Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Нетерпение – 1) нежелание/неготовность/неспособность терпеть кого-либо, что-либо; непримиримость по отношению к чему-либо, кому-либо; ярко выраженное несогласие с тем или иным аспектом (объектом, фрагментом и т. п.) реальной действительности, выражающееся в мыслях, делах и поступках (пример: не терпеть беззаконие; не терпеть такого-то человека); 2) недостаточность силы воли, желания, готовности для проявления терпения ; 3) недостаток/отсутствие терпения в ожидании чего-либо, кого-либо. Нетерпение – грех ? О терпении в Священном Писании говорится как об одном из плодов Духа Святого : «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…» ( Гал.5:22 ). В свою очередь свойственная христианину нетерпеливость может служить признаком того, что он находится на низкой ступени духовно-нравственного совершенства . Однако причины и формы проявления нетерпения могут быть различными. Можно (но не нужно – не путать!) не терпеть справедливые обличения в свой адрес со стороны праведников (как, например, это делали многие израильтяне, гнавшие пророков), а можно не терпеть беззакония, зло . Вот, например, слова Божии, переданные израильскому народу через пророка Исаию: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть» ( Ис.1:13 ). А вот слова пророка Иеремии: «Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, какие вы делали» ( Иер.44:22 ). Апостол Павел в послании к фессалоникийцам сообщает о случае, когда счел нецелесообразным терпеть: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни» ( 1Фес.3:1 ). Проявление христианином терпения должно быть сопряжено с благоразумием . Что ещё говорится в Священном Писании о терпении и нетерпении? В Священном Писании содержится множество утверждений относительно терпения и нетерпения. Приведём некоторые из них. «Претерпевший до конца спасётся» ( Мф.10:22 ), «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), – говорит Господь. «Будьте долготерпеливы ко всем», – увещевает нас апостол Павел ( 1Фес.5:14 ). Апостол Иаков указывает: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). В книге Откровения эти слова подтверждаются. После того, как Ангел сообщает об антихристе, о том, что большинство людей поклонились ему и тем самым навлекли на себя страшное наказание, он обращает внимание на тех, кто остался верен Богу: «Здесь терпение святых» ( Отк.14:12 ). Как понимать слова апостола Павла «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное»?

http://azbyka.ru/neterpenie

Святой пророк Исайя, пророчествуя о мире, который должен наступить для людей Божиих, сказал: «Перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы» ( Ис. 2:4 ). Не буду замедлять свое слово историческим толкованием и объясню смысл этого изречения толкованием духовным. Каждый враждебный язык, клевещущий на своего друга и говорящий злое, – это меч, по словам Давида: «Изострили, как меч, языки свои» ( Пс. 63:4 ). Всякое оскорбительное слово есть как бы копье острое, пронзающее сердце. Если же ты в своем сердце, огня любви и незлобия исполненном, перекуешь эти враждебные оружия терпением, как бы молотом, если из плуга и серпа приобретешь выгоду, выкорчуешь неприязнь, приготовишь добрую землю, посеешь приязнь, то ты пожнешь пользу. И так оружия смерти, меч и копье, то есть вражду недруга твоего, ты сделаешь оружиями для приобретения жизненных плодов и обогатишься духовным богатством. Спрошу еще: не хочет ли кто-нибудь найти клад, сокровище? Думаю, что всякий помыслит в уме своем: «Почему не пожелать себе добра?» Кто не желает добра себе? Я дам совет: приобрети себе поле терпения, и ты найдешь богатство. Вспомните евангельскую притчу: «Подобно царство небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф. 13:44 ). Прежде чем истолковать эту притчу, рассмотрим, почему не сказано в Евангелии: подобно царствие небесное сокровищу, «скрытому в городе», но сказано: «скрытому на поле»? А подобало бы тому духовному сокровищу, царствию, говорю, небесному, быть скрытым не на поле, а в городе. Господь сказал, что «царствие Божие внутри нас» ( Лк. 17:21 ), а мы живем в царствующем городе, и потому небесное царствие должно бы быть с нами в городе. Почему же святое Евангелие выносит это сокровище из города в поле? " Подобно, – говорит, – сокровищу, скрытому на поле». Не потому ли, что в городе много воров, то есть, чтобы они не украли? Но царствие Божие не может быть украдено ворами: «Воры не подкапывают и не крадут» ( Мф. 6:20 ). Почему же, говорю, это духовное сокровище небесного царства скрыто не в городе, а на поле? И кто скрыл его?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уже при сыне это привело к разделению царства. Мудрость Соломона привлекла царей земли, искавших послушать его мудрости, открылись врата иноземных царств, и уже соорудила глупость гарем из жён иноземных в Иерусалиме, и впал царь в безумие идолопоклонства. Мудрость Бонапарта сделала офицера императором. Не удержался Наполеон и, притесняя народы, завоёвывая их один за другим, сделался глупым. Пролил крови немерено и кончил ничем. И подарки портят сердце. Как не отблагодарить мудрого, как не прийти к царю с приношениями?! Скольким обиженным и угнетённым судейская мудрость Соломона вернула честь и достояние. Сколько подарков благодарности получил он! И цари земные, приходя послушать мудрость его, подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год ( 3Цар. 10:4–25 ). А подарки портят сердце. Уже маленькие дети, завидя возвращающихся родителей, бегут к ним навстречу и, забыв про них, заглядывают в сумку, надеясь на подарки. Так человек устроен. Падший человек. Подарки, подарки от всех, даже от Бога ждёт и ищет человек. А подарки портят человека. Бывает, мудрость приводит к скорому успеху и забывается, что конец дела лучше начала его . Однако это так, и потому терпеливый лучше высокомерного . Скорый успех ведёт к высокомерию, но не начало венчает, а конец, потому терпеливый лучше. Апостол Павел советовал Тимофею: Рук ни на кого не возлагай поспешно , епископ не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился ( 1Тим. 5:22; 3:6 ). О себе же апостол, терпеливо пройдя многотрудное поприще, сказал перед кончиной: Течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды ( 2Тим. 4, 7–8 ). Иисус говорил: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). Терпением до конца, а не высокомерием от начала. Горе от ума. Трудно мудрому видеть глупость и невежество, неправду и беззаконие. И вот уже гневается сердце. А потом гневается уже просто потому, что что-то происходит не так, как тебе, умному, видится и хочется. И это познал философ и изрёк:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры. а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению.Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ” (Евр. 10:36). “ Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ” (Рим. 12:12). “ Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний ” (Иак. 5:7). “ Терпением вашим спасайте души ваши ” (Лук. 21:19). “ Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью ” (Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12; 2 Петр. 1:6; Сир. 2:1–5 ). б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому , христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться. Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что “ все содействует ко благу .” (Рим. 8:28). Христианин должен прощать, если его оскорбляют (Мф.5:39; Рим. 12:17, 19, 21 ). Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту (Мф.5:40; Иов. 1:13–15 ). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем (Тит. 3:2 ). Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения? Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению! 2. В примере Иисуса Христа и апостолов. Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мы слышим также, как Господь вопрошает о тайне Мессии тех, кто хочет одним умом постигнуть непостижимое. Из Писаний ясно, что Христос должен быть Сыном Давидовым. И так же ясно, что Давид называет Мессию своим Господом. Если Он – Сын ему, почему же он называет Его Господом, а если Он Господь ему, какой же Он ему Сын? Мудрецы и книжники и здесь не могут справиться с кажущимся противоречием. Благодарение Богу, благодатью Его нам дано знать, что Христос, оттого что Он Бог, – Он Господь Давиду, а оттого что Он – Человек, Он – Сын Давидов. Тайна Христа, как и тайна Воскресения, постигается только благодатью Духа Святого. Вторник Лк, 106 зач., 21, 12–19 Сказал Господь Своим ученикам: возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши. Христиане часто говорят о признаках приближения Второго Пришествия Христова. Но они сами, по слову Христа, должны стать его знамениями и чудесами. Прежде же всего, – говорит Господь, – возложат на вас руки». Речь идет не только о страдании гонимых, но о раскрытии «тайны беззакония», о грехе гонителей. Гибель народа совершается всегда грехом нечестивых. Христос заранее предупреждает, что предстоит претерпеть верующим во имя Его. Поэтому они должны сесть и исчислить, сколько эта вера будет им стоить. «Будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». Ваши близкие и родные предадут вас: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями». Вы будете призваны к стоянию за веру до пролития крови. «И некоторых из вас умертвят». Мы знаем, какие реки крови пролились в Отечестве нашем, но мы знаем так же, что зло еще не раскрылось до конца. «И будете ненавидимы всеми, – говорит Господь, – за имя Мое». Это хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, – ради Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 30-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 106 зач., 21, 12—19 Сказал Господь Своим ученикам: возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши. Христиане часто говорят о признаках приближения Второго Пришествия Христова. Но они сами, по слову Христа, должны стать его знамениями и чудесами. Прежде же всего, — говорит Господь, — возложат на вас руки». Речь идет не только о страдании гонимых, но о раскрытии «тайны беззакония», о грехе гонителей. Гибель народа совершается всегда грехом нечестивых. Христос заранее предупреждает, что предстоит претерпеть верующим во имя Его. Поэтому они должны сесть и исчислить, сколько эта вера будет им стоить. «Будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». Ваши близкие и родные предадут вас: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями». Вы будете призваны к стоянию за веру до пролития крови. «И некоторых из вас умертвят». Мы знаем, какие реки крови пролились в Отечестве нашем, но мы знаем так же, что зло еще не раскрылось до конца. «И будете ненавидимы всеми, — говорит Господь, — за имя Мое». Это хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.

http://pravoslavie.ru/3848.html

4. За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их ( Ис.3:16–17 ). И будет, говорит, вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плегиъ ( Ис.3:23 ). 453 5. Услышав такое пророчество, приготовь себе одежду, которая будет защищать твое тело, скрывать девическую наготу, согревать в сильную стужу, но не будет возбуждать и подстрекать плотское вожделение. 454 Пусть тебя выделяет среди других добродетель твоей души, а не покрой платья. 455 XI. О смирении девы 1. Достоинство твоей души, возлюбленная сестра, надлежит мне описать тебе. Будь смиренной по образу Жениха твоего, Который будучи равным Отцу, смирил Себя Самого, снизойдя до нас и приняв образ человеческого тела. 456 Тот, Кто не должен был претерпеть смерть, по закону смертных смирился даже до смерти. 457 2. О свидетельство безграничного смирения! Истинный Бог стал истинным человеком. Всесильный Бог испытал заушения и ради нашего спасения выдержал их до конца, 458 Он не противоречил злословящим и не обличал неблагодарных, но во время крестных страданий молился о распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). 3. Стойко соблюдай, если любишь своего Жениха, Его установления, помни всем сердцем о Его смирении и твердо храни добродетели, которые Он явил в Своем теле ради изменения человека Своим человечеством. He убойся, так как Он – Бог, подражать Ему, но решись, так как Он человек, изо всех сил уподобиться Ему. Так Он поступал и так учил, а тем, чему научен, может руководствоваться каждый. XII. О терпении дев 1. He брани и не проклинай ни одну сестру, но становись тем терпеливей и веди себя тем смиренней, чем большую потерпишь обиду. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ), сказал Господь. На дерзость раздражительной сестры отвечай терпением, а не строгим выговором. 2. Пусть она увидит, что ты остаешься терпеливой и смиренной, и пусть твое спокойствие будет свидетельством твоей кротости, а твоей наградой – ее исправление. Твои смирение и терпение сделали смиренной и терпеливой буйную. Радуйся о преуспеянии душ и печалься об их падении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, каждая душа, желающая угодить Богу, прежде всего должна обладать стойкостью и надеждой, и тогда она возможет без ущерба для себя пройти всякое враждебное действо лукавого и всякую скорбь. Потому что Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на Него и чающие Его, настолько подверглись искушениям и скорбям, что это было бы выше их сил, как и говорит Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). И не столько, сколько угодно диаволу искушать, столько он и искушает душу и подвергает ее скорбям, но — сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И надо ей оставаться непреклонной, потому что насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и ожидая от Него помощи, настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, и настолько допускает это; только сама она пусть будет твердой до конца в терпении и в надежде, и она не постыдится, как написано: « От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 3–5); и еще: «Как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» и проч. (2 Кор. 6, 4); и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22; 24, 13); и: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19); и в ином месте говорится: «Кто веровал Господу и постыдился? или кто пребывал в страхе Его и был оставлен? Или кто призвал Его, и Бог презрел его?» Потому что если люди небольшого образования и ума умеют испытывать и судить, какую тяжесть и груз в силах нести на себе каждое из вьючных животных, как мул или осел или верблюд, и настолько по силам животного нагружают его; и горшечник, слепив сосуды, если не поставит их в печь, чтобы, подвергнувшись действию жара, они окрепли, то и не сделает их пригодными для человеческих нужд; но он знает, сколько времени их нужно держать в печи, чтобы, полопавшись, они не пропали, и в то же время не оставляет их сырыми, чтобы не случилось им остаться незаконченными и непригодными; итак, если люди приобретают таковое знание и умение различать в отношении материальных вещей, то насколько больше Бог, обладающий непостижимым и неописуемым знанием и разумом и всею премудростью, ведает, насколько души, желающие угодить Ему и уповающие получить вечную жизнь, нуждаются в испытаниях, скорбях и искушениях; и таким образом, до конца претерпевая доблестно и верно и с надеждой всякую скорбь, они тогда становятся испытанными и пригодными для Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1133. Гал. 4. 6. 1134. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1135.  …Господу действовать (Пс. 118. 126). 1136.  …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 1137. Patrolog. Tom XI, pag. 1039. 1138. Pag. 1018. 1139. Pag. 1019. 1140.  …диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 1141. Алфавитный патерик. 1142. Patrolog. pag. 1028. 1143. Алфавитный патерик. 1144. Алфавитный патерик. 1145. Patgolog. Pag. 786 и 909. 1146.  …время всякой вещи под небом (Еккл. 3. 1). 1147. Алфавитный патерик. 1148. Слово 2. 1149. Слово 2. 1150. Слово 2. 1151.  …еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77. 30, 31). Слово 5. 1152. Слово 5. 1153.  А молясь, не говорите лишнего, как язычники (Мф. 6. 7). 1154.  …этого ищут язычники… не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6. 25, 26, 32). 1155.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Слово 5. 1156. Слово 5. 1157. Слово 5. 1158. Умом, безвидно. 1159.  Поучением, или понятию Божиею, называют святые аскетические писатели какую-либо краткую молитву, или краткую мысль, в которой духовные подвижники стараются постоянно содержать свой ум. См. «Слово о пучении, или памяти Божией», «Аскетические опыты», т. 2. 1160.  Парением называют святые аскетические писатели рассеянность ума. 1161. Слово 8. 1162. Слово 8. 1163. Слово 8. 1164. Слово 8. 1165. Слово 8. 1166. Прилоги врага состоят из помыслов, мечтаний и ощущений греховных. 1167. Слово 8. 1168. Лк. 17. 21. 1169. Лк. 9. 34. Слово 8. 1170. Слово 8. 1171. Слово 8. 1172. 2 Кор. 3. 18. Слово 8. 1173. Святого Симеона Нового Богослова Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1174. Ин. 11. 44. 1175. Слово 8. 1176. Слово 8. 1177. Слово 11. 1178. Слово 12. 1179. Слово 12. 1180. Слово 13. 1180а. Слово 14. 1181. «…земные члены» (Кол 3.5.) 1181а. Слово 14. 1182. Слово 13. 1182a.  …отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2,1 Итак, души, подвизающиеся с таким сознанием, пребывшие в такой надежде, всякие скорби по надежде на Господа 5860 крепко держащиеся, не постыдятся, 5861 : они обретены испытанными в искушениях, по реченному: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» и следующее 5862 ; и еще: «От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, 5863 » 5864 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим спасайте души ваши» 5865 . И еще: «Претерпевший до конца спасется» 5866 . Таким образом, скорби, наносимые людям лукавым 5867 , если они их доблестно переносят с надеждой [на Бога] и великодушием 5868 , служат им в опору и утверждение и делают их еще более испытанными. 2,2 Ты только подумай: если бы тебя поставили единственным царем всей земли, и тебе единому принесли сокровища всей вселенной, и если ты единый воцарился и возобладал над вселенной с тех пор как был создан человеческий род и до скончания века, но, вот, за это тебе пришлось бы обменять Царство Небесное, то есть царство не имеющее ни конца, ни преемства, на жизнь не истинную, не вечную и не нескончаемую? 2,3 Несомненно, что если ты правильно обсудишь [дело], ты скажешь: «Да не будет, чтобы я обменял нетленное и нескончаемое Царство на тленное царство». Как и Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 5869 . И, таким образом, единая душа драгоценнее и славнее всего и царства его, и денег, и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее [всего этого], но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, чрез 5870 Духа, соединить Свое естество и истощить 5871 [его]: ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, – как только с человеком, любящим Его сверх всего. 2,4 Итак, если великие вещи сего как богатство и самое все земное царство, здраво рассудив, мы не выбираем в обмен на вечное и небесное Царство, то почему же многие из нас обменивают его на жалкие и ничтожные вещи, как например – на стремление к чему-то в или на пустую славу, или на бесчестную наживу?! Потому что любимое человеком в веке сем и то и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «Кто кем побежден, тот тому и раб» 5872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010