27 марта 1658 года царь Алексей Михайлович пожаловал Поной и Иокангу " в вотчину... вовеки неподвижно " двум патриаршим монастырям: Крестному (на Кий-острове в устье реки Онеги) и Воскресенскому (на реке Истре в Московском уезде). Делами понойского храма стали ведать монастыри-вотчинники. После секуляризации 1764 года Петропавловская церковь перешла на полное обеспечение местных прихожан, которые в 1797 году построили новую Петропавловскую церковь — холодную, с теплою трапезою, в виде корабля, длиною (с алтарем, трапезою и притвором) 21,4 м и шириною 7,5 м, высотою 10,7 м. с двумя чешуйчатыми главами. В 1817 году был поставлен придельный, теплый храм Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня над притвором Петропавловской церкви несла 5 колоколов весом 164, 115, 82 и два по 16 килограммов. В 1854 году в Понойском приходе состояло: в селе 164 человека (24 двора), в лопарских погостах: Сосновском 85 человек, Лумбовском 108, Иокангском 109, Куроптевском 60 и Каменском 93. Всего: 619 прихожан. Понойскому причту принадлежала чрезвычайно доходная сёмужья тоня Попова Лахта (в 12 верстах от села) и одна пожня (сенонос " на корову " ). «Храмы Кольского Севера» (dobrohot.org) Приход занимал всю восточную часть Лапландского полуострова от Св. Носа, откуда начинался Терский берег, до Тетринского прихода, всего 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав прихода входили с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной располагалось в 10 верстах от впадения р. Поной в Северный Ледовитый океан. В селе находились два приходских храма. Сосновский погост лежал в 5 верстах от Сосновского маяка. Лопари этого погоста образом жизни почти ничем не отличались от русских: жили в обыкновенных домах (в которых встречались даже " горницы " с голландскими печами), оставили кочевой образ жизни и занимались не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост (100 верст севернее с. Поной) делился на 2 части: зимнюю и летнюю. В конце XIX в. в летнем Лумбовском погосте, как и в других таких же погостах, вместо туп (жилищ) с " комельками " начали строить обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имели по две избы: одну вроде кухни с комельком, а другую - чистую, с печью. Каменский погост - самый отдаленный от с. Поной (250 верст вглубь материка). Лопари этого погоста не выезжали к морю на промыслы, а, живя у озер, ловили в них рыбу и сбывали ее в Варзуге и Кузомени.

http://sobory.ru/article/?object=60838

Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной. Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся " церковным старинным местом " . Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова " с прихожанами " , что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря. Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

http://sobory.ru/article/?object=60838

В 1899 г. благословение епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия получили; крестьянин - лапландец Иван Кириллович Матрехин за труды по устройству часовни в Каменском погосте, крестьяне Каменского и Лумбовского погостов за труды по устройству часовен в своих погостах. Источники: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 233-242. АЕВ. - 1889, с. 13; 1899, с. 325; 1906, с. 348. Понойский приход/Ловозерский р., Мурманская обл. (mrezha.ru) Петропавловская   церковь в с. Поной (во имя св. апостолов Петра и Павла, которых поморы чтили как покровителей весеннего лова), церковь в с. Поной, в устье одноименной реки, неподалеку от побережья. Понойский приход — второй (после Варзуги) по времени образования среди лопарей Терского берега, пригласивших в 1532 новгородцев, которые и построили П. ц. в 10 верстах от погоста (в 110 верстах от с. Поной). Спустя время П. ц. «запустела от сильных людей насильства». В феврале 1575 царем Иоанном Грозным было дано указание соловецкому монаху Феогносту «на Поное-реке поставить церковь Божию святых первоверховных апостолов Петра и Павла… и лопян крестить, и покаивати, и постригати в иноческий чин у той церкви». Колокола, иконы, богослужебные книги, ризы и прочая церковная утварь для будущего храма были «наперёд пожалованы». С 1581 П. ц. — в ведении Троице-Сергиева монастыря, который направлял сюда клириков. Сведения о церкви содержатся в писцовой книге 1608. С XVII в. до середины XVIII в. — в ведении Кольско-Печенгского монастыря. С 1658 Поной — вотчина патриарших монастырей: Крестного и Воскресенского. В 1677 в селе насчитывалось 6 дворов и 18 взрослых жителей, в 1712 соответственно 14 и 62, в 1854 — 24 двора и 164 чел. С 1764 содержание прихода было возложено на местных жителей. К концу XVIII в., простояв на двух местах, П. ц. была разобрана за ветхостью (Указ Консистории от 28.07.1797). В 1797 в селе построена новая (холодная) П. ц. в виде корабля. Над притвором было 5 колоколов. В 1818 поставлен теплый придел Успения Пресвятой Богородицы (вместо дважды выгоравшего — в 1753 и 1817 — Успенского храма, замечательного своими старинными иконами и пожертвованными Патриархом Никоном напрестольным Евангелием и иконой Божией Матери с надписями: «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон»).

http://sobory.ru/article/?object=60838

С сер. XVI в. богатства края привлекали новых хозяйственников в лице крупных мон-рей Центра и Севера России (особенно Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Антониева Сийского в честь Святой Троицы мужского монастыря ). Однако уже к концу столетия основными хозяйственными субъектами края стали Свято-Троицкий мон-рь на Печенге и Преображенский мон-рь на Соловках. В 70-х гг. XVI в. старец Феогност завершил дело прп. Феодорита, крестив лопарей, проживавших на берегах рек Поной и Иоканга (Йоканьга). В 1581 г. в Коле игум. Сергий (Вянзин) создал Петропавловский мон-рь. В 90-х гг. XVI в. на Терском берегу окормлял православных буд. соловецкий игум. прп. Иринарх († 1628). Серьезный удар по Терскому берегу нанес опричный погром 1568 г. (Басаргин правеж), в результате которого полному разорению подверглись основные центры экономической и духовной жизни юга края. Предположительно именно вслед. этих событий пришел в упадок Кокуев мон-рь на р. Порья. Следующим ударом стало разорение края в 1589 г. финно-швед. отрядом Пекки Весайнена. В результате его набегов были полностью уничтожены Кандалакшский и Печенгский мон-ри. Возрождение «Кандалакшской на наволоке» обители произошло за счет переселения иноков Кокуева мон-ря из Порьей Губы (Кандалакшский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь). Печенгская обитель продолжила существование в Коле как Свято-Троицкий Кольско-Печенгский мон-рь. В 1-й пол. XVII в. на землях М. о. активно возрастала хозяйственная роль и влияние мон-рей. Почти все рыболовецкие и охотничьи угодья края попадают под непосредственное управление мон-рей либо находятся под их влиянием. Только владения Трифонова Печенгского мон-ря, подчинившего в 1606 г. Петропавловскую обитель в Коле, выросли почти в 8 раз. Терский берег в основном был под упр. Соловецкой обители, а юго-запад - в ведении Кандалакшского Пречистенского мон-ря. Новой тенденцией стало проникновение в вост. волости патриарших мон-рей. В 1658 г. половина течения рек Поной и Йоканьга и вся р. Лахта были отписаны Крестовому патриаршему мон-рю, а др. часть тех же рек отходила патриаршему Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова монастырю . Патриархи делали значительные вклады в Успенскую патриаршую церковь в с. Поной.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Божиею милостию се Аз Смиренный Преосвященный Макарий, Архиепископ Астраханский и Терский, благословил есмь Вознесенского монастыря Игумена Герасима и всю братию. Бил нам челом он Игумен Герасим с братиею: что де в прошлом в 1604 году благословил бывший Феодосий Архиепископ Астраханский и Терский чёрного священника Мисаила и велел поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское Богомолье и для погребания странных, и благословил его монастырь строити и Братию собирати, да что, то де Его с Вашего Феодосия Архиепископа Астраханского и Терского пожаловал Царь Борис Федорович водами на Волге реке подгородным неводом и связками рыбу ловити по обе стороны Волги реки, и по протокам, и по ильменям, и по озёрам. И Он де Феодосий Архиепископ Астраханский и Терский тех своих подгородных вод проточку Кутумову от верхнего устья из Волги реки с устья с нижним, которое устье у Щучьева острова в Болду впало, дал де в дом Вознесения Господа Иисуса Христа в Царское Богомолье Строителю Мисаилу с братиею на кормление, и нам бы с Ево Игумена Герасима с братиею пожаловати велели ту прежнюю грамоту вновь переписати на своё Строительское имя; и Аз Великий Господин Преосвященный Макарий Архиепископ Астраханский и Терский пожаловал его Игумена Герасима с Братиею, велел их прежнюю грамоту с Вашею Феодосия, Архиепископа Астраханского и Терского приписати вновь на своё имя, и велел им теми Кутумовскими водами владеть, да в своих же водах в Волге реке одною связкою рыбу ловити без отнимания; но что меня пожаловали Богомольца своего Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и Отец Его Государства Великий Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всея России подгородным неводам на Волге реке по обе стороны рыбы ловити и связкою. А сему Игумену Герасиму с братиею теми Кутумовскими водами от верхнего устья из Волги реки с устьем нижним, которое устье у Щучьева острова в Болду впало поверхнею, и тот лов им связкою владети со всею братиею на кормление; и впредь кто будет по нем иные игумены, или строители. А кто станет в те воды, что даны к Вознесению и в связкою вступаться, или отнимати без Царского Величества, и не буди на нём милость Божия и Пресвятыя Богородицы, и моё Макария Архиепископа Астраханского и Терского благословение от ныне и до века; и дана им сия Грамота во веки на утверждение; и по мне Макарие Архиепископе и иные Архиепископы будут в Астрахане, и тех Кутумовских вод и связки у Вознесенского монастыря у Игумена с братиею не отнимати. Писана сия грамота в Астрахане, лета 1631 года Апреля в 28 день. Подлинной пишет: Смиренный Божиею милостию Макарий, Архиепископ Астраханский и Терский. У грамоты печать красная.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Терский берег — последняя Россия Тогда, в 2007-м, нас, незнакомцев, запросто пригласила к себе в избу местная жительница, напоила чаем, накормила душистым хлебом из местной пекарни. Через два года Таня встречала меня и сына уже как старых знакомых. И снова на столе чай, масло, морошка. Вот только хлеб теперь привозной и не такой вкусный — пекарню закрыли… 20 июля, 2011 Тогда, в 2007-м, нас, незнакомцев, запросто пригласила к себе в избу местная жительница, напоила чаем, накормила душистым хлебом из местной пекарни. Через два года Таня встречала меня и сына уже как старых знакомых. И снова на столе чай, масло, морошка. Вот только хлеб теперь привозной и не такой вкусный — пекарню закрыли… Из Кандалакши можно отправиться на север по мурманскому тракту — в Хибины или на полуостров Рыбачий — к побережью Баренцева моря. Если же выбрать северо-восточное направление — перед путешественником предстанет легендарная поморская земля — Терский берег Белого моря . Мы минуем Умбу — старинное рыбацкое село, которое особенно разрослось в 30-е годы прошлого века — в период коллективизации туда свозили жителей «неперспективных» дальних терских деревень, отрывая людей от их корней и домов. Если забраться на высокую каменную сопку в Умбе — довольно часто можно увидеть всплывшую в заливе военную подводную лодку — субмарины Северо-Западного ВМФ проводят учения. Наш путь лежит дальше по древнему Терскому тракту — к мысу Корабль и старинным селам — Кашкаранцы, Кузомень и Варзуга. В Кашкаранцах я в оба свои посещения Терского берега останавливалась совсем ненадолго. Обветренные морем избы, построенные из неровных прибрежных сосен, старые рыбацкие сети на заборах… Сейчас в селе уже достроили церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Недалеко от храма есть памятник погибшим жителям Кашкаранцев в Великой отечественной войне . Этот камень с высеченными на нем фамилиями оставляет тяжкое чувство — мужчины уходили на войну целыми кланами. На мысе Корабль природа просто обескураживает — за сосновым лесом открывается стланиковая равнина и живописная полоса отлива — литораль. Здесь находится одно из крупнейших в стране месторождений природного аметиста — отдельные кристаллы можно найти прямо на каменистом берегу. А на скалах видны выходы камня — так называемые аметистовые щетки.

http://pravmir.ru/terskij-bereg-posledny...

Терский воевода Петр Головин был особенно подозрителен Заруцкому, который послал в Терский город взять воеводу и привести его в Астрахань; но терские люди не выдали Головина и сказали посланцам астраханским: «Али вы и Петра Головина хотите погубить так же, как погубили князя Ивана Хворостинина? Нам с вами в совете воровском не быть и от московских чудотворцев не отстать». В половине Великого поста приехал на Терек Михаил Черный от Заруцкого; Черный пробирался в Кабарду возбуждать горцев на Русь; но терские люди были уже в разладе с Заруцким и подозревали его в дурных замыслах насчет своего города; они схватили Черного и привели к воеводе на допрос: сначала Черный не хотел ничего говорить о замыслах Заруцкого, наконец пытка развязала ему язык: он объявил, что Заруцкий неистовствует в Астрахани, где большинство жителей не на его стороне, казнит, сажает в воду добрых людей, духовенство, грабит их имения, святотатствует: взял из Троицкого монастыря кадило серебряное и слил себе из него стремя; сердится на Терский город, хочет быть там на Велик день, казнить воеводу Головина и с ним многих людей. Последнее известие заставило воеводу и весь мир принять меры решительные: они тотчас же целовали крест царю Михаилу и отправили под Астрахань стрелецкого голову Василья Хохлова с 700 человек. Прибыв под Астрахань, Хохлов привел к присяге ногайских татар, в том числе обратился также к царю и известный уже нам Иштерек-бей, написавший к князю Одоевскому грамоту, в которой очень наивно представлено положение зависимого татарина в смутах Московского государства: «Его милость царь дал нам грамоту, изволил обязаться защищать нас против всех врагов, а мы его милости царю обязались служить во всю жизнь нашу верою и правдою. Между тем астраханские люди и вся татарская орда начали теснить нас: служи, говорят, сыну законного царя. Весь христианский народ, собравшись, провозгласил государем сына Димитрия царя. Если хочешь быть с нами, так дай подписку, да еще и сына своего дай аманатом. Не хитри, пестрых речей не води с нами, не то мы Джана-Арслана с семиродцами подвинем и сами пойдем воевать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

7. Пустошь Середа, Стратилатинское (в Волоцком Уезде), 1657 (Октябрь). К Иверскому монастырю. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 8. Половина села Ивановского (в Московском Уезде, в Сурожском стану), 1658 (Октябрь). К Воскресенскому монастырю. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 9. Реки Поной и Лахта, с рыбными в них ловлями, да оброчные погосты Поной и Еконга, в Каргопольском Уезде, 1659 (Апрель). Воскресенскому монастырю, пополам с Крестным монастырем. По Соборному изложению осталась ½ за Воскресенским монастырем, а ½ за Крестным монастырем. 10 Две варницы в Соликамской, из варниц гостя Григорья Никитникова. Эти варницы дала вкладом в Иверской монастырь жена гостя Григорья Никитникова с сыном в 1665 году; по Соборному изложению 1667 года, оставлены за Воскресенским монастырем, с выдачею из казны за оные ежегодно по 2000 рублей. В. Купчие грамоты: Название К какому монастырю У кого и за сколько Примечание Деревня Холзуево с пустошми (Московского Уезда) в Монатине, Коровине, и Быкове стану, да погост Воскресенской, 1654 (Март). К Иверскому монастырю. У властей Чудова монастыря Архимандрита Ферапонта с братиею, за 500 рублей на келейные деньги. Деревня Холзуево с пустошми вошла в «великую жалованную грамоту» Иверского монастыря 1654 г., но в последствии была променена. В 1655 г. вместо погоста Воскресенского, числившегося в церковных землях Чудовские власти поступили к проданной своей вотчинной деревне Холзуево пустошь Набережную. 2. Сельцо Симоново, Быковка тожь, и пустошь Шепыревка (Курмышского Уезда) 1655 (Март) По Царской помете на челобитной Патриарха Никона приказано записать в Поместном Приказе, лично за Патриархом, в его собственные вотчины, как и жалованное ему село Антоново. У Артемия Иванова Огибалова за 3000 руб. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 3. Село Петровское с деревнями и пустошми (в Тверском Уезде) 1655 г. (Март). Куплено Патриархом на свое имя и отдано в Иверской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» уже не раз обращался за народной поддержкой духовно-просветительских дел на востоке России. О готовящемся большом издании книги «Россия у Тихого океана» мы уже писали на Русской народной линии. Помимо этого, мы предлагали жертвовать на выпуск небольшой книжки о Порт-Артурской иконе Божией Матери. Благодаря Вашим пожертвованиям, эта книга была издана в июле 2019 года, о чем мы с большой благодарностью сообщали на Русской народной линии. На издание работы «Россия у Тихого океана» требуется не менее 300 тысяч рублей. Дорогие братья и сестры, прошу Вас принять участие в воплощении просветительского замысла «Россия у Тихого океана»! Наш Центр «Берег Рус» обращается за народной поддержкой в издании книги, посвященной Подвигу русского народа на берегу Океана Великого! Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» О Центре «Берег Рус» Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» создан по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) 7 ноября 2016 года во Владивостоке. Работа Центра — это попытка внести вклад в великое дело апостольского служения России на Востоке, на берегах Тихого океана, названного, по слову священномученика Иоанна Восторгова, «Новым Средиземноморьем». Миссионерская и просветительская деятельность Центра распространяется не только на восточные территории России, но и на весь Русский мир — в стране и за рубежом. Центр «Берег Рус» существует на народные пожертвования. Реквизиты Центра «Берег Рус» для сбора пожертвований: Автономная некоммерческая организация «Центр содействия укреплению церковно-государственных отношений «Берег Рус» ИНН/КПП 2511100464/251101001 Р/с 40703810850000000374 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк» К/с 30101810600000000608 БИК 040813608 КПП 254002002 Директор Центра: Романов Игорь Анатольевич Интернет-портал: BEREGRUS.RU Электронный адрес: beregrus2015@mail.ru Для удобства, пожертвования также можно присылать на карту Сбербанка России на имя директора Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» Романова Игоря Анатольевича: 4276500022665754

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/13/ro...

О том, как работает наш Центр, о результатах его деятельности мы регулярно сообщаем в православных СМИ. Деятельность нашей организации является возможной благодаря пожертвованиям и молитвам простых православных людей, сердцем переживающих за наше Православное Отечество. В настоящее время помимо текущей просветительской и аналитической работы Центр «Берег Рус» подготовил к изданию заявленные ранее книги: - научно-популярную книгу о выдающемся архиерее Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) (1900 - 1976); - новую верстку небольшой просветительской книги «Порт-Артурская икона “Торжество Пресвятой Богородицы”». Центр готовит сборник материалов, посвященных Царскому генералу Михаилу Константиновичу Дитерихсу и Приамурскому Земскому Собору. Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» продолжает собирать средства на издание названных работ и на текущую исследовательскую и аналитическую деятельность. Мы сердечно благодарим наших дорогих жертвователей! И просим читателей Русской народной линии помолиться о здравии тех, кто откликнулся на просьбу Центра «Берег Рус» в минувшем сентябре: Иоанна, Анатолия, Сергия, Игоря, Екатерины, Константина, Ларисы, Ирины, Александра, Димитрия, Нэли, Антония, Галины. Романов Игорь Анатольевич , директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук Реквизиты Центра «Берег Рус» для сбора пожертвований: Автономная некоммерческая организация «Центр содействия укреплению церковно-государственных отношений «Берег Рус» ИНН/КПП 2511100464/251101001 Р/с 40703810850000000374 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк» К/с 30101810600000000608 БИК 040813608 КПП 254002002 Директор Центра: Романов Игорь Анатольевич Интернет-портал: BEREGRUS.RU Электронный адрес: beregrus2015@mail.ru Для удобства, пожертвования также можно присылать на карту Сбербанка России на имя директора Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» Романова Игоря Анатольевича: 4276500022665754 или почтовым переводом на юридический адрес Центра:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/ce...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010