Таким образом, из советов Ап. Павла Тимофею, относительно мифов и генеалогий, и распространителей этих последних, нельзя выводить, что мифы и генеалогии по самой сущности своей представляли противоположность христианскому вероучению. А, в таком случае, должно признать, что содержание мифов и генеалогий было само в себе невинным и, по внешности, сходным с христианским учением, и что только жизненный опыт, прямая и простая нравственная жизнь могли доказать пустоту и ложь их. Прибавим еще, на основании 1Тим. 4:3 ; 2Тим. 3:5–8 , что мифы и генеалогии могли казаться высшей мудростью. Нет ничего удивительного, что, при такой видимости мифов и генеалогий, Тимофей и Тит могли принять участие в спорах о них. При своем положении, и обязанности давать ответы на вопросы каждого верующего, – Тимофей мог вступить сначала в невинные беседы о мифах и генеалогиях, а при неопределенности этих мифов и генеалогий, легко могли возникнуть разногласия вопрошающего пасомого со своим епископом, что, в свою очередь, могло привести к умалению епископского достоинства в глазах паствы. Вследствие сего, Ап. Павел советует Тимофею строго держаться положительной стороны переданного ему учения, не принимать участия в бесплодных состязаниях, держаться в стороне от бесплодных волнений по поводу каких-то мифов и генеалогий. На такое мнение дают право другие наставления Апостола тому же Тимофею. Вслед за советом отвращаться ββηλους κа γραδεις μθους, Тимофею дается наставление: упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно 189 ; занимайся чтением, наставлением, учением 190 , вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя 191 . Затем, после совета удаляться споров с людьми поврежденного ума и пр. 192 , напоминается Тимофею, что великое приобретение – благочестие с самодовольством 193 , что некоторые, передавшись сребролюбию, уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, избегай сего... 194 . И еще, – передписывая Тимофею удаляться непотребного пустословия, уклоняться от глупых и невежественных состязаний, Апостол говорит: старайся представить себя Богу достойным 195 ; юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира и пр. 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

2 Фес 3:6–18 К ТИМОФЕЮ ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к Тимофею первое, зачало 278. Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего, Тимофею присному чаду в вере, благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере. Конец же завещания есть любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя, в нихже нецыи погрешивше, уклонишася в суесловия, хотяще быти законоучителе, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают. 1 Тим 1:1–7 Послание к Тимофею первое, зачало 279. Чадо Тимофее, вемы яко добр закон есть, аще кто его законне творит, ведый сие, яко праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым, нечестивым же и грешником, неправедным и скверным, отца и матере досадителем, мужеубийцам, блудником, мужеложником, разбойником, клеветником, скотоложником, лживым, клятвопреступником, и аще что ино здравому учению противится, по благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне уверено бысть. И благодарю укрепляющаго мя Христа Иисуса Господа нашего, яко верна мя непщева, положив мя в службу, бывша мя иногда хульника и гонителя и досадителя, но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии, упреумножися же благодать Господа нашего Иисуса Христа с верою и любовию яже о Христе Иисусе. 1 Тим 1:8–14 Послание к Тимофею первое, зачало 280А. Чадо Тимофее, благодарю укрепляющаго мя Христа Иисуса Господа нашего, яко верна мя непщева, положив мя в службу, бывша мя иногда хульника и гонителя и досадителя, но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии, упреумножися же благодать Господа нашего Иисуса Христа с верою и любовию яже о Христе Иисусе. Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первем покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что " злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь " (2 Тим. 3:13), и " что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (4:3-4). Вследствие всего этого, Апостол Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом " приложить к посланию еще нечто о добром пастырствовании " (епископ Феофан). А так как этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, а просьбы Апостола стали лишь как бы приписками. Итак, цель послания — воодушевить святого Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении. Содержание Второе послание Апостола Павла к Тимофею содержит в себе всего четыре главы. Оно разделяется на три части: Экзегетический разбор Второе послание Апостола Павла к Тимофею содержит в себе всего четыре главы. Оно разделяется на три части: Часть I Начинается это послание обычным надписанием: " Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею " . Высказав свою сильную любовь к " Тимофею, возлюбленному сыну " , и вспомнив нелицемерную веру бабки его Лоиды и матери Евники, св. Апостол Павел напоминает Тимофею " возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение " (ст. 6). Здесь ясно сказано, что в таинстве священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко неправы протестанты и сектанты, отвергнувшие таинство священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от святых Апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю " возгревать " , конечно, ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения. Первый отдел наставительной части в первой главе излагает указания Апостола Павла на тот плод, которым прежде всего может обнаружиться в Тимофее возгревание полученного им чрез Апостольское рукоположение благодатного дара.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Второе послание к Тимофею Побуждение к написанию послания Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало, – пишет между прочим св. Ап. Павел во втором своем послании к возлюбленному ученику своему Тимофею, – а теперь готовится мне венец правды; постарайся придти ко мне скоро ( 2Тим. 4:6, 8, 9 ). А вслед за сим, сказавши о своем тяжком одиночестве, которое смягчает лишь один Лука, ибо прочие ученики либо оставили его по малодушию, либо разосланы им по разным поручениям, – св. Павел продолжает писать Тимофею: Марка возьми и приведи с собою. Ибо он мне нужен для служения. И далее: когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаныя ( 2Тим. 4:10, 11, 13 ). И еще: при первом моем ответе никого не было со мню, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня… и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим. 4:16, 17 ). Таким образом, сам Апостол изъясняет свои побуждения к написанию второго послания к Тимофею. Это было желание, в предчувствии близкой своей кончины, немедленно дать знать о своем положении любимому ученику своему и повидаться в последний раз как с ним, так и с другими лучшими и преданнейшими своими учениками, чтобы преподать им предсмертное назидание и завещание. Отчасти же побужден был, как видно, св. Апостол к написанию послания и нуждой иметь при себе некоторые вещи, оставленные по дороге – вероятно в надежде скорого возвращения, но которое теперь, по воле Провидения, не состоялось. Время и место написания послания Время и место написания послания можно таким же образом открыть по некоторым признакам, находящимся в самом послании. «Не стыдись, – пишет св. Апостол Тимофею, – свидетельства Господа нашего иисуса Христа, ни меня узника Его». И еще: «за благовествование мое я страдаю даже до уз, как злодей, но для слова Божия нет уз» ( 2Тим. 1:8–2:9 ). Итак, Апостол пишет свое послание из уз. А что это были римские узы, видно из похвалы Апостола дому Онисифора, который не только не стыдился уз Павловых, но «быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел» ( 2Тим. 1:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 1 2 3 Второе послание к треблаженному Тимофею божественный Апостол написал из Рима, будучи уже при самом конце жизни, и сам дал сие видеть, написав так: «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4:6). Написал же ему, ободряя на подвиги за благочестие и увещевая мужественно переносить опасности за веру, но указал и на награды за подвиги; предсказал о некиих, приемлющих наружный вид благочестия, но избирающих жизнь, чуждую обещанию. Толкование на второе послание к Тимофею Глава 1 2Тим.1:1.   Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе. 2Тим.1:2.   Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. «Павел, Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе, Тимофею возлюбленному и присному чаду: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего» . Не всякий сын возлюблен; бывает, что иногда грубость нравов в детях угашает и естественную нежность; но доблестного во всем Тимофея не естество, но сердце соделало и сыном, и возлюбленным. Слова же: «по обетованию жизни» , разуметь должно так: «Владыка Бог по соизволению и Сына поставил меня, — говорит Павел, — Апостолом, чтобы проповедовал я людям обетованную вечную жизнь». 2Тим.1:3.   Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью. 2Тим.1:4.   И желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости. «Благодарю Бога, Емуже служу от прародителей чистою совестию» . Хотя о превосходстве жизни засвидетельствовало нелживое слово, однако же искреннее расположение к Богу дал видеть и чистотою совести. Ибо, когда и гнал Церковь, предполагал, что делает это ради Бога; сие сказал он и в Послании к Филиппийцам: «по ревности гоних Церковь, по правде законней быв непорочен» (Флп. 3:6). «Яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, желая видети тя, поминая слезы твои, да радости исполнюся» . Словосочинение сделало смысл неясным; говорит же Апостол следующее: «Воспоминая о слезах твоих, исполняюсь великой радости и воспламеняюсь любовию, желая снова видеть тебя; а непрестанно молясь о тебе, песнословлю Бога». Вероятно же, что Тимофей проливал слезы, разлучаясь и прощаясь с учителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Избрание пресвитеров должно совершаться по тщательном испытании достойных лиц: «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных» и т. д. ( Тит. 1:6–9 и дал.). Подобный же тщательный выбор достойных лиц Ан. Павел заповедует совершать Тимофею. Изобразив в 3ей главе, какие высокие нравственные качества должны иметь епископы и драконы ( 1Тим. 3:1–13 ), Ап. Павел повелевает Тимофею: «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). О себе Ап. Павел говорит, что Иисус Христос послал его «не крестить, но благовествовать» ( 1Кор. 1:17 ). Эту обязанность благовествовать слово спасения он с особенною настойчивостью внушал Тимофею: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием». ( 2Тим. 4:2 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2:2 ). Вместе с этим Ап. Павел заповедовал Тимофею, чтобы он наблюдал за пресвитерами, как они проходят свое служение, и трудящихся с ревностностию в слове и в учении удостоивал бы сугубой чести. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». ( 1Тим. 5:17 ). Тимофею, как предстоятелю Ефесской Церкви, принадлежал и суд над пресвитерами. Ап. Павел, советует ему: «обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях». ( 1Тим. 5:19 ). Более подробные наставления Тимофей получил от Ап. Павла через устную беседу. «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». ( 1Тим. 3:14–15 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно следуете, что власть Тита в Критской Церкви и Тимофея в Ефесской Церкви превосходила власть пресвитеров. Они имели право избирать достойных лиц для пресвитерской и диаконской степени, рукополагать их, наблюдать за прохождешем ими своих пастырских обязанностей и принимать обвинения на них при двух или трех свидетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

К Тимофею первое послание Апостола Павла Не известно ни время написания обоих посланий к Тимофею, ни место, откуда они посланы. – Второе послание многие считают последним из известных посланий Апостола Павла. В нем говорится об узах, в коих находится Апостол, и о страданиях. кои сам он почитает последними. – Тимофей, рожденный от отца Еллина и матери Иудейки, был обращен Апостолом из иудейства. Жил он в Листре, в Малой Азии ( Деян.16 ), присоединился к Апостолу во время второго путешествия его и, как видно из послания, поставлен был на управление новою церковью, по преданию – церковью Ефесскою. В первом послании Апостол дает Тимофею указания и советы о церковном управлении. Во втором предостерегает его особливо против ложных учений и учителей. Глава 1 Павел, Апостол Иисус Христов, по велению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. Предостережение против лживых учителей Отходя в Македонию, я просил тебя остаться в Ефесе и наставлять иных людей, чтоб они не заводили новых (иных) учений и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же учения – утверждать любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Но иные, отступив от этой цели, уклонились в пустословие: хотят быть учителями в законе, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. Мы знаем, что благотворен закон, если кто законно употребляет его, кто понимает, что закон положен не для праведника, но для беззаконных, непокорливых, для нечестивых и грешников, для развратных и оскверненных, для презрителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников 38 , лжецов, клятвопреступников, и всех таковых противников здравого учения, противников благовестию вечно блаженного Бога, мне поверенному. Благодарение Богу о призвании к апостольству Благодарю укрепляющего меня Христа Иисуса Господа нашего, что познал меня верным, определив на служение,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Что человек свободный, по самой своей сущности и через всыновление с Богом во Христе, не должен быть рабом – мысль сама по себе верная н неоспоримая. Как видно, ее то и проповедовали те люди, от которых Тимофей должен удаляться. Апостол и заповедует Тимофею удаляться от них, – они, в данном случае, говорят, в общем, справедливое, почему мысль их могла показаться Тимофею доброй, заманчивой. Такая заповедь Апостола имеет глубокое основание. Апостол хорошо знает о свободе человеческой, он постоянно проповедует о ней. Все это и Тимофею, конечно, хорошо известно. Но Апостол понимает также, что во имя евангельского смирения, духовной свободы, служитель слова Божия не должен выступать политическим деятелем, разрушать один гражданский порядок и созидать другой. В этом обнаружилась бы гордость и стеснение свободы других, – мысль, что Евангелие источник внешнего блага. Вот, именно, в виду этого, Апостол и повелевает Тимофею учить рабов о христианском смирении и удаляться от всех, желающих опровергать существующий гражданский порядок. Учение о благочестии С 6 стиха св. Павел излагает истинное отношение евангельского учения к внешней жизни человека. Ст. 6. στιν δ πορισμς μγας εσβεια μετ αταρκεας – великое приобретение – быть благочестивым и довольным. στιν здесь является противоположением νομιζντων предыдущего стиха. Лжеучители думали, что Евангелие, христианское учение есть причина внешнего благополучия. Это неправильно. Внешнее благополучие, свобода, богатство – ничто. Все приобретение человека должно заключаться в стремлении быть благочестивым и довольным своим положением, имением внешнего благополучия и неимением оного 2324 . Здесь Апостол говорит также, что сказал Христос: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам ( Мф. 6:25,33 ). Ст. 7. οδν γρ εσηνγκαμεν ες τν κσμον τι οδ ξενεγκεν τι δυνμεθα – Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести (из него).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1Тим.3:14 .  Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, Мысль вставочная. Апостол, опасаясь, чтобы Тимофей не подумал, что апостол пишет ему ввиду того, что сам уже не надеется увидаться с ним в Ефесе, говорит, что он придет к Тимофею и даже может быть скорее, чем тот ожидает ( τχιον – по-русски неточно: « вскоре»). 1Тим.3:15 .  чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви. « Который есть Церковь » – правильнее: община или общество ( εκκλησα θ.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь « живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения. « Столп и утверждение истины». Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь , как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь – исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф 16:18 , никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви. 1Тим.3:16 .  И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Чтобы еще более внедрить в душу своего ученика благоговейную заботливость о поддержании в порядке всего церковного строя, апостол напоминает Тимофею о той важнейшей истине, которая сохраняется в Церкви: о воплощении Бога и совершении воплотившимся Сыном Божиим спасения людей. В этой истине – говорит апостол – несомненно заключается великая тайна христианского благочестия, таинственная и высочайшая основа всей благочестивой христианской жизни (ср. Ин.3:33, 5:23 ). «Как самое сильное свидетельство любви Божией к человеку, она возбуждает в нас любовь к Богу, а любовь есть основание всякого благочестия» (Полянский с. 414).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010