Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА [греч. Κωνσταντνος Καβσιλας] (кон. XII в. (?) - после 1262/63), свт. (пам. 18 окт.), архиеп. Охридский. Член знатного визант. рода Кавасил, неск. представителей к-рого, в т. ч. и соименные К. К., в кон. XII - нач. XIII в. занимали епископские кафедры Гревены (Гребена) и Тивериополя (Струмицы). К. К. был епископом Тивериополя, а затем митрополитом Диррахия (Драча) при Охридском архиеп. Димитрии II Хоматиане. Известны 33 ответа, которые последний вместе с Иоанном, еп. Китрским, отправил К. К. на вопросы о церковных уставах. Между 1248 и 1254 гг. стал архиепископом Охридским, ок. 1258 г. отстранен от кафедры и заточен в тюрьму эпирским правителем Феодором Комнином как сторонник никейского, а с 1261 г.- визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Завоевав Эпир, имп. Михаил освободил К. К. и вернул в Охрид. Последний раз К. К. упоминается как правящий архиерей Охрида в надписи 1262/63 г. на окладе иконы. К. К. составил неск. гимнографических произведений в честь учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. По акростихам установлено его авторство 2 канонов к службе 15 Тивериопольским (Струмицким) мученикам, составленных во время пребывания на Тивериопольской кафедре, и канонов к греч. службам равноапостольным Клименту и Науму Охридским, к-рые он написал, будучи Охридским архиепископом. Исходя из упоминания «второго песнопения» в акростихе канона Клименту «Καβασλας σοι δετερον πλκει κρτον Βουλγαρας Κλμη» (Кавасила, архиепископ Болгарии, тебе плетет, Климент, второе песнопение), И. Снегаров считал, что К. К. был автором еще одного, написанного ранее, но несохранившегося канона Клименту Охридскому ( Снегаров. 1924. С. 281), а К. Нихоритис предположил, что речь здесь идет о гласе канона ( Нихоритис. 1990. С. 156). Канон Клименту вместе с аналогичным каноном Димитрия Хоматиана включен в утреню службы святому 27 июля в печатном издании (Мосхополь, 1742). Автор текста умоляет святого о заступничестве в дни страданий: возможно, канон был составлен во время нашествия сербов на юго-зап. земли в 1255 г. ( Нихоритис. 1990. С. 156) или в период ссылки К. К. ( Он же. 2005. С. 74). Вероятно, К. К. является автором и литийных стихир к службе равноап. Клименту ( О н же. 1990. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/2057030.html

Это мнение Венецианских издателей творений Феофилакта обратило на себя внимание одного из Славянистов, а именно: покойного Н. В. Савельева-Ростиславича, и он напечатал об этом особую статью под заглавием: «Новый источник для Болгарской истории IX века». 3 Поставляя на вид выше приведенное мнение Венецианских издателей, Савельев делает из него следующее заключение: 1) Так как сами издатели заметили различие между слогом Жития Тивериопольских мучеников и другими творениями Феофилакта, писателя XI века; 2) так как в Житии мучеников описываются лишь те чудеса, бывшие от их св. мощей, которые случились в царствование Симеона, в конце IX века, и 3) так как недавно (с 1840 г.) стало известно, что был другой Феофилакт, Архиепископ Болгарский, живший в IX век, то по сему и следует (говорит Г. Савельев) заключить, что Житие Тивериопольских мучеников писал Феофилакт I, современник Болгарских Царей Бориса и Симеона, а не Феофилакт II, современник Византийского Императора Алексея Комнина, живший в XI веке. Но, разбирая точнее эти три положения, мы приходим к совершенно иному заключению: во-первых, Венецианские издатели сочинений блаж. Феофилакта ясно говорят, что слог всех творений его «кроме Жития Тивериопольских мучеников», невразумителен и походит на слог всех Греков IX столетия, а слог Жития лучше и чище, чем во всех остальных сочинениях; а из этого естественно истекает заключение, совершенно противоположное сделанному Г. Савельевым, то есть (допуская существование двух одноименных Архиепископов Болгарских [Феофилактов] и при том писателей, живших в IX и XI столетиях), что Житие Тивериопольских мучеников принадлежит писателю XI века, а все остальные, ему приписываемые, сочинения принадлежат ( по слогу и языку) другому писателю того же имени IX века. И заключение это, как прямой вывод из замечания Венецианских издателей, так естественно, что стоило бы после этого убедиться, точно ли существовали два одноименных Болгарских Архиепископа и оба писатели в IX и XI столетиях, чтобы считать это заключение вполне верным. Но в том-то и дело, что существование двух одноименных Болгарских Архиепископов-писателей IX и XI века не имеет твердых оснований: открытие другого Болгарского Архиепископа Феофилакта, жившего будто бы в IX веке, Савельев приписывает Г. Мацеевскому; по справке же оказывается, что сей последний заимствовал это у Феслера ( из его Истории Угров. Вена, 1815 г.), труд которого, хотя и весьма почтенный в отношении избранного им предмета, не составляет еще, однако, необходимого авторитета в решении вопроса, относящегося к такой глубокой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Архив Пн Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в освящении кафедрального собора болгарского города Русе 12 сентября 2017 г. 10:17 В воскресенье 10 сентября 2017 года в городе Русе (Болгария) состоялось великое освящение кафедрального собора в честь Всех святых. Чин освящения возглавил митрополит Русенский Наум в сослужении митрополита Саратовского и Вольского Лонгина , архиепископа Томисского Феодосия из Констанцы ( Румынская Православная Церковь ), архиепископа Варсонофия (Румынская Православная Церковь), главного секретаря Священного Синода епископа Мелнишского Герасима, епископа Тивериопольского Тихона, игумена Траянского монастыря епископа Величского Сиония, представителя Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорного священноэконома Нелуца Опря, протосингела Западно- и Среднеевропейской митрополии Болгарской Православной Церкви архимандрита Афанасия (Султанова), протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина и духовенства Русенской митрополии. Патриаршее подворье представлял настоятель архимандрит Филипп (Васильцев) . По окончании крестного хода со святыми мощами митрополит Лонгин совершил чин освящения колоколов для звонницы нового кафедрального собора дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русенской митрополии. В престол нового храма были вложены частицы мощей великомученика Пантелеимона, мучеников Феодора Тирона и Терентия. По окончании чина освящения иерархи и сослужащее духовенство встретили Святейшего Патриарха Болгарского Неофита . Божественную литургию возглавил митрополит Русенский Наум. В храме присутствовали Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, глава Дирекции вероисповедания при Правительстве Болгарии Эмил Велинов, мэр города Русе Пламен Стоилов, губернатор Русенской области господин Галин Григоров, благотворители, представители общественных и культурных организаций города, паломники и многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5008248.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евлампия Никомидийская, мц. Описания иконы Евлампия Никомидийская, мц. - житие Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284–305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампий возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры. За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина. В капище Марса святой воскликнул: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю и обратись в прах!». Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: «Един Бог христианский, великий и сильный!» Святой снова был взят на мучения. В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампий ободрял сестру: «Не убойся, се[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Мчч. Евлампий и Евлампия. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5705.jpg:   Размер: 558x1022, 0.57 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (130) , (1) . Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Евлампий и Евлампия. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 5706.jpg:   Размер: 1200x859, 1.03 MPix, 168 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (129) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5709.jpg:   Размер: 478x1200, 0.57 MPix, 149 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (3) . Описание: Святая мученица Евлампия Никомидийская, святой Феофил исповедник Тивериопольский, Константинопольский и святой мученик Евлампий Никомидийский octombrie 10.jpg Файл 20060.jpg:   Размер: 2550x4002, 10.21 MPix, 7984 Kb. Дата: 2012-11-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (180) , (7) .

http://pravicon.com/icon-1692

В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Б. вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Б. неизвестно. Почитание, агиография Древнее житие Б. и служба ему не сохранились. В болг. исследовательской лит-ре высказаны предположения, что фрагментарно житие вошло в памятники X - нач. XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина» ( Драгова. 1983. С 93-100; она же. 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248). Однако эпизоды, посвященные в них Б., могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в 1-м из текстов к проложному житию, и иное происхождение. В средневек. памятниках Б. не именуется святым, память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесен в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского . В наст. время память Б. празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к слав. переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в к-ром отмечен день кончины князя. В болг. лит-ре существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени 2-го перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115) и в определенный момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Возможно, сначала память Б. отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове серб. Апостол-Евангелия апракос кон. XIII в. (СПб., Архив ФИРИ РАН, ЗЕС, 680): «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних слав. и греч. свидетельств канонизации Б. имеет аналогии в др. слав. странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя , в Польше - Мешко , серб. князей-крестителей IX в., св. Владимира на Руси.

http://pravenc.ru/text/153131.html

В 1976-1977 гг. на территории вост. пригородного некрополя Сирмия были исследованы остатки базилики И.- однонефного (?) одноапсидного храма, построенного в сер.- 2-й пол. IV в. Храм был идентифицирован по упоминанию в одной из эпитафий о погребении в «базилике господина нашего Иринея» (in basilica domini nostri Erenei). После неоднократных вторжений варваров в V-VI вв. Сирмий пришел в упадок, епископская кафедра перестала существовать. В это время реликвии мн. паннонских святых были перенесены в др. области, где продолжалось их почитание. Так, почитание св. Димитрия сохранялось в Фессалонике, св. Анастасии - в Риме и К-поле, святых Квирина и Поллиона - в Риме и т. д. (см.: Popovi V. Le dernier évêque de Sirmium//REAug. 1975. Vol. 21. P. 107-108). О перенесении мощей или др. реликвий И. из Сирмия сведений нет, однако почитание святого зафиксировано в ряде зап. и вост. богослужебных книг. О паломничестве к ц. св. Иринея (вероятно, в Сирмии) сообщал Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский (1088/89-1125), в Житии Тивериопольских мучеников ( Theophylacti Bulgariae archiep. Historia martyrii XV martyrum//PG. 126. Col. 220). Рассказывая об исцелении человека, страдавшего крайним чревоугодием, Феофилакт упоминает о том, что больной совершил паломничество в Рим, к гробнице ап. Петра, и к храму св. Иринея (Επεζτησε δ κα τν γιον Ερηναον); было известно, что в этом храме совершались чудеса. В 1071-1072 гг. Сирмий вошел в состав Венгрии, после чего местные церкви перешли в юрисдикцию лат. Калочско-Печского архиепископа. В 1231 г. Римский папа Григорий IX восстановил Сирмийское (Сремское) епископство с кафедрой в бенедиктинском мон-ре св. Стефана в Баношторе. В сер. XIII в. впервые упоминается о существовании ц. св. Иринея в Сирмии (ecclesia sancti Irenei Syrmiensis), при к-рой функционировал капитул каноников. Точное местоположение церкви неизвестно. По мнению ряда исследователей, ее можно отождествить со средневек. храмом в Мачванска-Митровице, на правом берегу Савы. В IV в. здесь, напротив Сирмия, располагался один из пригородных некрополей, где был сооружен мартирий, предположительно в форме триконха (исследован не полностью). В VI в. мартирий сгорел, в X-XIII вв. на его месте были последовательно сооружены 3 новые церкви, последняя из к-рых могла принадлежать лат. капитулу. Неизвестно, какому святому был изначально посвящен мартирий, тот факт, что в Х в. его руины ошибочно называли древним храмом И., скорее всего объясняется утратой местной церковной традиции ( Boskovi. 1974. P. 629-632). Однако, по мнению В. Поповича, мартирий можно связать с почитанием И.: храм был расположен рядом с рим. мостом через Саву, к-рый отождествляется с Базентским мостом, где был казнен святой (см.: М. Cupмujyм, «град-острво» и два острва//Ниш и Buзahmuja: Зб. радова/Ур. М. Pakoцuja. Ниш, 2007. 5. С. 238-239). Капитул И. перестал функционировать в 1-й пол. XVI в. в связи с тур. нашествием.

http://pravenc.ru/text/673987.html

Г. Мацеевский, со слов Феслера, называет Феофилактом того Архиепископа, которого Патриарх Фотий отправил к Болгарскому Царю Борису, после Собора 870 года; следовательно, Архиепископ этот был отправлен в собственную (восточную) Болгарию, в Преславу; а все известные сочинения Болгарского Архиепископа Феофилакта носят надпись: « Феофилакта Архиепископа Первой Юстинианы,» кафедра которой, как известно, была в IX столетии, в Болгарской Моравии, а в X перенесена в Охриду. И так, одно из двух: или Болгарского Архиепископа этого имени в IX столетии вовсе не существовало, или, если он существовал, то не ему принадлежат сочинения, о которых идет речь. А между тем ученый и трудолюбивый изыскатель Славянских древностей, так рано угасший для науки, Филарет, Архиепископ Черниговский, в своем последнем труде: «Жития Св. Южных Славян» (Чернигов, 1865 г.), указывает, что Житие Тивериопольских мучеников было посвящено сочинителем его Болгарскому Царю Петру; упоминает также и о двух неизданных сочинениях того же писателя: «Житии Св. Петра, Царя Болгарского,» и «Разговор о природе,» посвященный ему же, и что, по изысканиям ученых, все эти труды принадлежат Болгарскому Архиепископу Феофилакту. 4 Стало быть, выходит, что сочинитель «Жития Тивериопольских мучеников, Жития Болгарского Царя Петра, Разговора о природе» и, как покажем ниже, и других сочинений, заключающихся в Венецианском издании, жил в царствование Болгарского Царя Петра, сына Симеонова ( который царствовал с 927 по 967 год), а, следовательно, жил не в IX и не XI, а в Х веке, и, как описавший жизнь Царя Петра, сам скончался ни как не ранее 967 года; последнее согласно и с тем, что он говорит о себе в Житии Св. Климента. При дальнейшем исследовании оказывается, что и главнейшее из его богословских сочинений: «Толкование на Четвероевангелие», тоже до этого приписываемое (без исследования) писателю XI века, принадлежит тому же самому Болгарскому Архиепископу, Феофилакту, который написал: «Житие Тивериопольских мучеников, Житие Св. Климента и прочих седмочисленников», и сам жил в Х веке. В первопечатном Московском издании Славянского перевода: «Толкование на Четвероевангелие Феофилакта, Архиепископа Болгарского, 1649 года,» замечено, что он предпринял этот труд, «будучи убежден к тому Мариею, Царицею Болгарской.» Известно же, что Болгарский Царь Петр был точно женат на Марии, внук Византийского Императора, Романа Лакопина. И так, оказывается, что главнейшие сочинения богословского содержания, приписываемые до этого Феофилакту, Архиепископу Болгарскому, жившему, по свидетельству (требующему поверки) Дюканжа и Ассемана, в конце XI века, принадлежат не ему (если только существование его будет доказано достоверными свидетельствами), а другому писателю того же самого имени, Архиепископу Первой Юстинианы, Феофилакту, современнику Царя Болгарского Петра, жившему в Х веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

После завоевания Болгарского царства Византией (1018) Охрид стал центром автокефальной Охридской архиепископии . Первым Охридским архиепископом стал славянин Иоанн I Дебрский, впосл. архиепископов в основном избирали из греков. Это привело к ограничению использования слав. языка в богослужении и при переписывании текстов. Но болгарская тематика присутствовала в произведениях представителей О. к. ш., напр., архиепископы Охридские, греки по происхождению, составили: Феофилакт Болгарский (1091 - ок. 1125) - пространное житие Климента Охридского и службу и Житие 15 Тивериопольских мучеников, Димитрий II Хоматиан († после 1236) - краткое Житие Климента Охридского и 3 канона, свт. Константин II Кавасила († после 1262/63) - 2 канона в честь Тивериопольских мучеников и по канону Клименту и Науму. В XII - 1-й пол. XIII в. глаголицу вытеснила кириллица, о чем свидетельствуют Добромирово Евангелие , Охридский апостол , Битольская Триодь и кириллические глоссы в Ассеманиевом Евангелии. В этот период в школе сформировался тератологический стиль украшения рукописей (т. н. народная тератология), впоследствии получивший распространение как на славянских Балканах, так и на Руси. После восстановления Болгарского царства и формирования нового центра в Тырнове О. к. ш. хранила архаические традиции, но впосл. их сменили тырновские. В XIII - нач. XIV в. крупный книжный центр сложился в Скопье, откуда происходят мн. списки произведений т. н. золотого века (канон вмч. Димитрию Солунскому, канон Клименту Римскому, служба равноап. Кириллу, 2 цикла стихир с азбучными акростихами, канон арх. Михаилу, канон в честь перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста и проч.). Ок. 1334 г. Охридская обл. вошла в состав Сербского гос-ва, что обусловило сосуществование в О. к. ш. 2 правописных норм - болгарской и сербской. Важными книжными центрами в этот период были Марков монастырь , Трескавец , Слепченский монастырь . В период, когда эти земли находились под властью османов (см. в ст. Македония , историческая обл.), в О. к. ш. продолжили сосуществование славяно- и грекоязычная традиции. Из деятелей наиболее известен архиеп. Охридский Прохор (XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2581775.html

Ему принадлежат также оригинальные богослужебные тексты: 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны на Успение Богородицы, на положение ризы и пояса Богоматери, каноны пророкам, апостолам, мученикам и мученицам, преподобным отцам, включенные в Минею Общую, каноны из Октоиха, службы преподобному Евфимию Великому, Аполлинарию Равеннскому, Папе Стефану I и Тивериопольским мученикам. Одно из творений Климента Охридского «Служба первоучителю Мефодию» с каноном посвящено апостолу славян, которого он хорошо знал лично. Некоторые из гимнографических текстов атрибутируются святому Клименту, ввиду отсутствия соответствующих акростихов, с известной долей вероятности. По объему большую часть литературного наследия святого Климента составляют проповеди, которых насчитывается до сотни, и среди них слова на Пасху, на Преображение Господне, на Богоявление, на Сретение, на памяти святых: апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Антония Великого. Характеризуя гомилетическое наследие святого Климента, его биограф писал, что он «на все праздники сочинил простые и ясные проповеди... которые не укрылись бы от понимания самого глупого среди болгар...» . В своем проповедничестве святой Климент ориентировался на слова Иоанна Златоуста. «Похвальные слова Климента Охридского подражают тем византийским энкомионам, которые отличаются драматизмом и экспрессией, но пространные философские рассуждения о мистическом смысле евангельских событий, полемика и их глубокие догматические разъяснения автору чужды. В этих торжественных произведениях царит желание объяснить значение праздника или светозарной памяти” святого для спасения каждого человека. Библейские цитаты раскрывают смысл, повествование о библейских событиях чередуется с прославлениями. Эмоциональные риторические тирады составлены из анафорических рядов хайретизмов, славословий, призываний святых» . Из всех творений святого Климента самым замечательным его биограф Д. Оболенский считает «Похвальное слово Константину-Кириллу»: оно –

http://pravoslavie.ru/152907.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010