…Нет ничего плохого в желании дать ребенку имя живого или усопшего родственника – бабушки, прадедушки. Но называть ребенка надо не именем человека, у которого много денег, а именем того, кто прожил достойную жизнь – порядочного, того, кто совершал добрые поступки. Мы являемся «веточкой» на дереве своего рода, мы – продолжение наших предков. Павел Флоренский писал, что имя может повлиять на черты характера человека, и тем самым сказаться на его жизни. Подчеркну, не «определяет судьбу», потому что ее нет, а повлиять косвенно. …Имя в церковном понимании – это то слово, под которым тебя знает Господь Бог. Что касается имен-аббревиатур (такие были модны в прошлом веке, после революции), придуманных имен фантастических киногероев или, хуже того, демонов – совершеннолетний человек такое имя может сменить, выбрав нормальное, и это решение будет правильным. Телесоф и Тимолай Мнение отца Максима вселяет надежду, что малыш по имени Ковид однажды подрастёт, над ним совершится Таинство Крещения и он выберет себе более подходящее имя, традиционное, православное. Что в школе и в институте за ним не закрепится обидное прозвище «вирус». Что жизнь его сложится хорошо и спасительно – словом,  по воле Божьей. Кстати, на заметку родителям, которые хотели бы проявить творческий подход назвать своё дитя как-нибудь оригинально. В православных святцах можно найти самые необычно звучащие и оригинальные имена. И, вопреки бытующему стереотипу, не все они звучат архаично или неблагозвучно. Напротив, только вчитайтесь: Аглаида, Арис, Вонифатий, Галактион, Телесоф, Тимолай, Софрон, Феона, Азадан… В святцах найдутся имена для детей на самый притязательный современный вкус, выбор  – за вами. А  что касается «крутого», по мнению новокузнецких родителей, наименования вируса …Вряд ли кто-то сочтёт забавным  заигрывание с темой, которая сегодня вызывает боль. Приходит на ум мыслитель и гений Альбер Камю, пророчески написавший в своём провидческом романе-предупреждении «Чума»: «…В мире всегда была чума, всегда была война. И, однако ж, и чума, и война, как правило, заставали людей врасплох… В этом отношении наши сограждане вели себя, как и все люди…: они не верили в бич Божий».

http://sueverie.net/malysha-nazvali-kovi...

7. Сократ (сохраняющий власть), муч., апр. 21. Солохон (засыпающий, убивающий камнями), муч., мая 17. Сонирил, муч., мар. 26. Сосипатр (спасаюий отца), ап., янв. 4. апр. 28 и нояб. 10. Соссий(здравый), муч., апр. 21. Сосс, муч., сент. 19. Сосфен (сохраняющий крепость), ап., янв. 4, мар. 30, сент. 16 и дек. 8. Софония (скрывает, защищает Господь), прор., дек. 3. Софроний (здравомыслящий, умеренный), иерусалим. мар. 11, кипр. дек. 9. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый конь), муч., янв. 16. Спиридон (круглая плетеная корзина), печер. окт. 31; тримиф. дек. 12. Стахий (колос), ап., янв. 4 и окт. 31. Стефан (венок) архидхак., янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27; преп., янв. 14; тригл. мар. 28; перм. апр. 26; печер. апр. 27; констан. патр., мая 17; комел. июня 12; савваит, июля 13; махрищ. июля 14; серб. (Симон) сент. 24; муч., (казан.), мар 24,. мая 24; св.-муч., авг. 2: творец канонов, окт. 28; испов. и муч., ноябр. 28; кипр. дек. 9; испов. сурож., дек. 15;(Даниил) – дек. 17. Стратоник (победитель воинства), муч., янв. и сент. 13. Стратон (воюющий), муч, авг. 17. Стратор, муч., сент. 9 и 13. Суимвл, муч., мар. 26. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике), муч., ноябр. 7. Тарасий (беспокойный), архиеп., фев. 25. Тарах (беспокойство), муч., окт. 12, Татион, муч., авг. 24. Теодол, муч., авг. 2. Терентий (полирующий, растирающий), муч., мар. 13, ап. 10, июня 21 и окт.. 28. Тертий (третий), ап., янв. 4, окт. 30 и ноябр. 10; муч., окт. 28. Тивуртий (из Тибура, города в Италии), муч., ноябр. 22 и дек. 18, Тигрий (тигровый), св. муч., июня 16. Тимолай (оказывающий почтение народу., муч., мар. 15. Тимон (почитающий), ап., янв. 4, июля 28 и дек. 30. Тимофей (почитающий Бога), ап., янв. 4 и 22; муч., янв. 24, мая 3, авг. и дек. 19; препод., фев. 21; кн. псковск., мая 20; прус. июня 10.. Тит (почтенный), ап., янв. 4 и авг. 25; преп. киев., фев. 27; чудотвор., апр 2. Тихик (случайный, благополучный), ап., янв. 4 и дек. 8. Тихон (Бог счастья), амафунт., и лухов. (медын.-калуж.), июня 16; воронеж, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Таково его завещание. А на гробнице его начертаны такие надписи. Первая: Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных, Оный божественный муж здесь погребен Аристокл. Если кому из людей достижима великая мудрость, Этому – более всех: зависть – ничто перед ним. 44 Вторая: В лоне глубоком земля сокрыла останки Платона, Дух же бессмертный его в сонме блаженных живет. Сын Аристона, ты знал прозренье божественной жизни, И меж достойнейших чтим в ближней и дальней земле. И третья, позднейшая: – Кто ты, орел, восседящий на этой гробнице, и что ты Пламенный взор устремил к звездным чертогам богов. – Образ Платоновой я души, воспарившей к Олимпу, Тело земное свое бросив в афинской земле 285 . 45 Есть и у нас стихи о нем такого содержания: Если бы Феб не судил Платону родиться в Элладе, Кто и когда бы изрек слово к целению душ? Нам исцеляет тела Асклепий, от Феба рожденный, Но для бессмертной души ты лишь целитель, Платон. И другие о его кончине: Фебом на благо людей рождены и Платон и Асклепий: Тот – целителем душ, этот – целителем тел. Брачный покинувши пир, взошел он к тому Государству, Коему сам начертал место у Зевсовых ног 286 . Таковы эти надписи. 46,47 Ученики его – Спевсипп Афинский, Ксенократ Халкедонский, Аристотель Стагирит, Филипп Опунтский, Гестией Перинфский, Дион Сиракузский, Амикл Гераклейский, Эраст и Кориск Скепсийские, Тимолай Кизикский, Евеон Лампсакский, Пифон и Гераклид Эносские, Гиппофал и Каллипп Афинские, Деметрий Амфипольский, Гераклид Понтийский и многие другие, в том числе и женщины – Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта, которая даже одевалась помужски (как говорит Дикеарх). Некоторые причисляют к его слушателям и Феофраста; Хамелеон – оратора Гиперида и Ликурга (то же сообщает и Полемон); а Сабин (ссылаясь на IV книгу «Пособий к упражнениям» Мнесистрата Фасосского) – даже Демосфена, и это похоже на правду 287 . А теперь для тебя, истинной любительницы Платона 288 , ищущей во что бы то ни стало воздать честь учениям этого философа, почел я за должное описать и самую природу его рассуждений, строй его диалогов, способ его индукции, насколько это возможно при изложении, упрощенном почти до перечня. Я не хочу

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

По воспоминаниям духовных чад старца, «суров был внешний вид о. Филимона. Но это было проявлением его собранности, его душевной серьезности. Стоило... обратиться к нему лично... лицо его озарялось замечательной, несравненной “филимоновской” улыбкой, лаской, заливавшей вам душу. Любовь как-то истекала из него, составляя постоянное содержание его души. И потому о. Филимон был счастлив». Здоровье о. Филимона было сильно подорвано недосыпанием, трудами и бдениями. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 г. Причем предсказал, что, когда он будет умирать, снег будет как на дорогом для него о-ве Валааме. «И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу о. Филимона, которая, верим, паче снега убелилась сиянием благодати Божией». Блаженны чистые сердцем Игумен Тимолай (Пастухов) (1878–1958) Игумен Тимолай (в миру Василий Гаврилович Пастухов) родился 25 января 1878 г. в Калуге. С раннего детства Василий воспитывался в приюте. Окончил трехклассное городское училище. После приюта он поступил в ученики к одному московскому ювелиру. «Воспитываясь без родителей, Василий рано прилепился к Церкви и, придя в юношеский возраст, решил стать монахом. С этой целью он паломничал по русским монастырям: был в Тихоновой пустыни, в обители “Белые берега”, в Оптиной пустыни. Потом Василий странствовал по Русскому Северу и, наконец, 2 августа 1902 года попал в знаменитую Валаамскую обитель, где и был принят в послушники 14 февраля 1909 года». 23 июня 1912 г. он был пострижен в монашество с именем Тимолай. Послушания монаха Тимолая были разнообразными: он был буфетчиком на монастырском пароходе «Валаам», помощником трапезного, работал в Тихвинском скиту, возглавлял серебряную мастерскую. Только 11 июля 1921 г., через девять лет после пострига, монаха Тимолая рукоположили в священный сан иеродиакона. «Такая тихая монастырская жизнь продолжалась для отца Тимолая до печально известных событий 1926 года, когда он с группой старостильников был изгнан с Валаама. Началась странническая жизнь. Но Милостивый Господь не оставил раба Своего. Сербский патриарх Варнава в 1927 году в Скопье рукоположил отца Тимолая в иеромонаха. И вскоре после этого иеромонах Тимолай стал одним из духовников Леснинской женской обители, сестры которой обосновались в то время в Хопово. В 1950 году отец Тимолай вместе с обителью переехал из Сербии во Францию, так как на прежнем месте монастырю угрожала опасность высылки в СССР». Во Франции обитель разместилась в селе Согле Велесской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовных чад о. Тимолая не смущала его глухота, они продолжали окормляться у своего мудрого старца, прибегая к карандашу и бумаге. Вот что поведали духовные чада об этих исповедях: «Отец Тимолай читал записку кающегося вслух, иногда покачивая головой, иногда радостно и весело говоря: “Это Господь простит”. По окончании исповеди он с верой и радостью сжигал бумажку... Всегда одинаково легко и доверчиво было на этой глухой исповеди, и всегда оставалось благодатное чувство к его сочувствию и строгой доброте. В нем была детская цельность». К ухудшению слуха в последние годы жизни о. Тимолая прибавилась болезнь сердца. Врачи прописали ему строгий диетический режим, а он по-детски на эту диету сердился, но через минуту успокаивался и вновь смотрел на всех окружающих своим обычным добрым, светлым и радостным взглядом. Еще за год до своей кончины о. Тимолай простился со всеми насельницами обители. Было это так: в одну ночь ему стало так плохо, что он призвал священника и причастился Святых Христовых Таин. После этого к нему в келью пришли монахини, и он стал прощаться с ними. Потом они долго оставались в келье старца, ожидая его кончины. Но Господу было угодно еще на год продлить жизнь любимого духовника обители. И вот о. Тимолай сказал собравшимся инокиням: «Уходите спать: может, ничего и не будет». С тех пор подвижник стал усиленно готовиться к отшествию в иной мир. Ежедневно до самой смерти он причащался. Через год после того памятного случая, тоже ночью, игумен Тимолай тихо и мирно отошел ко Господу. Заключение врача гласило, что о. Тимолай скончался без страданий. Случилось это в субботу 18/31 января 1958 г.. Отпевал игумена Тимолая святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, в то время возглавлявший Западно-Европейскую кафедру. Знаменательно и утешительно то, что свт. Иоанн свое слово на отпевании приснопамятного игумена Тимолая начал словами: блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Храните веру, а все осталбное Богом приложится Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880–1973)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря о духовном облике подвижника, окормляв- шиеся у него чада отмечали, что он был «совершенно бесхитростный и прямой и всю жизнь прошел прямой дорогой. Прямота и правдивость были для него родной стихией, и он не мог оставаться там, где жизнь пошла по извилистым путям. Отец Тимолай всегда смотрел на людей прямо, откровенно и радостно». Свт. Иоанн Златоуст называет такой образ поведения совершенством добродетели, из которого вырастает древо жизни. «Люди всегда видели в подвижнике инока, живущего иной, чем они, жизнью, – открытой души и доброжелательности. Только потеряв такого человека, ясно ощущаешь, какое счастье знать человека, который так всегда относился ко всем людям. В нем никогда не было уныния и любоначалия. Всегда великодушие кротости». Архимандрит Серафим (Вербин), духовно сблизившийся с о. Тимолаем в бытность последнего вЛеснин- ской обители во Франции, так описывал келейную обстановку о. Тимолая: «Келия его напоминала уголок домашней галереи: все стены были увешаны иконами, между которыми выделялся дивный образ святителя Николая Чудотворца (родительское благословение), виды Афона, Валаама и других монастырей, портреты архиереев, старцев и подвижников XIX в.». Это также свидетельствовало о любви подвижника к святым, монашескому образу жизни и старчеству. За несколько лет до своей кончины о. Тимолай стал терять слух. Однако, имея особую любовь к богослужению, подвижник продолжал служить, что свидетельствовало о его великой силе духа. Очевидцы тех богослужений вспоминали, что о. Тимолай настолько знал богослужение, что, и будучи глухим, понимал его. «Не слыша хорошо, он знал, что сейчас читают и поют, и вовремя взглядом спрашивал подтверждение у монахинь на левом клиросе. Однажды, служа в Версале, по тому, что поют слишком долго, он понял, что на клиросе не учли некоторой особенности данного дня, и, выйдя из алтаря, указал, в чем ошибка, сказав: “Не полагается”. Потеряв слух, он не потерял своего доброго, смиренного настроения и, смеясь, говорил: “Вот хорошо! Не буду слышать суеты”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно в эту пору, около 1700 года, к упомянутым монахам присоединился пришедший из неизвестных мест иеромонах Тимолай. Будучи сторонником более строгих монашеских правил, Тимолай решил построить храм обители в максимально труднодоступном месте – как бы на острове, ограниченном с трёх сторон водой, а с четвёртой (южной) – болотом. Назвавшись строителем монастыря, он смог получить из Москвы необходимые благословительные грамоты и в 1701-1703 г.г. возвести и освятить небольшой деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сюда же, на «остров», он велел переселиться и всей братии, которая до того жила рядом на более возвышенном месте, рядом со своей бывшей часовней, убранство которой Тимолай перенёс в новоустроенный храм. К 1711 году монастырская церковь была обновлена и расширена, в ней появился тёплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1727-1728 г.г. она, по ветхости, была заменена новым храмом из осинового леса, с теми же престолами. На Святых воротах была устроена церковь во имя Сретения Господня. Своим очередным обновлением пустынь обязана строителю монаху Варсонофию, управлявшему обителью с 1747 по 1755 г.г. Вместо деревянной церкви Сретения Господня, что на Святых воротах, он испросил в 1752 году разрешение построить каменную церковь (впрочем, её строительство так и не началось), а напротив Сретенской церкви соорудил новую деревянную колокольню. На колокольне было 6 колоколов, больший из которых весил 13 пудов. 8 июня 1758 года строитель Герман с братией подали Преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому, прошение о переносе обители на новое место. Главной причиной такого шага всё же стало крайне неудобное местонахождение Яменской пустыни в низинном месте. В 6 верстах от него монахи присмотрели более высокое место. Разрешение на перенесение пустыни было получено в апреле 1759 года. По перенесении пустыни и освящении монастырской церкви во имя Рождества Предтечи Господня, строитель Герман в 1761 году ходатайствовал перед епархиальным начальством о дозволении перевезённую деревянную Сретенскую церковь, что находилась на святых воротах, продать в какое-либо село, а вместо деревянной Предтеченской церкви, с приделом Св. Николая, построить новую церковь каменным зданием, на каковое строение у обители уже было заготовлено немалое количество кирпича. Постройка каменного храма была разрешена и в 1764 году началась, но окончить её монахам было не суждено: спустя два года Яменская пустынь подверглась упразднению.

http://sobory.ru/article/?object=54523

15-е Св. муч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила (Ромула), двух Дионисиев и двух Александров Пострадали в царствование Диоклитиана, в Кесарии Палестинской, в 303 году. Агапий был из Газы, Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполя Финикийского, Ромул был иподиакон Диоспольской (Лидды города, назыв. и Диосполем) церкви, Пуплий и два Александра из Египта, все едва переступившие юношеский возраст. В Кесарии, по случаю некоего языческого праздника, совершалось торжественное зрелище: один христианин после пыток сожжён, потом два другие брошены зверям на съедение. Смотря на это, шесть мужественных юношей – Пуплий, Тимолай, Ромул, два Александра и Дионисий, из ревности по вере связали себе руки в знак готовности пострадать за Христа и стали перед правителем Урбаном, говоря громогласно: «мы – христиане!» Урбан же, видя их юность, сперва ласково убеждал их пощадить себя и поклониться идолам, потом велел бросить в темницу. Через несколько дней к ним присоединён был и Агапий, ещё прежде исповедавший Христа и претерпевший муки; теперь он снова был взят с слугой Дионисием. С августа до марта содержались все эти восемь мучеников в узах, много раз были пытаны и, наконец, обезглавлены в пятнадцатый день сего месяца. † Преп. Никандра Городненского В Городненском погосте, при озере Городном, что в Валдайском уезде, по переписи 1581 года волость Лещуновская «была Воскресенского монастыря гончарного конца Новгородского 169 . В начале XVII века на берегу озера Городного раб Божий Никандр построил храм Воскресения Христова, собрал иноков и возобновил для окрестных жителей память о древней Воскресенской обители молитвы. Преп. Никандр служил для собранных им иноков примером святой жизни, проводил жизнь подвижническую в трудах, посте и молитвах. Мощи его покоятся под спудом, и в храме бывшей обители его есть придел «преп. Никандра Городно-Озерского» 170 . Св. Новомученика Емануила (Мануида) Мануил родился на острове Крите в Сфаках. В детстве он был захвачен турками и насильственно обращён в исламизм, но, успев убежать и скрыться на о-ве Миконе, юноша рассказал священнику о своём невольном отступлении и, по исполнении наложенной на него епитимьи, был снова введён в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Память 15 марта Святые мученики жили в царствование Диоклетиана 1949 . Агапий происходил из Газы 1950 , Тимолай из понта Евксинского 1951 , оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской 1952 церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан 1953 . Тогда был издан указ по всем странам и городам – принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно – уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце). Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: – Мы христиане! Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу. Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

   001   002     003    004    005