Таким образом, в Энотиконе нет прямой речи ни об одном, ни ο двух естествах . Но попутно упомянуто, что Господь, Единосущный Отцу по божеству, единосущен нам по человечеству. Β сущности Энотикон совпадал с настроением восточного епископата. Из принятого в Халкидоне ороса он оставлял за скобками все формулы, ο которых спорили и смысл которых не всем был ясен. Энотикон открыто канонизовал богословие Кирилла и его 12 анафематизмов. Историки церкви (Гизелер, Неандер и даже православный Папарригопуло) признают, что Энотикон — документ в сущности православный. Для чего же он тогда издан? Ясно, что в данной исторической обстановке он был изменой чистой ортодоксии. И, главное, не достиг своей цели — объединения. Замаскированно Энотикон хотел ликвидировать томос Льва и орос Халкидона, за которые 30 лет правительство держалось, как за знамя православия. Петр Монг признал Энотикон и был признан патриархом Александрийским и принят в общение Константинополем. Но природа вещей была безнадежнее. Монофизиты не признали Энотикон достаточным. Им мало было умолчания ο томосе Льва и Халкидоне. Им нужно было громить эти формулы. Оппозиция (теперь уже своему патриарху) опять подняла вопли. Петр Монг начал приспособляться. Он вычеркнул из диптихов имена Протерия и Тимофея Салофакиола. Тело Салофакиола было унесено из общей усыпальницы. Петр Монг должен был говорить проповеди в прежнем стиле и уверять, что он взглядов не изменил. Он даже говорил против Халкидона, но без анафем, конечно, ибо око власти следило за каждым словом. Β тο же время он писал Акакию Константинопольскому письма, полные почтения к Халкидонскому собору. Но приверженцы Петра Монга в противовес сфабриковали подложную переписку, в которой будто бы Акакий Константинопольский «валялся в ногах» y Петра Монга, прося прощения и допущения к общению. Ведь оскорблено было александрийское самолюбие. Оппозиция не успокоилась. Петр Монг вынужден был подвергнуть церковному наказанию некоторые монастыри. Te пожаловались императору. Β Александрию командирован был чиновник Косьма. Низовая оппозиция устроила грандиозную манифестацию. Около одной загородной церкви собралось 30 тысяч монахов (a y римской власти не хватало солдат для защиты пограничных областей). Β город эту монашескую армию не впустили. Заставили ограничиться двумястами делегатами. Их впустили в церковь, где Петр Монг вынужден был не без ухищрений доказывать, что он отмежевывается и от папы Льва, и от Халкидона. Размагниченные монахи признали Петра Монга неповинным в заблуждении, но не приняли его лично за общение с Акакием и другими «халкидонитами» и пришли к выводу, что они должны избрать себе нового архиепископа. Власть энергично это запретила. Тогда монахи и солидарные с ними массы откололись от Петра Монга. Их вождем был монах Нефалий. Таким образом, Энотикон не принес мира даже такому антихалкидонскому Александрийскому патриарху.

http://sedmitza.ru/lib/text/435206/

Лев распорядился строго наказать, по расследовании дела, виновников смерти Протерия и предполагал затем созвать для решения спора Вселенский собор. Но по совету Анатолия вместо того ограничился письменным запросом ко всем епископам Империи, как смотрят они на Халкидонский собор и на факт занятия Тимофеем Элуром Александрийской кафедры (октябрь 457 г.). Ответы даваемы были через митрополитов и составили так называемый Codex encyclicus. Все высказались за Халкидонский собор и против Элура; только Амфилохий Сидский неодобрительно отозвался о соборе, но к Элуру и он отнесся отрицательно и изменил потом и мнение о соборе. Несмотря на неблагоприятный для Элура результат опроса, он был удален из Александрии и сослан в Гангру (потом в Херсонес Таврический) только в 460 г. На его место был поставлен Тимофей Салофакиол, отличавшийся самой широкой веротерпимостью и весьма мягким характером. «И они, и мы христиане. Пусть каждый верует и славит Господа как хочет», — говорил он о противниках своим клирикам, которые были недовольны его снисходительностью. Монофизиты, в свою очередь, заявляли ему: «Хотя мы не находимся в общении с тобой, но мы тебя любим». Помня о судьбе Протерия, и он, однако, выходил не иначе как в сопровождении стражи; о принятии его как поставленного правительством («βασιλικς») александрийцы не хотели и слышать и просили императора возвратить им Элура. Когда Василиску удалось завладеть престолом (475 г.), он немедленно вызвал из ссылки Элура, и Тимофей Салофакиол должен был оставить кафедру. Элур поставил на пути из ссылки Павла в Ефес, утвердив за его кафедрой патриаршие права. В Антиохии же снова появился Петр Гнафей. В адресованном на имя Элура энциклионе (Euagr. Ill, 4: «πσους μν υπρ της ορθς») Василиск, утверждая постановления соборов Никейского, Константинопольского 381 г. и Ефесского 431 г., повелевал всем епископам анафематствовать и сжигать томос Льва и все сказанное и сделанное в Халкидоне в изменение (εις καινοτομαν) Символа 318–ти отцев, но анафематствовать также и ереси тех, которые не исповедуют Сына Божья истинно вочеловечившимся, но с неба (принесшим плоть) и призрачно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

393 Основатель учения – Тимофей Элур из Александрии. После получения в Александрии известия о смерти императора Маркиана (450–457 гг.), против Александрийского патриарха Протерия, который был водворен в 454 г., после смещения и смерти Александрийского патриарха Диоскора, с помощью военной силы, поднялось восстание: священник Тимофей Элур и диакон Петр Монг с восставшими ворвались в церковь , где Протерий пребывал под охраной, и убили его, а Тимофея Элура сторонники монофизитства избрали патриархом. Однако новый император Лев I (457–474 гг.) передал вопрос легитимности правления Тимофея Элура на суд церкви, разослав митрополитам и епископам соответствующее циркулярное послание. В 458 г. он получил ответы епископов, которые не признали Тимофея епископом и считали его заслуживающим отлучения. Лев изгнал Элура и патриархом Александрийским был поставлен Тимофей Салофакиол (460–482 гг.). После смерти Льва на престол вступил Зинон (475–491), который в 476 г. был вытеснен узурпатором Василиском. Василиск попытался опереться на монофизитов и издал на имя Тимофея Элура рескрипт, по которому отменялись все решения Халкидонского собора. Тимофей восстановлен в сане патриарха и возвращается в Александрию (по дороге он возвращает Эфесскому епископу-монофизиту Павлу права патриарха Эфесского – Эфесская церковь потеряла права патриархии в соответствии с решением Халкидонского собора, и Элур отменил это решение в соответствии с рескриптом Василиска), где был с триумфом встречен. Однако патриарх Константинопольский Акакий встал на защиту Халкидонского собора и произвел такое впечатление на умы, что в 477 г. в Константинополе начались волнения. Василиск попытался исправить положение, отменив свой рескрипт, однако это не помогло, он был свергнут и сослан, и к власти вернулся император Зинон, а Тимофей Элур в том же году скончался. Согласно учению Тимофея Элура, в Христе одна природа – божество его. Что касается человеческой сущности Христа, то Тимофей отказывается называть ее естеством. Хотя пречистое тело Богочеловека заимствовано из общего человеческого естества и существа и поэтому единосущно и однородно людям, в Богочеловеке нет человеческой природы, что доказывается сверхъестественностью его рождения. Если бы это была человеческая природа, св. Дева не пребыла бы в рождестве Девою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседаниях собора было провозглашено осуждение Евтихия как еретика и осуждение Диоскора. Обвинения Диоскора сводились главным образом к нарушениям дисциплинарного характера. В декларации говорилось о том, что Диоскор дерзнул произнести отлучение папы Льва, что он предвосхитил право судьи, которого не имел, однако преступлений против веры не было указано. Легаты Римского папы предложили было формулировку в духе папизма, однако идея соборности восторжествовала. Таким образом, Диоскор был осужден за раскол и неподобающее поведение 11 . Затем он был сослан в Гангру Пафлагонийскую, где и умер. Перед самой смертью Диоскора (454) группа монофизитов, прибыв в Гангру, заверила своего бывшего предстоятеля в неизменной преданности и соблюдении решений Ефесского собора 449 г. Его смерть так и не разрешила проблемы, напротив, возбудила ревность его сторонников. После низложения Диоскора православные епископы избрали на патриарший престол Александрийской Церкви архимандрита кафедрального александрийского собора Протерия (451–457) 12 , который сразу же отлучил Тимофея Элура и Петра Монга. Начались волнения, направленные против политической власти, которая стремилась религиозным путем подчинить египтян, а также против нового епископа, которого считали орудием чуждой силы. Прежняя ненависть пробудилась. Александрийский Серапис, к которому прибегали воины, был сожжен восставшим в год смерти императора Маркиана населением (457). Протерий, несмотря на получение гражданских привилегий и личную охрану, был убит (457) в баптистерии храма. Тимофей Элур, захватив в Александрии патриарший престол, осудил Халкидонский собор, отлучив папу Льва и архиепископа Анатолия Константинопольского. Однако император Лев I (457–474), к которому обратились и православные, и монофизиты Египта, принял сторону православных. Тимофей Элур был изгнан в 460 г. из Александрии. После него в Египте было два православных патриарха Тимофей III Салофакиол (460–482) и Иоанн I Талайя. Однако при поддержке императора Василиска Тимофей Элур снова возвратился в 475 г. на Александрийский патриарший престол, и Тимофей III вынужден был удалиться в Тавенский монастырь. После смерти (477) Тимофея Элура престол перешел к Иоанну I Талайя.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

На его место был избран монофизит Тимофей по прозвищу Элур (Кошка). Тимофей был один из активных деятелей Разбойничьего собора. Говорили, что он придумал новый способ предвыборной агитации: ходил по монастырям с особой трубочкой и, спрятавшись за дверью, шептал через нее в келью монахам, что он ангел, посланный от Бога, и что они должны избрать Тимофея Элура. Будто бы благодаря этой уловке его и избрали патриархом. Продолжение смут Императорам пришлось снова ломать голову над церковными делами. Преемник Маркиана Лев I, также сторонник православия, обратился к Церкви с тремя вопросами: признавать ли Тимофея Элура, как относиться к Халкидонскому собору и нужно ли созывать новый вселенский собор? На местных епископских соборах было решено – Тимофея Элура не признавать и лишить сана; Халкидонский собор признать наравне с Никейским; новый собор не созывать. Однако войны с Египтом власти не хотели, поэтому они упросили папу Льва написать вместо томоса более мягкое вероизложение, где две природы вообще не упоминались, монофизитство почти не критиковалось, а в тексте то и дело цитировался Кирилл. Но Тимофей Элур отверг и этот компромисс. Пришлось снова прибегнуть к армии. После нескольких сражений, где погибли тысячи людей, сторонники Тимофея Элура были разгромлены, а сам он сослан в крымский Херсонес (современный Севастополь). Вместо Элура патриархом поставили православного Тимофея Салофакиола, человека мягкого и терпимого. Он старался действовать только силой убеждения, не опираясь на государственную власть, хотя она и была на его стороне. Доброго Тимофея любили даже монофизиты, с которыми он обращался кротко и милостиво. Когда к нему привели женщину, которая несла крестить ребенка в монофизитскую церковь , он не только отпустил ее с миром, но и дал ей холстину, чтобы она могла завернуть младенца после купели. Когда он шел по улицам, народ кричал: мы тебя любим, хоть ты и другой веры. Ради мира в Церкви Тимофей даже восстановил в диптихах, среди поминаемых во время литургии, имя отлученного Диоскора. Но его епископство было недолгим, и после смерти Тимофея снова воцарилась атмосфера нетерпимости и вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маркиан или Mapk II 143–153. Келадион 153–167. Агриппин 167–179. Иулиан 179–189. Димитрий 189–231. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Максим 265–282. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Ахилла 311–312. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофизит 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофизит 477–490. Иоанн Талайя 482. С 483 по 539 год александрийская церковь оставалась без православного патриарха. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит 542–551. Алоллинарий 551–507. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн II Милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр монофелит 640–654. С 654 по 727 г. церковь оставалась без патриарха. Косма 727. † после 767. Полициан † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859– 872 Михайл II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия ок. 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019. Леонтий. Адвксандр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Сафроний III 1166. Афтер. Илия 1180. Марк в 1195. Николай I 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1276. Афанасий III 1276–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1506. Сильвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим I Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Св. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Св. Максим 265–282. Св. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Св. Ахилла 311–312. Св. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофиз. 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофиз. 477–490. Иоанн Талайя 482. Вдовство православной церкви 483–539. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит, 542–551. Аполлинарий 551–567. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн 11 милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр ионофелит 640–654. Вдовство церкви 654–727. Косма 727, и после 767. Полициан, † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859–872. Михаил II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия около 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019 г. Леонтий. Александр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Софроний III 1166. Афтер. Илий 1180. Марк в 1195. Николай I в 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1270. Афавасий III с 1270–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1566. Силвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан, 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после. Паисий 1663–1665. Иоаким 1 1665–1667. Паисий опять 1668–1676. Парфений отказался в 1685, † в 1689. Герасим II Палиота 1689–1710.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2-я книга (события 450-474 гг.) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 г. (II 2-4), к-рый установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Е. С. в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Вост. Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и правосл. патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Е. С. уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), к-рым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Зап. Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 г., история последних рим. императоров 60-70-х гг. V в. (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 гг.) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Е. С. описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 гг. (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Е. С. доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II К-польскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Е. С. касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персид. войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в К-поле в 512 г. (III 44). В этой части повествования Е. С. впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Е. С. с языческим историком нач. VI в. Зосимом (III 40-41).

http://pravenc.ru/text/180871.html

По пути в Египет Тимофей Элур заехал в Эфес, где торжественно отменил подчинение местной митрополии Константинополю, введенное 28-м каноном Халкидона. В Александрии встреча патриарха вылилась в общенародное празднество; патриарх-халкидонит, кроткий и уважаемый всеми Тимофей III Салофакиол (460–482), был принужден удалиться в монастырь. Одновременно на патриарший престол Антиохии, где в это время скончался патриарх Юлиан (466–474), с разрешения Василиска вернулся Петр Кнафей. Во время пребывания в Константинополе Тимофей Элур отказался вступить в общение с местными монахами, разделявшими монофизитские взгляды Евтиха. Впоследствии антихалкидониты категорически отмежевались от «безумия Евтиха», отрицавшего полноту человечества во Христе. Однако при этом они отказались признать и тезис о двух природах, настаивая на кирилловой формуле «одна природа Бога Слова воплощенная». Ввиду этого вполне допустимо говорить о противостоянии сторонников и противников Халкидонского ороса как о споре приверженцев учения о двух и об одной природе – дифизитов и монофизитов 20 . Однако необходимо помнить при этом, что то крайнее монофизитство, которое было анафематствовано как ересь в Халкидоне, анафематствовано и подавляющим большинством антихалкидонитов. Во избежание недоразумений и путаницы для обозначения «умеренных монофизитов» в современной западной литературе предложен неологизм миафизиты. Некорректный с точки зрения греческого языка, он получил определенное распространение как не вызывающий обидных коннотаций термин для обозначения защитников учения об одной природе Христа. В то время как в Египте, Сирии и Эфесе антихалкидонский указ Василиска встретил одобрение, в Константинополе и, тем более, в Риме он неминуемо должен был вызвать протест. И если ситуация в Италии (где в это время доживала последние дни Западная империя) мало интересовала Василиска, то настроение жителей столицы касалось его самым непосредственным образом. Патриарх Акакий (472–489) вывел народ на улицы против императора-еретика. Во время мятежа сгорел центр столицы, погибли многие древние памятники и здания (в том числе публичная библиотека в 120 тыс. томов). Василиск уже готовил низложение Акакия, но за него вступились тысячи монахов и горожан во главе с Даниилом Столпником. Под их давлением Василиск издал новое Окружное послание, в котором отменял предыдущий указ. Но этот Антиэнкиклион не помог ему удержаться у власти. В 476 г. Зинон с триумфом вернулся на престол, отправив узурпатора в дальнюю крепость умирать голодной смертью . 3. Энотикон Зинона

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотрев деяния соборища ефесского, подтвердив никейское исповедание Веры и собор на Македония, осудив Диоскора, даровав прощение епископам, у которых вынуждено было согласие на осуждение Флавиана, халкидонский собор изложил православное учение об Иисусе Христе, вопреки мудрований Евтихия, произнес анафему на Евтихия и присудил его к изгнанию, несмотря на его старость. На место низверженного Диоскора епископом александрийским избран был (452 г.) протоиерей александрийской Церкви Протерий; но александрийцы возмутились, так что император Маркиан вынужденным нашелся прислать, для усмирения их, отряд войска, а когда император сей умер, то они избрали себе в епископа Тимофея Элура, александрийского священника, напитанного евтихианскою ересью, и объявили, что халкидонского собора не принимают. Тогда (в 459 г.) составился новый собор, из семидесяти трех епископов, которые беспрекословно приняли вероопределение собора халкидонского, согласно с собором сим отвергли ересь Евтихия, низложили Тимофея Элура и сделали вместо его епископом (460 г.) Тимофея Салофакиола или Белого, которого иначе называют Азбом и Василиском. Еретики, преследуемые гражданскою властью, разбрелись по разным странам Востока, где и начали распространять свое лжеучение, возмущать и смущать православных, и приобретать себе последователей. § 38. Виды секты евтихианской Число их, в настоящее время, довольно значительно. Известные под разными именами, принятыми или от мест жительства, или от первоначальных предстоятелей, ныне живут они преимущественно в Азии и Африке, где образуют из себя главным образом четыре частные общины, известные под именами коптов, абиссинцев, армян и яковитов. I. О коптах § 39. Понятие о коптах Коптами 181 называются африканские последователи древнего евтихианства, живущие исключительно к Египте, под управлением так называемого патриарха александрийского, имеющего кафедру в г. Каире 182 . § 40. История коптов Между обитателями Египта христианская Вера насаждена была еще во дни св. апостолов 183 , и в последующее время быстро распространялась среди них, несмотря на гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010