11. После сего Тимофей приговорен был к ссылке, и ему велено жить также в Ганграх 148 . Потом александрийцы в преемники Протерию избрали епископом другого Тимофея 149 , которого иные называли Василиком, а иные Салофакиолом. По смерти же Анатолия, престол царственного града занял Геннадий 150 , а потом Акакий 151 , в царственном городе заведовавший приютом сирот. 12. На втором году царствования Льва, в Антиохии случилось страшное колебание и трепетание земли. Этому землетрясению предшествовали некоторые поступки тамошней черни, выражавшие крайнее бешенство, превосходившие всякую жестокость диких зверей и бывшие как бы предуведомлением о таких бедствиях. Эта гибель произошла в пятьсот шестом году от основания города, в четвертом часу ночи, в четырнадцатый день месяца горпиея, называемого у римлян сентябрем, при наступлении воскресного дня, одиннадцатого индикта, и считается шестым после того землетрясения, которое случилось при Траяне, за триста сорок семь лет перед этим. Землетрясение при Траяне было в сто пятьдесят девятом году самостоятельного существования города, а случившееся при Льве – в пятьсот шестом году, как полагают трудолюбивые исследователи. Это последнее разрушило почти все здания в новом (городе), который был весьма многолюден, не имел ни одного пустого или вовсе оставленного места, и был тщательно отделан усердием государей, соревновавшихся в этом один с другим. В царском дворце первое и второе здания обрушились, а прочие, вместе с прилежащей к ним баней, уцелели. И эта баня, прежде бесполезная, теперь, по случаю бедствия, послужила для омовения всех жителей города, потому что прочие бани разрушены. Развалились также и портики перед дворцом и стоявший на них тетрапилон. Упали равным образом и башни при воротах ипподрома, вместе с некоторыми на них портиками. В старом же (городе) землетрясение вовсе не коснулось ни портиков, ни домов; а только поколебалась и разрушилась небольшая часть бань Траяна, Севера и Адриана, да в остракинском, так называемом, предместье, обвалились некоторые здания с портиками и разрушился храм Нимф, о чем подробно и обстоятельно повествует ритор Иоанн. Он говорит, что царь по сему случаю простил городу тысячу талантов золота из повинностей, а гражданам – подати с разрушенных этим бедствием домов, и сделал распоряжение о возобновлении как этих, так и общественных зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА (484-519), церковный раскол между Востоком и Западом на почве отношения к «Энотикону» имп. Зинона , названный по имени К-польского Патриарха Акакия . После Вселенского IV Собора (Халкидон, 451) созвавший его имп. Маркиан был уверен, что отныне не будет более повода для церковной вражды. Действительно, в его правление позиции Православия казались незыблемы; однако сразу же после смерти Маркиана (457) монофизитская партия в Египте, надеясь на изменение церковно-политической ситуации в свою пользу, свергла правосл. Александрийского Патриарха Протерия и поставила на его место Тимофея II Элура . Впрочем, новый имп. Лев I показал себя не менее ревностным сторонником Православия, и Элур вскоре был отстранен и заменен Тимофеем Салофакиолом . Положение изменилось через 15 лет, когда имп. Зинон был свергнут с престола Василиском , к-рый принял сторону монофизитов и возвратил на Александрийскую кафедру Тимофея Элура (475). На его имя Василиск издал окружное послание « Энкиклион », в к-ром признавались два Эфесских Собора - III Всел. (431) и «Разбойничий» (449),- но решительно осуждались все «нововведения» Халкид. Собора и предавались анафеме как его вероопределения, так и томос папы Льва I . «Энкиклион», хотя и был подписан 500 епископами, натолкнулся на решительное противоборство столичного монашества и Патриарха Акакия, не согласившегося подписать его. Из страха перед поднявшимся в столице в защиту Православия волнением Василиск издал «Антиэнкиклион», перечеркивавший основные положения «Энкиклиона», но это уже не помогло: в столице произошел переворот и на престол вернулся Зинон (476). В Сирии и Палестине позиции Православия ослабевали и уступали место несторианским и монофизитским воззрениям. В Александрии монофизиты избрали преемником умершего Элура Петра Монга , к-рому тут же пришлось скрыться от угрожавших ему преследований со стороны властей; кафедру вновь занял Тимофей Салофакиол, однако ему не удалось распространить свою власть даже на всю Александрию.

http://pravenc.ru/text/63764.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акакианская схизма ( 484 - 519 ), церковный раскол между Востоком и Западом, названный по имени Константинопольского патриарха Акакия . Раскол возник на почве отношения к « Генотикону » императора Зинона . После IV Вселенского Собора (451) созвавший его император Маркиан был уверен, что отныне не будет более повода для церковной вражды. Действительно, в его правление позиции Православия казались незыблемы; однако сразу же после смерти Маркиана (457) монофизитская партия в Египте, надеясь на изменение церковно-политической ситуации в свою пользу, свергла православного Александрийского Патриарха Протерия и поставила на его место Тимофея II Элура . Впрочем, новый император Лев I показал себя не менее ревностным сторонником Православия, и Элур вскоре был отстранен и заменен Тимофеем Салофакиолом . Положение изменилось через 15 лет, когда император Зинон был свергнут с престола Василиском , который принял сторону монофизитов и возвратил на Александрийскую кафедру Тимофея Элура (475). На его имя Василиск издал окружное послание «Энкиклион», в котором признавались два Эфесских Собора - III Вселенский (431) и «Разбойничий» (449),- но решительно осуждались все «нововведения» Халкидонского Собора и предавались анафеме как его вероопределения, так и томос папы Льва I . «Энкиклион», хотя и был подписан 500 епископами, натолкнулся на решительное противоборство столичного монашества и патриарха Акакия, не согласившегося подписать его. Из страха перед поднявшимся в столице в защиту Православия волнением Василиск издал «Антиэнкиклион», перечеркивавший основные положения «Энкиклиона», но это уже не помогло: в столице произошел переворот и на престол вернулся Зинон (476). В Сирии и Палестине позиции Православия ослабевали и уступали место несторианским и монофизитским воззрениям. В Александрии монофизиты избрали преемником умершего Элура Петра Монга , которому тут же пришлось скрыться от угрожавших ему преследований со стороны властей; кафедру вновь занял Тимофей Салофакиол , однако ему не удалось распространить свою власть даже на всю Александрию. Православный преемник Тимофея, патриарх Иоанн I Талайя , был не в ладах с Константинопольским патриархом Акакием , и тот способствовал его устранению. Талайе пришлось бежать в Рим, и на Александрийской кафедре вновь оказался Петр Монг (482).

http://drevo-info.ru/articles/24714.html

Усиление монофизитства и смута Решения Халкидонского Собора нашли много противников в Египте и Армении , а также отчасти в Сирии и Палестине . Здесь монофизитство сделалось знаменем сепаратизма. Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу монофизитства. В Александрии также произошел мятеж, при чем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восстановленный военной силой, он был в 457 году среди нового мятежа убит в церкви, и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под влиянием этих событий император Лев I сделал в 460 году запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского Собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Огромное большинство голосов - около 1600 - высказалось за православный догмат и император низложил Тимофея Элура, заместив его умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиолом . Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом , выставил как девиз истинной веры выражение «Бог был распят» (θες εσταυρθη) и прибавил к Трисвятому слова: " распятый за нас " ( σταυρωθες δι ημας). Сторонником монофизитства оказался следующий император Василиск (474 – 476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκκλιον), в котором отвергался Халкидонский Собор. Василиск был низложен императором Зиноном , который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между Православием и монофизитством. С этой целью был им издан в 482 году объединительный указ – генотикон . Его следствием был 35-летний разрыв церковного общения Востока с Западом и усиление смуты на Востоке.

http://drevo-info.ru/articles/9780.html

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   В царствования Зинона (474—491) и Анастасия (491—518) были также сделаны попытки навязать единство силой, избегая разрешения проблем. Именно это было целью опубликовния императором Зиноном его знаменитого «Энотикона». 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом    Уже в царствование Льва I становилось все более очевидным, что в Египте и Сирии нарастает антихалкидонская волна. Папа Лев умер в 461г. Среди выдающихся лиц своего времени он был фактически единственным осознавшим (особенно в примирительных письмах к императору в 458г.), что верность Халкидонскому собору требует (и по существу предполагает) верность сотериологическому аспекту христологии святого Кирилла. Монументальной фигуры великого папы будет очень не хватать в последующие десятилетия. В Антиохии внутренняя борьба в Церкви вылилась в частые перемены на епископской кафедре. За кратковременными периодами Максима, Василия и Акакия последовало епископство Мартирия. Против последнего восстал Петр Валяльщик, выдающаяся личность, монофизит, которому удалось последовательно три раза прогнать Мартирия и занять его место, однако лишь для того, чтобы самому быть изгнанным имперскими ставленниками: Иоанном Кодонатом, Стефаном (убитым монофизитской толпой) и, наконец, Каландионом (481). Христологическая традиция старой антиохийской школы была погребена под давлением монофизитства. Особенно она была ослаблена, когда после смерти епископа Ивы (457) Эдесская школа-центр сирийского богословия и культуры-эмигрировала в Нисибис на персидской территории. Новая школа в Нисибисе внесла огромный вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства при «великом митрополите» или «католикосе», проживавшем в Селевкии-Ктесифоне. В Эдессе же то, что еще оставалось от старой школы, было закрыто Зиноном (489). В Египте в это время Тимофей III Салофакиол держался только благодаря покровительству имперских войск.    Годы, последовавшие за смертью императора Льва 1 (474), были отмечены борьбой за власть между зятем покойного императора Зиноном, который первым занял трон, и его шурином Василиском. Последний сверг Зинона в январе 475 г., но после его возвращения в сентябре 476-го был сослан. Эта династическая неустойчивость еще яснее показала, насколько христологические споры грозили единству Империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Второе отступление от Халкидона А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне (оглавление) Победившие под знаменем Халкидона Зинон и Акакий все-таки видели силу антихалкидонской (монофизитской) реакции и в Египте, и в Сирии, и в Палестине. И во имя государственного и церковного единства фатально вступили на тот же путь компромисса и предательства Халкидона, какой был отвергнут ими в Энкиклионе Василиска. Они увидели, что имперский мир требует религиозных уступок. Это значило разорвать с Римом. И политики Востока на это решились. Соблазнял момент временного умаления Рима. Рим был окружен германцами, отрезан от Константинополя и не понимал, что нужно для благоустройства Римской империи в ее целом. B Александрии Тимофей Салофакиол затратил огромные усилия, чтобы устранить Петра Монга, но безуспешно. Власть ему совершенно не помогала. Тимофей Салофакиол озабочен был закреплением своей православной кафедры надежным преемником. С этой целью он отправил в столицу к императору своего кандидата, пресвитера Иоанна Талайю. Иоанн, прибыв в столицу, имел нетактичность завязать дружбу с патрицием Иллом (Ιλλους), исаврийцем. Зинон, как известно, обязан был своим троном этому патрицию, но к данному времени Илл стал уже противником Зинона. Из столицы за эту нетактичность Иоанна Талайю вернули в Александрию с обещаниями общего характера, не касающимися его лично . Однако после скорой смерти в 482 г. Тимофея Салофакиола Иоанн Талайя в Александрии был избран на его место. Он оказался неугоден ни «двору,» ни новой линии поведения Акакия Константинопольского. С Акакием y Иоанна Талайи пошли нелады. Сам Иоанн Талайя, известив ο своем избрании и Рим, и Антиохию, почему-то не послал официального известия Акакию. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435203/

815 г. 572-3. 574. 579. 585. 1081 г. 307. лампсакский 364 г. 85. 91. лаодикийский 157. 165. 186. латеранский 649 г. 291. 458–9. 484. в Лидде 415 г. 243. 316. медиолан. 345 г. 133. 347 г. 133. 355 г. 54. 66. 680 г. 490. мопсуэст. 550 г. 440–2. неокесар. 314 г. 151. 162. оранжский 441 г. 157. орлеанский 511 г. 209. 533 г. 157. 640 г. 476. парижский 360 г. 80. 85. 825 г. 573. 585. пергский 458 г. 327. римский 313 г. 46. 47. 376 г. 137. 377 г. 99. 103. 137. 380 г. 108. 109. 130. 382 г. 118. 137. 449 г. 237. 259. 502 г. 288. 531 г. 288. 641 г. 476. 649 г. (=латер.) сарагосск. 380 г. 364. селевк. 359 г. 58. 76. 77-8. сердикский 343 (342) г. 133. 201. 269. 270. 286-7. 291. 296. 313. 328. 62-4. 65. 92. 129. 131. сидский 458 г. 326–7. сирмийск. 351 г. 133. тирский 335 г. 47–9. 50. 51. 54. 69. 129. 450 г. 237. 518 г. 303. толедский 633 г. 98. 451. 327. 332. 333. 107. 551. 559. 564. турский 461 г. 144. 452. 129. франкфуртский 794 г. 584. эльвирский 306 г. 142. 512. фессалоникский 519 г. 364. Тарасий конст. 190. 311. 543. 544. 546. 548. 549. 550. 552. 554. 555. 556. 557. 558–9. 567. 568. Теодагат 382. Теодорих В. 183. 288. Теодульф орлеанск. 313. Терезия 147. Ter-Mikelian 454. Ter-Minassiantz 454. Тертуллиан 29. 42. 95. 138. 148. 253. 278. 12. Тиверий 122. 437. 441–2. Thieling 289. Tilius (Jean du Tillet) 581. Тилльмон 196–7. 235. Тимофей алекс. 166. 108. Тимофей аполин. 148. Тимофей ефесский 306. Тимофей конст. 160. 185. 235. Тимофей Салофакиол 310. 327–8 Тимофей Элур 23. 310. 311. 322. 326–7. 332. 333. 334–5. 337. 363. Тит вострский 70.   Троицкий И. Е. 323. 333. Turner 21. Ульгорн (Uhlhorn) 173-4. Ульпиан юрист 105. Ураний имерийский 319. Ураний тирский 73. 74. Ураний эфесский 165. Урбан VI папа 195. Урбан сиккскии 269. 270. 271. Урсакий сингидунский 7. 48. 69. 71. 74. 77. Урсин антипапа 107. 181. Факунд гермианский 175; 387. 390. 395. 396-8 400. 413. 414. 415–6. 419–420. 427. Фауста 34–35 . Фаустин потенцский 270. 271. 272. Фебадий агеннский 79. Феликиссим диакон 164. Феликс аббат 400. 427.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

    Тимофея испов., патриарха алекс. Копт. 1338 и 1425 (правил 22 года, след. Тимофей Салофакиол 460—482).     31. Демокрита, Секунда, Дионисия, Фирса в Синнаде во Фригии. М Р. По Деян. св. в Сините в Африке.     350 монахов в Сирии второй, умерщвленных еретиками в 517 году за веру в определения Халкидонского собора. М. Р.     Аода судьи. Абис. у Люд.     Гевиндянья мучеников в 5 в. Армян. Благовещение Иоакиму о рождении девы. Копт. у Порфир. Август     1. Кирилла. Акилы, Петра, Домициана, Руфа и Менандра мучч. в Томах. Иерон. мР..     Собор мучеников в Аравии в Филаделфии. Иерон.     Вход Ноя в ковчег. Копт. у Кальк.     2. Свв. мучч. пострадавших при Авенире в Индии. М. Р.     Мучч. 7 в Никомидии. Иерон. Св. Визаны или Виданы и друг. Копт. 1338.     Аввы Ора пресвитера из Сетнуфа при Диоклитиане. Копт. 1425.     3. Муч. Матры (или Метры) в Александрии приДекии. Копт. 1425.     Иоанна из Асмона и 99 мучч. в Бармоне при Епимахе. Копт. 1425.     Ацеллы в Константиноп. Иерон. Аввы Бикаба (Каба). Абис. у Люд.     4. Сергия и Варфоломея, мучч. в Никомидии. Иерон.     Моисея, еп. Аксумы, в Абиссинии, но по другим епископа Мавсимы. Копт. 1425 и друг.     Св. Птоломея муч. в верхнем Мемфисе. Копт. 1338.     5. Иринея, Еракла и Дасия в Аксиополе в Мизии. Иерон.     Михаила архангела. Копт. 1425 и 1338.     Воцарение Константина в Риме. Копт. 1425.     6. Пр. Иакова в Амвде в Месопотамии в 6 в. М. Р. Деян. св. из Прокопия кесарийского.     Аввы Галлио. Абис. у Люд.     7. Софрония, Венерия (или Венерии) и других 7 мучч. в Антиохии. Иерон.     Дамиата исповед. Абис. у Люд.     Память чудесного истечения крови и воды из креста в синагоге при патр. Феофиле. Копт. 1425.     Варданянья мучеников в V веке. Арм.     Урвила архимандрита, наставника пр. Дометия. Никод. в жизни Дометия.     8. Назария, Иулианы, Агапиидев, Евтихиана, Коринтона, Диомида и Митродоры девы в Никомидии. Иерон.     Леонида в Филаделфии. Иерон.     Тормизды муч. перса в 4 в. М. Р. Деян. св. из Феодорита. Не он ли 17 окт. в Медиоланском с Иовином.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

митрополитам и 3 почитаемым сир. подвижникам (преподобным Варадату, Иакову Отшельнику и Симеону Столпнику ), в к-ром сообщалось о беспорядках в Александрии и предлагалось провести совещания в рамках поместных епископских Соборов, чтобы высказать суждение о рукоположении Тимофея Элура и о статусе Халкидонского Собора ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 9). Поступившие ответные послания поместных Соборов составили обширный свод (Codex encyclius (CPG, N 9089)//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 9-98). За исключением отзыва Амфилохия , еп. Сиды Памфилийской ( Zach. Reth. Hist. eccl. IV 7), все остальные отзывы были неблагоприятны для Тимофея. Откликаясь на них, свт. Лев Великий написал 2 обширных послания ( Leo Magn. Ep. 156, 165) в защиту Халкидонского Собора, из к-рых особенно важно 2-е, представляющее собой одно из лучших изложений зап. христологии патристической эпохи. Послание свт. Льва император переслал Тимофею, к-рый решительно отверг его, заявив, что отцы «не упоминали и не делили природы, лица и свойства» Христа ( Zach. Reth. Hist. eccl. IV 6). Его положение в Александрии стало нетерпимым, и он был удален в ссылку сначала в Гангры, а потом в Крым. В изгнании он писал сочинения, осуждавшие Халкидонский орос, и приобрел большое влияние. В 460 г. его сменил на кафедре Тимофей III Салофакиол , стремившийся примириться с недолюбливавшей его паствой и, по сообщению Захарии Ритора , вписавший в диптих имя Диоскора (Ibid. IV 9-10). По смерти имп. Льва в 474 г. на трон взошел Зинон (474-475, 476-491), но из-за дворцовых интриг он был вынужден покинуть К-поль. Занявший его место Василиск Флавий (475-476) поддержал антихалкидонитов. Убежденный Тимофеем Элуром, Василиск издал «Энциклику» (Εγκκλιον), в к-рой осудил «Томос» свт. Льва и «новшества» Халкидонского Собора как противные решениям Вселенского I Собора (Никейского) и Вселенского III Собора (Эфесского), в качестве единственного образца веры предложив Никео-Константинопольский Символ веры ( Schwartz. 1927. S. 49-51; Zach. Rhet. Hist.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010