Затем прибыл сюда же монах Герасим из Спасского монастыря. Завидуя мирной жизни пустынников, исконный враг человеков восхотел искушениями разогнать их. Орудием своим он избрал строптивого сожителя их Герасима, который поджег келью Исаакия и Палладия во время их отлучки в с. Кременки. Случилось это в зимнее время, и строить новую келью не было возможности. Тогда Исаакий с Палладием отправились во Флорищеву пустынь, где им пришлось не по душе. Пробыв только четыре дня, они, влекомые к уединению в безмолвии своей пустыни, возвратились в нее, ископали себе малую пещерку в горе и поселились в ней. С наступлением весны начали строить келью, но Палладий, мучимый унынием, не мог перенести скорби и ушел из пустыни, оставив Исаакия одного достраивать келью. Герасим жил отдельно в своей келье, обуреваемый различными страстями. Приходили и другие монахи для житья в пустыни, но все не надолго. Исаакий страдал душевно от борьбы с врагом и телесно, так как тело его покрылось как бы одним струпом. Он молился и плакал до тех пор, пока силы совершенно изнемогали. Время шло своим обычным чередом. Борьба со страстями и искушениями, изнеможение и укрепление в силах, исхождение из пустыни в ближайшие монастыри для благодатного укрепления Св. Тайнами и беседами с опытными старцами, возвращение в пустынь с новым запасом духовных сил чередовались в своей постепенности. Так, в одну из отлучек Исаакия в Санаксарский монастырь, пришел в пустынь иеродиакон Тимолай из дальних монастырей Соловецких и, сделав большой сосновый крест, на котором написал время сооружения оного и свое имя, поставил на горе Саровской. Потом построил часовню на той же горе, в среднем городе, и пошел в Санаксарский монастырь, где встретился с Исаакием, рассказал ему о бытности своей в его пустынной келье и что водрузил крест и поставил часовню. При этом высказал и намерение свое позаботиться о построении церкви на том месте и обители. Исаакий считал это невозможным. Через год, в январе 1695 года, Тимолай прислал Исаакию образ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В 1784 г. было принято решение перенести храм на северный склон, тем самым освободив площадь перед «Святыми» вратами. Строилась церковь на средства Ивана Леонтьевича Бекетова и была «о двух этажах»: внизу теплый храм Зосимы и Савватия, на втором этаже холодный придел во имя Преображения Господня. Монастырское руководство постаралось обустроить церковь: полы выложили из чугунных плит, вызолотили иконостас «лучшим искусством, применяясь к соборному Успенскому иконостасу, чтоб ничем не хуже был» (доверили это ответственное дело крестьянину Серпуховского уезда села Хатуни Никифору Ильину). В алтаре находился престол, изготовленный руками послушника Прохора Мошнина, будущего подвижника Серафима. Главный престол был освящен 16 августа 1787 г., верхний престол во имя Преображения Господня освятили в 1789 г. во время приезда в монастырь правящего архиерея. В советское время храм был разобран вручную в 1942 г., оправдательной причиной служила нехватка строительных материалов. http://nnesp.ru Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев стояла вблизи северо-западного угла монастыря, и как большинство зданий Саровской пустыни, за свою историю не раз перестраивалась. Впервые престол в честь Зосимы и Савватия появился в Сарове в 1708 г. - в приделе деревянной Преображенской церкви. Что повлияло на выбор первоначальником Иоанном именно этих святых? Может быть, то, что из Соловецкого монастыря был таинственный иеродиакон Тимолай, который в 1694 г. предсказал Иоанну будущее основание монастыря и потом прислал ему икону Иоанна Предтечи (во имя которого в Сарове тоже будет построена церковь). Преображенская церковь сгорела в 1712 г., и престол Зосимы и Савватия был возобновлён в отдельно построенной в 1745 г. церкви. Она была каменной, строилась одновременно с каменным корпусом больницы и считалась церковью больничной. Освящение её произошло в 1750 г. Вот, что сказано об этой церкви в описи Саровской пустыни в 1760-х г.г.: «Церковь во имя преподобных отец Зосима и Савватия соловецких чудотворцев, она крыта тёсом сосновым, на ней глава обита чешуёю деревянною, крест железной позлащён (...). К церкви святых Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев приделано для болящих монахов каменных келей восемь, чуланов восемь же ...».

http://sobory.ru/article/?object=33248

Из переписки ряда министерств королевства видно, что их привлекла возможность использовать леснинских сестер для социальной деятельности, прежде всего для окормления сирот. Впрочем, министр социальной политики писал 1 июля 1920 г. в Министерство по делам религии, что помимо ухода за детьми монахини «также будут прилежно работать над духовным обновлением… народа» . Существенную помощь в обустройстве монастыря оказал бывший глава Российской дипломатической миссии в Белграде В.Н. Штрандман. В основанном в 1496 г. святым владыкой Максимом (Бранковичем) Хоповском монастыре хранилась рака с мощами убитого в 306 г. во время гонений на христиан святого великомученика Феодора Тирона. Инокини привезли в Хопово чудотворную Леснинскую икону Божией Матери и часть мощей преподобного Афанасия Брестского (XVIII века). На попечении сестер находился большой детский приют, где к 1941 г. воспитывалось 35 детей от 3 до 10 лет (часть сирот из-за нехватки места разместили в соседнем женском монастыре Кувеждин). Приют существовал на средства государственной Комиссии по делам русской эмиграции, выделявшиеся через специальный комитет княгини Елены Петровны. Всего за 20 с лишним лет через хоповский приют прошло по разным сведениям от 500 до 1500 сирот, сербов и русских [iv] . Настоятелем старинного (XVI века) монастырского храма свт. Николая Чудотворца (у входа в который 19 октября 1925 г. похоронили игумению Екатерину) служил один из самых выдающихся пастырей русского зарубежья, друживший с архимандритом Юстином (Поповичем), протоиерей Алексий Нелюбов (1879–1937), духовниками были изгнанные с Валаама в 1926 г. за приверженность старому стилю иеромонахи Никандр (Беляков) и Тимолай (Пастухов). Влияние Хоповского монастыря еще более усилилось в начале 1930-х гг., когда его духовником некоторое время был русский афонский старец схиархимандрит Кирик, специально приглашенный по совету митрополита Антония (Храповицкого) Сербским Патриархом Варнавой с Афона, чтобы стать духовным руководителем всего сербского монашества. Отец Кирик (просивший югославского короля Александра взять под свое покровительство русские обители Афона) подолгу жил в Хоповском монастыре, который под его влиянием получил определенные афонские черты [v] .

http://bogoslov.ru/article/2857110

жил в пустыни Св. Параклита, а умер у себя на родине [«Троицкое Слово», 1990 г., N 4, с. 25]. По словам Н. Верховцевой, «он всеми был чтим и любим. Вне лаврских стен отец Михей имел вид совершенного ребенка, испуганного и робкого, и ввиду этого, вероятно, лишь в крайних случаях покидал свою обитель. Очень нервный, он производил впечатление хрупкого и нежного, но духовник был внимательный, чуткий и твердый. Как смотритель – опытный, многопопечительный, как настоятель – вдохновенный, как инок – чистейший и взыскательный к себе и преданнейший сын Преподобного. Каким еще определением ублажить твою светлую память, родной отец, окормлявший всю нашу семью с духовной твердостью и беспредельной добротой. В ангелоподобии его облика мог с ним соперничать лишь один отец Тимолай, инок истинно «не от мира сего». Совершенно необычными являлись они среди суеты многолюдной мирской волны, вечно вливающейся в гостеприимно отверстые врата св. Лавры. Я любила службы в Варваринском храме. Там дышалось и молилось легко в атмосфере особой чистоты, как внутренней, так и внешней. Неторопливые, истовые службы, проникнутые теплотой и любовью. Торжественно праздновался день памяти Великомученика Пантелеймона. Народу бывало немного в этом отдаленном больничном храме». [См. «Московский журнал», 1992 г., N 10, с. 10]. Как показывает даже поверхностный просмотр лаврских дел, недовольство экономом, Ионой 1-м, было весьма обоснованным, и это недовольство в какой-то степени могло распространяться и на Лавру в целом, как организацию монахов, забывавших свои обеты. Так, в 1913 году Духовный Собор поручил эконому провести отмежевание монастырских земель, которые по давности пользования ими жителями, стали присваиваться последними или даже Городской Управой [ЦГАДА, ф. 1204, д. 22899, л. 15]. В феврале 1914 года Лавра отклонила просьбу кружка рыболовов-любителей о выделении им одного из лаврских прудов для ловли рыбы (даже только удочкой!), для наблюдения за ее разведением, развитием и ловлей. Отказ мотивировался частнособственнически: «Лавра сама может охранять свои пруды и озера...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Ещё в 1909 году на Первом Всероссийском монашеском съезде архимандрит Виталий признавал безусловную необходимость старческого окормления иночества. 13 (26) июля 1909 года отец Виталий прочитал заявление от членов съезда, в котором говорилось: «Нужно при благоустроении монастырей посредничество и совет в подыскании… подготовленных иеромонахов, духовников, старцев» (12). В 1926 году архимандрит Виталий пригласил в Ладомирово валаамского инока Филимона (Феопемпта Никитина, 1880 (по другим данным, 1885) + 1953), изгнанного с Валаама за верность юлианскому календарю и церковным канонам. И в последующие годы отец Виталий очень внимательно следил за судьбой валаамских подвижников, рассеянных по Европе. Как известно, дружины валаамских монахов жили в сербских монастырях Мильково (с 1926 года) и Туман (1936 год, игуменом монастыря был русский, о.Сергий) духовниками русско-сербской Леснинской общины в Ново-Хопово также были валаамцы – оо.Тимолай (Пастухов) и Никандр (Беляков). Валаамские подвижники, как отмечает профессор Ксения Кончаревич, оказали огромное влияние на духовную жизнь Сербии (13). Это влияние ещё одной крепкой нитью связало Сербию и Карпатскую Русь. Ладомировскую монашескую школу прошли многие русины и беженцы из России (в их числе несколько архиереев РПЦЗ). Духовники – карпатороссы появились и в Сербии, так, иеромонах Даниил (Синько) стал настоятелем и старцем монастыря Стрмац, духовным отцом ныне покойного столпа сербской церкви схиархимандрита Иулиана (Кнежевича) (14). В 1930-1931 годах по благословению Епископа Иосифа в Закарпатье миссионерствовал великий сербский подвижник преподобный Иустин (Попович). Особенностью служения о.Виталия была неустанная забота о карпаторусских детях. Покойный митрополит Лавр был крестником святителя, и очень любил «Владимирову». И родной брат Митрополита, профессор Прешовского университета Михал Шкурла всегда с теплотой вспоминал довоенное Ладомирово (15). В 1935 году в Ладомирово выходил журнал «Детство и юность во Христе». Архимандрит Виталий имел попечение не только о русинах Чехословакии, но и о русинах Лемковщины, оказавшихся по советско-польскому договору 18 марта 1921 года под властью Второй Речи Посполитой.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей-христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: — Мы христиане! Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу. Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святой Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедывал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь. Долгое время сии святые мученики были содержимы в темнице, много раз были мучимы различным способом, но не отверглись от Христа. Наконец, они были осуждены на отсечение и все в один день положили честные главы свои за Главу Церкви Иисуса Христа, Которому предали свои души и от Которого были увенчаны венцами победными в Церкви торжествующей на небесах. Память святого мученика Никандра Святой Никандр жил в Египте во время царствования Диоклитиана. Сей благочестивый человек по роду занятий был врач. Он постоянно посещал находящихся в темницах святых мучеников, страдавших за Христа, врачевал их язвы, подавал им потребную пищу и погребал тела их. Один раз он увидел тела мучеников, выброшенные в поле на съедение зверей, но не осмелился подойти к ним днем, боясь как бы не быть самому захваченным мучителями, ибо он был человеком немощным и страшился лютых мучений, пока не был укреплен благодатью Божией. Когда настала ночь, он отправился к телам святых мучеников и, взяв на плечи свои по одному, погребал их в некотором сокровенном месте, обвив чистыми плащаницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на «сербском» этапе их развития. Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией. Покойный Митрополит в 2007 году говорил: «Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, «радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал» (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Жития святых Церковь празднует память праведного Алексия Бортсурманского Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги Церковь празднует память святителя Николая Сербского Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии, в селе Лелич. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской […] Церковь празднует память мученика Агапия и пострадавших с ним семи мучеников 28 марта, ПРАВМИР. Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284 — 305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей был осужден на сожжение, а мученики  Тимофей, Агапий и Фекла и […] Церковь чтит память блаженного Максима Московского Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: " Хоть люта зима, но сладок рай " . Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью у всех было: «Потеряли!» и лишь потом поняли, осознали, что и «приобрели» Кофе с сестрой Вассой: Иоанн Предтеча, или Не будем затмевать Христа Люди посмотрят на нашу жизнь и спросят, а при чем здесь Христос и Его любовь? Давайте избегать этого Кофе с сестрой Вассой: Василий Великий и его непоследовательность Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/zhitiya-svyatyx/pa...

– “Так, матушка, верно, подтвердил старец, – надо слушаться начальников”. – Действительно: когда привезли раненых, Анисию назначили ходить за ними. Одна монахиня просила у него благословения ехать в Белев, в гости к знакомой монахине. Он сказал ей: “Пожалуй, в чужом монастыре можно и умереть”. Так и случилось, на пути в Белев она простудилась, заболела тифом и умерла в Белеве. Удручаемый старостью и немощью, он пособоровался и перешел в больницу. К этому времени он раздал все, что было в келье, и, выходя, гадательно сказал: “Чрез 20 дней за мной при­дут”. И действительно, ровно чрез 20 дней за ним пришла смерть. За все время пребывания в больнице он причащался св. Христовых Таин чрез день, с полным молитвенным приготов­лением. Он был настолько целомудрен, что никогда не мог принудить себя отправить есте­ственную нужду в комнате, где находились св. иконы, так что в самый день его кончины его выводили под руки; никто не видал его обнаженным. Даже белье в болезни переменял сам и только когда уже не в силах был этого сделать, допустил служителя помочь ему в этом. В болезни своей он не употреблял никаких лекарств, всецело предавая себя надежде на Бога, на Матерь Божию и преподобного Сергия. За день до смерти старца, его служителю, который спал на соседней койке, приснилось, будто он находится на Смоленском кладбище Лавры, близ могилы, в которой должен был быть погребен старец. И видит он, будто на песке, на месте могилы, лежат спелые ягоды, малина и клубника, за которыми он и потянулся, чтобы набрать их, но земля расступилась могилой и послышался голос: “Это могила святого”. Послушник от страха проснулся и подо­шел к больному, думая, не умер ли он, но старец лежал и крестился. В последний раз он причастился 20 июля, а на другой день утром пришел к нему духовник, иеромонах Тимолай, и видя его слабость, предложил ему опять причаститься св. Таин. Но старец вспомнил, что вчера с вечера не выслушал правила, ответил: “Благодарю Господа Бога, вчера я сподобился св. причащения, а если Богу угодно будет, то завтра причащусь”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Господи униженный, возвысь нас до этой веры. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 15 марта 1. Свв. мученики Агапий и семеро с ним: Публий, Тимолай, Ромил, два Александра и два Дионисия . Все они пострадали в Кесарии Палестинской от игемона Урвана в правление царя Диоклетиана. Все семеро, кроме Агапия, были совсем молодыми людьми, но не стали еще христианами. Водой они так никогда и не крестились. Их крещение было кровью. Однажды эти семь святых юношей наблюдали за тем, как мучили христиан: одних на огне, других на виселицах, третьих перед зверями. Видя, с каким терпением христиане переносят все истязания, воспламенились они ревностью по Христу, сами связали себе руки за спиной и в таких узах предстали пред Урваном, восклицая: «И мы христиане!» Ласки и угрозы из уст Урвана ни к чему не привели. К юношам присоединился и знатный гражданин того города, Агапий, который и до того вдоволь страдал за Христа, а [теперь] стал еще больше воспламенять в них веру и любовь ко Господу. Все они были обезглавлены в 303 году и переселились во дворы Царя Небесного. 2. Св. священномученик Александр . Иерей в городе Сида Памфилийская. Наместник императора Аврелиана спросил его об имени и роде занятий, на что Александр ответил, что он пастырь Христова стада. «А где это Христово стадо?» – продолжал спрашивать злобный и мрачный тиран. Александр ответил: «По всему живут люди, созданные Христом Богом; те из них, которые веруют в Него, суть Его овцы, а все отпавшие от своего Создателя, рабствующие делам и творениям рук человеческих, мертвым идолам, как вы – таковые отчуждены от Его стада, и на Страшном Божием Суде их поставят слева, вместе с козлищами». Злой судья повелел сначала бичевать Александра воловьими жилами, а затем бросить в огненную печь. Но огонь не причинил ему никакого вреда. После этого его тело строгали [так жестоко, что отпадали куски плоти]. И наконец, игемон приказал отсечь ему голову. Но как только изрек он этот приговор, его самого схватил нечистый дух, так что игемон стал бесноваться, рыча и завывая. Повели его домой, к его богу-идолу, но по дороге изверг он из себя свою злую душу. Святой Александр пострадал в период между 270 и 275 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005