Александрийский «патриархат» [Martin, 1996; Maspero, 1923] выступил вполне организованным уже на Никейском соборе, который определил его юрисдикцию на основании того, что действовало и в прошлом: в нее вошли провинции Египта и две провинции Ливии. Его особенность состояла в том, что в нем не было ступени митрополитов. Архиепископ Александрийский назначал и поставлял епископов своего патриархата. Он созывал их на собор, оповещал в ежегодных посланиях о праздновании Пасхи и имел над ними непосредственную власть. Поэтому связь Египта со своим патриархом было очень сильна. Епископ Александрии избирался и помазывался в своем городе, и особое чинопоследование, сопровождавшее его интронизацию, символизировало продолжение этого установления. С IV в. и в дальнейшем число епископов, подчинявшихся ему, достигло приблизительно ста. Более того, он имел некоторое влияние и за пределами империи, в Церквах эфиопов и химьяритов. Широкий круг полномочий епископа и структура патриархата делали его могущественным и богатым. И, конечно, не следует забывать, что Александрия была одним из самых больших городов империи. Организация Церкви в ней имела определенные особенности: штат пресвитеров играл значительную роль, каждый его член, по крайней мере в IV в., исполнял служение в особой церкви. Способ распределения работ, которые выполняли клирики, напоминает тот, который соблюдался и в других Церквах. Александрийская Церковь располагала значительным штатом: группой из 500 или 600 параваланов, мирян, которые взяли на себя заботу о больных и которые по закону должны были подчиняться архиепископу. Отстаивая свое апостольское происхождение, связывавшее город с Петром (поскольку Церковь основал Марк, ученик Петра), Александрия в IV в. находилась на втором месте во вселенской Церкви. Александрийские архиепископы с недоверием относились к усилению Константинопольской кафедры и, в союзе с Римом, пытались его остановить: святой Кирилл в борьбе против Нестория действовал как представитель святого папы Целестина . Александрийцы с большими затруднениями признали 28-е правило Халкидона: даже такой сторонник Халкидона, как патриарх Тимофей Салофакиол, высказал в связи с этим свои опасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В первый раз заметно это влияние Геннадия на императора сказалось в деле умирения церковных смут в Александрии. Как замечено выше, патриарх Анатолий успел только выразить свое мнение по поводу этих смут и не дожил до их прекращения. Почти единогласно епископы, которых Лев пригласил высказаться о Халкидонском соборе и о деяниях Тимофея Элура, объявили последнего еретикомъ и убийцею 881 . Вероятно, опираясь на эти заявления, Геннадий «употреблял все свое старание (побудить царя) наказать дерзновенного» 882 . Но старания Геннадия встретились здесь с противоположными происками покровителя Тимофея Элура – всемогущего в то время военачальника Аспара 883 . Своим влиянием Аспар не позволил императору исполнить желания Геннадия – подвергнуть Тимофея заслуженному наказанию. Тимофей был удален из Александрии, но не лишен возможности производить смуты. Сосланный в Гангру, он начинает вооружаться на церковное учение, подвергать его критике и, чтобы утвердиться на авторитете, интерполирует неизданные сочинения Кирилла александрийскаго , составляет сходки и пр. 884 Этого мало; благодаря покровительству своих сильных друзей, Тимофей является в столицу, по-видимому, со смелыми замыслами оправдаться совершенно во возведенных на него обвинениях и возвратить потерянную кафедру. Обеспокоенный Геннадий известил о ходе дел папу Льва 885 . Подвигнутый совмест-ными представлениями папы и Геннадия, император решился, наконец, прекратить смуты, производимые Тимофеем, и сослал его в Херсонес. Его место занял православный Тимофей Салофакиол (белый); и мир в Александрии пока водворился 886 . Едва Геннадий освободился от забот по устроению церкви александрийской, как потребовало его участия положение дел в церкви антиохийской. Зять императора Льва Зенон, отправленный военачальником на Восток, имел в своей свите халкидонского священника Петра, известного в истории с прозванием Гнафея. Пользуясь близостью к могущественному вельможе, Петр задумал овладеть антиохийскою кафедрою. Но так как для этого нужно было заручиться сочувствием народонаселения Антиохии, то Петр примыкает к сильной, по-видимому, в Антиохии партии «аполлинаристов», возбуждает се к пропаганде, формулирует свое учение в виде прибавки к песни трисвятого – «распныйся за ны» и производит возмущение против православного патриарха Мартирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Все епископы должны были подписать энциклион; несогласные епископы и клирики подвергались низложению, а миряне и монахи — ссылке и другим наказаниям. Подписалось до 500 или даже 700 епископов, в том числе и преемник Ювеналия Анатолий Иерусалимский. Но в самой столице Акакий вместе с константинопольским клиром и народом оказал настолько сильное противодействие энциклиону, облачив царский престол в траур и пригласив для защиты православия Даниила Столпника, что Василиск должен был уступить и поспешить издать ντιεγκκλιον (Evagr. Ill, 7), где отменял прежние распоряжения ετε γκκλια ετε και τερα… ρχεν και πεπασθαι προστττομεν и возвращал Акакию ту власть над митрополиями, какая Константинопольской кафедре была предоставлена Халкидонским собором. Вытеснив из Константинополя Василиска, Зинон в свою очередь издал указ (17 декабря 476 г.) о недействительности всего постановленного в энциклионе с подтверждением прав Акакия. Кафедры снова были переданы принимавшим собор епископам. Тимофея Элура избавила от наказания его старость и затем — скорая смерть (31 июля 477 г.). Александрийцы поспешили, однако, опять противопоставить Салофакиолу своего избранника в лице Петра Монга, бывшего в сане архидиакона деятельным сподвижником Элура. Попытка Василиска, хотя и неудавшаяся, могла показать, что монофизитство может являться опасной силой в руках узурпаторов. Продолжавшееся религиозное разделение в Империи вообще само по себе было нежелательно и требовало каких–либо мер против себя. Так как руководитель Зинона Акакий к некоторым сторонам в догматической деятельности собора относился без одобрения, то именно он и мог выступить в 482 г. с проектом церковной унии в виде Энотикона (Evagr. Ill, 14: «Αρχν και σστασιν»). Обращаясь к жителям Египта с епископами во главе, император ссылается здесь на слезные просьбы «благочестивых архимандритов и пустынников и других досточтимых мужей» о единении Церквей и указывает на печальные следствия разделения как на побудительные причины к изданию этого документа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

481 Иоанн, епископ Колонийский. 482 Энотикон Зенона. 482 Салофакиол умирает. 482 Освящение киновии преподобного Евфимия. 483 Савва основывает в МарСабе Лавру. 485 Кириак переходит в Сукку. 486 Патриарх Саллюстий. Архимандрит Маркиан 487 Петр Ивериец бежит в Финикию, чтобы не появляться в Константинополе. 489 Исайя и Петр умирают. 490 Папа Афанасий. 490 Савва рукоположен в пресвитеры. Освящение «Богозданной» церкви. Север становится монахом в Майюме. Папа Петр Монг. 491 Император Анастасий (покровительствующий монофизитам). 491 Иоанн, епископ Колоний ский, бежит в МарСабу. Общие события Египет Палестина 498 Флавиан, патриарх Антиохийский. 497 Папа Иоанн II. 492 Основание Кастеллия. 494 Патриарх Илия. 501 Освящение церкви Божией Матери в МарСабе. 505 Папа Иоанн III. 507 Основание Новой Лавры. Смерть Маркиана. Феодосии и Савва становятся архимандритами. 50811 Север в Константинеполе. 509 Иоанн становится затворником (МарСаба). 511 Собор в Сидоне. 511 12 Савва в Константинополе. 512 Север, патриарх Антиохийский (Флавиан низложен). 512 Возвращение Саввы. Мамае Элеутеропольский принимает Халкцдон. 513 Илия отказывается прини мать синодики Севера. 516 ПапаДиоскор. 516 Илия выслан в Айлу. Патриарх Иоанн. 517 Папа Тимофей. 518 Кончина Анастасия, Илии и Флавиана. Император Юстин. 518 Синод в Иерусалиме провозглашает Четыре Собора. Принятие Халкидона. Север бежит в Египет. Савва обходит с этой вестью Палестину. 519 Примирение с Римом. 524 Патриарх Петр. 525 Кириак оставляет Сукку и уходит в Натуфейскую пустыню. 526 Землетрясение в Антиохии. 527 Император Юстиниан. 529 Эдикт против язычников. 529 Феодосии умирает. Мятеж самарян. 530 Кириак в пустыне Рува. 531 Савва в Константинополе. 5312 Возвращаясь, Савва посещает Кесарию и Скифополь. 532 Восстание Ника, fmxuamчeckue споры в Константинополе. 532 Кончина Саввы. 535 Феодосии, папа Александрийский. Общие события Египет Палестина 536 Собор в Константинополе. 537 Павел, папа Александрииский. 537 Геласий становится игуменом МарСабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Бывший митрополит Эфеса Павел, низложенный патриархом Акакием за монофизитство, был восстановлен Тимофеем на кафедре, чем египтянин ещё раз продемонстрировал свои права предстоятеля второй кафедры в Кафолической Церкви. Эфесские епископы клялись в своём послании императору, что исповедание, изложенное в «Энциклионе», принимается ими свободно и благочестиво, и тут же анафематствовали Халкидон 904 . По уговору Элура император освободил из-под стражи Петра Белильщика («Кнафея») и назначил его на вакантную после смерти патриарха Юлия Антиохийскую кафедру. Тот немедленно потребовал включить в Трисвятое свое «Распныйся за ны…», чем вызвал всенародные волнения 905 . Вернувшись в Александрию, Элур удалил с кафедры благочестивого Тимофея Салофакиола, смиренно ушедшего в монастырь в Канопе, где некогда предавался монашеским подвигам, восстановил имя Диоскора в диптихах Александрийской церкви, и торжественно перевез останки этого патриарха в серебряной раке. «Энциклион» был встречен восторженно и Иерусалимской церковью, патриарх которой Анастасий (458–478) торжественно подписался под ним. Казалось, планы Василиска реализуются. Но он забыл, что после 28-го правила Халкидона весь Восток не стоил ничего, если его не поддерживает Константинополь. Тимофей Элур и прочие вожди монофизитства ещё мечтали собрать Вселенский Собор в Иерусалиме, низложить ненавистного им Акакия, поставив на патриаршее место Феопомпа, занимавшего при дворе должность магистра оффиций, и окончательно ниспровергнуть Халкидон. Но вести из Исаврии о воссоединении Зенона с Иллом и Трокундом и волнения в столице заставили Василиска срочно менять планы и снаряжать новую армию для борьбы с ними. Нуждаясь в деньгах, Василиск пошёл на очередной непопулярный поступок – наложил руку на церковное имущество. Волнения в Константинополе перешли в открытый многотысячный бунт, прошедший под эгидой защиты православной веры от императора-еретика. Патриарх Акакий приказал убрать в траур Софийский собор. Василиск тут же велел членам сената прекратить всякие связи с Акакием, но эта мера уже ничего не могла дать: святой подвижник Даниил сошёл со своего столпа и возглавил православных 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Iun. T. 2. P. 196). Виктор Туннунский (Chronicon//PL. 68. Col. 948) под 494 г. сообщает о попытке И. Т. вернуть Александрийскую кафедру. И. Т. тайно прибыл в К-поль и сумел добиться встречи с новым визант. имп. Анастасием, напомнив ему о прежнем гостеприимстве. Однако Анастасий, заботясь о стабильности в Церкви, отказал И. Т., и тот был вынужден удалиться в Италию. Сочинения Послания И. Т. не сохранились. «Петиция против Акакия» известна по пересказам в произведениях папы Феликса III. Свт. Фотий К-польский в «Библиотеке» упоминает об «Апологии к папе Геласию», в к-рой И. Т. анафематствует не только Нестория, но и пелагиан. Однако Фотий не пишет, что читал «Апологию», а приводит ее название в связи со «Свитком актов западных епископов против несториан» ( Phot. Bibl. Cod. 54). Недостаток сведений не дает возможности уточнить содержание этого сочинения, а также его возможную связь с трактатом папы Геласия «Определения против пелагианской ереси» (CPL, N 1669). При патриархе Тимофее Салофакиоле в среде александрийских халкидонитов был составлен флорилегий из работ свт. Кирилла Александрийского, для того чтобы продемонстрировать совпадение взглядов Кирилла с Халкидонским оросом ( Grillmeier, Bacht. 1951. Bd. 2. S. 721-749). Севир Антиохийский (нач. VI в.) в соч. «Апология Филалета», направленном против этого флорилегия, упоминает, что И. Т., «обманом захвативший кафедру Александрии», привез этот флорилегий в Рим ( S é v è re d " Antioche. La Polémique Antijulianiste. Louvain, 1971. Vol. 3: L " Apologie de Philalèthe/Éd. R. Hespel. (CSCO; 318-319; Syr.; 136-137). По сообщению Севира можно предположить, что И. Т. участвовал в составлении сборника, однако доказательств этому нет. Сочинение папы Геласия «О двух природах» (CPL, N 1673), к-рое представляет собой также сборник цитат из творений отцов Церкви и составлено в период присутствия И. Т. в Риме, не содержит параллелей с флорилегием. Возможно, И. Т. привез в Рим др. флорилегий, составленный им самим. Ист.: Eutychii Alexandrini Annales.

http://pravenc.ru/text/469606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I ТАЛАЙЯ (Тавеннисиот) († 495 или 496, Нола, Италия), патриарх Александрийский (апр.- окт. 482). Был избран на престол правосл. партией Александрийской Церкви по смерти патриарха Тимофея III Салофакиола , но не был признан патриархом Акакием К-польским и предстоятелями др. вост. Церквей. Вскоре И. Т. был низложен по приказу визант. имп. Зинона , бежал в Рим, где при папском дворе в течение ряда лет безуспешно пытался отстаивать свое право на Александрийский Патриарший престол. Важнейший источник, повествующий об И. Т.,- переписка Римских пап Симплиция , Феликса III и Геласия I с визант. имп. двором и патриархом Акакием К-польским. И. Т. упоминается также в ряде документов папской канцелярии, сохранившихся в «Авеллановом собрании» папских посланий. Среди них важны «Обоснование об отлучении Акакия от апостольского престола» папы Геласия (Incipit rationis reddendae Acacium a Sede Apostolica conpetenter fuisse damnatum//CSEL. 35. Vol. 2. P. 774-790); приписываемое Геласию, но, возможно, принадлежащее Феликсу III соч. «Об узах отлучения» ( Gelasius I, papa. De anathematis vincolo//PL. 59. Col. 102-110); компилятивные «Деяния по делу Акакия», вероятно составленные по заказу Феликса III в 484/5 г. (Gesta de nomine Acacii//CSEL. 35. Vol. 1. P. 440-453; обзор христологических споров от ссылки Нестория в Египет в 433 до начала акакианской схизмы в 484). Известны 2-я редакция той же истории - «Донесение из деяний, согласно которым Акакий был признан еретиком и осужден папой Феликсом» (Ablatio ex gestis quibus Accacius Constantinopolitanus episcopus monstratur hereticus et a Papa Felice damnatus: Append. 2//Ibid. 35. Vol. 2. P. 795-801), а также ее сокращенный вариант «Повествование о нечестии Диоскора» (Narrationis ordo de pravitate Dioscori Alexandrini: Append. 2//Ibid. P. 791-795). Сведения об И. Т. содержатся в сочинениях церковных историков кон. V-VI в.: Захарии Ритора (кон.

http://pravenc.ru/text/469606.html

Энкиклион (475 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне.(оглавление) Василиск издал Энкиклион по программе Тимофея Элура, в котором признал два Ефесских собора и отверг, как заблуждение Евтиха, так и «вероучительные новости» Халкидонского собора. Вызываемые для подписи этого акта епископы в подавляющем большинстве (свыше 500!) подписались. Несогласные низлагались, неподписавшие представительные персоны, даже светские, подверглись конфискации имущества и ссылкам. Тимофей Элур упивался победой. Александрийские моряки, бывшие в столице, в Золотом Роге встретили Тимофея взвинченной манифестацией. Толпа запрудила дорогу, прося благословения. Апартаменты Тимофею были отведены в дворцовых постройках. Акакий был смущен. Тимофей Элур требовал уже себе торжественного входа в Св. Софию. Но константинопольские монахи спасли положение. Они закрыли перед Тимофеем двери всех церквей столицы. И... Акакий рискнул не подписать Энкиклион. Косвенно на подмогу Акакию пришло и недовольство «евтиховцев» борьбой с ними Тимофея Элура. Таким образом в столице Тимофей провалился. Ему посоветовали вовремя уносить ноги. Он сел на свой верный корабль и по пути в Александрию зазван был в Ефес. Это был город александрийских триумфов в борьбе с Константинополем: Кирилла против Нестория, Диоскора против Флавиана. Халкидонский собор здесь не любили за его 28-е правило. B Ефесе, в пику 28-му правилу, был поставлен епископом Павел. Акакий вмешался и удалил его. Тимофей Элур в Ефесе возглавил собор епископов Асии. Этот собор признал автономию Ефеса, якобы, нарушенную Халкидонским собором. Этот Ефесский собор объявил самого Акакия низложенным и послал ο своих деяниях извещение императору. После этого Тимофей триумфатором прибыл в Александрию. Был вечер. Толпа встретила его при свете факелов. Тимофей Салофакиол был изгнан. Тимофей Элур «великодушно» позволил ему поселиться в монастыре в Канопе. И даже положил ему ежедневное грошовое содержание, к неудовольствию крайних. Останки Диоскора из малоазийских Гангр были перевезены в Александрию и положены в усыпальнице всех архиепископов.  Здесь — постановление по церковным вопросам. От этого же слова происходит название окружных посланий римского папы — энциклика. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435197/

Тимофей Элур недолго пробыл в Константинополе, но его пребывание ознаменовалось событием, весьма важным по своим последствиям. Василиск открыто перешел на сторону врагов Халкидонского собора и заявил об этом в манифесте, получившем название энциклики. Этот акт был опубликован от имени императора и его малолетнего кесаря Марка. Ссылаясь на пример Константина Великого и Феодосия Младшего, утвердивших единую, обязательную для всех своих подданных веру, Василиск объявлял, что истинное вероучение дано в Символах двух первых Соборов и постановлениях, принятых на Первом соборе в Эфесе. Отвергая «томос» папы Льва и все разъяснения и толкования Символа веры , принятые на Халкидонском соборе, он повелевал всем епископам анафематствовать этот Собор и предавать сожжению все документы, относящиеся к нему. 1140 Патриарх Акакий не принял энциклики, и среди монашества началось страшное возбуждение. Монахи нашли доступ к царице Зинониде и стали требовать возвращения Тимофея в его ссылку. Друзья Тимофея посоветовали ему поскорее покинуть столицу. По пути в Александрию Тимофей заехал в Эфес, собрал там Собор местных епископов, объявил независимость Эфесской митрополии от Константинопольского патриарха, как то было до Халкидонского собора, и восстановил на Эфесской кафедре низложенного Акакием Павла за единомыслие с Тимофеем Элуром. Петр Кнафей, освобожденный Василиском из-под ареста в монастыре акимитов, получил разрешение от императора занять Антиохийскую кафедру, которая стала в это время вакантна за смертью Юлиана. Во многих церквах Востока энциклика была встречена с большим сочувствием, ее принял и подписал Иерусалимский патриарх Анастасий, преемник Ювеналия. Тимофей Элур был торжественно встречен своей паствой в Александрии, и его смиренный заместитель, Тимофей Салофакиол, покинул Александрию и удалился в монастырь в Канопе, где состоял в числе братии до своего патриаршества. Водворившийся на своей кафедре Тимофей Элур назначил ему содержание по одному динарию в день. Восстановив имя Диоскора в диптихах Александрийской церкви, Тимофей распорядился привезти из Гангр его останки и с торжественной процессией водворил их в серебряном гробе на родной почве.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Во время этого перехода умер царь Теодемир, и его преемником стал Теодорих. Самая дата этого события не поддается точному выяснению. В 500 году Теодорих, уже как царь Италии, праздновал 30-летие своей царской власти. Если этот счет был верен, то отец его умер в 470 году. Но так как Теодорих, по свидетельству Иордана, вернулся к отцу в возрасте 18 лет, и это случилось около времени убийства Аспара, то 470 год не подходит к этой дате. 1091 Рассказ Иордана о том, как совершилось передвижение готов, не может быть признан надежным свидетельством, так как в нем, очевидно, смешаны события разного времени. 1092 Переселение готов сопровождалось взятием и разрушением городов, как засвидетельствовал о том Теодорих, сын Триария, когда хотел оправдаться в глазах императора в своих проступках, ссылаясь на безнаказанность злодейств своего одноименника. 1093 По всей вероятности, переселение готов совершилось помимо видов императора, и никаких сведений о том, чтобы этот захват новых территорий готами был узаконен, нет в наших источниках. События внутренней жизни. Смерть Льва Император Лев остался жить в памяти истории как столп православия и благочестия. Получив в наследие от Маркиана заботу об утверждении Халкидонского вероопределения, он оказывал твердую поддержку православию в борьбе с монофизитством в Египте и Сирии. Преемником сосланного Тимофея Элура был также Тимофей, по прозванию Салофакиол. Мягкий и кроткий по характеру, он справлялся на своем трудном посту. Но население Александрии выказывало ему враждебное настроение, и, опасаясь участи Протерия, он держал при себе военную охрану. Желая примирить с собой свою паству, он хотел занести в диптихи имя Диоскора, но император запретил ему сделать это. 1094 В Антиохии монофизитство постепенно получило преобладание. Во главе агитации против Халкидонского собора стоял Петр, по прозвищу κναωες, т. е. сукновал. Это прозвище он получил от послушания, которое нес, состоя в юные годы монахом в монастыре акимитов в Константинополе. Покинув монастырь, он был священником в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010