Помяс – повар Понагарь Григорий Леонтьев, сельский староста, Арза мас Поникарев Василий, крестьянин, 1625 г., Устюг Поной Бородин [см. Борода], крестьянин, 1606 г., Белев Пономарев Олимпий, посадский человек, 1618 г., Вологда Поп Федор Иванович Сверчков Сабуров [см. Сверчок, Сабур], первая половина XVI в. Попадейка Федор Андреевич Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в. Попадья Василий Петрович Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него – Попадьины-Квашнины; Попадья Вышеславцев [см. Вышеславцев], 1550 г. Попайлов Василий Иванович, 1539 г. Попка, Попко, Попок, Попковы : Варвара Попка, холопка, 1603 г., Новгород; Никита Попко, крестьянин, 1495 г., Новгород; Гаврило Попок, холоп, 1595 г., Новгород; Богдан Григорьев Попков, посадский человек, 1636 г., Бежецк Поплева, Поплевины : Григорий Васильевич Поплева Морозов [см. Мороз], боярин, умер в 1492 г.; от него – Морозовы-Поплевины Поповка Иван, дьяк вел. кн. Василия Темного; Поповка Иванов, конюшенный дьяк кн. Юрия Ивановича, 1520 г. Пополутов Крячко [слг. Крячко] Васильевич, 1590 г. Мещера Попрошаев Панфил, послух, середина XV в., Углич Попрядухина Авдотья, холопка, 1593 г., Новгород Попугай Василий, нищий, 1638 г., Москва Попцовы Яков Иванович, Федор Данилович и Петр Захарович, дворяне, середина XVI в., Рязань Попчихин Иван, торговый человек Строгановых, 1615 г. Попытка Василий, посадский человек, 1582 г., Новгород Пореев Федор Яковлевич, послух, 1545 г., Кашин Порейко , крестьянин, 1492 г., Переяславль Порецкие Андрей с детьми, помещики, конец XV в., Новгород Пороватов, Пороватого, Пороватые : Андрей Олтуфьев [см. Олтуфьевы] Пороватой, 1521 г., Рязань; Иван Андреевич Пороватого Чеботарев Канчеев [см. Чеботарь, Канчеев], 1556 г., там же; от него – Пороватые [см. Тюмень] Ср. у мордвы собственное имя Пороват Пороз Евдоким, крестьянин, 1498 г., Обонежье Порос, пороз – боров Поросук, Поросуков : Поросук, крестьянин, 1492 г., Переяславль; Иван Федорович Поросуков, 1563 г. Поросятев Карп, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1917 . Понойский – Петропавловский, мужской, ныне село Поной, Архангельской губ., Кольского у., в 787 вер. к вост. от Колы, на Терском бе­регу Белого м., при впадении в него рч. Поноя. Соловцов, посетивший село, говорит: «В верхнем конце села не­большая церковь во имя св. ап. Петра и Павла, самой простой архитектуры. Цер­ковь эта недавно построена вместо сго­ревшей; на этом месте был монастырь, но о прежнем его существовании я не мог собрать никаких фактов». В цар­ской грамоте старцу Феогносту в 1575 г. о возобновлении церкви в Помории на р. Поное, между прочим, сказано: «…..ста­рых и больных и увечных (Лопян) покаивати и постригати во иночьский чин, у тое церкви у Св. Верховн. Ап. Петра и Павла...». Таким образом на­чало м-ря должно отнести к этому времени. “Арханг. губ. в.”, 1861 г., 34; “Акты Арх. Эксп.”, I, 288 (Ц. гр. 1575 г. старцу Феогносту), 309 (Ц. гр. 1581 г. об учреждении при церкви причта); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VI, 328. 1918 . Предчетевская – Кленовская, мужская пустынь, уничтоженная, в окрестностях нынешнего погоста Кленовского, Новгородской губ., Кириллов­ского у., верстах в 35 к сев.-вост. от Кириллова. Существовала в в., так как по указу 1701 г. из пустыни взято на пушечное дело 12 фунт. колокольной меди. В 1728 г. значилась приписною к Спасскому – Важеозерскому м-рю (см. II, 1188). В погосте существуют 2 церкви: Рожд. Богородицы и Иоанна Предтечи. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 530; “Известия Археол. Общ.”, 1863 г., IV, 236; “Памят. кн. Новгор. губ. 1858 г.”, прилож., 71; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VIII, 1728 г., XI (названа Предтеченская на Кленове). 1919 . Предтечевская – Северская, мужская пустынь, ныне погост Северо, Новгородской губ., Старорусского у., в 62 вер. к юго-зап. от Старой Руссы, при рч. Северке. Существовала в 1681 г., когда была приписана на содер­жание архиер. дома; нынешняя церковь во имя св. Иоанна Предтечи основана в 1807 году. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 357; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 89; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 1681 г. о содержании архиереев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск) († после 1492? или ок. 1527?), прп. (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых), Корельский, почитается как основатель (возобновитель?) Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , возможно одно лицо с прп. Евфимием Архангелогородским. Сведения о Е. скудны, наиболее раннее упоминание содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 158-159). Есть основания предполагать, что святой некоторое время жил на Кольском п-ове: в рукописных синодиках храмов в селах Варзуга и Поной (Кольский п-ов) первыми упоминаются «схимонах Евфимий» и убиенные монахи, вероятно принявшие мученическую кончину в 1419/20 г., когда Корельский Никольский мон-рь наряду с двинскими погостами был разорен норвежцами («мурманами») (при этом «черноризиць посекле»; см.: НПЛ. С. 411-412). Впосл. Е., как можно думать, перебрался с Кольского п-ова, также страдавшего от частых набегов норвежцев и финнов, на юж., Летний берег Белого м., именовавшийся в то время Корельским, и поселился в Николо-Корельском монастыре (основан в нач. XV в., закрыт в 1920, постройки в г. Северодвинске Архангельской обл.). Известно, что в более позднее время монахи Николо-Корельского монастыря были тесно связаны с Кольским п-овом (см.: Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11). Агиографическая традиция XVIII-XIX вв. приписывала Е. основание Никольского мон-ря «в Корельском» (в «Описании о российских святых» сообщается: «Преподобный Евфимий, началник монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» - С. 158). Однако можно полагать, что преподобный был не создателем, но возобновителем этой обители, неоднократно уничтожавшейся в результате набегов и пожаров. В позднейшей агиографической традиции Е. считался просветителем коренных народов Крайнего Севера: «Он просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финского племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; источники этой информации неизвестны).

http://pravenc.ru/text/187659.html

8 августа 1906 г. освящён новый храм в честь порока Илии в Иокангском погосте. Часовни: 1) в честь прор. Илии, в летнем Иокангском погосте, близ Св. Носа, при р. Иоканге, построена в 1876 г. местными лопарями; 2) в честь свт. Николая, на о. Сосновце, при Сосновском маяке, построена в 1891 г. смотрителем маяка Михаилом Томиловым. На средства А.П. Заборщикова в 1891 г. был построен дом для псаломщика. Священники: схиеромонах Евфимий; Андриан 1710-1726 г.г.; затем священниками были его потомки: Филипп Андрианов (упоминался в указе от 27.9.1727 и в деле о сгоревшей Успенской церкви в 1753 г.); Лука Филиппов Андрианов 1762-1797 г.г.; Иван Лукин Андрианов 1797-8.3.1808 (бывший дьячок Понойского прихода); Андрей Иванов Андрианов 29.8.1808-1818 г. (из дьячков Кольского собора); Дамиан Лукин Андрианов 3.3.1819-1835 г. (бывший пономарь Понойского прихода, последний священнослужитель рода Андриановых); Иоанн Заринский 1839-1842 г.г.; Алексей Алексеевский до 1845 г. (первый священник с полным богословским образованием, получивший на проезд до Поноя 100 руб. ассигн. за согласие служить среди лопарей, успел отремонтировать церковь и колокольню, это был энергичный и распорядительный священник, добрый и простосердечный, заслуживший всеобщую любовь прихожан и сослуживцев, умер в 1847 г. в сане протоиерея Кольского собора); Гавриил Гурьев 1845-март 1854 г. (из рода Гурьевых, служивших много лет в Варзугском и в других приходах по Терскому берегу от Умбы до Поноя и заслуживших любовь лопарей; сам изготовлял переплеты для богослужебных книг; при нем некоторые иконы в иконостасе Петропавловской церкви были украшены сребропозлащенными ризами); Сильвестр Иоаннов Заринский 1854-окт. 1858 г. (им на собственные средства (46 руб.) были куплены 10 праздничных аналойных икон, преосв. Варлаам , отправляя новопоставленных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с о. Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и истовому служению, прекрасному пению и чтению, а также делопроизводству; умер в 1886 г. в с. Варзуге, будучи за штатом); Клеоник Митрофанов 1858 г. (обучался в Олонецкой ДС, куда был командирован для изучения корельского языка; до окнчания курса, из высшего отделения, был вызван в Архангельск преосв. Георгием для усиления архиерейского хора, был регентом в диаконском сане, обладал прекрасным голосом).

http://sobory.ru/article/?object=60838

175 г., Декабря в 28 день. Иван Васильев, что преж сего был патриарший поддъякон, в допросе сказал: в прошлом де во 171 году, по приказу Никона монаха, бывшего московского патриарха, послан он, Иван, из Воскресенского монастыря в Крестной монастырь, для рыбной ловли красной рыбы сёмги. И в нынешнем де в 175 году прислана к нему от бывшего патриарха грамота: велено ему из Крестного монастыря и с домашними его быть в Воскресенский монастырь. И он де поехал из Крестного монастыря за рыбой Ноября в последних числах, а в котором числе, того не упомнит. А ехал из Каргополя на Кирилов монастырь, а из Кирилова монастыря на Мологу. Да с ним же ехал Николай Олшевский, который послан был в Поной, для рыбного ж семожья промыслу; да три человека старцев Воскресенского монастыря. И не доехав до Мологи вёрст за тридцать, в деревне, помнится, называют ту деревню Берёзово, приехали они в ту деревню в ночи. И в той деревне служебники попросили под окошком у крестьянина квасу пить. И тот крестьянин сказал им, что в той деревне стоит бывший Никон патриарх . И как они той деревней ехали, и полковник Агей Шепелев выслал по них сотника со стрельцами, и перед собой их расспрашивал, какого они чину люди и откуда едут; и, расспросив их, из той деревни велел выпроводить сотнику со стрельцами в поле. А как де в той деревне сотник со стрельцами остановились и полковнику об них сказывать ходили, и в то де время, неведомо какой человек, а сказался извозчик, спросил Николая Олшевского и дал ему, Николаю, письмо; а сказал: подал де ему то письмо из окошка неведомо кто, а велел отдать ему Николаю. И Николай де, приняв то письмо, положил у себя; а в то время не чли, потому что чести было ночью не видеть. А монаха Никона, бывшего патриарха, они не видели. А приехав они на стан, то письмо прочли. И в том письме написано росписью, чтоб прислать в Ферапонтов монастырь десять бочек рыбы сёмги и сигов, а с остальной рыбой ехать в Ярославль и продать, а деньги прислать в Ферапонтов же монастырь. И что денег есть – прислать в Ферапонтов же монастырь. И та роспись и ныне у Николая. А Николай с рыбой со всей и с деньгами поехал в Воскресенский монастырь, а он, Иван, за рыбой, которая его промыслу, послал до Воскресенского монастыря целовальника, чтоб её в целости довезти. А он, Иван, поехал с Углича к Москве, для указа великого государя о той рыбе. А роспись рыбе его, Иванова, промыслу, привёз он, Иван, к Москве, и отдал на Москве Воскресенского монастыря строителю старцу Феодосию. А строитель ту роспись хотел поднести преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Да на дворе ж поварня крыта дранью, перед нею поваренная изба крыта тесом, а в поварни три котла медных, да судов пивных четверчатых; да стойка, да две бочки дубовых, корыто пивное. Конюшня, а в ней на обе стороны 25 стоил, на конюшне сушила в два переруба, крыты тесом, перед сушилами перила, крыто тесом. А в сушиле: три четверти с полуосминою семян конопляного, четверть с осминою семени льняного. Ворота передние и задние о трех щитах, крыты тесом; около двора забору 36 звен. Да на том же дворе огорожен двор конюшенной, а на нем строения две избы, четыре сарая крыты соломой, а на том строения: изба, перед нею клеть, крыты дранью, два сарая крыты соломой, да на том же дворе животины: 4 быка по три года, 13 коров, 6 подтелков по году, 10 баранов, 40 овец, 25 свиней, пятеро поросят, три козла, три козы старых, два козла, десять коз молодых, два гуся, 4 гусыни, 2 селезня, 4 утки, 2 петуха, 9 куриц Индейских. Да на дворе ж у передних ворот две житницы крыты дранью ветхи. В них хлеба. Около того двора кругом забор, все ветхо. Под тем же двором пруд, а в нем сажоная рыба – караси. 25 . Псовская волость, в ней 25 дворов крестьянских людей в 52 чети, да по 10 29 человек, да 4 человека нищих. Пожалована от Царей Ивана и Петра Алексеевичей в 1687 году. 26 . По жалованной грамоте Царя Алексея Михайловича 7166 (1658) Марта 28 дня, даны в Воскресенский монастырь по полам с Крестным рыбные ловли на Кольском берегу в реках Понои и Лахте и оброчные погосты Поной и Епонга с Лопарями, при чем тогда же велено с той реки Поноя и с Ляхты и с ловельми и с погостов Поноя и Епонги оброк и пошлины таможенной сбор и кружечного двора прибыль из окладу вложить. Этими рыбными ловлями и 2 погостами с принадлежащими к оным 24 вежами 138 10 Лопарей, Воскресенский монастырь владел и после Соборного изложения 1667 года, как видно это из описи церковного и монастырского имущества 1679 года, в которой показаны в числе монастырской рухляди меха и шкуры «Лопской дани», из чего видно, что принадлежавшие монастырю Лопари платили оброк (ясак) натурою мехами и шкурами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Лумбовка. Часовня Трифона Печенгского. Трифоновская часовня на Лумбовском погосте /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трифона Печенгского Год постройки:1898. Год утраты:1937 Адрес: Мурманская область, городской округ Островной, село Лумбовка Координаты: 67.734415, 40.524904 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Летний Лумбовский погост располагался в устье реки Лумбовка на берегу Лумбовского залива. Зимний Лумбовский погост был восточнее Зимнего Йоканьгского погоста, но тоже в бассейне реки Поной на берегу реки Ачерйок, левого притока Поноя. Два лопарских погоста – Иокангский и Лумбовский, имели свои храмы. Лумбовский погост - до 1930 года существовало два погоста: зимний и летний. В 1898 году лумбовские лопари поставили в своем зимнем погосте часовню во имя преподобного Трифона Печенгского. Храмы Кольского Севера, Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61005

— Я — сеньор Дон Позоле, покровитель зависти, обмана и лени. Честь имею приветствовать вас, мои дорогие мальчики и девочки! Я вижу, вы мне не очень-то рады? Это неважно, зато я рад встрече с вами, и кое-кому, уверяю вас, кое-что от нашей встречи перепадет! Оо! А я вижу, что во-он там моему появлению рады. Я тоже безумно рад, мой ненаглядный друг! Ты сегодня так блестяще надул своих родителей, когда попросил у них денег будто бы на дорогу, чтобы к товарищу заехать, а сам никуда не поехал, а мороженое купил! И это при твоем больном горле… Молодец! Делай так чаще, обманывай чаще, и тебе вольготно станет жить! И мое здоровье, ребятки, зависит от вас: чем больше вы врете, тем оно крепче. Так что будем взаимно услужливы, хе-хе… Эге, я и тебя узнал, мой ненаглядный кормилец! И правильно, не мой посуду, когда тебя просят. Ведь лучше на диванчике полежать! А? А ты больным скажись! Поверят, не бойся, ведь столько раз верили. О, это так замечательно: и обманывать, и — ах! — лениться! Что может быть замечательнее ленивого ничегонеделания?! О! И ты здесь, мой очаровательный мальчик! Конечно же, чем ты хуже своего друга Васи?! Какая несправедливость! Ему, видите ли, разрешают ездить одному в метро, а тебе — нет! Это неважно, что он тебя старше, ты все-таки похнычь, позавидуй. Вот так ( гнусаво ноет ): «Ну, ма-ам, ну, пусти меня одного, я уже большо-ой!». Могут, конечно, наказать, а ты опять поной. И так всё время. Хе-хе… Так что, я вижу, не перевелись у меня друзья, будет мне с кем дружить в Новом году. Но — нет! Что это я?! Нового года вообще не должно быть! А то мне с каждым годом все меньше и меньше работы. Так, глядишь, и вообще зачахну. В прошлом году не вышло, так в этом выйдет! Остановлю время, не загорится елка! Ах, жаль, что Старый год Новому не по-злому, а по-доброму позавидовал, так сказать, белой завистью, а то б я не так развернулся! Но — слово произнесено! И зависть все же остается завистью! А где же моя свита! Вы, наверное, с ней не знакомы? Сейчас, сейчас, мы исправим это положение! Ну, где же вы там, эй?..

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

   001    002   003