Поной с его богатыми сёмужьими ловлями рано привлек внимание хозяйственно крепких монастырей — Троице-Сергиева и Антониево-Сийского, которые приобрели здесь обширные владения. 27 марта 1658 года царь Алексей Михайлович пожаловал Поной и Иокангу " в вотчину... вовеки неподвижно " двум патриаршим монастырям: Крестному (на Кий-острове в устье реки Онеги) и Воскресенскому (на реке Истре в Московском уезде). Делами понойского храма стали ведать монастыри-вотчинники. После секуляризации 1764 года Петропавловская церковь перешла на полное обеспечение местных прихожан, которые в 1797 году построили новую Петропавловскую церковь — холодную, с теплою трапезою, в виде корабля, длиною (с алтарем, трапезою и притвором) 21,4 м и шириною 7,5 м, высотою 10,7 м. с двумя чешуйчатыми главами. В 1817 году был поставлен придельный, теплый храм Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня над притвором Петропавловской церкви несла 5 колоколов весом 164, 115, 82 и два по 16 килограммов. В 1854 году в Понойском приходе состояло: в селе 164 человека (24 двора), в лопарских погостах: Сосновском 85 человек, Лумбовском 108, Иокангском 109, Куроптевском 60 и Каменском 93. Всего: 619 прихожан. Понойскому причту принадлежала чрезвычайно доходная сёмужья тоня Попова Лахта (в 12 верстах от села) и одна пожня (сенонос " на корову " ). «Храмы Кольского Севера» (dobrohot.org) Приход занимал всю восточную часть Лапландского полуострова от Св. Носа, откуда начинался Терский берег, до Тетринского прихода, всего 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав прихода входили с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной располагалось в 10 верстах от впадения р. Поной в Северный Ледовитый океан. В селе находились два приходских храма. Сосновский погост лежал в 5 верстах от Сосновского маяка. Лопари этого погоста образом жизни почти ничем не отличались от русских: жили в обыкновенных домах (в которых встречались даже " горницы " с голландскими печами), оставили кочевой образ жизни и занимались не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост (100 верст севернее с. Поной) делился на 2 части: зимнюю и летнюю. В конце XIX в. в летнем Лумбовском погосте, как и в других таких же погостах, вместо туп (жилищ) с " комельками " начали строить обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имели по две избы: одну вроде кухни с комельком, а другую - чистую, с печью. Каменский погост - самый отдаленный от с. Поной (250 верст вглубь материка). Лопари этого погоста не выезжали к морю на промыслы, а, живя у озер, ловили в них рыбу и сбывали ее в Варзуге и Кузомени.

http://sobory.ru/article/?object=60838

С сер. XVI в. богатства края привлекали новых хозяйственников в лице крупных мон-рей Центра и Севера России (особенно Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Антониева Сийского в честь Святой Троицы мужского монастыря ). Однако уже к концу столетия основными хозяйственными субъектами края стали Свято-Троицкий мон-рь на Печенге и Преображенский мон-рь на Соловках. В 70-х гг. XVI в. старец Феогност завершил дело прп. Феодорита, крестив лопарей, проживавших на берегах рек Поной и Иоканга (Йоканьга). В 1581 г. в Коле игум. Сергий (Вянзин) создал Петропавловский мон-рь. В 90-х гг. XVI в. на Терском берегу окормлял православных буд. соловецкий игум. прп. Иринарх († 1628). Серьезный удар по Терскому берегу нанес опричный погром 1568 г. (Басаргин правеж), в результате которого полному разорению подверглись основные центры экономической и духовной жизни юга края. Предположительно именно вслед. этих событий пришел в упадок Кокуев мон-рь на р. Порья. Следующим ударом стало разорение края в 1589 г. финно-швед. отрядом Пекки Весайнена. В результате его набегов были полностью уничтожены Кандалакшский и Печенгский мон-ри. Возрождение «Кандалакшской на наволоке» обители произошло за счет переселения иноков Кокуева мон-ря из Порьей Губы (Кандалакшский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь). Печенгская обитель продолжила существование в Коле как Свято-Троицкий Кольско-Печенгский мон-рь. В 1-й пол. XVII в. на землях М. о. активно возрастала хозяйственная роль и влияние мон-рей. Почти все рыболовецкие и охотничьи угодья края попадают под непосредственное управление мон-рей либо находятся под их влиянием. Только владения Трифонова Печенгского мон-ря, подчинившего в 1606 г. Петропавловскую обитель в Коле, выросли почти в 8 раз. Терский берег в основном был под упр. Соловецкой обители, а юго-запад - в ведении Кандалакшского Пречистенского мон-ря. Новой тенденцией стало проникновение в вост. волости патриарших мон-рей. В 1658 г. половина течения рек Поной и Йоканьга и вся р. Лахта были отписаны Крестовому патриаршему мон-рю, а др. часть тех же рек отходила патриаршему Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова монастырю . Патриархи делали значительные вклады в Успенскую патриаршую церковь в с. Поной.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Поной, урочище. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1871. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Мурманская область, Ловозерский район, урочище Поной Координаты: 67.077411, 41.122339 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Еще один приходской храм - в честь Животворящего Креста Господня - начал строиться в 1869 г. на средства Кузоменского крестьянина Алексея Петровича Заборщикова и был освящен 19.11.1871. В храме хранилось старинное напрестольное Евангелие, пожертвованное в бывшую Успенскую церковь патриархом Никоном с его собственноручной надписью: " Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон " (Цит. по: Краткое…, с. 237). Им же была пожертвована небольшая икона Богоматери в сребропозлащенной ризе с такой же надписью. Еще одна икона Божией Матери с изображением апостолов Петра и Павла на обратной стороне была найдена невредимой среди мусора и пепла после пожара, истребившего Успенскую церковь. Источник : Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 233-242. АЕВ. - 1889, с. 13; 1899, с. 325; 1906, с. 348. Юго-восточное побережье Кольского полуострова в первобытную эпоху населяла терская лопь (по норвежской терминологии — " терфинны " ). После прихода русских на Белое море территория терской лопи стала владением Новгорода Великого. В летописи под 1216 годом упомянут " терский данник " , то есть сборщик дани с Терской земли. Соловецкий проповедник Феогност приобщил терских лопарей к христианству и построил в низовьях реки Поноя православную церковь. Сведения о ней содержатся в писцовой книге 1608 года: " Погост Понойский стоит над ручьем Ечюном... 39 веж... А на погосте храм верховных апостол Петра и Павла древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строение государево данье... На колокольнице два колокола пуда в четыре " . Среди пожалований Ивана Грозного отмечены: напрестольное Евангелие " поволочено бархатом червчатым (красным)..., образ Петра и Павла обложен серебром, басмен, венцы сканные, в венцах камышки " .

http://sobory.ru/article/?object=60839

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Карта сев. побережья Кольского п-ова с Кольским острогом и изображением мест-ных жителей. Гравюра из кн.: Gerrit de Veer. Warhafftige Relation. Der dreyen newen Vnerhцrmen seltzamen Schiffart... Nьrnberg, 1598. Р. 225 Карта сев. побережья Кольского п-ова с Кольским острогом и изображением мест-ных жителей. Гравюра из кн.: Gerrit de Veer. Warhafftige Relation. Der dreyen newen Vnerhцrmen seltzamen Schiffart... Nьrnberg, 1598. Р. 225 Субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Площадь М. о.- 144,9 кв. км. Адм. центр - г. Мурманск. Относится к районам Крайнего Севера, входит в Арктическую зону РФ; большая часть области расположена за Северным полярным кругом. На юге и востоке омывается водами Белого м., на севере - водами Баренцева м. На западе М. о. проходит гос. граница с Норвегией и Финляндией , на юге М. о. граничит с Республикой Карелия . Полезные ископаемые представлены месторождениями апатито-нефелиновых руд, железных и медно-никелевых руд; имеются месторождения редкоземельных металлов (крупнейшие в РФ), а также полудрагоценных (аметист) и драгоценных (алмазы) камней. На шельфе Баренцева м. ведется добыча нефти; здесь же расположено Штокмановское газовое месторождение. Население - 757,6 тыс. чел. (2017). Национальный состав: русские - 73,14%, саамы - 7,47, финны - 7,42, коми - 3,13, татары - 1,36, украинцы - 0,93, белорусы - 0,53%. В составе М. о. 17 административно-территориальных единиц: 6 районов, 6 городов областного значения и 5 закрытых административно-территориальных образований. Всего в М. о. 16 городов, 12 поселков городского типа и 98 сельских населенных пунктов. Плотность населения - 5,2 чел. на кв. км. Городское население - 92,7%. История, административное устройство Петроглифы Чальмны-Варрэ у р. Поной. III–II тыс. до Р. Х. Фотография. 2006 г. Петроглифы Чальмны-Варрэ у р. Поной. III–II тыс. до Р. Х. Фотография. 2006 г. Заселение территории Кольского п-ова человеком относится к эпохе мезолита (VIII-VII тыс. до Р. Х.), когда шла колонизация М. о. с территории Скандинавии. В эпоху неолита и раннего металла колонизация осуществлялась с территории европейской части России. Памятники М. о. эпохи мезолита и неолита относятся к археологическим культурам комса и ямочно-гребенчатой керамики; эпохи металла - к культуре асбестовой керамики. Известными археологическими памятниками М. о. являются Оленеостровский могильник (о-в Б. Олений в сев. части Кольского зал., IV-III тыс. до Р. Х.), петроглифы Чальмны-Варрэ (р. Поной, III-II тыс. до Р. Х.) и Канозера (VI-II тыс. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

– А вы знаете, мать Евдокия, отпущу. Не с легким сердцем, но отпущу. Другого выхода у пас и вправду пет. Кроме того, меня радует, что девочка моя увидит настоящую духовную жизнь, может быть. Бога вспомнит. – Это уж пускай Ом обо мне вспоминает! Мать Евдокия опустила глаза и тихо, будто про себя, сказала: – Бог никогда никого не забывает, это мы Его забываем. – Мы с Ним можем договориться: я Его вспомню, если Он о себе напомнит! – засмеялась я. – Дал бы Бог, – вздохнула бабушка. Дальше я перестала углубляться в тему Бога и наших с Ним якобы сложных взаимоотношений, чтобы не поколебать их решения, а вскочила, подхватила свою одежду и помчалась к дому, чрезвычайно довольная и собой, и поворотом событий. Приключение назревало! Да здравствуют макароны! Подготовку к моей поной поездке бабушка начала с того, что внесла на мой счет деньги и продлила мне отпуск до конца года – на всякий случай. Собирались мы так основательно, что я мысленно стала готовить себя к приключениям необычайным, – начать с того, что бабушка вынесла нам из своей необъятной гардеробной шубы, зимние сапоги, свитера и большие шерстяные платки. – Это вам понадобится, когда будете ехать через горы. Шубы из искусственного меха, их можно стирать даже в стиральной машине, а вот платки, если они запачкаются по дороге, не вздумайте сами стирать, попросите матушку Руфину – это настоящие оренбургские платки из России. Потом она велела мне принести из подвала несколько банок варенья из садовых ягод, а потом добавила к ним еще одну – варенье из лесной малины. – Это для матери Ольги, – пояснила она матери Евдокии. – Малина прошлогодняя, но для лечения простуды она годится. В этом году я в лес не ходила – нога не пустила. Бабушка наполнила горячим кофе и чаем из каких-то особенно пахучих трав несколько термосов и велела наполнить чистой водой несколько больших пластиковых контейнеров. В большую корзину были уложены рыбные консервы, хлеб и сыр, принесенный крестьянами из деревни. У матери Евдокии, видимо, что-то не в порядке было со здоровьем – бабушка шепнула мне, что она не может есть ни рыбы, ни сыра, ни яиц, а потому специально для нее она наварила целую кучу овощей и уложила несколько банок консервированных бобов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

3 . Установить, что обеспечение передаваемых из Министерства внутренних дел строительств и промышленных предприятий рабочей силой из числа заключенных производится Министерством юстиции СССР по договорам, заключаемым с соответствующими министерствами. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Л. 9–12. Машинописная копия. Опубликовано: «Исторический архив», 4. 1996 г. С. 138–139 148 Письмо Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года Совершенно секретно 21 марта 1953 года Сметная стоимость объектов капитального строительства, которое осуществлялось организациями Министерства внутренних дел, составляет примерно 105 миллиардов рублей. План капитальных работ на 1953 год утвержден в сумме 13,34 миллиарда рублей. Вношу предложение о пересмотре ранее принятых постановлений Совета Министров СССР о строительстве ряда объектов, осуществление которых в ближайшие годы не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства. Прекращение или ликвидация некоторых объектов строительства целесообразно также вследствие того, что эти стройки требуют расхода значительного количества металла, строительных и других технических материалов, оборудования, а также рабочей силы. Считаю необходимым прекратить или полностью ликвидировать строительство нижепоименованных объектов общей сметной стоимостью 49,2 миллиарда рублей при плане капитальных работ на 1953 г. по этим объектам 3,46 миллиарда рублей: Наименование объектов В млн. рублей Сметная стоимость Выполнено работ на 1.1/1953 г. План 1953 года Главный Туркменский канал Самотечный канал Волга – Урал Волгобалтийский водный путь Гидроузлы на Нижнем Дону Усть-Донецкий порт Железная дорога Чум – Салехард – Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки 3724,0 Железная дорога Комсомольск – Победино Тоннельный переход под Татарским проливом Железная дорога Апатиты – Кейва – Поной Железная дорога Варфоломеевка – Чугуевка – бухта Ольга Железная дорога Чугуевка – Сергеевка Железная дорога Архангельск – Ручьи – Мезень

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борняков Иван Иванович, в 1596 г. – новик по Галичу, в 1625 г. – воевода на Белоозере, в 1626 г. – дьяк; Афанасий Лукьянович, 1596 г., Галич Боров, Боровлевы : Иван Тимофеевич Боров-Щелепин [см. Щелепин], дьяк вел. кн. Василия III, 1510 г.; от него – Боровлевы-Щелепины; Боровлевы в конце XVI в. и позже в Новгороде; Боровлев Савва, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород [Ср. Буровлев] Боровитин, Боровитиновы : кн. Василий Дмитриевич Боровитин-Мещерский, конец XV в.; Дмитрий Боровитинов, помещик, 1564 г., Новгород; Боровитиновы,, XVI–XVII вв., Новгород Боровков Михаил, послух, 1697 г., Москва 27 Боровой Василий Микулич, 1597 г., Арзамас Боровок Григорий, крестьянин, 1606 г., Арзамас Боровской Шестак [см. Шестак] Захарович, 1586 г., Москва Борода, Бородины : Данило Давидович Борода Бибиков [см. Бибик], вторая половина XV в.; Василий Иванович Борода Аничков [см. Аничковы], 1495 г.; в XVIXVII вв. несколько фамилий Бородиных разного про исхождения; Бородин Яков Борисович, умер в 1578 г., Торжок [см. Поной] [Ср. Долгая Борода] Бородавица, Бородавицыны : кн. Иван Васильевич Бородавица Мещерский, 1550 г.; Иван Федорович Бородавица Старков [см. Старко], 1566 г.; Евстафий Бородавицын, городовой приказчик, 1577 г., Кострома Бородавка, Бородавкины : кн. Федор Федорович Бородавка (ср. Бородавица) Мещерский, 1550 г.; Василий и Дементий Бородавкины, конец XV в., Новгород Бородатый : Степан Ростовец, дьяк вел. кн. Василия Темного; кн. Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин [см. Дурак, Засека], конец XV в.; Семен Бородатый, княжеский слободчик в Угличе, вторая поло вина XV в. Бородуля, Бородулины : Бородуля, крестьянин, 1545 г., Новгород; Ермак [см. Ермак] Бородулин, крестьянин, 1608 г., Юрьев Борозда, Бороздины : Иван Васильевич Борозда, первая половина XV в., Тверь; от него – Бороздины [см. Дитя, Жемчужный, Жито, Кашинцев, Машутка, Медведица, Оманка, Ошурок, Пусторосль, Трясава, Челей, Яря] Бороздинцев : Лева Бороздинцев, крестьянин, 1580 г., Арзамас; Михаил, подьячий, 1613–1625 гг., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Замечено, что поводом к мятежу может стать иное острое и колкое слово в устах Государя. Цезарь несказанно повредил себе словами: «Сулла был неграмотен, а потому не мог диктовать» ибо эти слова убили в людях надежду, что сам он когда-либо откажется от диктатуры. Гальба погубил себя, когда сказал, [что он] «набирает солдат, а не покупает» тем самым лишив своих солдат надежды на вознаграждения. То же сделал и Проб словами: «Если буду жив, Римская Империя не будет нуждаться в солдатах» - словами, которые повергли воинов в отчаяние. Подобных примеров множество. Вот почему в щекотливых делах и в трудные минуты Государям следует высказываться крайне осторожно, особенно в тех кратких суждениях, которые мгновенно облетают свет и считаются за истинное выражение их тайных намерений. Ведь пространные речи - вещь прескучная, и прислушиваются к ним куда меньше. И наконец, пусть Государи на всякий случай имеют при себе одного, а еще лучше нескольких лиц, известных своей воинской доблестью, для подавления мятежей в самом начале. Ибо иначе Двор при первых же признаках смуты приходит в неподобающее волнение, и государству грозит та опасность, о которой говорит Тацит: «Словом, судя по общему настроению, на последнее злодеяние решились лишь некоторые, сочувствовали ему многие, готовились и выжидали все» Необходимо, однако, чтобы эти военачальники были людьми надежными и почтенными, а не любителями расколов и искателями популярности и чтобы они были в ладах с другими важными особами в государстве; иначе лекарство это может оказаться опаснее самой болезни. (Печатается по: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М. 1972. С. 234-235, 379-385.) Примечания 1. Фуко М. Безопасность, территория, население. СПб. 2011. С. 349. 2. Там же. С. 357-360. 3. Там же. С. 371. 4. «При государственных переворотах, - писал Габриэль Ноде (1600-1653), секретарь кардинала Баньи в Риме, - мы сначала видим, как сверкает молния, а затем слышим, как гремит гром». При государственных переворотах, «заутрени звучат раньше, чем их услышат, исполнение предшествует решению; всё происходит как у иудеев; [...] получает удар тот, кто думает, что его нанес, умирает тот, кто думал, что находился в поной безопасности, страдает тот, кто об этом даже не думал, всё происходит ночью, во мраке, в тумане, в сумерках» (Фуко М.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной. Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся " церковным старинным местом " . Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова " с прихожанами " , что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря. Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=60838

В 1899 г. благословение епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия получили; крестьянин - лапландец Иван Кириллович Матрехин за труды по устройству часовни в Каменском погосте, крестьяне Каменского и Лумбовского погостов за труды по устройству часовен в своих погостах. Источники: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 233-242. АЕВ. - 1889, с. 13; 1899, с. 325; 1906, с. 348. Понойский приход/Ловозерский р., Мурманская обл. (mrezha.ru) Петропавловская   церковь в с. Поной (во имя св. апостолов Петра и Павла, которых поморы чтили как покровителей весеннего лова), церковь в с. Поной, в устье одноименной реки, неподалеку от побережья. Понойский приход — второй (после Варзуги) по времени образования среди лопарей Терского берега, пригласивших в 1532 новгородцев, которые и построили П. ц. в 10 верстах от погоста (в 110 верстах от с. Поной). Спустя время П. ц. «запустела от сильных людей насильства». В феврале 1575 царем Иоанном Грозным было дано указание соловецкому монаху Феогносту «на Поное-реке поставить церковь Божию святых первоверховных апостолов Петра и Павла… и лопян крестить, и покаивати, и постригати в иноческий чин у той церкви». Колокола, иконы, богослужебные книги, ризы и прочая церковная утварь для будущего храма были «наперёд пожалованы». С 1581 П. ц. — в ведении Троице-Сергиева монастыря, который направлял сюда клириков. Сведения о церкви содержатся в писцовой книге 1608. С XVII в. до середины XVIII в. — в ведении Кольско-Печенгского монастыря. С 1658 Поной — вотчина патриарших монастырей: Крестного и Воскресенского. В 1677 в селе насчитывалось 6 дворов и 18 взрослых жителей, в 1712 соответственно 14 и 62, в 1854 — 24 двора и 164 чел. С 1764 содержание прихода было возложено на местных жителей. К концу XVIII в., простояв на двух местах, П. ц. была разобрана за ветхостью (Указ Консистории от 28.07.1797). В 1797 в селе построена новая (холодная) П. ц. в виде корабля. Над притвором было 5 колоколов. В 1818 поставлен теплый придел Успения Пресвятой Богородицы (вместо дважды выгоравшего — в 1753 и 1817 — Успенского храма, замечательного своими старинными иконами и пожертвованными Патриархом Никоном напрестольным Евангелием и иконой Божией Матери с надписями: «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон»).

http://sobory.ru/article/?object=60838

  001     002    003