515 Возможно, искаженное «пунийцы» (т. е. финикийцы), так как текст является переводом с латинского языка (ср. латинизированную форму в рукописи V: Σκυθε). Латинское слово Роепае (пунийцы, финикийцы) на греческом вполне можно записать Παονες. 516 Иранское племя парфян, обитавшее к юго-востоку от Каспийского моря на севере Иранского нагорья. Область Парфии находилась к востоку от Мидии. Парфянское государство возникло на развалинах эллинистической державы Селевкидов. Во времена своего владычества включало Персию, Месопотамию и часть Армении. 519 Бактрия (Бактриана) была расположена к северу от хребтов Паропамиза и Гиндукуша до реки Окса (Амударьи), т. е. занимала северную часть современного Афганистана. (Описание Бактрии см.: Strabo XI. 11. 1–4). 521 Ассирия располагалась по среднему течению Тигра. Ассирия, согласно географу Птолемею, страна, отделяемая на западе Тигром от Месопотамии, хребтом Кифатом на севере от Армении, хребтом Загрос на востоке от Мидии, на юге от Сузианы неопределенной линией от хребта коссеев до Тигра. В широком значении Ассирия – государство, которое состояло из земель, впоследствии названных Месопотамией, Вавилонией, Ассирией. 522 Месопотамия – область в междуречье Тигра и Евфрата к северу от Вавилонии и к востоку от Ассирии. В поздней Римской империи провинция Месопотамия входила в диоцез Восток. 524 Название Аравия Древняя встречается в византийских хрониках. Птолемей же разделил Аравию на три части: Аравия Петрийская, Аравия пустынная и Аравия Счастливая. Вероятно, под Аравией Древней следует понимать Аравию Месопотамскую, о которой упоминается ниже при описании климатов, но возможно, Аравия Древняя – это восточная Месопотамия. Одержав победу над ней в 195 г., Септимий Север получил прозвание Аравийский (SHA. Sev. IX. 9–11). 525 Южная часть Аравийского полуострова. Аравия получила эпитет Счастливая за дорогие и редкие товары, которыми богата эта страна (Strabo. I. 2. 32). Здесь жили хомериты. 526 Провинцией Келесирией Сирия стала называться с 350 г. На западе она ограничена Средиземным морем, на севере и востоке – горами Тавр, рекой Евфрат и пустынями, на юге простирается до истоков реки Оронт. Главный город Антиохия на Оронте. После 415 г. эта провинция была разделена на Сирию I со столицей Антиохией и Сирию II со столицей в Апамеи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

В это время в святой Софии одно неожиданное событие дало новые силы мятежникам. У Зои, как известно, была сестра Феодора. Став ее соправительницей после смерти Константина VIII, эта царица сейчас же показалась неудобной ненавидевшей ее старшей сестре, хотя по церемониалу она занимала место ниже Зои. Содержавшаяся сначала в самом дворце под тайным надзором, она затем была обвинена в заговоре против существующего строя, и под этим предлогом ее удалили от двора и сослали в Петрийский монастырь; затем, спустя несколько месяцев, ссылаясь на то, что иначе невозможно, по словам одного летописца, положить конец «интригам и скандалам», Зоя самолично отправилась в монастырь и в своем присутствии велела обрезать волосы Феодоре; жизнь этой царицы казалась конченной. Она сама, впрочем, легко мирилась со своей судьбой, довольная знаками внешнего отличия и почета, сохраненными за ней вследствие благорасположения к ней императора Романа, ее зятя; и мало-помалу отшельница Феодора была забыта. Михаил IV обращался с ней, как и с Зоей, довольно плохо. Михаил V пошел дальше; он, казалось, и не подозревал даже, что, помимо Зои, существовала еще законная наследница Константина VIII, и затруднился бы ответом, если бы его спросили, жива Феодора или нет? Революция 1042 года внезапно выдвинула на первый план эту забытую монахиню. Когда Михаил V свергнул свою благодетельницу, мятежники, ища какого-нибудь законного представителя власти, чтобы противопоставить его узурпатору, вспомнили о Феодоре. Она, впрочем, имела друзей среди прежних служителей своего отца, а также в самом сенате. Эти государственные деятели поняли, что податливая и непостоянная Зоя способна, чуть только вновь утвердится на троне, вернуть все свои милости человеку, обобравшему ее, и чтобы извлечь все выгоды из революции, важно дать в соправительницы старой и слабой царице более энергичную монархиню. Вот почему бросились в Петрийский монастырь и предложили престол отшельнице, а так как она отказывалась и сопротивлялась, толпа увлекла ее почти силой. Ей набросили на плечи царскую одежду, посадили на лошадь и среди обнаженных мечей, при шуме и приветственных кликах, она проехала через город прямо к св. Софии. Патриарх, очень преданный македонскому дому, ожидал ее там для провозглашения царицей. Мятежники нашли себе императрицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послы с большой настойчивостью продолжали звать Анну с собой. Тогда эта женщина пришла в негодование и сказала им: «Позвольте мне войти в божью церковь и помолиться. Ведь нелепо было бы, достигнув ворот церкви, не войти в нее и не воспользоваться заступничеством непорочной владычицы – божьей матери перед богом и душой императора». Послы уважили законную просьбу этой женщины и позволили ей войти. Анна ступала медленным шагом, словно обессиленная старостью и горем, а вернее притворяясь обессиленной; она приблизилась к входу в святой алтарь, два раза преклонила перед ним колена, а на третий опустилась на землю, крепко ухватилась за святые врата и закричала: «Если мне только не отрубят руки, я не выйду из этого священного храма, пока не получу в качестве залога безопасности крест от императора». Стравороман вынул крест, который носил на груди 216, и протянул ей. На что она: «Не от тебя прошу я ручательство, а требую защиты у самого императора. Я хочу получить не просто маленький крестик, но крест большого размера» (она требовала его, чтобы иметь очевидное доказательство клятвенного ручательства императора, ведь если бы обещание было дано под залог маленького крестика, большинство людей даже не узнало бы о нем). «Я взываю к суду и состраданию императора, идите и сообщите ему об этом». В это время ее невестка 217 – жена Исаака (она успела войти в храм, как только ворота открылись для утренней службы) сняла покрывавшую ее лицо вуаль и сказала послам: «Сама она, если хочет, пусть идет, мы же без ручательств не выйдем из святилища, если даже нам будет угрожать смерть». Послы видели упорство женщин, которые стали обращаться с ними еще более дерзко, чем раньше; боясь, как бы не вспыхнул скандал, они ушли и сообщили обо всем императору. Он же, по природе человек добрый, был тронут словами женщины, отправил ей требуемый крест и дал все ручательства. Когда Анна вышла из святой божьей церкви, он приказал заключить ее вместе с дочерьми и невестками в женском Петрийском монастыре 218, что близ Железных Ворот 219. Кроме того, он вызывает из Влахернского храма, построенного в честь госпожи нашей божьей матери 220, свояченицу Анны – невестку кесаря Иоанна (протовестиариссу по сану) 221 и приказывает ей также находиться в упомянутом Петрийском монастыре. Император приказал также хранить в неприкосновенности все их погреба, амбары 222 и сокровищницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен лавры со старшею братиею, видя чистоту и божественное житие просителей, которые и самою своею наружностью внушали к себе почтение и уважение, с радостью согласился на их прошение; в знак своего согласия на то лавра дала им письменное удостоверение. А священный Макарий, по обыкновению Святой Горы, внес в лавру небольшой денежный вклад, как дань дружбы. Получив таким образом право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчищению его. Каких стоило им это трудов; сколько при этом пролито ими поту! Но души, разжепные ревностью по Боге, не замечали своих трудов; вскоре востал, как бы феникс, святой храм с помещениями при нем для земных ангелов, имеющих славословить Его во дни и в нощи. Блаженный Макарий устроил при келлии престол и церковь, освятил ее во имя св. Петра, Афанасия и Пресвятыя Богородицы. Расписали церковь иконами сами, так как были искусными иконописцами; утварь же и книги приобрели на последние, взятые из дому деньги. Перед смертью Макарий написал духовное завещание, по которому Свято-Петрийскую келлию (ныне Спанон) и все, находящееся в ней, передал, как свою собственность, на правах келлии, ученику своему иеромонаху Нилу. Завещание сие сохранилось. Скоро, по устроении келлии, божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов своих, сделав племянника своего преемником, наследником во всем и достойным правителем келлии. После сего блаженный Нил, более и более разжигаясь пламенем любви ко Христу, желая совершенной неразвлекаемости в подвигах своей любви, стремясь слить свою любовь с Превечною Любовию, находит и это место не совсем соответствующим святым стремлениям пламенной его души. Посему, он отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению, и поселяется в нем. Место это в то время, по своей дикости, суровости, обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин, было недоступно не только для людей, но даже и для зверей, имеющих обыкновенным прибежищем высокие горы и камни ( Пс.103:18 ). Во впадине пещеры прп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Владимир Шевченко – мастер рисованной мультипликации. Им созданы 80 анимационных лент, среди которых «Чучело-Мяучело», «Тайна третьей планеты», «Золушка», «Кошка, которая гуляла сама по себе», два выпуска «Ну, погоди!», «Мальчик и лягушонок», «Сказ о Евпатии Коловрате», «Синеглазка», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка про лень», «Василиса Прекрасная». Последней его работой, вышедшей в 2015 году, стал мультфильм  «Хамелеон и бабочка». Митрополит Нектарий (в миру Нектариос Пападакис ) (17 мая 1951 – 15 октября 2015) Родился на Крите. Принял монашество в девятнадцать лет в монастыре Святого Георгия Эпаносифис. Год спустя архиепископом Критским был рукоположен в иеродиакона, а затем иеромонаха. Служил в Критской архиепископии в качестве директора благотворительного фонда. Окончил богословскую школу Афинского университета. Преподавал в средней школе. С 1977 по 1990 год занимал должность генерального архиерейского эпитропа, ведал вопросами административного и хозяйственного характера в епископии. Занимал должность протосинкелла, то есть секретаря епархиального управления. В 1990 году был хиротонисан в епископа и возведен в сан митрополита Петрийского и Херсонисского. Гелий Трофимович Рябов (1 февраля 1932 – 14 октября 2015) Советский литератор и сценарист, инициатор расследования обстоятельств убийства семьи Романовых. Родился в Москве. Окончил Московский юридический институт. Работал следователем. Был советником главы МВД СССР Николая Щелокова, участвовал в качестве сценариста в создании известных кино- и телефильмов, наибольшую популярность из которых завоевали многосерийные эпопеи «Рожденная революцией» (1977) – о советской милиции и «Государственная граница» (1980) – о пограничных войсках. В 1993 году по собственному сценарию Гелий Рябов поставил историческую драму «Конь белый».  В конце 1970-х годов он был одним из тех, кто начал расследование обстоятельств убийства в 1918 году семьи Николая II и поиски захоронения царской семьи. Протоиерей Сергий Гарклавс (Сергей Георгиевич Кожевников) (29 декабря 1927 – 19 октября 2015)

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Не смотря на то, что со времени пожара протекло более уже месяца, под мусором все еще не прекращается тление, которое окончательно испепелило все связи в остове здания. Поэтому у некоторых естественно возникает вопрос относительно того, следует ли строить монастырь на прежнем месте. Так как оставшимся остовом нельзя воспользоваться для возобновления монастыря, а приходится разобрать его до основания, то на Афоне и среди самой братии Симоно-Петрского монастыря высказываются голоса за устройство обители близ моря. Этому мнению нельзя не сочувствовать, так как из горького опыта (монастырь Симоно-Петра со времени основания горит уже в трети раз) симоно-петрийцы должны убедиться, что им следует обезопасить свой монастырь от повторения подобных случайностей. На месте арсяны монастырь будет более доступен посетителям, более безопасен от пожара (удаление на неприступную скалу во время господства пиратов на Средиземном море имело в древнее время свои резонны основания), и выгоды для возобновления он имеет одинаковые; каменоломни превосходного камня расчистят и самое место под монастырь и нет надобности возить его на мулах на далекое расстояние по трудному пути. Конечно, нельзя оставить пустым и „святое место», с которым связаны древние монастырские предания, побуждающие противников указанного мнения стоять за соблюдение statu quo. ante... На месте пепелища необходимо воздвигнуть параклис, который не будет забыт ни братиею, ни путешественниками любителями красот природы... Вообще прежде чем начать постройку, братии Симоно-Петрийского монастыря необходимо серьезно поразмыслить... Заканчиваю свое настоящее краткое известие о печальном событии, имевшем место в Симоно-Петрийском монастыре Св. Горы, уверенностью, что оно вызовет в добрых сердцах русского народа полное сочувствие к горю о. игумена Неофита с братиею... Св. Афонская Гора Руссикий. 1891 г. 3-го июля. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. Пожар в Симоно-Петрском монастыре на святой Афонской горе//Церковные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Однако для более правильного и полного представления об этом развитии не следует опускать из внимания и того, что монашеская жизнь сосредоточивалась в это время и в старых монастырях. Из столичных монастырей в рассматриваемый период времени чаще других упоминается историками монастырь Студийский. Из иноков этого монастыря двое – Антоний (974–979) 618 и Алексей (1025–1043) 619 занимали патриаршую кафедру. Монастырь часто служил местом насильственного заключения и пострижения наиболее видных политических и иных деятелей времени. Император Михаил Калафат после низложения с престола искал в нем убежища вместе с дядей Константином и другими своими приближенными, был здесь пострижен и только после ослепления сослан в монастырь Элегмон, находившийся в столице же. 620 Патриций Никифор Ксифий, правитель области Анатолика, сосланный за восстание императором Василием II на остров Антигону и там постриженный, по возвращении из ссылки при Романе Аргире поселился в Студийском монастыре. 621 Здесь же постриглись: праедр Никифор, евнух императора Константина VIII, неожиданно спасшийся от смерти во время землетрясения в 1035 г., 622 и патриций Константин Диоген, участвовавший в заговоре против Романа III. 623 Из других столичных монастырей упоминаются: Мануйлов, игумен которого Сергий был Константинопольским патриархом 624 и в котором при Романе III был пострижен за политические интриги магистр Прусиан Болгарин; 625 Петрийский, в котором была заключена и пострижена императрицей Зоей ее сестра Феодора; 626 сама Зоя в 1041 г. была пострижена императором Михаилом Калафатом в монастыре на острове Πργκηπος, одном из Принцевых; 627 св. Иоанна Евангелиста, где был погребен император Василий Болгаробойца; 628 Пиламийский ( Πηλαμς), находившийся по ту сторону Босфора, в котором нашел убежище Лев Куропалат, брат императора Никифора Фоки, после того как бежал с острова Лесбоса, куда был сослан за восстание Иоанном Цимисхием; 629 Авраамитов, называемый еще Нерукотворенным (A­ χειροποητος); 630 Косьмы и Дамиана, 631 Каллистрата, 632 ρεοβνδου во имя Богородицы, 633 св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Св. Евфимия всехвальная, после многих мучений, скончалась в Халкидоне, в царствование Диоклитиана. Родители ея (сенатор Филофрон и Феодоросия) погребли тело ея “близ града, в разстоянии единаго поприща”, где потом во имя ея была построена и церковь (Евагрия, Церк. ист. кн. II. гл. 3. Константия, При Маркиане и Пульхерии, в 451 году, в этой церкви был четвертый вселенский собор и совершилось чудо при мощах великомученицы, воспоминаемое церковию 11 июля (Чет. Мнн. И6 сентября и 11 июля). На это чудо и указывает наш паломник, когда говорит: “святии отцы тою Еуфимиею препреша еретиков”.-Еще Константин Великий в честь св. Евфимии соорудил в Царьграде, близ Ипподрома, великолепную церковь , в которую впоследствии были перенесены и мощи великомученицы из Халкидона; но спустя 448 лет, Константин Копроним (741–775) похитил их отсюда и сперва скрыл “в некоей храмине внутрь палат царских”, а потом повелел бросить в море; самую же церковь обратил “в вертеп пуст или скотское стоялище” a не как у некоторых,– ). Взятыя от морской пучины на орабль, оне были привезены на о. Лимнос или Лесбос, где и скрывались несколько лет, пока императрица Ирина Афинянка, супруга Льва Хазарскаго, не возвратила их в прежнюю Цареградскую церковь (Anon. у Бандури, ed. 1. t. I. lib. III. р. 43 et t. II. p. 671. 672. Кодина, Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 145. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. II p. 20: [т. е. в первый год царствования] Наш паломник говорит об этой церкви: “у Подромия есть церковь святыя мученицы Еуфимии: то же (­ту же) и гроб ея тощь сребром окован” (см. ниже); следовательно в его время мощей ея здесь не было: оне покоились тогда в церкви Петрийской находившейся на пятом холме, в ХИИ-й части Царьграда Эта церков, также во имя св. Евфимии, первоначально была построена Византийским епископом Кастином или Кистином Бизантия, . По Хрон. патр. Нитфора: По Н. Каллисту [кн. VIII. гл. 6]: потом заново перестроена импер. Анастасием Дикором и Ариадною наконец возобновлена Василием Македонянином, который устроил при ней монастырь и постриг здесь дочерей своих же, стр. 121). Об этой-то церкви и говорит паломник (Сн. Дюканжа, 1. 1. р. 146. Бандури, Imper. Orient. 1.1. Anon. lib. II. p. 36. 39. lib. VI. p. 133 et t. II. p. 649. 658. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Орган правления Церкви возглавляет Патриарх Варфоломей (Арходонис) Согласно уставу Церкви, ее Синод избирается сроком на шесть месяцев. Как сообщает «Седьмица», с сегодняшнего дня до 28 февраля 2017 года под председательством Патриарха Варфоломея (Арходониса) в заседаниях Синода будут принимать участие митрополиты: — Принкипонисский Иаков (Софрониадис), ипертим и экзарх Пропонтиды; — Приконнисский Иосиф (Харкиолакис), ипертим и экзарх Пропонтиды; — Филадельфийский Мелитон (Карас), ипертим и экзарх Лидии и проэдр Венеции; — Севастийский Димитрий (Комматас), экзарх Пафлагонии; — Иерапитнийский и Ситийский Евгений (Политис) (Критская Православная Церковь); — Мириофитский и Перистасийский Ириней (Иоаннидис), ипертим и экзарх Пропонтиды; — Мирликийский Хризостом (Калаидзис); — Синадский Дионисий (Сакатис); — Галльский Эммануил (Адамакис); — Сан-Францисский Герасим (Михалеас); — Адрианопольский Амфилохий (Стергиу), ипертим и экзарх всего Гемимонта; — Петрийский и Херсонисский Герасим (Марматакис) (Критская Православная Церковь). Синод Константинопольской Православной Церкви возглавляет Патриарх. Его члены являются гражданами Турции, как и сам Предстоятель Церкви. Поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию патриархата. Сама Церковь, напомним, имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 20 июля, 2016 20 июля, 2016 20 июля, 2016 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024

http://pravmir.ru/konstantinopolskaya-ts...

В ночь на 14 февраля 1081 года Исаак и Алексей в сопровождении главных своих приверженцев бежали из столицы и, захватив заблаговременно лошадей из императорской конюшни, достигли без погони лагеря фракийских войск. Их отъезд был так поспешен и бегство произошло с такою быстротой, что им пришлось оставить всех женщин, своих родственниц. Вот тут то и проявила Анна Далассина всю свою обычную энергию. Со свойственной ей решимостью она на рассвете поспешила укрыться в неприкосновенном убежище св. Софии, взяв с собой своих дочерей, невесток, внуков; и когда Никифор Вотаниат стал требовать, чтобы она возвратилась в священный дворец, она наотрез отказалась и, уцепившись за иконостас, объявила, что только отрубив ей руки можно оторвать ее от него. При виде такого упорства, император не осмелился прибегнуть к силе; он вступил в переговоры и, в конце концов, обещал, что бы ни случилось, пощадить жизнь родственниц бунтовщиков. Удовольствовались тем, что из предосторожности заперли их в Петрийский монастырь, куда не замедлила явиться и невестка кесаря Иоанна Дуки, свекровь Алексея Комнина. И в страхе все эти женщины ожидали окончания событий. Им не пришлось долго ждать. Заговорщики, которым кесарь Иоанн Дука оказал поддержку своим именем и своим богатством, готовились явиться им на выручку. В лагере под Схизой они немедленно провозгласили императором Алексея Комнина, в пользу которого старший брат его Исаак великодушно отказался от своих прав; затем с оружием в руках они двинулись к столице. В это время слабый Вотаниат решился положиться на волю судьбы; он колебался, не принимал никаких мер; он заранее примирился со своей долей. Один из начальников наемного войска изменил и открыл бунтовщикам городские ворота. Однако ничто еще не было решено. Пришлось сражаться на улицах, и Константинополь познакомился со всеми ужасами взятия приступом. Возможно даже, что при такой беспорядочной борьбе, если бы только Вотаниат сделал попытку к настоящему сопротивлению, он мог бы еще победить; он этого не захотел, или не осмелился. Измена флота, перешедшего на сторону Комнинов, окончательно сразила его. Чтобы прекратить бесполезное кровопролитие, царь, по настоянию патриарха, решился отречься от престола: Он ушел в монастырь и при этом ничего другого не нашел сказать, как только следующие слова: «Одно мне обидно, что не буду есть мяса. Все остальное для меня безразлично». h9 V

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004