Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон. Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страстем Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания). По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом). После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды ; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны , во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапезу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично. 1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава...». Седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая...». Примечание. «Чтет же сие 1-е Евангелие настоятель, прочия же – иереи, един по единому кийждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «настоятель чтет». 2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благословися и прославися Всечестное и Великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Седален, глас 7-й: «Кий тя образ...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

8 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня. 9 Величание святых отцов поется только в храме их имени. 10 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 188. В особой службе в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. отдельное издание) величание равноап. кн. Владимиру приводится в следующей редакции: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю землю Русскую Святым Крещением просветившаго» (М., 2014. С. 17). 11 Ср. со службой равноап. Ольги в Минее (11 июля). 12 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 13 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир равноап. Владимира входит славник, глас 2-й: «Не от человек звание приял еси…». Пропущенная хвалитная стихира равноап. Владимира в этом случае может петься в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»). 14 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак равноап. Владимира. 15 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»). 16 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 17 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня. 18 Стихира Крещения Руси «О, дивное чудо! Водою Крещения…» – 1-го гласа. Ср.: Чинопоследования праздника Крещения Руси. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. С. 21. 19 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…». 20 Величание святых отцов поется только в храме их имени. 21 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 22 В случае пения изобразительных антифонов. 23 Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Звоны будничные В настоящее время будничные звоны - явление не частое. Например, в московских монастырях практика звонов в будничные дни довольно скудна, если вообще существует. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика. Мы привыкли уже ориентироваться во времени по часам. Расписание служб нам известно. Службы совершаются, в основном, вовремя. Редкий прихожанин не имеет своих часов, но теперь и это не существенно. Колокольные звоны нашего времени - боллее украшение Богослужения, символы, нежели насущная потребность. Приводимые ниже рекомендации относительно совершения будничных звонов не носят обязательный характер. Звонарям следует обсудить все виды будничных звонов со своими настоятелями и весьма осторожно использовать трезвоны; особенно там, где наборы колоколов небольшие. Нежелательно трезвонить одинаково и в будни, и в праздники. В седмичные дни перед богослужениями благовестят в простодневный колокол. Трезвон в эти дни бывает без первых четырёх колоколов, то есть без простодневного, но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в 4-й колокол, простодевный. В седмичные дни к Вечерне примыкает 9-й час, поэтому благовестят перед началом 9-го часа, а перед Вечерней трезвонят. И по конце 9-го часа знаменует в 2 или 4 по уставу (Типикон, гл. 9) К Повечерию будничному в 9-й гл. Типикона указано звонить только в било. В реальной практике била уже не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол. К Повечерию после Великой Вечерни, если не положено по каким-либо причинам бдение, Клеплет в малый кампан или в ручное клепало по обычаю (Типикон, гл. 7.) В то время, когда составлялся Типикон, ещё было в обычае употребление клепал, которые использовались наряду с колоколами. В настоящее время это просто звон. К Полунощнице вседневной благовест совершается, как видим из указания Типикона, редкими ударами в малый колокол. " Во утрии же знаменует параекклесиарх в малый кампан, редким ударением, на мног час... " (Типикон, гл 9.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

и др. Типикон. Служебник. Богосл. Апостол. Воскресные аллилуиарии, напр., 1 гл.: Бог даяй отмщение мне..., 2 гл.: Услышит тя Господь в день печали... Там же. Воскресный причастен: Хвалите Господа с небес… Общая Минея. 201 на об. Дневные литургийные прокимны, напр., в понедел. 4 гл.: Творяй ангелы..., во вторник 7 гл.: Возвеселится праведник... и др. Типикон. Служебник. Октоих. Богосл. Апостол. 224 на об. Дневные аллилуиарии, напр., в понедел. 5 гл.: Хвалите Господа, вси ангели его..., во вторн. 4 гл.: Праведник, яко финикс процветет... Там же. Дневные причастны, напр., в понед.: Творяй ангелы... (это и прокимен), во вторн.: В память вечную... Там же и Ирмологион. Литургийные прокимны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели, напр., пред Воздвижением. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Причастны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Общие литургийные прокимны, напр., Богородице: Величит душа моя Господа..., безплотным силам: Творяй ангелы..., пророкам: Ты иерей во век... и др. 916 Типикон. Служебник. Общая Минея. Богосл. Апостол. 225 на об. Общие аллилуиарии, напр., Богородице: Слыши, дщи, и виждь..., бозплотным: Хвалите Господа, вси ангели его... Там же. Общие причастны, напр., Богородице: Чашу спасения прииму..., безплотным: Творяй ангелы... и др. 917 Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Постной, начиная с Мясопустной субботы и кончая Великой субботой, напр., Мясопустной субботы: Души их во благих... Служебник. Богосл. Апостол. 194 на об. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Причастны периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Цветной – от Пасхи до недели Всех святых. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Однако вернемся к вопросу о разнообразии в построении различных служб, обусловленном той свободой, какую в данной области сам Типикон предоставляет настоятелю. Как эта свобода осуществляется? Имеет ли она границы? В какой мере свобода эта была расширена в современной богослужебной практике? Даруя настоятелю такую свободу, Типикон не раскрыл ее общих принципов. В этой области Типикон следует своему обычному методу, то есть предвидит и уточняет определенное число случаев. Вот некоторые из них: 1) В гл. 6 “О бдениях всенощных”, лист 13 Типикона, изданного Святейшим Синодом русской Церкви в Москве в 1904 году, в более чем 68 случаях, когда в этой главе 2 предписано непременное совершение всенощного бдения, мы читаем, что настоятель по желанию может править такую же службу и в другие памятные дни, нарочито указанные в Типиконе 3 , если он видит, что его клир и паства имеют неусыпное тщание о своем спасении. 2) Гл. 7 лист 13 об. того же издания показывает, что совершать всенощное бдение в воскресенье не столько обязательно, сколь желательно. Действительно, настоятель, согласно указаниям той же самой главы, если хочет, может вместо этой службы петь великую вечерню и утреню. 3) В гл. 8, где речь идет о евхаристических богослужениях (там же, лист 15 об.), мы узнаем, что в таких северных странах, как Россия, настоятель может свободно избирать для совершения этих служб часы дня, отличные от тех, которые в Типиконе предусмотрены для Палестины. 4) В гл. 13 (там же, лист 24 об.) речь идет о богослужении в субботу. Настоятель может, если желает, править субботнюю службу как обычную, а не как службу по усопшим, то есть иначе, чем предписано в Октоихе. На практике так именно и делается. Субботнее богослужение совершается как богослужение по усопшим лишь в исключительных случаях: в субботу недели сырной, в субботу накануне Пятидесятницы, которые специально предназначены быть днями поминовения усопших. 5) Гл. 15 (там же, лист 27) позволяет настоятелю совершать всенощное бдение в субботу, если святому, чтимому в этот день, положено бдение, даже если суббота эта приходится на попразднество 4 .

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

Отметим, прежде чем продолжить наше исследование, что праздник Пасхи остается вне этих классификаций. Пасха, действительно, — это праздников праздник. Ее статус, если можно так выразиться, совершенно особый. Она выше всех других праздников и дней памяти святых. Степень ее торжественности не может изменяться по произволению настоятеля; настоятель может поступать по своему изволению лишь в пределах семи выше упомянутых категорий праздников. Исключая тот случай, когда необходимо определить час для начала Божественной Литургии в странах вне Палестины (гл. 8, лист 15 об.), принцип свободного произволения настоятеля позволяет относить память святого или праздника к категории, отличной от той, какая указана для них в Месяцеслове. В самом деле, если настоятель предпочитает вместо всенощного бдения служить в воскресный день великую вечерню (гл. 7, лист 13 об.), то он низводит службу из второй категории в третью, что по смыслу есть умаление торжественности. В гл. 6, лист 13, напротив, настоятелю дозволяется увеличить торжественность службы, если он благословляет чаще, чем это указано в Типиконе, совершать всенощное бдение, то есть петь службу 4-й или 3-й категории как службу 2-й категории. Торжественность службы также увеличивается, если настоятель изволит служить всенощное бдение в субботу, несмотря на отдание гласа Октоиха, равно и тогда, когда суббота совпадает с предпразднеством или попразднеством и Типикон в этих случаях обычно предписывает службу четвертой категории (гл. 15, лист 27). Степень торжественности усугубляется и данным настоятелю правом заменять субботнюю службу Октоиха, то есть службу по усопшим, обычным богослужением (гл. 13, лист 24 об.). Однако до каких пределов может доходить это разрешение изменять степень торжественности праздников и памяти святых? Ответ на этот вопрос вытекает из приведенной выше классификации служб и из общего смысла Типикона. Настоятель не может править службу празднику или памяти святых с тем чинопоследованием песнопений и с той торжественностью, какие положены для двунадесятых Господских и Богородичных праздников первой категории. Немыслимо также перевести один из этих праздников в низшую категорию. Более того, настоятель должен строго соблюдать правила избранной им категории, определяющие состав службы и последование песнопений в том, что касается количества стихир и тропарей. Свобода выбора, которую Типикон предоставляет настоятелю, на самом деле достаточно ограничена. Настоятель, правда, может облегчить немалое число служб, переведя их в низшую категорию. Однако Типикон не дает ему права сокращать службу той категории, которую он выбрал: он должен сохранять все присущие ей особенности. Мало того, и в большинстве случаев, где в Типиконе говорится о свободном произволении настоятеля, это свободное произволение ориентировано в сторону усугубления, а не умаления торжественности памятного дня или праздника.

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

Архимандриты и протоиереи бывают без митры, когда архиерей снимает ее. Затем снимают митры в то время при богослужений, в которое Типикон вообще предписывает (в главе 29-й) стоять «откровенными главами» всем, носящим скуфьи 168 , камилавки 169 . клобуки черные и белые 170 и т. п. Так: А. На литургии: 1) «На Входе» Малом (Тип., гл. 29) архиерей в то время бывает в митре. Обыкновенно же архимандриты и иереи на Входе идут с покрытою головою 171 . 2) «На слышании св. Евангелия» (Тип., гл. 29). В Чиновнике сказано: «Во святое Евангелие архиерей шапки не отлагает, токмо отлагают архимандриты» (Чинов., лит. св. Иоан. Злат.). Тогда читает Евангелие диакон 172 . 3) «На Херувимской песни Великого Входа» (Тип., гл. 29), когда и архиерей бывает без митры (Чиновн.). 4) «На Словеса Христовы» (т. е. «приимите, ядите»), когда и у архиерея нет митры, и на «Достойно» и на «Отче наш», в которое время архиерей бывает в митре (Тип,, гл. 29. Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). 5) «Во явлении Святых Таин» (Тип., гл. 29), когда архиерей бывает в митре. Б. На вечерне: 1) При чтении светильничных молитв (Служебн., Тип., гл. 2 и др.). 2) При Входе (Тип., гл. 29). Прокимен или Аллилуиа – канонарху предписывается говорить с открытою главою, а канонархать покровенною главою (Тип., гл. 27). В. На утрени: При чтении утренних молитв (Служебн., Тип., гл. 2 и др.). Носящим же камилавки, скуфьи вообще предписывается, чтобы они, когда входят в алтарь и приступают к престолу, и выходят на амвон пред Царские двери, для, произнесения ектений, творили бы поклон, главу открыв 173 . Мантия – Мантия (μανδας), иначе налий (Послед. малой схимы в Больш. Требн. от pallium – епанча, верхняя одежда) есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Мантия своею свободною развиваемостию изображает крылатость Ангелов, и потому называется ангельской одеждой (Германа Патр. изложение служб и обрядов в Хр. Чт., 1855 г., ноябрь, стр. 385). Мантия объемлет собою все тело; этим выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и неспособны для мирской деятельности, но все мертвы (Нов. Скр., ч. IV, гл. 18, § 16). Монашествующие, при отправлении божественных служб, должны быть в мантиях (Кормч. кн., 2 ч. св. Никифора, Патриарха Константинопольского, прав. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

22. Среда. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Аллилуия. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Евсевия, еп. Самосатского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Евсевия, еп. Самосатского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агница Агнца яко виде...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя воздвижена...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи Тя...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-05/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 июля 2023 года 22. Среда. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Аллилуия. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Евсевия, еп. Самосатского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Евсевия, еп. Самосатского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агница Агнца яко виде…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя воздвижена…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи Тя…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010