни тропари, а в другом другие. Это видно из многих мест Типикона и других книг, напр., в Месяцеслове Типикона под 13 ноября сказано: «На благогловении хлебов тропарь глас 8-й: Уст твоих... 2-жды, и Богородице Дево 1. А идеже всенощного бдения не бывает, по тропаре Слава, и ныне, богородичен». В Минее за месяц ноябрь, в 20 день, сказано:«На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, радуйся 3. Аще ли несть бдения, глаголем тропарь воскресен». 2-я глава Типикона говорит о той именно вечерни, на которой бывает благословение хлебов и которая соединяется с утренею; на вечерни же, совершаемой отдельно от утрени, тропари надобно произносить по 52 гл. Типикона: «Об отпустптельных тропарях и кондаках...» Здесь же указаны: тропарь воскресен гласа, Слава, и ныне, богородичен его. Если есть тропарь святому, то тропарь воскресен гласа. Слава – святого, т. е. тропарь. И ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря святого. Если есть два святых с тропарями, то также тропарь воскресен гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием             (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания. Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173. Диак. Михаил Желтов Е. в певческой традиции Русская монодия Строки ектений. 1-й и 2-й циклы. Пример по рукописи сер. XVIII в. (РГБ. Ф. 354. 144) (совр. набор) Строки ектений. 1-й и 2-й циклы. Пример по рукописи сер. XVIII в. (РГБ. Ф. 354. 144) (совр. набор) В древнерус. певч. Обиходах ответы на прошения в Е. появляются с сер. XVI в. Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» Е., однако в Уставе ГИМ. Син. 335 есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поем на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды»: Л. 23. О певч. исполнении строк Е. уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984...

http://pravenc.ru/text/189661.html

Древность междопесния    О междопесниях по 3 и 6 песни канона упоминает уже известное описание синайской утрени VI-VII b., причем относительно их здесь дается понять, что они состояли из каких-то художественных песен, начинавшихся священником (Вступ. гл., 295, 296). Ипотипосис и Диатипосис упоминают только о 2-х чтениях на каноне, Студийско-Алекс. устав, кроме чтений по 3 и 6 песни, говорит о седальне по 3 песни и кондаке по 6. Ектении по 3 и 6 песни    Малые ектении по 3 и 6 песни канона могут отметить то исключительное место, которое они занимают на утрене, только своими возгласами. Последние, конечно, у них новы по сравнению с прежними. Но при этом возгласы здесь не продолжают, как то можно было бы ожидать, развитие мысли прежних, а, ввиду того, что канон рассматривается как совершенно самостоятельная часть утрени, или как служба в службе, начинают новый ряд мыслей. Именно - возглас ектении по 3 песни прославляет Бога просто только как Бога: «Яко Ты еси Бог наш…», а возглас по 6 песни дает исчерпывающее понятие Нем как Царе и Спасителе: «Ты бо еси Царь мира (ειρνης) и Спас…». Возгласы оканчивают собою 5-ю и 6-ю утренние молитвы, 1-й и 6-ю вечернюю молитву.    Из этих двух ектений первую Типикон указывает произносить диакону, а вторую священнику. Это потому, что до 3 песни диакон участвует еще в служении, начав это участие с полиелея или с Непорочных; с 3-ей же песни до 9-й, как части канона менее торжественной и наполненной чтениями, служит один священник. Произнесение диаконом ектении по 3 песни с устранением его от ектении по 6 песни, следовательно, аналогично с предоставлением ему из 3 ектений на вечерней кафизме лишь последней. Ектении по 3 и 6 песни канона произносятся пред св. дверями, первая потому, что произносится диаконом, вторая - потому, что по ектении 3 песни (к седальну и чтению) священник и диакон «изоблачаются священных одежд, изшедше же (из алтаря) стоят на обычных местех». Потому же только о 1-й ектении замечено в Типиконе, что возглас ее «внутрь олтаря».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Swainson. The Gr. Lit., 218, 238, 302, 320, 219.     Goar. Ευχολγιον, 2—3. 1-я часть великой вечерни в историческом развитии...    И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189—190, 295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ    После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

п. Заметим, что воскресные песнопения в указанные в заглавии недели поются по порядку гласов: в неделю Мироносиц – гл. 2, в неделю Разслабленного – гл. 3, в неделю Самаряныни – гл. 4 и в неделю Слепого – гл. 5. 3) Восточны. Это – то же воскресные песнопения, напечатанны в Октоихе и перепечатанные в Триоди Цветной. С этим наименованием указываются стихиры на Господи, воззвах и хвалитные. 4) Настоящие недели, т. е. такие, какие усвоены той или другой неделе. Они составляют принадлежность Цветной Триоди, в которой одной и напечатаны. Кроме общего: «настоящия недели», Типикон усвояет им частные названия, соответствующие недельным воспоминаниям, т. е. называет их песнопениями Мироносиц (л. 364), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.), Слепого (л. 371). К этим же самым песнопениям иногда прилагается название Триоди и дне, напр., говорится «седален Триоди» (л. 365), «блаженна Триоди» (л. 365 на об.), «седален дне» (л. 367). 5) Сверх перечисленных, в неделю Самаряныни употребляются еще песнопения Преполовения, пот. что в эту неделю празднуется попразднство сего праздника. Этого рода песнопения напечатаны в Цветной Триоди частью в последовании 5 недели, напр., тропарь: Преполовившуся празднику..., канон: языцы, восплещите, частию в последовании праздника Преполовения, а в послед. 5 нед. указываются только начальными словами (см., напр., стихиры на Господи, воззвах). Им усвояется наименование песнопений Преполовения праздника (просто) или же праздника Преполовения, напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Преполовения», «тропарь праздника», «тропарь праздника Преполовения» Начало всенощного бдения такое же, какое указано выше накануне недели Антипасхи (Тип., л. 364 на об.). На нем, как и всегда под воскресенье, полагается вся 1 кафизма (см. посл. нед. 3, л. 364 на об.; нед. 4, л. 367; нед. 6 л. 371). В стихирах на Господи, воззвах богородичном всегда служить воскресный догматик настоящего гласа: в неделю Мироносиц – 2 гл. Прейде сень законная..., в неделю Разслабленного – 3-го: Како не дивимся, в неделю Самаряныни – 4-го, в неделю Слепого – 5-го, хотя, напр., в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

397 Подробное исследование великопостной вседневной вечерни на 1 седмице Великого Поста — см. «Богослужебные Указания на 1951 год» (Ч. 1.С. 55—58). Необходимо также сравнить окончание великопостной вечерни в воскресенье вечером и вседневной вечерни, а также изобразительных, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров и когда Литургия служится. 398 Если в один из будних дней Великого Поста, в которые не совершается полной Литургии (т. е. понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), случится храмовой праздник, то в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Апостола и Евангелия после пения «Да исправится». 399 См. подробнее об этом: Типикон, гл. 33. 400 Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива находится в Служебнике и в Чине благословения колива в праздники. 401 В настоящее время во многих приходах центральных и Юго-Западных областей в пятницу (в Москве — по воскресениям) совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и 4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются». 402 «Чин молебна в Неделю Православия», как он совершается в настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях» на 1949 год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

О каноне на повечерии накануне Мясопустной субботы в Тип., в послед. в субботу Мясоп., л. 298 на об., также ничего не говорится; но в послед. на нед. Блудного сына сказано: «Подобает ведати, яко в седмице Мясопустной аллилуиа (постовое) не поем... Не поется же и междочастие и канон молебный пресвятой Богородице, поемый на повечерии, а повечерие поется малое» (л. 298). Отсюда ясно, что на повечерии накануне Мясопустной субботы не должно быть богородичного канона. Руководствуясь же тем соображением, что на панихиде после вечерни пропет уже покойный канон, мы должны придти к мысли, что и этого канона на сем повечерии не должно быть. Но, как в своем месте мы разъяснили, это время Типикон признает самым удобным и приличным для пения канона святого, прилучившегося в Мясопустную субботу в тех храмах, в которых накануне недели отправляется вечерня с повечерием, и недельного святого в тех храмах, где совершается всенощное бдение, так как в этих храмах канон субботнего святого должен быть пропет ранее на одном из мимошедших повечерий 889 . Относительно канонов для этого повечерия и богослужебных книгах имеются следующие указания: 1) В Типик., в послед. пятка 1 седм. Вел. поста, л. 319, замечено: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы… повечерия поем великая, на нем же... поем покойный канон настоящаго гласа»; в Тр. Постной также говорится: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы... повечерия поем великая, на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице», л. 131. На этом основании на повечериях накануне субб. 2,3 и 4 Великого поста надобно петь покойные каноны настоящаго гласа, напечатанные в Октоихе в послед. утрени. В означенные пятки Типикон назначает их на повечерии потому, что не предписывает петь панихиды. 2) В Типиконе, в πослед. пятка 1 седм. Великого поста, л. 319, находится такое указание: «Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившихся святых в субботы (разумеются, впрочем, не все субботы, а только те, в которые отменяется служба рядового святого) или недели св. Четыредесятницы, поется в повечериях или егда изволит екклесиарх. Тако творим во всех пятках в вечер св. и вел. Четыредесятницы». На этом основании Триодь Постная, л. 131, в пяток 1 седм. Великого поста указывает на повечерии петь канон святого, прилучившегося в субботу той же седмицы. В субботы 2,3 и 4 седмиц Великого поста служба святых не отменяется; поэтому каноны их не следует петь на повечерии; но отменяется служба святых, прилучившихся в 2, 3 и 4 нед. 890 ; каноны их и следует петь в пяток на повечерии в тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение; в тех же храмах, в которых накануне ее поется вечерня с повечерием, в пяток на повечерии следует петь очередной канон святого из разряда тех, память которых бывает в период времени от Лазаревой субботы до недели Фоминой (подробнее чит. об этом выше: ч. 2, отд. 5, гл. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010