Сам Тимофей, родившийся в 30 году по Рождестве Христовом, и во время написания к нему послания не мог знать не только все новозаветное Писание, но даже всех писаний ап. Павла, который начал писать послание только с 53 года. Ясно, что Тимофей был научен вере больше устною проповедью ап. Павла, что видно из предыдущего 14-го стиха: «А ты пребывай в том, в чем научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен“, говорит ап. Павел, а потом добавляет: «притом же (т. е. при устном научении Апостола) ты из детства знаешь св. Писания» (конечно, ветхозаветные). Слово «притом“ указывает, что ветхозаветное Писание, говорившее так много о Мессии – Христе, только помогало Тимофею еще более умудрить себя в учении, преподанном ему ап. Павлом устною проповедью. Таким образом приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания“ (6; 20), а во втором послании учит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе“ (1: 13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить“ (2: 2). 9) Сектант: Довольно изучать одно Писание, чтобы правильно веровать во Христа, как это делали, напр., Верийцы: «Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так“ ( Деян. 17: 11 ). Объяснения православного: Приводимое сектантами место из Деяний не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, или Предания св. Апостолов. В этой главе Деяний говорится о том, что когда Фессалоникийцы возмутились проповедью ап. Павла и Силы, то последние, опасаясь от них насилия, ушли ночью в Верию, где в синагоге и начали проповедь о Христе. Верийские иудеи оказались благосмысленнее Фессалоникийских: они «приняли слово», т. е. устную проповедь, или предание, ап. Павла, проверяя ее ветхозаветным Писанием, а не отвергли ее, как неблагосмысленно ее отвергают, подобно Фессалоникийцам, наши сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Совершенно примириться…», ες τλος καταλλαγναι, слав.: «в конец примирится…». Началом возвращения милосердия Божия была описанная победа, Иуды. Совершенным примирением здесь представляется совершенное освобождение от Сирийского ига (ср. VII: 33 и VIII: 5). 2Мак.8:30 И тогда, как Тимофей и Вакхид напали на них совокупно, они избили более двадцати тысяч и легко овладели высокими крепостями; они разделили весьма много добычи по равным частям между собою и увечными и сиротами и вдовами, еще же и старейшинами. «Тимофей и Вакхид» вставляются здесь сразу как-то определенно, точно они уже были упомянуты и известны читателям. На этом основании думают, что в труде Иасона они действительно были упомянуты в качестве помощников Никанора – одновременно с ним. Возвращение рассказа опять к этому Никанору в 34 ст. и особенно – IX: 3 – упоминание Тимофея рядом с Никанором еще более делает правдоподобным это предположение (ср. X: 24). Этот Тимофей мог быть также тем, который (в 1Mak V гл.) выступал, как вождь Аммонитских и Галаадских язычников, против Иуды и был разбит ими (ср. 1Mak V: 5, 8, 28 и д.; 36, 46 и д. 65 ст.). Вакхид не совсем удобно отождествляется с 1Mak VII: 8 и д. Впрочем, он мог мыслиться в неудаче Никанора (ср. 1Mak VII: 8 и 26 ст. и д.), а, может быть, действительно с Тимофеем и Никанором принимал участие в походе на Иуду. 2Мак.8:31–32 Собрав после них оружие, тщательно сложили все в удобных местах, остальную же добычу принесли в Иерусалим. Убили и вождя войск Тимофеевых, человека нечестивейшего, который причинил много бед Иудеям. «Вождя войск Тимофеевых…», τν δ φυλρχην των περ Τιμθεον…, слав.: «И Филарха Тимофеева…» Здесь Филарх – по мнению некоторых – не нарицательное имя («начальник войск»), а собственное имя одного из приближенных ( ο περ Τ…) Тимофея. 2Мак.8:33 Потом, торжествуя победу в отечестве, они сожгли Каллисфена и некоторых других, которые сожгли священные ворота и убежали в один дом, так что эти за свое нечестие понесли достойное возмездие. «Торжествуя победу в отечестве», ν τ πατρδι, т. е. «в отечественном городе», как Mф XIII: 54 , и именно – в Иерусалиме. – О сожжении священных ворот упоминает и 1Mak IV: 33 . – О купцах для покупки Иудеев см. выше – ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание послания вполне соответствует его назначению и цели: это – ряд советов и наставлений, которым должен следовать Тимофей. В виду развития ересей, Апостол Павел сряду же после приветствия напоминает Тимофею о главной цели, с которою он был послан в Ефес: это – борьба с лжеучителями и особенно с теми, которые хотели быть законоучителями, забывая, что одно внешнее изучение закона недостаточно без проникновения праведностью, долженствующею быть достоянием всех христиан. Апостол говорит, что эта мысль сообщена ему откровением Божиим, почему он благодарит Господа Иисуса Христа, избравшего его на Свое служение, не смотря на то, что он был хулитель и грешник. «Верно слово и всякого приятия достойно, яко Иисус Христос прииде в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз», говорить Апостол (1:15). Потом снова напоминает Тимофею стоять твердо на страже Церкви Божией. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1:18). Во второй главе Апостол дает наставление о церковно-молитвенных собраниях и в частности о предметах молитвы (ст. 1–7), а также о поведении мужчин и особенно женщин в этих собраниях (ст. 1–15). В 3-ей главе Апостол говорит о тех нравственных качествах, которыми должны отличаться не только пресвитеры и диаконы, но и жены. «Сие пишу тебе, говорит Апостол, чтобы ты знал, как должно поступать в дому Божием, который есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины». В 4-ой главе Апостол опять говорит о еретиках и о необходимости борьбы с ними Тимофею, которому он советует позаботиться о своем усовершенствовании, чтобы быть образцом для других. Он советует ему заниматься утешением и учением других и таким образом возращать те дары, которые поданы чрез возложение рук священства. «Поступая так, ты и себя спасешь и слушающих тебя». В 5-ой и 6-ой главах Апостол преподает Тимофею наставления относительно того, как он должен вести себя по отношению к людям различного пола, возраста и состояния. И в конце с жаром просит его бороться с лжеучителями и беречься их заблуждений, прикрываемых привлекательным титлом знания. «О, Тимофей, храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь». Сохранение и распространение послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Содержание Предисловие Почему апостол пишет это, второе, послание к Тимофею? В первом послании он сказал: надеюсь вскоре прийти к тебе (1Тим.3:14). Но это не исполнилось, ибо он задержан был Нероном. Поэтому вместо своего прибытия посланием утешает его, потому что Тимофей скорбел сколько вследствие отсутствия апостола, столько же и от тяжести епископской власти. Ибо и великие мужи затрудняются в управлении кораблем Церкви, будучи со всех сторон затопляемы большими волнами, особенно же в то время, когда повсюду войны. При этом апостол зовет его к себе, ибо был близок уже к смерти.  ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе. Тотчас, в самом начале, ободряет душу. Не указывай, мне, говорит, на здешние бедствия. Они доставляют нам вечную жизнь. Мы сделались апостолами для того, чтобы умереть и жить вечно. Чтобы Тимофей, вместо утешения не был более опечален, услышав, что учитель в опасности, он этим в самом начале утешает его. Если же жизнь - обетование, то не ищи ее здесь. Это есть жизнь во Христе Иисусе, то есть со Христом, потому что Он дает ее нам и ее содержит. Ибо телесная жизнь - в яствах и питиях, а духовная во Христе содержится: Он для нас все. Тимофею, возлюбленному сыну. Можно быть и сыном, но нелюбимым. Между тем Тимофей был возлюбленным и, без сомнения, за свою добродетель. Этим, таким образом, апостол показывает, что он оставляет его не потому, чтобы гневался на него или презирал его за что-нибудь: нет, ты, говорит, возлюбленный мне; но сила и необходимость заставляют оставить его. Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. О чем молил Бога прежде, в Первом послании, о том молит за него и теперь. Итак, относительно этого места прочитай в Первом послании. Благодарю Бога. Видишь ли чрезвычайную любовь? Благодарю, говорит, Бога за то, что, любя тебя, я помню о тебе. Это и есть истинная любовь, когда кто-либо восхищается своею любовью к другому. Которому служу от прародителей с чистою совестью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. То есть будь ровен к тем, о коих идет суд, чтобы не было предварительного решения, то есть чтобы никто не предубедил тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя произнести суд и постановить решение. Ничего не делай по пристрастию, склоняясь на одну сторону. Как бы так говорилось: приглашает тебя одна сторона помочь ей; так ты не делай по сему приглашению. Рук ни на кого не возлагай поспешно. Апостол дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь, то есть до хиротонии и говорит: не возлагай поспешно, то есть не по первом и не по третьем испытании, но неоднократно и тщательно исследовав, так как это дело не безопасно. А каким образом? - Слушай. И не делайся участником в чужих грехах. Так как ты виновник того, что совершит он в будущем, то поэтому ты становишься участником как благих его дел, так и греховных. Но ты виновен и за прежние его грехи, потому что презрел их и сделал тьму светом, а не дал ему оплакать их и придти в состояние сокрушения. Храни себя чистым. Здесь о целомудрии дает ему урок. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян.19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей " О статуях " . Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры 887 , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву ( Деян. 16:3 ), – не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей 888 , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» ( 2Тим. 3:10, 11 ). Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом 889 , хотя он был и молод годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Честь и слава не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание. Так как он употребил слово завещание, завещание же есть нечто повелительное, то и прибавил: сын мой Тимофей. Ибо не повелительно я говорю тебе это, но как сыну. Сказал также: преподаю, чтобы объяснить строгость хранения, потому что не наше то, что мы имеем, но Божие. Поэтому, что Он даровал, то должны хранить. Сообразно с бывшими о тебе пророчествами. Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа, ибо пророчество в том и состоит, чтобы высказывать то, что есть в настоящее время. Так и Тимофей был избран на священство. Но так как он говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, когда в первый раз принял его в число учеников, и то, когда обрезал его, и то, когда рукоположил его, - все это совершалось с пророчеством. Поэтому он говорит: преподаю тебе завещание сообразно с бывшими о тебе пророчествами, то есть обращая взор к оным пророчествам, и как бы научаемый ими, что должно тебе делать, убеждаю тебя, чтобы ты ходил достойно их и не посрамил их. Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин. Что я заповедую тебе? чтобы ты воинствовал в них, то есть чтобы ты не обходил законы их, но как они избрали тебя и на что избрали, как добрый воин. Ибо есть и злая служба воина, когда кто представляет уды свои в орудие греху и нечистоте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

15. Слова будьте подражателями мне и проч. в русском переводе составляют первый стих 11 главы. 16. По другому списку: А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь. В этом месте говорит, что вера, надежда, любовь продолжительнее. Ибо, когда посредством проповеди, как сказано, вера распространится повсюду, то языки, пророчества и прочие дарования прекратятся, напротив, вера, предмет которой будущее, суд и воздаяние, также надежда на воздаяние и взаимная любовь, как более необходимые, пребудут до скончания века. Но любовь из них больше. Но и из этих, имеющих долее пребыть, добродетелей больше всех любовь. Ибо, когда придет конец, прекратятся и вера, и надежда, а любовь, как сильнейшая и крепчайшая, останется. Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла Предисловие ко Второму посланию к Коринфянам Апостол Павел пишет второе послание к коринфянам, потому что в первом обещал придти к ним, но был удержан Духом для других, гораздо более важных, дел и подвергся искушениям. Он должен был написать в оправдание своей продолжительной медлительности, и потому пишет второе послание, объясняя, почему он промедлил с пришествием. Притом, после первого послания коринфяне стали лучше, и он должен был одобрить их и похвалить. Ибо как согрешивших их он упрекал, так исправившихся обязан был похвалить. Поэтому и не видно в этом послании прежних угроз, за исключением некоторых только мест к концу послания, кои нужны были потому, что некоторые из иудеев высоко мудрствовали о себе и порицали Павла как невежду и не заслуживающего никакого уважения. ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат. Поскольку апостол при первом послании посылал Тимофея в Коринф и потом опять принял его, когда тот возвратился, то справедливо присоединяет к своему имени и его имя. Кроме того, Тимофей показал коринфянам и опыт своей добродетели. Таким образом, апостол упоминает в настоящем послании о Тимофее, как о лице, уже известном коринфянам и многое исправившем у них. Заметь, что иногда называет его сыном: как сын отцу, говорит, служил мне в благовествовании (Флп.2:22), иногда сотрудником: ибо он делает дело Господне, как и я (1 Кор. 16:10), а теперь братом, представляя его во всех отношениях достойным уважения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

16:11). 2. И вот, так как (Тимофей) возвратился к своему учителю, и (апостол), исправив вместе с ним нужное в Асии ( " в Ефесе же я , -говорит, - пробуду до Пятидесятницы " [ пребуду бо во Ефесе до Пентекостии ] – 1 Кор. 16:8), опять перешел в Македонию, то естественно и упоминает (о Тимофее), как уже находящимся с ним, потому что прежнее послание препроводил он из Асии, а настоящее из Македонии. Поставил же вместе с собою (Тимофея), чтобы проявить ему этим больше уважения, а в себе показать глубокое смиренномудрие, потому что хотя (Тимофей) и был ниже его, но любовь все сочетавает. Потому он везде и равняет его с собою, - то говорит о нем: как сын отцу, служил мне [ якоже отцу чадо, со мною поработал ] (Филип. 2:22); то: " ибо он делает дело Господне, как и я " [ дело Господне делает, яко же и аз ] (1 Кор. 16: 10); а здесь и " братом " его называет. Таким образом представляет его по всем отношениям достойным уважения коринфян, - и тем более, что он, как я сказал, был уже у них, и показал опыты своих добродетелей. " Церкви Божией, находящейся в Коринфе " [ Церкви Божией, сущей в Коринфе ] . (Апостол) опять называет коринфян Церковью, желая этим собрать и совокупить всех их воедино. Иначе и не может быть единая Церковь там, где составляющие ее разделяются между собой и враждуют друг на друга. " Со всеми святыми по всей Ахаии " [ Со святыми всеми, сущими по всей Ахаии ] . Этими словами (апостол) оказывает и предпочтение коринфянам, когда чрез послание, писанное к ним, приветствует всех прочих, и вместе всю от язык собранную Церковь побуждает к миру и согласию. Наименованием же святых показывает, что нечистым не принадлежит это приветствие. Но почему (апостол), пиша здесь к главной Церкви, вместе с нею пишет и ко всем прочим, между тем как он не всегда так делает? Так послания к фессалоникийцам он не посылал вместе и к македонянам; равным образом, пиша к ефесянам, не обращался вместе и ко всей Асии; и послание к римлянам не послано вместе и к прочим жителям Италии. Но здесь он делает то же, что и в послании к Галатам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. 1:1–2. В самом приветствии своем, святой Павел укрепляет веру Тимофея обетованием вечной жизни со Христом Иисусом, Который дает ее верующим в Него. Святой Павел призван по воле Отца и Сына Его, Иисуса Христа, к Апостольству, чтобы возвестить людям эту вечную жизнь со Христом. Тимофей был его возлюбленный сын не по рождению плотскому, но по своим добродетелям (Златоуст). Ему же он желает благодати, как силы во спасение свое и других, милости, как источника, изливающего благодать, мира, как плода благодати, дающей мир с Богом, с совестью и со всеми людьми. Благодатное же начало всего этого, есть Бог Отец и Господь Иисус Христос. Начало послания (1:3–6) Выразив свою сильную любовь к Тимофею (ст. 3–4), и похвалив его родных за веру (ст. 5), Павел напоминает ему возгревать, живущий в нем дар апостольского преемства, что и составляет главный предмет послания (ст. 6). 1:3–4. «Благодарю Бога, говорит, за то, что я помню о тебе (ср. 1Фес. 5:18 ), так я люблю тебя. Это – знак чрезвычайной любви, когда любит так, что сам восхищается сею любовью» (Златоуст). И это верно, как верно то, что я служу Богу, как и прародители мои, с чистой совестью, с полным убеждением в истине этого служения. В чем же так удостоверяет святой Павел Тимофея? В том, что он любит его, и непрестанно, днем и ночью, поминает его в молитвах своих. Предмет его молитвы – увидеть Тимофея, чего он пламенно желает, и потому, что сам любит его, и потому, что и сам Тимофей, по любви к святому Павлу, расставаясь с ним, горько плакал. Вспоминая эти слезы при разлуке, и приглашая к себе Тимофея, святой Павел предчувствует взаимную радость при свидании. «И не за одни слезы твои, говорит, желаю видеть тебя, но и за нелицемерную веру, которую ты наследовал от бабки и матери своих» (Златоуст). 1:5. Я, говорит, люблю тебя и за твои слезы, выражающие твою любовь ко мне, и особенно, за твою нелицемерную, искреннюю веру, которую воспитали в тебе такою твои дорогие воспитательницы – бабушка и мать, сами искренно верующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010