В границах Охридского диоцеза церковные деятели греч. происхождения в определенной степени учитывали духовные потребности болг. паствы. Это способствовало лучшему сохранению в рамках Охридской архиепископии слав. культуры по сравнению с Вост. Болгарией, непосредственно подчиненной К-польскому Патриарху, и обеспечило впосл. ее возрождение (отсюда у болг. книжников XII-XIII вв. возникло представление о Македонии как колыбели слав. письменности и христианства в Болгарии). С переходом в сер. XI в. архиепископского стола к грекам и эллинизацией социальных верхов общества происходит постепенное, но заметное снижение статуса слав. культуры и богослужения до уровня приходских церквей и малых обителей ( Флоря, Турилов, Иванов. С. 123-135). Это не коснулось почитания византийцами местных слав. святых. Так, архиеп. Феофилактом Охридским (1090-1108) созданы Житие Тивериопольских мучеников, пространное Житие Климента Охридского и служба ему. Георгием Скилицей написано Житие Иоанна Рыльского и целый цикл служб ему (ок. 1180). Димитрию Хоматиану приписывается установление празднования святых Седмочисленников (равноапостольных Мефодия, Кирилла и их пяти учеников), им также составлены краткое Житие и служба Клименту Охридскому. Церковь в эпоху 2-го Болгарского царства (1187-1396) Тырновская архиепископия Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Осенью 1185 (или 1186) г. в Болгарии вспыхнуло антивизант. восстание, к-рое возглавили местные боляре братья Петр и Асень. Его центром стала сильная крепость Тырнов. 26 окт. 1185 г. там собралось множество людей на освящение ц. вмч. Димитрия Солунского. По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 г. норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших ( Nicetae Choniatae. Historia. 1975. S. 371). Воссоздание болг. государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митр. Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) г. ( Pitra. Analecta Sacra. Vol. 7. Col. 43-44, 563-570). Осенью 1186 (или 1187) г. в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болг. вожди заставили 3 визант. иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, к-рый венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая, независимая епархия.

http://pravenc.ru/text/149675.html

набегами и сохраняется лишь как часть панегирических формул (титул Иоанна Александра - «царь болгар и греков», именование Тырнова «Царьградом», а Патриарха Тырновского Игнатия (1277) - «столпом правоверия»). Ориентация на визант. образцы дает о себе знать в различных проявлениях жизни верхушки болг. общества - придворных чинах и титулах, царском облачении (как можно судить по миниатюрам Лондонского Евангелия царя Иоанна), характере оформления монет и печатей. Деспот Константин и дочери болг. царя Иоанна Алесандра. Миниатюра из Четвероевангелия. 1356 г. (Add. Ms. 39627. Fol. 2v) Деспот Константин и дочери болг. царя Иоанна Алесандра. Миниатюра из Четвероевангелия. 1356 г. (Add. Ms. 39627. Fol. 2v) В 1-й пол. XIV в. в среде болг. монашества (первоначально на Афоне, а затем и в самой Болгарии) получает широкое распространение исихазм . Его основатель прп. Григорий Синаит продолжительное время жил и скончался в Парорийском мон-ре, ктитором к-рого был царь Иоанн Александр. Одним из последствий распространения учения в Болгарии явилась резкая активизация лит. и переводческой деятельности в стране и на Афоне (см. статьи свт. Евфимий , Патриарх Тырновский, Тырновская художественная школа ). Ее результатом явился новый перевод на слав. язык большого корпуса аскетических сочинений, а также литургических и четьих книг, необходимых для богослужения по Иерусалимскому уставу. Ярким показателем значения В. и. в истории и культуре средневек. Болгарии является своеобразная «национализация» здесь почитания целого ряда визант. святых, превращение их в особо чтимых болгарских. Зачатки этого своеобразного явления, не имеющего полноценных аналогий в др. странах правосл. слав. мира, обнаруживаются уже в правление кн. Бориса, когда особое почитание приобрели раннехрист. Тивериопольские (Струмицкие) мученики и в Западноболгарском царстве, когда царем Самуилом в 986 г. в Преспу были перенесены из фессалийской Лариссы мощи свт. Ахиллия . Но наиболее показательна эпоха Второго царства, когда в результате военных походов царей из династии Асеней в Тырнов были перенесены мощи мн.

http://pravenc.ru/text/372678.html

римской, 20 сент.     Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар.     Феопрепий, муч. фракийский, 22 авг.     Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр.     Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября.     Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Феост (вернее Фст, — праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр.     Феотекн, (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт.     Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек.     Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек.     Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент.     Феофан пр. антиохийский, 10 июня.     Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар.     Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт.     Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент.     Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек.     Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта.     Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент.     Феофил, муч. мелитинский, 7 ноября.     Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля.     Феофил, муч. в Кесарии каппад., 6 февр.     Феофил, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв.     Феофил, пустынник из Оксиринха, 2 дек.     Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня.     Феофил преп., тивериопольский, 10 окт.     Феофил, из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Феофил плачливый, 29 дек.     Ферапонт (слуга, почитатель, греч.), еп. кипрский, мученик, 25 мая.     Ферапонт, еп. сардийский муч., 27 мая.     Ферапонт, пр. белозерский, 27 мая.     Ферм (теплый, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Феспесий (Божественный, дивный, Богом сказанный, греч.), муч. никейский, 20 ноября.     Феспесий, 30 дек.     Фессалоникия (победа фессалийцов, название македонского города по имени супруги основателя Кассандра, греч.), мученица македонская, 7 ноября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После включения территории Западноболгарского царства в состав Византийской империи и создания Охридской архиепископии здесь возникла грекоязычная практика почитания святых, наиболее прославленных местных слав. и славянизированных святых как в агиографии, так и в Г. Св. Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский, написал среди прочего службы на успение св. Климента Охридского и Тивериопольским (Струмицким) мученикам (почитание к-рых было установлено в Болгарии в княжение Бориса-Михаила) с фразовыми акростихами в каноне. Практика создания греч. служб во имя слав. святых в X-XI вв. была распространена здесь и позднее (см. выше в связи с почитанием прп. Иоанна Рильского), даже после образования в посл. четв. XII в. независимых серб. и болг. гос-в. В немалой степени этому способствовало то стечение обстоятельств, что свт. Климент и прп. Наум Охридские со временем и в силу традиции стали восприниматься греч. населением и церковной иерархией Охридской епархии как небесные покровители кафедры, но на территории 2-го Болгарского царства их почитание (возможно, из-за недолгого пребывания македон. территорий в его составе) не получило заметного распространения. Наиболее активный период греч. гимнографического творчества, посвященного слав. святым, пришелся на XIII - 1-ю четв. XIV в.: архиеп. Димитрий II Хоматиан (ок. 1216 - ок. 1235) в связи с переложением мощей св. Климента в новую раку написал цикл канонов ему на 8 гласов (сохр. 3 - 1, 4 и 8-го гласов) и молебный канон 8-го гласа. Архиеп. Нил Кавасила (ок. 1255-1260) написал свт. Клименту молебный канон 2-го гласа и, возможно, литийные стихиры. Им же создано 2 канона прп. Науму с общим акростихом. Архиеп. Григорий (ок. 1299 - ок. 1317) сочинил стихиры малой вечерни и адаптировал Феофилактову службу к Иерусалимскому уставу, а также написал молебный канон свт. Науму с акростихом (КМЕ. Т. 3. С. 679), известный по изданиям (см. ниже) и церковнослав. переводу XVIII в. В XIV в. (вероятнее всего, после включения Охрида в состав Сербского царства Стефана Душана (1334), хотя предлагают и более ранние датировки - см., напр.: Нихоритис. (I) 1990. С. 160; КМЕ. Т. 3. С. 674-675) греч. служба Клименту, включающая стихиры архиеп. Григория и каноны 1-го гласа Димитрия Хоматиана и Феофилакта, написанные слитно, и отдельный молебный канон Хоматиана, была переведена на слав. язык, но заметного распространения не получила.

http://pravenc.ru/text/165013.html

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Св. Иоанн Рыльский. Икона. XIV в. (НМРМ) Св. Иоанн Рыльский. Икона. XIV в. (НМРМ) В Житии 15 Тивериопольских мучеников сообщается об активном строительстве храмов и укреплении влияния Болгарской Церкви в правление кн. Бориса: «С той поры стали поставлять епископов, во множестве рукополагать священников и воздвигать святые храмы, а тот народ, что раньше был племенем варварским, стал теперь народом Божиим… И может отныне видеть человек, что умножаются числом церкви, а храмы Божии, которые названные выше авары и болгары разрушили, вновь построили добре и воздвигли от оснований» (Там же. С. 68). Строительство церквей осуществлялось также по инициативе частных лиц, о чем свидетельствует кириллическая надпись Х в.: «Господи, помилуй раба Своего Иоанна пресвитера и раба Своего Фому, создавших храм святого Власия» ( Иванова В. 1933). Христианизация Болгарии сопровождалась сооружением множества мон-рей и увеличением числа монашествующих. Монашеский постриг принимали мн. болг. аристократы, в т. ч. члены княжеского дома (кн. Борис, его брат Докс Черноризец , царь Петр и др.). Значительное число мон-рей было сосредоточено в крупных городах (Плиске, Преславе, Охриде) и их окрестностях. Напр., в Преславе и его пригородах, по археологическим данным, насчитывается 8 мон-рей ( Тотев. 1980). Большинство болг. книжников и церковных иерархов того времени вышли из числа насельников городских мон-рей (Иоанн Экзарх, пресв. Григорий Мних, пресв. Иоанн, еп. Марк Девольский и др.). Одновременно стали появляться иноческие обители в горных и отдаленных районах. Наиболее известным пустынножителем того времени был св. Иоанн Рыльский († 946), основатель Рильского мон-ря . Среди подвижников, продолжавших традиции аскетического монашества, прославились преподобные Прохор Пшинский (XI в.), Гавриил Лесновский (XI в.), Иоаким Осоговский (кон. XI - нач. XII в.). Ряд источников (напр., «Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия», нач. X в.) сообщают о большом числе странствующих иноков, не принадлежавших к братии определенной обители. Учреждение Болгарского Патриаршества

http://pravenc.ru/text/149675.html

Архив Пн Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в освящении кафедрального собора болгарского города Русе 12 сентября 2017 г. 10:17 В воскресенье 10 сентября 2017 года в городе Русе (Болгария) состоялось великое освящение кафедрального собора в честь Всех святых. Чин освящения возглавил митрополит Русенский Наум в сослужении митрополита Саратовского и Вольского Лонгина , архиепископа Томисского Феодосия из Констанцы ( Румынская Православная Церковь ), архиепископа Варсонофия (Румынская Православная Церковь), главного секретаря Священного Синода епископа Мелнишского Герасима, епископа Тивериопольского Тихона, игумена Траянского монастыря епископа Величского Сиония, представителя Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорного священноэконома Нелуца Опря, протосингела Западно- и Среднеевропейской митрополии Болгарской Православной Церкви архимандрита Афанасия (Султанова), протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина и духовенства Русенской митрополии. Патриаршее подворье представлял настоятель архимандрит Филипп (Васильцев) . По окончании крестного хода со святыми мощами митрополит Лонгин совершил чин освящения колоколов для звонницы нового кафедрального собора дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русенской митрополии. В престол нового храма были вложены частицы мощей великомученика Пантелеимона, мучеников Феодора Тирона и Терентия. По окончании чина освящения иерархи и сослужащее духовенство встретили Святейшего Патриарха Болгарского Неофита . Божественную литургию возглавил митрополит Русенский Наум. В храме присутствовали Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, глава Дирекции вероисповедания при Правительстве Болгарии Эмил Велинов, мэр города Русе Пламен Стоилов, губернатор Русенской области господин Галин Григоров, благотворители, представители общественных и культурных организаций города, паломники и многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5008248.ht...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Константин составил большой цикл великопостных канонов (трипеснцев и четверопеснцев, общим числом 35) с единым акростихом, содержащим свыше 400 букв и представляющим своеобразное поэтическое произведение ( Попов. (II) 1985). В Октоихе в последнее время обнаружено 26 канонов свт. Климента Охридского (покаянный 6-го гласа, написанный, возможно, для Требника, циклы из 8 канонов каждый св. Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу и Св. Троице; канон Пресв. Богородице 4-го гласа), 8 канонов и цикл стихир Св. Троице с текстовым акростихом ( Йовчева. (II) 1999; Крашенинникова. (II) 2000; Федоскина. (II) 2000; Иванова. (I) 2003). Для Праздничной Минеи были написаны службы на двунадесятые праздники и избранным святым. Из них известны следующие (в календарном порядке): 8 окт.- канон арх. Михаилу свт. Константина Преславского ( Кожухаров. (I) 2004. С. 45-59); 21 нояб.- канон на праздник Введения Пресв. Богородицы во храм с анонимным текстовым акростихом (Там же. С. 80-96); 22 нояб.- служба Тивериопольским мученикам свт. Климента ( Vukanovi . (I) 1971); 25 дек.- служба на Рождество Христово, включающая цикл из 36 предпразднственных и такого же числа попразднственных азбучных стихир ( Иванова-Константинова. (I) 1971; (I) 1981), цикл из 6 предпразднственных трипеснцев св. Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 160-169) и канон с текстовым метрическим акростихом свт. Константина Преславского ( Попов. (I) 1998); 6 янв.- служба на Богоявление, включающая циклы трипеснцев на предпразднство с анонимным текстовым акростихом и стихир того же Константина, циклы из 36 предпразднственных и 36 попразднственных азбучных стихир, и 2 канона с анонимным метрическим текстовым акростихом ( Попов. (I) 1982; Попов. (I) 1995) и свт. Климента Охридского (открыт в 2005 А. А. Туриловым в серб. Праздничной Минее рубежа XIII и XIV вв.- ГИМ. Муз. 2835); 20 янв.- канон иером. Евфимию Великому свт. Климента Охридского ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 170-181); 27 янв.- служба (канон с анонимным текстовым акростихом и 3 стихиры Климента (?) - Там же. С. 147-148) на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста; 3 февр.- канон прав. Симеону Богоприимцу с текстовым акростихом (Там же. С. 145-147); 17 марта - канон Алексию, человеку Божию, Климента ( Савова. (I) 2003); 23 июля - его же служба сщмч. Аполлинарию Равеннскому ( Йовчева. (I) 2002); 2 авг.- его же канон первомч. Стефану и папе сщмч. Стефану I ( Йовчева. (I) 2001); 6 апр.- общий канон Кириллу и Мефодию с текстовым акростихом; 30 авг.- канон на Положение ризы и пояса Богородицы Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 182-188); 15 авг.- служба на Успение Богоматери: трипеснец Константина ( Попов. (I) 1995) и канон Климента ( Мошкова, Турилов. (II) 1998).

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010