Не грешат ли пастыри Церкви тем, что получают плату за свой труд? Нет, не грешат. Христос Спаситель сказал: «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк. 10, 7 . ср. Мф. 10, 10 ). А св. Апостол так писал христианам: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» (1. Кор. 9: 7–14). На сколько степеней разделяется основанное Спасителем в Церкви священство? Основанное Спасителем священство разделяется на три степени: епископа, пресвитера и диакона. Упоминаются ли в Слове Божием эти названия степеней священства? Упоминаются. О епископах упоминается в послании к Филиппийцам, в начале которого ап. Павел посылает приветствие «всем святым, находящимся в Филиппах, с епископами»... ( Фил. 1, 1 ) и в первом послании к Тимофею, где перечисляются качества, которым должен удовлетворять епископ. ( 1Тим. 3 ). О пресвитерах упоминает книга Деяний, когда говорит, что апостолы рукополагали пресвитеров, ( Деян. 14, 23 ), что Павел и Варнава были отправлены Антиохийскими христианами в Иерусалим к апостолам и пресвитерам ( Деян. 15, 24 ) и что апостол Павел призывал к себе из Ефеса пресвитеров Церкви (20, 17). Кроме того, о пресвитерах упоминается в посланиях ап. Павла к Тимофею (1, 5, 10) и к Титу (1, 5). О диаконах упоминается в книге Деяний, где повествуется о посвящении семи диаконов (6 гл.), в послании к Филиппийцам (и. 1) и в первом послании к Тимофею ( 1Тим. 3, 3–12 ). Как принято в Церкви называть епископов и пресвитеров? Епископов называют архиереями, а пресвитеров – священниками. Откуда заимствованы эти названия? Эти названия заимствованы из Слова Божия, где встречаются наименования пастырей – архиерей и священник. ( Евр. 10, 21 ). Можно ли называть пастырей отцами, когда Спаситель сказал: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах» ( Мф. 23, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ни о каком совете старших или младших в Писании нет ни одного слова. Нет ни одного слова в Писании и о том, будто епископ жалобы на пресвитеров предлагал на обсуждение совета старших членов и будто сам он пользовался правами суда только в делах менее важных, обыденных. Все это есть собственное изобретение „Голоса», и Священному Писанию навязано, конечно, для усвоения изобретенному большего авторитета. В посланиях Апостола Павла к Тимофею есть следующая, относящаяся к суду, наиболее ясная заповедь Апостола сему, по выражению „Голоса», настоятелю церковной общины в Ефесе, а по общепринятому церковному мнению – епископу Ефесской церкви, выраженная буквально следующим образом: обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Его Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Какой бы смысл ни захотел „Голос» придать этим словам Апостола Павла к Тимофею, где говорится о суде, – он не извлечет отсюда никаким образом ни мысли о совете старших, будто бы решавшем важные дела, ни о том, что суду епископа предоставлены были только дела менее важные, обыденные. Все, что дают эти слова Апостола, заключается в следующем: 1) власть суда над пресвитером принадлежит епископу (Тимофею); 2) он должен судить (принимать обвинение) пресвитера не иначе, как при двух или трех свидетелях; 3) согрешающих обличать пред всеми для устрашения других; 4) судить без предубеждения и без пристрастия. Остальное есть изобретение „Голоса» и к первоисточнику церковного права не имеет ни малейшего отношения. Свою неудачную изобретательность „Голос” показывает и при объяснении дальнейшего исторического развития церковного суда. Он совершенно правильно утверждает, что и с развитием жизни в епископе сосредоточивались права суда, который действовал в этом суде или единолично, или в соучастии помогавшей ему коллегии пресвитеров. Правильно, говорит „Голос» и то, что епископ мог подчиненное ему лицо лишить места, отрешить от должности, запретить ему священнослужение и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

« Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться ». Это сказано Тимофею, но через него говорится и всякому учителю и ученику. Пусть же никто из имеющих епископство не огорчается, слыша это, но — огорчается, не делая этого. « Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться ». Что значит: « если незаконно »? Для него не довольно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником; но если он не соблюдет всех законов борьбы касательно пищи, воздержания и чистоты, самого места борьбы, и вообще если не исполнит всего, приличного ратоборцам, то не получит венца. И посмотри на мудрость Павла: он напоминает (Тимофею) о борьбе и о воинах, как для того, чтобы он был готовым на смерть, убиение и кровопролитие, так и для того, чтобы внушить ему твердость, чтобы он переносил все мужественно и постоянно был в подвиге. « Трудящемуся земледельцу », — говорит, — « первому должно вкусить от плодов ». Указав на свой пример и сказав об учителе, (апостол) говорит далее о том, что случается с обыкновенными людьми, о ратоборцах, о воинах, и указывает при этом на их награды, во–первых — « угодить военачальнику », а во–вторых — « увенчивается »; приводит еще и третий пример, который особенно близок (Тимофею). Пример воина и ратоборца относится и к подчиненным, а пример земледельца к учителю, который должен быть не только воином и ратоборцем, но и земледельцем. Земледелец заботится не только о себе самом, но и о плодах земли, т. е., земледелец получает в плодах немалое воздаяние за труды свои. 2. Здесь (апостол), указав на общеизвестный пример, выражает и то, что Бог ни в чем не имеет нужды, и говорит о воздаянии за учительство. Как земледелец, говорит, трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих, так следует и учителю. Или об этом он говорит, — или о чести, воздаваемой учителям. Впрочем, последнее предположение не имеет основания; иначе, почему он говорит не просто о земледельце, но трудящемся, и не просто трудящемся, но уже потрудившемся? А чтобы никто не жаловался на замедление (воздаяния), то говорит: ты уже получаешь воздаяние, или: в самом труде есть воздаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О действиях первоначальных устроителей Церкви, во исполнение воли Христа, мы узнаем из посланий Апостольских. Канонистами и экзегетами (См.: Lechler. Die Neutestamentliche Lehre vom heiligen Amte. Stuttgart, 1857. S. 434–436; Isenberg. Primat und Episcopat. S. 51–52; Fessler J. Der kanonische Process ... S. 12 sqq. и др.) издавна принято называть классическими два определенных указания апостола Павла на существование церковного суда. Одно из этих мест, служащих к обоснованию судящей и наказующей власти Церкви, находится в Первом послании к Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (Тим. 5, 19–20), второе – в Первом послании к коринфянам: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в Церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? " ( 1Кор. 6, 1, 4– 5 . Ср.: 1 Кор. Гл. 5.) В цитированных двух свидетельствах посланий апостола Павла о церковном суде наша церковно-каноническая наука(См.: Заозерский Н. Церковный суд… С. 23 слл.; Аноним. Искусственные приемы в науке канонического права//Правосл. обозрение. 1878. Т. 3. С. 484 слл.; (Иоанн, еп. Смоленский) Древние правила церковного суда//Правосл. собеседник. 1859. Ч. 2. С. 3 слл.; Он же. Церковный суд внешний или общественный//Христ. чтение. 1865. Ч. 1. С. 495 слл.; Соколов Н.К. Церковный суд в первые три века христианства//Правосл. обозрение. 1870. Т. 2. С. 302 слл.; Он же. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства//Там же. С. 587, 752 слл., и др.) различает два вида суда, существовавшие во времена апостолов. В Послании к Тимофею говорится о суде предстоятеля над подчиненными ему служителями Церкви. Судебную власть в Церкви над последними апостол вверяет Тимофею как преемнику, наместнику апостолов, а в лице его – всему епископату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Отдельные лица, члены Церкви могут погрешать, но вся Церковь в целом никогда не может погрешить и отступить от истины. Выражается эта истина в догматах, принятых Церковью, в неизменно сохраняющемся в ней апостольском и отеческом предании, таинствах, богослужении, во всем том, что составляет дух Церкви, передающийся от древних времен к позднейшим. Это православное учение о непогрешимости Церкви извращено римо-католиками и протестантами. Римо-католики приписали непогрешимость Церкви одному лицу — папе Римскому, а протестанты, не желая признавать авторитета Священного Писания, хранимого Церковью, отвергли самое учение о непогрешимости Церкви. С этой целью вышеприведенный текст они толкуют по-своему. После слов: " Церковь Бога живаго " они ставят точку, и следующие слова: " столп и утверждение истины " относят не к Церкви, а к " великой благочестия тайне " , читая все это место таким образом: " Столп и утверждение истины и беспрекословно великая тайна благочестия в том, что Бог явился во плоти " . Но такое чтение противно смыслу греческого текста и древним святоотеческим толкованиям этого места. Все Отцы Церкви относили слова " столп и утверждение истины " к Церкви. " Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (ст. 16) — в этих словах св. Павел указывает своему ученику Тимофею, какую истину христианского вероучения он должен положить в основу своей проповеди. " Сию истину, — говорит еп. Феофан, — Св. Церковь возвещает и подтверждает самым существованием своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (1 Кор. 3:11), есть тело, коего Глава есть, Он же — Бог Слово, соделавшееся плотью. Как видящий живое тело в этом самом имеет удостоверение о Главе и видящий прочное здание — удостоверение об основании, так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно " Бог явился во плоти " . Этой истиной св. Павел предлагает Тимофею мерить всякое учение и не согласное с нею отвергать, как противное христианству.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Павла к Галатам. (Гл. 1:9). Здесь ап. Павел говорит лишь о том, чтобы Галаты держались преподанного им благовестия и не принимали иного. А благовествовал ап. Павел Галатам устно, что видно из его слов: «как прежде мы сказали» (Гл. 1:9); да и послание к Галатам состоит лишь из шести небольших глав и касается только возникших у них заблуждений (Гл. 1:6,7), а отнюдь не содержит в себе всего благовестия ап. Павла, которое он преподал им устно, и которое хранилось у них как Священное Предание (Гл. 1:8,9,11). И в послании к Колоссянам (Кл. 2:8–22) ап. Павел предостерегает их не от Священного Предания, а от «философии и пустого обольщения, от предания и учения человеческого, по стихиям мира, а не по Христу». Следовательно, Предание «по Христу» ап. Павел и здесь утверждает, а это и есть Священное Предание, которое преподал Колоссянам «возлюбленный сотрудник ап. Павла Епафрас (Кл.1:7). В-третьих, для спасения, говорят сектанты, необходимо только Священное Писание, как об этом-де пишет ап. Павел к Тимофею (2Тим, 8:15–16). Однако и здесь сектанты «превращают» (2 Пет., 8:16) слова ап. Павла. Предостерегая Тимофея от «злых людей», которые, «заблуждаясь, вводят и других в заблуждение», ап. Павел пишет: «а ты пребывай в том, «чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим. 8:14 ). А «научение» ап. Павел, как мы уже показали, преподавал Тимофею устно: «О, Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим. 6:20 ) и «что слышал от меня, то передай верным людям» ( 2Тим. 2:2 ) ... «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня (2Тим.. 1:13). К сказанному ап. Павел прибавляет: «притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. «Все Писание богодухновенно и полезно для поучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:15–16 ). Как видим, здесь ап. Павел только присоединяет – «притом же» – к своему устному «научению» Тимофея вере во Христа знание Тимофеем о детства Священного Писания Ветхого Завета, в котором имеются пророчества об Иисусе Христе ( Втор. 18:15 ; Ис., 9:6–7, 53). И Христос отсылал иудеев к свидетельствам Ветхозаветного Священного Писания о Нем ( Иоан. 5:39 ). Так что в приводимом сектантами месте из послания ап. Павла к Тимофею ( 2Тим. 3:14–16 ) не только нет отрицания Священного Предания, а наоборот – утверждается необходимость хранить и держаться Священного Предания наряду о Священным Писанием, тем более что в это время еще и не было в пользовании у Тимофея Священного Писания Нового Завета, а Новозаветное благовестие он воспринимал в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

По­этому он и говорит: " К оторые были бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа " . О, какая честь – быть воином Христовым! Вспомни, насколько важным счи­тается у воинов находиться под начальством земных царей, если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина. Итак, не должно скорбеть, если терпишь страдания, – это ведь свойственно воину, – но следует скорбеть, если не терпишь их. " Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться " . Это сказано Тимофею, но чрез него говорится и всякому учителю и ученику. Пусть же никто из имеющих епископство не огорчается, слыша это, но – огорчается, не делая этого. " Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться " . Что значит: " если незаконно " ? Для него не довольно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником; но если он не соблюдет всех законов борьбы касательно пищи, воздержания и чистоты, самого места борьбы, и вообще если не исполнит всего, приличного ратоборцам, то не получит венца. И посмотри на мудрость Павла: он напоминает (Тимофею) о борьбе и о воинах, как для того, чтобы он был готовым на смерть, убиение и кровопролитие, так и для того, чтобы внушить ему твердость, чтобы он переносил все мужественно и постоянно был в подвиге. " Трудящемуся земледельцу " , – говорит, – " первому должно вкусить от плодов " . Указав на свой пример и сказав об учителе, (апостол) гово­рит далее о том, что случается с обыкновенными людьми, о ратоборцах, о воинах, и указывает при этом на их на­грады, во-первых – " угодить военачальнику " , а во-вторых – " увенчивается " ; приводит еще и третий пример, который особенно близок (Тимофею). Пример воина и ратоборца относится и к подчиненным, а пример земледельца к учителю, который должен быть не только воином и ратоборцем, но и земледельцем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

«По благовествованию моему». Апостол предполагает возможным, что другие проповедники Евангелия привносят в это учение о Христе свои взгляды. Его «Евангелие», т. е. его система христианского учения – так для него истинно, что он за него идет на страдания. «Но для слова Божия нет уз». Эти слова нужно акцентировать знаками тире, как мысль вводную. «Ради избранных» – т. е. из-за тех, кого воля Божия избрала ко спасению, но которые еще колеблются принять христианство , опасаясь соединенной с ним необходимости терпеть скорби. Апостол для их укрепления идет сам на всякие страдания за Христа. 2Тим.2:11 .  Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 2Тим.2:12 .  если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 2Тим.2:13 .  если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть. «Умерли» – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю. «Он пребывает верен», т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы. 2Тим.2:14 .  Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. «Сие напоминай» – т. е. о необходимости для проповедников Евангелия страдать за Христа, для того чтобы наследовать в будущем прославление. «Заклиная пред Господом» – указывая слушателям на их ответственность пред Богом. «Не вступать в словопрения» – по некоторым чтениям: не вступай в словопрения ( μ λογομχε). С этого начинается новый ряд увещаний, обращенных к самому Тимофею. 2Тим.2:15 .  Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Послание это было отправлено из темницы. Апостол знал, что уже не выйдет на свободу. Поэтому время для него как бы сгустилось. Как и Сам Господь, входя в Иерусалим, чувствует, что и для него время сжалось, началась страстная седмица. И поэтому он уже не только увещевает, но и сурово обличает, и даже берет в руки бич. Так и Павел невольно старается передать это ощущение и Тимофею: побудить его скорее сделать все, что возможно, и даже более того. Он даже заклинает Богом: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Нам тоже должно бы передаться ощущение Павла, что время сжалось, сгустилось, и надо успеть все возможное и невозможное. Хотя вроде бы мы и не в темнице, и страстные дни вроде бы еще не наступили. Но – надо успеть, потому что завтра непременно наступит уже совсем другое, совсем неблагоприятное время. Среда. О последних днях Божьего человека Лк.20:1–8 2Тим.4:9–22 Второе послание Апостола Павла к Тимофею считается предсмертным. Уже второй раз в Риме он взят под стражу, и о нем проходит суровое судопроизводство. Апостол чувствует, что освобождения не будет, «ибо, – как ему открыто, – я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало». Он подводит итог своей жизни: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия» ( 2Тим.4:6–8 ). Но все же ему нелегко. Он нуждается в братской поддержке, и просит Тимофея: «Постарайся придти ко мне скоро». Вспоминая о «первом» своем «ответе», он со скорбью отмечает, что «никого не было со мною, но все меня оставили». Кто-то – по малодушию, «возлюбив нынешний век». Кого-то и сам Апостол послал по делам благовестия. Но от этого ему не легче. И Сам Господь пил «Чашу сию» не как бесплотный призрак, а как человек из плоти и крови. Даже Он во время предсмертных борений нуждался в братской поддержке, и просил учеников бодрствовать. А затем Павел открывает Тимофею и о том, что всегда бывает с истинным рабом Божиим, когда обстоятельства загоняют в угол и когда, по человеческому рассуждению, помощи ждать неоткуда: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники». Очевидно, защита Апостола была не столько защитой, сколько – проповедью о Христе, как и защита первомученика архидиакона Стефана ( Деян.7 ). Во многих присутствующих Павел заронил семена веры, и на этот раз избавился «от львиных челюстей». С надеждой смотрит он и вперед, и верит, что Господь не даст пошатнуться и в новых, последних, испытаниях. Но все же снова и снова просит Тимофея: «Постарайся придти до зимы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Синонимичность употребления в новозаветных писаниях терминов епископ и пресвитер поддерживается посланием к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (presbuterouj) как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности; ибо (так как) епископ (ton episkopon) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив» (1,5–7). Тит был оставлен на Крите для поставления пресвитеров. Относительно их поставления он получил указание, что пресвитерами должны быть поставляемы лица безупречные, т. к. епископ должен быть безупречен. Другими словами епископ и пресвитер – синонимы, обозначая одних и тех же лиц. Нет основания считать, что в приведенном тексте речь идет о разных лицах: сначала о пресвитерах и о требованиях, которые к ним предъявляются, а затем об епископах и о требованиях, предъявляемых к ним. Это предположение противоречит самому тексту, так как стихи 6 и 7 связаны союзом «gar». Как и в Деяниях, в одном и том же тексте мы находим разные термины для обозначения одних и тех же лиц. Если в Деяниях, как мы видели, это объясняется тем, что один термин употребляется Лукою, а другой Павлом, то изменение терминов в послании к Титу остается загадкою, по крайней мере, до того времени, пока новозаветная экзегеза не решит окончательно вопроса о самом послании 283 . Несколько менее определенным является текст послания к Тимофею в виду отсутствия в нем сопоставления терминов епископ и пресвитер: «Верно слово: если кто епископства (episkophj) желает, доброго дела желает. Но («oun» – вследствие этого, в силу этого, поэтому) епископ должен быть непорочен, одной муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен... Диаконы также (должны быть) честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» ( I Tuм. 3,1–8 ). Епископство – высокое служение, а потому епископ должен отвечать ряду требований, которые совершенно совпадают с требованиями, предъявляемыми к пресвитеру в послании к Титу. На основании этого совпадения можно предположить, что епископ послания к Тимофею является синонимом пресвитера. Это заключение подкрепляется еще тем, что в 3-ей главе 1-го послания к Тимофею не упоминается совершенно пресвитер, а после епископа автор послания сразу переходит к диакону 284 . Кроме того, не исключена возможность считать, что «епископство» первого стиха третьей главы послания не означает собственно епископского служения, а вообще служение, как это мы находим в Деяниях 1,20 («епископства его да приимет другой») 285 . Поэтому оно может быть отнесено не только к служению епископа, но и к диакону, и тогда смысл приведенного выше текста был бы таков: кто желает церковного служения, к хорошему делу стремится, а так как церковное служение является очень высоким, то потому не все могут быть поставляемы епископами и диаконами, а только те, кто удовлетворяют ряду требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010