Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого антифона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пении, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон указывает напев только для настоящей и 17 кафизмы. «Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон — на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, — припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынешний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на музыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киевском — трижды [ 316 ]. «Блажен муж» в древних уставах Об употреблении на воскресной вечерне 1 кафизмы есть свидетельство от VI b. (Вступит. гл., с. 295), впрочем, от такой практики, где за воскресной всенощной выпевалась вся Псалтирь (ср. ныне в конце утрени 148–150 пс). В Часослове VIII b. по чину лавры Саввы 1-я кафизма положена в начале всех служб дня как бы в качестве самостоятельной службы (там же, с. 298). По Студийско-Алексиевскому уставу XI–XII b., предполагающему эту кафизму, как и все позднейшие уставы, на воскресной вечерне, для 1 антифона 1 кафизмы существовал особый напев 8 гласа, тогда как 2 и 3 славы ее пелись на приключившийся глас. Что касается припева «аллилуиа», то, по-видимому, по этому уставу все кафизмы пелись с этим припевом (Вступит. гл., с. 365). Древние списки Иерусалимского устава об исполнении «Блажен муж» говорят следующим образом. Груз. ркп. XIII b.: «стихологисуем Блажен муж на 8 гл., после (?) 3 псалма немного повышаем голос».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. Тем не менее редакторы пореформенного московского Типикона 1682 г. интерпретировали указания на пение полиелея в зимний период в смысле, что в этом случае поется только полиелей, а «Н.» опускаются (также см.: Успенский. 2004. С. 329-337). При этом тропари      составляющие с «Н.» на воскресной всенощной единое целое, не отменялись - в итоге указания приняли нелогичный характер: полиелей должен был петься вместе с тропарями по «Н.». Эти указания Типикона 1682 г. можно попытаться объяснить тем, что: 1) полиелей, занимая при пении больше времени, чем «Н.», назначается по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следов., всенощное бдение нужно начинать раньше и оканчивать позже; 2) полиелей отменяется в период с 20 дек. по 14 янв. из-за великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего значение последнего ослаблялось бы; 3) в Великий пост полиелей отменяется в связи со скорбностью этого периода (см.: Скабалланович. 2004. С. 643). Однако эти объяснения едва ли могут быть признаны убедительными. Не исключено, что поправки, внесенные в многовековой порядок пения «Н.», были вызваны изменением отношения к стихословию Псалтири в целом, наблюдавшимся на правосл. Востоке в XVII в. (см.: Успенский. 2004. С. 338). Практика пения «Н.» на воскресных всенощных бдениях в течение всего года сохранилась у старообрядцев, к-рые не приняли пореформенные богослужебные книги, в т. ч. Типикон 1682 г. Современная богослужебная практика Русской Православной Церкви > Современная богослужебная практика Русской Православной Церкви ориентируется на Типикон, в основе которого лежит издание 1682 г. Согласно 17-й гл. совр. Типикона, «Н.» в суточном богослужебном круге поются на полунощнице и на утрене. На полунощнице «Н.» поются в течение всего года в седмичные дни, т. е. с понедельника по пятницу (Типикон. Ч. 1. Л. 31; также см.: Часослов. С. 11). На практике эта служба сохранилась в основном в монастырях, в приходских храмах она, как правило, не отправляется.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Слава – святого. И ныне богородичен воскресен по гласу тропаря святого 107 . Диакон вне алтаря пред образом Христа Спасителя: Премудрость. Лик: Благослови. Священник внутри алтаря: Сый благословлен Христос... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... Священник тихим гласом: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую херувим.. Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник, отверзши царские двери (Типик., гл. 7) и от святых дверей обратившись лицом на запад к народу (Служеб.; издание Киево-Печ. лавры: «Последование вечерни, полунощницы и утрени», 1884 г., л. 20 на об.), произносить великий отпуст по дню (чит. его в Служебн.). Диакон в это время стоит вне алтаря с правой стороны и держит орарь обычно. Поется многолетие. В издании Киево-Печерской лавры сказано:«По отпусте, диакон затворяет святыя врата, иерей же, в епитрахили исшед пред царския врата, начинает повечерие по обычаю». Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малого). Примечание. Ни после вечерни накануне воскресного дня, ни после повечерия не полагается лития о усопших (см. Типик., гл. 7). Дополнительные замечания о великой вечерни 108 Вечерню, отправляемую накануне воскресных дней, Типикон называет великою, и это название усвояет как той вечерни, которая накануне воскресенья на всенощном бдении соединяется в один состав с утренею (гл. 2), так и той, которая отправляется отдельно от утрени (гл. 7). То же самое название, т. е. великой, он усвояет вечерни всякий раз, когда говорит о соединении ее в один состав с утренею накануне господских (напр., 6 августа) и богородичных (напр., 21 ноября) праздников и святых, имущих бдение (напр., 29 июня), равно и святых, не имущих, но могущих иметь бдение (см. 8 ноября, 21 декабря, 17, 20 и 25 января, 5 и 20 июля), а иногда и в том случае, когда говорит о вечерни, отправляемой отдельно от утрени накануне дней полиелейных святых (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

202 Если в Минее нет песнопения на Славу, то в этой книге после стихир на Господи, воззвах печатается богородичен с надписью: «Слава и ныне, богородичен», а после него крестобогородичен (см., напр., 17 октября, 10 и 19 ноября). Так как сей богородичен, в отличие от Славы, когда она есть, положен на один глас со стихирами на Господи, воззвах, то нередко над ним надписано «подобен» (см., напр., 5 нояб.). Так его называет и Типикон, в котором сказано: «аще имать святый самогласну стихиру, и поем ю на Славу. Аще ли ни; Слава, и ныне, богородичен, подобный стихирам Минеи» (чит. 9 гл.). 203 9 гл. Типикона этого возглашения не указывает, а потому в некоторых местах оно не произносится; но в изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни... оно показано (л. 3), что согласно и с предписанием Типикона, содержащимся, впрочем, не в 9 главе, а во 2, излагающей порядок великой воскресной вечерни. где эти слова назначено произносить диакону. 204 О возглашении канонархом стихов совершенно ясно говорится как во 2 гл. Типикона, трактующей о воскресной службе, так и в 9, трактующей о седмичной службе; но о возглашении им прокимна определенно говорится только во 2 гл. Эту оговорку мы делаем ввиду того замечания, которое сделано Типиконом в последовании среды Сырной седмицы (чит. об этом ниже). 205 В 9 гл. Типик, не сказано, кем произносится, по в изд. Киево-Печер. лавры говорится, что иереем (л. 3). 206 Отдел, начиная со слов: Мир всем, и оканчивая возгласом: Буди держава, в 9 гл. Типикона опущен, но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, вводится в состав и вседневной вечерни. Указывается он, хотя кратко, и в изд. Киево-Печер. лавры, л. 3. См. также служб, во св. и великий понедельник, в нед. Ваий вечера, л. 6, – особ. изд. По Служеб. (стр. 21) и по 2 гл. Типик., слова: Главы, наша Господеви приклоним, произносит диакон, но это предписание относится не ко вседневной вечерни, в отправлении которой, и по Типик., и по вышеуказанн. изданию Киево-Печерской лавры, диакон не принимает участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

286 В Типик., гл. 9, л. 15, сказано, что эта молитва глаголется в себе, а в Часослове, стр. 11– тайно. 291 Напр., 1 гл.: Свет возсияй, Господи... Эти светильны Типикон (гл. 9, л. 17 на об. и 43 гл., л. 99) называет троичными, потому что в Триоди Постной, л. 493, они напечатаны вместе с троичнами, поемыми после аллилуиа, хотя по своему содержанию не суть троичны. Кроме Триоди, они находятся в Октоихе, ч. 1, л. 373, и Следованной Псалтири. 293 Пение воскресных богородичнов настоящего гласа после стихир на Господи, воззвах составляет особенность субботней службы. Необходимые замечания касательно воскресных богородичнов в своем месте мы уже сделали (чит. гл. 1); здесь же прибавим, что настоящим гласом по отношению к субботе называется тот, который пет был в течение истекшей седмицы; а так как субботою глас Октоиха оканчивается, то воскресные богородичны, когда говорится о субботней службе, называются иногда богородичнами «гласа прешедшаго» (см. Типик. 24 февр., аще случится, в субб. 1-й недели постов, «гласа мимошедшаго» (Типик. 20 дек.). 294 Так сказано в 12 гл. Типикона. В «Указе о службе субботней» Октоиха говорится: «На стиховне в Октоихе мученичны три, иже писаны на Господи, воззвах, един оставляем 1-й».– Чтобы понять смысл этого предписания, надобно иметь в виду то, что в субботних стихирах Октоиха на Господи, воззвах помещены двои стихиры, из коих первые имеют надпись: «Стихиры святым мучеником, и святителем, и преподобным», а вторые: «Ины стихиры мученичны». В первых стихирах первое песнопение по своему содержанию есть мученичен; вторых стихир три и все они и по надписи, и по содержанию мученичны (см. Окт., ч. 1, л. 97). Если из первых стихир опустить первое, то останется только три в последних, которые все и надобно петь. 296 Что в последнем случае надобно петь богородичен по гласу Славы, об этом не упомянуто ни в 12 гл. Типикона, ни в «Указе о службе субботней», но само собою разумеется, потому что в числе помещенных в Ирмологии и в дополнительной части Месячной Минеи богородичнов, о которых сказано: «поем их, егда есть Слава святому в Минеи», в каждом гласе находятся богородичны «в пяток вечера», взятые из субботних стиховных стихир всех 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

3. Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3. 4. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικ. 1895. с. 833. 5. Дмитриевский А. Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 6. У римо-католиков с утра. 7. Мф. 28, 1: ψ δ σαββτων — поздно в субботу. 8. См. Вступ. гл., с. 10–11. 9. Игнатий Богоносец. К Поликарпу, 4. 10. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 11. Тертуллиан. К жене II, 4. 12. Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 13. Кассиан. De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12. 14. Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890–1, слово — ξλον). 15. Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освящ., гл. 42. 16. Лавсаик, гл. 104 (89). 17. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311. 18. Луг духовный, гл. 11, 50, 104, 105. 19. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301. 20. «Тяжкая», τς βαρας (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая (τς βαρας) в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

Как бы третью эпоху в выработке плана для Типикона создали Иерусалимские Типиконы, которые удержав порядок К-польского и западных Студийских в следовании триоди за месяцесловом, этой «синаксарной» и главной части Тип. предпослали общелитургическую и дисциплинарную часть, при этом сообразно главной особенности своей — воскресным бдения, они стали начинать Типикон именно чином этого бдения и вообще воскресной службы, продолжая его чином будничной и субботней служб, иногда и праздничной службы и переходя затем к общим уставным замечаниям, к постам и вообще к порядку монастырской жизни, после же синаксарной части следовали так сказать «приложения» — тропари, прокимны, храмавые главы, пасхалия. Но этот состав рос и осложнялся постепенно. Древенейшая редакция Иерусалимского Типикона, представленная грузинским Шиомгвинским и старейшими греческими ркп. Моск. Рум. Муз Сев. собр. 491/35, Моск. Синод. библ. ; 456 и 381 (XIII-XIV в.), имеет след. отделы: чин малой вечерни (только греч.), чин всенощного бдения, о количестве бдений в году (­ гл. 1 и 2 нынешнего Тип.), о числе кафисм на утрени и вечерне всего года (­ гл. 17 нын. Тип.), (с. 486) чин буденичной вечерни и утрени (при пении аллилуиа, ­­ гл. 9 нын. Тип.) 1-й час (при аллилуиа), ряд мелких замечаний богослужебно-дисциплинарного характера: о непении аллилуиа на вечерне воскресенья и пятницы; что произносит на службах канонарх и какие стихи иерей; что поем стоя и на что открываем голову (см выше, стр. 479); о количестве и составе стихир на Господи воззвах, т.е. будничной вечерни (всегда 6, и только из Минеи; если там 3, удвояются) и на стиховне (всегда Октоиха по гласу) и о соединении ликов для пения последних; когда кадит иерей («на Господи воззвах. на шестопсалмии, на 9-й песни, на которой делаем и поклоны до земли всегда , и на Непорочны во все субботы и воскресенья»), о составе стихир на Господи воззвах и стих овне в период 50-цы, об образе пения «полиелея» (т.е. 1-ой славы 19 кафисмы), «Бог богов» (2-й славы 7 каф.) и Хвалите Господа» (3-й славы 20 каф.) при Бог Господь и аллилуиа (видоизменеие известной статьи Студ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Этому-то уставу в данном случае и можно следовать. Кроме того, песнопение на Славу можно заимствовать и из хвалитных стихир. Основание для этого заключается в Общей Минее где о святом, имущем бдение, аще получится в неделю, сказано: «На литии стихира храма и святого стихиры и Слава хвалитные, И ныне, богородичен воскресен» (см. в конце книги). Есть и еще способ избежать повторения, который можно практиковать тогда, когда стихиры на стиховне положены на другой со Славой глас, как, впрочем, большею частью и бывает. Как это сделать, объясним примером, для которого возьмем 28 сентября. Здесь в вечерних стихирах на стиховне помещено четыре песнопения: первые три 1 гласа, последнее с надписью: Слава, 8 гл., после чего указан воскресный богородичен 8 гласа: Безневестная Дево. Если на литии пропеть только первыя два песнопения, имеющия 1 глас, а пред третьим петь Слава, после же нее И ныне и воскресный богородичен 1 гласа: Се исполнися Исаино; то в таком случае и Слава, и И ныне двух стихир (литийных и стиховенных) будут различные. А что так можно сделать, т. е. петь Славу пред таким песнопением, пред которым в Минее нет надписи: Слава, то это видно из того, что, напр., литийная стихира недели пред Рождеством Христовым: Лучами облиставшеся..., не имеющая пред собою надписи: Слава, и поемая без Славы (см. Типик., 18 декаб., мр. гл., л. 124; 20 дек., мр. гл., л. 125 на об.; 21 дек., мр. гл., л. 128), иногда, и именно в день памяти пр. Даниила, поется на Славу (см. 17 дек. мр. гл., л. 123). Примеч. Назначаются стихиры стиховные, а не литийные, потому что те святые, которым назначена служба с одним Славословием, литийных стихир не имеют. В выборе же песнопений на Славу надобно, конечно, руководствоваться соображениями, высказанными параллельно сему. На И ныне надобно петь воскресный богородичен от стиховных до гласу Славы (см., напр., 17 декаб., мр. гл., л. 123). б) Если святой есть просто поемый на 6, то на этот случай Типикон дает такой устав: Стихира храма. Слава святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

248 . Lackner W. Zum Lehrbuch der Physik des Nikephoros Blemmydes//ByzForsch 1972. 4. 157–169. 249 . Lackner W. Die erste Auflage des Physiklehrbuches des Nikephoros Blemmydes//Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen 1981. (TU 125). 351–364. Медицинские (неизд.) 250 . Kusis A. Les oeuvres médicales de Nicéphore Blémmydes// Πρακτικ καδημας θηνν. 1944. 19. 56–75. Алхимические О приготовлении золота 2 трактата, изд. один: 251 . Berthelot M., Ruelle Ch.-E. Collection des alchimistes grecs. II. P. 1888. 452–459. Письма 252 . Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII... Appendix III. Nicephori Blemmydae Epistulae XXXIII/Ed. Festa N. Firenze 1898. (Pubbl. del R. Istituto di studi sup. e di perfezionamento in Firenze, Sez. di Filos. e lettere). 253 . Epistula universalior//Nicephori Blemmydae Autobiographia 6 .216). 91–94 [=TLG 3092/2]. Прежнее изд.: PG 142 ,605–610. Типикон Сохранился не полностью. Кроме Типикона, дошел (неизд.) документ, составленный Влеммидом, гарантирующий защиту его монастыря. Издания Гл. 1–3: см. выше, соч. «О вере», «О добродетели и подвизании, «О душе». Гл. 4: 254 . Munitiz J. A. A missing chapter from the typikon of Nikephoros Blemmydes//REB 1986. 44. 199–207. Гл. 9://Heisenberg 6 .215). 93–96. Гл. 11://Heisenberg 6 .215). 96–97. Гл. 13://Heisenberg 6 .215). 98–99. Исследования 255 . Bees N. A. Die Klosterregeln des Nikephoros Blemmydes in Bezug auf Pachomios Rhosianos sowie eine Inschrift ausjenischehir//Byzantinisch u. Neugriechische Jahrbücher. 1932–1934. 10. 115–123. Завещание 256 . Browning R. Notes on Byzantine Prooimia. Wien 1966. 24–27. [Изд. преамбулы к завещанию с англ. пер.]. 257 . Mercati G. Per il testamento di Blemmide//Bessarione 1917. 23. 337–340 [=Id. Opere minori 4, 41–44]. Исследования (кроме посвященных отд. трактатам) 258 . Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев 1911. XXXIII, 366. Соколов И. И. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. По поводу исследования В. И. Барвинка//ХЧ 1912. 10. 1160–1173; 11. 1303–1318 [изложение диссертации]; 12. 1428–1437 [собственно рецензия]. изд.: СПб. 1912. 40; Jugie M. Bulletin de littérature byzantinë Nicéphore Blemmydès et ses écrits//EO 1914. 17. 153–156.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

(Типикон. Гл. 9) должна совершаться накануне седмичных дней и субботы в тех случаях, когда на них не выпадает никакого праздника; она имеет следующий порядок. В. предваряется 9-м часом, к-рый может читаться в притворе или в храме (если он читается в притворе, после него произносится отпуст); начальным возгласом В. служит «      », затем следует «    » и Пс 103; во время Пс 103 служащий священник тихо читает перед св. вратами 7 светильничных молитв; после псалма возглашается мирная ектения. Бывает стихословие Псалтири: в зимний период года (начиная с понедельника после недели по Воздвижении), а также в период Великого поста читается 18-я кафизма (Пс 119-134), в др. время года - рядовая кафизма, согласно расписанию чтения кафизм в течение недели (Типикон. Гл. 17). Стихословие Псалтири заключается малой ектенией, вечером в воскресенья и праздники кафизма и малая ектения на вседневной В. отменяются. Далее поются псалмы «    » (Пс 140, 141, 129, 116), к последним стихам к-рых припеваются 6 стихир (обычно из Октоиха и Минеи (или только Минеи); в попразднства - праздника и Минеи; в период пения Триоди Октоих заменяется Триодью), а к начальным - припев «      » (Пс 140. 1b). Пение кратких припевов к стихам воззвашных псалмов - древняя традиция; в древнерус. певч. рукописях выписаны целые циклы таких припевов ( Успенский. 1978). В совр. приходской практике стихи псалмов «    » без припевов и без стихир могут не петься, а прочитываться (или вовсе опускаться). Стихиры на «    » заключаются словами «      », к к-рым припевается богородичен (а если у святого есть славник, то он поется перед богородичном на «  »). После стихир и богородична следует «    », к-рый по уставу на вседневной В. полагается читать, но по сложившейся традиции его обычно поют (как правило, простым напевом). Затем возглашается прокимен дня (согласно дню седмицы) и сразу же читается «    ». После этого возглашается просительная ектения, по окончании ее совершается преподание мира и главопреклонение (в это время священник читает главопреклонную молитву.). Затем поются стиховные стихиры (из Октоиха; в попразднства - праздника; в период пения Триоди - из Триоди), припеваемые к стихам одного из степенных псалмов, как правило, это Пс 122 (на 2 части: стихи 1-2 и 3-4) или же др., подобранные по содержанию стихир; как и стихиры на «    », они заканчиваются «      » и богородичном (если есть, то поется и славник). После стихир читается «    », затем - Трисвятое, «    » и «    ». Поются тропарь рядового святого и богородичен; В. заканчивается сугубой ектенией, возгласом «    » (этот возглас бывает только на В. и утрене, он предваряется возгласом: «  »), кратким многолетием «    » и отпустом, после к-рого поется большое многолетие.

http://pravenc.ru/text/158310.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010