Один их признаков жизнеспособности общины — создание связей. Община которая замыкается в себе самой, умрёт от удушья. И напротив, живые общины соединяются с другими, создавая широкую сеть любви к миру. И поскольку есть только один Дух, который вдохновляет и животворит, то общины, которые рождаются и вновь рождаются по вдохновению, походят друг на друга, даже не зная друг о друге. Семена, которые Он сеет посредством мира, как пророческие провозвестники завтрашнего дня обладают общим духом. Для общины умение завязывать дружбу с другими является признаком зрелости; она осознаёт собственную самобытность, ей не нужно сравнивать себя. Она любит даже те неповторимые черты, которые отличают её, потому что каждая община обладает своим собственным даром, который должен развиться. Эти общины восполняют друг друга в Церкви; они нужны друг другу. Они все ветви той единой общины, которой является Церковь, мистическое Тело Христа. Он та виноградная лоза, на которой отдельные общины являются ветвями. Я всегда удивлялся множеству общин, существующих в мире, идёт ли речь о древних общинах, восходящих к святому Бенедикту и пробуждённых к жизни любовью или о тех многочисленных общинах, что порождает сегодня Святой Дух. Некоторые пребывают в Церкви, другие вне какого бы то ни было института: они составляются из молодых людей, обладающих пророческими предчувствиями и ищущих новый образ жизни. Они составляют часть обширной невидимой Церкви. Каждая из этих общин обладает своей харизмой, своим образом жизни, своими правилами, своим Уставом. Каждая в своём роде единственная. Есть общины, основанные на поклонении, на молчаливой и созерцательной молитве: очень много кармелитских или других монастырей начинают скорее в бессловесности, чем со слов; они живут традицией, восходящей к Св. Бернарду или Св. Терезе Авильской. Сродни этим общинам община сестёр дармштадских в Германии и общины Маленьких Сестёр и Маленьких Братьев Иисуса, пребывающих в молчании и молитве, живущих в трущобах и резервациях по всему миру. Их созерцание связано очень непосредственным образом с присутствием бедных.

http://azbyka.ru/katehizacija/obshhina-m...

Контрастное сочетание разных материалов олицетворяет соединение земного и небесного начал, а масштабная фигура папы, вознесенная на вершину композиционной пирамиды, воспринимается как аллегорический образ торжествующей Церкви. Одна из важнейших работ Б.- алтарная композиция «Экстаз св. Терезы» для капеллы Корнаро в рим. ц. Санта-Мария делла Виттория (1647-1651). В основу сюжета положено свидетельство св. Терезы Авильской о чудесном видении ангела, к-рый, поразив ее сердце стрелой, наделил чувством великой любви к Богу. Фигуры св. Терезы и ангела, представленные на облаке на фоне пучка золотых лучей, помещены в декорированную алтарную нишу. В изображении ангела умело передано чувственное обаяние, духовный восторг св. Терезы передан как состояние смерти: запрокинутая голова, закрытые глаза, пластически мощные складки одежды скрывают реальный объем тела. В боковых стенах капеллы расположены рельефы с изображениями семьи донатора, молящейся св. Терезе. Работы Б. вслед за мастерами Ренессанса и раннего барокко окончательно определили облик собора св. Петра в Риме. Скульптурные работы Б., статуи имп. Константина Великого и св. Лонгина (1635-1638), надгробия пап Урбана VIII (1647) и Александра VII (1678). Расположенная в главной апсиде кафедра св. Петра (1651-1666) и бронзовый киворий над гробницей ап. Петра (1624-1633) органично вписываются в архитектуру собора, что принципиально важно для барокко. К шедеврам архитектурного творчества Б. относится площадь перед собором (1656-1667). Обрамляющие ее галереи, переходящие в открытые колоннады, придают пространству динамичные очертания трапеции и овала, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа св. Петра». В фасаде Палаццо дель Квиринале (1638), капелле Раймонди в ц. Сан-Пьетро ин Монторио (1640-1648), фасаде и портале ц. Санта-Мария дель Пополо (1657), ц. Сант-Андреа аль Квиринале (1658-1660) использованы барочные элементы зодчества овального плана. Очертания стен образуют эллипс, перпендикулярный основному направлению движения от входа к алтарю, т.

http://pravenc.ru/text/78188.html

Тереза Авильская (Тереза Иисусова) (1515–1582) – святая, монахиня Ордена кармелиток (с 1537). Осуществила реформу данного ордена, приведшую к возникновению 17 женских и 2 мужских монастырей. Канонизирована в 1622. Согласно Терезе, Бог человека живет в его душе. Жизнь в молитве являет собой «орошение сада души» как своими усилиями (мысленной молитвой или медитацией), так и с помощью Святого Духа (посредством созерцания). Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения – «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок, или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября. В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Цит. по книге «Град души» (возможно, «Внутренний замок, или Обители души»). Никодим Агиорит , Святогорец (1748–1809) – святой, преподобный; родился на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим (в крещении Николай). Когда прибыл митрополит Ко-ринфский Макарий, он поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца . В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова . Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще. Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная с ита-льянского, и «Затвор чувств, фантазии и ума». Преподобный Никодим 1 июля 1809 года мирно отошел ко Господу. Память празднуется Церковью 1 июня по ст. стилю и вместе со отцами, во Святой Горе Афонской просиявших (в 2-ю по Пятидесятнице). Цит. с Константинопольского издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Восхождение к созерцанию божественных достоинств в молитве и благочестивом размышлении предполагает последовательное просвещение божественным светом способностей души, гл. обр. памяти, разума и воли, а также 5 внутренних чувств души (cogitatio, perceptio, conscientia, subtilitas et animositas). Для Л., подобно позднесредневек. испан. мистикам ( Хуану де ла Крусу , Терезе Авильской ), характерно повышенное внимание к аффективной стороне молитвы: стоны и воздыхания именуются «посланниками от любящего к Возлюбленному»; без них, как утверждает Л. в трактате «Древо философского созерцания» (Arbor divinae contemplationis), созерцание было бы не слишком плодотворным; в «Книге созерцания» Л. молит о ниспослании ему слезного дара. При этом, однако, явленная в молитве «любовь» к Богу, согласно Л., никогда не является чисто аффективной и всегда содержит в себе элемент рационального постижения. Так, заповедь из Втор 6. 5 о любви к Богу Л. толкует следующим образом: «...нет оправдания тому, кто не прилагает всех сил своих к познанию божественной Троицы и Воплощения». В мариологии Л., подобно Иоанну Дунсу Скоту , приближается к учению о Непорочном Зачатии Девы Марии. Как и др. разделы теологии Л., мариология была связана с его доктриной божественных достоинств: в трактате «О Деве Марии» (Libre de Santa Maria) он пишет о том, что в Пресв. Деве Марии божественные атрибуты были явлены в таком изобилии, что «мир едва мог их вместить». Сочинения на каталанском языке Л. называют «демиургом» каталан. языка ( Badia i Margarit. 2004. P. 183; Ж. Рубио-и-Балагьер применительно к Л. говорит о «чуде сотворения языка» - Rubi ó i Balaguer. 2006. P. 97). Исследователи указывают на тесную связь лит. творчества Л. с его спекулятивными задачами. Эта связь объясняет как лексические, так и синтаксические особенности его произведений: изобилие латинизмов и схоластических терминов, простота синтаксиса, призванная сделать текст более наглядным и «суггестивным»; в то же время нет недостатка и в балеарских диалектизмах (подробный анализ языка Л.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

Не менее показательны " откровения " и возведенной также папой Павлом VI в " Учители Церкви " Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: " О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу! " . Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он - закономерное следствие всего " духовного " подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте. После многочисленных своих явлений " христос " говорит Терезе: " С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг " (Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Брюссель, 1988. - С. 88.) " Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя! " - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками... " , - пишет Д. Мережковский. Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: " Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания " . Не случайно поэтому известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что " ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством " (Джемс В. Многообразие религиозного опыта./Пер. с англ. - М., 1910. - С. 337). Еще одной иллюстрацией представления о святости в католицизме является Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), которая, прожив 23 года от роду, в 1997 году, в связи с столетием со дня кончины, " непогрешимым " решением папы Иоанна Павла II была объявлена еще одним Учителем Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии Терезы " Повесть об одной душе " , красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии (Повесть об одной душе//Символ. 1996. - Париж. - С.151.) " Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: " Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников " (Не себя спасать, но других!).

http://zavet.ru/smv/pr/001osipov.htm

Я всегда удивлялся множеству общин, существующих в мире, идёт ли речь о древних общинах, восходящих к святому Бенедикту и пробуждённых к жизни любовью или о тех многочисленных общинах, что порождает сегодня Святой Дух. Некоторые пребывают в Церкви, другие вне какого бы то ни было института: они составляются из молодых людей, обладающих пророческими предчувствиями и ищущих новый образ жизни. Они составляют часть обширной невидимой Церкви. Каждая из этих общин обладает своей харизмой, своим образом жизни, своими правилами, своим Уставом. Каждая в своём роде единственная. Есть общины, основанные на поклонении, на молчаливой и созерцательной молитве: очень много кармелитских или других монастырей начинают скрее в бессловесности, чем со слов; они живут традицией, восходящей к Св. Бернарду или Св. Терезе Авильской. Сродни этим общинам община сестёр дармштадских в Германии и общины Маленьких Сестёр и Маленьких Братьев Иисуса, пребывающих в молчании и молитве, живущих в трущобах и резервациях по всему миру. Их созерцание связано очень непосредственным образом с присутствием бедных. Затем существует множество молитвенных общин, более–менее связанных с харизматическим обновлением, в которых люди живут для того, чтобы молиться, несмотря на то, что очень сильно укоренены в обществе. Существуют дома милосердия, рассеянные по всему миру, имеющие своей целью принимать тех, кто желает обрести уединение. Дом Мадонны, основанный Екатериной Дохерти, другой пример христианской общины, основанной на молитве. Существуют экуменические общины, как, например, Братьев из Тэзэ и община Бундеена в Австралии. Затем есть общины, имеющие важнейшей целью принимать и заботиться о самых бедных, как, например, общины Братьев и Сестёр Миссионеров Милосердия, основанные Матерью Терезой Калькутской и Братом Андре. Некоторые общины в большей мере вовлечены в социальный контекст. Они хотят принести благосостояние уничиженным и страждущим людям; например, общины Церкви Спасителя в Вашингтоне, Общины Католический Рабочий, общины «El Minuto de Dios» в Колумбии и община Теда Кеннеди с аборигенами Сиднея, кроме того, существует очень много общин, которые в мире являются знаками Святого Духа.

http://predanie.ru/book/74578-obschina-m...

Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. СПб., 1905. Т. 2. С. 214–218, 296, 299 и след. См., напр.: Откровения блаженной Анжелы/Пер. Л.П. Карсавина. М., 1918. О Терезе Авильской обширный фактологический материал приведен в кн.: Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. В современной наукообразной лексике это называется «точками бифуркации». Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святого Григория Паламы. М., 1996. С. 403. Там же. С. 400–401. Там же. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святого Григория Паламы. С. 401. Лосский В.Н. Боговидение. М., 1995. С. 96. Там же. С. 111. Там же. Там же. С. 113. Церковь владыки Василия (Кривошеина). Изд-во братства во имя св. Александра Невского, 2004. С. 190–191. Там же. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 872. Могут возразить, что это есть также иудаизм. Однако иудаизм есть частно-этническое явление, отнюдь не имеющее того всемирно-исторического значения, на которое ныне весьма активно и пассионарно претендует ислам, особенно в своем радикально-политизированном варианте (насколько обоснованно – другой вопрос). Всемирно-историческое значение иудаизма связано исключительно с концом истории , о нем можно говорить лишь в свете ожидания иудеями лжемессии, который придет лишь перед концом времен и в христианской традиции называется антихристом. Нас же интересует пока еще исторический план. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 6 декабря 2009, 03:48 Александр Усложненость языка - следствие отсутсвия понимания существа проблемы. Как говориться: " Кто ясно мыслит, тот ясно излагает " . Обратите внимание - в списке литературы нет ни творений Святителя Григоря Паламы, ни сочинений Варлаама Калабрийца. Трактовки Паламизма Лосским и Керном, истолкованные автором выдаются за точку зрения Святителя Паламы. В результате автор создает достаточно странную " богословскую " кострукцию - " энергийного обожения " . Я его много раз просил прочитать наконец " Триады " или хотя бы " Святогорский Томос " . К сожалению я не сумел донести до него важность чтения первоисточников. Наверно потому, что я сам грешен в этом - каюсь. По этому мне легко понять, что для автора Паламизм просто способ обосновать свое вполне мирское раздражение так называемыми либералами. Паламизм Паламы автора просто не интересует. А для того, чтобы скрыть этот факт автор, будучи прекрасным филологом, создает этот усложненый язык. Ну да с Божей помошью все как-то утрясется. Самое главное это чтобы Вы поняли - что если не лениться и не заталкивать Святых Отцов в свои заранее приготовленные конструкции, то на самом деле Богословие просто - " Бог очеловечился, чтобы Человек обожился " . Что может быть проще. И сложнее.

http://pravoslavie.ru/923.html

Мережковский оставил нам 24 тома своих произведений. Туда входят: стихи, поэмы, переводы со всех европейских языков, переводы античных трагиков, новеллы в духе итальянского Возрождения; трилогия «Христос и Антихрист», первое его крупное беллетристическое произведение, состоящее из романов: «Смерть богов» («Юлиан Отступник»), «Воскресшие боги» (Леонардо да Винчи) и «Антихрист» (Петр и Алексей). Другая трилогия «Царство зверя» («Зверь из бездны»), состоящая из драмы «Павел I» и двух романов: «Александр I» и изданного уже во время революции «14 декабря». «Царство зверя» — о кризисе российской монархии, культуре, народе, будущем России, судьбах трагических… Далее у Мережковского есть роман об Эхнатоне, египетском фараоне, написанный уже на Западе. Есть очень интересная, блестяще написанная книга «Наполеон». Затем любопытная, но очень спорная трилогия о религиозных судьбах Европы, истоки которых искал в древнейших временах: «Тутанхамон на Крите», полуроман, полуэссе, полуистория; «Тайна трех» — о Вавилоне, Египте и Крите и «Мессия»; есть книга, вызвавшая довольно широкий отклик на Западе, называется она «Иисус неизвестный» — большая двухтомная книга о жизни Христа и о Личности Его; цикл биографий святых, западных и восточных: апостол Павел, Августин, испанские мистики, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус, Жанна д " Арк. Совсем недавно были изданы книги (за рубежом, конечно) о западных святых: о Лютере; о Маленькой Терезе, французской святой, кармелитке–монахине, умершей в юном возрасте в конце прошлого столения. Эта книга уже дважды издавалась за рубежом. Наибольшую известность Мережковский получил как мыслитель и критик, но мыслитель очень своеобразный. Его мысль капризная, подчиненная схемам, своеобразная мысль. Самая, пожалуй, яркая книга — «Лев Толстой и Достоевский». Я не могу найти для характеристики этих его книг слов, непонятен жанр: это и биографии писателей, это и философские, религиозно–философские, даже богословские мысли, это и блестящая литературная критика — все вместе. Это какой–то синтетический жанр огромных эссе. Он был эссеист и блестящий мастер цитаты. В истории русской критики никто не мог в такой мере великолепно владеть цитатой: иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегда находя под рукой необходимое место. Некоторые критики обвиняли Мережковского в том, что он слишком часто возвращается к своим темам, но это стиль начала века, это стремление, которое было у Андрея Белого, — как бы повторять музыкальную настроенность, музыкальную фразу, начиная с одного и кончая этим же, возвращаясь постоянно к одним и тем же темам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Известно, что уже во 2-й пол. 30-х гг. XVI в. в рукописи было распространено некое сочинение П. А., посвященное молитвам, однако неизвестно, является ли оно 1-м вариантом «Трактата…». Первое издание «Трактата…» не сохранилось. Самые ранние из сохранившихся изданий осуществил И. Блавий в Лиссабоне между 1561 и 1563 гг. (подробнее см.: L ó pez Ruano. 2009). Трактат состоит из 2 частей. В 1-й части рассматриваются вопросы о предназначении человеческой жизни и роли в ней молитв и духовных размышлений (медитаций). В гл. 1, не пересекающейся с текстом Луиса де Гранады, П. А. называет благочестие основной целью молитв. В главах 2-4 описываются методы и цели духовных размышлений, в главах 5-11 - молитвы. В представленном в гл. 11 молении о любви Божией прослеживается заметное влияние францисканских мистиков Франсиско де Осуна († ок. 1540) и Луи де Блуа (1506-1566). В гл. 12 содержится 8 предписаний (6 из них заимствованы из сочинения Луиса де Гранады) о повседневных духовных практиках. В неск. главах 2-й части «Трактата…» говорится о благочестии как о соединении с Богом. Трактат пользовался популярностью, не раз переиздавался и переведен на ряд европ. языков. П. А. принадлежит краткий комментарий на 6 первых стихов 50-го псалма - «Super psalmum Miserere», переписанный Бернардо Бенегасом, учеником проповедника католич. св. Иоанна (Хуана) Авильского († 1569) (ркп.: Matrit. Acad. hist. 9/2169. Fol. 296r - 302v). Несмотря на отсутствие прямого указания на авторство П. А., этот факт достоверно установлен (см.: Sala Balust. 1955). Также ему приписывается авторство небольшого трактата «Путь совершенствования» (Camino de perfección), сохранившегося в поздней копии (Barcelona. Univ. Bibl. 1744. Fol. 63r - 67v). Сохранилось 12 уверенно атрибутируемых П. А. писем. Часть из них посвящена организационным делам ордена: напр., послание Гиомару де Ульоа об основании конвента в Альдеа-де-Пало от 9 янв. 1561 г. В др. письмах содержатся наставления мирянам (инфанте Изабелле Португальской, 1552; инфанте Марии, 1553; и др.) и монахам (наиболее известно письмо Терезе Авильской от 14 апр.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Ватикан выпустил памятную медаль 3-го года понтификата без изображения Папы 07.08.2015 11:25 Версия для печати Рим, 7 августа. В соответствии с пожеланием Святейшего Отца, на памятной медали 3-го года его понтификата, вместо обычного изображения самого Папы Франциска, было размещено изображение святой Терезы Авильской. Таким образом Папа пожелал почтить 500-летие великой испанской кармелитки и мистика, сообщает Радио Ватикана . На юбилейной медали отчеканен момент обретения святой Терезой мистического опыта Божьей любви: ангел пронзает её сердце пылающим огненным копьём. Святая описала это видение в своей автобиографии под названием «Книга о моей жизни». Выражая благодарность Папе Франциску за этот жест уважения ко всей кармелитской монашеской семье, Генеральный настоятель Ордена босых кармелитов о. Саверио Каннистра отметил: «Мы очень рады по этому поводу. В то же время чувствуем себя призванными, подобно святой Терезе, быть достойными сынами и дочерьми Церкви, которые, внимая словам Иисуса, посвящают себя служению самым малым Его братьям». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010